Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шри Чайтанья Махапрабху – золотая аватара

Поиск

П

ятьсот лет назад Верховная Личность Бога поя­вилась как Шри Чайтанья Ма­ха­прабху, золотая аватара. Господь Чайтанья – это самое милостивое воплощение Бога, и Он известен как Патита-павана, спаситель самых падших. Он яви­лся в Бенгалии, в 1486 году, в провинции Надия (Шридам Майяпур, Навадвипа), и там Он поло­жил начало движению санкиртаны – воспеванию Харе Кришна маха-мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Г

осподь Чайтанья проявил удивительные игры, доказав этим, что Он – Личность Бога. Его при­ход был предсказан в бого­от­кро­венных писа­ни­ях, наиболее очевидно в Шримад-Бхагаватам (11.5.32). Там утвержда­ется, что Верховная Лич­ность Бога, сопро­вождаемый Своими спутниками, появится в Своем аспекте преданности, чтобы установить юга-дхарму, воспевание святого имени Гос­пода. Там также говорится, что те, у кого достаточно разума, будут поклоняться Гос­поду в этот грешный век Кали, принимая участие в движении санкиртаны.

Т

о, что Шри Чайтанья Махапрабху являл­ся во­пло­щением Господа, было ясно многим свя­тым личностям, в особенности Рупе Госвами, который, встретив Господа в Праяге, прочитал Ему следующий стих: "Мой дорогой Господь, Ты – самое милостивое воплощение Бога. Дока­за­тель­ство это­го то, что Ты всем раздаешь нечто, что никто, даже Сам Кришна, никогда не мог распространять, а именно – чистую любовь к Кришне".

А

бсолютная Истина одна, но она стала двумя, Радхой и Кришной, а теперь снова стала од­ной как Шри Чайтанья Махапрабху. Господь Чайтанья – это Сам Кришна, явив­шийся в форме, цвет которой тот же, что и цвет тела Его вечной супруги Шримати Радха­ра­ни. Господь Чайтанья пришел, чтобы испы­тать чувства, которые испытывает Радхарани в разлуке с Ним. Это на­стро­­ение в даль­ней­шем раскрылось в молитвах Господа Чай­таньи "Шикшаштака": "О Говинда, в разлуке с тобой секунда для меня подобна двенад­цати годам и даже более, и слезы из глаз моих катятся словно потоки дождя, Весь мир я вижу пустым, когда Тебя в нем нет".

Ч

тобы испытать возрастание любви Его предан­ных под влиянием разлуки с Ним, Кришна появился как преданный Себя Самого в образе Шри Чайтаньи Махапрабху.

Лочанананда даса Адхикари,
Пришествие Господа Чайтаньи

 


Глава десятая

Ведическая культура

Определение индуизма


К

огда мы говорим о сознании Кришны, мы не должны путать его с индуизмом. Сознание Кришны имеет свои корни в древней ведической культуре; об индуизме же в Ведах вообще ничего не сказано.

Б

олее того, современное использование людь­ми тер­мина "индуизм" не соот­­вет­ствует его изна­­чальному смыслу. Слово "хинду" – это иска­женное произношение пер­сами слова "синдху", санскрит­с­кого названия реки Инд. Для моголов, которые вторглись в Индию, переправившись через Инд, было естественным называть завоеванную терри­торию "землей реки Инд" или "Индустаном". Таким образом, "хинду" – это, правильнее говоря, житель Индустана, независимо от его религии. Британцы, однако, использовали слово "хинду" для определения тех жителей Индии, которые не были мусульманами, буддис­тами, сикхами, джай­нами или предста­вителями других религиозных групп, для которых у британцев были свои назва­ния. Слово "хинду" использовалось как универ­саль­ное определение для обозначения бук­валь­но тысяч самых различных религи­озных и культур­ных групп, располагающихся на огромной терри­тории Индийского субкон­тинента.

Т

аким образом, слово "индуизм" так вводит человека в заблуждение относительно его смысла, что перестает иметь смысл. Наша же практика, в соответствии с учением веди­чес­ких писаний, правильно называется сана­та­на дхарма, что лучше всего перевести как "вечный закон". Однако, Шрила Прабхупада учил нас, что для обиходного пользования самое ясное и дающее доступную информацию название для нашей практики – "сознание Кришны".


Варнашрама-дхарма, ведическая общественная система


В

арнашрама-дхарма – это ведическое об­щест­­­вен­ное устройство, которое делит общест­во по двум принципам, каждый из которых имеет четыре подразделения. Первый принцип – на основе занятий человека (вар­на), а второй – на основе его духовного положения (ашрама).

Ч

етыре варны (т. е. деление по типу занятий) таковы: брахманы (интел­­лек­­туалы), кшатрии (воины и администра­торы), вайшьи (земледельцы и торговцы) и шудры (рабочие). Место человека в этой системе определяется по его качествам и деятельности, а не по рождению, и ребенок должен воспи­тываться и обучаться, чтобы получить квали­фикацию для того или иного положения в этой системе. Обязанности представителей четырех варн можно кратко описать следующим образом.

Б

рахманы – это учителя, которые учат своим при­мером, а также наставлениями. Они дол­жны знать моральные принципы и уметь контро­лировать себя.

К

шатрии занимаются управлением госу­дар­ства в соответствии с указаниями, полученными от брахманов, и из писаний. Они должны быть безу­ко­ризненно религи­оз­ными людьми. Кшатрии известны как " нарадева ", т. е. как представители Бога на земле. Если случается быть сражению, они лично возглавляют войско.

В

айшьи отвечают за сельское хозяйство, торгов­лю и защиту коров. Поскольку смысл общества варнашрама – простая и в то же время духовная жизнь, вайшьи не зани­маются производством или продажей товаров для чересчур роскошной жизни и греховной деятельности.

Ш

удры – это рабочий класс, и они служат, помо­гая трем остальным классам общества.

С

оциальное тело сравнивается с челове­чес­ким телом, причем брахманы сравни­ва­ются с голо­вой, кшатрии – с руками, вайшьи – с животом, а шудры – с ногами. Это естест­вен­ная система деле­ния труда, в противо­по­лож­ность искус­ствен­ной кастовой системе. Внутри этой системы каждый человек под руко­водством брахманов постепенно возвышается до духовного осознания. Это такая социаль­ная система, которая удовлетво­ряет на­сущ­ные потребности всех ее предста­ви­те­лей, не причиняя ущерба их духовному прогрессу.

Ч

етыре ашрама представляют собой стадии жизни индивидуума, постепенное его развитие в духовном сознании и отречении. Они таковы: брахмачарья (жизнь ученика), грихастха (жизнь с семьей), ванапрастха (уход от дел) и санньяса (жизнь в отречении).

М

альчик становится брахмачари в возрасте пяти лет и живет с духовным учителем до двадца­типятилетнего возраста. Он получает у него и духовное, и материальное обра­зование, обретая понимание необходи­мости развития духовного сознания на протяжении всей жизни. Параллельно с духовным обра­зованием он обучается деятель­ности своей варны, или профессиональным обя­зан­ностям.

В

возрасте двадцати пяти лет брахмачари может уйти из гурукулы и жениться. Полу­ченное им об­ра­зование позволит ему стать хорошим мужем, способным вести свою семью к духовной реа­лизации. В возрасте пяти­де­сяти лет он должен отка­заться от семейной жизни и вместе с женой начать путе­шест­вовать по святым местам. Эта стадия жизни называется ванапрастха. По дости­же­нии семи­десяти лет он доверяет заботу о жене своему взрослому сыну и принимает санньясу, основа­тельно готовясь к возвращению об­рат­но к Богу – непрерывно воспевая имена Гос­пода и, не имея никаких других занятий, кроме служения Ему.


Женщины в сознании Кришны

На вопросы отвечает Вишакха деви даси


В

Почему женщины должны быть заинте­ре­со­ва­ны сознанием Кришны?

О

Чтобы понять, что они не являются жен­щи­на­ми! Если мы думаем о себе как о "женщинах", мы проявляем тем самым невежество относительно нашей настоящей сущ­ности. Определение "женщи­на" относится к вре­менному материальному телу, но не к вечной духовной душе, личности, находя­щейся внутри этого тела. Может быть через пятьдесят или шестьдесят лет это тело, которое я ношу сейчас, умрет, и тогда я уже больше не буду женщиной. Но жизненная сила, душа, находя­щаяся внутри тела, не погибнет. Созна­ние Криш­ны дает понимание взаимо­отно­шений души, мате­рии и Высшей Души, Криш­ны. Человеческий разум существует для того, чтобы человек раз­мыш­лял об этом, а не для того, чтобы плавать в потоке материалис­ти­ческих мыслей, в основе которых – ложное отождествление себя с временным телом.

В

Что вы думаете о движении за освобож­дение женщин?

О

Высшее освобождение – это возвращение до­мой, к Богу, чтобы никогда больше не стал­ки­ваться со страданиями рождения, старости, бо­лез­ни и смерти. Хотя движение за освобождение женщин, возможно, и выдви­гает какие-то достой­ные предложения, в целом оно игнорирует высшую цель. Но став со­знаю­­щей Кришну, женщина получит осво­бождение и в этой жизни, и в следующей; поэтому сознание Кришны – это насто­я­щее движение за освобождение женщин.

В

Какое положение занимают женщины в движении сознания Кришны?

О

С духовной точки зрения мужчины и женщи­ны (и все другие живые существа) – равны. Душа внутри тела – это неотъемлемая частица Кришны, и по качеству и размерам она равна другим душам. Но с материальной, телесной, точки зрения различия есть, это очевидно.

В

Что же это за различия?

О

Что касается служения Кришне и пропо­веди сознания Кришны, материальные раз­­­ли­чия не берутся в расчет. И мужчины, и женщины служат форме Божества Верховного Господа в храме – поклоняются, убирают храм, готовят на кухне и каждый день выходят проповедовать инте­ре­сую­щим­ся людям и распространять литературу о созна­нии Кришны. Те женщины, у которых есть дети, забо­тятся о них и в то же время проповедуют со­зна­ние Кришны вместе со своими незамуж­ни­ми сестрами в Боге. На самом деле, воспи­тывать ре­бен­ка так, чтобы он стано­вился предан­ным Богу, это уже само по себе великое служение Кришне.

В

Но я слышала, что женщины у вас счита­ются ниже, чем мужчины. Это правда?

О  

Как я уже говорила, в духовном смысле раз­ли­чий нет. В Бхагавад-гите Кришна го­во­рит, что и мужчины и женщины имеют право достичь высшего назначения, т. е. вер­нуться в царство Господа, если они прини­ма­ют у Него прибежище. В духовном отношении здесь нет двойственности, нет низшего и выс­шего положения, т. е. разде­ления на основе тела и ума. Но материальные различия су­щест­вуют: женщины, как пра­вило, не так силь­ны, как мужчины, но только женщины могут рожать детей и кормить их грудным молоком. Поэтому обязанности женщин в чем-то отличаются от обязанностей мужчин – это естественно.

В

Сегодня многие люди отвергают такие пред­ставления. Ведь последние не делают попу­лярным ваше движение среди женщин.

О

Мы не можем изменить философию сознания Кришны ради достижения попу­­ляр­ности. Нас не интересует популярность. Мы просто хотим представить учение Кришны так, как оно есть, а те, кто слушают и воспринимают услышанное, получат благо. Первый шаг в духовном пони­ма­нии – преодо­ление телесной концепции жизни. Если чело­век думает: "я – мужчина" или "я – женщина", это значит, что он в иллюзии. Тело – это материальная одежда для души, одежда, кото­рая меняется по мере того, как развивается тело, и которая в момент смерти совсем изменится. Но постоянно в теле остается душа, не подверженная рождению, смерти или любым другим матери­альным влияниям.

В

Как мужчины и женщины в сознании Кришны относятся друг к другу?

О

Мужчины в сознании Кришны к каждой женщине, кроме своей жены, должны отно­­ситься как к своей матери. Таким обра­зом, отношения между мужчинами и женщинами в сознании Кришны построены не на вожде­ле­нии, но на взаимоуважении, и в этих отноше­ниях Кришна находится в центре. Если такого умо­настро­ения нет, то мужчины и женщины будут общаться слишком свободно и их отношения могут легко опуститься до безнравственности и взаимной эксплуатации.

В

А как насчет интимных взаимоотно­ше­ний?

О

В более интимных взаимоотношениях муж­чина защищает женщину. Девушку защищает ее отец; после замужества ее защи­щает муж; а в ста­рос­ти ее защищают взрослые сыновья.

В

Что вы имеете ввиду, говоря "защищает"?

О

Защищать нужно от иллюзии и дегра­да­ции. Это настоящая защита. Когда отец, муж и сыновья воспитаны духовным учителем по духовным принципам, они квали­фици­рованы для того, чтобы быть наставниками для членов своей семьи.

В

Бхагавад-гите говорится, что когда религи­оз­ная традиция в семье нарушается, страдает целомудрие и верность жен. Резуль­татом свобод­ного общения мужчин и женщин являются аборты и рождение нежела­тельных детей. Вследствие такой безнравст­вен­ности и распущенности семьи разру­ша­ются и проис­хо­дит деградация всего об­щества. И наоборот, если муж предан Богу и служит Ему, и если у него есть законная жена, появится хорошее потомство и в результате из таких людей полу­чится гармоничное общество в целом.

В

Но если женщина, например, хочет быть чем-то большим, нежели просто домохозяйка?


О

Это приветствуется и поощряется. Жен­щины в сознании Кришны поют, пишут, фотогра­фируют, рисуют, играют на сцене, занимаются скульптурой, обучают детей и танцуют. Одна из моих сестер в Боге живет в Западной Вирджинии на ферме общины созна­ния Кришны и занимается архитек­ту­рой. Сейчас она помогает в создании плани­ровки огромного храма, который преданные собираются строить там в течение нескольких лет. Итак, если женщина хочет использовать свои даро­вания для служения Кришне, здесь нет ника­ких препятствий.

В

Может ли женщина стать у вас лидером?

О

Настоящее лидерство – учить других сво­им примером и наставлениями, как вер­­нуться домой, обратно к Богу, в конце этой жизни. Полностью сознающий Кришну пре­дан­ный, муж­чина это или женщина, на самом деле является лучшим лидером, чем все так называемые лидеры современного общества. Материалистичные лиде­ры просто увели­чивают число наших матери­аль­ных проблем; преданный же уничтожает эти проб­лемы совсем. Таково настоящее лидерство.


Четыре юги


Ю

га – это эпоха со своими характерными осо­бен­ностями. В каждую югу появляются различные воплощения Кришны. Четыре юги образуют цикл, а тысяча таких циклов со­став­ляет один день в жизни Господа Брахмы, такова же и протя­жен­ность одной его ночи.

 

Сатья-юга – это Золотой век, который длится 1.600.000 лет. Процесс самоосо­­знания – меди­тация на Вишну. В эту эпоху девяносто девять процентов населения находится на высочайшем уровне духовного существования, а средняя про­дол­жительность жизни людей – 100.000 лет.

 

Трета-юга – это Серебряный век, который длится 1.200.000 лет. Процесс самоосо­зна­ния – богатые жертвоприношения. Созна­нием Бога обла­дает уже семьдесят пять процентов населения, а средняя продолжительность жизни – 10.000 лет.

 

Двапара-юга – Бронзовый век, который длится 800.000 лет. Процесс самоосо­знания – рос­кошное храмовое поклонение Божеству. Сознание Бога уменьшается среди людей до пятидесяти процентов населения, а средняя продолжи­тельность жизни – 1000 лет.

 

Кали-юга – это Железный век, эпоха ссор и лицемерия, которая продолжается 432.000 лет. Процесс самоосознания – санкиртана, воспевание святых имен Бога. Сознанием Бога обладает толь­ко двадцать пять процен­тов населения, причем это число неуклонно уменьшается. Максимальная продолжи­тель­ности жизни – 100 лет, и эта цифра также уменьшается. К настоящему времени прошло уже 5.000 лет Кали-юги. К ее концу человек будет становиться стариком в возрасте 25 лет, и единст­венной пищей для людей будет только мясо. Не будет никаких сельскохозяйственных продуктов, зерновой или молочной пищи.

П

осле разрушения, которое произойдет в конце Кали-юги, снова начнется Сатья-юга. Так эти циклы эпох постоянно повто­ряются подобно циклам времен года.


Священные реки


Ганга

Г

анга священна, поскольку это воды, исходя­щие из большого пальца на стопе Гос­­пода Вишну. Всякий, кто омывается в Ганге, осво­бож­дается от греховных реакций. Замечено, что Ганга никогда не оскверняется и не теряет своей чистоты, даже когда в ее водах плавают грязные вещества и предметы. Многие больные люди излечились благодаря тому, что регулярно совершали омове­ние в Ганге и пили ее воду. Когда преданный оставляет тело, его останки кремируют, а пепел выбрасывают в Гангу.

Г

осподь Ваманадева попросил у Бали Маха­раджи три шага земли. Первым шагом Он покрыл всю планету, вторым Он пересек всю вселенную и Своим большим пальцем на ноге пробил оболочку вселенной. И тогда во вселенную пролились трансцен­дентные воды Причинного Океана. Это и есть воды Ганги. Также говорится, что Ганга появилась после того, как Господь Брахма из своего камандалу омыл лотосные стопы Господа Ваманадевы. Где-то в другом месте утверждается, что Ганга пришла на землю, когда ее попросил об этом Бхагиратха Махараджа.

С

перва Ганга пришла на райские планеты, но опускаться на землю она боялась, ведь она падала бы с такой скоростью, что была бы вынуж­дена падать еще и на адские планеты, где многие грешники омывались бы в ее водах и оставляли бы свои грехи. Но Господь Шива устроил все так, чтобы пре­дотвра­тить это, – он поймал ее воды на свою голову. Матерь Ганга также узнала о том, что в ее водах будут принимать омовение святые, и это нейтрализует возможное появле­ние дурных реакций любых грешников.

Ямуна

В

о время явления Господа Кришны, Его отец Васудева с Господом-младенцем на руках пересекал Ямуну в Матхуре, в шести милях от Вриндавана вниз по течению. Несмотря на то, что воды реки услужливо расступились, одна сильная волна унесла младенца Кришну из крепких объя­тий Его отца. Богиня Ямуна появилась перед Васуде­вой, нежно лаская Кришну, и объяснила, что она намеренно утащила Его, чтобы иметь возможность приласкать Его с любовью.

И

з-за этого случая, а также потому, что Господь часто проводил Свои игры на ее песчаных бе­ре­гах или в ее водах, преданные Кришны счита­ют Ямуну самой священной рекой в Индии. Враджа­наваси говорят, что один лишь даршан Ямуны равноценен многочисленным омовениям в Ганге.

Д

очь бога солнца, богиня Ямуна в образе реки появ­ляется в Гималаях и течет восемь­сот кило­метров вниз до Праяга (Алла­хабад), где встречается с Гангой. Палом­­­­ники получают боль­шое наслаждение, купаясь в водах Ямуны в тече­ние всего года, ведь они знают, что воды этой реки уносят грехи миллионов прошлых жизней. А в месяц картика (октябрь-ноябрь) духовный очища­ю­­щий эффект омовения в ее водах увели­чивается в 1000 раз.

Майлс Дэвис, Путешествуя
по земле Кришны
, стр. 38-39.


Полубоги


В

ведических произведениях упоминаются "дэвы" или полубоги. Полубоги – это жи­вые су­щества, которые находятся на гораздо более тонком уровне существования, чем люди. Они обита­ют на высших или райских планетах этой вселен­ной и от имени Всевышнего Господа Вишну управляют ей. Они не являются высшими богами, а подвластны воле Кришны. Их функции по управ­лению не распространяются за пре­делы той вселенной, в которой они обитают. У них необык­новенно долгая, по нашим понятиям, продол­жительность жизни, но все же и они смертны.

П

оклонение полубогам, таким как Гос­подь Шива, Господь Брахма, Вивасван, богиня Дурга и Гане­ша, подходит для тех, кто желает материального процветания в этой жизни и возвы­шения до райских планет в следующей. Но если человек хочет чистого преданного служения Богу и вечной жизни в духовном мире, он должен покло­няться Всевышнему Трансцендентному Господу Шри Кришне. Ведическая тради­ция, которой мы следуем в движении созна­ния Кришны, не является полите­истической: мы поклоняемся только одному Всевышнему Господу, Шри Кришне.


Глава одиннадцатая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.009 с.)