Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития и национальное своеобразие русской философии.

Поиск

Исходной точкой в выявлении этапов развития русской философии стала мысль Бердяева, заключавшаяся в выделении 5 периодов. Подвергнувшись некоторым изменениям, данная концепция приняла следующий вид:

1. Философская мысль Киевской Руси Х-ХИ вв.

2. Философская мысль в Московской Руси ХШ—XVIII вв.

3. Русская философия второй половины XVIII в. - первой половины XIX в.

4. Русская религиозная философия второй половины XIX в. начало XX в.

5. Советский период в русской философии: 1918-1991 гг.

Нельзя не выделить основные черты русской философии. 1) Она базируется на мощнейшей мировоззренческой основе, то есть развитие российской культуры всегда глубоко тяготело в проблематике широкого масштаба. 2) Русская философия почти всегда развивалась в русле религии. Это значит, что почти все произведения русской мысли вырастали на религиозной почве. Это объясняется тем, что источником цензуры в России, в отличие от Запада, почти всегда было государство, а не церковь. 3) В основе проблематики русской философии всегда лежит тема России, ее исторической судьбы. 4) Другая ведущая тема – тема человека, смысла жизни. На Западе человек – индивидуальность, в России – микрокосмос, таящий в себе разгадку тайны макрокосмоса (т.е. познав русского человека, можно познать саму Россию).

С развитием русской философии связаны, прежде всего, два течения – западничество и славянофильство. Славянофильство опиралось на национальную самобытность русской духовной жизни, развитие русской мысли по собственному пути, отличному от пути Европы; призвание России – «спасти» Европу, обогатив ее высокими идеалами, прежде всего заложенными в православии. Заслуга славянофилов – они стимулировали развитие русской философской мысли, подтолкнули к поискам в определенном направлении.

Западничество были убеждены, что России необходимо усвоить нормы Запада, пройдя аналогичные этапы развития; для его ускорения этого необходимо постигнуть европейскую науку и культуру; западные идеалы – политическая и духовная свобода, религии отводилась небольшая роль.

Важная ее черта - это стремление к целостности познания и поведения человека, основанной на единстве рационального мышления, чувственного опыта, эстетического вкуса, религиозных и нравственных представлений и мистической интуиции. Все это указывает на синтетический характер русской философии, которая помимо отмеченных имеет еще один аспект, связанный с промежуточным положением России между европейскими и восточными цивилизациями, — синтез западных и восточных представлений.

Периодизация

Первым проявлениям самостоятельного философского творчества в России предшествовал продолжительный период. «Пролог» охватывает период времени, начиная с первых известных нам русских богословских сочинений (традиционно «Слово о законе и благодати» митр. Иллариона Киевского) и простирается вплоть до XVIII в., когда в России началось «лихорадочное усвоение западной культуры».

0. Пролог – от первых литературных произведений до второй половины XVIII в. Русская мысль в Киевской и Московской Руси. Главная задача – обоснование идеи русского православного царства.

1. Первый период – период ученичества и зарождения русской философии - XVIII в. Этот период прежде всего связан с такими именами, как Г.С. Сковорода, А.С. Пушкин, свт. Тихон Задонский, прп. Паисий Величковский.

2. Второй период – охватывает первую половину XIX века, период влияния германского идеализма и пробуждения самобытной философской мысли. А. Хомяков, И. Киреевский, Ю.Самарин, К.Аксаков, Ф.А.Голубинский, Ф.Ф.Сидонский.

3. Третий период – возникновение самостоятельный систем (вторая половина XIX – первые десятилетия ХХ в.). Центральная фигура - Вл. Соловьев, а также целая плеяда имен: братьев С. Н. и Е. Н. Трубецких, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, К. Леонтьев, Н. Федоров, Вячеслав Иванов, Лев Шестов, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве, С. Л. Франк, С. А. Алексеев-Аскольдов, Н. О. Лосский, П. И. Новгородцев, П. А. Флоренского В. А. Тернавцев, В. Ф. Эрн и других. Здесь также следует упомянуть имена Достоевского и Л. Толстого. Это время выхода двух знаменитых сборников - "Проблем идеализма" и "Вех", основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве.

4. Четвертый период - период эмиграции, начинающийся после революции 1917 года. Это период окончательного оформления русской религиозной философии и ее выхода на мировую сцену. Здесь, кроме вышеупомянутых, следует добавить имена философов, выехавших из России: Н. С. Арсеньев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Л. П. Карсавин, Г. П. Федотов, прот. Георгий Флоровский. В это время под редакцией Н. А. Бердяева начинается издание в Париже русского религиозно-философского журнала "Путь".

 

Формационный подход к типологии истории.

Диалектический анализ исторического развития дается в формационной теории К. Маркса. Понятие общественно-экономической формации в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. Маркс исходит из следующей установки: если человечество закономерно, поступательно развивается как единое целое, то все оно должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «общественно-экономические формации». По определению К. Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразными отличительными характеристиками».

Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные производственные отношения — это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т. д. Таким образом, общественно-экономическая формация включает в свой состав все многообразие жизни общества на том или ином этапе его развития.

С точки зрения формационного подхода, человечество в своем историческом развитии проходит пять основных стадий — формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм — первая фаза коммунистической формации).

Переход к последующей формации возможен лишь тогда, когда нынешняя формация: а) достигла наивысшего уровня своего экономического развития, насколько позволяет система ее производственных отношений; б) уже не способна разрешать обострившиеся социально-экономические и политические противоречия; в) в своих рамках создала элементы новой формации, способные разрешить обострившиеся противоречия и превратиться в определяющий способ производства материальной жизни.

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень и приобретшими новый характер производительными силами общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений. Этот конфликт в политической сфере проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами, требующими улучшения своего положения.

Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений, нового сознания и т. д. Так образуется новая формация. В связи с этим в марксистской концепции истории значительная роль придавалась классовой борьбе и революциям. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории, а революции К. Маркс называл «локомотивами истории».

Однако формационный подход в познании и объяснении истории не лишен и недостатков. На эти недостатки указывают его критики как в зарубежной, так и отечественной историографии.

Во-первых, формационный подход предполагает однолинейный характер исторического развития. Сам Маркс видел, что некоторые страны не укладываются в эту схему чередования пяти формаций. Таким образом, формационный подход создает определенные трудности в отражении многообразия многовариантности исторического развития.

Во-вторых, для формационного подхода характерна жесткая привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений. Исторический процесс рассматривается прежде всего под углом зрения становления и смены способа производства: решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам, а основному субъекту истории — человеку отводится второстепенная роль. Человек предстает в той теории лишь как. винтик мощного объективного механизма, движущий историческое развитие. Таким образом принижается человеческое, личностное содержание исторического процесса, а вместе с ним и духовных факторов исторического развития.

В-третьих, формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе.

В-четвертых, формационный подход содержит, по мнению многих критиков (например, К.Поппера), элементы предопределенности. Концепция формаций предполагает неизбежность развития исторического процесса от бесклассовой первобытнообщинной через классовые (рабовладельческую, феодальную и капиталистическую) к бесклассовой коммунистической формации. Маркс и его ученики затратили много усилий для практического доказательства неотвратимости победы социализма, где на смену рыночному саморазвитию приходит государственное регулирование всех параметров жизни общества.

Таким образом, методологию формационного подхода рано списывать со счетов. Она сохраняет эвристическую силу. Но тогда возникает целый ряд вопросов, связанных с провалами формационной теории при осмыслении современной истории, перспектив развития капиталистической цивилизации, неудач социалистического эксперимента, начатого в нашей стране. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы модернизировать формационное учение, очистить его от идеологических напластований, усилить его цивилизационное звучание.


 

Билет 21

1. Высказывание «Все есть число» выражает суть философского учения Пифагор

2. Позиция, преобладающая в философии франц Просвещения материалистическая

3. Кант сформулировал категорический императив, рассматривая вопросы: познания

4. Бессознательное, сублимация, либидо – это категории характерные для: фрейдизма

5. Создатель учения о переходе биосферы в ноосферу: Вернадский

6. Иллюстрацией действия диалектического принципа отрицания отрицания может служить пример: Семя- растение – семя

7. Философское направление, в котором сознание интерпретируется как свойство высокоорганизованной материи: материализм

8. Философская позиция, выражающая сомнение в возможности достижения истины: агностицизм

9. Суть корреспондентской теории истины: Истина - это знание, соответствующее действительности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.236 (0.019 с.)