Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма.



В философии Англии XVIII в наиболее значительными мыслителями были Джордж Беркли и в особенности Дэвид Юм. Беркли глубоко изучил и критически переработал философию Локка, Мальбранша, Юма. Он много занимался осмыслением философских предпосылок и следствий учения Ньютона, а в 20-х годах подверг ньютонианство резкой критике.

Центральные понятия в философии Беркли:

1) существовать (быть) — значит быть воспринимаемым;

2) "...я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект и ощущение — одно и то же и не могут быть абстрагируемы одно от другого".

3) Мы никогда не можем воспринимать реки, горы, дома, словом, предметы природы, в некоем их существовании, отличном от того, каким они предстают перед разумом.

4) Идеи не могут походить ни на что, кроме самих ид ей: например, цвет или фигура (которые Беркли считает именно идеями, притом довольно сложным путем возникшими) могут походить только на другие цвет или фигуру.

При этом Беркли отклоняет сложившееся в его время представление о первичных и вторичных качествах, согласно которому первичные качества объективны, т.е. наличествуют в самих телах, а вторичные качества субъективны. Беркли разбирает приводимую в пользу этой концепции аргументацию. Вторичные качества считаются субъективными потому, что их относят главным образом не к предметам, а к органам чувств, действующим отнюдь не по принципу зеркала. Но, рассуждает Беркли, то же самое можно сказать о первичных качествах — протяжении, фигуре, движении, ибо и они зависят от специфической в каждом случае работы органов чувств человека, прежде всего зрения. А зрение, как мы уже знаем, дает не простые копии качеств, заключенных в предметах, а оказывается результатом сложной конструктивной работы духа, итогом длительной работы чувств и ума, что, собственно, и понимается под опытом.

Юм разделял представления Локка об объединении ряда простых идей в сложные, однако подверг существенному пересмотру его теорию ассоциаций. Он был согласен с Беркли в том, что материальный мир не существует для индивида до тех пор, пока он не доступен наблюдению. Однако Юм пошел дальше. С точки зрения Беркли, Бог непрерывно воспринимает мир и тем самым выступает гарантом стабильности и постоянства физических объектов. Юм же задает следующий вопрос: что будет, если убрать идею Бога из этой картины?

 

Философ сомневается буквально во всем, в том числе существует ли мир как объективная реальность вне нас и независимо от нас. Отсюда вытекает его агностицизм, уверенность Юма в непознаваемости мира. В самом деле, нельзя утверждать, что нечто познаваемо, если неизвестно, существует ли оно реально.

В познании мы можем выделить два элемента:

· Впечатление (более сильные и яркие, они определяющие)

· Идеи (более слабые)

Юм говорит, что мыслить «самое себя» нельзя. Люди всегда используют ощущения (перцепции)

Личность же есть не что иное, как поток меняющихся, вечно изменчивых состояний. (Это как кинопленка: мы видим кадр, не замечая при этом как меняются кадры пленки) Мы не чувствуем этих перемен, так же как и не чувствуем умирающие в организме клетки.

Описывая человека как набор меняющихся состояний (набор перцепций), Юм идет в разрез с мыслью о том, что человек высшее существо.

Юм признает, что людям кажется, что каждое явление выступает либо как причина либо как следствие.

Доказать наличие вне и независимо от нас причинно-следственных связей невозможно. Юм считает, что никакой причинно-следственной связи нет, это иллюзия. Работа причинно-следственных связей возможна на поверхности, но никак не внутри. По факту, это простые совпадения. Люди привыкли жить по привычке, следуя одним и тем же правилам. Из-за этого им и кажется, что существует какая- то причинность.

Что же касается веры, у Юма были следующие взгляды:

Религия не более, чем сказка, устойчивая иллюзия, выгодная церковникам..

С возникновением религии беды людей стали умножаться, человек попал в зависимость от жрецов и попов.

Религия не принесла людям ожидаемого счастья. Напротив, она привела целые поколения ко лжи, лицемерию и тд.

Хотя в то же время Юм утверждает, что религия – это опиум для народа. Если не будет религии, то массы откажутся повиноваться, чего допустить вообще нельзя.

Основные законы и категории диалектики.

а)Основные законы диалектики (сущность процесса развития объективной реальности отражают три основных закона диалектики: взаимосвязаны, являются тремя сторонами единого процесса развития, объективны и универсальны, но проявляют себя через формы движения, и уровни организации материи):

1)Закон единства и борьбы противоположностей: фундаментальный закон, ядро диалектики; каждая материальная система, целостное материальное образование в своем основании имеет взаимоотрицающие и взаимозависимые стороны, полюса. Они являются противоположностями, существенные особенности каждой являются из которых определяется существованием, движением другой стороны; единство есть основа борьбы, борьба же - форма осуществления единства противоположностей.

2)Закон отрицания отрицания: раскрывает форму внутреннего движения противоречия; противоположности взаимно отрицаются; каждая противоположность, отрицая другую, способствует ее изменению, совершенствованию, реальное осуществление которого приводит к необходимости своего изменения. В результате происходит совершенствование не только каждой противоположности, но и всего противоречия, всей материальной системы (к примеру: продавец и покупатель, кредитор и заемщик)

3)Закон перехода количественных изменений в качественные: интенсивное количественное изменение посредством изменения структуры предмета порождает новые свойства и со временем приведет к новому качеству; появление нового качества в результате количественных накоплений и изменений внутренней структуры называют скачком. (К примеру: продукт труда приобретает качество товара, вовлекаясь в движение обмена, купли-продажи).

б)Основные категории( предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные свойства и связи, присущие всем явлениям действительности):

- Единичное, особенное и общее

Единичное – категория, выражающая относительную обособленность объектов в пространстве и времени, их количественную и качественную неповторимость. В категории «общее» выражаются определенные свойства или отношения, характерные для класса предметов или явлений. Единичное и общее невозможны друг без друга. Способ и мера объединения общего и единичного в одном явлении выражается категорией «особенное».

- Сущность ( совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта) и явление (внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события)

- Содержание (структурно организованная совокупность всех элементов объекта в их в их взаимосвязи, взаимодействии и функционировании) и форма (способ существования и проявления содержания).Различают форму внешнюю и внутреннюю.

- Причина и следствие. Причинно-следственные связи – один из основных видов связи, который носит универсальный (всеобщий) характер. Причина – это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием.

- Необходимость (закономерный тип связи между явлениями и процессами, который вызван устойчивыми, внутренними, существенными причинами и случайность) и случайность (тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами)

- Возможность (в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью) и действительность (все то, что существует).


 

Билет 15

1. милетская (а)

2. Бога (в)

3. Бэкон (а)

4. славянофилы и западники (г)

Неотомизм

6. (б)

7. Отражение определяется как: всеобщее свойство материи (а)

8. Кун

9. Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это: Глобализация

10. Научная революция это радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой научной картине мира

· Основные идеи философии Просвещения 18 века. Материализм и атеизм во французском Просвещении.

В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.

Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён от учёбы – женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Фраческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741).

Критика христианства участилась в XVII и XVIII веках, особенно во Франции и Англии, где, по мнению современников, наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители, такие, как Томас Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма в отношении сверхъестественных сил. В конце XVII столетия деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд. Фактически все французские и английские философы XVIII века в какой-то форме придерживались деизма. Высмеивая христианство, многие деисты в то же время презирали и атеизм. Первые открыто атеистические мыслители, такие, как барон Гольбах, появились в конце XVIII века, когда выражение неверия в бога стало менее опасно.[105] Дэвид Юм был наиболее систематичным представителем просвещённого мышления, создававшим скептическую эпистемологию, основанную на эмпиризме, и подрывавшим метафизические основы теологии.

Великая французская революция вынесла атеизм и антиклерикальный деизм из салонов на улицы. Попытка навязать Гражданское устройство духовенства привела к антиклерикалистским волнениям и изгнанию многих священников из Франции.

В истоках этого материализма лежат философские идеи Б.Спинозы, Д.Локка, Р.Декарта, П.Гассенди, а также многие достижения естественных наук, связанные с именами И. Ньютона, П.Лапласа, Ж.Бюффона и др. Итак, что же конкретно представляет собой французский материализм XVIII века? Его наиболее яркими представителями являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.

Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идут дальше Б.Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна.

Более того, французские материалисты предвосхитили некоторые положения эволюционного учения. Именно с процессом изменения и развития они связывали появление реального многообразия материального мира. Они утверждали, что человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). Развитие французские материалисты связывали прежде всего с усложнением организации материальных объектов. В частности, с этих позиций они раскрывали природу сознания и мышления. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К.Гельвеций, Д.Дидро).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.015 с.)