Чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,



Совершенный человек

 

«Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш»(Левит 19:2 11:441 Пет 1:16), «Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный». Мф.5:48

К Колоссянам 1

Чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,

Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью,

Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано;

И Он есть прежде всего, и все Им стоит.

И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,

И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.

И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

Ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,

Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,

Которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,

Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,

Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,

Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;»

К Колоссянам 3

1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;

О горнем помышляйте, а не о земном.

Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

За которые гнев Божий грядет на сынов противления,

В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,

Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Иакова 3

Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Чтобы стать совершенным человеком надо соединяться с Христом

К Галатам 4

«.. доколе не изобразится в вас Христос!», первое – это рождение Христа в душе, –

Совершенный человек – это победа Божественного начала над тварным

Совершенный человек – это полнота и целостность (цело-мудрие), т.е. достижение полной целостности через соединение с Премудростью.

(В, Соловьев): «Христианство есть откровение совершенного Бога в совершенном человеке. Совершенный человек есть тот, который, обладая полною силой и энергией человеческого начала, сам добровольно и безусловно подчиняет все человеческое в себе высшему Божеству.»

Выход за рамки земного «я»:

Сознание должно расширяться и расти с целью достигнуть пределов ограничений, налагаемых человеческим телом. В первой из них ощущаемое изменение - это пробуждение сознания в духовном мире, в мире, где сознание идентифицирует себя с жизнью и прекращает отождествлять себя с формами, в которые жизнь в данный момент заключена. Характерная особенность этого пробуждения - это чувство внезапного расширения, распространения за пределы привычных рамок жизни, узнавание Себя, как божественна и могуча жизнь, а не форма, радость, а не печаль, чувство восхитительного мира, прохождение через то, о чём мир может только мечтать. С выходом за рамки ограничений приходит усиленная интенсивность жизни, и когда жизнь течёт со всех сторон, радуясь уничтожению барьеров, чувство реальности так живо, что всякая жизнь в форме кажется смертью, а земной свет - темнотой. Это расширение столь изумительное по своей природе, что сознание чувствует, что оно никогда не знало себя раньше, поскольку всё, что оно понимало как сознание, есть несознание в присутствии этой бьющей фонтаном жизни. Самосознание, которое начинает зарождаться в ребёнке - человечестве, которое развилось, выросло, расширилось за пределы ограничений формы, думающей о себе как об отдельной, говорящей "я", "мне" и "моё", - это самосознание внезапно ощущает все "я" как Себя, все формы - как общее достояние. Оно видит, что ограничения были необходимы для построения центра самости, в котором может существовать самоидентификация, и в то же время оно чувствует, что форма - это только инструмент, который оно использует, в то время как оно само, живое сознание, есть одно из всех живущих. Оно знает полный смысл часто употребляемой фразы о "единстве человечества", и чувствует, что значит жить во всём, что живёт и движется *4, и это сознание сопровождается огромным чувством радости, радости жизни, которая даже в своих слабых отражениях на земле - один из острейших экстазов, известных человеку. Единство не только видимо при помощи интеллекта, но оно чувствуется как удовлетворение стремления к объединению, которое знакомо всем, кто любил; это единство, ощущаемое изнутри, невидимое снаружи; это не концепция, но жизнь.

Но ребёнок должен вырасти в совершенного человека, и многое предстоит сделать, встретиться с усталостью, вытерпеть многие страдания, провести многие битвы, преодолеть многие препятствия, пока Христос, рождённый слабым ребёнком, сможет достигнуть состояния совершенного человека. Это жизнь, полная работы среди его братьев - людей; это встреча с насмешкой и подозрением; это доставка вести презрения; это боль покинутости, страсти креста и тьма могилы. Всё это лежит перед ним на пути, на который он вступил.

Потому что Сын должен знать себя, чтобы быть единым с Отцом, которого он ищет, он должен найти Бога не просто внутри себя, но как свою сокровенную сущность; только когда он знает, что Вечное - это он, и он - Вечное, тогда он не будет подвержен чувству разделения.

Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. (посл. Римлянам, 6.14)

*3. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. (Там же, 8.29)

*4 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. (Там же, 8.10)

Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. (Там же, 6.10)

 

Преподобный Иустин (Попович)

Христианство по учению преподобного Макария Египетского

Христианская жизнь

Христианство - это великий дар Бога человеческому роду. выражение Его бесконечной любви. Учение преподобного Макария о христианстве открывает эту тайну совершенной любви, называя новозаветный образ жизни духовной стихией, "где столько мудрости и тонкости", что в ее познание человек приходит только при "постепенном возрастании"

Цель христианской жизни.

Цель христианской жизни, достигается постепенным преодолением повреждений человеческого естества и духовных поднебесных препятствий (Еф.6:12), которые находятся в тесной взаимосвязи и поэтому устраняются единственно подвижническим путем, цель христианской жизни - это единение человека с Духом Божиим.

Приобретаемое здравие души расширяет горизонт познаний, "распростирая мысли ума и в широту, и в долготу, и в глубину, и в высоту всей видимой и невидимой твари" (46, 5), сообщая христианину новый духовный опыт.

Человек на опыте познает, что Дух Святой является "жизнью души". Единственно Духом Святым христиане пробиваются сквозь толщу поднебесных стихий, "шествуя поверх горького моря лукавых сил, потому что и тело, и душа их соделались домом Божиим" (30, 7).

Проделав этот трудный и опасный путь, подвижник приобретает совершенное познание о падшем естестве и падших духах, свидетельствуя жизнью о душевной чистоте и святости. В святоотеческом учении говорится о том, что христиане, стяжавшие святость, становятся чадами Божиими и сынами по благодати, потому что "чистыми имеют совесть и сердце и всецело искоренили в себе зло " (26, 24). Авва Макарий более расширенно представляет состояние святости, описывая возможности природы этих "достойных верных душ" (4, 11). Он пишет, что "Невидимый бывает для них видим, и Неосязаемый, соразмерно свойству душевной тонкости, бывает осязаем" (4, 11). Этот таинственный и сокровенный союз с Богом является ненасытным духовным желанием. Сокровенная сила Духа, проникая в составы человеческого естества "душа в душу и ипостась в ипостась" (4, 10), составляет с ним один Дух (1Кор.6:7), освобождая от ощущений пространства и времени. Прикосновением Вечного, Бессмертного, Божественного Духа душа испытывает "истинную жизнь" (24, 5), и в горнее, к Богу, увлекается весь человек, не оставляя земным стихиям даже малой его части. Всецело служа Богу, христианин становится духовно связан состоянием совершенства; по учению преподобного Макария, такая душа дошла до цели, потому что Духовным стяжанием приобрела "единую любовь к единому Богу и от всего отрешилась" (5, 7).

Сила благодати.

Благодать - это премудрая сила Духа Божия, которая разнообразием действий подготавливает человека к принятию духовных дарований. По отношению к человеку благодать многоразлично устраивает его спасение, и человек становится способным "вступить с Господом в небесный чертог царствия и улучить вечное спасение" (4, 7).

Спасение души совершается следующими действиями благодати.

На душу новоначальных в христианском подвижничестве благодать действует "благоустрояюще". Их внутреннее состояние, - "омраченный дом", и поэтому нуждается в "божественном светильнике" (11, 3). Происходит постепенное и таинственное возрождение человека через духовное образование ума. Благодать "влагает в душу сокровенные небесные помыслы и втайне упокоевает" (32, 10).

Если христианин отвечает взаимностью и "захочет приневоливать и нудить себя ко всякому упражнению в добродетели" (19, 7), тогда сознательно становится подвизающимся. Тогда благодать "упражняет его во бранях", а во внутреннем состоянии "появляются как бы два лица, свет и тьма, упокоение и скорбь" (26, 15). Внутренняя духовная перемена объясняется действиями благодати, которая "по особенному смотрению удаляется от нас, чтобы мы усиленнее искали ее" (27, 12). Законами благодати испытывается свободная воля человека, "к чему она склонна и с чем согласна" (26, 5), чтобы "видеть, точно ли верным и истинным почитают Бога" (29, 2). При разном проявлении воли человека благодать изменяет свои действия. Если воля засвидетельствовала свою духовную опытность и душа "после великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний" осталась верной, тогда "действие Божией благодати открывается в человеке, и он принимает дарования Духа Святого" (9, 7). В случае отступления грех изменяет характер отношений. Благодать оставляет человека, но, при этом, "Сила Божия не попускает тьме войти в душу и поглотить ее" (47, 9).

Для преодоления греховных препятствий христианин имеет возможность получить благодатную помощь (4, 4 необходимы следующие средства: "молитва с верою и со всяким до конца терпением" (29, 3), а также подвиг "с великим терпением в продолжении времени и целых лет" (9, 1). Указанные средства позволяют определить направление воли, веру и надежду подвижника. Если христианин оказался "доблестным", благодатная помощь содействует, научая "истинной, неразвлекаемой, нерассеянной молитве" (31, 2), а также подкрепляется в терпении (11, 14). Душа, возвращая себе благодать, приобретает "благоискусное произволение, всегда пребывая в единении с благодатию" (24, 6). Подвижничество, находясь "под обучением благодати" (32, 10), располагает человека к принятию "необычайного для нас - небесного дара Духа" (4, 8). Тогда благодать выполняет спасительную необходимость - "войти в состав и в единение с естеством нашим" (4, 7), чтобы "восстановить нас в первоначальную чистоту" (4, 8). Преподобный также указывает средства, которыми христианин приумножает благодать - "великое смиренномудрие и сердечное сокрушение" (41, 3). Приумножаясь в человеке, благодать обессиливает порок, который "отчасти остается в душе, но не вредит и не имеет никакой силы" (18, 3). Облагодатствованные христиане просвещаются Христовым светом, потому что "снято с них покрывало тьмы" (14, 2). Точнее, благодать "таинственно обновляет" (16, 7) их, "пуская корни до глубочайших составов и помышлений души, пока вся не будет объята небесной благодатью, царствующей в этом сосуде" (41, 2). Все эти освящающие действия благодати "расширяют и возвышают человека до беспредельного и безмерного возрастания, пока не возрастят в собственный свой возраст " (46, 17), потому что "Бог благоволил быть человеку причастником Божественного естества" (49, 3), "знать тайны и премудрость Божию" (17, 10) и "без труда совершать всякую правду и все заповеди Господни чисто, совершенно и неукоризненно"(18, 3). Эти совершенные духовные плоды возможны для человека только тогда, когда "душа при общении с Духом Святым делается с ним единым духом" (16, 2) и он сам "делается обоженным" ( 26, 2).

Прикровенный характер действий благодати в Ветхом Завете раскрылся до совершенной полноты в отношениях Бога с человеком в Новом Завете. В новозаветный период благодать непрестанно и таинственно располагается к человеку, ищет его спасительной новозаветной деятельности. "Поддерживая и руководствуя душу в чувстве" (47, 11) разнообразием действий, благодать постепенно освобождает душу от греха. Этой постепенностью "человек мира" становится христианином, а христианин - подвижником и совершенным христианином.

Деятельность христианина.

Жизнь христиан должна быть направлена на то, чтобы "соделаться мужественными и готовыми идти вслед Христа" (17, 4). Этот новозаветный образ жизни, предполагает наличие подвига, потому что "человек удобно вмещает и приемлет в себя лукавое" (11, 11) и потому испытывает трудности при исполнении Евангельской обязанности.

Наиболее трудно преодолимые препятствия на пути духовного возрождения - злая сила и греховное естество. Особенно важно проследить взаимосвязь этих главнейших препятствующих сил и определить "оружие" для борьбы с ними. Главный орган духовно-душевной природы человека – сердце. "Сердце владычественно и царственно в целом телесном сочленении" (15, 18), "душа связана и соединена с сердцем" (15, 33), "сердце имеет много естественных помыслов, которые тесно с ним связаны" (15, 32), "сердце есть какая-то беспредельная глубина" (15, 30)>, "сердце есть бездна" (17, 15). Поскольку этот центральный орган является "глубиной" и "бездной", следовательно, он может способствовать самым высоким духовным переживанием человека, а также вмещать познание высочайших тайн Божиих. Вместе с тем его "глубина" в такой же мере может служить и гибельному, сатанинскому стяжанию, может становиться "престолом сатаны" (15, 33) и "бездной" греха, который, "вошедши в душу, стал ее членом... и струится в сердце множеством нечистых помыслов" (15, 33) через естественные помыслы сердца, "свободно и со властию" (15, 12) оскверняет человека. Поэтому состояние души - это всегда прямое указание на состояние сердца.

Сатанинская сила, занимая "владычественную и царственную в телесном сочленении" сердечную область, также влияет грехом на ум и плоть человека. "Лукавые духи, сатана и демоны удерживают ум и запинают душу... и не дозволяют правильно молиться и приближаться к Богу" (27, 19), а также грех, став "членом души, прилепился даже к телесному человеку" (15, 33).

Христианин в процессе духовного возрождения и совершенствования обязан преодолевать эти препятствия, принадлежащие христианам "и слава, и красота, и небесное неизглаголанное богатство приобретаются трудом, потами, испытаниями, многими подвигами, но не иначе как при Божией благодати" (5, 5). При этом предпринимаемые подвиги указывают, во-первых, на внутреннее желание "быть чистым, неукоризненным, неоскверненным" и на любовь к Богу, а во-вторых, на "предначинание в природе человека", то есть на состояние свободной воли, потому что "совершение дела Духом зависит от воли человека", "ее-то и взыскует Бог" (4, 4).). Мысленная брань, вместе с тем, определяет степень духовной зрелости христианина, так как "все благоугождение и служение зависит от помышлений" (31, 3), и "каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос" (42, 3).

Действия ума и его противоборство греховным внушениям тесно связываются с совестью, которая, по учению Макария Великого, называется "обличающей) (15, 31), потому что "не дает своего согласия на помыслы, повинующиеся греху, но.., всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить пред линем Божиим в день суда" (15, 32).

Наличие таких сил души, их внутренняя организация и спасительная направленность отличают христианина от всех людей в мире "обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесною приверженностью ко Господу", а по учению преподобного Макария Египетского, христианин с таким духовно возрожденным состоянием души есть "новая тварь" (5, 5).Таким образом, деятельность христианина, направленная на духовно-нравственное совершенствование во Христе, должна представлять полноту, то есть духовную жизнь, состоящую из внешнего подвижничества и внутреннего делания. Отсутствие внутреннего возрастания и делания Христова" лишает христианина "небесной пищи", потому что подвизающийся "одним наружным видом и телесными преуспеяниями внешнего человека", умом и сердцем "увлекается к миру и земным привязанностям" (31, 6). По учению преподобного Макария. человек получил от Бога необходимые для борьбы естественные "оружия", чтобы преодолевать грех, "предусматривать козни сопротивной силы" (7, 8) и побеждать зло, а также, постепенно и непрестанно удаляясь от мира, приближаться к Богу. Указанная полнота в деятельности христианина, по учению святого отца, способствует стяжанию благодатной помощи. С помощью которой на пути христианского подвижничества "искореняется грех" (3, 4) и достигается состояние совершенства.

Действия злой силы.

Если человек "противостоит умом и ведет внутреннюю брань, борется с пороком и не слушается его, не соуслаждается им в помыслах" (15, 26), в таком случае злой дух, "заключив, что душа совершенно избегает его владычества, устремляется с большой наглостью... преследуя скорбями, искушениями и невидимыми бранями" (47, 12). Более всего "лукавые духи не хотят", чтобы христианин "возрастал" и становился "совершенным мужем", потому что преуспевающий подвижник "начнет вникать в свои домашние дела и домогаться господства" (43, 3). Поэтому "сатана, у которого... много ухищрений" (27, 19), старается удержать душу, укрепляя страсти ложным учением (44, 2). Для этого он направляет свои действия против истины, "стараясь затмить и возмутить ее заблуждением" (17, 13) – так, "устремление к Богу кажется трудным по суровости подвигов добродетели" (4, 17), а также представляется "неудобоисполнимым и невозможным - обратиться от множества предвозобладавших над нами грехов (а такая мысль есть внушение злобы и служит препятствием к: нашему спасению)" (4, 25). Таким образом, путь христианского подвижничества - это постепенное духовное возрастание человека. На этом пути к христианскому совершенству, с помощью Божией благодати, человек опытно определяет причины греха и его развитие. Испытывая действия греха, христианин становится противником самому себе, потому что естество оказывает сильнейшее противодействие спасению души. Приобретая эту опытность, становится искусным подвижником, вместе с тем различая меру и степени в добродетелях. Освящаясь душой, умом, сердцем и направляя волю единственно на стяжание Духа Божия, христианин приобретает состояние совершенства, то есть "единую любовь к единому Богу" (5, 7)

Обожение души.

С помощью "благодатно-этической триады" (вера, надежда, любовь) мистико-интимные отношения души со Христом развиваются до брачной интимности невесты и жениха. Христос становится "женихом" души, а душа - "невестой Христовой" 4. Охваченная этической триадой, душа горит "ненасытным духовным желанием к Небесному Жениху" (10, 1). До обращения ко Христу посредством "этической триады" душа любодействовала с сатаной. Теперь она "общается только с небесным Женихом" 5, так как, уязвленная любовью, стремится за Ним и горячо желает прекрасного, разумного и таинственного союза с Ним, союза святого и бессмертного 6. Израненную грехом душу человека Бог "очистил и раны исцелил", и "привел ее к Небесному Жениху" (27, 3). Душу, формируемую "этической триадой". Господь очищает от "присутствующего в ней зла и делает ее. Своей беспрекословной и непорочной невестой" (33, 4). Через интимные брачные отношения душа приходит к познанию своей природы и своей цели. Небесный Жених делает ее "не только храмом Божиим, но и дочерью Царя и царицей" 7. Сочетавшаяся Христу душа становится "Церковью Божией" - εκκλησία του Θεου, и все ее силы и стремления сливаются в духовную соборность, потому что душа вступает в гармоничный союз с Небесным Женихом "и соединяется с Небесным" - κνρναται τω επουανίω (12, 15)

Таинственное соединение невесты-души с женихом-Христом совершается постепенно. Прежде всего Бог "воскрешает душу от смерти", потом "очищает от нечистоты" и берет к Себе, изменяя ее постепенно - κατα μικρόν, "пока не, возрастит в Свой собственный возраст". Сначала рождает ее в Себе и взращивает через Себя, пока (душа) не восприемлет совершенную меру Его любви. Совершенный Жених - τέλειος Νυμψίος - принимает ее, совершенную невесту - τέλειον Νύμψην, в святой и таинственный брачный союз.

Когда душа - "ολη εξ ολου" - всецело посвятит себя Господу посредством "этической триады", когда она вся Ему предстоит и непрерывно творит Его заповеди, тогда Святой Дух озаряет, и осеняет, и удостаивает "быть с Ним одного духа и одного состава"

Воссозданная "этической триадой" человеческая личность реально бесконечна, потому что богообразной душой она живет в бесконечном Царстве Христа, но такая личность и бесконечно реальна, потому что и в теле, как и в душе, живет образ Христа - та единая бесконечная реальность. "Он (т.е. Христос) служит ей (т.е. душе) в граде ее тела, но и она Ему служит в Небесном> граде" (46, 4). Христос стал душой личности человека. "Господь - истинный художник" - пересозидает сердце, таинственно его обновляя, пока оно не станет таким же, каким было прежде падения человека, и тогда обнаружится богообразная "красота души" - της ψυχης το κάλλος (16,7). Душа благодатно-нравственно соединенная со Христом, пребывая во Христе, вся пребывает и движется в Царстве Святой Троицы. Природа души является обоженной, вся деятельность души троичная, богообразная, "христообразная" (18, 10). "Христообразный", богочеловеческий характер личности сохраняется в процессе продолжительного духовного возрастания, и личность достигает завершающей стадии, когда приимет "всю полноту Христа" и вырастет "в совершенного человека" 11.

Христос доходит до последних тайников души, изгоняя из них последнюю частицу греха и всю страстную тьму. Изгоняя грех - эту единственную причину некрасоты и уродливости, созидает "бесстрастную и бесконечную красоту - απάγεια και αφθορον κάλλος - души" 12 и делает душу "престолом славы, восседая и упокоеваясь в ней" (33, 2).

Посредством этической триады Дух Святой входит в душу человека, становится душой его души и делает его совершенным (32, 6). Только душа, соединенная с небесной душой, становится обителью Святой Троицы, "так как Божественная Троица обитает в очищенной душе"

Обожение ума.

Обожение ума достигается через κρασις - соединение ума человека с умом Богочеловека. Вечный смысл человеческого ума - "соединиться с безначальным Умом - ινα ανάρχω νοι σύγκραθη" 19.

Господь "обновляет ум, исцеляет его от слепоты и глухоты, неверия и незнания, возвращает ему здравие" (5,25. Col.492С)- и "возвращает ему целость и блеск" (25, 5). Господь воскрешает ум из ада греховности и смерти, освобождает его от уз дьявола и возносит в божественный воздух, божественную атмосферу - εις τον θεικον αέρα (11, 11-12). Если ум, воскрешенный Христом, предастся Христу без всяких рассуждений, Христос настолько соединяется с ним, что человек может "в своем уме созерцать образ Христа как в зеркале" - ωοπερ εν κατόπτρω την Χριστου μορφην οραν εν τω ηγεμονικω αυτου (25, 3).

" совершенство не есть воздержание от зла, но если войдешь в нечистый ум и убьешь змею в глубине ума..., если убьешь ее и выбросишь из себя всю нечистоту " (17, 15).

Ум всегда созерцает славу света Христова и непрестанно с Господом, так же как и тело Господа всегда соединено с Божеством и Святым Духом" (17, 4).

Совершенно очищенный ум переживает богочеловеческий характер жизни Христа как самую настоящую реальность своего бытия. Обогочеловеченный ум есть "престол Божества ", а также истинно то, что "Божество и Дух - престол ума" (6, 5).

Обожение воли.

Человеческая воля освобождается от власти диавола и излечивается только соединением с волей Божией 23. Таинственно, через всю сложность жизненных обстоятельств Дух Святой ведет, поддерживает равновесие и гармонию между волей Божией и человеческой, потому что знает "волю Господню" (19, 9), "волю Христову" 24. Только Он учит человека познанию таинственной воли Божией, "так как только Святому Духу известна воля Божия" 25. "

Обожение сердца.

" Что становится по Духу - κατα πνευμα -... это совершенно " - τέλειον εστιν 27. Кто родился от Духа, тот "запечатлел образ совершенства - εικων τελειότητος - на лице и в членах " 28. " Совершенные христиане" удостаиваются "достичь степени совершенства", то есть стать "богами... по благодати " - θεωι κατα χάριν (17, 1).

Для совершенствования, для благодатного возрастания личности нет предела. Граница личности есть безграничность, бесконечность, вечность, Бог. "Будьте совершенны - τελειοι, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48). Этими словами Господь призывает Своих последователей, чтобы они старались достичь "абсолютной чистоты" 29. Эти же слова свидетельствуют о том, что возможно "достичь совершенства и полного освобождения от страстей" (10, 4), полной чистоты сердца и очищенным оком обоженного сердца созерцать Бога. При участии "совершенного и божественного Духа" достигается "совершенное очищение от грехов и освобождение от безаконных страстей, что составляет вершину добродетели". "Очищенное и освященное сердце" созерцает Божество и реально переживает истину слов Христа: "Блажены чистии сердцем, яко тии Бога узрят" 30.

Огонь Святого Духа "очищает и освящает сердце" (14,7). "Этот огонь прогоняет бесов и истребляет грех" (25, 10). "Душа, которая живет в огне Духа и Божественном свете, не страдает, не терпит никакого зла от нечистых духов" (30, 6).

"Бог есть огонь, который сжигает" 33, "Божественный огонь... созидает в человечестве небесный образ" (11,2).

Когда человек растет ростом Христовым и возрастает "в совершенного человека", тогда "совершенство" побеждает "смерть" и "диавола" (3, 5). "Христоносные", обогочеловеченные личности являются "победителями диавола" (3, 5), они, и только они, побеждают диавола - этот единственный источник греха и смерти. "Познай себя как храм Божий" 35.

Заключение

На передний план жизненных обстоятельств выступает необходимость принуждать ветхое естество внешними подвигами, которыми испытывается направление свободного произволения человека. Рассматривая подвиг как аскетическое средство, христианин приобретает постоянство и духовные познания. Ум, являясь "кормчим" души и сердца, способствует внешнему подвижничеству внутренним деланием. Отказываясь принимать лукавые собеседования и исполнять греховные помыслы, ум и воля направляют действия человека на полное согласие с Духом Божиим, очищая и освящая сердце, и христианин полностью устремляется к Богу.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Духовная беседа 21, 3. Эта степень названа крайней потому, что при полном смешении понятий относительно смысла и значения жизни человек постепенно теряет самоопределяющее понятие "кто я?", "зачем я живу?", которым удерживает себя в пределах общечеловеческого нравственного закона. Потеря сознательного осмысления достаточно легко выводит за пределы человеческих норм, с самыми крайними последствиями. Этот духовный закон, выраженный с полной ясностью, находим у псалмопевца Давида: "...и человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им" (Пс.48:13).
2 De char. 7, col.913 C.
3 De char. 5, col.912 BC.
4 De liber. Mem.4, col.937 D.
5 II Epist. Col.416 C.
6 Ib. Col.416 CD.
7 II Epist. Col.417 A.
8 De char. 8, col.916 А.
9 De lib ment. 12 col.944 D.
10 Ib. col.944 С.
11 De chant. 7, col.913 D-916A
12 De chant, 16, col.921 ВС.
13 II Epist. col.417 С.
14 Там же. Col.409 С.
15 II Epist. col.433 A.
16 Ib. Col.436 АВ.
17 De char. 28, col.929 D - 932 A.
18 Ib. Col.932 A.
19 De patient, et discr. 18. Col.880 C.
20 De lib. ment. 12. Col.944 С.
21 De elev. ment. 11. Сol.900 А.
22 De elev. ment. 20. Col.905 D.
23 II Epist. Col.421 D - 424A.
24 De custod. cord. 14. Col.841 A.
25 De char. 11.Col.917B.
26 Там же. Col.920 D.
26 De patien. et discr. 12. Col.873 D.
28 De patien. ei discr. 11. Col.873 C.
29 Deorat II.Col.861 A.
30 De pert. Spir.2. Col.844 A - Мф.5:8.
31 De elev. ment. 20. Col.908 AB.
32 De char. 31. Соl.933 D.
33 De elev. ment. 7. col.729 D - 732 A.
34 De cust. cord. 7. Col.825 В.
35 II Epist. Col.416 А.
36 Попов И.В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского. Сергиев Посад, 1905. С.92,95.
37 Барсов Н. Очерки из истории христианской проповеди. Представители нравственно-аскетического типа проповеди на Востоке в IV веке. Вера и разум. Т.1.Ч.1.Харьков, 1889. С.735.
38 Барсов Н. Указ.соч. С.735-736.
39 Там же. С.679.
40 Архиепископ Василий (Кривошеин). Богословские труды 1952-1983 гг. Нижний Новгород, 1996. С.102.
41 Там же. С.110.
42 Там же. С.102.
43 Там же. С.102.
44 Барсов Н. Указ.соч. С.740.

Сергей Сергеевич Хоружий

Часть 1

Само же совершенство есть полнота, абсолютное воплощение данных качеств.

Греческие термины τελειον, совершенный, и το τελειον, совершенство, являются производными от τελος - цель, завершение, и эту же связь - ибо в церковнославянском τελος переводилось как "верх" - сохраняет русское слово - что может трактоваться как "сделанное, исполненное до конца, всецело". совершенство может пониматься в смысле полного соответствия или полной осуществленности некоторой цели, полной завершенности, воплощенности некоторого замысла. По Стагириту, совершенство сущего есть полная достигнутость внутренней цели, заложенной в его природе; в свою очередь, эта природная цель заключается в осуществлении, актуализации всех потенций, которыми наделено сущее; так что "совершенное" понимается как полностью и всецело актуализованное. Эта трактовка была прочно воспринята европейской метафизикой и воспроизведена во многих ее учениях: так, у Фомы Аквинского в Большой Сумме утверждается, что "Сущее совершенно постольку, поскольку оно осуществлено",

Эстетическое понимание совершенства связывает его с принципами гармонии, лада, упорядоченности, с соразмерностью строения и формы; оно также утверждает, что с совершенством несовместимы любые разнородность и разнобой, асимметрия, недовершенность...

Идеальная природа совершенства, дополняясь полнотою его бытийности (обеспечиваемой его телеологическим аспектом), подводит к его сближению с божественным началом, высшим бытийным принципом.

Часть 2

Орфическая доктрина, утверждала, что в человеке подспудно и заглушенно таится бессмертное божественное начало, частица божественной природы, и человек наделен высшим призванием освободить эту частицу, дав ей воссоединиться вновь со всею стихией божественного. Исполнением призвания служит путь очищения, Весьма существенно, что путь к совершенству - как это было еще у пифагорейцев - предполагает также познание, обретение мудрости; достижение совершенства души требует совершенствования разума.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.138 (0.075 с.)