Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этнические общ-ти как суб-ты политиче процесса↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Этнос (Бромлей) – историч сложившаяся на определенной тер-рии устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая общими чертами и относительно стабильными особенностями культуры и психики, а так же осознанием своего единства и отличия от других подобных общностей, т.е. самосознанием. Этнополитич процесс –процесс взаимодействия достаточно больших групп населения, каждая из к-х характеризуется с одной стороны-определенной артикулируемой этнич. идентичностью, а с др – реально наличествующими или желаемыми институтами суверенитета. Этносоциология - это специальная социологическая теория (отраслевая социология), изучающая этносоциальные процессы, т.е. механизмы социал и этнич явлений в их органическом единстве и взаимодействии. Основ направлений ЭС два: 1) изучение этнических процессов в различных социальных группах (социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полиэтничной средеи т.п.). 2) выявление путем сравнител анализа воздействия фактора этничности на ход как частных социальных процессов (социальную мобильность, миграцию и т. д., так и общих (стабильность и динамику социальных систем, институтов). До сер 80-х гг ХХэтот аспект этносоциологич знания в нашей стране практически не разрабатывался. В современной науке соперничают три основных парадигмы этнических исследований: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Примордиализм (1950 г. Шилс, Гирц), по обобщениям В.А. Ачкасова и А.Р. Аклаева, - представление об этничности как вечной, «врожденной» связи человека со своей этнической группой и её культурой. Этничность понимается как изначальное свойство человека, как объективно существующее явление. Этническая общность рассматривается как реальная соц группа, образованная вследствие рождения, языка, традиций и особенностей психологии. 2 варианта пр-зма: 1.социобилогический (П. Ван дер Берге, Л.Н. Гумилев) –объясняет чувство «естественной близости» внутри этнической общ-сти в первую очередь биологическими причинами. В немецкой науке 19 века народ трактовался как «единство крови и почвы». 2.культурно-исторический (К. Гирц, Э. Смит, марксисты) - объясняет этничность прежде всего как разделяемая членами группы кул-ная общ-сть с объективн характеристиками принадлежности. Инструментализм. Инструментал подход рассматривает этничность как инструмент групповой мобилизации для достижения узко утилитарных целей элит. Этнич группа трактуется как общ-сть, объединяемая общими интересами. В зависимости от ситуации, этнич идентичность выгодно или не выгодно подчеркивать. Инст-зм особенно популярен среди политологов. К сторонникам инст-зма относятся амер исследователи Н. Глейзер, Д. Мойнихан и дрД. Лейк и Д. Кармент, обобщая суть этих воззрений, указывают, что этничность есть инструмент, используемый индивидами, группами или элитами для достижения более широких, как правило, материальных целей.Критики справедливо указывают недостатки инст-зма: слишком узкое понимание этнических интересов. Кроме того, обходятся многие вопросы, например, об устойчивости этнических идентификаций. Конструктивизм. этничность означает форму соц организации (конструирования) культурных различий. Этничность - не предписанный, а достигаемый статус, конструируемый группами (чаще всего элитами) в своих политич целях. Глав критерий этничности (по Ф. Барту) - границы группы, к-е создаются средствами символического различения «мы-они». Основные теоретики конс-зма: Б. Андерсон, Э. Геллнер, В.Тишков, В.С. Малахов. По мнению В.Тишкова, термину «этнос» следует предпочесть «этнич группу» - общность людей на основе культурной самоидентификации по отношению к др общностям, с к-ми она находится в фундаментальных связях. Этнич группа (общность) обладает: общим этнич самосознанием, элементами своей культуры, миф об общем происхождении и общая историческая память, ассоциации с определенной территорией. Историческими условиями возникновения групп считаются общая территория, хозяйство и язык. В современном обществе важную роль в интеграции групп играют гос-во, идеология, СМИ. Для конструктивистов этнич группы определяются прежде всего по тем чертам, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. Этнич идентичность (по В.А.Тишкову) - форма соц организации культурных различий, операция социального конструирования общностей элитами в итоге диалога и властных отношений: между группами, между группой и государством, между разными государствами.
101. Национализм в современном виде: теоретические подходы, типология, особенности проявления. Этнопол процесс – процесс взаимодействия достаточно больших групп населения, каждая из к-х характеризуется с одной стороны-определенной артикулируемой этнич. идентичностью, а с другой – реально наличествующими или желаемыми институтами суверенитета. Н-зм: 1- форма сознания; 2 – полит практика; 3 – идеология. Единой теории нет. В отечественной литературе негативный оттенок, в зап – нейтральный. По мнению В.В. Коротеевой, национализм можно определить по следующим признакам:1. Нация – реальная общность, имеющая свои особые качества.2. Национальные интересы приоритетны.3. Нация должна быть как можно более независимой. Т.о, н-зм–это комплекс идеологич представлений и политич практики, в к-м централ место занимают интересы нации. По мнению Малахова, н-зм – политич идеология, в котором «нация», понятая в качестве культурно гомогенного сообщества, выступает единственным источником суверенитета, преимущественным объектом лояльности и предельным основанием легитимной власти. Функции н-зма:1. Легитимационная – исторически легитимирует границы ныне существующих государств.2. Мобилизационная – аппелирует к солидарности.3. Компенсаторная – помогает людям переживать коллективные травмы, полученные в недавнем или отдаленном прошлом. Согласно еще одному определению н-зма Малахова, это – социально-культурный императив, диктующий поведение людей в определенных условиях. Теоретич подходы. Э.Геллнера и Э.Смита о н-зме В 1983 году была издана книга Э. Геллнера «Нации и н-зм», в 1990 – работа «Н-зм и современность». Основ выводы исследования Э. Геллнера сводятся к следующ: индустриальное разделение труда требует культурной гомогенизации общ-ва, способности к коммуникации на письменном языке. Это требование может быть выполнено только с помощью гос-ного образования. Если в аграрных обществах границы между гос-вом и нац культурой не совпадали, то в индустриальном общ-ве такое совпадение становится императивом. Во всем мире происходит переход от мира империй, построенных не по этнич принципу, к миру гос-ств, гомогенных в национ отношении. Н-зм–это определ программа развития соврем индуст-ого общ-ва. Н-зм-это прежде всего полит принцип, суть к-ого состоит в том, что политич и национальная единицы должны совпадать. Э. Смит не согласен с афоризмом Э. Геллнера: «Н-зм порождает нации, а не наоборот». По опред Э. Смита, н-зм – это «идеологич движение, стремящееся добиться или поддержать автономию, единство и идентичность соц группы, предназначенной стать нацией». Данная идея раскрыта в работах Э. Смита «Этнич корни наций» (1986г.) и «Нац идентичность» (1991г.) «Н-зм и модернизм. Критич обзор соврем теорий наций и н-зма» (2001г.). Э. Смит считал, что «каждая нация содержит в себе черты как этнической нации, так и территориальной». По Э. Смиту, построение нации – это вечно возобновляющийся процесс. Типологии н-зма. Существует множество типологий н-зма. Наиболее общепринятым явл деление н-зма на гражданский (гос-нный) и этнич (этнонационализм). Гражданский н-зм исходит из представления о нации, как совокупности граждан одного гос-ва, независимо от их этнич принадлежности. Гр н-зм направлен на консолидацию всего населения гос-ва с помощью юридич институтов, общегражданских прав, политич культуры. В смысловом значении понятие гр н-зма близко понятию патриотизма. Этнический н-зм исходит из понимания нации, как этнич общ-сти, достигшей высшей стадии развития. Он тесно связан с немецкой традицией понимания нации как единства «крови и почвы». Этнич н-зм подразделяется на политич и культурный. Политич этнон-зм исходит из требования «каждой нации-своё гос-во» и служит идеологич обоснованием сепаратизма. Культурный этнон-зм основным требованием выдвигает сохр и развитие этнич культуры. Др классификация н-зма построена по принципу соотношения н-зма с основными политич идеологиями. Выд либеральный н-зм, декларирующий идеи защиты гражданских прав и лозунги национ самоопределения, консервативный н-зм, в идеологии к-го доминируют идеи защиты традиционных национ ценностей, радикальный н-зм, основ идеей к-го явл превосходство «своей» нации.Дробышева выд «этнополитич движения РФ в нач 90-х»:1 Классич н-зм (независимое гос-во -Чечня)2 Паритетный (часть полномочий Башкирия, Татарстан, Тува)3 Эконом (Саха-Якутия)4 Защитный, оборонительный (язык, культ – Карелия, Осетия)5 Модернизаторский (инновац прорыв, чтобы догонять остальных).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.009 с.) |