Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалификация духовного учителя

Поиск

Учение

П

ервый шаг на пути преданного служения заключается в том, чтобы принять по­кро­ви­­тель­ство духовного учителя и задавать ему вопро­сы, касающиеся практики преданного служения. Это поможет человеку избежать возможных оскор­блений на пути преданного служения. Даже если че­ловек утвердился в преданном служении, подоб­но Махарадже Парикшиту, он должен про­должать задавать вопросы постигшему истину духовному учителю. Другими словами, духовный учи­тель должен обладать глубокими познаниями, чтобы суметь ответить на все вопросы предан­ных. Таким образом, тот, кто не знает автори­тетные писания в совершенстве и не способен ответить на все насущные вопросы, не должен выдавать себя за духовного учителя, пресле­дуя корыстные цели. Тому, кто не способен освободить ученика, запре­щено становиться духовным учителем.

Шримад-Бхагаватам 2.8.7

Д

уховный учитель не говорит о себе как о Самом Верховном Господе; он является предста­ви­телем Бога. Богооткровенные писа­ния запрещают кому бы то ни было представ­ляться Богом, но истинный духовный учитель заслуживает такого же почитания, как и Кришна, ведь он является самым верным и близким слугой Господа.

Ч. ч. Ади 1.44, комментарий.

Реализация

Ч

еловек не должен становиться духовным учи­телем, если он не достиг платформы уттама-адхикари… Уттама-адхикари – это совершенный преданный, достигший вершин преданного слу­же­ния. Уттама-адхикари сво­бо­ден от желания кри­ти­ковать и оскорблять других, и его сердце абсо­лютно чисто. Он достиг высшей ступени духовного самоосо­знания – ступени беспримесного сознания Кришны. По словам Шрилы Рупы Госвами, общение с таким маха-бхагаватой, совершен­ным вайшна­вом, и служение ему – это то, к чему должен стремиться каждый предан­ный… Среди множества таких [настоящ­их] вайшна­вов, возможно, найдет­ся один, который серьез­но относится к служению Господу и неукоснительно следует всем регули­рую­щим принципам, повторяя предпи­санное коли­чест­во кругов джапы на четках и все время ища новые пути распространения сознания Кришны. Следует считать такого вайшнава уттама-адхикари – чело­­ве­ком, достиг­шим вер­­шин преданного служе­ния, и всегда искать его общества… Осознав себя вечным слугой Кришны, человек утрачивает инте­рес ко всему, что не связано со служением Кришне. Всегда думая о Кришне, изобретая все новые и новые методы распространения святого имени Кришны, он осо­зна­ет, что единственная его за­да­ча – распрост­ра­нять движение сознания Криш­ны по всему миру. Следует считать та­ко­го человека уттама-адхикари и всегда искать его общества, строя свои отношения с ним на шести принципах (дадти пратигхти и т.д.). В сущности, такого про­дви­нутого предан­ного-вайшнава, уттама-адхикари, сле­­­­­­­ду­­­­­ет принять своим духовным учителем… Шри­ла Бхактивинода Тхакур дал неко­­торые прак­­ти­ческие указания, помогающие отли­­чить вайшнава уттама-адхикари, в частнос­ти, по его способности обращать многие падшие души в вишнуизм.

Нектар наставлений, текст 5

О

бусловленной душе мешают четыре недос­тат­ка: она обязательно совершает ошибки, она обязательно впадает в иллюзию, она имеет склон­ность обманывать других, и чувства ее несовер­шенны. Отсюда следует, что мы должны следовать за освобожденными личностями. Это движение сознания Кришны получает указания непосред­ст­вен­но от Верховной Личности Бога через тех, кто строго следует Его наставлениям. Хотя после­до­ватель может и не быть осво­бож­денной личностью, тем не менее, если он следует наивысшей из всех освобожденных личностей, Лич­ности Господа, на его деятельность естест­вен­ным образом перестает влиять скверна матери­альной природы. Поэтому Господь Чайтанья говорит: "Если Я дам тебе такое указание, ты можешь стать духовным учителем". Человек сразу же может стать духовным учителем, если он имеет полную веру в трансцендентные слова Верховной Личности Бога и следует Его на­став­лениям.

Шримад-Бхагаватам 4.18.5

Ученическая преемственность

И

з Упанишад мы узнаем о том, что гуру назы­вают того, кто получил знания, слушая Веды: ротрийа брахманишхам. Другое название Вед – шрути, и истинный духовный учитель должен получить ведичес­кое знание по цепи ученической преемствен­ности. Как сказано в Бхагавад-гите (4.2), эва парампар-прптам. Настоящий гуру ничего не говорит от себя и ничего не приду­мы­вает. Знание, которое он дает своим ученикам, явля­ется авторитетным и получено им по парам­паре. Он также полностью поглощен служением Верховной Личности Бога (брахма-ништхам). Таковы два глав­ных качества истинного духов­но­го учителя: он должен обладать знанием, полу­ченным по цепи ученической преемственности, и посвя­щать все свое время служению Верховному Господу. Ему не обяза­тель­но обладать обшир­ными позна­ниями и эрудицией, но все его зна­ния должны исходить из авторитетного источника.

Учение Господа Капилы, стр. 56

Характер

Н

е следует принимать духовным учителем глуп­ца, не выполняющего заповедей священ­ных пи­­са­ний, человека сомнительных качеств, не соблю­­­дающего принципов пре­дан­ного служения или находящегося под властью шести посредников чув­с­т­венного наслаж­де­ния. Эти шесть посред­ни­ков таковы: язык, гениталии, желудок, гнев, ум и речь. Только тому, кто обуздал их, решается при­ни­мать учеников по всему миру.

Нектар преданности, стр.86

Освобождение других

С

огласно шастрам обязанность гуру состоит в том, чтобы вернуть ученика домой, обратно к Господу. Если он не способен сделать это и вместо этого, наоборот, мешает ученику вернуться обратно к Богу, он не должен быть гуру. Гурур на са сйт (Шримад-Бхагаватам 5.5.18). Человек не дол­жен становиться гуру, если он не может дать своему ученику возможность продвинуться в сознании Кришны. Цель жизни – стать пре­дан­ным Господа Кришны и, таким образом, освободиться от цепей материаль­ного существо­вания (тйактв дехам пунар джанма наити мм эти со 'рджуна). Духовный учитель помогает ученику достичь этого уровня, развивая в нем сознание Кришны.

Шримад-Бхагаватам 8.20.1

Деятельность

Некоторые ведут себя очень хорошо, но не проповедуют сознание Кришны, а другие проповедуют, но ведут себя неподобающим образом. Ты же выпол­няешь свои обязанности по отно­шению к святому имени и ведя себя достойным образом, и проповедуя. Поэтому ты – духовный учитель всего мира, ибо ты – самый продвинутый в мире преданный.

Комментарий

З

десь Санатана Госвами дает четкое опреде­ле­ние того, кто такой истинный духовный учи­­тель всего мира. Он указывает необхо­ди­мую ква­ли­фикацию духовного учи­те­ля: такой человек жи­вет в соответствии с указаниями писаний и в то же время пропо­ведует. Тот, кто следует этому, является истинным духовным учителем. Харидаса Тхакура был идеальным гуру, так как он регу­ляр­но по­вто­рял на четках предписанное количество имен. Воспевал он святое имя Господа 300.000 раз каж­дый день. Преданные общества сознания Кришны повторяют минимум шестнадцать кругов в день, что не пред­ставляет трудности, и в то же время они дол­жны проповедовать учение Чай­таньи Маха­праб­ху в соответствии с посланием Бхагавад-гиты как она есть. Тот, кто следует этому, становится квали­фициро­ванным для того, чтобы стать духов­ным учителем всего мира.

Ч. ч. Антья 4.102.3

Гуру, шастра, садху

С

адху-шастра-гуру: человек должен прове­рять, является ли что-то духовным или нет, пользу­ясь указаниями святых личностей, писаний и ду­хов­ного учителя. Духовный учитель – этот тот, кто следует наставлениям своих предшест­вен­ников, а именно садху или святых личнос­тей. Духовный учитель не говорит ни о чем, что не упоминается в авторитетных писаниях. Обычные люди должны следовать наставле­ниям садху, шастр и гуру. Между тем, что говорят шастры, и тем, что говорит истинный духовный учитель – нет различий.

Шримад-Бхагаватам 4.16.1


Квалификация ученика


Смиренное вопрошание

Смиренно задавай ему [духовному учителю] вопросы и служи ему.

Комментарий

Ч

тобы получить знание, следует обратиться к ис­­тин­ному духовному учителю, пол­ностью вру­­­­чить себя ему, стать его нижайшим слугой, забыв о ложной гордости. Удовле­творение осо­знавшего себя духовного учителя есть секрет про­гресса в духовной жизни. Вопро­шание и смирение есть качества, способству­ющие духовному пони­манию. Если нет смире­ния и служения, вопросы, задаваемые мудрому духовному учителю, не возымеют действия.

Бхагавад-гита 4.34

Н

икто не требует слепо предаваться, нет, мы должны уметь задавать разумные вопросы. Не вопрошая, мы не продвинемся духовно. Тот ученик в школе, который задает учителю вопросы, обычно является разумным учени­ком. Когда маленький ребенок спраши­вает у отца: "А что это такое? А что вот это?", то, как правило, это является приз­наком разума. У нас может быть очень хороший духовный учитель, но если мы не находим в себе сил, чтобы спрашивать его, то не сможем духовно продвигаться…

Н

ачальное предписание Веданта-сутры та­ко­во: атхто брахма-джиджс. "На­ста­­ло время вопрошать о Брахмане". Слово атха означа­ет, что достаточно разумный человек, который осознал в главном, какое разочарование при­но­­сит мате­ри­альная жизнь, становится спо­соб­ным вопрошать. В Шримад-Бхагаватам говорится, что человеку следует вопрошать духовного учителя о том, что находится "за пределами этой тьмы". Этот мате­ри­альный мир по своей природе темен, он искус­ственно освещается огнем. Нам следует вопрошать о трансцендентных мирах, кото­рые существуют за пределами этой вселенной. Если человек полон же­лания узнать об этих духовных мирах, он должен найти духовного учителя, иначе в его иссле­до­ва­ни­ях не будет никакого смысла… Это совсем не зна­чит, что мы дол­жны слепо преда­ваться. Духов­ный учитель мо­жет быть осознавшей себя лич­ностью и утвер­диться в Абсолютной Истине, и все же наша обязанность – задавать ему вопросы для того, чтобы понять все тонкости духовной жизни.

Раджа Видья, стр. 75-76, 87

Послушание

Ш

рила Вишванатха Чакраварти также под­­­­­­чер­кивает, что если мы хотим добиться успеха в пре­данном служении и вернуться к Богу, то дол­жны неукоснительно следовать всем наставлениям духовного учителя. Таков путь к совершенству. Пре­­данный может не беспокоиться о том, достигнет он совершен­ства или нет, так как, если он следует наставлениям духовного учителя, он непре­мен­но достигнет его. Нас должно заботить только то, как выполнить указания своего духовного учителя. Духовный учитель в совершенстве знает, на что способен ученик, поэтому он дает ему соответ­ствующие указа­ния, и, если ученик выполняет все указания своего духовного учителя, он достигнет совершенства.

Шримад-Бхагаватам 4.8.71

Искренность

Я был очень привязан к этим мудрецам. Я вел себя смиренно, и служение им уничтожило все мои грехи. В глубине сердца я непоколебимо верил в них. Обуздав чувства, я телом и умом строго следовал их указаниям.

Комментарий

З

десь перечислены качества вероятного канди­дата, обладая которыми он может рассчиты­вать подняться до уровня кристально чистого пре­дан­ного. Такой кандидат всегда должен искать общения с чистыми предан­ными. Не следует позво­лять псевдо­пре­данным вводить себя в за­блуж­дение. Чтобы получить настав­ле­ния чистого преданного, человек дол­­жен быть прост и кроток. Чистый предан­ный – это душа, полностью предав­шаяся Личности Бога. Он понимает, что Личность Бога – верховный владыка, а все остальные – Его слуги. И только общение с чистыми предан­ными может избавить человека от всех грехов, накоп­лен­ных им за время мирского общения. Преданный-неофит должен верно служить чистому преданному, быть очень послушным и строго следовать его настав­лени­ям. Таковы признаки преданного, решившего уже в этой жизни добиться успеха.

Шримад-Бхагаватам 1.5.29

"В твоей книге должны быть описаны качества истинного гуру и настоящего ученика. И тогда, перед тем, как принять духовного учителя, человек сможет убедиться в истинности его положения. Точно также и духовный учитель сможет узнать, каково положение ученика… "

Комментарий

К

ачества истинного ученика Шримад-Бха­га­ва­там описывает следующим образом:

амнйа-матсаро дако
нирмамо дха-сухдах
асатваро 'ртха-джиджсур
анасйур амогха-вк

У

ченик должен обладать следующими качест­ва­ми. Ему следует отказаться от материаль­ного вожделения, гнева, иллюзии, безумия и зависти. Единственным его интересом должно быть по­зна­­ние науки о Боге, и он должен быть готов разо­браться во всех тонкостях этой науки. Ему следует перестать думать о себе: "Я есть это тело" или "Эта вещь принадлежит мне". Человек должен любить своего духов­ного учителя и иметь твердую веру в него, а также быть очень постоянным и непоколе­би­мым. Настоящий ученик должен уметь зада­вать вопросы для того, чтобы понять трансцендентные темы. Он не должен выиски­вать недостатки среди добродетели, и должен перестать интересо­ваться материальными предметами. Кришна, Верховная Личность Бога – таков его един­ственный интерес.

Ч. ч. Мадхья 24.330




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.007 с.)