Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В философии Англии XVIII в наиболее значительными мыслителями были Джордж Беркли и в особенности Дэвид Юм. Беркли глубоко изучил и критически переработал философию Локка, Мальбранша, Юма. Он много занимался осмыслением философских предпосылок и следствий учения Ньютона, а в 20-х годах подверг ньютонианство резкой критике. Центральные понятия в философии Беркли: 1) существовать (быть) — значит быть воспринимаемым; 2) "...я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия. На самом деле объект и ощущение — одно и то же и не могут быть абстрагируемы одно от другого". 3) Мы никогда не можем воспринимать реки, горы, дома, словом, предметы природы, в некоем их существовании, отличном от того, каким они предстают перед разумом. 4) Идеи не могут походить ни на что, кроме самих ид ей: например, цвет или фигура (которые Беркли считает именно идеями, притом довольно сложным путем возникшими) могут походить только на другие цвет или фигуру. При этом Беркли отклоняет сложившееся в его время представление о первичных и вторичных качествах, согласно которому первичные качества объективны, т.е. наличествуют в самих телах, а вторичные качества субъективны. Беркли разбирает приводимую в пользу этой концепции аргументацию. Вторичные качества считаются субъективными потому, что их относят главным образом не к предметам, а к органам чувств, действующим отнюдь не по принципу зеркала. Но, рассуждает Беркли, то же самое можно сказать о первичных качествах — протяжении, фигуре, движении, ибо и они зависят от специфической в каждом случае работы органов чувств человека, прежде всего зрения. А зрение, как мы уже знаем, дает не простые копии качеств, заключенных в предметах, а оказывается результатом сложной конструктивной работы духа, итогом длительной работы чувств и ума, что, собственно, и понимается под опытом. Юм разделял представления Локка об объединении ряда простых идей в сложные, однако подверг существенному пересмотру его теорию ассоциаций. Он был согласен с Беркли в том, что материальный мир не существует для индивида до тех пор, пока он не доступен наблюдению. Однако Юм пошел дальше. С точки зрения Беркли, Бог непрерывно воспринимает мир и тем самым выступает гарантом стабильности и постоянства физических объектов. Юм же задает следующий вопрос: что будет, если убрать идею Бога из этой картины?
Философ сомневается буквально во всем, в том числе существует ли мир как объективная реальность вне нас и независимо от нас. Отсюда вытекает его агностицизм, уверенность Юма в непознаваемости мира. В самом деле, нельзя утверждать, что нечто познаваемо, если неизвестно, существует ли оно реально. В познании мы можем выделить два элемента: · Впечатление (более сильные и яркие, они определяющие) · Идеи (более слабые) Юм говорит, что мыслить «самое себя» нельзя. Люди всегда используют ощущения (перцепции) Личность же есть не что иное, как поток меняющихся, вечно изменчивых состояний. (Это как кинопленка: мы видим кадр, не замечая при этом как меняются кадры пленки) Мы не чувствуем этих перемен, так же как и не чувствуем умирающие в организме клетки. Описывая человека как набор меняющихся состояний (набор перцепций), Юм идет в разрез с мыслью о том, что человек высшее существо. Юм признает, что людям кажется, что каждое явление выступает либо как причина либо как следствие. Доказать наличие вне и независимо от нас причинно-следственных связей невозможно. Юм считает, что никакой причинно-следственной связи нет, это иллюзия. Работа причинно-следственных связей возможна на поверхности, но никак не внутри. По факту, это простые совпадения. Люди привыкли жить по привычке, следуя одним и тем же правилам. Из-за этого им и кажется, что существует какая- то причинность. Что же касается веры, у Юма были следующие взгляды: Религия не более, чем сказка, устойчивая иллюзия, выгодная церковникам.. С возникновением религии беды людей стали умножаться, человек попал в зависимость от жрецов и попов. Религия не принесла людям ожидаемого счастья. Напротив, она привела целые поколения ко лжи, лицемерию и тд. Хотя в то же время Юм утверждает, что религия – это опиум для народа. Если не будет религии, то массы откажутся повиноваться, чего допустить вообще нельзя. Основные законы и категории диалектики. а)Основные законы диалектики (сущность процесса развития объективной реальности отражают три основных закона диалектики: взаимосвязаны, являются тремя сторонами единого процесса развития, объективны и универсальны, но проявляют себя через формы движения, и уровни организации материи): 1)Закон единства и борьбы противоположностей: фундаментальный закон, ядро диалектики; каждая материальная система, целостное материальное образование в своем основании имеет взаимоотрицающие и взаимозависимые стороны, полюса. Они являются противоположностями, существенные особенности каждой являются из которых определяется существованием, движением другой стороны; единство есть основа борьбы, борьба же - форма осуществления единства противоположностей. 2)Закон отрицания отрицания: раскрывает форму внутреннего движения противоречия; противоположности взаимно отрицаются; каждая противоположность, отрицая другую, способствует ее изменению, совершенствованию, реальное осуществление которого приводит к необходимости своего изменения. В результате происходит совершенствование не только каждой противоположности, но и всего противоречия, всей материальной системы (к примеру: продавец и покупатель, кредитор и заемщик) 3)Закон перехода количественных изменений в качественные: интенсивное количественное изменение посредством изменения структуры предмета порождает новые свойства и со временем приведет к новому качеству; появление нового качества в результате количественных накоплений и изменений внутренней структуры называют скачком. (К примеру: продукт труда приобретает качество товара, вовлекаясь в движение обмена, купли-продажи). б)Основные категории( предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные свойства и связи, присущие всем явлениям действительности): - Единичное, особенное и общее Единичное – категория, выражающая относительную обособленность объектов в пространстве и времени, их количественную и качественную неповторимость. В категории «общее» выражаются определенные свойства или отношения, характерные для класса предметов или явлений. Единичное и общее невозможны друг без друга. Способ и мера объединения общего и единичного в одном явлении выражается категорией «особенное». - Сущность ( совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта) и явление (внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события) - Содержание (структурно организованная совокупность всех элементов объекта в их в их взаимосвязи, взаимодействии и функционировании) и форма (способ существования и проявления содержания).Различают форму внешнюю и внутреннюю. - Причина и следствие. Причинно-следственные связи – один из основных видов связи, который носит универсальный (всеобщий) характер. Причина – это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием. - Необходимость (закономерный тип связи между явлениями и процессами, который вызван устойчивыми, внутренними, существенными причинами и случайность) и случайность (тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами) - Возможность (в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью) и действительность (все то, что существует).
Билет 15 1. милетская (а) 2. Бога (в) 3. Бэкон (а) 4. славянофилы и западники (г) Неотомизм 6. (б) 7. Отражение определяется как: всеобщее свойство материи (а) 8. Кун 9. Современный процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, разворачивающихся поверх государственных границ – это: Глобализация 10. Научная революция это радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой научной картине мира · Основные идеи философии Просвещения 18 века. Материализм и атеизм во французском Просвещении. В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён от учёбы – женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Фраческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741). Критика христианства участилась в XVII и XVIII веках, особенно во Франции и Англии, где, по мнению современников, наблюдался кризис религии. Некоторые протестантские мыслители, такие, как Томас Гоббс, поддерживали философию материализма и скептицизма в отношении сверхъестественных сил. В конце XVII столетия деизм стал открыто поддерживаться такими интеллектуалами, как Джон Толанд. Фактически все французские и английские философы XVIII века в какой-то форме придерживались деизма. Высмеивая христианство, многие деисты в то же время презирали и атеизм. Первые открыто атеистические мыслители, такие, как барон Гольбах, появились в конце XVIII века, когда выражение неверия в бога стало менее опасно.[105] Дэвид Юм был наиболее систематичным представителем просвещённого мышления, создававшим скептическую эпистемологию, основанную на эмпиризме, и подрывавшим метафизические основы теологии. Великая французская революция вынесла атеизм и антиклерикальный деизм из салонов на улицы. Попытка навязать Гражданское устройство духовенства привела к антиклерикалистским волнениям и изгнанию многих священников из Франции. В истоках этого материализма лежат философские идеи Б.Спинозы, Д.Локка, Р.Декарта, П.Гассенди, а также многие достижения естественных наук, связанные с именами И. Ньютона, П.Лапласа, Ж.Бюффона и др. Итак, что же конкретно представляет собой французский материализм XVIII века? Его наиболее яркими представителями являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и др. Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идут дальше Б.Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна. Более того, французские материалисты предвосхитили некоторые положения эволюционного учения. Именно с процессом изменения и развития они связывали появление реального многообразия материального мира. Они утверждали, что человек как биологический вид имеет свою историю становления (Д.Дидро). Развитие французские материалисты связывали прежде всего с усложнением организации материальных объектов. В частности, с этих позиций они раскрывали природу сознания и мышления. Мышление и ощущение они представляли как свойство материи, возникшее в результате усложнения ее организации (К.Гельвеций, Д.Дидро).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.66 (0.008 с.) |