Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная сущность государства↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. В наиболее общем виде сущность государства может быть определена как социальное предназначение. Теория элит. Была распространена в XX века. Авторы считали, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами. Тем самым определяли то чтобы власть концентрировалась в рука верхушки. К этой теории очень близ технократическая теория. Авторы данной теории говорят, что властвовать, управлять должны профессионалы, менеджеры и только они могут найти оптимальные пути развития государства. Демократические доктрины полагают, что первоисточником, носителем власти является народ и государство, государственная власть по своей природе должна быть отдана народу и осуществляться в интересах и под контролем народа. Марксистка теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически-господствующему классу и используется в его интересах. Следовательно, классовая сущность государства, как орудия по средствам которого экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющий свою диктатуру. То есть власть неограниченную законом, а опирающуюся на силу принуждения. Существует также и теория достижения общественного компромисса. Сторонники данной теории считаю, что само существование государства в наше время связано не столько с классовой борьбой сколько с общими социальными потребностями и интересами.
21. Признаки государства.
Признаки государства: 1) Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территории пределах; 2) Институты гражданства; 3) Публичная власть; 4) Государственный суверенитет; 5) Неразделенная связь государства и права; 6) Наличие механизма государства. 22. Функции современного государства. Внутренние и внешние функции государства различаются функции основные и неосновные. Основные функции это наиболее общие важнейшие направления деятельности государства по осуществлению задач и целей, стоящих перед ним в конкретный исторический период. Неосновные функции – это боле узкие задачи, которые решает государство. От основных и неосновных функций государства следует отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию, компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.
В современный период Российскому государству присуще следующие основные внутренние функции: · Экономическая; Россия перешла на рыночную форму экономики, развиваются разные виды собственности, проведение антикризисной политики, разработка бюджета страны. · Социальная; Закон о пенсиях, социальных гарантиях, законопроект о медицинской помощи. · Развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимание налогов и сборов; Ст.44 Конституции. Федеральный закон об образовании. · Экологическая; · Охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка. Внешние функции: · Оборона страны · Обеспечение мира и поддержание мирового порядка · Сотрудничество и укрепление связей со странами СНГ · Интеграцию в мировую экономику · Сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.
23 Обеспечение пожарной безопасности, организация гражданской обороны и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как функция государства. В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу. В связи с этим в ст.72 Конституции Российской Федерации (1993 г.) было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий". На современном этапе основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
- защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны; - подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; - мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами; - основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно; - объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств; - ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям: * мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; * рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; * предотвращение некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала; * предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; 23. * подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. И тд
24. Формационный подход к типологии государств. В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории. 1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций: · а) Первобытно – общинная. · б) Рабовладельческая. · в) Феодальная. · г) Капиталистическая. · д) Коммунистическая. Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.Средства производства: – орудия труда;– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности); Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом: · 1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны). · 2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. · 3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений. · 4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества. Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):
Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата. 25. Цивилизационный подход к типологии государств. Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др. При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации: Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:
26. Исторические типы государств. Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. С точки зрения Марксизма под историческим типом государства понимается взятое в единстве наиболее типичные (существенные) его черты и признаки, которые относятся к одной и той же экономической формации к одному и тому же экономическому базису. Согласно марксисткой типологии четырем типам общественно-экономической формации соответствует четыре типа государства. Марксистская теория основана на формационном подходе. Марксистская теория имеет ряд недостатков. Английский историк Тойнби предложил цивилизационный подход, который учитывал бы не только социально-экономические условии, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества, следовательно разделял на цивилизации.
классификация государства на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть много так называемы переходных государств. Одни их этих государств возникли в результате колониальной системы. И двигались в своем развитии к одному из существующих типов, например к буржуазному, а другие содержат в себе несколько типов государств. А у третьих возможно появления таких признаков и черт, которых нет ни одного из известных типов и гос Исторический тип государства — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации. В исторических тинах государства отражается, во-первых, связь государства с определенной общественно-экономической формацией, во-вторых, история развития государства в его наиболее главных чертах и закономерностях. Различают четыре типа общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга формой собственности, классовой структурой и в конечном счете способом производства. Четырем формациям, основанным на классовом обществе, соответствует и четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое. Тип государства характеризует, следовательно, экономическую и социальную основу (классовый состав общества) и классовую сущность государства, отвечает на вопрос: интересы какого класса прежде всего выражает государство? Указанной типологии в ее наиболее существенных чертах придерживается марксизм. Однако вряд ли и немарксистские взгляды могут отрицать указанную типологию, отражающую объективный процесс исторического развития государства. Подчеркнем, что речь идет именно об исторических типах государства, взятых укрупненно в наиболее существенных чертах. Указанная типология не исключает возможности иной типизации, классификации государств по каким-то иным признакам. В последние годы усиленно подчеркивается необходимость цивилизациопного подхода к типологии государства. Речь идет о том, что в каждый исторический отрезок времени существует ряд цивилизаций, отличающихся друг от друга прежде всего типом культуры. Тип культуры — емкое понятие, включающее в себя культуру материальную и духовную (характер мировоззрений, религия, мифы и верования, нормативные регуляторы отношений и т. д.). Разные авторы приводят ряд различных цивилизаций (западная цивилизация, китайская, индийская, японская, африканская, исламская и т. л.). Несомненно, особенности той или иной цивилизации оказывают влияние на политический строй, государство и право. Однако до сих пор пока не удалось на этой основе построить более или менее приемлемую типологию государств.
27. «Политика» и полития Аристотеля. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) политико-правовые взгляды изложил в трактатах «Политика», «Никомахова этика». 1) всеобщую, установленную законом; 2) частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины. 28. «Идеальное государство» Платона. Свои идеи о государстве и праве Платон (426 или427-348 или 347 гг. до н. э.) изложил в диалогах «Государство» и «Законы».Диалог «Государство» начинается с выяснения что такое справедливость. По Платону, в государстве должен быть осуществлен идеал справедливости. Идеал справедливости Платон усматривает в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам. На этом тезисе он строит структуру модели желательного государственного устройства.Он делит всех граждан идеального государства на 3 сословия: · 1)мудрецы, управляющие государством; · 2)стражи, охраняющие его; · 3)торговцы и ремесленники. Все сферы жизни в платоновском идеальном государстве строго регламентированы.Платон рассматривает 4 известных ему типа «извращенного государственного устройства»: · 1)тимократия; · 2)олигархия; · 3)демократия; · 4)тирания. Каждая из них является ступенькой на пути к вырождению. В тимократии появляется страсть к обогащению. Постепенно она перерастаете господство немногих стяжателей (олигархов). Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления - тиранию. Платон выводит тиранию именно из демократии. 29. Цицерон о государстве и праве. Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - выдающийся римский политик, философ и оратор. По Цицерону, единственным источником счастья являются добродетели (мудрость, справедливость, мужество,умеренность). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного содержания. 1) сохранение незыблемости сложившихся отношений собственности; 2) поддержание должного порядка; 3) управление присоединенными к государству тер-риториями; 4) обеспечение функционирования нравственных и религиозных норм и ценностей. 5) Право - основа государства. Все должны пользоваться общей собственностью как общей, а частной как личной. 6) Наиболее предпочтительный тип политической власти - аристократическая сенатская республика. Цицерон выделяет 3 основные формы государственного устройства: 1) власть царя - монархия; 2) власть оптиматов - аристократия; 3) народовластие - демократия. -Наилучшая из них - монархия. Но каждая из этих трех форм неизбежно деградирует. 30. Понятие, сущность и типология власти. Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.[2] Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами
31. Государственная власть: понятие и признаки. Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение Источниками власти могут быть различные категории, в частности сила, богатство, происхождение, положение в обществе, высокий уровень знаний. В зависимости от мотивов и источников формируются и виды власти: 1) власть вождя (рода, племени); 2) государственная (политическая) власть; 3) экономическая власть; 4) церковная власть; 5) социальная власть; 6) родительская власть и др. Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. Характерные признаки государственной власти: 1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления; 2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни; 3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны; 4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм; 5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства; 6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции; 7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.); 8) использование системы выплаты налогов; 9) использование государственного принуждения; 10) деление всего населения только по территориальному признаку. Методы управленческого воздействия государственной власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения). Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.
32. Истоки теории разделения властей Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган. 33. Реализация принципа разделения властей в современных государствах. Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескье.Некоторые европейские страны, а также Китай и Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. 34. Понятие и элементы формы государства. Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: · социально-экономические, культурные; · исторические, национальные и религиозные традиции; · природные и климатические условия; · расстановка политических сил и т. д. · Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: .1. форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика; .2. форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; .3. государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Таким образом, форма государства определяет: 1) порядок формирования органов государственной власти; 2) структуру государственных органов; 3) особенность территориальной самостоятельности населения; 4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; 5) специфику отношений государственных органов и населения; 6) приемы, способы, методы осуществления политической власти. В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: 1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие. Российская Федерация является полупрезидентской республикой.По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма: 1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.
35. Формы государственного правления. Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.104 (0.014 с.) |