Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные особенности ведического знания

Поиск

С

лово веда означает знание. Веды – это изна­чальное знание, явленное во время вселенского творения. Пять тысяч лет назад и все время до того периода ведическое знание передавалось через устную традицию. Но пять тысяч лет назад Шрила Вьясадева составил ведическую литературу, кото­рая была бы понятна людям этого века Кали.

В

еды разбирают три вида деятельности. Эти главные типы таковы:

1. карма-канда, или благочестивая деятель­ность, которая постепенно поднимает человека к более выгодному материальному положению в этой жизни и в следующей;

2. гьяна-канда, процесс познания Абсолютной Истины через спекулятивные рассуждения и философствование;

3. упасана-канда, или поклонение Верховному Господу, – иногда также под этим понимается поклонение полубогам. Поклонение полубо­гам, реко­мен­дованное в Ведах, описывается в духе понимания подчиненного положения полубогов по отношению к Личности Бога.

В

ведической литературе можно найти как мате­риальное, так и духовное. Сущест­вуют книги, описывающие религиозные ритуалы, медитацию и йогу, а также книги, посвя­щен­ные таким темам, как медицина, социология, математика, архи­тек­тура, поли­ти­ка и филосо­фия. Это мирское знание дано для того, чтобы челове­ческое общество было устроено ради удовле­тво­рения потребности людей и в нем царила мирная атмосфера. Все это необходимо для духовной жизни, которая является конечной целью Вед.

В

ведической литературе описаны четыре вида деятельности людей: религия, эко­­но­ми­ческое преуспевание, чувственное наслаж­дение и осво­бож­дение. Однако, наивысшей целью человеческой жизни является према – любовь к Богу. Писания, такие как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, рассматривают исключительно этот, наиболее важ­ный, религиозный принцип. Из этих писаний мы узнаем, что человек не будет полностью удовлет­­ворен, пока не возродит свою изна­чальную любовь к Богу, сознание Кришны.

Но сочинение, состоящее из описаний транс­цендентного величия имени, славы, форм, игр безграничного Верхов­ного Господа, резко от­ли­чается от них. Оно составлено из тран­с­цендентных слов, назначение которых – совер­шить переворот в неправедной жизни сбив­шейся с пути цивилизации. Такие трансцен­дент­ные произведения, даже если они несо­вер­шенны по форме, слушают, поют и принимают чистые люди, которые безуко­ризненно честны.

Шримад-Бхагаватам 1.5.11


Ведическая литература

Бхагавад-гита


С

мысл Бхагавад-гиты заключается в понима­нии пяти основных истин. Прежде всего, в ней объяс­няется наука о Боге и затем истинное поло­жение живых существ, джив. Существует ишвара, что означает контро­лирующий, и сущест­вуют дживы, живые существа, находящиеся под контро­лем. Если живое существо утверждает, что оно не под контролем, а свободно, то на самом деле оно безумно. Живое существо контролируется во всех отношениях, по крайней мере в своем обуслов­лен­ном состоянии. Итак, предмет Бхагавад-гиты – ишвара, верховный контроли­рующий, и дживы, живые существа, находящиеся под контро­лем. Также обсужда­ются в ней пракрити (материальная природа), время (продолжи­тель­ность существо­ва­ния всей вселенной или прояв­ле­ния материальной природы), а также карма (дея­тель­ность). В косми­ческом проявлении проис­хо­дит самая разно­образ­ная деятельность. Из Бхагавад-гиты мы узнаем о том, кто такой Бог, кто такие живые существа, что такое пракрити, что такое космическое прояв­ле­ние, как оно контро­ли­руется временем и какова деятель­ность живых существ.

Бхагавад-гита, стр. 21


Шримад-Бхагаватам

Этот Шримад-Бхагаватам является литературным воплощением Бога. Он составлен Шрилой Вьясадевой, воплощением Бога. Его цель – нести высшее благо всем людям. Он совершенен и приносит удачу и блаженство.

Комментарий


Г

осподь Шри Чайтанья Махапрабху назвал Шри­­мад-Бхагаватам безупречным звуковым вы­ражением ведического знания и ведической ис­то­рии. Он содержит избранные повествования о жиз­ни великих преданных, непосредственно общав­­­шихся с Личностью Бога. Шримад-Бхага­ва­там – литературное воплощение Господа Шри Кришны, и потому неотличен от Него Самого. Шримад-Бхагаватам нужно поклоняться с тем же почтением, что и Самому Господу. Внима­тельно и терпеливо изучая его, мы можем получить высшее благословение Самого Господа. Бог исполнен света, блаженства и совершенства, таков же и Шримад-Бхагава­там. Чтение вслух Шримад-Бха­га­­­ватам может дать нам весь трансцендентный свет Верховного Брахмана, Шри Кришны, при том условии, что мы будем воспринимать Его через прозрачную среду духовного учителя. Шрила Сва­ру­­па Дамодара Госвами, личный секре­тарь Господа Чайтаньи, советовал каждому, кто при­хо­­дил к Господу в Пури, изучать Бхагаватам от личности бхагаватам. Лич­ность бхагаватам – это истинный осознавший себя духовный учитель, и толь­ко с его помощью можно понять уроки Бхага­ватам и достичь желаемого результата. Изучение Бхагаватам может принести то же благо, что и лич­ное присутствие Бога. Он несет в себе все трансцендентные благословения Господа Шри Кришны, которые можно получить от личного общения с Ним Самим.

Шримад-Бхагаватам 1.3.40


Шримад-Бхагаватам затрагивает десять тем. Он рассказывает: (1) о сотворении элементов космоса; (2) о творениях Брахмы; (3) о поддержании творения; (4) об особой милости, которая дается верующим; (5) о том, что побуждает к деятельности; (6) о предписанных обязанностях для законопослушных людей; (7) о воплощениях Господа; (8) о разрушении творения; (9) об освобождении от грубого и тонкого материального существования и (10) о конечном прибежище, Верховной Личности Бога. Десятое является предметом всех остальных пунктов. Чтобы из девяти других выделить именно этот пункт, в котором говорится о конечном прибежище, махаджаны раскрыли эти девять пунктов, непосредственно или косвенным образом, в молитвах или же в прямом толковании.

Комментарий


В

этом стихе из Шримад-Бхагаватам (2.10.1) перечисляются десять тем, которые рас­кры­ваются в текстах Бхагаватам. Из них десятая является субстанцией, а остальные девять – катег­ориями, вытекающими из субстанции. Эти десять тем таковы:

1. сарга: первичное творение Вишну, прояв­ление пяти грубых материальных элементов, пяти объек­тов чувственного восприятия, десяти чувств, ума, разума, ложного эго и совокупной материальной энергии или вселенской формы;

2. висарга: вторичное творение, осуществ­ляемое Брахмой – создание движущихся и неподвижных тел во вселенной (брахманда);

3. стхана: поддержание вселенной Личностью Бога, Вишну. Функция Вишну гораздо более важна, и Его слава более велика, чем у Брахмы и Господа Шивы, ведь хотя Брахма творит, а Гос­подь Шива разрушает, Вишну поддерживает все;

4. пошана: особая защита преданных Господа и забота о них. Царь заботится о своем государстве и подчиненных, и тем не менее он уделяет особое внимание членам своей семьи. Точно так же Личность Бога особо заботится о Своих предан­ных, полностью предавшихся Ему душах;

5. ути: необходимость в творении или изна­ча­ль­ной силе, то есть причина всех изобретений, появ­ля­ющихся в соответствии с необходимостью и учетом времени, места и целей;

6. манвантара: регулирующие принципы для жи­вых существ, желающих достичь совер­шенст­ва че­ло­­веческой жизни. Законы Ману, содержащиеся в Ману-самхите, указывают путь к этому совер­шенству;

7. ишанукатха: сведения из писаний о Личности Бога, Его воплощениях на земле и деятельности Его преданных. Писания, кото­рые содержат в себе эти темы, очень важны для прогрессивной чело­ве­ческой жизни;

8. ниродха: свертывание всех энергий, задей­ство­ванных в творении. Все эти энергии эманируют из Личности Бога, вечно возлежа­щего в океане Кара­на. Космические творения, появляющиеся вместе с Его дыханием, со временем опять исчезают;

9. мукти: освобождение обусловленных душ, за­клю­­ченных в клетку грубого и тонкого покры­тий тела и ума. Освободившись от всех мате­ри­альных привязанностей, душа поки­дает грубое и тонкое материальные тела, получает доступ в духовное небо в своем изначальном духовном теле и начинает зани­маться трансцендентным любов­ным служе­нием Господу на Вайкунтхалоке или на Кришналоке. Когда душа находится в своем изна­чаль­ном конституциональном положении в бытии, говорится, что она освобождена. Даже находясь в материальном теле, можно быть занятым транс­цендентным любовным служением Господу и стать дживан-муктой, освобожденной душой.

10. ашрая: Трансцендентность, Высшее Благо, из которого все исходит, на котором все покоится и в котором все растворяется после разрушения. Оно является источником всего и все поддерживает. Ашрая также называется Высшим Брахманом, как указывается в Веданта-сутре (атхто брахма-джиджс, джанмди йасйа йатха). Шримад-Бхагава­там особо описывает Высший Брахман как ашраю. Шри Кришна – это ашрая, и поэтому изучение науки о Кришне является величай­шей необходимостью жизни.

Ш

римад-Бхагаватам признает в Шри Кришне прибежище всего проявленного, так как Гос­подь Кришна, Верховная Личность Бога, – это изначальный источник всего и высшая цель всего.

Д

ва принципа, которые следует здесь учесть, – это ашрая, то, что дает прибе­жи­ще, и ашрита, то есть те зависимые элементы, которые нуждаются в прибежище. Ашрита существует в зависимости от изначального принципа, ашраи. Первые девять категорий, описанные в первых девяти песнях Шримад-Бхагаватам, – от творения до освобож­де­ния, включая пуруша-аватары, воплощения, по­гра­­­­­­нич­ную энергию или живые существа, и внеш­нюю энергию или материальный мир, – являются ашритой. Молитвы Шримад-Бхагаватам направ­лены на ашрая-таттву, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Великие души, искусные в изложении Шримад-Бхагаватам, очень подробно описа­ли эти девять категорий, иногда в прямом повествовании, а иногда – в косвен­ном (например, в историях). Истинная цель этого – совершенным образом познать Абсолютную Трансцендентность, Шри Кришну, поскольку все творение, как материальное, так и духовное, покоится на теле Шри Кришны.

Ч. ч. Ади 2.91,92


Эта Бхагавата-пурана сияет, словно солнце. Она взошла сразу после того, как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и проч., удалился в Свою обитель. Эта Пурана принесет свет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали.

Шримад-Бхагаватам 1.3.43

Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, эта Бхагавата-пурана провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной Бхагавата-пураны, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание Бхагаватам, это знание сразу же утверждает Верховного Господа в его сердце.

Шримад-Бхагаватам 1.1.2

Глава четвертая

Проповедь

Начала


В

наши дни многие ученые проповедуют док­трину о том, что жизнь происходит из материи. Тем не менее, они не могут привести доказа­тель­ст­ва ни экспериментальным спосо­бом, ни теоре­ти­чес­ки. На самом деле, они сохраняют свое положение только на основании веры, даже перед лицом вся­кого рода научных возражений. Шрила Прабху­па­да утверждает, что эта беспочвенная догма на­нес­ла великий ущерб моральным и духов­ным стан­дартам во всем мире и таким образом послужила причиной бесконечного страда­ния. Одна из самых больших задач, которые ставит перед собой дви­жение сознания Кришны, – раскрыть это заблуж­дение и утвердить ведическую точку зрения как наиболее жизнеспособное и полное объяснение реальности.

Н

ижеследующее является кратким обзором жур­на­ла "Начала". Информация, пред­став­­ленная в журнале, – бесценна.

Атеистическая наука

С

о времен Ньютона наука придерживалась мне­ния, что все феномены могут быть объяснены (хотя бы в принципе) в рамках измеряемых вели­чин, которые можно рас­считать с помощью прос­тых математических законов. Такая предпо­сылка, которую мы называем принципом редук­ционизма, предпо­лагает, что реальность по сути своей проста и человеческие существа просто с помощью силы своих ума и чувств в конце концов смогут пол­нос­тью осознать природу и происхож­дение всех фено­ме­нов во вселенной. И несмотря на то, что принцип редукционизма недоказуем и не может служить достаточной предпосылкой для научного иследо­вания, тем не менее он породил для него базовую "стратегию". По мере того, как ученые отмечали один успех за другим, их вера в то, что этот принцип является универсально приложимым ко всему, все больше и больше укреплялась.

О

днако, безоговорочное принятие принци­па ре­дук­­ционизма приносит крайне тревожные по­след­ствия. Этот принцип умень­шает вселенную до механизма, действующего по имперсональным за­ко­нам, а также умень­шает индивидуальное чело­­ве­ческое сущест­во до сложного субмеханизма, "воля" и "чувства" которого являются не более, чем схемами химических взаимодействий молекул.

В

результате этого, моральные ценности и эти­чес­кие нормы более не принимаются за прин­ципы, лежащие в основе жизни и беру­щие свое на­ча­ло от трансцендентного творца, который опре­де­ляет конечную цель и смысл жизни. Скорее, они просто становятся хитры­ми принципами для выжи­вания, которые появились случайно и были увековечены в определенных обстоятельствах вви­ду их эффективности и точно также будут сме­щены неумолимой физической трансформацией, когда эти обстоятельства изменятся. В этой связи физик Вольфганг Пауль предсказывал: "В недалеком будущем мы с легкостью сможем достичь такой точки во времени, когда притчи и образы древних религий утратят свою убедительную силу даже для "среднего" чело­века; я боюсь, что когда это произ­ойдет, вся старая этика развалится как карточный домик, и начнут случаться невообразимые и ужас­ные преступления".

У

знав о том, к чему может привести этот "пре­умень­шающий" подход современной науки, мы должны отказаться принимать ее как нечто всегда представляющее собой совер­шен­ную ценность, кро­ме тех случаев, когда нас вынуждают к тому воистину убедительные доказательства. Многие ученые и философы считают, что такие дока­за­тельства уже есть в изобилии. Но при внима­тель­ном исследо­ва­нии современных научных теорий мы увидим, что это совсем не так. И хотя ученые, несомненно, сделали много важных открытий, тем не менее они поторопились с заявле­нием о том, что доказали свою "систему мира", основанную на принципе "редукционизма"

Главы журнала

 

Большие вопросы о большом взрыве. Ученые, что есть сил, пытаются доказать, что вселенная была создана благодаря взры­ву. Однако, внима­тельное рассмотрение этой теории обнаруживает многие ее недостатки.

 

Тайна сознания. Сознание – это жизнен­ный факт. Все мы являемся сознающими живыми существами. Современная наука, одна­ко, неспо­собна объяснить, что такое сознание.

 

Жизнь произошла из химических элементов: это факт или фантазия? Современное биохи­мическое исследование выявило невероятно слож­ное устройство даже самых простейших микро­организмов. Таким образом, совершенно ясно, что теория эволюции не в состоянии объяснить, как появились такие организмы.

 

Новый взгляд на эволюцию. Ученые приводят ряд доказательств теорий о том, что один вид порождает другой в чисто физическом процессе. Однако критическое исследование этих доказа­тельств показывает, что они с тем же успехом могут быть использованы в поддержку теории о разумном творце.

 

Летопись скал. Ученые хотели бы, чтобы мы поверили в то, что существование наслоений подземных ископаемых является дока­за­тельством эволюции. Но это совер­шен­но не так.

 

Наука высших измерений. Чтобы осо­знать изначальную личность, нахо­­дя­щую­ся за пре­де­лами материальной природы, мы должны выйти за рамки современной механистической науки.


Кришна, Кристос, Христос


В

1974 году неподалеку от центра ИСККОН во Франкфурте-на-Майне, в Запад­ной Германии, Шрила Прабхупада и несколько его учеников совершали утреннюю прогулку с отцом Эмма­нуилом Юнгкла­ус­сеном, монахом-бенедиктинцем из Найдерал­тихс­кого монастыря. Заметив в руках у Шрилы Прабхупады медитационные четки, напо­минающие католические, отец Эммануил сказал, что он также непрестанно читает молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас". За этим последовала беседа, приведенная ниже.

Шрила Прабхупада: Что означает слово "Христос"?

Отец Эммануил: "Христос" происходит от гречес­кого слова "кристос", означающего "помазанник".

Шрила Прабхупада: "Кристос" – греческий вари­ант слова "Кришна".

Отец Эммануил: Это очень интересно.

Шрила Прабхупада: Обращаясь к Кришне, индиец часто говорит "Кришта". "Кришта" – санскритское слово, означающее "привлека­тельность". Таким образом, когда мы обраща­емся к Богу, называя Его "Христос", "Кришта" или "Кришна", мы имеем ввиду одну и ту же всепривлекающую Верховную Личность Бога. Когда Иисус говорил: "Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое", – под именем Бога он подразумевал "Кришта" или "Кришна". Вы согласны?

Отец Эммануил: Я думаю, что Иисус как сын Бога явил нам Его истинное имя – Христос. Мы можем называть бога "Отец", но если мы хотим обратиться к Нему, называя Его истинным именем, то должны говорить "Христос".

Шрила Прабхупада: Да. "Христос" – это вариант произношения имени "Кришта", а "Кришта" – это вариант произношения имени "Кришна", имени Бога. Иисус говорил, что мы должны прославлять имя Бога, но вчера я услышал, как один теолог сказал, что у Бога нет имени, что Его можно называть только отцом. Сын может называть отца отцом, но у отца есть свое имя. Так и "Бог" – обобщенное имя Верховной Личности Бога, собственное имя которого – Кришна. Поэтому как бы вы ни называли Бога – "Христос", "Кришта" или "Кришна" – в конце концов вы обращаетесь к одной и той же Верховной Личности Бога.

Отец Эммануил: Да, если мы говорим об истинном имени Бога, то должны сказать "Христос". В нашей религии есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Мы полагаем, что узнать имя Бога можно только через откровение от Сына Бога. И Иисус Христос открыл нам имя Отца, поэтому мы считаем имя "Христос" именем Бога, полученным от Него через откровение.

Шрила Прабхупада: Фактически нет разницы – Кришна или Христос, имя одно и то же. Главное – следовать указаниям ведических писаний, реко­мен­дующих в этот век воспевать имя Бога. Самый легкий путь – повторять маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Рама и Кришна – имена Бога, а Харе – энергия Бога. Так что, когда мы повторяем маха-мантру, мы обращаемся к Богу и Его энергии. Эта энергия бывает двух видов: духовная и материальная. Сейчас мы находимся в когтях материальной энергии, поэтому мы молим Кришну о том, чтобы Он милостиво освободил нас от служения материальной энергии и позволил служить духовной. В этом суть нашей философии. Харе Кришна означает: "О энергия Бога, о Бог (Кришна), пожалуйста, займи меня служением Тебе". Мы должны служить чему-нибудь, потому что такова наша природа. Так или иначе мы стали служить материальным вещам, но когда это служение преобразуется в служение духовной энергии, наша жизнь становится совершен­ной. Прак­тика бхакти-йоги (любовного слу­же­ния Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа "индус", "мусуль­манин", "христианин" и т.п. и просто служит Богу. Мы создали христианскую, инду­ист­скую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти.

Отец Эммануил: Мукти?

Шрила Прабхупада: Нет, бхакти. Когда мы говорим о бхакти, это подразумевает и мукти (осво­бождение от материальных страданий). Без бхакти не может быть мукти, но если мы действуем с позиций бхакти, то мукти подра­зу­мевается. Об этом говорится в Бхагавад-гите (14.26): "Тот, кто полностью занят преданным служением и не падает ни при каких обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и таким образом достигает уровня Брахмана".

Отец Эммануил: Брахман – это Кришна?

Шрила Прабхупада: Кришна – это Парабрах­ман. Брах­ман осознается в трех аспектах: как без­лич­ный Брахман, как локализованная Пара­­матма и как личностный Брахман. Кришна – личность, и О0н является Верховным Брахманом, так как в конечном счете Бог – личность. Это подтвер­жда­ется в Шримад-Бхагаватам (1.2.11): "Сведущие трансценден­та­листы, познавшие Абсолютную Ис­ти­ну, называют эту недвойственную субстан­цию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном". По­сти­жение Бога как аспекта Верховной Личнос­ти – вершина осознания Бога. Он обла­дает во всей пол­ноте шестью достоя­ниями: Он самый сильный, самый богатый, самый прекрасный, самый знаме­нитый, самый мудрый и самый отрешенный.

Отец Эммануил: Да, я согласен.

Шрила Прабхупада: Поскольку Бог абсолю­тен, Его имя, форма и качества также абсо­лютны и неотличны от Него Самого. Следовательно, воспе­вая святое имя Бога, мы непосредственно общаемся с Ним. Общаясь с Богом, человек приобретает божественные качества и, полностью очистившись, входит в круг приближенных Верховного Господа.

Отец Эммануил: Но наше понимание имени Бога ограничено.

Шрила Прабхупада: Да, мы ограничены, но Бог безгра­ничен. И поскольку Он безгра­ничен, то есть абсолютен, у Него бесконечное множество имен, каждое из которых есть Бог. Мы можем осознать Его имена в той степени, в какой развит наш духовный разум.

Отец Эммануил: Можно задать вопрос? Мы, хрис­тиане, также проповедуем любовь к Богу и пыта­ем­ся достичь любви к Богу и служить Ему всем сердцем и душой. Так в чем же разница между вашим движением и нашим? Почему вы посылаете своих учеников в западные страны проповедовать любовь к Богу, если Евангелие Иисуса Христа несет то же самое послание?

Шрила Прабхупада: Проблема в том, что христи­ане не следуют заповедям Бога. Вы согласны?

Отец Эммануил: Да, в значительной мере вы правы.

Шрила Прабхупада: Так в чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиа­не? Если вы нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле. Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви.

Люди во всем мире любят не Бога, а своих собак. Поэтому движение сознания Кришны необходимо, чтобы научить людей, как возро­дить в себе забы­тую любовь к Богу. Виноваты не только христи­ане, но и индусы, мусульмане и все остальные. Они навесили на себя ярлыки "христианин", "индус", "мусульманин", но не повинуются Богу. Вот в чем проблема.

Гость: Можете ли вы сказать, в чем выра­жа­ется непо­ви­новение христиан?

Шрила Прабхупада: Конечно. Прежде всего, со­дер­жа бойни, они нарушают заповедь "не убий". Вы согласны, что эта заповедь нарушается?

Отец Эммануил: Лично я согласен.

Шрила Прабхупада: Хорошо. Следовательно, если христиане хотят любить Бога, они должны прекра­тить убивать животных.

Отец Эммануил: Но разве самый важный момент – это не…

Шрила Прабхупада: Если вы пропустите хотя бы одно действие, ваши вычисления будут ошибочны. Независимо от того, что вы будете потом прибав­лять или отнимать, ошибка уже вкралась в рас­че­ты, и все, что последует за этим, будет невер­но. Мы не можем просто принять ту часть писаний, кото­рая нам нравится, отвергая ту, которая нам не нра­вится, и при этом надеяться получить нужный результат. Например, курица откла­ды­вает яйца зад­ней частью тела, а ест клювом. Фермер может решить: "Передняя часть курицы мне слишком доро­го обходится, потому что я должен ее кормить. Не лучше ли отрезать ее?" Но без головы не будет больше и яиц, потому что тело мертво. Анало­гич­ным образом, если мы отвергнем трудную часть писаний и будем повиноваться тому, что нам нравится, то такая интерпретация не принесет нам пользы. Мы должны принимать все указания писа­ний так, как они даны, а не только те из них, которые нас устраивают. Если вы нарушаете первую заповедь – "не убий", то как можно говорить о любви к Богу?

Гость: Христиане считают, что эта заповедь отно­сится к людям, а не к животным.

Шрила Прабхупада: Это означало бы, что Христос недостаточно разумен, чтобы упо­требить верное слово – "убийство человека". Есть "убиение" и "убийство". "Убийство" относится только к чело­веку. Вы полагаете, Иисус Христос был недоста­точно разумен, чтобы употребить правильное слово "убийство" вместо слова "убиение"? "Убие­ние" подразумевает любого рода убийство, в особен­ности убийство животных. Если бы Христос имел ввиду только убийство людей, он употребил бы слово "убийство".

Отец Эммануил: Но в Ветхом завете заповедь "не убий" относится именно к человеку. И когда Иисус сказал: "Не убий", он расширил смысл этой заповеди: человек должен не только воздер­жи­вать­ся от убийства другого человека, но и относиться к нему с любовью. Он никогда не говорил об отно­ше­ниях людей к другим живым существам, а только о взаимоотно­шениях между людьми. Когда он говорил: "Не убий", он имел в виду также умственный и эмоциональный аспект: вы не должны никого оскорблять или причинять кому бы то ни было боль, плохо обращаться с кем-либо и т. д.

Шрила Прабхупада: Мы сейчас не касаемся Вет­хого или Нового Завета, мы говорим только о словах, употребленных в заповедях. Если вы хотите интерпретировать эти слова – другое дело. Нам понятен прямой смысл. "Не убий" означает: "христиане не должны уби­вать". Вы можете истолковывать их, как вам угодно, чтобы продол­жать действовать по-прежнему, но для нас оче­вид­но, что в этом нет нужды. Истолковывать нужно тогда, когда смысл неясен. Но здесь смысл вполне ясен. "Не убий" – недвусмысленное указание. Зачем его интерпретировать?

Отец Эммануил: А разве употребление в пищу рас­тений не является также убийством?

Шрила Прабхупада: Вайшнавская философия учит, что без необходимости нельзя убивать даже растения. В Бхагавад-гите (9.26) Кришна говорит: "Если кто-нибудь предло­жит Мне с любовью и преданностью листок, цветок, плод или немного воды, Я приму это". Мы предлагаем Кришне только ту пищу, которую Он просит, и съедаем остатки. Если бы подношение вегетарианской пищи Кришне было греховно, то это был бы грех Кришны, а не наш. Но Бог есть апапа-виддха, то есть последствия грехов не затрагивают Его. Он подобен солнцу, которое так могущественно, что может очистить даже мочу, на что мы не способны. Кришна также подобен царю, который может приказать повесить убийцу, но сам, обладая всей полно­той власти, не подлежит наказанию. Прини­мать пищу, предложенную сначала Господу, – это нечто вроде убийства, совершаемого солдатом во время войны. Если на войне командир прика­зы­вает солдату атаковать, послуш­ный солдат, уби­вающий врага, полу­чает медаль. Но если тот же солдат убьет кого-либо самовольно, он понесет наказание. Аналогично этому, когда мы едим только прасад (остатки пищи, предложенной Кришне), мы не совершаем никакого греха. Это подтверждается в Бхагавад-гите (3.13): "Предан­ные Господа избавляются от всех грехов, ибо едят пищу, принесенную вначале в жертву. Другие же, готовящие пищу ради удовлетворения своих чувств, воистину вкушают только грех".

Отец Эммануил: Кришна не может разрешить есть животных?

Шрила Прабхупада: Может, но в животном цар­стве. Цивилизованному человеку, религи­оз­­ному человеку, не подобает убивать и есть животных. Если вы прекратите убивать живот­ных и начнете воспевать святое имя Христа, то достигнете совер­шенства. Я пришел не учить вас, а только просить: пожалуйста, воспевайте святое имя Бога. Библия требует от вас того же. Давайте в добром согласии сотрудничать друг с другом и воспевать святое имя, и если у вас есть преду­беждение против повторения имени Кришны, повторяйте "Христос" или же "Кришта" – разницы нет. Шри Чайтанья сказал: "У Бога миллионы имен, и так как между именем Бога и Им Самим нет разницы, каждое из этих имен обладает той же силой, что и Сам Бог". Поэтому, даже если вы принимаете внешние обозначения типа "индус", "христианин" или "мусульманин", но при этом просто воспеваете имя Бога, имеющееся в ваших собственных писаниях, вы достигнете духовного уровня. Жизнь дана человеку для самоосознания, то есть для того, чтобы научиться любить Бога. В этом заключается подлинное величие человека. Исполняете вы это долг как индус, христианин или мусульманин, значения не имеет, главное, исполняйте его!

Отец Эммануил: Я согласен.

Шрила Прабхупада (указывая на четки для меди­тации со 108 бусинами): У нас всегда при себе эти бусы, как и у вас – ваши четки. Вы повторяете святое имя, но почему его не повторяют и другие христиане? Почему они упускают эту возможность, предоставленную им как человеческим существам? Кошки и собаки не могут повторять имя Бога, но мы можем, потому что нас есть человеческий язык. От повторения святых имен Бога мы ничего не потеряем, а наоборот, много получим. Мои ученики постоянно читают мантру Харе Кришна. Они тоже могли бы ходить в кино или делать много других вещей, но они отказались от всего этого. Они не едят ни рыбы, ни мяса, ни яиц, не употребляют одурманивающих веществ, не пьют, не курят, не участвуют в азартных играх, не спеку­ли­­ру­ют и не вступают в недозволенные сексу­аль­ные связи. Они воспевают святое имя Бога. Если вы захотите сотрудничать с нами, идите в церкви и повторяйте "Христос", "Кришта" или "Кришна". Что можно возразить против этого?

Отец Эммануил: Ничего. Со своей стороны, я был бы рад присоединиться к вам.

Шрила Прабхупада: Нет, мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того, чтобы держать церкви закры­ты­ми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно воспевали там святое имя Бога. Во многих местах мы купили церкви, которые были практически закрыты, потому что их никто не посещал. В Лондоне я видел сотни закры­тых или использующихся в мирских целях церквей. Мы купили одну такую церковь в Лос-Анджелесе. Ее продали, потому что ее никто не посещал, но если зайдете в нее сегодня, то увидите там тысячи людей. Каж­дый разумный человек может за пять минут понять, кто такой Бог. Для этого не требуется пяти часов.

Отец Эммануил: Я понимаю.

Шрила Прабхупада: Но люди не понимают этого. Их беда в том, что они не хотят понимать.

Гость: Я думаю, постижение Бога – вопрос не разума, а смирения.

Шрила Прабхупада: Смирение и означает разум. Смиренные и кроткие наследуют царст­во Божие. Это сказано в Библии, не так ли? Но по философии негодяев каждый является Богом, и сегодня эта идея стала очень попу­ляр­ной. Поэтому ни у кого нет ни смирения, ни кротости. Если считать себя Богом, откуда взяться смирению и кротости? Поэтому я учу своих учеников тому, как стать смиренными и кроткими. Они всегда кланяются в храме и своему духовному учителю, и таким обра­зом духовно прогрессируют. Смирение и кротость позволяют очень быстро прийти к духовному самоосознанию. В ведических писаниях гово­рится: "Тем, чья вера в Бога и духовного учителя, являющегося Его представителем, непо­колебима, сам собой открывается весь смысл ведических писаний".

Отец Эммануил: Но не значит ли это, что с таким же смирением нужно относиться и ко всем остальным?

Шрила Прабхупада: Да, но есть два вида выра­жения почтения: особый и обыкно­вен­ный. Шри Кришна Чайтанья учил, что мы не должны рассчи­тывать на почтение к себе со стороны других, но всегда должны быть готовы выразить свое почте­ние любому, даже если он непочтителен к нам. Однако Богу и Его чистому преданному нужно оказывать особое почтение.

Отец Эммануил: Да, я согласен.

Шрила Прабхупада: Я думаю, христианским свя­щен­никам следует сотрудничать с движе­ни­ем со­зна­ния Кришны. Им нужно повторять имя "Христос" или "Кристос" и не потворство­вать убийству животных. Это вполне соот­­ветс­т­вует учению Библии; это не моя собственная философия. Пожалуйста, посту­пайте так, и вы увидите, как изменится положение в мире.

Отец Эммануил: Большое вам спасибо.

Шрила Прабхупада: Харе Кришна.

Наука самоосознания, стр. 143-153




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.243 (0.021 с.)