Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не является ли ваше постоянное повторение одной из форм гипноза.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ет. Гипноз – это разновидность сна, но повторение имени Бога дает человеку все более глубокую реализацию и ясность разума. Если вы не верите мне, попробуйте сами. Это действует. 17. Почему вы поклоняетесь обыкновенному человеку (гуру)?
стинный, авторитетный гуру не является обыкновенным человеком. Ему поклоняются не как Богу, а как представителю Бога. Мы воздаем ему такие почести, поскольку он дает нам Кришну. Просто в этом выражается наша благодарность ему, если не что-то большее. 18. Откуда вы знаете, что "кто-то наверху" не забирает себе все деньги?
тобы быть "наверху", необходима квалификация – нужно быть наиболее отреченным. Лидеры нашего общества, несомненно, живут очень скромно. Я знаю об их образе жизни. Как можно отличить истинного гуру от самозванца?
валификация гуру – в том, что он доносит до людей послание Бога, как оно дано в писаниях и в традиции. Его характер должен быть святым, и такой человек должен находиться в преемственности духовных учителей. И, возможно, самое существенное из всего: то, о чем он говорит, должно действовать. Следуя его наставлениям, развивает ли человек любовь к Богу? Чувствует ли он, что отошел от материальной концепции жизни? 20. Если мужчины и женщины духовно развиты, то почему в вашем движении среди гуру или лидеров нет женщин?
валификация для того, чтобы быть гуру, заключается не в том, мужчина вы или женщина, а в том, насколько вы преданы Богу. В нашей традиции есть много примеров женщин- гуру и женщин-духовных лидеров (Покажите задающему вопрос книгу Учение царицы Кунти). 21. Если ваша религия так прекрасна, почему же тогда в Индии, откуда родом эта религия, существует так много проблем?
елигия имеет свое начало не в Индии, а у Бога. Когда-то Индия была очень религиозной; все люди строго следовали Писаниям, и Индия была самой процветающей страной в мире. Теперь же люди не следуют писаниям – они пытаются подражать материалистам Запада. Поэтому они страдают. Если человек пренебрегает законами Бога, он будет страдать. Все религии утверждают, что именно в них и есть ответ. Так в чем же отличие вашей религии от других?
ы не говорим, что мы самые лучшие. Мы утверждаем, что наилучшим является тот процесс, который помогает вам развить любовь к Богу. Судите о дереве по плодам. Кто в действительности развивает в себе любовь к Богу? 23. Откуда вы берете средства для поддержания движения?
осподь поддерживает все живые существа во всей вселенной, и о Своих преданных Он, конечно же, позаботится. Мы получаем средства от продажи книг, содержания наших ресторанов, в виде пожертвований от тех преданных, которые являются домохозяевами и где-то работают, от прихожан и почетных членов нашего общества, а также в виде пожертвований всех остальных людей. Почему вы назойливо пристаете к людям, выпрашивая у них деньги?
ыпрашивание означает, что человеку, занимающемуся им, лень работать, чтобы получить средства на свои нужды. Мы не занимаемся выпрашиванием. Мы просим пожертвования, и не для себя, а для того, чтобы помочь страждущему человечеству. Большинство людей не имеют при этом ощущения, что их каким бы то ни было образом беспокоят, и очень многие люди понимают, как важны наши книги. Если те немногие люди, которые чувствуют, что их как-то "побеспокоили" этим, попытались бы узнать для себя, как мы используем средства, они забыли бы о своих возражениях. Не заняться ли вам чем-нибудь более полезным для страны, чем воспевать целый день?
течение дня мы не только воспеваем. Преданные заняты множеством дел, как-то: производством книг, строительством ферм и школ, созданием фильмов и распространением пищи и книг тысячам людей.
омимо всего прочего, воспевание – это процесс возрождения изначально присущего нам сознания Бога. И, в действительности, это является самой важной деятельностью в человеческом обществе. Если бы еще больше людей попытались понять основные принципы сознания Бога, проблемы в человеческом обществе были бы решены. 26. Человек не может видеть душу или Бога – почему же вы верите в то, что невозможно увидеть?
орошо, почему же люди верят в существование атомов, вирусов или, например, обратной стороны Луны? Их же нельзя увидеть! Есть много таких вещей, в существование которых мы верим, даже не будучи способными воспринимать их непосредственно. Можно принять существование души и Бога, наблюдая признаки их существования. Жизнь, или сознание, внутри тела, а также совершенная симметрия и точность, присущие бытию вселенной, как раз и являются этими признаками, указывающими на существование души и Верховного Существа.
ы можем принять на веру, что есть люди, которые осознали свою духовную природу и могут действительно видеть и знать Бога. И по мере того, как человек все больше и больше очищается, следуя авторитетному процессу самоосознания, он также станет способным постичь душу и Бога. Родители и семья
еловеческая жизнь отличается от животной тем, что человек может вопрошать о природе Абсолюта и может сделать выбор: повиноваться законам Бога или нет. Подобным же образом, быть родителем – означает не просто производить особи, а дать своим детям возможность освободиться из заточения в материальном теле.
ети в наши дни, как правило, появляются у людей как нежеланный "побочный продукт" половой жизни, и даже в тех случаях, когда ребенок был "желанным" в их понимании, очень редко, когда родители обладали бы каким-то знанием об истинных его нуждах. Поэтому у ребенка со временем развивается склонность не доверять и не оказывать почтения своим родителям и другим авторитетам, в силу того, что эти люди не квалифицированны для правильного исполнения своих обязанностей. Однако в сознании Кришны дети уважают родителей и других авторитетов главным образом за их безупречный характер.
сно понимая все эти моменты, преданный не является фанатиком, который отвергает родителей, считая их майей. Напротив, он благороден в отношениях с ними и сострадателен, он знает, как и когда проповедовать таким образом, чтобы возвысить всех, в том числе и своих родителей. После многих миллионов рождений в материальном мире мы, наконец, получили возможность узнать о Кришне и заняться преданным служением. И понятно, что наши родители причастны к этому благословенному событию, поэтому им нужно оказывать всякое почтение. Возможно, они привязаны к своим телам, но если мы используем наши тела в служении Господу и таким образом одухотворяемся, то и родители также получают духовное благо.
ридя к сознанию Кришны, мы понимаем, что прежде мы никого по-настоящему не любили, но сейчас, когда мы пробудили нашу истинную любовь, любовь к Кришне, мы естественным образом стали любить все Его неотъемлемые частицы, в том числе и наших родителей. Вместо того, чтобы любить сейчас наших родителей меньше, мы должны любить их еще больше, ведь мы уделяем внимание истинной личности, душе, и кроме того у нас появилось гораздо больше любви, которую мы можем дать.
ежду родителем и ребенком существуют естественные узы любви. Поэтому преданные должны держать регулярный контакт с родителями, посылая им письма, звоня по телефону, навещая их и помня об их днях рождения, юбилеях, Рождестве и т. д. Мы не должны бояться того, что нам приходится немного болтать с ними об их мирских делах. Мы можем рассказать им о том, что мы встаем рано, для молитвы, что мы побрили голову и стали вегетарианцами и так далее – по крайней мере, вначале это будет достаточная проповедь для них. Если они примут этот факт, наше присутствие будет напоминать им о Кришне и они будут стесняться курить при нас, есть мясо или делать что-нибудь подобное. Мы же должны быть очень терпеливыми и осторожными в проповеди им, ведь мы на всю долгую жизнь связаны с ними узами родства. Иногда родители без всякой причины становятся враждебными, и это создает трудности. Преданный должен быть терпим к этому и не принимать слишком серьезно нелогичную критику, точно также как трезвый человек не примет всерьез заявления пьяного или же лепет маленького ребенка. Через год, или около того, такие родители успокаиваются и им начинает нравиться сознание Кришны. На первых порах попытайтесь избегать таких ситуаций, которые могут побудить их начать богохульствовать, и не провоцируйте их, совершая девятое оскорбление святого имени (проповедовать тому, кто не склонен принимать проповедь).
амое важное вначале – это утвердиться и стать сильным в духовной жизни, ни на что не отвлекаясь без крайней необходимости. Преданному рекомендуется в течение первых трех месяцев жить в храме и следовать программе для бхакт (бхактин). В этот период лучше держать связь с родителями, посылая им письма или звоня по телефону, а не навещать их. Они, конечно же, могут приходить в храм и видеться с вами, и в храме их примут как дорогих гостей. Ведь представьте, что если через пару недель отсутствия вы оказываетесь на пороге дома с бритой головой, в длинных одеждах, с четками в мешочке, то совершенно очевидно, что это будет для родителей шоком. И им будет не так-то просто привыкнуть к этому. Более плавный и постепенный подход гораздо лучше: дайте им понять, что, прежде чем принимать какие-то окончательные решения или обязательства, вы хотите посмотреть и выяснить для себя, нравится ли все это вам. Такой подход во многом предотвратит ненужные переживания и горе. Философия майявади
илософии майявади положил начало Шрипад Шанкарачарья с целью уничтожить буддизм. Майявади верят в то, что высшей истиной является Брахман или дух, который безграничен и не имеет ни формы, ни деятельности. Они утверждают, будто все живые существа едины с Брахманом, но в настоящее время покрыты иллюзией и, таким образом, отделены от Брахмана; а когда иллюзия устранится, живые существа снова станут едины с Брахманом и потеряют свои индивидуальности.
мея такие представления, майявади не принимают форму и личность Кришны как высшее, считая, что они являются порождением майи. Поскольку майявади придерживаются такого взгляда, Господь Чайтанья называл их величайшими оскорбителями Кришны.
илософия майявади очень широко известна на Западе в виде "индийской религиозной мысли", и, как правило, она ошибочно проходит под вывеской "Веданта". Более того, имперсональная суть философии майявади занимает центральные позиции "философий" большинства тех западных людей, которые не являются догматичными последователями Библии.
ольшая часть людей не обладает достаточной информацией о трансцендентной форме Бога, поэтому на них в такой значительной степени влияет имперсонализм. В беседе с теми, кто принимает ведический авторитет, мы можем легко установить вайшнавскую позицию, приводя цитаты из Писаний. Однако, мы вынуждены отстаивать нашу философию на основе логики и аргументов, поскольку большинство людей, которых мы встречаем, обладают либо очень малой верой в Писания, либо совсем не верят в них. Существует ряд разительных изъянов в философии майявади, о которых следует помнить, обсуждая эти предметы.
оскольку каждый из нас является личностью, то как же изначальный источник всего может не быть личностью? Если обладание индивидуальностью есть превосходящий фактор, что кажется так и есть в реальности, то тогда выходит, что мы занимаем более высокое положение по отношению к нашему "имперсональному источнику". Веданта-сутра утверждает, что Абсолютная Истина является источником всего. И поэтому Абсолютной Истине все же должен быть присущ аспект индивидуальности.
ни утверждают, что имперсональный Брахман проявляет себя в материальном мире в личностной форме. Но как личность может произойти от безличного? Где вы найдете примеры подобного феномена? В Бхагавад-гите (7.24) Кришна утверждает, что те, кто думают, что Его личность произошла из чего-то безличного, лишены разума.
рахман неизменен. Как же он мог запечатлеть себя на какое-то время в форме индивидуальных душ в материальном мире? И почему он решил так сделать? Бхагавад-гита (15.7) объясняет, что души являются вечными неотъемлемыми частицами Всевышнего Господа, и определяет индивидуальность как вечный принцип (2.12).
сли мы все есть Бог, как же получается, что в настоящее время мы страдаем в невежестве в этом материальном мире? Что же мы за Бог? Или, может быть, это означает, что невежество или иллюзия могущественнее Бога? Но как это возможно?
х утверждение о том, что форма Кришны материальна, указывает на отсутствие понимания Его трансцендентных появления и природы. Форма Кришны не сотворена из материи, и Сам Кришна обладает многочисленными и безграничными энергиями. Если Кришна – просто мирская личность, почему же самореализованные души так привлечены слушанием о Его играх? (Шримад-Бхагаватам 1.7.10)
еальностью, считают майявади, является то, что находится за пределами материальных форм и двойственности. Но они ошибаются, когда отрицают, что существует духовная форма и разнообразие. Отрицание разнообразия само по себе является материальной концепцией, которая не дает нам положительной информации о духовной реальности.
х желание стать едиными с Богом метко названо последней ловушкой майи. Разочарованные в своих попытках быть "Верховными Наслаждающимися" в материальном мире, они желают слиться с высшим. Это желание иллюзорно, поскольку душа не осознала еще свое изначальное положение слуги Кришны. Шримад-Бхагаватам (10.2.32) указывает, что такое неправильное понимание имперсоналистов является следствием их нечистого разума, и даже если они и достигают какого-то уровня имперсональной реализации, в конечном итоге они опять падают на материальный уровень из-за того, что не приняли прибежище лотосных стоп Кришны.
атериальный мир не ложен. Он реален, поскольку происходит из Истины, но проявления этого мира – временны.
Глава пятая Ведическая философия Три аспекта Абсолюта
ришна и Верховная Божественная Личность суть одно и то же. Поэтому для обращения к Господу Кришне во всей Гите употребляется слово Бхагаван. Бхагаван – это конечный аспект Абсолютной Истины. Есть три стадии постижения Абсолютной Истины, а именно: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма, аспект Всевышнего, находящийся в сердце каждого живого существа; и Бхагаван, или Верховная Божественная Личность, Господь Кришна. В Шримад-Бхагаватам (1.2.11) эта концепция Абсолютной Истины объясняется следующим образом: "Постижение Абсолютной Истины проходит через три стадии, известные тому, кто завершит этот процесс. Эти три аспекта Абсолютной Истины – Брахман, Параматма и Бхагаван – составляют Единое целое".
ти три божественных аспекта могут быть объяснены на примере солнца, также имеющего три различных аспекта: солнечный свет, поверхность солнца и сама планета. Изучающий лишь солнечный свет является начинающим учеником. Познавший структуру солнечной поверхности пошел дальше, а сумевший проникнуть в само Солнце достиг вершины. Обычных учеников, довольствующихся лишь познанием свойств солнечного света – его всепроникновения и ослепительного безличного сияния – можно сравнить с теми, кто смог постичь в Абсолютной Истине лишь аспект Брахмана. Ученик, достигший более высокой ступени знания, может познать природу солнечного диска. Это соответствует постижению аспекта Абсолютной Истины, называемого Параматмой. Тот же ученик, который может проникнуть в самое сердце планеты Солнце, подобен познавшему личностные черты Верховной Абсолютной Истины. Поэтому бхакты, или трансценденталисты, постигшие свойства Бхагавана, являются наивысшими трансценденталистами, хотя все ученики, ставшие на путь изучения Абсолютной Истины, занимаются одним и тем же предметом. Солнечный свет, солнечный диск и внутренние процессы в Солнце неотделимы друг от друга. Но ученики, изучающие эти три разных аспекта, не принадлежат к одной категории. Бхагавад-гита 2.2, комм.
олное Целое, Верховная Абсолютная Истина – это совершенная Личность Бога. Концепция безличного Брахмана представляет собой неполное понимание Абсолютного Целого, это же справедливо и по отношению к Параматме, Сверхдуше. Верховная Личность Бога есть сач-чид-ананда-виграха. Осознание безличного Брахмана – это осознание Его аспекта сат, то есть аспекта вечности, а осознание Параматмы, Сверхдуши – осознание Его аспектов сат и чит, аспектов вечности и знания. Осознание Личности Бога – это осознание всех Его аспектов – сат, чит и ананда (блаженства). И когда человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты в составе совершенной формы (виграхи). Итак, Полное Целое не лишено формы. Если бы Оно не имело формы или хоть в чем-то уступало Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами нашего опыта, иначе Оно не было бы полным. Шри Ишопанишад, Санатана-дхарма
анатана-дхарма не является просто каким-то религиозным отправлением. Это – вечная функция вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Всевышним Господом. Санатана-дхарма, как это уже было сказано, есть вечная деятельность живого существа. Шрипада Рамануджачарья объяснил слово санатана как "то, что не имеет ни начала, ни конца"; следовательно, когда мы говорим о санатана-дхарме, мы должны принять на веру, полагаясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи, что она не имеет ни начала, ни конца.
лово "религия" имеет несколько другое значение, нежели санатана-дхарма. Религия выражает идею веры, а вера может меняться. Можно иметь веру в определенный процесс, и можно переменить свою веру и принять другую, но слово санатана-дхарма относится к такой деятельности, которая не может измениться. Например, жидкое состояние есть неотъемлемое свойство воды, так же, как тепло – неотъемлемое свойство огня. Подобным же образом, вечная функция живого существа не может быть отделена от живого существа. Санатана-дхарма навечно неотделима от живого существа. Поэтому, когда мы говорим о санатана-дхарме, мы должны считать само собой разумеющимся, что она не имеет ни начала, ни конца, полагаясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть ограниченным, ибо не может быть сковано никакими рамками. Все же приверженцы каких-либо отдельных ограниченных религий могут ошибочно полагать, что санатана-дхарма тоже ограничена, но если мы углубимся в сущность предмета и рассмотрим его в свете современной науки, мы сможем увидеть, что санатана-дхарма касается всех людей в мире, более того, всех живых существ во вселенной.
елигия, не связанная с санатаной, может иметь начало в анналах человеческой истории, но нет начала истории санатана-дхармы, потому что она пребывает вечно с живыми существами. Что же касается живых существ, то в авторитетных шастрах утверждается, что они не знают ни рождения, ни смерти. В Гите утверждается, что живое существо никогда не рождается и не умирает. Оно вечно, не поддается уничтожению и продолжает жить после разрушения своего временного материального тела. Что касается концепции санатана-дхармы, то попробуем уяснить понятие религии с помощью санскритского корня этого слова. Дхарма относится к тому, что постоянно существует с определенным предметом. Мы заключаем, что наряду с огнем существует тепло и свет; без тепла и света слово "огонь" бессмысленно. Подобным же образом, мы должны выяснить, что есть основная часть живого существа, та часть, которая постоянно сопутствует ему. Этот постоянный спутник есть его вечное свойство, а это вечное свойство есть его вечная религия. Бхагавад-гита, введение, стр. 32-33 Карми, гьяни, йоги и бхакты Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Преданный Господа Кришны не имеет желаний, поэтому он умиротворен. Работающие ради плодов желают материального наслаждения, гьяни желают освобождения, а йоги желают материального богатства; поэтому они полны вожделения и не могут обрести покой". Комментарий
преданного Кришны нет иных желаний, кроме желания служить Кришне. Даже так называемые освобожденные люди полны желаний. Действующие ради плодов стремятся получить лучшие условия для жизни, а гьяни хотят слиться со Всевышним. Йоги желают материального богатства, йогических и мистических совершенств. Все они испытывают вожделение (ками). Поскольку у них есть какие-то желания, они не могут обрести умиротворение.
ормулу мира дает Кришна в Бхагавад-гите: бхоктра йаджа-тапас
сли человек понимает, что единственный верховный наслаждающийся – Кришна, он совершит все виды жертвоприношений, пройдет через все аскезы и покаяния ради того, чтобы достичь преданного служения Кришне. Кришна – это Высшее Существо, Он владеет всеми материальными мирами; поэтому во всей вселенной Он является единственным другом, который может на самом деле принести благо всем живым существам. Если человек понимает Кришну, он тотчас же избавляется от желаний (нишкама), поскольку кришна-бхакта знает, что Кришна во всех отношениях является его другом и защитником и что Он способен сделать все для Своего преданного. Кришна говорит: "О сын Кунти, смело объявляй всем, что Мой преданный никогда не погибнет". Поскольку Кришна заверяет его таким образом, преданный живет в Кришне и не имеет желания получить для себя выгоду. Преданный уповает только на Самого Всеблагого. Для чего преданному желать каких-то благ для себя? Его единственное дело – удовлетворять Всевышнего, оказывая Ему столько служения, сколько возможно. Кришна-бхакта не стремится к собственному личному благу. Его всецело защищает Всевышний. Бхактивинода Тхакур говорит, что у него нет желаний, т. к. Кришна защищает его во всех обстоятельствах. Но он не ожидает от Кришны какой-то поддержки; нет, он просто чувствует себя зависимым от Кришны, точно так же, как ребенок зависит от своих родителей. Ребенок не осознает, что родители оказывают ему служение, но тем не менее он всегда находится под защитой. Это называется нишкама (отсутствие желаний).
отя карми, гьяни и йоги осуществляют свои желания, совершая разнообразную деятельность, они никогда не бывают удовлетворены. Карми тяжело трудится в надежде заработать миллион долларов, но как только он получает его, у него появляется желание получить еще один миллион. Для карми поток желаний никогда не прекращается. Чем больше карми получает, тем больше он желает. Гьяни не могут не иметь желаний, т. к. их разум нечист. Они желают раствориться в сиянии Брахмана; но даже если они и поднимаются на этот уровень, они не могут получить там удовлетворения. Существует множество гьяни и санньяси, которые отреклись от этого мира, считая его ложным, но после принятия санньясы они снова возвращаются в этот мир, чтобы заниматься политикой или филантропией, открывать школы и больницы. Это говорит о том, что они не смогли достичь истинного Брахмана (брахма сатьям) и вынуждены опять спускаться на материальный уровень, чтобы заниматься филантропической деятельностью. Таким образом, они заново начинают взращивать свои желания, а когда эти желания исчерпываются, они начинают желать чего-то другого. Поэтому гьяни не может быть нишкама, или тем, у кого нет желаний. Йоги тоже не могут не иметь желаний, поскольку они хотят достичь йогических совершенств для того, чтобы демонстрировать свои волшебные подвиги и добиваться популярности. Люди собираются, чтобы посмотреть на таких йогов, а у йогов желание получать признание разгорается все больше и больше. Поскольку они злоупотребляют своими мистическими силами, они вновь падают на материальный уровень. Для них нет возможности стать нишкама, не имеющими желания.
уть в том, что только те преданные, которые получают удовлетворение просто служением Господу, могут стать настоящими преданными. Поэтому и сказано: ка-бхакта нишкма. Поскольку кришна-бхакта, преданный Кришны, удовлетворен одним лишь Кришной, он не упадет. Ч. ч. Мадхья, 19.149 Карма
ападная наука и философия, в общем, признают, что всеми действиями и явлениями во вселенной управляет закон причинности, что не может быть никаких действий или событий, по крайней мере материального порядка, не имеющих соответствующих причин. Ведическая литература называет этот закон причинно-следственной связи законом кармы. С незапамятных времен джива действует в материальном мире и последствия этих действий приносят ей радости или страдания. Эти действия служат причиной ее переселений из одного материального тела в другое. Иначе говоря, джива оставляет старые и вселяется в новые тела, подобно человеку, снимающему старую и надевающему новую одежду. Переселяясь из одного тела в другое, джива страдает или наслаждается результатами своих прошлых действий (кармой).
каком-то смысле, любая карма есть рабство. Даже благочестивые поступки, или "хорошая карма ", удерживают человека в круговороте рождений и смертей. Человек должен освободиться от любой кармы, чтобы вырваться из самсары – повторяющихся рождений и смертей. Желая наслаждаться в этом мире, джива, в соответствии с этими желаниями, творит свою собственную карму. Поэтому ни Бхагаван, ни материальная природа не несут ответственности за карму дживы; она сама создает свою судьбу. В соответствии с деятельностью дживы (и под присмотром Всевышнего) материальная природа просто предоставляет дживе очередное тело, в котором она может исполнить свои желания. Свобода от великой цепи кармы приходит через знание. "Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, так огонь знания сжигает дотла все последствия (сарва-кармани) материальных действий" (Бхагавад-гита 4.37). Этот "огонь знания" есть не что иное, как понимание дживой своего конституционального положения вечного слуги Всевышнего. Тот, кто вручил себя Бхагавану, выходит из-под влияния прошлой, настоящей и будущей кармы.
жива не может освободиться от кармы, просто отказавшись от деятельности. Веды утверждают, что душа по своей природе неизменно деятельна. "Воистину, для воплощенной души невозможно полностью отказаться от деятельности. Но тот, кто отрекся от плодов своего труда (карма-пхала-тйг), считается истинно отрекшимся" (Бхагавад-гита 18.11). Иначе говоря, человек должен научиться искусству действовать, не создавая кармы.
Бхагавад-гите Бхагаван Кришна подробно объясняет это искусство карма-йоги. Вкратце эти поучения сводятся к следующему: тот, кто совершает свою деятельность как жертву Верховному Бхагавану, избегает кармы, рабства в материальном мире. Такая чистая жертвенная деятельность называется акарма, то есть "действия без последствий". Нарада-панчаратра объясняет, что искусство карма-йоги состоит в хкена-хкеа-севанам – служении Господину чувств своими собственными чувствами. Гуру должен учить своих учеников этому нелегкому искусству акармы – искусству действовать, не вызывая своими поступками никаких последствий. Сатсварупа даса Госвами Джива, духовная душа мамаивмо джва-локе Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых – ум. Комментарий
этом стихе ясно указывается подлинная сущность живого существа. Оно вечно является составной неотъемлемой частью Всевышнего Господа. Это не значит, что оно обладает индивидуальностью в своей обусловленной жизни, а, достигнув освобождения, сливается со Всевышним Господом. Оно вечно является частичкой. Здесь ясно сказано – санатанах. Согласно ведическим шастрам, Всевышний Господь проявляет и распространяет Себя через Свои бесчисленные экспансии; первичные экспансии называются вишну-таттва, а вторичные – живыми существами. Другими словами, вишну-таттва – это личная экспансия, а живые существа – отдельные экспансии. Через Свою личную экспансию Он проявляется в разных образах, таких, как Господь Рама, Нрисимхадев, Вишнумурти и все остальные полные экспансии, царящие на планетах Вайкунтхи. Отдельные экспансии – живые существа – являются вечными слугами. Личные экспансии Верховной Божественной Личности, индивидуальные Его воплощения, присутствуют всегда. Подобно этому, отдельным экспансиям, каковыми являются живые существа, присуща индивидуальность. Будучи неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, они частично обладают Его качествами, одно из которых – независимость. Каждое живое существо, будучи индивидуальной душой, имеет индивидуальность и небольшую долю независимости. Злоупотребляя этой независимостью, человек становится обусловленной душой, а используя независимость должным образом, всегда пребывает в освобожденном состоянии. В обоих случаях по своим качествам живое существо вечно, как и Всевышний Господь. В освобожденном состоянии оно перестает быть обусловленным материальным миром и занимается трансцендентным служением Господу. В обусловленной жизни им управляют гуны материальной природы, и оно забывает о трансцендентном любовном служении Господу. В результате этого ему приходится вести тяжелую борьбу, чтобы поддерживать свое существование в материальном мире.
се живые существа, не только люди, кошки и собаки, но и такие правители материального мира, как Брахма, Господь Шива и даже Вишну, представляют собой неотъемлемые части Всевышнего Господа. Все они вечны, а не временны. Слово каршати (суровая борьба, схватка) имеет очень важное значение в этом стихе. Обусловленная душа связана, закована в железные цепи. Она связана ложным эго, а ум – главная движущая сила, которая тащит ее в этот материальный мир. Когда ум пребывает в гуне добродетели, деятельность человека благочестива. Когда ум – в гуне страсти, его деятельность является источником беспокойств, а когда ум погружен в гуну невежества, он спускается к низшим формам жизни. Из данного стиха явствует, однако, что обусловленная душа покрыта материальным телом, с умом и чувствами, но когда она освобождается, материальная оболочка исчезает, и ее духовное тело проявляется в своем индивидуальном качестве… В Мадхьяндинаяна-шрути утверждается, что когда живое существо прекращает воплощаться в материальном мире и вступает в мир духовный, оно восстанавливает свое духовное тело, в котором может лицом к лицу видеть Верховную Божественную Личность. Тогда оно имеет возможность непосредственно слышать Его и говорить с Ним, а также осознавать Его таким, как Он есть. Из смрити также можно понять, что на духовных планетах каждый имеет тело, подобное телу Верховной Божественной Личности. Что же касается строения тела, то нет разницы между живыми существами, являющимися неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, и экспансиями вишну-мурти. Иными словами, освобожденное живое существо получает духовное тело милостью Верховной Божественной Личности.
акже очень существенным является слово мамайвамшах (составные неотъемлемые части Всевышнего Господа). Неотъемлемая часть Всевышнего Господа – не то, что обломок какого-либо материального предмета. Как мы уже уяснили из второй главы, дух не может быть расчленен на куски. Эта часть непостижима с материальной точки зрения. Это не материя, и не может быть разрезано на куски и затем вновь собрано. Подобное представление неприменимо в данном случае, ибо здесь употребляется санскритское слово санатана, вечный. Неотъемлемая часть вечна. В начале второй главы также сказано, что в каждом отдельном теле присутствует часть Всевышнего Господа. Эта фрагментарная частичка, освобожденная из материальных оков, восстанавливает свое исходное духовное тело в духовном небе на духовных планетах и наслаждается общением со Всевышним Господом. Из этого стиха, однако, понятно, что живое существо, будучи неотъемлемой составной частичкой Всевышнего Господа, едино с Ним в качественном отношении, подобно тому, как частички золота – также золото. Бхагавад-гита 15.7 Майя
атериальная иллюзия называется майя. Это значит "нереальность, обман, забывчивость" – то, чего нет. Под влиянием майи человек думает, что он может быть счастлив в этом преходящем материальном мире. Майя, иллюзорная энергия Всевышнего, не действует самостоятельно, но находится под Его управлением. "Именно из-за иллюзии (майи) они (дживы) утрачивают свободу. Знай, что Природа – это иллюзия (майя), а могущественный Господь – творец этой иллюзии".
айя так сильна, что сколько бы страданий ни испытывал человек, он будет думать, что счастлив. " Майя – причина страданий человека и его бессилия. Из-за нее человек забывает о своей божественной природе". Когда джива отождествляет себя с телом, она развивает в себе тысячи желаний, которые потом пытается осуществить. Природа материального мира такова, что чем больше выгоды джива старается извлечь из своего положения, тем больше она запутывается в сетях майи. Действуя под влиянием майи, джива ставит себя под власть закона кармы, закона причинно-следственной связи.
тносительно происхождения майи Бхагаван Кришна говор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.170.164 (0.013 с.) |