Первый доклад, Дорнах, 23 декабря 1921 года
|
|
Вводный доклад
|
|
Из истории антропософского движения. Первая фаза - с 1901 по 1907 год: религиозные мотивы как причины вхождения в теософо-антропософское движение, причём собственное стремление Антропософии - ещё не осознавалось; более теоретическая ориентация теософского и более жизненно-практическая установка антропософского движения в связи с вопросами космологии, религии и философии; о результирующей эту противоположность проблеме, которая привела сначала к внутреннему, а затем и к внешнему разделению. - Вторая фаза - с 1907 по 1913 год: конгресс Теософского общества в Мюнхене в 1907 году и совершившийся при этом переход от чисто теоретико-религиозного движения к всеобъемлющему мировому движению с привлечением художественного; об опасности сектантства и необходимости прихода к собственному архитектурному и художественному стилю. - Третья фаза с 1913/14 года: воздействие Антропософии в социальной и особенно в педагогической областях; оплодотворение Антропософией профессиональной науки и искусства.
|
|
Второй доклад, 24 декабря 1921 года
|
|
Человекопознание как основа педагогики и дидактики - I
|
|
Человекопознание как часть всеохватывающего миропознания. Естественнонаучное мышление и интеллектуализм как отстаивание всевозможных "фантастических идей" о природе и жизни. Герберт Спенсер как представитель естественнонаучного образа мышления в отношении вопросов воспитания. Значение и последствия интеллектуалистически-естественнонаучного воззрения для человека и его понимания ценности жизни, представленные на примере Канто-Лапласовской теории, механической теории теплоты и учения о развитии живых существ. Спенсеровское понимание воспитателя как миссионера каузальных природных процессов. Человек как звено в цепи природных необходимостей и последствия этого воззрения в социальной жизни.
|
|
Третий доклад, 25 декабря 1921 года
|
|
Человекопознание как основа педагогики и дидактики - II
|
|
О значении основных трудов Дарвина для современной духовной жизни. Дарвин - наблюдатель "внечеловеческого". Два вида восприятия дарвинизма в Германии: переход границы от внечеловеческого - к человеческому и божественному Эрнстом Геккелем и супранатурализм Дю Буа-Реймона. - О сущности антропософского исследования. О полагаемых человеческой природой необходимых границах познания, вызванных любовью, как необходимостью для социальной жизни и воспоминанием - для личной внутренней жизни. Два примера впадания современной жизни в инстинктивное: снижение религиозного к чистым представлениям веры; спорт как заменитель религии. Противоречие между природной закономерностью и логикой. - О значении расширения поля наблюдения на область сна и сновидений как моста от чувственно-физического - к сверхчувственному познанию, представленном на различных видах сновидческих переживаний.
|
|
Четвёртый доклад, 26 декабря 1921 года
|
|
Человекопознание как основа педагогики и дидактики - III
|
|
О необходимости развития живого понимания времени, представленной на примере благоговения и молитвенного настроения у ребёнка и их преобразования в зрелом возрасте. Времяпознание во взаимосвязи с ходом человеческой жизни с привлечением сравнения с развитием животных а также с принятием во внимание анормальностей в человеческой душевной жизни: значение времени полового созревания; детскость и старчество; удерживание детскости в более позднем возрасте на примере любви к собаке; правомерность психоанализа. - Переживание бытия во времени как основа антропософского метода познания, в особенности - имагинации, инспирации и интуиции: о существе медитации; различие между имагинацией и сновидением; инспирация в связи с моментом пробуждения.
|
|
Пятый доклад, 27 декабря 1921 года
|
|
Необходимое педагогу учение о здоровье и болезни - I
|
|
Предпосылки зависимой от тела духовно-душевной мыслительной деятельности, на примере деятельности человеческого глазного организма. Переживание в духовном мире как продолжение того, что уже имеется у обычного человека. Табло воспоминаний земной жизни человека как результат подавления созданных самим собой имагинаций в связи с внутренней выучкой. Человеческий пространственный и временной организм. Подавление табло вос-поминаний как исходный пункт для понимания духовно-душевного перед рождением. Воспитание к духовной современности через инспирацию. Художественное в связи с имагинативным познанием. Соотношение инспирации и моральных идей, а также соотношение интуитивного познания и религиозного чувства. О связанности памяти с телесной организацией и несвязанности её с тем, что переживается в высшем сознании. Выводы из этих представлений для воспитателя, представленные на нескольких примерах: бледность, боязливость и расстройства раста у ребёнка как следствие перекармливания реьёнка чистым веществом памяти; покраснение, гнев и расстройства дыхания у ребёнка как признаки незагруженности способности воспоминания; о застое сил роста при слишком длинных ногтях на руках или ногах.
|
|
Шестой доклад, 28 декабря 1921 года
|
|
Необходимое педагогу учение о здоровье и болезни - II
|
|
Критические замечания к материалистическому и спиритическому мировоззрению. Членение и единство человеческого организма, представленное в основополагающих признаках головного оргпнизма и организма конечностей и обмена веществ. Взаимодействие духовно-душевного и телесно-физического на примере гнева. Значение ритмической организации как центра человеческой природы. Ритм дыхания и кровообращения и его модификации вверх (голова) и вниз (конечности). О взаимодействии трёх членов на различных возрастных ступенях. О бессознательной органически образующей мудрости ребёнка и абстрактном уме взрослого. Конкретное построение преподавания с учётом трёхчленной организации ребёнка. О значимости физкультурных и гимнастических занятий в расписании уроков и возможные болезненные явления при непринятии во внимание духовнонаучного человекопознания.
|
|
Седьмой доклад, 29 декабря 1921 года
|
|
Ребёнок перед седьмым годом
|
|
О необходимости учреждения школы для детей дошкольного возраста. О бессилии взрослого по отношению к воле ребёнка. О связи свободы и судьбы. Познание развития ребёнка во втором семилетии как мост к пониманию развития ребёнка в первом семилетии. Три этапа освобождения эфирного тела в организации головы; ребёнок как подражающее существо и соответствующие выводы для воспитателя, объясняемые наглядно также на примере "воровства"; о рёве дошкольников и его дальнейшем преобразовании в моральные силы; критические замечания о детской речи взрослых в обхождении с детьми. - Второй этап развития, от двух с половиной до пяти лет: освобождение эфирного тела в дыхании и кровообращении как предпосылка подготовки памяти и фантазии; болезни в более поздие годы жизни как следствие неправильного воспитания; об игрушках (строительные кубики, куклы, книжки с картинками). - Третий этап развития, от пятого до седьмого года: освобождение эфирного тела в системе конечностей и обмена веществ и соответствующие педагогические выводы.
|
|
Восьмой доклад, 30 декабря 1921 года
Организация Вальдорфской школы
|
|
Основные аспекты "душевно-экономичного" обучения. О соотношении подготовки к преподаванию и самого преподавания. Членение школьного дня и указания к организации учебных занятий - главного, иностранным языком, ручным трудом и мировоззренческого. Вальдорфская школа как "методическая школа". О соотношения теории и практики. Занятие религией. Компромиссы в Вальдорфской школе в отношении учебного содержания и учебной цели. Дисциплина и наказание, представленные на нескольких примерах из школьной повседневности. О преподавании древних языков. К членению занятий в ходе дня: "головное воспитание" в предобеденное время, воспитание телесно-физического - в послеобеденное. - О свободном занятии религией, воскресная служба и детские праздники. Отличительные черты Вальдорфского школьного табеля.
|
|
Девятый доклад, 31 декабря 1921 года
|
|
Ребёнок от семи до десяти лет: педагогика и дидактика
|
|
О телесно-душевно-духовных процессах в ребёнке до и после смены зубов. Три фазы развития во втором семилетии жизни, наглядно показанные на музыкальных переживаниях ребёнка. С семи до девяти: музыкальное преобразуется во внутреннее тактовое, в ритм. - С десяти до двенадцати: понимание мелодического. - С двенадцати до четырнадцати: пережитое музыкально - переводится в мыслительное. - О связи душевно-духовного с телесно-физическим. Необходимость художественной проработки ботаники и зоологии. Импульсы к художественному оформлению начальных уроков письма. Экскурс в машинопись и выводы, касающиеся основы современного технического развития. Основоположения обучения счёту. Преобразование отношения подражания между ребёнком и воспитателем - в отношение авторитета. Учитель как художник, на примере проработки вопроса о бессмертии души.
|
|
Десятый доклад, 1 января 1922 года
|
|
Ребёнок десяти лет: педагогика и дидактика
|
|
О значении момента развития между девятым и десятым годами и о закладываемой в это время способности различения ребёнком себя от своего окружения и от своего воспитателя. Выводы из представленных особенностей развития в отношении преподаваемого ребёнку учебного содержания, представленные на примерах из ботаники и зоологии. Об отношении растительного мира к Земле и животного мира к человеку. Рассмотрение эволюционной истории человека. Животные формы как одностороннее отражение систем органов человека. О развитии и раскрытии сил памяти у ребёнка.
|
|
Одиннадцатый доклад, 2 января 1922 года
|
|
Ребёнок от десяти до четырнадцати лет: педагогика и дидактика - I
|
|
К проблеме усталости школьников: система головы и система конечностей как исходный пункт усталости. - О взаимодействии системы мускулов и системы дыхания и кровообращения между девятым и двенадцатым годами и взаимодействии системы мускулов и костной системы с двенадцатого года жизни. Три фазы приспособления человека к миру - исходящая сперва от головы, затем - от мускулов и, наконец - от костей. Сенситивные и моторные нервы как органы восприятия; заблуждения науки в отношении различия между сенситивными и моторными нервами. О связи мышления с костной системой. Педагогические выводы из до сих пор изложенного, представленные посредством обоснования времени включения в учебный план таких предметов, как физика, химия, минералогия, история и биографическое.
|
|
Двенадцатый доклад, 3 января 1922 года
|
|
Ребёнок от десяти до четырнадцати лет: педагогика и дидактика - II
|
|
Свобода - как высшая воспитательная максима. О необходимости рассмотрения дела воспитания в связи со всей цивилизацией данного времени. О благоговении учителя перед тем, что ребёнок приносит в мир как своё духовно-душевное. О взаимосвязи искусства воспитания и медицинского искусства. Замечание о времени после окончания школы. Об образовании воли во втором семилетии в связи с развитием жизни чувств и о значении музыкальног а также знакомства с красками. Преподавание иностранных языков в младших классах в форме "более зрелого имитирования родного языка". О мыслительном и чувственном в языке. Изложение математического. Два полюса в человеческом развитии: музыкально артистическое и математически-идеальное. - О четырёх темпераментах.
|
|
Тринадцатый доклад, 4 января 1922 года
|
|
Юноши и девушки после четырнадцати лет: педагогика и дидактика.
|
|
О сне ребёнка до и после смены зубов. Причины анормально флегматического темперамента у взрослых. Сангвиник в связи с половой зрелостью. О рождении астрального тела и фантазии. О необходимости быть в состоянии обосновать то, что хотят преподать ребёнку во время половой зрелости. Развитие общечеловеческого к моменту дифференциации полов. Мужское и женское, наглядно разъяснённое на примере масонских лож, образный и волевой характер в связи с любовью и различие между Востоком и Западом. Женщина как сотворец цивилизационной жизни. О смысле женского движения. Указание на педагогическое значение эпической поэзии (Мильтон "Потерянный рай", Гомер) и подходящий способ исторических представлений в возрасте полового созревания.
|
|
Четырнадцатый доклад, 5 января 1922 года
|
|
Эстетическое воспитание в частности
|
|
Астральное тело в связи с половой зрелостью. Воззрение Августина на астральное тело. Идущая с половой зрелостью дифференциация на женское и мужское как исходный пункт для дифференциации жизни и соответствующих следствий для учебного плана. Дифференциация и целостность, познавательное и практическое в выборе образования для подростка. Необходимость школьных мастерских. Точка зрения на развитие чувтва прекрасного, представленная на примерах (образцы для вышивки) из занятий ручным трудом. Наглядный пример развития "чувства реальности в прекрасном". О развитии восприятия языка, наглядно показанном на проблеме перевода книг на другие языки.
|
|
Пятнадцатый доклад, 6 января 1922 года
|
|
Телесное воспитание в частности
|
|
О проблеме фанатизма, в частн. в отношении питания. Три категории физического воспитания: способ питания, отношение к теплу и холоду в окружении ребёнка, двигательная деятельность. К питанию и приёму пищи: о значении естественных инстинктов воспитателя для здорового и болезнетворного; грудной младенец, вкусовой организм; участие души в принятии пищи в возрасте детского сада; преобразование питания человеческим организмом, пояснённое на примере картофеля; указания о питании при таких анормальностях, как, например, при повышенной меланхолии или при болезненном сангвинизме: действие материнского молока; значение вкусовых средств; отсутствие у ребёнка интереса как индикатор недостаточности питания. - Соотношения тепла и холода в окружении ребёнка: нелепость закаливания; расстройства внутренних функций у ребёнка вследствие извращённого отношения к холоду и теплу. - О двигательной деятельности ребёнка: покой и движение; свободная игра вместо стереотипных игровых форм; физкультура - не по-военному организованная, но - свободное движение; о связи внешней деятельности и внутренней активности; общие занятия физкультурой для мальчиков и девочек; об опасности духовного перекармливания.
|
|
Шестнадцатый доклад, 7 января 1922 года
|
|
Этическое и религиозное воспитание в частности
|
|
Занятия эвритмией как пример взаимодействия физического и духовного. Дифференциация человека на Земле в отношении этико-религиозных вопросов. Спенсер и Соловьёв как представители этой дифференциации. Об основополагающем принципе - учитель не должен стремиться воспитывать детей так, чтобы они становились такими же, каков он сам - наглядно проиллюстрированном на примере слабоумного и предрасположенного к гениальности ребёнка. Три основных элемента этико-религиозного воспитания: развитие чувства благодарности, чувства любви и чувства "своего человеческого, которое он изливает в поступки, в волю" (duty). - О значении содействия единству морального миропорядка и миропорядка, напечатлённого природными законами в связи с преодолением основополагающих цивилизационных конфликтов. Этико-религиозное, как нечто произрастающее из души.
|
|
Ответы на вопросы, 1 января 1922 года
|
|
(1) Психологический эксперимент как выражение потери непосредственного отношения души к душе. Об явлениях усталости у ребёнка и её преодоление благодаря временному члененению занятия. (2) К вопросу о выразительном искусстве, представленном эвритмией. (3) О дисциплине и проблеме понимания того, что является грехом. (4) Причины буйности на девятом-десятом году. (6) Необходимость сверхчувственного рассмотрения человека. (7) Математика как составная часть главного занятия.
|
|
Ответы на вопросы, 3 января 1922 года
|
|
Основание Вальдорфской школы на почве событий и необходимостей современной истории. Мировой школьный союз. Антропософское общество и антропософское движение. Основание школ в Англии и Голландии. Проблемы государственной школьной инспекции. Политические вопросы и необходимость трёхчленности социального организма. Об общеобразовательной школе для рабочих в Берлине. Точки зрения на обучение так называемых слабоумных детей и её иллюстрация на примере частной деятельности Рудольфа Штайнера в Вене и занятий Карла Шуберта в Вальдорфской школе в Штуттгарте.
|
|
Ответы на вопросы, 5 января 1922 года
|
|
Пояснения к проблеме так называемых сенситивных и моторных нервов. Указания по обращению с детьми в возрасте детского сада. Указания относительно выбора подходящих музыкальных инструментов. Музыкальное чувство и приобщение к греческому ладу по предложению К.Шлезингер. Эвритмия и лечебная эвритмия. Дальнейшие точки зрения на темпераменты. Любовь и способность к воспоминанию. К проблеме фильмов. О пении. К воспитанию по Монтессори.
|
|