Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение Платона о государстве.

Поиск

Учение Платона о государстве.

Платон (5-4 вв до н.э.) – древнегреч философ. Ученик Сократа, кот. оказал на него огромное влияние. Основал Академию, кот. просущ почти тысячелетие.Основные работы - «Государство», «Политик», «Законы», «Пир». В своем произведении Гос-во П. дает широкую панораму своих представлений о полит жизни людей того времени, о роли гос-ва. Свои рассуждения о гос-ве он начинает с вопроса понимания справедливости. Справедливость он рассматривает под разными ракурсами, то как воздаяние должному человеку, то как умение качественно осущ свои обязанности. Согласно П. власть явл-ся тогда справедливой, когда она заботится о своих подданных. Справедливым принципом явл-ся разделение труда. П. считает, что властвовать дело трудное. Цель гос-ва: сделать счастливым не какое-то одно сословие, а гос-во в целом, только в таком гос-ве возможна справедливость. Он считал, что переход из одного сословия в другое не допустимо, но при этом делая искл для детей одаренных, ктр можно было бы готовить для выполнения гос.обязанностей. Особое внимание он выделял сословию стражей – это профессиональные воины, они не знали семьи, част собственности. В гос-ве не должно быть людей слишком богатых и слишком бедных, основн добродетелью гос-ва по его мнению яв мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. П. считал, что знания властвовать наиболее трудные, им обладать многие не могут, таковыми обладают избранные. Мудрость сост в облад знаниями, умении осуществл здравые решения. Редкое кач-во среди людей. Основу муж-ва составл знание законов, сознательное служение им и гос-ву. Рассуд-ть – подобие некой гармонии, порожд совмест деят-тью гос-ва и чел-ка. Господ значение должно иметь светлое, разумное начало, т.е. лучшая ч души, а не худшая, порожд вожделением. Глав для чел-ка уметь преодолеть себя. Устан справед-го отношения в гос-ве – означ уствн естествен отношения владычества и повласт., господсьво разумного начала над вожделенным. Хорошие привычки ведут к добродетели, дурные – к порочности.

П. делил формы правления на худшие и лучшие. К лучшим относил монархию и аристократия. К худшим – тимократия, олигархия, демократия и тирания. Причины худших – нарушение и искажение естественных правил. Каждая послед форма правления – есть испорченная предыдущая. Каждой ф правления присцщ свой чел-к.

Тимократия –это нечто среднее между олигархией и аристократией. В этом строе зло смешено с добром. Для господствующего там человека характерно, что военное иск-во стоит для него на 1 месте, он недостаточно образован, жесток с врагами, любил охоту, и был слаб в умении говорить.

Олигархия – строй основан на имущественном цензе. У власти стоят богатые. Бедняки лишены права правления. Держится такой строй на военной силе. Гос-во лишено единства, в нем одновременно яв 2 гос-ва бедных и богатых. Власть боится дать оружие в руки толпы. Поэтому в военных отн-ях олигархия слаба. Где олигархия там численное преимущество бедных, т.к олигарх не заинтересован в воспитании и образовании людей. В олигар гос-вах все время зреет недовольство, к-е способствует перевороту, в рез=те к-го на смену олигархии приходит демократия.

Демократия – это строй когда бедняки одерживают победу, некоторых своих правителей уничтожают, а остальных уравнивают в граждан правах. Демократия опьяняется свободой и в конечном счете переходит в тиранию.

Тирания – тиран ставленник народа на 1-х парах обещает всякие блага: наделить землей, избавить от налогов. Решая эти задачи за счет богатых он наживает себе врагов, поэтому главное требование тирана назначить себе телохранителя. Чрезмерная свобода превращается в рабство. Тирания – наихудший вид гос уст-ва, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Ряд существенных полит-правовых проблем освещены в диалоге «Политик». Политика – это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Кроме образцового гос-ва, правитель, которого руководствуется истинными знаниями, Платон выделяет еще 3 вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый делится на двое: законная монархия – царская власть, противозаконная – тирания, законная власть немногих – аристократия, незаконная – олигархия, демократия с законами и без. Итого 7 форм гос-ва.

В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» гос. строй. Здесь он различает 2 вида гос. устройства – один,- где над всеми стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. Речь идет о справедливых законах. Большое значение придает изучению науки о законах, т.к. их всех наук более всего совершенствует человека.

Учение В.Г.Гегеля о гос-ве и о гражданском общ-ве

Гегель (конец 18в, нач 19)«Философия духа», «Философия истории», «Феноменология духа», "Философия права". Проблемы гос-ва и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Общ-во и гос-во соотносятся как рассудок и разум: общ-во – это «внешнее гос-во», «гос-во нужды и рассудка», а подлинное гос-во – разумно. Гос-во представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права. Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде государства; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право 3) во всемирной истории. В своем развитом и разумном виде государство представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общ-ва, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т.п., а не путем индивидуального голосования.

Гражданское общ-во в освещении Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в древности и в Средневековье, связано с утверждением буржуазного строя. Три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей 2) отправление правосудия 3) полиция и корпорация. В структуре гражд об-ва три сословия: 1) субстанциональное (землевладельцы) 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) 3) всеобщее (чиновники) Но гражд об-во не в состоянии решить проблему бедности. Об-во и гос-во соотносятся как рассудок и разум. Подлинное гос-во разумно. Хотя он и признает возможность плохого гос-ва. Развитие гражд об-ва уже предполагает наличие гос-ва как его основания. Лишь внутри гос-ва семья развивается в гражд об-во.

Классификация демократических режимов.

Классификация демократических режимов А. Лейпхарта по двум критериям (структура общества и поведение злит): деполитизированные; центростремительные; сообщественные; центробежные.

Политческая страт и мобил.

Термин «страта» характеризует группу в качестве единицы анализа социального положения людей. Соц страт—это процесс и результат разделения общества на группы с неравным статусом и позициями. Она неизбежна, она вызвана неравномерностью распред общ ресурсов и способностей людей. Страта, фиксируя все реальные отношения равенства и нера­венства людей в конкретном обществе, позволяет сопоставлять групповые статусы, права и возможности людей, выстраивать соци­альные иерархии.

Теории стратификации:

1) Маркс.Разделил общество на классы—в завис от отношения к собственности на средства производст. Из него следуют объем доходов, профессионализ, место в иерархии. Класс—большие соц группы, различ по своей роли в процессе раздел труда.

2) Вебер. К факторам соц нерав относил не только объективные, но и субъективные—соц. престиж и объем власти. Соц статус первичен по отнош к классовому.

3) Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Ввел—соц пространство, соц позиция, соц дистанция, соц мобильность, маргинальность.

Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер.Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными.

В основе политической стратификации лежит неравенство статусных позиций в системе политических властеотношений. Чем больше дает человеку та или иная статусная позиция прав в принятии политических управленческих решений, чем больше поле ее ответственности, тем выше она расположена в иерархии властеотношений. Например, степень влияния и поле ответственности высших государственных должностных лиц выше, чем у среднего государственного чиновника. Но статусная позиция государственного чиновника в политической иерархии выше, чем позиция простого гражданина, который вынужден подчиняться распоряжениям первого. Или: влияние лидера крупной политической партии распространяется на больший круг людей, чем влияние руководителя небольшой политической организации, и т. д. Политическая мобильность — это движение человека по ступеням политической иерархии, его перемещение из одной политической страты в другую. В современных демократических обществах складываются определенные политические институты, обеспечивающие подготовку и продвижение политических кадров: политические партии, выборы, институт государственной службы.

 

Функции политической элиты.

На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит программы действий.

Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит решений в жизнь.

Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе.

Политическаямораль и этика.

Политическая этика — это особенная составная часть общественной нравственности, социальной этики.

Складываться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинтеграции ранее сплоченного социума и возникновения функциональных подсистем произошло выделение политики в виде многоуровневой специализированной деятельности со своими целями, институтами, нормами и ценностями, определенными связями и кадрами.

Этимологически термин «мораль» происходит от лат. mos — «нрав». Иное значение этого слова — закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью, как правило, понимают нравственность, своеобразную форму общественного сознания и вид общественных отношений; один из главных способов корректирования действий человека в обществе с помощью норм.

Мораль возникла и развивается на основе потребности человеческого общества регулировать поведение своих членов в различных сферах их жизни. Мораль является одним из самых доступных способов осознания людьми сложных процессов социального бытия. Главной проблемой морали считают регулирование взаимоотношений и интересов общества и личности. Понятие морали включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение.

В истории философской мысли проблема о взаимоотношении морали и политики трактовалась по-разному. Она прошла развитие от полного отрицания каких бы то ни было связей между ними (Макиавелли и Т. Гоббс) до признания, что мораль и политика могут быть приравнены друг к другу. Взаимодействие морали и политики многообразно.

Мораль оказывает влияние на политику через нравственные оценки и направления. Политика тоже оказывает действие на мораль в сторону ее попирания.

Все формы общественного сознания, отображая единое общественное бытие и располагая внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимно обусловленность этих двух явлений состоит в том, что политические взгляды определяют формирование и реализацию нравственных норм, также, как моральные отношения, нормы эти содействуют формированию политического сознания.

Таким образом, ориентация личности на социальные потребности, которая выражается в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, справедливости, совести, счастья и т. д., т. е. имеет нравственную окраску. При этом нравственные убеждения становятся более результативными, если они осмыслены человеком с позиции политики.

58. Государство как субъект политической системы общества. Правовое государство. Гос-во – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддерживание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Подходы к определению сущности гос-ва: Правовой (Государство как система права, основывающейся на суверенитете публичной власти. Ганс Кельзен «государство – иерархия законов, скрепленных властным суверенитетом»); Исторический (Исследуют государство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе. Рассматривают государство и его разновременные качества сквозь призму смены статусов и состояний); Социально-антропологический (Государство как тип социальной организации, в контексте всего общества К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер); Философский; Политологический. Теории происхождения: естественное (Аристотель: «государство подобно семье и селению, есть естественная форма общежития»); божественного происхождения; договорная теория; теория общественного договора; насильственная(Прудон, Штирнер); марксистская. Признаки государства: 1. Государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью над всеми общественными структурами; 2. Территория; 3. Монополия на легальное насилие; 4. Право на взимание налогов с населения; 5. Обязательность членство в государстве; 6. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов как благо; 7. Государственные институты «публичны» в противовес «частным» институтам гражданского общества. Функции государства:Внутренние функции: Охрана порядка, Хозяйственная функция, Идеологическая, Социальная функция; Внешние функции: Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях, Внешнеэкономическая функция, Военные функции. Форма правления: Республика - представляет собой форму правления, характеризующуюся избранием высших органов власти или их формированием представительными институтами (В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность; В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства избирается парламентом. Премьер-министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент; Смешанная республика Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назна­чает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики, глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента). Монархия - представляет собой форму правления, при которой глава государства получает власть в порядке наследования престола (Конституционная монархия; Дуалистическая монархия (Иордания, Кувейт, Марокко): функционирует парламента, полномочия парламента ограничиваются правом монарха назначать депутатов парламента, правом роспуска парламента и правом вето; Парламентская монархия влиятельный парламент, формирующий правительство, которое фактически несет политическую ответственность перед законодательным органом власти. Монарх выполняет представительные и церемониальные функции). Формы государственного устройства: Унитарное государство, Федерация, Конфедерация. «Угрозы», с которыми сталкивается современное государство: Глобализация с ее экономической взаимозависимостью и возникновением наднациональных органов. «Движение государства вспять» или внутреннее «опустошение» с переходом государственных функций к частным институтам. Децентрализация (субгосударственное управление) с передачей государства на уровень регионов, провинций и местных сообществ. Правовое государство - форма организации государственной власти, основанной на верховенстве норм права, которым неукоснительно следуют государство, общество и индивид. Основным ценностно-нормативным инструментом, закрепившим правовой порядок отношений государства и общества стала конституция. Конституция - известный свод юридических актов, законов и постановлений, в совокупности определяющих основания государственного устройства, а также цели и основные способы формирования государственной власти, одновременно возвестила о новом положении личности в государстве. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритет перед любыми законодательными актами конкретного государства. Универсальным и предпочтительным регулятором политических конфликтов, межгрупповых и межгосударственных противоречий в правовых государствах стали право, закон, система устойчивых норм и правил поведения, как государственных органов, так и отдельных лиц и частных организаций. Признаки правового государства: Верховенства права и закона, Реальный конституционализм, Правовая организация государственной власти, Невмешательство государства в дела гражданского общества, Наличае гражданского общества, Разделение властей, Взаимная ответственность государства и личности, Равенство всех перед законом, Независимость и автономность суда.

54. Гражданское общество: понятие и структура.Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового. Структура гражданского общества, рассматриваемая в соответствии с основными сферами общественной жизни: 1. Политические партии; 2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.); 3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; 4. Научные и культурные организации, спортивные общества; 5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; 6. Независимые средства массовой информации; 7. Церковь; 8. Семья. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Признаки: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры. Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов: 1. равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; 2. гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе; 3. экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; 4. гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам; 5. свобода граждан в образовании партий и гражданских движений; 6. создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества; 7. свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом; 8. существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д. Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

 

Политический маркетинг.

Политический маркетинг представляет собой совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с целью определения своих задач, разработки программы и возможности повлиять на поведение граждан. Полит. маркетинг можно разделить на 2типа: электоральный и политико-административный.

Цель электорального полит.маркетинга – продвижение полит.лидера или партии на выборах. Политико-административный ориентирован на проведение гос-х маркетинговых компаний.

Маркетинговый инструментарий достаточно легко применим к политике, прежде всего потому что между коммерческим и политическим товаром достаточно много сходства: – любой товар обладает отличающими его качествами – цветом, формой, способом предъявления покупателю, позиционированием; равным образом политик предъявляет обществу свой внешний вид, поведение и проч.;– любой товар имеет этикетку, марку, определенную известность; политик, соответственно, выдвигается какой-либо партией, имеет репутацию консерватора или новатора, обладает опытом предшествующей деятельности и т.д .;– с каждым товаром ассоциируется “сервисная программа”, т.е. набор благ, который потребитель получит, купив товар; любой политик представляет в ходе политической кампании свою платформу, объясняет способы своих будущих действий, перечисляет блага, которые получит избиратель, отдав за него свой голос;– чтобы получить известность у потребителей, товар должен быть “продвинут” на место своей продажи, отрекламирован; с помощью тех же технологий “продвигается” и рекламируется кандидат ;– у любого товара есть конкурент: если конкурент отсутствует, значит, речь идет об уникальном продукте, появление которого революционизирует рынок; в политике складывается такая же ситуация, но со смещением фаз: революционная ситуация порождает, как правило, единственного сильного кандидата во властители, олицетворяющего монополию на власть; в штатной же ситуации выборы проходят на альтернативной основе ;– ресурсы предприятия направляются на обеспечение продаж в количестве, зависящем от перспективности товара и в надежде на получение прибыли; для политика поиск оптимальной модели распределения ресурсов может иметь решающее значение ввиду того, что средства, которыми кандидат располагает, всегда ограничены.

81. Политическая реклама.

Под понятием «политическая реклама» подразумевается вид коммуникации, в результате которого оказывается определенное воздействие на электоратв доступной и интересной форме, что способствует достижению цели – эффективно донести информацию до избирателя и подвигнуть его на принятие нужного выбора.

Первый опыт обращения к СМИ в политической кампании относится к 1923 г., когда кандидаты в президенты Дж. Дэйвис и К. Кулидж приобрели эфирное время для радиотрансляции своих речей. Президент Ф. Д. Рузвельт продолжил практику использования радио для общения с гражданами США (знаменитые беседы у камина) и начал использовать опросы общественного мнения для измерения своей популярности среди американцев.

ПР выполняет несколько основных задач: представить содержание платформы, на которой базируется политическая сила, сформировать необходимое представление о сущности данной политической силы, и, как итог, помочь избирателю сделать верный, а с точки зрения политтехнолога, необходимый заказчику выбор.

Цель ПР – привлечь общество в сферу политического взаимодействия, побудить к делегированию полномочий, в том числе к участию в выборах.

Предметами в ПР выступают кандидат, партия и их программы, а также полит. акция, движение поддержки или протеста и др. Субъектом ПР явл рекламодатель (полит орг-ция или деятель), агентства коммуникаций, рекламные агентства. Объектом — участники полит. процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя ту или иную полит. ориентацию, в каждом конкретном случае составляющие конкретную целевую группу; в ситуации избирательной кампании — электоральные сегменты.

функции: Политическая реклама способствует установлению и поддержанию связи между обществом и властью, при этом используется набор символов, понятный и доступный. Она доносит идеи, символы, образы, устанавливая контакт между властью и человеком. Данное свойство называется коммуникативной функцией. Еще одна функция – информационная. Политическая реклама знакомит общество с партией и кандидатом, представляет их взгляды на те или иные вопросы и проблемы, выявляет преимущества, информирует о предложениях и акциях и пр. В политике велика конкуренция, и политическая реклама, выделяя свой объект из множества, выполняет идеологическую, или социально-ориентирующую функцию.

Одним из основных понятий ПР является имидж, образ кандидата.

Учение Платона о государстве.

Платон (5-4 вв до н.э.) – древнегреч философ. Ученик Сократа, кот. оказал на него огромное влияние. Основал Академию, кот. просущ почти тысячелетие.Основные работы - «Государство», «Политик», «Законы», «Пир». В своем произведении Гос-во П. дает широкую панораму своих представлений о полит жизни людей того времени, о роли гос-ва. Свои рассуждения о гос-ве он начинает с вопроса понимания справедливости. Справедливость он рассматривает под разными ракурсами, то как воздаяние должному человеку, то как умение качественно осущ свои обязанности. Согласно П. власть явл-ся тогда справедливой, когда она заботится о своих подданных. Справедливым принципом явл-ся разделение труда. П. считает, что властвовать дело трудное. Цель гос-ва: сделать счастливым не какое-то одно сословие, а гос-во в целом, только в таком гос-ве возможна справедливость. Он считал, что переход из одного сословия в другое не допустимо, но при этом делая искл для детей одаренных, ктр можно было бы готовить для выполнения гос.обязанностей. Особое внимание он выделял сословию стражей – это профессиональные воины, они не знали семьи, част собственности. В гос-ве не должно быть людей слишком богатых и слишком бедных, основн добродетелью гос-ва по его мнению яв мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. П. считал, что знания властвовать наиболее трудные, им обладать многие не могут, таковыми обладают избранные. Мудрость сост в облад знаниями, умении осуществл здравые решения. Редкое кач-во среди людей. Основу муж-ва составл знание законов, сознательное служение им и гос-ву. Рассуд-ть – подобие некой гармонии, порожд совмест деят-тью гос-ва и чел-ка. Господ значение должно иметь светлое, разумное начало, т.е. лучшая ч души, а не худшая, порожд вожделением. Глав для чел-ка уметь преодолеть себя. Устан справед-го отношения в гос-ве – означ уствн естествен отношения владычества и повласт., господсьво разумного начала над вожделенным. Хорошие привычки ведут к добродетели, дурные – к порочности.

П. делил формы правления на худшие и лучшие. К лучшим относил монархию и аристократия. К худшим – тимократия, олигархия, демократия и тирания. Причины худших – нарушение и искажение естественных правил. Каждая послед форма правления – есть испорченная предыдущая. Каждой ф правления присцщ свой чел-к.

Тимократия –это нечто среднее между олигархией и аристократией. В этом строе зло смешено с добром. Для господствующего там человека характерно, что военное иск-во стоит для него на 1 месте, он недостаточно образован, жесток с врагами, любил охоту, и был слаб в умении говорить.

Олигархия – строй основан на имущественном цензе. У власти стоят богатые. Бедняки лишены права правления. Держится такой строй на военной силе. Гос-во лишено единства, в нем одновременно яв 2 гос-ва бедных и богатых. Власть боится дать оружие в руки толпы. Поэтому в военных отн-ях олигархия слаба. Где олигархия там численное преимущество бедных, т.к олигарх не заинтересован в воспитании и образовании людей. В олигар гос-вах все время зреет недовольство, к-е способствует перевороту, в рез=те к-го на смену олигархии приходит демократия.

Демократия – это строй когда бедняки одерживают победу, некоторых своих правителей уничтожают, а остальных уравнивают в граждан правах. Демократия опьяняется свободой и в конечном счете переходит в тиранию.

Тирания – тиран ставленник народа на 1-х парах обещает всякие блага: наделить землей, избавить от налогов. Решая эти задачи за счет богатых он наживает себе врагов, поэтому главное требование тирана назначить себе телохранителя. Чрезмерная свобода превращается в рабство. Тирания – наихудший вид гос уст-ва, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Ряд существенных полит-правовых проблем освещены в диалоге «Политик». Политика – это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Кроме образцового гос-ва, правитель, которого руководствуется истинными знаниями, Платон выделяет еще 3 вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый делится на двое: законная монархия – царская власть, противозаконная – тирания, законная власть немногих – аристократия, незаконная – олигархия, демократия с законами и без. Итого 7 форм гос-ва.

В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» гос. строй. Здесь он различает 2 вида гос. устройства – один,- где над всеми стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. Речь идет о справедливых законах. Большое значение придает изучению науки о законах, т.к. их всех наук более всего совершенствует человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.013 с.)