Социальная сущность государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная сущность государства



Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как социальное предназначение.

Теория элит. Была распространена в XX века. Авторы считали, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами. Тем самым определяли то чтобы власть концентрировалась в рука верхушки. К этой теории очень близ технократическая теория. Авторы данной теории говорят, что властвовать, управлять должны профессионалы, менеджеры и только они могут найти оптимальные пути развития государства.

Демократические доктрины полагают, что первоисточником, носителем власти является народ и государство, государственная власть по своей природе должна быть отдана народу и осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистка теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически-господствующему классу и используется в его интересах. Следовательно, классовая сущность государства, как орудия по средствам которого экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющий свою диктатуру. То есть власть неограниченную законом, а опирающуюся на силу принуждения.

Существует также и теория достижения общественного компромисса. Сторонники данной теории считаю, что само существование государства в наше время связано не столько с классовой борьбой сколько с общими социальными потребностями и интересами.

 

21. Признаки государства.

Признаки государства:

1) Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территории пределах;

2) Институты гражданства;

3) Публичная власть;

4) Государственный суверенитет;

5) Неразделенная связь государства и права;

6) Наличие механизма государства.

22. Функции современного государства.

Внутренние и внешние функции государства различаются функции основные и неосновные. Основные функции это наиболее общие важнейшие направления деятельности государства по осуществлению задач и целей, стоящих перед ним в конкретный исторический период. Неосновные функции – это боле узкие задачи, которые решает государство.

От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию, компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

 

В современный период Российскому государству присуще следующие основные внутренние функции:

· Экономическая; Россия перешла на рыночную форму экономики, развиваются разные виды собственности, проведение антикризисной политики, разработка бюджета страны.

· Социальная; Закон о пенсиях, социальных гарантиях, законопроект о медицинской помощи.

· Развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимание налогов и сборов; Ст.44 Конституции. Федеральный закон об образовании.

· Экологическая;

· Охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.

Внешние функции:

· Оборона страны

· Обеспечение мира и поддержание мирового порядка

· Сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ

· Интеграцию в мировую экономику

· Сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

 

 


 

23 Обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как функция государства.

В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.

В связи с этим в ст.72 Конституции Российской Федерации (1993 г.) было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".

На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.


Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

- защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

- подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

- мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

- основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

- объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

* мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

* рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

* предотвращение некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

* предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

23. * подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. И тд

 

24. Формационный подход к типологии государств.

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

· а) Первобытно – общинная.

· б) Рабовладельческая.

· в) Феодальная.

· г) Капиталистическая.

· д) Коммунистическая.

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.Средства производства: – орудия труда;– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

· 1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

· 2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

· 3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

· 4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):
Смена формаций с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

 

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

25. Цивилизационный подход к типологии государств.

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

  • Традиционное (аграрное);
  • Индустриальное;
  • Постиндустриальное (информационное).

26. Исторические типы государств.

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

С точки зрения Марксизма под историческим типом государства понимается взятое в единстве наиболее типичные (существенные) его черты и признаки, которые относятся к одной и той же экономической формации к одному и тому же экономическому базису. Согласно марксисткой типологии четырем типам общественно-экономической формации соответствует четыре типа государства. Марксистская теория основана на формационном подходе. Марксистская теория имеет ряд недостатков.

Английский историк Тойнби предложил цивилизационный подход, который учитывал бы не только социально-экономические условии, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества, следовательно разделял на цивилизации.

 

классификация государства на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть много так называемы переходных государств. Одни их этих государств возникли в результате колониальной системы. И двигались в своем развитии к одному из существующих типов, например к буржуазному, а другие содержат в себе несколько типов государств. А у третьих возможно появления таких признаков и черт, которых нет ни одного из известных типов и гос Исторический тип государства — это совокупность наибо­лее существенных признаков, свойственных государствам еди­ной общественно-экономической формации. В исторических тинах государства отражается, во-первых, связь государства с определенной общественно-экономической формацией, во-вторых, история развития государства в его наиболее глав­ных чертах и закономерностях. Различают четыре типа обще­ственно-экономических формаций, отличающихся друг от друга формой собственности, классовой структурой и в ко­нечном счете способом производства. Четырем формациям, основанным на классовом обществе, соответствует и четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Тип государства характеризует, следова­тельно, экономическую и социальную основу (классовый состав общества) и классовую сущность государства, отвечает на вопрос: интересы какого класса прежде всего выражает государство? Указанной типологии в ее наиболее существен­ных чертах придерживается марксизм. Однако вряд ли и не­марксистские взгляды могут отрицать указанную типологию, отражающую объективный процесс исторического развития государства. Подчеркнем, что речь идет именно об историче­ских типах государства, взятых укрупненно в наиболее суще­ственных чертах. Указанная типология не исключает возмож­ности иной типизации, классификации государств по ка­ким-то иным признакам.

В последние годы усиленно подчеркивается необходи­мость цивилизациопного подхода к типологии государства. Речь идет о том, что в каждый исторический отрезок времени существует ряд цивилизаций, отличающихся друг от друга прежде всего типом культуры. Тип культуры — емкое поня­тие, включающее в себя культуру материальную и духовную (характер мировоззрений, религия, мифы и верования, нор­мативные регуляторы отношений и т. д.). Разные авторы при­водят ряд различных цивилизаций (западная цивилизация, китайская, индийская, японская, африканская, исламская и т. л.). Несомненно, особенности той или иной цивилизации оказывают влияние на политический строй, государство и право. Однако до сих пор пока не удалось на этой основе построить более или менее приемлемую типологию государ­ств.

 

27. «Политика» и полития Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) политико-правовые взгляды изложил в трактатах «Политика», «Никомахова этика».
Цель государства - благая жизнь всех его членов. Для этого граждане должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. Частная собственность коренится в семейственности человека. Рабство этически оправдано. Ведь рабу не свойственна рассудительность. Раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу. Человек - политическое животное. Каждое его действие направлено на достижение Блага. В своих поступка человек должен руководствоваться принципом «золотой середины». В определении справедливости Аристотель исходил из разделения ее на две формы:

1) всеобщую, установленную законом;

2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.
Аристотель выделял 6 видов государственного устройства: правильные - монархия, аристократия и полития, и неправильные - тирания, олигархия и демократия.Государственный идеал Аристотеля - полития(смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

28. «Идеальное государство» Платона.

Свои идеи о государстве и праве Платон (426 или427-348 или 347 гг. до н. э.) изложил в диалогах «Государство» и «Законы».Диалог «Государство» начинается с выяснения что такое справедливость. По Платону, в государстве должен быть осуществлен идеал справедливости. Идеал справедливости Платон усматривает в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. На этом тезисе он строит структуру модели желательного государственного устройства.Он делит всех граждан идеального государства на 3 сословия:

· 1)мудрецы, управляющие государством;

· 2)стражи, охраняющие его;

· 3)торговцы и ремесленники.

Все сферы жизни в платоновском идеальном государстве строго регламентированы.Платон рассматривает 4 известных ему типа «извращенного государственного устройства»:

· 1)тимократия;

· 2)олигархия;

· 3)демократия;

· 4)тирания.

Каждая из них является ступенькой на пути к вырождению. В тимократии появляется страсть к обогащению. Постепенно она перерастаете господство немногих стяжателей (олигархов). Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления - тиранию. Платон выводит тиранию именно из демократии.

29. Цицерон о государстве и праве.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - выдающийся римский политик, философ и оратор. По Цицерону, единственным источником счастья являются добродетели (мудрость, справедливость, мужество,умеренность). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания.
Государство возникает не в силу установления людьми. Оно берет начало из их природного стремления жить вместе. Государство - гарант соблюдения всеми гражданами закона. Законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному порядку. Охранять божественный естественный закон должны жрецы.
Государство для Цицерона - respublica (от лат.respublica - «общественное дело»). Народ понимается как соединение людей на основе общих прав и интересов. Главные задачи государства:

1) сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности;

2) поддержание должного порядка;

3) управление присоединенными к государству тер-риториями;

4) обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей.

5) Право - основа государства. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной как личной.

6) Наиболее предпочтительный тип политической власти - аристократическая сенатская республика.

Цицерон выделяет 3 основные формы государственного устройства:

1) власть царя - монархия;

2) власть оптиматов - аристократия;

3) народовластие - демократия. -Наилучшая из них - монархия. Но каждая из этих трех форм неизбежно деградирует.

30. Понятие, сущность и типология власти.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.[2]

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
М. Вебер источниками власти считал:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами
Виды власти

  • Верховная власть
  • Законодательная власть
  • Исполнительная власть
  • Судебная власть

31. Государственная власть: понятие и признаки.

Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение
Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы.
Власть может иметь различные мотивы: 1) привычка подчиняться; 2) страх; 3) убежденность в необходимости повиновения; 4) авторитет властвующего; 5) доверие; 6) правовые нормы; 7) воля и др.

Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний.

В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти:

1) власть вождя (рода, племени);

2) государственная (политическая) власть;

3) экономическая власть;

4) церковная власть;

5) социальная власть;

6) родительская власть и др.

Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

 

32. Истоки теории разделения властей

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.
Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» ю.Практическое воплощение этой системы получила мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.
Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.
В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов.
Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.

33. Реализация принципа разделения властей в современных государствах.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье.Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

34. Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

· социально-экономические, культурные;

· исторические, национальные и религиозные традиции;

· природные и климатические условия;

· расстановка политических сил и т. д.

· Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

.1. форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

.2. форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

.3. государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: 1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.
Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

 

35. Формы государственного правления.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.195 с.)