Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Платона о государстве.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учение Платона о государстве. Платон (5-4 вв до н.э.) – древнегреч философ. Ученик Сократа, кот. оказал на него огромное влияние. Основал Академию, кот. просущ почти тысячелетие.Основные работы - «Государство», «Политик», «Законы», «Пир». В своем произведении Гос-во П. дает широкую панораму своих представлений о полит жизни людей того времени, о роли гос-ва. Свои рассуждения о гос-ве он начинает с вопроса понимания справедливости. Справедливость он рассматривает под разными ракурсами, то как воздаяние должному человеку, то как умение качественно осущ свои обязанности. Согласно П. власть явл-ся тогда справедливой, когда она заботится о своих подданных. Справедливым принципом явл-ся разделение труда. П. считает, что властвовать дело трудное. Цель гос-ва: сделать счастливым не какое-то одно сословие, а гос-во в целом, только в таком гос-ве возможна справедливость. Он считал, что переход из одного сословия в другое не допустимо, но при этом делая искл для детей одаренных, ктр можно было бы готовить для выполнения гос.обязанностей. Особое внимание он выделял сословию стражей – это профессиональные воины, они не знали семьи, част собственности. В гос-ве не должно быть людей слишком богатых и слишком бедных, основн добродетелью гос-ва по его мнению яв мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. П. считал, что знания властвовать наиболее трудные, им обладать многие не могут, таковыми обладают избранные. Мудрость сост в облад знаниями, умении осуществл здравые решения. Редкое кач-во среди людей. Основу муж-ва составл знание законов, сознательное служение им и гос-ву. Рассуд-ть – подобие некой гармонии, порожд совмест деят-тью гос-ва и чел-ка. Господ значение должно иметь светлое, разумное начало, т.е. лучшая ч души, а не худшая, порожд вожделением. Глав для чел-ка уметь преодолеть себя. Устан справед-го отношения в гос-ве – означ уствн естествен отношения владычества и повласт., господсьво разумного начала над вожделенным. Хорошие привычки ведут к добродетели, дурные – к порочности. П. делил формы правления на худшие и лучшие. К лучшим относил монархию и аристократия. К худшим – тимократия, олигархия, демократия и тирания. Причины худших – нарушение и искажение естественных правил. Каждая послед форма правления – есть испорченная предыдущая. Каждой ф правления присцщ свой чел-к. Тимократия –это нечто среднее между олигархией и аристократией. В этом строе зло смешено с добром. Для господствующего там человека характерно, что военное иск-во стоит для него на 1 месте, он недостаточно образован, жесток с врагами, любил охоту, и был слаб в умении говорить. Олигархия – строй основан на имущественном цензе. У власти стоят богатые. Бедняки лишены права правления. Держится такой строй на военной силе. Гос-во лишено единства, в нем одновременно яв 2 гос-ва бедных и богатых. Власть боится дать оружие в руки толпы. Поэтому в военных отн-ях олигархия слаба. Где олигархия там численное преимущество бедных, т.к олигарх не заинтересован в воспитании и образовании людей. В олигар гос-вах все время зреет недовольство, к-е способствует перевороту, в рез=те к-го на смену олигархии приходит демократия. Демократия – это строй когда бедняки одерживают победу, некоторых своих правителей уничтожают, а остальных уравнивают в граждан правах. Демократия опьяняется свободой и в конечном счете переходит в тиранию. Тирания – тиран ставленник народа на 1-х парах обещает всякие блага: наделить землей, избавить от налогов. Решая эти задачи за счет богатых он наживает себе врагов, поэтому главное требование тирана назначить себе телохранителя. Чрезмерная свобода превращается в рабство. Тирания – наихудший вид гос уст-ва, где царят беззаконие, произвол и насилие. Ряд существенных полит-правовых проблем освещены в диалоге «Политик». Политика – это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Кроме образцового гос-ва, правитель, которого руководствуется истинными знаниями, Платон выделяет еще 3 вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый делится на двое: законная монархия – царская власть, противозаконная – тирания, законная власть немногих – аристократия, незаконная – олигархия, демократия с законами и без. Итого 7 форм гос-ва. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» гос. строй. Здесь он различает 2 вида гос. устройства – один,- где над всеми стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. Речь идет о справедливых законах. Большое значение придает изучению науки о законах, т.к. их всех наук более всего совершенствует человека. Учение В.Г.Гегеля о гос-ве и о гражданском общ-ве Гегель (конец 18в, нач 19)«Философия духа», «Философия истории», «Феноменология духа», "Философия права". Проблемы гос-ва и права находились в центре внимания Гегеля на всех этапах творческой эволюции его воззрений. Общ-во и гос-во соотносятся как рассудок и разум: общ-во – это «внешнее гос-во», «гос-во нужды и рассудка», а подлинное гос-во – разумно. Гос-во представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права. Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде государства; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право 3) во всемирной истории. В своем развитом и разумном виде государство представляет собой конституционную монархию, основанную на разделении властей: законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Задача правительственной власти – выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Законодательное собрание состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общ-ва, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и т.п., а не путем индивидуального голосования. Гражданское общ-во в освещении Гегеля – это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не было в древности и в Средневековье, связано с утверждением буржуазного строя. Три основных момента гражданского общества: 1) система потребностей 2) отправление правосудия 3) полиция и корпорация. В структуре гражд об-ва три сословия: 1) субстанциональное (землевладельцы) 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) 3) всеобщее (чиновники) Но гражд об-во не в состоянии решить проблему бедности. Об-во и гос-во соотносятся как рассудок и разум. Подлинное гос-во разумно. Хотя он и признает возможность плохого гос-ва. Развитие гражд об-ва уже предполагает наличие гос-ва как его основания. Лишь внутри гос-ва семья развивается в гражд об-во. Классификация демократических режимов. Классификация демократических режимов А. Лейпхарта по двум критериям (структура общества и поведение злит): деполитизированные; центростремительные; сообщественные; центробежные. Политческая страт и мобил. Термин «страта» характеризует группу в качестве единицы анализа социального положения людей. Соц страт—это процесс и результат разделения общества на группы с неравным статусом и позициями. Она неизбежна, она вызвана неравномерностью распред общ ресурсов и способностей людей. Страта, фиксируя все реальные отношения равенства и неравенства людей в конкретном обществе, позволяет сопоставлять групповые статусы, права и возможности людей, выстраивать социальные иерархии. Теории стратификации: 1) Маркс.Разделил общество на классы—в завис от отношения к собственности на средства производст. Из него следуют объем доходов, профессионализ, место в иерархии. Класс—большие соц группы, различ по своей роли в процессе раздел труда. 2) Вебер. К факторам соц нерав относил не только объективные, но и субъективные—соц. престиж и объем власти. Соц статус первичен по отнош к классовому. 3) Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». Ввел—соц пространство, соц позиция, соц дистанция, соц мобильность, маргинальность. Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер.Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными. В основе политической стратификации лежит неравенство статусных позиций в системе политических властеотношений. Чем больше дает человеку та или иная статусная позиция прав в принятии политических управленческих решений, чем больше поле ее ответственности, тем выше она расположена в иерархии властеотношений. Например, степень влияния и поле ответственности высших государственных должностных лиц выше, чем у среднего государственного чиновника. Но статусная позиция государственного чиновника в политической иерархии выше, чем позиция простого гражданина, который вынужден подчиняться распоряжениям первого. Или: влияние лидера крупной политической партии распространяется на больший круг людей, чем влияние руководителя небольшой политической организации, и т. д. Политическая мобильность — это движение человека по ступеням политической иерархии, его перемещение из одной политической страты в другую. В современных демократических обществах складываются определенные политические институты, обеспечивающие подготовку и продвижение политических кадров: политические партии, выборы, институт государственной службы.
Функции политической элиты. На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении полит программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в полит программах интересов и потребностей различных соц групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская функция. Полит элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит решений в жизнь. Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции явл: сплочение различных слоев населения, гармонизация их соц интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного полит взаимодействия всех сил в обществе. Политическаямораль и этика. Политическая этика — это особенная составная часть общественной нравственности, социальной этики. Складываться на рубеже Нового времени, когда в результате дезинтеграции ранее сплоченного социума и возникновения функциональных подсистем произошло выделение политики в виде многоуровневой специализированной деятельности со своими целями, институтами, нормами и ценностями, определенными связями и кадрами. Этимологически термин «мораль» происходит от лат. mos — «нрав». Иное значение этого слова — закон, правило, предписание. В современной философской литературе под моралью, как правило, понимают нравственность, своеобразную форму общественного сознания и вид общественных отношений; один из главных способов корректирования действий человека в обществе с помощью норм. Мораль возникла и развивается на основе потребности человеческого общества регулировать поведение своих членов в различных сферах их жизни. Мораль является одним из самых доступных способов осознания людьми сложных процессов социального бытия. Главной проблемой морали считают регулирование взаимоотношений и интересов общества и личности. Понятие морали включает: моральные отношения, моральное сознание, нравственное поведение. В истории философской мысли проблема о взаимоотношении морали и политики трактовалась по-разному. Она прошла развитие от полного отрицания каких бы то ни было связей между ними (Макиавелли и Т. Гоббс) до признания, что мораль и политика могут быть приравнены друг к другу. Взаимодействие морали и политики многообразно. Мораль оказывает влияние на политику через нравственные оценки и направления. Политика тоже оказывает действие на мораль в сторону ее попирания. Все формы общественного сознания, отображая единое общественное бытие и располагая внутренней спецификой, взаимодействуют между собой. Взаимно обусловленность этих двух явлений состоит в том, что политические взгляды определяют формирование и реализацию нравственных норм, также, как моральные отношения, нормы эти содействуют формированию политического сознания. Таким образом, ориентация личности на социальные потребности, которая выражается в политическом сознании, подкрепляется понятием долга, чести, справедливости, совести, счастья и т. д., т. е. имеет нравственную окраску. При этом нравственные убеждения становятся более результативными, если они осмыслены человеком с позиции политики. 58. Государство как субъект политической системы общества. Правовое государство. Гос-во – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддерживание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Подходы к определению сущности гос-ва: Правовой (Государство как система права, основывающейся на суверенитете публичной власти. Ганс Кельзен «государство – иерархия законов, скрепленных властным суверенитетом»); Исторический (Исследуют государство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе. Рассматривают государство и его разновременные качества сквозь призму смены статусов и состояний); Социально-антропологический (Государство как тип социальной организации, в контексте всего общества К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер); Философский; Политологический. Теории происхождения: естественное (Аристотель: «государство подобно семье и селению, есть естественная форма общежития»); божественного происхождения; договорная теория; теория общественного договора; насильственная(Прудон, Штирнер); марксистская. Признаки государства: 1. Государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью над всеми общественными структурами; 2. Территория; 3. Монополия на легальное насилие; 4. Право на взимание налогов с населения; 5. Обязательность членство в государстве; 6. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов как благо; 7. Государственные институты «публичны» в противовес «частным» институтам гражданского общества. Функции государства:Внутренние функции: Охрана порядка, Хозяйственная функция, Идеологическая, Социальная функция; Внешние функции: Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях, Внешнеэкономическая функция, Военные функции. Форма правления: Республика - представляет собой форму правления, характеризующуюся избранием высших органов власти или их формированием представительными институтами (В президентской республике должности главы государства и главы правительства объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность; В парламентской республике правительство формируется парламентом, а глава государства избирается парламентом. Премьер-министром (главой правительства), как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент; Смешанная республика Президент, избираемый всенародно и являющийся главой государства, назначает премьер-министром лидера самой большой парламентской фракции. В отличие от президентской республики, глава государства обладает правом роспуска нижней палаты парламента). Монархия - представляет собой форму правления, при которой глава государства получает власть в порядке наследования престола (Конституционная монархия; Дуалистическая монархия (Иордания, Кувейт, Марокко): функционирует парламента, полномочия парламента ограничиваются правом монарха назначать депутатов парламента, правом роспуска парламента и правом вето; Парламентская монархия влиятельный парламент, формирующий правительство, которое фактически несет политическую ответственность перед законодательным органом власти. Монарх выполняет представительные и церемониальные функции). Формы государственного устройства: Унитарное государство, Федерация, Конфедерация. «Угрозы», с которыми сталкивается современное государство: Глобализация с ее экономической взаимозависимостью и возникновением наднациональных органов. «Движение государства вспять» или внутреннее «опустошение» с переходом государственных функций к частным институтам. Децентрализация (субгосударственное управление) с передачей государства на уровень регионов, провинций и местных сообществ. Правовое государство - форма организации государственной власти, основанной на верховенстве норм права, которым неукоснительно следуют государство, общество и индивид. Основным ценностно-нормативным инструментом, закрепившим правовой порядок отношений государства и общества стала конституция. Конституция - известный свод юридических актов, законов и постановлений, в совокупности определяющих основания государственного устройства, а также цели и основные способы формирования государственной власти, одновременно возвестила о новом положении личности в государстве. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритет перед любыми законодательными актами конкретного государства. Универсальным и предпочтительным регулятором политических конфликтов, межгрупповых и межгосударственных противоречий в правовых государствах стали право, закон, система устойчивых норм и правил поведения, как государственных органов, так и отдельных лиц и частных организаций. Признаки правового государства: Верховенства права и закона, Реальный конституционализм, Правовая организация государственной власти, Невмешательство государства в дела гражданского общества, Наличае гражданского общества, Разделение властей, Взаимная ответственность государства и личности, Равенство всех перед законом, Независимость и автономность суда. 54. Гражданское общество: понятие и структура.Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, не зависимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. В Конституции России 1993 года термин «гражданское общество» не используется, а из всех институтов гражданского общества в федеральном законодательстве отмечена только адвокатура. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового. Структура гражданского общества, рассматриваемая в соответствии с основными сферами общественной жизни: 1. Политические партии; 2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.); 3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; 4. Научные и культурные организации, спортивные общества; 5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы; 6. Независимые средства массовой информации; 7. Церковь; 8. Семья. Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. Признаки: 1. наличие в обществе свободных владельцев средств производства; 2. развитость и разветвленность демократии; 3. правовая защищенность граждан; 4. определенный уровень гражданской культуры. Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов: 1. равенство прав и свобод всех людей в политической сфере; 2. гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе; 3. экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд; 4. гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам; 5. свобода граждан в образовании партий и гражданских движений; 6. создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества; 7. свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом; 8. существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д. Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.
Политический маркетинг. Политический маркетинг представляет собой совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с целью определения своих задач, разработки программы и возможности повлиять на поведение граждан. Полит. маркетинг можно разделить на 2типа: электоральный и политико-административный. Цель электорального полит.маркетинга – продвижение полит.лидера или партии на выборах. Политико-административный ориентирован на проведение гос-х маркетинговых компаний. Маркетинговый инструментарий достаточно легко применим к политике, прежде всего потому что между коммерческим и политическим товаром достаточно много сходства: – любой товар обладает отличающими его качествами – цветом, формой, способом предъявления покупателю, позиционированием; равным образом политик предъявляет обществу свой внешний вид, поведение и проч.;– любой товар имеет этикетку, марку, определенную известность; политик, соответственно, выдвигается какой-либо партией, имеет репутацию консерватора или новатора, обладает опытом предшествующей деятельности и т.д .;– с каждым товаром ассоциируется “сервисная программа”, т.е. набор благ, который потребитель получит, купив товар; любой политик представляет в ходе политической кампании свою платформу, объясняет способы своих будущих действий, перечисляет блага, которые получит избиратель, отдав за него свой голос;– чтобы получить известность у потребителей, товар должен быть “продвинут” на место своей продажи, отрекламирован; с помощью тех же технологий “продвигается” и рекламируется кандидат ;– у любого товара есть конкурент: если конкурент отсутствует, значит, речь идет об уникальном продукте, появление которого революционизирует рынок; в политике складывается такая же ситуация, но со смещением фаз: революционная ситуация порождает, как правило, единственного сильного кандидата во властители, олицетворяющего монополию на власть; в штатной же ситуации выборы проходят на альтернативной основе ;– ресурсы предприятия направляются на обеспечение продаж в количестве, зависящем от перспективности товара и в надежде на получение прибыли; для политика поиск оптимальной модели распределения ресурсов может иметь решающее значение ввиду того, что средства, которыми кандидат располагает, всегда ограничены. 81. Политическая реклама. Под понятием «политическая реклама» подразумевается вид коммуникации, в результате которого оказывается определенное воздействие на электоратв доступной и интересной форме, что способствует достижению цели – эффективно донести информацию до избирателя и подвигнуть его на принятие нужного выбора. Первый опыт обращения к СМИ в политической кампании относится к 1923 г., когда кандидаты в президенты Дж. Дэйвис и К. Кулидж приобрели эфирное время для радиотрансляции своих речей. Президент Ф. Д. Рузвельт продолжил практику использования радио для общения с гражданами США (знаменитые беседы у камина) и начал использовать опросы общественного мнения для измерения своей популярности среди американцев. ПР выполняет несколько основных задач: представить содержание платформы, на которой базируется политическая сила, сформировать необходимое представление о сущности данной политической силы, и, как итог, помочь избирателю сделать верный, а с точки зрения политтехнолога, необходимый заказчику выбор. Цель ПР – привлечь общество в сферу политического взаимодействия, побудить к делегированию полномочий, в том числе к участию в выборах. Предметами в ПР выступают кандидат, партия и их программы, а также полит. акция, движение поддержки или протеста и др. Субъектом ПР явл рекламодатель (полит орг-ция или деятель), агентства коммуникаций, рекламные агентства. Объектом — участники полит. процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя ту или иную полит. ориентацию, в каждом конкретном случае составляющие конкретную целевую группу; в ситуации избирательной кампании — электоральные сегменты. функции: Политическая реклама способствует установлению и поддержанию связи между обществом и властью, при этом используется набор символов, понятный и доступный. Она доносит идеи, символы, образы, устанавливая контакт между властью и человеком. Данное свойство называется коммуникативной функцией. Еще одна функция – информационная. Политическая реклама знакомит общество с партией и кандидатом, представляет их взгляды на те или иные вопросы и проблемы, выявляет преимущества, информирует о предложениях и акциях и пр. В политике велика конкуренция, и политическая реклама, выделяя свой объект из множества, выполняет идеологическую, или социально-ориентирующую функцию. Одним из основных понятий ПР является имидж, образ кандидата. Учение Платона о государстве. Платон (5-4 вв до н.э.) – древнегреч философ. Ученик Сократа, кот. оказал на него огромное влияние. Основал Академию, кот. просущ почти тысячелетие.Основные работы - «Государство», «Политик», «Законы», «Пир». В своем произведении Гос-во П. дает широкую панораму своих представлений о полит жизни людей того времени, о роли гос-ва. Свои рассуждения о гос-ве он начинает с вопроса понимания справедливости. Справедливость он рассматривает под разными ракурсами, то как воздаяние должному человеку, то как умение качественно осущ свои обязанности. Согласно П. власть явл-ся тогда справедливой, когда она заботится о своих подданных. Справедливым принципом явл-ся разделение труда. П. считает, что властвовать дело трудное. Цель гос-ва: сделать счастливым не какое-то одно сословие, а гос-во в целом, только в таком гос-ве возможна справедливость. Он считал, что переход из одного сословия в другое не допустимо, но при этом делая искл для детей одаренных, ктр можно было бы готовить для выполнения гос.обязанностей. Особое внимание он выделял сословию стражей – это профессиональные воины, они не знали семьи, част собственности. В гос-ве не должно быть людей слишком богатых и слишком бедных, основн добродетелью гос-ва по его мнению яв мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. П. считал, что знания властвовать наиболее трудные, им обладать многие не могут, таковыми обладают избранные. Мудрость сост в облад знаниями, умении осуществл здравые решения. Редкое кач-во среди людей. Основу муж-ва составл знание законов, сознательное служение им и гос-ву. Рассуд-ть – подобие некой гармонии, порожд совмест деят-тью гос-ва и чел-ка. Господ значение должно иметь светлое, разумное начало, т.е. лучшая ч души, а не худшая, порожд вожделением. Глав для чел-ка уметь преодолеть себя. Устан справед-го отношения в гос-ве – означ уствн естествен отношения владычества и повласт., господсьво разумного начала над вожделенным. Хорошие привычки ведут к добродетели, дурные – к порочности. П. делил формы правления на худшие и лучшие. К лучшим относил монархию и аристократия. К худшим – тимократия, олигархия, демократия и тирания. Причины худших – нарушение и искажение естественных правил. Каждая послед форма правления – есть испорченная предыдущая. Каждой ф правления присцщ свой чел-к. Тимократия –это нечто среднее между олигархией и аристократией. В этом строе зло смешено с добром. Для господствующего там человека характерно, что военное иск-во стоит для него на 1 месте, он недостаточно образован, жесток с врагами, любил охоту, и был слаб в умении говорить. Олигархия – строй основан на имущественном цензе. У власти стоят богатые. Бедняки лишены права правления. Держится такой строй на военной силе. Гос-во лишено единства, в нем одновременно яв 2 гос-ва бедных и богатых. Власть боится дать оружие в руки толпы. Поэтому в военных отн-ях олигархия слаба. Где олигархия там численное преимущество бедных, т.к олигарх не заинтересован в воспитании и образовании людей. В олигар гос-вах все время зреет недовольство, к-е способствует перевороту, в рез=те к-го на смену олигархии приходит демократия. Демократия – это строй когда бедняки одерживают победу, некоторых своих правителей уничтожают, а остальных уравнивают в граждан правах. Демократия опьяняется свободой и в конечном счете переходит в тиранию. Тирания – тиран ставленник народа на 1-х парах обещает всякие блага: наделить землей, избавить от налогов. Решая эти задачи за счет богатых он наживает себе врагов, поэтому главное требование тирана назначить себе телохранителя. Чрезмерная свобода превращается в рабство. Тирания – наихудший вид гос уст-ва, где царят беззаконие, произвол и насилие. Ряд существенных полит-правовых проблем освещены в диалоге «Политик». Политика – это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. Кроме образцового гос-ва, правитель, которого руководствуется истинными знаниями, Платон выделяет еще 3 вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый делится на двое: законная монархия – царская власть, противозаконная – тирания, законная власть немногих – аристократия, незаконная – олигархия, демократия с законами и без. Итого 7 форм гос-ва. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» гос. строй. Здесь он различает 2 вида гос. устройства – один,- где над всеми стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. Речь идет о справедливых законах. Большое значение придает изучению науки о законах, т.к. их всех наук более всего совершенствует человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.138 (0.013 с.) |