Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характерные особенности ведического знанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
лово веда означает знание. Веды – это изначальное знание, явленное во время вселенского творения. Пять тысяч лет назад и все время до того периода ведическое знание передавалось через устную традицию. Но пять тысяч лет назад Шрила Вьясадева составил ведическую литературу, которая была бы понятна людям этого века Кали.
еды разбирают три вида деятельности. Эти главные типы таковы: 1. карма-канда, или благочестивая деятельность, которая постепенно поднимает человека к более выгодному материальному положению в этой жизни и в следующей; 2. гьяна-канда, процесс познания Абсолютной Истины через спекулятивные рассуждения и философствование; 3. упасана-канда, или поклонение Верховному Господу, – иногда также под этим понимается поклонение полубогам. Поклонение полубогам, рекомендованное в Ведах, описывается в духе понимания подчиненного положения полубогов по отношению к Личности Бога.
ведической литературе можно найти как материальное, так и духовное. Существуют книги, описывающие религиозные ритуалы, медитацию и йогу, а также книги, посвященные таким темам, как медицина, социология, математика, архитектура, политика и философия. Это мирское знание дано для того, чтобы человеческое общество было устроено ради удовлетворения потребности людей и в нем царила мирная атмосфера. Все это необходимо для духовной жизни, которая является конечной целью Вед.
ведической литературе описаны четыре вида деятельности людей: религия, экономическое преуспевание, чувственное наслаждение и освобождение. Однако, наивысшей целью человеческой жизни является према – любовь к Богу. Писания, такие как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, рассматривают исключительно этот, наиболее важный, религиозный принцип. Из этих писаний мы узнаем, что человек не будет полностью удовлетворен, пока не возродит свою изначальную любовь к Богу, сознание Кришны. Но сочинение, состоящее из описаний трансцендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верховного Господа, резко отличается от них. Оно составлено из трансцендентных слов, назначение которых – совершить переворот в неправедной жизни сбившейся с пути цивилизации. Такие трансцендентные произведения, даже если они несовершенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безукоризненно честны. Шримад-Бхагаватам 1.5.11 Ведическая литература Бхагавад-гита
мысл Бхагавад-гиты заключается в понимании пяти основных истин. Прежде всего, в ней объясняется наука о Боге и затем истинное положение живых существ, джив. Существует ишвара, что означает контролирующий, и существуют дживы, живые существа, находящиеся под контролем. Если живое существо утверждает, что оно не под контролем, а свободно, то на самом деле оно безумно. Живое существо контролируется во всех отношениях, по крайней мере в своем обусловленном состоянии. Итак, предмет Бхагавад-гиты – ишвара, верховный контролирующий, и дживы, живые существа, находящиеся под контролем. Также обсуждаются в ней пракрити (материальная природа), время (продолжительность существования всей вселенной или проявления материальной природы), а также карма (деятельность). В космическом проявлении происходит самая разнообразная деятельность. Из Бхагавад-гиты мы узнаем о том, кто такой Бог, кто такие живые существа, что такое пракрити, что такое космическое проявление, как оно контролируется временем и какова деятельность живых существ. Бхагавад-гита, стр. 21 Шримад-Бхагаватам Этот Шримад-Бхагаватам является литературным воплощением Бога. Он составлен Шрилой Вьясадевой, воплощением Бога. Его цель – нести высшее благо всем людям. Он совершенен и приносит удачу и блаженство. Комментарий
осподь Шри Чайтанья Махапрабху назвал Шримад-Бхагаватам безупречным звуковым выражением ведического знания и ведической истории. Он содержит избранные повествования о жизни великих преданных, непосредственно общавшихся с Личностью Бога. Шримад-Бхагаватам – литературное воплощение Господа Шри Кришны, и потому неотличен от Него Самого. Шримад-Бхагаватам нужно поклоняться с тем же почтением, что и Самому Господу. Внимательно и терпеливо изучая его, мы можем получить высшее благословение Самого Господа. Бог исполнен света, блаженства и совершенства, таков же и Шримад-Бхагаватам. Чтение вслух Шримад-Бхагаватам может дать нам весь трансцендентный свет Верховного Брахмана, Шри Кришны, при том условии, что мы будем воспринимать Его через прозрачную среду духовного учителя. Шрила Сварупа Дамодара Госвами, личный секретарь Господа Чайтаньи, советовал каждому, кто приходил к Господу в Пури, изучать Бхагаватам от личности бхагаватам. Личность бхагаватам – это истинный осознавший себя духовный учитель, и только с его помощью можно понять уроки Бхагаватам и достичь желаемого результата. Изучение Бхагаватам может принести то же благо, что и личное присутствие Бога. Он несет в себе все трансцендентные благословения Господа Шри Кришны, которые можно получить от личного общения с Ним Самим. Шримад-Бхагаватам 1.3.40 Шримад-Бхагаватам затрагивает десять тем. Он рассказывает: (1) о сотворении элементов космоса; (2) о творениях Брахмы; (3) о поддержании творения; (4) об особой милости, которая дается верующим; (5) о том, что побуждает к деятельности; (6) о предписанных обязанностях для законопослушных людей; (7) о воплощениях Господа; (8) о разрушении творения; (9) об освобождении от грубого и тонкого материального существования и (10) о конечном прибежище, Верховной Личности Бога. Десятое является предметом всех остальных пунктов. Чтобы из девяти других выделить именно этот пункт, в котором говорится о конечном прибежище, махаджаны раскрыли эти девять пунктов, непосредственно или косвенным образом, в молитвах или же в прямом толковании. Комментарий
этом стихе из Шримад-Бхагаватам (2.10.1) перечисляются десять тем, которые раскрываются в текстах Бхагаватам. Из них десятая является субстанцией, а остальные девять – категориями, вытекающими из субстанции. Эти десять тем таковы: 1. сарга: первичное творение Вишну, проявление пяти грубых материальных элементов, пяти объектов чувственного восприятия, десяти чувств, ума, разума, ложного эго и совокупной материальной энергии или вселенской формы; 2. висарга: вторичное творение, осуществляемое Брахмой – создание движущихся и неподвижных тел во вселенной (брахманда); 3. стхана: поддержание вселенной Личностью Бога, Вишну. Функция Вишну гораздо более важна, и Его слава более велика, чем у Брахмы и Господа Шивы, ведь хотя Брахма творит, а Господь Шива разрушает, Вишну поддерживает все; 4. пошана: особая защита преданных Господа и забота о них. Царь заботится о своем государстве и подчиненных, и тем не менее он уделяет особое внимание членам своей семьи. Точно так же Личность Бога особо заботится о Своих преданных, полностью предавшихся Ему душах; 5. ути: необходимость в творении или изначальной силе, то есть причина всех изобретений, появляющихся в соответствии с необходимостью и учетом времени, места и целей; 6. манвантара: регулирующие принципы для живых существ, желающих достичь совершенства человеческой жизни. Законы Ману, содержащиеся в Ману-самхите, указывают путь к этому совершенству; 7. ишанукатха: сведения из писаний о Личности Бога, Его воплощениях на земле и деятельности Его преданных. Писания, которые содержат в себе эти темы, очень важны для прогрессивной человеческой жизни; 8. ниродха: свертывание всех энергий, задействованных в творении. Все эти энергии эманируют из Личности Бога, вечно возлежащего в океане Карана. Космические творения, появляющиеся вместе с Его дыханием, со временем опять исчезают; 9. мукти: освобождение обусловленных душ, заключенных в клетку грубого и тонкого покрытий тела и ума. Освободившись от всех материальных привязанностей, душа покидает грубое и тонкое материальные тела, получает доступ в духовное небо в своем изначальном духовном теле и начинает заниматься трансцендентным любовным служением Господу на Вайкунтхалоке или на Кришналоке. Когда душа находится в своем изначальном конституциональном положении в бытии, говорится, что она освобождена. Даже находясь в материальном теле, можно быть занятым трансцендентным любовным служением Господу и стать дживан-муктой, освобожденной душой. 10. ашрая: Трансцендентность, Высшее Благо, из которого все исходит, на котором все покоится и в котором все растворяется после разрушения. Оно является источником всего и все поддерживает. Ашрая также называется Высшим Брахманом, как указывается в Веданта-сутре (атхто брахма-джиджс, джанмди йасйа йатха). Шримад-Бхагаватам особо описывает Высший Брахман как ашраю. Шри Кришна – это ашрая, и поэтому изучение науки о Кришне является величайшей необходимостью жизни.
римад-Бхагаватам признает в Шри Кришне прибежище всего проявленного, так как Господь Кришна, Верховная Личность Бога, – это изначальный источник всего и высшая цель всего.
ва принципа, которые следует здесь учесть, – это ашрая, то, что дает прибежище, и ашрита, то есть те зависимые элементы, которые нуждаются в прибежище. Ашрита существует в зависимости от изначального принципа, ашраи. Первые девять категорий, описанные в первых девяти песнях Шримад-Бхагаватам, – от творения до освобождения, включая пуруша-аватары, воплощения, пограничную энергию или живые существа, и внешнюю энергию или материальный мир, – являются ашритой. Молитвы Шримад-Бхагаватам направлены на ашрая-таттву, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Великие души, искусные в изложении Шримад-Бхагаватам, очень подробно описали эти девять категорий, иногда в прямом повествовании, а иногда – в косвенном (например, в историях). Истинная цель этого – совершенным образом познать Абсолютную Трансцендентность, Шри Кришну, поскольку все творение, как материальное, так и духовное, покоится на теле Шри Кришны. Ч. ч. Ади 2.91,92 Эта Бхагавата-пурана сияет, словно солнце. Она взошла сразу после того, как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и проч., удалился в Свою обитель. Эта Пурана принесет свет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали. Шримад-Бхагаватам 1.3.43 Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта Бхагавата-пурана провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной Бхагавата-пураны, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание Бхагаватам, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце. Шримад-Бхагаватам 1.1.2 Глава четвертая Проповедь Начала
наши дни многие ученые проповедуют доктрину о том, что жизнь происходит из материи. Тем не менее, они не могут привести доказательства ни экспериментальным способом, ни теоретически. На самом деле, они сохраняют свое положение только на основании веры, даже перед лицом всякого рода научных возражений. Шрила Прабхупада утверждает, что эта беспочвенная догма нанесла великий ущерб моральным и духовным стандартам во всем мире и таким образом послужила причиной бесконечного страдания. Одна из самых больших задач, которые ставит перед собой движение сознания Кришны, – раскрыть это заблуждение и утвердить ведическую точку зрения как наиболее жизнеспособное и полное объяснение реальности.
ижеследующее является кратким обзором журнала "Начала". Информация, представленная в журнале, – бесценна. Атеистическая наука
о времен Ньютона наука придерживалась мнения, что все феномены могут быть объяснены (хотя бы в принципе) в рамках измеряемых величин, которые можно рассчитать с помощью простых математических законов. Такая предпосылка, которую мы называем принципом редукционизма, предполагает, что реальность по сути своей проста и человеческие существа просто с помощью силы своих ума и чувств в конце концов смогут полностью осознать природу и происхождение всех феноменов во вселенной. И несмотря на то, что принцип редукционизма недоказуем и не может служить достаточной предпосылкой для научного иследования, тем не менее он породил для него базовую "стратегию". По мере того, как ученые отмечали один успех за другим, их вера в то, что этот принцип является универсально приложимым ко всему, все больше и больше укреплялась.
днако, безоговорочное принятие принципа редукционизма приносит крайне тревожные последствия. Этот принцип уменьшает вселенную до механизма, действующего по имперсональным законам, а также уменьшает индивидуальное человеческое существо до сложного субмеханизма, "воля" и "чувства" которого являются не более, чем схемами химических взаимодействий молекул.
результате этого, моральные ценности и этические нормы более не принимаются за принципы, лежащие в основе жизни и берущие свое начало от трансцендентного творца, который определяет конечную цель и смысл жизни. Скорее, они просто становятся хитрыми принципами для выживания, которые появились случайно и были увековечены в определенных обстоятельствах ввиду их эффективности и точно также будут смещены неумолимой физической трансформацией, когда эти обстоятельства изменятся. В этой связи физик Вольфганг Пауль предсказывал: "В недалеком будущем мы с легкостью сможем достичь такой точки во времени, когда притчи и образы древних религий утратят свою убедительную силу даже для "среднего" человека; я боюсь, что когда это произойдет, вся старая этика развалится как карточный домик, и начнут случаться невообразимые и ужасные преступления".
знав о том, к чему может привести этот "преуменьшающий" подход современной науки, мы должны отказаться принимать ее как нечто всегда представляющее собой совершенную ценность, кроме тех случаев, когда нас вынуждают к тому воистину убедительные доказательства. Многие ученые и философы считают, что такие доказательства уже есть в изобилии. Но при внимательном исследовании современных научных теорий мы увидим, что это совсем не так. И хотя ученые, несомненно, сделали много важных открытий, тем не менее они поторопились с заявлением о том, что доказали свою "систему мира", основанную на принципе "редукционизма" Главы журнала Большие вопросы о большом взрыве. Ученые, что есть сил, пытаются доказать, что вселенная была создана благодаря взрыву. Однако, внимательное рассмотрение этой теории обнаруживает многие ее недостатки. Тайна сознания. Сознание – это жизненный факт. Все мы являемся сознающими живыми существами. Современная наука, однако, неспособна объяснить, что такое сознание. Жизнь произошла из химических элементов: это факт или фантазия? Современное биохимическое исследование выявило невероятно сложное устройство даже самых простейших микроорганизмов. Таким образом, совершенно ясно, что теория эволюции не в состоянии объяснить, как появились такие организмы. Новый взгляд на эволюцию. Ученые приводят ряд доказательств теорий о том, что один вид порождает другой в чисто физическом процессе. Однако критическое исследование этих доказательств показывает, что они с тем же успехом могут быть использованы в поддержку теории о разумном творце. Летопись скал. Ученые хотели бы, чтобы мы поверили в то, что существование наслоений подземных ископаемых является доказательством эволюции. Но это совершенно не так. Наука высших измерений. Чтобы осознать изначальную личность, находящуюся за пределами материальной природы, мы должны выйти за рамки современной механистической науки. Кришна, Кристос, Христос
1974 году неподалеку от центра ИСККОН во Франкфурте-на-Майне, в Западной Германии, Шрила Прабхупада и несколько его учеников совершали утреннюю прогулку с отцом Эммануилом Юнгклауссеном, монахом-бенедиктинцем из Найдералтихского монастыря. Заметив в руках у Шрилы Прабхупады медитационные четки, напоминающие католические, отец Эммануил сказал, что он также непрестанно читает молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас". За этим последовала беседа, приведенная ниже. Шрила Прабхупада: Что означает слово "Христос"? Отец Эммануил: "Христос" происходит от греческого слова "кристос", означающего "помазанник". Шрила Прабхупада: "Кристос" – греческий вариант слова "Кришна". Отец Эммануил: Это очень интересно. Шрила Прабхупада: Обращаясь к Кришне, индиец часто говорит "Кришта". "Кришта" – санскритское слово, означающее "привлекательность". Таким образом, когда мы обращаемся к Богу, называя Его "Христос", "Кришта" или "Кришна", мы имеем ввиду одну и ту же всепривлекающую Верховную Личность Бога. Когда Иисус говорил: "Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое", – под именем Бога он подразумевал "Кришта" или "Кришна". Вы согласны? Отец Эммануил: Я думаю, что Иисус как сын Бога явил нам Его истинное имя – Христос. Мы можем называть бога "Отец", но если мы хотим обратиться к Нему, называя Его истинным именем, то должны говорить "Христос". Шрила Прабхупада: Да. "Христос" – это вариант произношения имени "Кришта", а "Кришта" – это вариант произношения имени "Кришна", имени Бога. Иисус говорил, что мы должны прославлять имя Бога, но вчера я услышал, как один теолог сказал, что у Бога нет имени, что Его можно называть только отцом. Сын может называть отца отцом, но у отца есть свое имя. Так и "Бог" – обобщенное имя Верховной Личности Бога, собственное имя которого – Кришна. Поэтому как бы вы ни называли Бога – "Христос", "Кришта" или "Кришна" – в конце концов вы обращаетесь к одной и той же Верховной Личности Бога. Отец Эммануил: Да, если мы говорим об истинном имени Бога, то должны сказать "Христос". В нашей религии есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Мы полагаем, что узнать имя Бога можно только через откровение от Сына Бога. И Иисус Христос открыл нам имя Отца, поэтому мы считаем имя "Христос" именем Бога, полученным от Него через откровение. Шрила Прабхупада: Фактически нет разницы – Кришна или Христос, имя одно и то же. Главное – следовать указаниям ведических писаний, рекомендующих в этот век воспевать имя Бога. Самый легкий путь – повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Рама и Кришна – имена Бога, а Харе – энергия Бога. Так что, когда мы повторяем маха-мантру, мы обращаемся к Богу и Его энергии. Эта энергия бывает двух видов: духовная и материальная. Сейчас мы находимся в когтях материальной энергии, поэтому мы молим Кришну о том, чтобы Он милостиво освободил нас от служения материальной энергии и позволил служить духовной. В этом суть нашей философии. Харе Кришна означает: "О энергия Бога, о Бог (Кришна), пожалуйста, займи меня служением Тебе". Мы должны служить чему-нибудь, потому что такова наша природа. Так или иначе мы стали служить материальным вещам, но когда это служение преобразуется в служение духовной энергии, наша жизнь становится совершенной. Практика бхакти-йоги (любовного служения Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа "индус", "мусульманин", "христианин" и т.п. и просто служит Богу. Мы создали христианскую, индуистскую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти. Отец Эммануил: Мукти? Шрила Прабхупада: Нет, бхакти. Когда мы говорим о бхакти, это подразумевает и мукти (освобождение от материальных страданий). Без бхакти не может быть мукти, но если мы действуем с позиций бхакти, то мукти подразумевается. Об этом говорится в Бхагавад-гите (14.26): "Тот, кто полностью занят преданным служением и не падает ни при каких обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и таким образом достигает уровня Брахмана". Отец Эммануил: Брахман – это Кришна? Шрила Прабхупада: Кришна – это Парабрахман. Брахман осознается в трех аспектах: как безличный Брахман, как локализованная Параматма и как личностный Брахман. Кришна – личность, и О0н является Верховным Брахманом, так как в конечном счете Бог – личность. Это подтверждается в Шримад-Бхагаватам (1.2.11): "Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном". Постижение Бога как аспекта Верховной Личности – вершина осознания Бога. Он обладает во всей полноте шестью достояниями: Он самый сильный, самый богатый, самый прекрасный, самый знаменитый, самый мудрый и самый отрешенный. Отец Эммануил: Да, я согласен. Шрила Прабхупада: Поскольку Бог абсолютен, Его имя, форма и качества также абсолютны и неотличны от Него Самого. Следовательно, воспевая святое имя Бога, мы непосредственно общаемся с Ним. Общаясь с Богом, человек приобретает божественные качества и, полностью очистившись, входит в круг приближенных Верховного Господа. Отец Эммануил: Но наше понимание имени Бога ограничено. Шрила Прабхупада: Да, мы ограничены, но Бог безграничен. И поскольку Он безграничен, то есть абсолютен, у Него бесконечное множество имен, каждое из которых есть Бог. Мы можем осознать Его имена в той степени, в какой развит наш духовный разум. Отец Эммануил: Можно задать вопрос? Мы, христиане, также проповедуем любовь к Богу и пытаемся достичь любви к Богу и служить Ему всем сердцем и душой. Так в чем же разница между вашим движением и нашим? Почему вы посылаете своих учеников в западные страны проповедовать любовь к Богу, если Евангелие Иисуса Христа несет то же самое послание? Шрила Прабхупада: Проблема в том, что христиане не следуют заповедям Бога. Вы согласны? Отец Эммануил: Да, в значительной мере вы правы. Шрила Прабхупада: Так в чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиане? Если вы нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле. Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви. Люди во всем мире любят не Бога, а своих собак. Поэтому движение сознания Кришны необходимо, чтобы научить людей, как возродить в себе забытую любовь к Богу. Виноваты не только христиане, но и индусы, мусульмане и все остальные. Они навесили на себя ярлыки "христианин", "индус", "мусульманин", но не повинуются Богу. Вот в чем проблема. Гость: Можете ли вы сказать, в чем выражается неповиновение христиан? Шрила Прабхупада: Конечно. Прежде всего, содержа бойни, они нарушают заповедь "не убий". Вы согласны, что эта заповедь нарушается? Отец Эммануил: Лично я согласен. Шрила Прабхупада: Хорошо. Следовательно, если христиане хотят любить Бога, они должны прекратить убивать животных. Отец Эммануил: Но разве самый важный момент – это не… Шрила Прабхупада: Если вы пропустите хотя бы одно действие, ваши вычисления будут ошибочны. Независимо от того, что вы будете потом прибавлять или отнимать, ошибка уже вкралась в расчеты, и все, что последует за этим, будет неверно. Мы не можем просто принять ту часть писаний, которая нам нравится, отвергая ту, которая нам не нравится, и при этом надеяться получить нужный результат. Например, курица откладывает яйца задней частью тела, а ест клювом. Фермер может решить: "Передняя часть курицы мне слишком дорого обходится, потому что я должен ее кормить. Не лучше ли отрезать ее?" Но без головы не будет больше и яиц, потому что тело мертво. Аналогичным образом, если мы отвергнем трудную часть писаний и будем повиноваться тому, что нам нравится, то такая интерпретация не принесет нам пользы. Мы должны принимать все указания писаний так, как они даны, а не только те из них, которые нас устраивают. Если вы нарушаете первую заповедь – "не убий", то как можно говорить о любви к Богу? Гость: Христиане считают, что эта заповедь относится к людям, а не к животным. Шрила Прабхупада: Это означало бы, что Христос недостаточно разумен, чтобы употребить верное слово – "убийство человека". Есть "убиение" и "убийство". "Убийство" относится только к человеку. Вы полагаете, Иисус Христос был недостаточно разумен, чтобы употребить правильное слово "убийство" вместо слова "убиение"? "Убиение" подразумевает любого рода убийство, в особенности убийство животных. Если бы Христос имел ввиду только убийство людей, он употребил бы слово "убийство". Отец Эммануил: Но в Ветхом завете заповедь "не убий" относится именно к человеку. И когда Иисус сказал: "Не убий", он расширил смысл этой заповеди: человек должен не только воздерживаться от убийства другого человека, но и относиться к нему с любовью. Он никогда не говорил об отношениях людей к другим живым существам, а только о взаимоотношениях между людьми. Когда он говорил: "Не убий", он имел в виду также умственный и эмоциональный аспект: вы не должны никого оскорблять или причинять кому бы то ни было боль, плохо обращаться с кем-либо и т. д. Шрила Прабхупада: Мы сейчас не касаемся Ветхого или Нового Завета, мы говорим только о словах, употребленных в заповедях. Если вы хотите интерпретировать эти слова – другое дело. Нам понятен прямой смысл. "Не убий" означает: "христиане не должны убивать". Вы можете истолковывать их, как вам угодно, чтобы продолжать действовать по-прежнему, но для нас очевидно, что в этом нет нужды. Истолковывать нужно тогда, когда смысл неясен. Но здесь смысл вполне ясен. "Не убий" – недвусмысленное указание. Зачем его интерпретировать? Отец Эммануил: А разве употребление в пищу растений не является также убийством? Шрила Прабхупада: Вайшнавская философия учит, что без необходимости нельзя убивать даже растения. В Бхагавад-гите (9.26) Кришна говорит: "Если кто-нибудь предложит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или немного воды, Я приму это". Мы предлагаем Кришне только ту пищу, которую Он просит, и съедаем остатки. Если бы подношение вегетарианской пищи Кришне было греховно, то это был бы грех Кришны, а не наш. Но Бог есть апапа-виддха, то есть последствия грехов не затрагивают Его. Он подобен солнцу, которое так могущественно, что может очистить даже мочу, на что мы не способны. Кришна также подобен царю, который может приказать повесить убийцу, но сам, обладая всей полнотой власти, не подлежит наказанию. Принимать пищу, предложенную сначала Господу, – это нечто вроде убийства, совершаемого солдатом во время войны. Если на войне командир приказывает солдату атаковать, послушный солдат, убивающий врага, получает медаль. Но если тот же солдат убьет кого-либо самовольно, он понесет наказание. Аналогично этому, когда мы едим только прасад (остатки пищи, предложенной Кришне), мы не совершаем никакого греха. Это подтверждается в Бхагавад-гите (3.13): "Преданные Господа избавляются от всех грехов, ибо едят пищу, принесенную вначале в жертву. Другие же, готовящие пищу ради удовлетворения своих чувств, воистину вкушают только грех". Отец Эммануил: Кришна не может разрешить есть животных? Шрила Прабхупада: Может, но в животном царстве. Цивилизованному человеку, религиозному человеку, не подобает убивать и есть животных. Если вы прекратите убивать животных и начнете воспевать святое имя Христа, то достигнете совершенства. Я пришел не учить вас, а только просить: пожалуйста, воспевайте святое имя Бога. Библия требует от вас того же. Давайте в добром согласии сотрудничать друг с другом и воспевать святое имя, и если у вас есть предубеждение против повторения имени Кришны, повторяйте "Христос" или же "Кришта" – разницы нет. Шри Чайтанья сказал: "У Бога миллионы имен, и так как между именем Бога и Им Самим нет разницы, каждое из этих имен обладает той же силой, что и Сам Бог". Поэтому, даже если вы принимаете внешние обозначения типа "индус", "христианин" или "мусульманин", но при этом просто воспеваете имя Бога, имеющееся в ваших собственных писаниях, вы достигнете духовного уровня. Жизнь дана человеку для самоосознания, то есть для того, чтобы научиться любить Бога. В этом заключается подлинное величие человека. Исполняете вы это долг как индус, христианин или мусульманин, значения не имеет, главное, исполняйте его! Отец Эммануил: Я согласен. Шрила Прабхупада (указывая на четки для медитации со 108 бусинами): У нас всегда при себе эти бусы, как и у вас – ваши четки. Вы повторяете святое имя, но почему его не повторяют и другие христиане? Почему они упускают эту возможность, предоставленную им как человеческим существам? Кошки и собаки не могут повторять имя Бога, но мы можем, потому что нас есть человеческий язык. От повторения святых имен Бога мы ничего не потеряем, а наоборот, много получим. Мои ученики постоянно читают мантру Харе Кришна. Они тоже могли бы ходить в кино или делать много других вещей, но они отказались от всего этого. Они не едят ни рыбы, ни мяса, ни яиц, не употребляют одурманивающих веществ, не пьют, не курят, не участвуют в азартных играх, не спекулируют и не вступают в недозволенные сексуальные связи. Они воспевают святое имя Бога. Если вы захотите сотрудничать с нами, идите в церкви и повторяйте "Христос", "Кришта" или "Кришна". Что можно возразить против этого? Отец Эммануил: Ничего. Со своей стороны, я был бы рад присоединиться к вам. Шрила Прабхупада: Нет, мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того, чтобы держать церкви закрытыми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно воспевали там святое имя Бога. Во многих местах мы купили церкви, которые были практически закрыты, потому что их никто не посещал. В Лондоне я видел сотни закрытых или использующихся в мирских целях церквей. Мы купили одну такую церковь в Лос-Анджелесе. Ее продали, потому что ее никто не посещал, но если зайдете в нее сегодня, то увидите там тысячи людей. Каждый разумный человек может за пять минут понять, кто такой Бог. Для этого не требуется пяти часов. Отец Эммануил: Я понимаю. Шрила Прабхупада: Но люди не понимают этого. Их беда в том, что они не хотят понимать. Гость: Я думаю, постижение Бога – вопрос не разума, а смирения. Шрила Прабхупада: Смирение и означает разум. Смиренные и кроткие наследуют царство Божие. Это сказано в Библии, не так ли? Но по философии негодяев каждый является Богом, и сегодня эта идея стала очень популярной. Поэтому ни у кого нет ни смирения, ни кротости. Если считать себя Богом, откуда взяться смирению и кротости? Поэтому я учу своих учеников тому, как стать смиренными и кроткими. Они всегда кланяются в храме и своему духовному учителю, и таким образом духовно прогрессируют. Смирение и кротость позволяют очень быстро прийти к духовному самоосознанию. В ведических писаниях говорится: "Тем, чья вера в Бога и духовного учителя, являющегося Его представителем, непоколебима, сам собой открывается весь смысл ведических писаний". Отец Эммануил: Но не значит ли это, что с таким же смирением нужно относиться и ко всем остальным? Шрила Прабхупада: Да, но есть два вида выражения почтения: особый и обыкновенный. Шри Кришна Чайтанья учил, что мы не должны рассчитывать на почтение к себе со стороны других, но всегда должны быть готовы выразить свое почтение любому, даже если он непочтителен к нам. Однако Богу и Его чистому преданному нужно оказывать особое почтение. Отец Эммануил: Да, я согласен. Шрила Прабхупада: Я думаю, христианским священникам следует сотрудничать с движением сознания Кришны. Им нужно повторять имя "Христос" или "Кристос" и не потворствовать убийству животных. Это вполне соответствует учению Библии; это не моя собственная философия. Пожалуйста, поступайте так, и вы увидите, как изменится положение в мире. Отец Эммануил: Большое вам спасибо. Шрила Прабхупада: Харе Кришна. Наука самоосознания, стр. 143-153
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.021 с.) |