Средства массовой информации и их политическая роль. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства массовой информации и их политическая роль.



Средства массовой информации (СМИ) выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных ее ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, рели­гию.

Средства массовой информации - важнейшие инструменты реа­лизации политического процесса.

Знаменательно, что в современной политологии СМИ характери­зуют такими пышными титулами, как ’’великий арбитр”, ’’четвертая ветвь власти”, наряду с законодательной, исполнительной и судеб­ной, и т. д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают: тот, кто контролирует телеви­дение, контролирует всю страну. Политику невозможно себе предста­вить без прессы, радио и телевидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных переменах, которые в настоящее время пере­живает наша страна, не последнюю роль играют СМИ. Более того, можно даже утверждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы. В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса - газеты и журналы. Перво­начально многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий либо в той или иной форме были вовлечены в политический процесс. Началом ’’эры телевидения” в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения прези­дентской избирательной кампании в США.В 70-80-е гг. телевидение, которое приобретало все больший вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой информации.

Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию.

 

 

61. Российская государственность: основные этапы и базовые характеристики исторической динамики.

Государственность, термин, который в политической литературе употребляется: 1) как синоним государства вообще, государства того или иного исторического типа (буржуазное Г., социалистическое Г.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа (Г. древних славян, общенародное Г.); 2) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса (пролетарское Г.) или политической организации общества. В этом смысле термин "Государственность." употребляется в Программе КПСС при рассмотрении проблемы дальнейшего развития социалистического государства (см. 1971, с. 101—02); 3) для обозначения системы органов государства — государственного аппарата; 4) при объединении в определенные группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, национальные Г., демократические Г.). Государство – это особая организация общества, объединённого общими социальными, культурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом. Факторы: 1.Географический/природный ф-р (стимулировал централизацию власти, климатические условия были естественным фактором, стимулировавшим объединение земель в единое г-во). Р-ия складывалась в многонациональную державу под давлением специфических геополитических обстоятельств, определяющим стержнем которых выступало долговременное совпадение в тот или иной период интересов народов на обширных просторах значительной части Европы и Азии, что и способствовало их преимущественно добровольному единению. Зачастую именно так осознавалась необходимость объединения с Россией многими народами, принимавшими на том или ином этапе решение в целях самосохранения воспользоваться ее государственным покровительством; 2. Этнический ф-р: на территории Р-ии всегда проживали различные народы (различные языковые группы: финноугорские,), а с учетом геополитических, климатических, конфессиональных и экономических особенностей это положение было стимулирующим к объединению в единое г-во. Общности, находясь на разных и низких уровнях развития, не располагая собственными коммуникациями с внешним миром" объективно были заинтересованы жить под крылом империи, а не самостийно. Сильное централизованное г-во служило объединяющим для всех этих общностей началом, скрепляющим им в единый организм суперструктурой; 3. Конфессиональный ф-р: на территории Р-ии различные конфессии: православие, ислам, буддизм, это формировало толерантность религий. Своеобразность тяготения народов на южных рубежах Р-ии (казахи, народы бывшего Туркестанского края и восточной оконечности Кавказа, включенные в состав Р-ии в 18-19 веках) заключается в том, что значительную роль в нем играет ф-р единства веры, мусульманской религии и только потом этнокультурная близость. Тот же ф-р веры предопределял устойчивую прорусскую ориентацию христианских пародов (армян, грузин, осетин и т. д.); 4. Экономический ф-р (страна малоимущих, с/х – никогда не было высокорентабельным, поэтому экономическая). Взаимная экономическая зависимость соседствующих народов порождала центростремительную тенденцию, к объединению в единое г-во. Основные этапы: Древняя Русь, Удельная раздробленность; Русское централизованное г-во (Иван Третий - Смута); эпоха абсолютизма (от 17 века первых Романовых до 1917г, 1905 – 1917 конституционная монархия - спорно); Временное правительство (попытка построить демократическое г-во); большевистский проект (социалистическое г-во); постсоветское г-во (в основе характеристик – конституция 1993): 1 этап Древняя Русь: Начало процессу формирования российской государственности было положено в V – VIII веках, когда на европейской части Р-ии стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян. Они сыграли серьезную роль в создании предпосылок для образования с середины IX до середины XII века собственного государства. Для объединения древнерусских земель и укрепления княжеской власти Владимир в 988 году устанавливает христианство на Руси; 2 этап Удельная раздробленность: В XII веке Киевская Русь начинает распадаться на отдельные «великие княжества» – «земли», дробившиеся в свою очередь на более мелкие – «волости». Если в конце XII века насчитывалось до 15 полусамостоятельных и самостоятельных княжеств, то к середине XIII века их стало уже около полусотни. В первой половине XIII века наметившийся объединительный процесс на северо-востоке Руси был прерван нашествием монголо-татар. Русские земли надолго попали под ордынскую зависимость. После победы в Куликовской битве роль национального политического центра объединения русских земель сыграла Москва. В конце XIV века с падением ордынского владычества была восстановлена рос-ая государственность; 3 этап Русское централизованное г-во (Иван Третий - Смута) Исторический этап XV – XVIII вв. – это вр. создания и упрочения Российского централизованного единого многонационального государства. Центром объединения русских земель стала Москва. Иван III стал титуловать себя “великим князем и государем всея Руси”.При Иване III значительно возросла в-ть московского князя и роль центрального аппарата управления страной. Всей державой и ее войском руководил великий князь. Это было вр. сложнейшей работы рус-й дипломатии, укрепления войска, необходимого для обороны Русского государства и воссоединения русских земель. Российское г-во сформировалось как многонациональное. Исключительно важные решения по укреплению централизованного государства были реализованы при Иване VI, прозванном Грозным, в XVI веке. Для укрепления государства Иван VI предпринял ряд шагов, которые по мере реализации переросли в комплекс реформ. В 1547 г. он был венчан на царство.

 

62. факторы развития российского многонационального государства: 1)Географический/природный ф-р (стимулировал централизацию власти, климатические условия были естественным ф-ром, стимулировавшим объединение земель в единое г-во). Р-ия складывалась в многонациональ­ную державу под давлением специфических геополитических обсто­ятельств, определяющим стержнем которых выступало долговременное совпадение в тот или иной период интересов народов, что способствовало их преимущественно добровольному единению. Зачастую именно так осознавалась необходимость объединения с Россией многими наро­дами, принимавшими на том или ином этапе решение в целях само­сохранения воспользоваться ее государственным покровительством. В суровых климатических условиях приходилось выживать.

2)Этнический ф-р: на территории Р-ии всегда проживали различные народы (различные языковые группы: финноугорские,), а с учетом геополитических, климатических, конфессиональных и экономических особенностей это положение было стимулирующим к объединению в единое г-во. Территория Р-ии является исторической ро­диной многих народов, сохранивших свою культурную самобытность и не ассимилировавшихся с русским большинством.

3)Конфессиональный ф-р: на территории Р-ии различные конфессии: православие, ислам, буддизм, это формировало толерантность религий. Свое­образность тяготения народов на южных рубежах Р-ии (казахи, народы бывшего Туркестанского края и восточной оконечности Кавказа, включенные в состав Р-ии в 18-19 веках) заключается в том, что зна­чительную роль в нем играет ф-р единства веры, мусульманской ре­лигии и только потом этнокультурная близость. Тот же ф-р веры предопределял устойчивую прорусскую ориентацию христианских народов (армян, грузин, осетин и т. д.).

4)Экономический (, аграрное, с/х общ-во до сер 19 в.- периферии, слабое развитие купечества, предпринимательства, очаговый характер интеллигенции, отсюда вытекают особенности взаимодействия центра и окраин). Взаимная экономическая зависимость соседствующих народов порождала центро­стремительную тенденцию, к объединению в единое г-во.

5)Имперский ф-р– (империя – многосоставное государство, претенд. на значимую роль в мире, надэтнический хар-р).Тьерри- Мартин «Империя позитивного действия». Россия покорив 200 гос-в ни одного не уничтожила(вотл. от англичан – аборигены в Астралии, немцы – ассимил.поляков и т.д.) даже наооборот обогащала (алфавит, более-менее экономику, модернизация социальной стр-ры).Присоединенные к Р-ии народы, в отличие от практики других стран Запада и Востока, не подвергались шовинистической унизи­тельной дискриминации в системе управления. А предпринимавшиеся военные акции не приводили к установлению дискриминационных норм в отношениях народов, а их главное предназначение сводилось к стабилизирующим ситуацию внешним российским государственным ограничениям, с сохранением статуса местного регионального самоуправления и возможностей для даль­нейшего развития этнонациональной самобытности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.026 с.)