Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три гуны материальной природы

Поиск

Т

ри гуны материальной природы – это благость (саттвам), страсть (раджас) и невежество (тамас). Они являются контро­лирующими энер­гиями, которые управляют всеми объектами и всей деятельностью в материальном мире. Люди в гуне невежества находятся под контролем сна, безумия, интоксикаций, лени, нечистоплотности и т. д. Люди в раджасе контролируются страстными жела­ниями, наиболее сильным из которых является половое желание. Люди в благости пребывают в счастье, умиротворении и озаре­нии. Благость – это ступень, предшествующая духовной жизни. Если мы посмотрим на материальную сторону деятельности в предан­ном служении, то увидим, что она проходит в гуне благости. Трансцен­дентный уровень – это чистая благость, когда на человека уже больше не влияют гуны материаль­ной природы. Кришна говорит, что тот, кто предался Ему, может с легкостью превзойти гуны природы. В противном случае, каждый полностью находится под контролем этих гун, даже если и думает, что свободен от них.


Пять видов освобождения

Чистый преданный отвергает все виды освобождения: салокью, саршти, самипью, сарупью и экатву, – даже если Верховный Господь предлагает их ему.

Комментарий


З

десь недвусмысленно сказано, что чистый пре­данный не стремится к слиянию с Верховным Господом (экатва), о котором мечтают имперсо­налисты, философы-эмпи­рики и йоги -мистики. Желание стать единым с Верховным Господом чуждо чистому пре­дан­ному. Преданный в некото­рых случаях соглашается подняться на планеты Вай­кунт­хи, чтобы там служить Господу, но он скорее отправится в ад, чем согласится погрузиться в сияние Брахмана. Экатву, растворение в сиянии Верховного Господа, называют кайвальей, однако чистому преданному бла­жен­ство кайвальи пред­став­ляется адом. Предан­ный так привязан к служению Верхов­ному Господу, что пять видов освобождения не представляют для него никакого интереса. Считается, что тот, кто занимается чистым трансцендентным любовным служением Господу, уже достиг всех пяти видов осво­бож­дения.

К

огда преданный попадает в духовный мир, на Вайкунтху, ему предоставляют четыре различ­ные возможности. Одной из них является салокья, возможность жить на одной планете с Верховной Личностью Бога. На каждой из бесчисленных планет Вайкунтхи правит Верховная Личность в одной из Своих полных экспансий. Главная из планет Вайкунтхи – Кришналока. Подобно тому, как главной планетой материальной вселенной является Солнце, главной планетой духовного мира является Кришналока. Сияние, которое излу­чает Господь, находясь на Кришналоке, оза­ряет не только духовный, но и матери­аль­ный мир, хотя в материальном мире это сияние покрыто мате­рией. В духовном мире бесчис­лен­ное множество планет Вайкунтхи, и на каждой из них правит Верховный Господь. Преданный может попасть на одну из планет Вайкунтхи, чтобы жить там вместе с Верхов­ной Личностью Бога.

П

олучая освобождение саршти, преданный об­ре­тает те же богатства, которыми владеет Вер­ховный Господь. Достичь осво­бож­дения самипья – значит получить возмож­ность лично общаться с Верховным Господом. Преданный, который по­лу­чает освобождение сарупья, получает духовное тело, подобное телу Верховной Личности Бога. Только по двум или трем признакам можно от­ли­чить трансцендентное тело Господа от тел Его осво­божденных преданных. К числу таких приз­на­ков относится Шриватса, завиток волос на груди, который есть только у Господа.

Ч

истый преданный отвергает эти пять видов духовного освобождения, даже если ему их пред­­ла­гают, не говоря уже о материальных бла­гах, которые ничтожны по сравнению с духовными благами. Когда Господь предложил Прахладе Маха­радже на выбор любые материальные блага, Прахлада ответил: "О мой Господь, у моего отца были все материальные блага на свете, перед его могуществом трепетали даже полубоги. Но, несмот­ря на это, Ты в одно мгновение лишил его жизни, и его материальному благо­по­лу­чию при­шел конец". Желание материальных или духовных благ чуждо чистому предан­ному. Он хочет только одного – служить Господу. Это приносит ему самое большое счастье.

Шримад-Бхагаватам 3.29.13


Ачинтья-бхедабхеда таттва


Ф

илософы-имперсоналисты школы майя­вади верят в то, что Всевышний и живые существа это одно и то же. Думая таким образом, они счи­тают самих себя Богом. Однако, они говорят, что космический мир является творением майи, и пото­му ложен. Это объясняется выражением: брахма сатья джагат митхй – "Брахман (или дух) реален, а мир материи ложен". Философия же вайшнавов – ачинтйа-бхедбхеда таттва, то есть все едино с Кришной, и в то же время отлично от Кришны. Все едино с Кришной, поскольку все это – энергия Кришны; поэтому мы не говорим, что материя ложна – скорее мы утверждаем, что она временна. Тем не менее, хотя энергия Кришны распространена повсюду, все же Кришна остается в Своем личностном аспекте как независимый Источник энергии.


Три энергии Кришны


Г

оворится, что изначальных энергий Абсо­лют­ной Истины – три: внутренняя, внеш­няя и пограничная. Через Свою внутреннюю энергию Личность Бога в Своей изначальной форме создает духовные космические прояв­ления, вечные Вай­кунт­халоки, которые существуют постоянно, даже после уничто­же­ния материального космического проявления. С помощью Своей пограничной энер­гии Господь распространяет Себя в виде живых существ, которые являются Его частью, – точно так же солнце во всех направлениях распространяет свои лучи. А с помощью Своей внешней энергии Господь проявляет материальное творение, точно так же, как солнце своими лучами создает туман. Мате­ри­аль­ное творение – не что иное, как иска­жен­ное отражение вечной природы Вайкунтхи.

Э

ти три энергии Абсолютной Истины описы­ва­ются также в Вишну-пуране, где сказано, что живое существо качественно тождественно внут­рен­ней энергии, в то время как внешняя энергия косвенно контролируется главной причиной всех причин. Майя, иллюзорная энергия, покрывает и обвола­ки­вает живое существо, как туман скры­вает от взора прохожего свет солнца, и тот не может найти дорогу. Хотя энергия майи качес­т­венно уступает пограничной энергии, состоя­щей из живых существ, которые являются неотъем­лемыми частицами Господа, тем не менее майя наделена полномочиями контролировать жи­вые существа, точно так же как туман способен бло­ки­ровать влияние определенной части солнеч­ных лучей, хотя и не в состоянии скрыть солнце. Живые существа, покрытые иллюзорной энергией, пре­бы­вают в самых различных формах жизни, начиная от тела муравья и кончая телом Брахмы, конструк­тора вселенной. Прадхана, главная при­чи­на всех причин в имперсональном понимании, есть ничто иное, как Верховный Господь, которого во внут­ренней энергии можно увидеть лицом к лицу. С помощью Своей непостижимой энергии Он прини­мает матери­альную всепроникающую фор­му. Хотя три энергии, а именно, внутренняя, внеш­няя и пограничная, являются по существу одной и той же энергией, их проявления различны, как, напри­мер, электрическая энергия в разных усло­виях мо­жет производить холод или тепло. Энергия назы­вается внешней и пограничной в опреде­лен­ных условиях, но в изначальных внут­рен­них энер­гиях нет таких разграничений; и качества внеш­ней энергии не могут присутствовать в погра­нич­ной и наоборот. Тот, кто способен понять все хитро­сплетения деятель­ности этих энергий Все­выш­­него Господа, больше не может оставаться имею­щим скудные познания эмпириком-импер­соналистом.

Ч. ч. Ади 2.96


Глава шестая

Преданные Господа

Три класса преданных


П

реданных можно разделить на три класса. Пре­данному первого, высшего класса присущи следующие черты. Он в совершенстве знает все основ­ные писания и может умело приводить до­воды, основанные на них. Он способен блестяще представить выводы писаний, сообразуясь с обсто­я­тельствами, и убеди­тельно обосновать мето­ды преданного служе­ния в конкретной ситуации. Он глубоко убежден, что конечной целью жизни явля­ется достижение трансцендентного любовного слу­же­ния Кришне, и знает, что Кришна – един­ствен­ный объект поклонения и любви. К предан­ным первого класса относится тот, кто прошел обучение у истинного духовного учителя, неукоснительно следуя всем прави­лам и предпи­саниям, и искренне повиновался ему в соот­вет­ствии с указаниями бого­­­откро­венных писаний. Такой человек обла­дает всеми качествами, необхо­димыми для того, чтобы проповедовать и самому быть духов­ным учи­телем, и его считают предан­ным высшего клас­са. Преданный такого ранга никогда не нару­шает принципы, установ­лен­ные высшими автори­те­та­ми, и непоколебимо верит в писания, глубоко по­стигнув их смысл с помощью логики и дока­за­тельств. Говоря о логике и доказа­тельствах, мы имеем в виду логику и доказа­тельства, основанные на богооткровенных писаниях. Преданный выс­ше­го класса равно­ду­шен к умозрительным фило­соф­с­ким рассуждениям, на которые смотрит как на бессмысленную трату времени. Иначе говоря, преданным высшего класса можно считать того, кто непоколебимо убеж­ден в истинности пути преданного служения.

П

реданного второго класса отличают следую­щие признаки. Он не всегда может убедительно отстоять свою позицию, подтвер­див ее свиде­тель­ст­вами из богооткровенных писаний, но непоко­ле­би­мо верит в свою цель. Иначе говоря, преданный второго класса твердо верит в метод преданного служения Кришне, однако иногда в споре с оппо­нен­­­тами может потерпеть поражение, не сумев привести необходимые аргументы и подкре­пить свою позицию выводами богооткро­венных писа­ний. Но даже это не способно поколебать его внутренней уверенности в правильности своего выбора Кришны как высшего объекта поклонения.

Н

еофит, то есть преданный третьего класса – это тот, кто еще недостаточно тверд в своей вере и в то же время не признает выводов богоот­кро­вен­ных писаний. Вера неофита может быть поколе­блена чьими-то сильными аргументами или возра­жениями. В отличие от преданного второго класса, кото­рый также не способен приводить доводы и доказательства из богооткровенных писаний, но тем не менее твердо верит в свою цель, неофит лишен такой веры. Поэтому его называют преданным-неофитом.

Нектар преданности, стр. 55-57




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.131 (0.008 с.)