Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тема 5. Философия нового времени (хvii век)
5.1. Материализм и эмпиризм Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). «Новый Органон».
5.2. Философия Томаса Гоббса (1588-1679). «Левиафан», «Основы философии»
5.3. Дуалистические воззрения Рене Декарта (1596-1650). «Начала философии».
5.4. Рационализм Бенедикта Спинозы (1633-1667)- «Этика».
5.5. Философские воззрения Джона Локка (1632- 1704). «Опыт о человеческом разуме»
5.6. Философские воззрения Готфрида Лейбница (1646- 1716). «Монадология».
5.7. Субъективный идеализм Дж.Беркли (1685-1753).
Агностицизм Д.Юма (1711-1776)
Литература:
*** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.50-59
** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002
*** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 99-109
*** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.93-99
*** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004, с.115-122
*** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.54-58
*** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.73-84
*** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.59-63
** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь. Судьба. Учение. Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000
*** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие - М., 2010, с.56-70
Основные работы: «Новый Органон» (1620), «Великое Восстановление наук», «Новая Атлантида»
| В этих работах он сформулировал основы эмпиризма.
** В нем утверждалось, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте.
| Предметомнауки считал такие способности души как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты
ПредметФилософии---Бог, Природа и Человек
| Учение обидолах - важнейшая часть его методологии. Он выделял 4 вида идолов:
- Идолы рода – недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека.
- Идолы пещеры – отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать чужую точку зрения.
Эти два вида он считал врожденными.
- Идолы рынка связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности.
- Идолы театра – недостатки, которые являются результатом преклонения перед авторитетами, и стремление доверять им больше, чем собственному размышлению.
Эти идолы он считал приобретенными.
| Знаниенельзя получить в готовом виде, его необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем.
| **Общество- несовершенно,… необходимо развитие науки и техники, социальные реформы…
*** Социальный идеал он отразил в книге «Новая Атлантида»
| Бл-Сх №41 (Недобитюк В.В.)
| Три пути познания: **муравья-путь грубого эмпиризма; ** паука- который строит паутину, выплетая нити из самого себя (так рационалисты и схоласты создают умозрительные концепции, опираясь только на разум, игнорируя опыт); ** пчелы,которая сооружает соты, опираясь на опыт, систематизирует материал и обрабатывает его с помощью индукции
| Деизм Бэкона проявлялся в его взглядах на «двойственность души». Согласно его воззрениям, существует:
-Душа боговдохновенная(разумная или рациональная).
- Душа чувственная (созданная)- стала предметом исследования философии и психологии.
| Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
|
Бл-Сх №42 (Недобитюк В.В.)
*Философия Томаса Гоббса (1588-1679).
«Левиафан», «Основы философии»
| Поведение и психика человека подчинены законам механики
| обассоциациях как основных понятиях психологии.
|
Психика – это эпифеномен
(как человек и тень)
| отношение к существованию разумной души.
|
** «Государство- есть результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа».
· Его идеал – монархия, и он выступал против разделения властей.
| ** Т.Гоббс- родоначальник социальной психологии: исследование сущности человека и взаимоотношений людей («Левиафан», «Природа человека»).
| * Он утверждал, что «все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать… Оно рождается в деятельности человека».
| ** Т.Гоббс отвергал существование разумной Души. «Сердце – это пружины, нервы - нити, а суставы- колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела»
| **КРИТИКОВАЛ идею Декарта «О двух субстанциях», считал, что субстанция и тело означают одно и то же.
| · Человек- это существо, наделенное от природы инстинктом самосохранения.
**«Человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими. Он хуже зверя… Homo homini lupusest.»
| Ввел термин «Tabula rasa» (чистая доска)- люди не имеют врожденных способностей друг перед другом…, различия между ними складываются прижизненно на основе обучения, практики, опыта.
| Единственный источник познания-чувства
|
Основные труды: «Правила для руководства разума» (1628-1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1643), «О страстях» (1649)
| Основой познания он считал разум.
| Существует две независимые, самостоятельные субстанции – душаи тело. Такая философия получила название дуализм.
| Основным инструментом познания является душа.
| В содержании сознания Декарт выделял три вида идей:
- Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте.
- Приобретенные идеи – результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг.
- Врожденные идеи - к ним относятся идеи Бога, «Я» и числа.
| Разработал четкое и ясное понятие интуиции как «понимание ясного и внимательного ума. Он выделялдва вида интуиции – опытную и идеальную.
| Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедукцию(метод доказательств от общего к частному).
| Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса(сам термин он не употребляет в своих работах, но в его описаниях строения тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги).
В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики.
Так с учения Декарта в психологии утвердился новый вид детерминизма – механический детерминизм.
| Существует два вида страстей:
- Активные– желания, которые исходят от нашей души и зависят только от нее;
- Страдательные – результат взаимодействия с предметами окружающего мира. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят от души, а привносятся извне.
Теория страстей у Декарта служит мостом, соединяющим учение о душе и учение о нравственности.
| Под мышлениемДекарт понимал не только мыслительный процесс, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком.
|
Основные сочинения: «Этика», «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Трактат об усовершенствовании разума»
| МОНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ: есть одна субстанция – она в самой себе содержит необходимость существования. Она несотворена, существует в силу самой себя.
Действует по необходимости – в соответствии с объективными закономерностями – Бог или природа. В его ученииБог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней.
| Различал 4 способа познания:
- понаслышке
- от беспорядочного жизненного опыта
- заключение от общего к частному
- по следствию - причине
| Аффекты – естественное проявление природы. Существует 3 вида аффектов: желание, удовольствие, неудовольствие. Аффекты вводят человека в зависимость от вещей – рабство. Человек подвержен аффектам, поскольку он - часть природы
| Различает сущностьи существование. Сущность – характеристика вещи, то без чего вещь перестает быть тем же самым.
Существование– есть оно или нет. Сущность человеческой души состоит в познавательной деятельности и связана с наличием в душе идей.
| Он выделял три вида идей, или три ступени процесса познания:
- мнение, или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта.
- рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений.
- интуитивное знание – истинное, объективное знание о сущности вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции.
| В учении Спинозы можно выделить три основных положения:
1) Понятие единой субстанции, свойствами которой являются протяжение и мышление
2) Рационалистическая вера в силу человеческого духа, его возможность познать истину.
3) Распространение механических принципов на духовные явления и страсти и отрицание свободы воли.
| БенедиктСпиноза(1632-1677)
| БЛ-СХ № 44 (В. Недобитюк)
|
Готфрид Лейбниц (1646-1716)
| БЛ-СХ № 45 (В. Недобитюк)
** Лейбниц был одним из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрел счетную машину, исследовал проблемами минералогии и опубликовал в 1691 г. одну из первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли - «Протогея».
| **Значительное место в системе его научных интересов занимали вопросы философии и психологии, прежде всего теория познания, что нашло отражение в его трудах «Новые опыты о человеческом разуме» (1705) и «Монадология» (1714),гдеон дал объяснение**мирозданию, **психическимфункциям человека, **отношению между духовным и телесным.
| ** Не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. – единое).
** Монада-это духовная субстанция, обладающая психической активностью.
** Основнымисвойствами монады являются восприятие(перцепция) и стремление.
!!= перцепция- это неосознаваемоевосприятие, а сознание– это апперцепция
** Представление Лейбница о психическом расширилось, так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное.
| * Душа в теории Лейбница – это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью.
**Человеческаядуша – монада, которая обладает сознанием и самосознанием
*Животныеобладают душами, но разумим заменяютассоциации
*** Поскольку монады отличаются друг от друга… и не существует двух совершенно тождественных монад, то и души людей отличаютсядруг от друга, делая каждого человека уникальным и неповторимым.
**Психическиезадатки и опыт. Душа не «Tabula rasa» (чистая доска)
** Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой,, замкнутойединицей, которая «не имеет окон». Это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и со стороны другого лица.
|
**Обладая способностью внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной и независимой, замкнутойединицей, которая «не имеет окон».
** Это положение доказывало невозможность внешнего влияния на самоопределение человека, в том числе и со стороны другого лица.
| ** Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными, ясными и обобщенными.
| *Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируютпо разным законам, хотя и действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи.
Обе сущности – душа и тело – совершают свою работу автоматически, в силу внутреннего устройства. Они подобны паре часов, которые в любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо.
| **Лейбниц выделял триступени познания:
1)Первая– это чувственноепознание или понятия
2) Втораяступень – это одновременно чувственные и умопостижимые понятия,
3)Третья- умопостигаемые понятия или знания, которые выводятся из разумаи не нуждаются в опоре на чувственное восприятие.
|
БЛ-СХ № 46 (В. Недобитюк)
Английскийфилософ и психолог, врач, правовед. Родоначальник европейского либерализма
| Родоначальник сенсуализма. «Ощущения- основной источник познания».
| Основатель метода интроспекции.
| *Впервые высказал идею о разделении властей на исполнительную, законодательнуюи природную.
…только приэтом могут быть обеспечены права людей на жизнь, свободу, собственность, на защиту от возможного насилия со стороны государства и местных властей.
| Основные произведения- «Опыт о человеческом разуме»-1690; «Два трактата о правлении»- 1691
|
Начало духовной жизни лежит в детстве. Следите за ребенком с его рождения, и вы увидите, как обогащается его душа…
| · Психика (сознание) новорожденного - Tabula rasa.
| **Существует наивысшее существо, его следует почитать через благодетель, совокупно с благочестием…
| Божественные-устанавливаются Богом и задают меру греха и исполнения долга
| Гражданские- устанавливаются государством и определяют «мерило преступности и невиновности»
| Общественного мнения- определяют мерило «добродетели и порока»
| Учениео простых и сложных идеях-это основа гносеологииЛокка: относительно чего происходит мышление, каков предмет познания, каков идеальный образ вещи, что такое субстанция(как носителя некоторых качеств) и что такое модус (идея того, чего не существует).
| Роль ассоциацийв душевной жизни оценивал как пагубную, как «некий вид сумасшествия».
| * Разработал учение
а) о двух источниках опыта, который образуется из ощущений и рефлексий,
б) о простых и сложных идеях, в) о законах ассоциаций.
|
Бл-Сх № 47 (В.Недобитюк)
Обзорфилософских концепций Нового времени
| *Предмет философии- Бог, Природа, Человек
| *Учение об идолах (заблуждениях)
- Идолы рода – недостатки строения и функционирования органов чувств человека.
- Идолы пещеры – отражают субъективность познания.
- Идолы рынка -использование слов, которые не всегда адекватны реальности.
- Идолы театра-преклонение перед авторитетами
| Разработал метод индукции
| *Три группы философов: муравьи, пауки, пчелы
| * ФренсисБэкон (1561-1626)
Основные работы: «Новый Органон» (1620), «Великое Восстановление наук», «Новая Атлантида»
|
* РенеДекарт(1596-1650)
Основные труды: «Правила для руководства разума» (1628-1629), «Рассуждение о методе» (1637), «Размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1643), «О страстях» (1649)
| Основной объектфилософии - не Душа, а сознание…«Cocito ergo sum»
| Кроме сознания важную роль в процессе познания играет ИНТУИЦИЯ
| Разработал метод дедукции
| Дуализм: существует две независимые, субстанции – Природа и Дух (душа и тело).
| * В содержании сознания Декарт выделял три вида идей:
- Идеи,порожденные человеком, основываются на его собственном опыте.
- Приобретенныеидеи – результат обучения, общения с другими людьми и чтение книг.
- Врожденныеидеи к ним относятся идеи Бога, «Я» и числа.
|
Бл-Сх № 47-А (В.Недобитюк)
*БенедиктСпиноза(1632-1677) Основные сочинения: «Этика», «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Трактат об усовершенствовании интеллекта»
| *Аффекты – естественное проявление природы. Существует 3 вида аффектов: желание, удовольствие, неудовольствие.. Человек подвержен аффектам, как раб, поскольку он - часть природы
| Сущностьчеловека в познании….три ступени процесса познания:
1) мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте
2) рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений
3) интуитивное знание – это идеи, которые содержатся в разуме и открываются нам рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции
| МОНИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ: субстанция – одна...Она не сотворена, существует в силу самой себя. Она тождественна природе=Natura et naturatum.
Она действует по необходимости – в соответствии с объективными закономерностями …
Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней. Субстанция есть причинасамой себя (causa sui)
|
Блок-Сх №40 (Недобитюк В.В.)
Джон Локк(1632-1704)
Основные произведения- «Опыт о человеческом разуме»-1690; «Два трактата о правлении»-
| **Впервые высказал идею о разделении властей на исполнительную, законодательнуюи природную.
| ** Разработал учение а) о двух источниках опыта, который образуется из ощущений и рефлексий, б) о простых и сложных идеях,
в) законах ассоциаций …. = Роль ассоциацийв душевной жизни оценивал как пагубную, как «некий вид сумасшествия».
| * Психика (сознание) новорожденного - Tabula rasa.
| * Родоначальник сенсуализма. «Ощущения- основной источник познания».
|
Бл-Сх № 47-Б (В.Недобитюк)
*Философия ТомасаГоббса (1588-1679).
** «Левиафан», «Основы философии», «О свободе и необходимости», «О человеке»
| * Психика – это эпифеномен (как человек и тень)
| Человек- наделен от природы инстинктом самосохранения. **«Человек по своей природе зол и эгоистичен, стремится к господству над другими. Он хуже зверя… Homo homini lupusest.»
| * Отвергалсуществование разумной Души. «Сердце – это пружины, нервы- нити, а суставы- колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела»
| *Дал объяснениеа) мирозданию, б) психическимфункциям человека, в) отношению между духовным и телесным.
| * Не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. – единое).
| *Монада-это духовная субстанция, обладающая психической активностью… Она является замкнутойединицей, которая «не имеет окон».
| * Высшей ступенью являются умопостигаемые знания, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными
| Расширил представление о психическом, включив в его сферу не только сознание, но и бессознательное.
| Готфрид Лейбниц (1646-1716)
** Труды «Новые опыты о человеческом разуме» (1705),«Монадология»(1714)
| * Ввел термин «Tabula rasa» (чистая доска)- люди не имеютврожденных способностей друг перед другом… различия между ними складываются прижизненно на основе обучения, практики, опыта.
| Т.Гоббс- родоначальник социальной психологии: исследовал сущность человека и взаимоотношения людей («Левиафан», «О человеке»).
| * Поведение и психики человека подчинены законам механики
|
БЛ-СХ № 48 (В. Недобитюк)
|