ТОП 10:

Шри Рагхунатха Бхатта Госвами



Р

агхунатха Бхаттачарья, или Рагхунатха Бхат­­та Госвами, один из шести Госвами, был сы­ном Тапана Мишры. Он родился при­бли­зительно в году 1425 Шакабда и был очень опытен в декламации Шримад-Бхага­ватам, а в Антья-лиле, 30-й главе, говорится, что он также был искусен в приготовлении пищи: все, что бы он ни приготовил, было подобно нектару. Шри Чай­та­нья Маха­прабху получал огромное наслаж­дение, когда принимал пищу, приготовленную им, а сам Рагхунатха Бхатта обычно ел остатки пищи Шри Чайтаньи Махапрабху. Рагхунатха Бхатта в тече­ние восьми месяцев жил в Джаганнатха Пури, после чего Шри Чай­танья наказал ему отправ­лять­ся во Вринда­ван к Шри Рупе Госвами. Шри Чайтанья Махапрабху попросил Рагхунатху Бхат­ту не жениться, оставаться брахмачари, и, кроме того, Он дал ему указание постоянно читать Шримад-Бхагаватам. Итак, он отправился во Врин­даван, где занялся чтением Шримад-Бхага­ва­там для Шрилы Рупы Госвами. Он был настолько искусен в декламации Шримад-Бхагаватам, что мог читать на три различных мотива буквально каждый из стихов. Когда Рагхунатха Бхатта Го­сва­ми жил со Шри Чайтаньей Махапрабху, Гос­подь однажды благословил его, дав ему орехи бетеля, предложенные Божеству Джаганнат­хи, и гирлянду из туласи, которая, как описывается, была длиной около четырна­дцати локтей. Храм Говинды был построен одним из учеников Рагху­натхи Бхатты Госвами, по его указанию. Рагху­нат­ха Бхатта Госвами достал все украшения для Божества Говинды. Он никогда не говорил вздор и не разговаривал на мирские темы, а постоянно, двадцать четыре часа в сутки, слушал о Кришне. Он не мог слышать, как поносят вайшнава. Даже если и случалось нечто достойное критики, он обычно говорил, что поскольку все вайшнавы за­ня­ты служением Господу, он не собирается обра­щать внимания на их недостатки. Впоследствии Рагхунатха Бхатта Госвами жил рядом с Радха-кундой, в маленькой хижине. В Гаура-ганоддеша-дипике, стих 185, говорится, что Рагхунатха Бхатта Госвами прежде был гопи по имени Рага-манджари.

Ч. ч. Ади 10.155, комментарий

Шри Рагхунатха дас Госвами

Ш

рила Рагхунатха дас Госвами родился, веро­ят­нее всего, в году 1416 Шакабда, в семье каястх. Его отец Говардхан Маджумдар был млад­шим братом Заминдара Хираньи Маджум­дара. Селе­ние Шри Кришнапура, где родился Рагху­натха, расположено в полутора милях от станции Триша­багха на железнодорожной ветке Каль­кут­та-Бурдван. До сих пор там стоит храм Шри Шри Радха-Говинда. Напротив храма име­ется широкая открытая территория, но большого зала для собраний там нет. Недавно богатый джентльмен из Калькутты по имени Харичарана Гхош, живший в квартале Симла, отрестав­ри­ровал этот храм. Весь храмовый комплекс окружен стенами, а в маленькой комнате, которая нахо­дится сбоку от храма, есть небольшая платформа, на которой Рагхунатха дас обычно поклонялся Божеству. Рядом с храмом – высы­хаю­щая река Сарасвати.

В

се предки Шрилы Рагхунатхи даса Госвами были вайшнавами и очень бога­ты­ми людьми. Его домашним учителем был Ядунандана Ачарья. Хотя Рагхунатха дас считался семейным чело­ве­ком, он не имел привязанности к своему имению и жене. Заметив его желание оставить дом, его отец и дядя наняли особых телохранителей, чтобы те наблюдали за Рагхунатхой. Но несмотря на это ему удалось убежать от их бдительного надзора. Он направился в Джаганнатха Пури, чтобы встретиться со Шри Чайтаньей Махапрабху. Это произошло в году 1439 Шакабда. Рагхунатха дас Госвами составил три книги: Става-мала (или Стававали), Дана-чарита и Мукта-чарита. Он прожил очень долгую жизнь. Большую часть своей жизни он провел на Радха-кунде. То место, где Рагхунатха дас Госвами совершал свое предан­ное служение у Радха-кунды, сущест­вует и по сей день. Он почти полностью прекратил принимать пищу, и поэтому был очень худ и слаб здоровьем. Его интересовало только лишь воспевание святого имени Господа. Он все время сокращал длитель­ность своего сна и в конце концов почти совсем перестал спать. Говорится, что его глаза были всегда полны слез. Когда Шриниваса Ачарья однаж­ды пришел к Рагхунатхе дасу Госвами, тот благословил его и обнял. Шриниваса Ачарья попросил у него благословений, чтобы пропо­ве­довать в Бенгалии, и Шрила Рагху­нат­ха даса Госвами даровал их ему. В Гаура-ганоддеша-дипике (186) утверждается, что Шрила Рагхунатха даса Госвами прежде был гопи по имени Раса-манджари. Иногда гово­рится, что он был Рати-манджари.

Ч. ч. Ади 10.91, комментарий

Шри Джива Госвами

В

Гаура-ганоддеша-дипике говорится, что Шри­ла Джива Госвами прежде был гопи Виласа-манджари. С самого раннего детства Джива Госвами был очень увлечен Шримад-Бхагаватам. Позднее он пришел в Нава­двипу, чтобы изучать санскрит и, следуя по стопам Шри Нитьянанды Прабху, обошел всю Навадвипа-дхаму. После посе­щения Нава­дви­па-дхамы он пошел в Бенарес, чтобы изучать санскрит у Мадхусуданы Вачас­пати, и после того, как закончил свою учебу в Бенаресе, он пошел во Вриндаван и принял прибежище у своих дядьев, Шри Рупы и Саната­ны. Это описывается в Бхакти-ратнакаре. На­сколь­ко нам известно, Шрила Джива Госвами написал и отредактировал по меньшей мере двадцать пять книг. После ухода во Вриндаване Шри Рупы Госвами и Санатаны Госвами Шрила Джива Госвами стал ачарьей всех вайшнавов Бен­га­лии, Ориссы и всего мира, и именно он был их наставником в преданном служении. Во Врин­да­ва­не он основал храм Радха-Дамодара, где Праб­ху­пада жил в отречении до 65-летнего возраста, пока не решил отправиться в Соединенные Штаты. В то время, когда Джива Госвами был еще на этой планете, Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами соста­вил свою знаменитую Чайтанья-чаритамриту. Позднее Шрила Джива Госва­ми вдохновил Шриниваса Ачарью, Наротта­ма даса Тхакура и Духкхи Кришна­даса проповедовать созна­ние Кришны в Бенгалии. Дживе Госвами однажды сообщили, что все рукописи, собранные во Вриндаване и по­слан­ные в Бенгалию с целью проповеди, были похищены около Вишнупура в Бенгалии, но впоследствии до него дошли извес­тия, что книги все же нашлись. Шри Джива Госвами дал титул "Кавираджа" Рамачандра Сене, ученику Шриниваса Ачарьи, и своему млад­ше­му брату Говинде. Когда Джива Госвами был еще жив, Шримати Джахнавидеви, энер­гия на­слаж­дения Шри Нитьянанды Пра­б­­ху, отпра­ви­лась с несколькими предан­ными во Вриндаван. Джива Госвами был очень милостив к Гаудия-вайшнавам, вайш­на­­вам из Бенгалии. Всякому, кто приходил во Вриндаван, он предоставлял жилище и прасад.

Ч. ч. Ади 10.85, комментарий

Шри Гопала Бхатта Госвами

Ш

ри Гопала Бхатта Госвами был сыном Вьен­каты Бхатты, жителя Шри Рангама. Прежде Гопала Бхатта принадлежал к учени­чес­кой преемственности Рамануджа-сампра­даи. В году 1433 Шакабда, когда Шри Чайтанья Махапрабху путе­шест­вовал по Юж­ной Индии, в течение четы­рех месяцев чатурмасьи он жил в доме Вьенкаты Бхатты, который получил тогда возможность служить Господу от всего сердца. Гопала Бхатта также смог тогда послужить Господу. Шри Гопала Бхатта Госвами позднее был ини­цииро­ван своим дядей, великим санньяси Прабодха­нандой Сарас­вати. И отец и мать Гопала Бхатты Госвами были необычайно удачливы, поскольку они посвятили свои жизни служению Господу Чайтанье Маха­прабху. Они позволили Гопала Бхатте Госвами идти во Вриндаван, а сами оставили свои тела, думая о Шри Чайтанье Маха­прабху. Позднее Господу Чайтанье сообщи­ли, что Гопала Бхатта Госвами ушел во Вриндаван и встретился там с Шри Рупой и Санатаной Госвами. Он был очень доволен этим и посоветовал Шри Рупе и Санатане принять Гопала Бхатту Госвами своим млад­шим братом и позаботиться о нем. Шри Санатана Госвами, из великой любви к Гопа­ла Бхатте Госвами, составил вайшнава-смрити под назва­нием Хари-бхакти-виласа и опубликовал его под именем Гопала Бхатты. По указанию Шри Рупы и Санатаны Гопала Бхатта Госвами установил одно из семи главных Божеств Вриндавана, Божество Радха-Рамана. Севайты (священно­слу­жи­­те­ли) храма Радха-Рамана принадлежат к Гаудия-сампрадае.

П

режде чем приступить к написанию Чайтанья-чаритамриты, Кришнадаса Кави­­­­рад­жа Го­сва­ми попросил позволения на это у всех вайшнавов, и Гопала Бхатта Госвами также дал ему свои благословения, но попросил Кришнадаса Кавираджу Госва­ми не упоминать в книге его имя. Поэтому Кришнадас Кавираджа Госвами очень осто­рож­но упомянул имя Гопала Бхатты Госвами в одном или двух местах Чайтанья-чаритамриты. Шрила Джива Госвами написал в начале своей Таттва-сандарбхи: "Предан­ный из Южной Ин­дии, который родился в семье брахманов и был очень близким другом Рупы Госвами и Санатаны Госвами, написал книгу, и составил он ее не в хронологическом порядке. Поэтому я, незна­чи­тельное живое существо, известное под именем Джива, пытаюсь расположить события книги хроно­логически, согласуясь с указа­ни­я­ми таких великих личностей, как Мадхва­чарья, Шридхара Свами, Рамануджачарья и другие старшие вайшна­вы ученической преемственности". В начале Бхагават-сан­дарбхи есть похожие утвер­ж­дения Шрилы Дживы Госвами. Шрила Гопала Бхатта Госвами составил книгу, которая назы­ва­ется Саткрия-сара-дипика, в редакции – Хари-бхакти-виласа. Написал он ее перед Сат-сан­дар­б­хой и комментарием на Кришна-карнам­риту. Кро­ме того, он установил во Вриндаване Божество Радха-Рамана. В Гаура-ганоддеша-дипике, (стих 184), гово­рит­ся, что прежде в играх Кришны имя его было Ананга-манджари. Иногда также гово­рится, что он был воплощением Гуна-манджари. Шриниваса Ачарья и Гопинатха Пуджари были двумя из его учеников.

Ч. ч. Ади 10.105, комментарий


Шрила Бхактивинода Тхакур


В

ся жизнь Бхактивиноды Тхакура была посвя­щена служению Шри Кришне, Вер­хов­ной Лич­ности Бога. По тому, какое благо принесла его деятельность миру, ее можно сравнить только с грандиозной деятельность Самого Шри Чайтаньи и шестерых Госвами. Его духовная деятельность и божественные писания оказали на разумных и образо­ван­ных людей громадное влияние и заро­дили веру в возвышенные наставления и заповеди Господа Чайтаньи.

Т

хакур Бхактивинода появился на свет в богатой семье (он родился 2 сентября 1838 года, и его назвали при рождении Кедаранат­хой Дат­той), но тем не менее ранние года его жизни были полны трудностей. Он провел детство в доме своего деда по матери в Бирнагаре (Улаграм), откуда в тринадцать лет, после смерти отца, переехал в Калькутту, где завершил свое образование. Вскоре после того, как он закончил университет, ему сообщили, что его дед по отцу лежит при смерти. Дед, Раджаваллабха Датта, был известной в Калькутте личностью. Последние свои дни он жил отшельником в уединенном месте в Ориссе. Он мог предсказывать будущее и знал точную дату своей смерти, так как обладал способностью вступать в контакт со сверхъестественными существами. В знамена­тель­ные часы кончины своего деда Тхакур Бхактивинода находился рядом с ним и получил от него наставления, а после ухода этой великой души посетил все основные храмы и ашрамы штата Орисса.

Д

альнейшая деятельность Бхактивиноды Тха­ку­ра связана с просвещением. Он ввел в Ориссе преподавание на английском языке и написал небольшую книгу, в которой рас­ска­зал обо всех ашрамах этого штата, упомянув и тот, что нахо­дил­ся на земле, принадле­жав­шей его предкам. "Мне принадлежит деревенька Чхотимангалпур в округе Орисса, – писал Бхактивинода Тхакур. – В той дерев­не есть монастырь, который мои предки подарили вместе с участком земли святым людям. Настоятель этого монастыря перестал давать кров святым странникам в ненастные ночи. Узнав об этом, я пригрозил, что отниму землю, если еще раз услышу жалобы на его негостеприимство". Позже Бхактивинода Тхакур поступил на государ­ствен­ную службу и переехал в Бенгалию. Там в одном из городов он произнес историческую речь, посвященную философии Шримад-Бхагава­там, и эта речь привлекла внимание тысяч людей. В ней он поведал миру о сокрытых на страницах Бхага­ватам сокровищах и сказал, что это произведение должен прочитать каждый человек, обладающий философским складом ума. Несколько лет спустя он переехал в город Чампаран, где в огромном баньяновом дереве обитал брахма-дайтья (разно­видность приведения), которому покло­нялись многие падшие люди. Однажды к Бхактивиноде Тхакуру пришел отец девушки, славившейся своей ученостью, который собирал пожертвования, и Бхактивинода тут же усадил его читать Бхага­ва­там под тем самым деревом, где жило приведение. Спустя месяц, в день, когда чтение Бхагаватам было закончено, дерево с треском рухнуло на землю, и приведение навсегда покинуло те места. Все жители города, за исключением нечестивцев, поклонявшихся приведению, были благодар­ны Бхактивиноде за то, что он избавил их от дайтьи.

С

ледующим городом, куда переехал Бхакти­винода, был Пури. Комиссар, в чьем ведении находился тот администра­тив­ный округ, очень обрадовался, узнав, что Бхакти­винода будет слу­жить в Пури, и попросил его в качестве предста­вителя прави­тельства следить за порядком в храме Джаганнатхи. В Джаганнатха Пури Тхакур Бхак­­ти­­винода немало времени уделял литера­турной деятельности и обсуждению духов­ных произведений. Он подготовил примечания к Веданта-сутрам, изданным с комментариями Баладевы Видьябхушаны.

В

1877 году Тхакур Бхактивинода был пере­ве­ден в другой город, а в 1881 году начал издавать журнал Саджджнана-тошани ("Радость чистых преданных"), который был посвящен вопро­сам духовной жизни и приобрел впослед­ст­вии широкую известность. Он также опубли­ковал Шри Кришна-самхиту, которая явила миру фило­софию, раскрывающую духовное бытие Криш­ны, и открыла образованным людям глаза на их истинные отношения с Богом. Эту работу с вос­торгом приняли многие немецкие ученые, поскольку, вопреки мнению читаю­щей публики, считавшей Кришну обыкно­вен­ным героем-любов­ником, плодом воображения поэта, Шрила Бхактивинода, основываясь на свидетельствах Вед, показал, что Кришна есть Парабрахман, Верховная Трансцендентная Личность, Абсо­лют­ное Существо.

Б

хактивинода Тхакур очень хотел увидеть мес­та, где проходили игры Господа Чайтаньи, и неоднократно просил перевести его в любой город, находящийся поблизости от Навадвипы (Майя­пу­ра). Не добившись перевода, он подал офици­аль­ное прошение об отставке, но ему было отказано. Вскоре, однако, к своей великой радос­ти, он полу­чил назначение в Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы. Посе­лившись неподалеку от Нава­двипы, Бхак­ти­ви­но­да Тхакур стал проводить в ней все свободное время. Он сразу же начал собирать сведения о точном распо­ло­жении мест, где Господь Чайтанья являл свои игры. Опросив местных жителей и сверив их показания со старыми картами, отно­сящимися ко второй половине восемна­дца­того века и содер­жащими название "Шри Майяпур", он наконец обнаружил истинное место рождение Господа Чайтаньи.

Г

од 1895 был самым знаменательным в истории вайшнавизма. Виновником всех событий, ко­то­рыми был отмечен этот год, стал Бхактивинода Тхакур. Именно в этом году он добился офици­аль­ного признания места рождения Шри Чайтаньи, сообщив широкой публике, где на самом деле родился Господь, и раскрыв истинное значение места Его рожде­ния. Тысячи гостей собрались на торжества, состоявшиеся на месте рождения Гос­пода Чайтаньи. Тхакур Бхактивинода не хотел, чтобы его открытие было предано забвению, поэ­тому, как только он вышел в отставку, он начал собирать пожертвования на возведение храма, с величайшим смирением ходя от двери к двери.

Ш

ироко развернулась в то время и проповедь святого имени, о котором стало известно даже в самых отдаленных уголках земного шара. Гау­ранга-смарана-мангала-стотра с предисловием на английском языке, рассказывающем о жизни и учении Шри Чайтаньи, которая вышла из-под пера Бхактивиноды вскоре после открытия места рождения Господа Чайтаньи, заняла место на пол­ках библиотек во всех учебных заведениях обоих полушарий. Так учение Шри Чайтаньи Маха­праб­­ху стало доступным философам и ученым Запада.

Ч

ем активнее велась проповедь имен Господа Чайтаньи и Господа Кришны, тем большую радость испытывал Тхакур Бхактивинода. После того, как была опуб­лико­вана Гауранга-смарана-мангала-стотра, он составил примечания к Шри Брахма-самхите и Шри Кришна-карнамрите, а также подарил миру два ценнейших бессмертных произведения – Шри Хари-нама-чинтамани и Бхаджана-рахасью. Кроме того, он отредак­ти­ро­вал Шримад-бхагаватарка-маричи-малу, содержа­щую все основные шлоки Шримад-Бхагаватам, относящиеся к вайшнавской философии, и напи­сал к ней комментарии. В своей литературной деятельности он не знал отдыха, и из-под его пера вышло великое множество трудов по философии вайшнавов. Бхактивинода Тхакур приступал к рабо­те поздно вечером, завершив свои служебные дела, и до часу или до двух часов ночи сочи­нял песни и писал книги.

В

начале двадцатого столетия Бхактиви­но­да Тха­кур решил поселиться в Пури и построил там на побережье океана дом. Многие искренние души искали его благо­словений и наконец обрели их, когда в 1908 году он отрекся от мира, получив от Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи посвя­ще­ние Бабад­жи. Несмотря на то, что Бхактивинода Тхакур вел образ жизни в отречении, к нему постоянно приходили люди всех сословий и всякого звания, и он щедро одаривал их своими духовными наставлениями и благо­сло­вениями. В 1910 году он перестал прини­мать посетителей и с этого времени пребывал в состоянии совершенного самадхи, полного сосредоточения на вечных играх Господа. В 1914 году, в день уходя Шри Гадад­хары, Бхак­тивинода Тхакур оставил этот мир, пере­несясь в полное блаженства царство Голоки.

Из книги Песни ачарьев-вайшнавов, стр.8-15







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.009 с.)