ТОП 10:

Раздел 1. Особенности философского знания



Тема 2. Философия как особая наука. Предмет философии, ее структура и специфика

2.1. Объект, предмет и основные философские категории

2.2. Основные проблемы философии

2.3. Структура философского знания

2.4. Типология философских учений

Основные формы проявления философии


 

· Признаки философии какнауки: * Объект и предмет исследования; ** категориальный аппарат; ** принципы и закономерности;   · Первую классификацию и систематизацию философских знаний далПлатон. Он разделил философию на три части: физику, этику и логику. · ** В 1 в. к ним присоединилась 4-я часть – о началах всего сущего. Это в свое время получило название «метафизика».   ** В Средние века важнейшие вопросы философии вошли в состав теологии ** В 17в. Декарт отмечал, что философия подобна дереву: корни его – философия (метафизика) , ствол – физика, а ветви – все частные науки. **цели , задачи и функции; методологию
*Философия какнаука
*Философия как искусство
*Философия как обыденное сознание
*Философия как мировоззрение

 


· Первую классификацию и систематизацию философских знаний далПлатон. Он разделил философию на три части: физику, этику и логику.

·

** В 1 в. к ним присоединилась 4-я часть – о началах всего сущего. Это в свое время получило название «метафизика».

 

** В Средние века важнейшие вопросы философии вошли в состав теологии

** В 17в. Декарт отмечал, что философия подобна дереву: корни его – философия (метафизика) , ствол – физика, а ветви – все частные науки.

 

 

Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №8

Основные проблемы философии

Вопрос Время постановки вопроса   Раздел философии  
Что есть бытие? Из чего все произошло Античная философия (Парменид) Онтология  
Что есть познание ?Каковы пределы знания человека ? XVII в. ( Р.Декарт, Ф.Бэкон) Гносеология  
Что есть человек? В чем смысл жизни ? XVIII в. (И.Кант) Антропология  
Что есть общество ? Как сделать общество справедливым ? XIX в. (К.Маркс, О.Конт) Социальная философия  
Что есть ценность? Что имеет значение в жизни? XX в. (М.Шелер) Аксиология  
           

 

Наиболее актуальные вопросы, обсуждаемые на международных философских конгрессах последних лет:

· Философия политики и правамеждународное право, демократия,правачеловека, международныйпорядок, война и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, глобализация;

· Прикладныеэтико-философские проблемы- проблемы аборта, эвтаназии, клонирования человека, генной инженерии; смертной казни; прав животных, ценности природы; ответственности ученого;

· Философия языка и литературы- язык науки, смысл, понимание текста, выражение истины, искусственные языки;

· Философия виртуальности- интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект;

· История философии - применение традиционных теорий к современности.

· Философияфеминизма- права женщин, их участие в общественной жизни

· Философия природы;Философия образования;

Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №12

Тема 6. Французская философия эпохи Просвещения

6.1. Философские взгляды Франсуа Вольтера (1694-1778)- «Философские письма»,

«Философский словарь».

6.2. Социально-политическая концепция Жан-Жака Руссо-«Общественный договор»

6.3. Дени Дидро (1713-1784) - «Энциклопедии», «Философские принципы материи

и движения»

6.4.Жульен Ламетри (1709- 1750) –«Человек- машина».

6.5. Шарль Луи Монтескье (1689-1755)- «О духе законов».

6.6.Поль Гольбах (1723-1789)- «Система природы».

 

 

Тема 9. Русская философия

9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии

9.2.Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей)

9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев)

9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века

а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков)

б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин)

в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский)

г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков).

9.5. Отечественная философия в 20 веке:

а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев),

б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин),

в) социальная философия (Зиновьев, Панарин),
г) философские проблемы этики, культурологи (Ильин, Флоренский, Лосев)

Литература:

** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.85-190

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 168-204

** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.131-142

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.96-103

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.141-172; 332-334

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.72-94

** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000

** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010

 

Тема 10. Онтология(учение о бытии). Материя и сознание.

10.1.Понятие о бытии. Категория бытияв истории философии

10.2. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи

10.3. Проблема единства и многообразия мира

10.4. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи

10.5. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии.

10.6. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное.

10.7. Познавательные способности человека. Сознание и мозг.

10.8. Основные категории философии

 

Литература:

** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.49-105

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 204-262, 280-294

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.225-265

** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.42-76, 176-228

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.94-117

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.140-160, 181-205

------------------------------------------------------------------------------

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.113-118

** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.52-66.

** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010, с.112-118

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

 

Тема 11. Гносеология

11.1. Понятие познания. Проблемы познания в философии.

11.2. Сущность, содержание и структура познания

11.3. Основные направления в теории познания

11.4. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение.

11. 5. Методы и формы научного познания.

 

 

Литература:

** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.228-314

** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.355-419

** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.105-136

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.117-138

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.279- 296

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.205-227

------------------------------------------------------------------------------

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 294-312

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.158- 173-118

** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие- М., 2010, с.120-126

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

* Резервный материал  

 


* Трансцендентальныйидеализм Иммануила Канта (1724-1804)
Бл-Сх № 54 (В. Недобитюк)

1755- «Всеобщая естественная история и теория неба» (онтология) 1781- «Критика чистого разума» (гносеология) 1788- «Критика практического разума» (этика) 1790- «Критика способности суждения» (эстетика) 1792- «Метафизика нравов» (этика)
Два периода в творчестве Канта: а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы б) критический период- исследование вопросов гносеологии, этики, религии, эстетики.  
Открытия Канта** о возникновении Солнечной системы ** о существовании внешних галактик ** о расположении орбит планет в одной плоскости ** о спутниках планет, о кольцах Сатурна ** Природа имеет свою историю во времени ( начало и конец)- она не вечна, находится в постоянном изменении и развитии… плоскости  
Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека…Существуют два мира  
Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром «вещей-в-себе»)-который мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили «миром явлений»)- пример с карандашом в стакане с водой….  
Кант выделяет три познавательных уровня сознания: ** Чувственность, которая дает возможность ощущений, ** Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями; ** Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия).  
«Познания мира начинается с опыта,но они не полные, есть еще познания разумом» - это априорные знания
Человеческий разум развивается не только в индивидууме, но и в Родечеловеческом- т.е. через поколения- так происходит процесс совершенствования науки и культуры
*** По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.   **???= это материалистическая точка зрения, но ведь Кант идеалист ???  


Бл-Сх №54-а ( В.Недобитюк)

Кант исследовал границы и возможности человеческого познания… и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры(Бог, душа, бессмертие). Антиномии.  
Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.  
Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.  


Кант утверждал, что все знание выражаются в суждениях, которые он делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические,с другой – на априорные и апостериорные.  
**Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях. ** Синтетическимисуждениями И.Кант считал такие суждения, в которых содержится информация, не имеющуюся ещё в самом названии.  
**Априорные суждения – предшествующие опыту, он усматривает их на уровне рассудка и выделяет 12 категорий ( субстанция, реальность, причинность, единство, множество…) **Апостериорные – получаемые в результате опыта.  

** Действительный мир («Вещь в себе») хоть и недоступен для познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долге.   *** Его Кант называет «Категорический императив» - этическое требование, обязательное для всех людей в их повседневной жизни. Человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими.   ** Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральныи достойны человека. (напр., решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…)  
** Специфическое свойство морали – быть глубоко внутренним регуляторомповедения.
Мораль и счастье исключают друг друга
Этика- есть философия убеждения
Мораль – ненечто естественное, а нечто сверхприродное, что предписывает человеку линию поведения, требует соблюдения неких правил.
** Мораль и правоимеют один и тот же источник- практический разум человека, и единую цель- утверждение свободы и справедливости. **Различия между моралью и правом: мораль основана на внутренних побуждениях человека осознании им своего долга, а правоиспользует для обеспечения аналогичных поступков- внешнее принуждение.
Кант характеризует Правовые Законы как первую ступень нравственности
Основные категории права : ** Естественное право ** Положительное право ** Справедливость
АфоризмыИ.Канта ** Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть ** Нравственность должна лежать в характере ** Люди бы бежали друг от друга, если бы они видели один другого в полнейшей откровенности
Глупость- это недостаток, и против него нет лекарства  

 

 


Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов».

Два периода в творчестве:

а) докритический период ( до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы- « Всеобщая естественная история и теория неба»;

б) критический период- исследование вопросов гносеологии (1781- «Критика чистого разума») этики, религии, эстетики.

Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека.

Существуют два мира

Действительный мир (Кант называет его ноуменальнымили миром вещей-в-себе)- мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальнымили миром явлений).

* Если мы посмотрим на карандаш, опущенный в стакан с водой , нам покажется, что он сломан (из-за разницы в преломлении лучей в воде и воздухе). Однако «ущербность» карандаша – всего лишь явление, видимость. В действительности он цел.

Кант выделяет три познавательных уровня сознания:

· Чувственность, которая дает возможность ощущений,

· Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями;

· Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия).

 

 

** Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов.

 

· Всё возможное знание выражено в суждениях, которые И.Кант делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические,

с другой – на априорные и апостериорные.

**Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях.

** Синтетическимисуждениями И.Кант называл такие суждения, в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии.

**Априорные сужденияпредшествующие опыту. Апостериорные – получаемые в результате опыта.

· По И.Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.

 

Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист.

Он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие).

Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства.

Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

 

 

· Хотя действительный мирнедоступендля познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долга.

 

 

Его Кант называет «Категорический императив» - человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими.

 

 

Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральны и достойны человека. (напр…. решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…)

 

Блок-Сх №57 (Недобитюк В.В.)

Объективный диалектический идеализм Георга Гегеля (1770-1831)
**«Феноменология духа» =1807 **«Наука логики»=1812-1816 **«Энциклопедия философских наук»= 1817, 1827, 1830 ** «Философия права»=1821    
Основафилософии Гегеля- Абсолютная Идея
** Абсолют (Мировой разум)можно представить как мышление индивида, отделенное от головного мозга, от природы, от общества…оно положено в основу всего существующего…Внутри Абсолюта имеется Абсолютная Идея,которая находится в постоянном развитии… **Абсол. Идеясхожа с понятием БОГ,но она не обладает ни сознанием , ни личностью…, а обретает их только через человека…
Духовная культурапроявляется в трех формах: ** Субъективный Дух ( Душа, сознание, Личность) ** Объективный Дух ( Право, мораль, нравственность) ** Абсолютный Дух ( Искусство, Религия, Философия) Высшая ступень духовной жизни-являетсяФилософия, в которой Абсолютная Идеявозвращается к себе, познает себя
Абсол. Идеятворит (из себя) Природу, а затем Человечество…. ** Абсол. Идея познает себя через деятельность Человека (Духовную культуру)  
  *** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Они (мышление, разум) являются независимой от человека абсолютной сущностьюприроды, всемирной Истории.  
Развивается Абсолютная Идеяна основе противоречийи их преодоления… Первая часть Абсол. Идеи образует Логику, вторая часть- Философию природы и третья – Философию духа

 


Георг Гегель Блок-Сх №57-а (Недобитюк В.В.)

Историческая заслуга Гегеля в разработке им ДИАЛЕКТИКИ – учении о развитии и изменении. Законы диалектики:    
**Закон перехода количественных изменений в качественные.  
** Закон единства и борьбы противоположностей.
** Закон отрицания отрицания
Развитие мира и истории человечества есть развитие Абсолютной Идеи… ** Движущая сила этого развития- противоречия Схема любого развития: ** утверждение (тезис) ** отрицание этого утверждения (антитезис) ** Отрицание отрицания ( снятие противоположностей)= синтез

 

 

** Зерно, брошенное в землю = тезис, его превращение в росток = антитезис, росток превращается в колос, который отрицает росток = синтез
зерно
колос
росток
** Исходный пункт философии Гегеля – идеалистическоеотождествление мышленияи бытия. ** Мышление«отчуждает» свое бытие в виде материи, природы… ** Разум-первооснова мира…Мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму, которые являются независимой от человека абсолютной сущностью природы, всемирной Истории.
???= «Что разумно- то действительно, что действительно, то разумно»
Гегель обосновал необходимость публичного оглашения Законов, публичного суда и суда присяжных
Гегель отрицал естественно-правовую теорию происхождения государства… «Естественное право и естественное состояние – есть произвол, бесправие, где никто ничего сказать не может» «Только в государстве человек обретает действительную свободу»
Действие законов диалектики на примере самой философии 4)Большое число различных идей (Платона, Гераклита, Демокрита и др.) привели к новому качеству =Теории Гегеля 5)Философия как целое существует в борьбепротивоположностей = идеализма и материализма 6)Идеализм- есть критика материализма. Критикуя идеализм, мы возвращаемся к материализму, но на более высоком уровне- диалектическому материализму

 


 

 

Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)

Философия марксизма
**К.Маркс- «Капитал», «Экономико- философские рукописи» , «Тезисы о Фейербахе» ** Ф.Энгельс- «Диалектика природы», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и капитала» ** Г.В.Плеханов- «Социализм и политическая борьба» , «Очерки по истории материализма» ** В.И.Ленин- «Материализм и эмпириокритицизм», «Что делать?», «Государство и революция»
** Основы марксистского учения сформировались в результате переработки и соединения диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, взглядов французских просветителей-материалистов, английских экономистов и др.  
**Идеи этого учения значительно изменили облик мира в ХХ веке, особенно в таких странах, как Россия, Украина, Китай, Казахстан **************************** ** в ХХ веке, на основе марксистского учения в Европе, США, Японии созданы правовые и социальные государства
Главная задача философии не объяснять мир, а изменятьего…
В основе ОЭФ лежит способ производства материальных благ, а он характеризуется формой собственности

 

 


** Маркс утверждал, что экономическая система определяет образ жизни общества; всё остальное: идеология, мораль, право, религия – лишь надстройка над этим экономическим базисом?  

** Марксисты утверждали, что вся история человеческого общества определена материальными, экономическими условиями, в зависимости от них выделяются общественно-экономические формации? (ОЭФ)  
**Марксистская философия состоит их двух частей: диалектического материализма (система онтологических и гносеологических взглядов) и исторического материализма (социально-философская система марксистской философии).
**Выделяется следующие ОЭФ : первобытно- общинная, рабовладельческая, феодализм, капитализм, коммунизм….Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы

 


Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)

 

Первобытное общество
Рабовладельческое общество
Феодализм
Коммунизм
Смена общественно-экономических формаций
Капитализм

 

 

Базис-совокупность доминирующихпроизводственных отношений
Надстройка (государство, правовая система, политич. партии и организации, церковь...
Способ производства материальных благ
Производительные силы
Производственные отношения
Люди
Средства производства
Орудия труда
Формы собствен- ности
Формы обмена
Формы распределения

 


 

Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма»

** В работах «Государство и революция», « Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации

** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество.

Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная.

Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.

 

Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.

 

Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма)

 

 

Тема 9. Русская философия

9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии

9.2.Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей)

9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев)

9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века

а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков)

б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин)

в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский)

г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков).

9.5. Отечественная философия в 20 веке:

а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев),

б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин),

в) социальная философия (Зиновьев, Панарин),
г) философские проблемы этики, культурологи (Ильин, Флоренский, Лосев)

Литература:

** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.85-190

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 168-204

** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.131-142

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.96-103

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.141-172; 332-334

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.72-94

** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000

** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010

 

 

Русская философия
Бл-Сх № 61 (В.Недобитюк)

 

Основные периоды: 1.Зарождение русской философской мысли(11-17вв.)- митрополит Илларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей) 2. Русская философская мысль 18 века.-деизм Ломоносова М.В., антропологизм Радищева А.Н. 3. Русская религиозная философия 19 века (до 70-х годов)- славянофилы (Хомяков, Кириевский, Аксаков,); идея всеединства Соловьева В.С., художественно-философская мысль Достоевского Ф.М., ТолстогоЛ.Н. 4. Традиции западничествав русской философии 19в.: а) западничество – Чаадаев П.Я., Герцен А.И., П.И.Пестель, Н.М.Муравьев б) нигилизм – Чернышевский Н.Г., Писарев Д.И.; в)анархизм-Бакунин М.А., Кропоткин П.А. 5.Русская философия XX века а) Религиозный ренессанс – Бердяев Н.А., Булгаков С.Н., Франк С.Л. б) Космизм- Федоров Н.Ф., Циолковский К.Ф., Вернадский В.И. в ) Марксизм- Плеханов Г.В., Ленин В.И., Сталин И.В., Троцкий Л.Д.; г)философия второй половины 20 в. ( Ильенков Э.В., Бахтин М.М., Лосев А.Ф.)    
Источники: * Православие, ** Византийская философия ** Мировоззрение различных национальных и религиозных культур ** Особенности русской интеллигенции ( военно-политической, художественной ) ** Нравственно- идеологические основания древнерусских народов ( мифы, сказания, религиозные системы)  
*Особенностирусской философии: **Связь русских философов с эллинизмом, византийским христианством ** Интерес к практическим философским вопросам: морали, праву, религии ** Философские идеи высказывались не столько в научных работах, сколько в литературных, публицистических и критических произведениях (Толстой, Бердяев, Чернышевский, Герцен, Достоевский) ** Религиозность ** Гносеологический реализм ** Антропологизм – интерес к человеку, его духовной жизни ** В аксиологии: патриотизм, нравственные проблемы, религиозное православие  

 


 

Бл-Сх № 61-А (В.Недобитюк)

Зарождение русской философии (11-17вв.) ** МитрополитИлларион- « Слово о Законе и Благодати»= о строгом подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благодати как о свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового Завета). Благодать выше закона – она, как солнце, светит всем, уравнивая людей и народы и указывая, что нет ни высших, ни низших, ни отвергнутых, ни избранных, а «земля русская» на равных включена в мировой исторический процесс. **Филофей= «Москва – третий Рим» =Появление теории не случайно: турки захватили Константинополь (столицу православия), Россия освободилась от татарского ига. Преемницей разорённого Константинополя, третьим и последним хранителем христианской духовности в её изначальном виде должна стать Москва. ** «Два Рима падоши, третий стоит, а четвертому не бывати» **15-16 век = Нестяжатели (Нил Сорский)- церковь должна отказаться от земельной собственности и богатства, монахи должны вести аскетический образ жизни. Иосифилиане (Иосиф Волоцкий)-церковь должна бать богатой, духовная власть- выше светской.
  2. Русская философская мысль18 века.-деизм Ломоносова М.В., антропологизм Радищева А.Н. ***Наиболее полно основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении Ломоносова М.В.: а) Он отмежевал научное знание от богословия («Создатель дал роду человеческому две книги. Первая – видимый мир, им созданный. Вторая книга – Священное Писание») . «Не здраворассудителен математик, если он хочет Божескую волю измерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться физике или химии», б) Ломоносов- автор атомно-молекулярной (корпускулярной) теории строения материи. Он утверждал, что природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи – в состоянии взаимосвязи (сформулировал закон сохранения энергии «если к чему-то нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого»),   - в «Путешествии из Петербурга в Москву» философ говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека, продолжая на русской почве традиции европейского Просвещения.

 

 


Центральным философским произведением Радищева А.Н. является «О человеке, о его смерти и бессмертии»- своеобразное обобщение знаний и гипотез о сущности человека. Эта работа закладывает основы русской философскойантропологии. В другой его работе «Путешествие из Петербурга в Москву»- исследуются этические, политические и социальные проблемы тогдашней России. (PS: «Потомки отомстят за меня»)
Бл-Сх № 61-Б (В.Недобитюк)

 

 

3.Русская религиозная философия 19 века (до 70-х годов)-славянофилы (Хомяков, Кириевский, Аксаков,); идея всеединства Соловьева В.С., художественно-философская мысль Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н. Славянофилы- полагали, что Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским. Россия- евроазиатская страна, Их идеал- Россия доПетра 1, они критиковали его рефоры. Хомяков Алексей Степанович (1804- 1860) – богослов, социолог, поэт, философ, врач, художник. Основной труд «Семирамида» ( «О старом и новом»). Он утверждал, что католичество- сильно ограничивает свободу человека, а православие- излишне ее абсолютизирует. Хомяков выдвинул идеал «соборности»- единство во м







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.53 (0.037 с.)