Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Особенности философского знания↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Тема 2. Философия как особая наука. Предмет философии, ее структура и специфика 2.1. Объект, предмет и основные философские категории 2.2. Основные проблемы философии 2.3. Структура философского знания 2.4. Типология философских учений
· Первую классификацию и систематизацию философских знаний дал Платон. Он разделил философию на три части: физику, этику и логику. · ** В 1 в. к ним присоединилась 4-я часть – о началах всего сущего. Это в свое время получило название «метафизика».
** В Средние века важнейшие вопросы философии вошли в состав теологии ** В 17в. Декарт отмечал, что философия подобна дереву: корни его – философия (метафизика), ствол – физика, а ветви – все частные науки.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №8 Основные проблемы философии
Наиболее актуальные вопросы, обсуждаемые на международных философских конгрессах последних лет: · Философия политики и права – международное право, демократия,правачеловека, международныйпорядок, война и справедливость, терроризм, неравенство, бедность, глобализация; · Прикладные этико-философские проблемы- проблемы аборта, эвтаназии, клонирования человека, генной инженерии; смертной казни; прав животных, ценности природы; ответственности ученого; · Философия языка и литературы - язык науки, смысл, понимание текста, выражение истины, искусственные языки; · Философия виртуальности - интернет, виртуальные миры, компьютеризация, искусственный интеллект; · История философии - применение традиционных теорий к современности. · Философия феминизма - права женщин, их участие в общественной жизни · Философия природы; Философия образования; Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №12 Тема 6. Французская философия эпохи Просвещения 6.1. Философские взгляды Франсуа Вольтера (1694-1778)- «Философские письма», «Философский словарь». 6.2. Социально-политическая концепция Жан-Жака Руссо-« Общественный договор» 6.3. Дени Дидро (1713-1784) - «Энциклопедии», «Философские принципы материи и движения» 6.4.Жульен Ламетри (1709- 1750) –«Человек- машина». 6.5. Шарль Луи Монтескье (1689-1755)- «О духе законов». 6.6.Поль Гольбах (1723-1789)- «Система природы».
Тема 9. Русская философия 9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии 9.2. Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей) 9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев) 9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков) б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин) в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский) г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков). 9.5. Отечественная философия в 20 веке: а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев), б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин), в) социальная философия (Зиновьев, Панарин), Литература: ** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.85-190 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002 ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 168-204 ** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.131-142 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с. ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.96-103 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.141-172; 332-334 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.72-94 ** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000 ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010
Тема 10. Онтология (учение о бытии). Материя и сознание. 10.1.Понятие о бытии. Категория бытия в истории философии 10.2. Материальныймир. Бытие и субстанция. Понятие материи 10.3. Проблема единства и многообразия мира 10.4. Движение, пространство и время как способ и форма существования материи 10.5. Духовный мир (сознание). Проблема сознания в истории философии. 10.6. Свойства, формы, структура сознания. Сознательное и бессознательное. 10.7. Познавательные способности человека. Сознание и мозг. 10.8. Основные категории философии
Литература: ** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.49-105 ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 204-262, 280-294 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.225-265 ** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.42-76, 176-228 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.94-117 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.140-160, 181-205 ------------------------------------------------------------------------------ ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.113-118 ** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.52-66. ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010, с.112-118 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
Тема 11. Гносеология 11.1. Понятие познания. Проблемы познания в философии. 11.2. Сущность, содержание и структура познания 11.3. Основные направления в теории познания 11.4. Понятие и критерии истины. Ложь и заблуждение. 11. 5. Методы и формы научного познания.
Литература: ** Основы философии/ Под ред. В.П.Кохановского - М.,2008, с.228-314 ** Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник. –СПб, 2006. с.355-419 ** Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций-М., 2009, с.105-136 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.117-138 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.279- 296 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- с.205-227 ------------------------------------------------------------------------------ ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 294-312 ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.158- 173-118 ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие- М., 2010, с.120-126 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
Бл-Сх №54-а (В.Недобитюк)
Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта ( 1724-1804)- «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Метафизика нравов». Два периода в творчестве: а) докритический период (до начала 70-х годов)- исследует онтологические проблемы- «Всеобщая естественная история и теория неба»; б) критический период- исследование вопросов гносеологии ( 1781- «Критика чистого разума») этики, религии, эстетики. Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существуют два мира Действительный мир (Кант называет его ноуменальным или миром вещей-в-себе)- мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его феноменальным или миром явлений). * Если мы посмотрим на карандаш, опущенный в стакан с водой, нам покажется, что он сломан (из-за разницы в преломлении лучей в воде и воздухе). Однако «ущербность» карандаша – всего лишь явление, видимость. В действительности он цел. Кант выделяет три познавательных уровня сознания: · Чувственность, которая дает возможность ощущений, · Рассудок, позволяющий оперировать понятиями и суждениями; · Разум, которым обусловлена способность умозаключений (ему соответствует метафизика, т.е. философия).
** Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов.
· Всё возможное знание выражено в суждениях, которые И.Кант делил, с одной стороны, на аналитические и синтетические, с другой – на априорные и апостериорные. ** Аналитическими суждениями он называл такие, в которых некоторые утверждения о предметах содержатся уже в их понятиях. ** Синтетическими суждениями И.Кант называл такие суждения, в которых предикат содержит информацию, не имеющуюся в самом понятии. **Априорные суждения – предшествующие опыту. Апостериорные – получаемые в результате опыта. · По И. Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.
Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах и заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.
· Хотя действительный мир недоступен для познания, он все же открывается для практического разума в виде нравственного закона, основанного на долга.
Его Кант называет «Категорический императив» - человек должен поступать всегда так, чтобы принципы, которыми он руководствуется, могли быть всеобщими.
Только те поступки, которые соответствуют императиву- моральны и достойны человека. (напр…. решение не отдавать долг не может стать Всеобщим Законом, поскольку в этом случае деньги в долг никто никогда не будет давать…)
Блок-Сх №57 (Недобитюк В.В.)
Георг Гегель Блок-Сх №57-а (Недобитюк В.В.)
Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)
Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)
Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма» ** В работах «Государство и революция», «Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации ** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество. Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная. Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.
Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.
Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже естественниками, стоящими на позициях идеализма)
Тема 9. Русская философия 9.1. Основные источники, особенности и периодизация русской философии 9.2. Зарождение и развитие русского философского мировоззрения (Иларион, С.Радонежский, Н.Сорский, И.Волоцкий, Филофей) 9.3. Формирование и становление русской философии в 18-19вв. (Ф.Прокопович, Н.И.Новиков, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.С.Сковорода, П.И.Пестель, Н.М.Муравьев) 9.4. Развитие российской философии во второй половине 19 века а) западники (Кавелин, Герцен, Чаадаев) и славянофилы (Аксаков, Самарин, Хомяков) б) материалистическое направление (Чернышевский, Бакунин, Плеханов, Ленин) в) идеалистическое направление (Достоевский, Толстой, Данилевский) г) религиозная философия (Федоров, Соловьев, Бердяев, Булгаков). 9.5. Отечественная философия в 20 веке: а) естественнонаучное направление (Циолковский, Вернадский, Кедров, Моисеев), б) гносеологическое направление (Ильенков, Бахтин, Стёпин), в) социальная философия (Зиновьев, Панарин), Литература: ** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.85-190 ** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002 ** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 168-204 ** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.131-142 ** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с. ** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.96-103 ** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.141-172; 332-334 ** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.72-94 ** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000 ** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010
Бл-Сх № 61-А (В.Недобитюк)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.011 с.) |