Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ политических систем.

Поиск

Политичесцкая система - механизм организации и осуществления полит власти, предст. собой целостную, упорядоченную совокупность гос-х и общ-х организаций, объединений, политико-правовых норм, принципов; теоретич. конструкция, являющаяся ср-ом смешенного анализа политики, при котором любое полит образование (например партия) рассматривается как специфич. полит система.

Типология политических систем Э. Шилза: политическая демократия (В политических демократиях имеют место дифференциация функций и специализация структур, существуют разные структуры - законодательные, исполнительные, судебные, политические партии, группы давления, органы информации. В незападных регионах основными примерами политической демократии являются Япония, Турция, Израиль, Чили ).; опекаемая демократия ( Опекунские демократии - выступают за нормы и структурные формы демократии. Причем, элиты ставят перед собой задачу демократизации политики. Однако, в действительности власть в этих системах сосредоточена в исполнительных и административных органах. Законодательная власть относительно бесправна, а независимость судебной власти не реализуется. Похоже, олицетворением этой модели является Россия последних лет.); модернизирующаяся олигархия ( Здесь демократические конституции отменены или не существуют. Чиновничество и военщина сосредоточивают всю власть в своих руках. Нет конкурирующих партий. Примером этого типа служат Турция при ее первом президенте (20-30 г. г.) Ататюрке, Иран при шахе Реза Пехлеви.); тоталитарная олигархия ( Согласно Э. Шилзу, это Северная Корея или Северный Вьетнам. Они отличаются от модернистских олигархий тремя чертами: степенью проникновения политики в общество, степенью концентрации власти в руках элиты и ритмом социальной мобилизации. По мнению Шилза, существуют две разновидности тоталитаризма: большевистского типа и типа, который воплотился в фашистской Италии и нацистской Германии).; традиционная олигархия ( обычно выступают в монархической или династической форме и опираются больше на обычное право, чем на конституцию. Правящая элита пополняется на основе родства или статуса; она ориентирована на то, чтобы сохранить власть. Примерами могут служить королевства Непал, Саудовская Аравия). Типология политических систем Г.Алмонда (считающаяся

классической в политической компаративистике): англо-американский, континентальный европейский, доиндустриальный и тоталитарный типы. Двухмерная типология политических систем Р. Даля по критериям политического участия и соревновательности: закрытая гегемония,

включающая гегемония, конкурентная олигархия, полиархия. Типология политических систем Ч. Эндрейна: племенные, авторитарно-бюрократические, мобилизационные (популистские и элитистские) и согласительные системы.

25. Институциональные основания политики. Одним из ведущих направлений современной политологии является многомерный анализ политических институтов.Термин «институт» приобрел два значения – узкое (название научных и учебных заведений) и широкое, социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений). Политический институт – воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих полит.отношения в определенной сфере полит. жизни.Полит.инстит – это инструменты реализации власти, которая воплощается именно в них. политическая институциализация – процесс образования, закрепления и признания основными полит акторами полит норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения а так же способов контроля за их соблюдением. Это важные условия полит.стабильности. Общее управление общественными взаимоотношениями осуществляет институт государства, подразумевающий определенный тип власти и наличие аппарата управления.Долгое время институт государства выступал в качестве первоосновы политической жизни.Под политическими институтами понимались лишь административные учреждения и юридические нормы.Ныне в качестве субъектов политического влияния выступают и такие негосударственные институты, как политические партии, группы интересов (типа профсоюзов) и социальных движений (гражданских инициатив, феминистского, зеленого и т. п.). Важным политическим институтом является институт выборов – единственный способ выражения суверенитета народа на национальном уровне.В структуру институтов можно включить: нормы, на основании которых они функционируют, функции, которые они выполняют, акторы и роли, которые эти акторы играют. Задачами определенн6ых институтов являются принятие коллективных решений, их выработка и претворение в жизнь, деятельность, направленная на их реализацию и контроль за данной реализацией. Различают: традиционные институты, основывающиеся на жестких нормах и правилах модернизированные, где нормы и правила более гибки подвижны, более независимы от маорали.По характеру организации институты бывают: формальные (регламентируются юридически формализованными нормами) неформальные (личные отношения, контролируемые моральными нормами, типа полит клуба).По отношению к существующей власти институты могут быть: лояльными, проводящими политику в жизнь оппозиционными, предлагающие власти альтернативные пути.В зависимости от режима они могут быть: демократическими, авторитарными, тоталитарными и, соответственно, открытыми или закрытыми по своему характеру. По уровню своей деятельности они могут быть: международные, государственные, региональные и локальные. Для изучения полит.инст. используется историч. Анализ. Также институциональн. Подход(Лейпхарт)изучает причины возникновения и последствия деятельности институтов. т рац выбора (Остром). Инст—правила поведения, которые снижают уровень неопред-ти и издержек. дискурсивный (Шмидт). объясняет, как идеи акторов полит взаимодейств перестраивают их выбор и направления активности.

 

26.Субъекты политики(сущностная характеристика, типология, иерархия) Важен термин Политическое участие Дж. Нагель определяет как действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты ее деятельности. Субъекты (акторы) политики – те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с гос-ом независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации гос политики. Основными акторами полит.являются: полит. системы, полит. институты, организованные и неорганизованные группы людей, а так же индивиды. СП характеризуются:способностью действовать свободно и самостоятельно,способ-стью к самоорганизации, умением определить цели незада­чи, способностью воздействовать на обществ. интересы, умением вызывать существенные изменения в политических отношениях. В общем виде делятся на первичные и вторичные.Первичные — это большие и малые соц. группы, представляющие собой организационные целостности, объединенные совокупностью общих интересов и целей и определяющие сущность властных отношений в обществе (классы, социальные слои, нации, религиозно­этнические общности, маргинальные группы и т. д.) Первичные субъ­екты политики в свою очередь подразделяются на основные (основ­ные классы данной формации) и неосновные (остальные социальные группы). Основные субъекты политики — это те социальные субъек - ты, которые определяют основное противоречие в обще­стве и оказывают существ. Влияние на власть. Неосновные — это все остальные социальные группы, которые усили­вают или ослабляют действия, без существ. Влияния на политику. Среди вторичных субъектов политики выделяют: 1. Посреднические — различные организации и институты, действующие в масштабах всего общества, имеют массовый и нелокальный характер – например церковь.). Они выполняют своеобразную функцию связи между различными социальными группами. 2. Непосредственные субъекты политики представляют собой микро структуры общества: малые социальные группы, звенья и ячейки общественных. организаций и институтов, отдельные личности, которые являются непосредственными участниками политических...событии и исполнителями конкретных политических действий. Именно они непосредственно влияют на политические.про­цессы в обществе. И все субъекты делятся на: единичные (ин­дивиды, включенные в политику) и интегративные (социальные груп­пы и общности). К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей. Все основные субъекты политики находятся друг с другом в определенных иерархическиъх отношениях. Например: сторонники формально-правовых подходов в качестве основополагающего рассматривают институт и поддерживаемую им базу (линию) нормативного регулирования. Бихевиоралисты и приверженцы т.рационального выбора считают, что основополагающий- индивидуальный субъект, из действий которого строится вся полит реальность и для формирования которой принадлежность индивида к группе не имеет решающего влияния. Личность символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения гос-ва и индивида выражают отношения власти и человека (двух противоположных начал)Гос-во остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократич стран становится высшей социальной ценностью полит отношений, направляющей госполитику.Виды действий акторов могут быть: легальные и нелегальные Формальные и неформальныеНасильственные и ненасильственные. Парламентские способы воздействия (прямая законотворческая деятельность, лоббизм) и прямое внепарламентское воздействие (уличная манифестация)Способы и типы взаимодействия:Конфронтация, Нейтралитет, Компромисс, Союз, Консенсус, Артикуляция и агрегирование интересов

 

 

27.Феномен политического лидерства. Политическе лидерство – институт власти, позволяющий отдельному лицу (группе лиц) за счет обладания решающими полномочиями в процессе принятия решений в масштабах государства (партии, региона) и наличия авторитета проводить определенную политическую линию.Изучение феномена берёт свои истоки в трудах (Конфуция, Платона, Ницше), (Геродота, Плутарха), (, (Г. Тарда, 3.Фрейда), и др. мыслителей. Среди ранних теорий полит. лидерства особое место занимают: Личностные концепции. Это прежде всего коллекционирование тех или иных качеств свойственных эффективному лидеру, выявленных на примере изучения конкретных политиков (Бэрд, Такер, Гоу). Сюда относится и «теория черт» (Карлейль) Ситуационные теории фокусируются на роли социального и другого окружения в эффективном лидерстве (Хилтон, Дилл). Личностно-ситуационные теории – симбиоз первых двух, пытаются совместить качества с конкретными особенностями окружения (Гертц, Уэсбур, Браун, Кейс). «Рыночная теория». Теории обмена трактуют лидерство как рыночные отношения, в которых каждая сторона преследует свою выгоду (Фролих, Опенгеймер, Янг). Политическое лидерство как институт власти включает 2 компонента: статусный (предполагает наличие формальных возможностей), нравственно-этический (демонстрирует моральную ответственность руководителей перед населением) Типология М.Вебера который выделил три идеальных типа лидерской легитимности: 1) легальная легитимность – при ней подчинение является следствием легально установленного порядка и не выходит за формальные рамки власти организации. Это бюрократический тип лидерства; 2) традиц легитимность основа которой укоренившаяся вера в святость древних традиций, подчинение является проявлением личной преданности, это власть монарха;3) харизматическая легитимность – это специфическая преданность, основывается на личном доверии, это власть символа, она фанатична, но ситуативна. Две главных составляющих харизмы – удаленность от подчиненных и наличие чего-то необычного. Психопатологическая типология Лассуэла различает такие типы как:агитатор (Жириновский), администратор – фокусируется на близкий круг, хладнокровен. теоретики, их привлекают отдаленные и рационализированные цели, более абстрактны. Джоунс выделил 4 типа: 1 – лидер-делегат, зависит от эконом элит и подотчетен, 2 – лидер-доверенное лицо – подотчетен избирателям, свободен от эконом элит; 3 – лидер-лакей – подотчетен только элитам, в отличие от первого, который подотчетен еще и избирателям; 4 – лидер-предприниматель – работает на себя, не от кого не зависит.. Херманн выделяет: лидер-знаменосец, обладающий высоким общественным престижем; лидер-торговец, воплощающий стиль поведения, позволяющий ему вести торг по обмену услуг на поддержку; лидер-служитель, успешно действующий врутинных ус-ловиях во имя интересов населения; лидер-пожарник, демонстрирующий умение действовать в условиях кризисов, и, наконец, лидер-марионетка, зависимый от воли и интересов своего ближайшего окружения. 5 основных компонентов лидерства: 1 - личность лидера, 2 - хар-ки группы, 3 – природа взаимоотношений в группе, 4 – контекст, при котором осущлид-во; 5 – результат взаимодействия лидера и ведомвых в конкретных ситуациях. Функции лидерства: организационная, интеграционная, минимизация конфликтов, коммуникативная, мобилизующая, творческая. Два способа рекрутирования лидеров: 1 ) универсальны й, среди которого а) система гильдий – закрытая сиситема отбора руководящих кадров, критерии, правила, процедуры заранее определены (СССР)б) антерпренерский – дем отбор зависит от обществен мнения и выборов;2) национальный, с учетом особенностей различных стран.

 

 

28. Политическая культура: основные теории. Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Термин «политическая культура» впервые появился в 18 в. в трудах Гердера. Теория сформировалась только в конце 50-60х гг XX в. и получила развитие в америк. авторов Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963 г.), в которой был проведен сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ и Мексики. Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, политическая культура — особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. Их теория вызвала широкое распространение. Но критики отмечали, что Алмонд и Верба преувеличивают значение связи между набором социально-политических установок и функционированием политической системы, поэтому их подход имеет невысокую прогностическую значимость.В 1990-х гг. в исследованиях гражданской культуры появилось новой направление – изучение доверия и состояния гражданского общества. Эти изменения были связаны с именем Р.Патнэма, его книгой «Чтобы демократия сработала».В России также появился ряд исследователей, которые в своих работах рассматривали или рассматривают различные теоретические и эмпирические аспекты проблематики, связанной с политической культурой: Г.Г. Дилигенский, Ю.С. Пивоваров, И.И. Глебова, О.Ю. Малинова, Е.Б. Шестопал и другие. Также существует так наз. «социетальный» подход. Его сторонники рассматривают политич. культуру как свойство соц. коллективов, имеющее корни в исторически обусловленных соц. практиках и наборах смыслов, кот.определяют действия индивидов и функционирование институтов. Эта точка зрения предполагает изучение политической культуры посредством исследования влияния исторического наследия на развитие и изменение социальных и институциональных практик.(К. Гирц)Др. подход-поведенческий. Этот подход рассматривает политич. культуру как совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум), стиль деятельности в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).Г. Алмонд и С. Верба в качестве основных объектов ориентаций выделили политическую систему в целом, ее «вход» и «выход» (то есть требования и поддержку, а также реакцию на принимаемые решения и их реализацию), индивида как политического актора. По их мнению, каждой модели политической культуры (каждому «идеальному типу») соответствует своя комбинация ориентаций на эти объекты.Они выделили три основных модели («идеальных типа») политической культуры:«парохиальная (иногда ее называют приходской, традиционной, патриархальной). тип характеризуется полным отрывом населения от полити.системы, полным отсутствием знаний о ней. В таких обществах отсутствуют специализированные политич.роли, основные субъекты (вожди, шаманы и др.) реализуют одновременно и политич.иэкономич. и религиозные функции. «подданическая» -свойственно пассивное политич. поведение, ориентация на господствующие официальные ценности и нормы, отсутствие самостоятельного осмысления этих ценностей. «партисипаторная» или культура участия (активистская политическая культура). свойственно активное участие индивидов в политической жизни, основанное на достаточно высокой политической грамотности граждан и их убежденности в способности повлиять на процесс принятия политических решений посредством собственного участия. Такие общества характеризуются относительно высокой степенью функциональной дифференциации: различные сферы общественной жизни относительно автономны, а подсистемы достаточно развиты и разветвлены (в частности политическая подсистема).В современном мире эти типы политической культуры в чистом виде отсутствуют.В действительности национальные политические культуры сочетают в себе различные типы, то есть являются смешанными.

29. Политические идеологии современности. Политическая идеология - комплекс идей, система взглядов субъектов политики (личность, группа, класс, общество) на власть и государственное устройство, рационально-ценностная мотивация политической деятельности. Термин идеология от греч «идея» и «логос» - учение, был введен в обиход в нач 19 века. (Де Трасси). Наиболее влиятельные идеологии - либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, исламизм и фашизм.Либерализм — политич. идеология, ориентированная на обеспечение индивид. свободы как универсальной цели. (Дж. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Дж. Милль), Они связывали свободу личности с частным владением, предпринимательством и конкуренцией. Основные принципы • абсолютная ценность человеческой личности;;• неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу и собственность; • верховенство закона • договорный характер отношений между государством и индивидом;• невмешательство государства как в частную жизнь и экономич.Отнош.;• разделение. (неолиберализм) характерно:• осознание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений; • признание необходимости усиления регулирующей роли государства;• акцент на проблемах равенства и справедливости как условиях свободного развития каждого индивида и обеспечения социальной стабильности. основное различие неолиберализма и классич. либерализма состоит в разном понимании обществ. роли государства. Консерватизм возник как реакция уходящих с исторической арены классов, в частности, аристократии на становление капитализма. Фундаментальные идеи в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда.принцип консерватизма - следование традициям - определяет остальные принципы: • идея естественной эволюции государства и общества; отрицание договорной природы государства, • приверженность социальной стабильности и осторожному реформированию, отрицание революционных переворотов; • культ сильного государства, церкви, семьи, школы, армии;• приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (слоем, партией, индивидом). Неоконсерватизм оформился в 60—80-х годах XX века как синтез традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее известные разновидности — рейганизм (в США) и тэтчеризм (в Великобритании). Неоконсерватизм отразил потребность экономики в ослаблении гос. регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Марксизм возник в 40-х годах XIX века как идеология пролетариата, сформировавшегося вследствие промышленного переворота. Это - учение: о прогрессе как смене общественных формаций в результате роста производительных сил; о социалистической революции как способе перехода от старого к новому общественному строю, свободному от эксплуатации;; о построении коммунизма — безрыночного, бесклассового и безгосуцарственного общества с таким уровнем развития производительных сил, который обеспечивает возможность достижения всеобщего изобилия и распределения по потребностям. Социал-демократизм возник на идейной почве марксизма в конце XIX — начале XX веков как реформистское течение наряду с революционным – ленинизмом.теоретические основы в работах Э. Бернштейна, К. Каутского, О. Бауэра. Основные принципы: - отрицание революций;- приверженность эволюционному способу перемен;• отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;• осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп; • признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;• стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой. Исламизм - идеология, компонент массового сознания и политическая практика. Его ключевая проблема –определение мусульманской ниши в мировом развитии, построение оригинальной модели общественного уклада, которая зиждилась бы на принципах ислама.Исламизм как идеология и политическое действие,, ориентирован на реставрацию изначальных исламских ценностей и представлений;, предполагает единство светского и религиозного начал в жизни общества,;, исходит из необходимости сильного лидерства, совмещающего светскую и духовную власть и обеспечивающего социальную справедливость;, отторгает чуждые ценности и неисламский опыт. В совр. исламизме следует выделить умеренное и радикальное течения. Первое из них,, существует практически во всех арабских и многих мусульманских странах в форме легально действующих партий и общественных организаций. К радикальному исламизму относятся группировки, провозглашающие «священную войну» (джихад) против «иноверцев» и «мирового зла. Для исламизма характерно усиление фундаменталистских, ортодоксально традиционалистских тенденций, проявляющихся в стремлении к религиозно-политическому единству и солидарности мусульман всего мира. Фашизм как общественное движение и идеология возник в обстановке глубокого социально-экономического кризиса двадцатых — тридцатых годов XX века, после поражения во Второй мировой войне реанимировался в форме неофашизма. Основные принципы. • жёсткий контроль со стороны гос-ва.• вершина властной иерархии - вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее исторической судьбы;• высшая ценность - собственная нация, которая превосходит другие народы. Этатизм, фюреризм и расизм являлись политико-идеологической основой формирования фашистско-тоталитарных режимов и проведения экспансионистской внешней политики.Кромеосновных идеологий современности значительное влияние на политич. сознание и поведение оказывают течения, отражающие проблематику формирующегося постиндустриального, информационного общества, - феминизм, экологизм, коммунитаризм и антиглобализм.При всем многообразии видов феминизма (либеральный, радикальный, социалистический и др.) его главная цель - обеспечить равноправие женщин. Экологизм ставит своей задачей защиту окружающей среды от загрязнения продуктами жизнедеятельности человека. Коммунитаризм, возникший на Западе в конце XX века, разрабатывает различные аспекты проблемы братства как состояния общества и общественного идеала. Антиглобализм - идейные воззрения общественных организаций, движений и инициативных групп, ведущих борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме, за альтернативную глобализацию, которая основывалась бы на справедливых и гуманных началах.

 

 

30. Теории политических изменений.Политическая модернизация. Политич. изменение —преобразование структур, процессов или целей, затрагивающее распределение или осуществление властных полномочий по управлению каким-либо обществом. ПИ либо содействует приспособлению системы власти и управления к новым требованиям, либо замене данной сист. другой. Основные типы: полит реформа, революция, государственный переворот, реставрация, частичный или полный пересмотр конституции.В том или ином виде проблема полит изменений затронута в трудахЦицирона Макиавелли Бодена Локка Монтескьё, Платона и Аристотеля.В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер – с деятельностью харизматического лидера, Парсонс – с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт. Их теории объединяло то что история и общ-полит процесс понимаются как движение от традиционного общества к переходному и современному. теории модернизации представляют собой совокупность различных схем и моделей анализа, позволяющих описывать и раскрывать динамику преодоления отсталости традиционных государств. Модернизация —процесс быстро увеличивающегося контроля над природной средой с помощью тесного сотрудничества между людьми. Он включает в себя интеллектуальную, технологическую, социальную революции. Д. Растоу. Черты Современности по Штомпке: индивидуализм; дифференциация; рациональностьэкономизм; экспансия. Первые теории модернизации сформ-сь в 50-60 гг. 20 в. И под модернизацией понималась стадия общественных преобразований и процесс перехода к современным обществам. Иными словами, модернизация понималась как вестернизация, т.е. копирование западных образцов во всех областях жизни. Единственная форма модернизации в таком случае «догоняющее развитие», а главное условие – помощь западных стран. Считалось, что если достигнуть сопоставимого с Западом уровня доходов, то произойдут необходимые изменения в полит и соц сфере. В 70-80 гг. начался второй этап развития теории модернизации – связь между модернизацией и развитием была пересмотрена: приоритетной целью были изменения соц., в экономике и полит.структуре, кот. могла проводиться и вне западной демократич. модели; появляются концепции «частичной модернизации»; «тупиковой модернизации». При этом факт существования традиционных институтов и ценностей уже не рассматривали как препятствие к модернизации. Главный упор стал делаться на национальную форму их реализации.нач 1980 «модернизация в обход» (незападный путь). Эффективность моделей на основе синтеза нац и мировых ценностей, институтов, отношений. Типы процесса модернизацииОрганическая («первичная») – страны «мобилизационного ядра, страны-новаторы. «Неорганическая» («вторичная»)/отраженная-вызванная развитием др. стран. Эндогенная – осуществляемая на собственной основе (экономический и социокультурные факторы) Экзогенна я – имитационные формы (политический фактор) Вторая парадигма рассмотрения полит процессов— транзитология.- раздел политологии, изучающий переход от авторитаризма к демократии.Структурный подход (Липсет, Алмонд, Верба, Инглхарт, Пай)—важнейшее условие успеха демократии—институциональное состояние среды, объективные условия закрепления новшеств. Уровень жизни, нац. единство, укорененностьгражд. культуры. Процедурный подход (ОДоннел, Щмиттер)—внимание на субъективных стратегиях и последоват действий участников преобразований—элит, партий, лидеров. В 70-90 гг. резко возрос интерес к проблемам перехода от авторитаризма к демократии (разрабатывали теории редемократизации), в рамках этих исследований выделяют следующие пути перехода к демократии: 1. эволюционный (трансформация - Испания), 2. революционный (замена или крах старого режима - РФ), 3. военное завоевания (Германия, Япония). Особенности модернизации современного российского общества: кризис идентичности - кризис распределения культурных и материальных благ - кризис участия - кризис легитимности.

 

31.Предмет, структура и назначение политич. Философии. Политическая философия - философская дисциплина, одна из основных областей философского знания о человеке и обществе, посвящённая исследованию фундаментальных проблем политики, её наиболее глубоких сущностных оснований. Структура – полит.онтология (вопросы о бытии сущности, формах существования и воспроизводства политической власти, об особенностях политического времени и пространства ), полит. Праксеология(( теория политического действия) — выявляет структуру и функции политического действия, возможности и границы политических преобразований, динамику и мотивации политических действий в традиционном и модернизированном обществах );политич. Эпистемология( постижение мира политики) — изучает особенности познания политической реальности, специфику объяснения и понимания, рационального и иррационального в политике, формирование новых постклассических методов исследования политических процессов, политич.антропология(( учение о человеке политическом) — исследует творческие возможности человека политического, проблемы политической социализации, ценностные мотивации и вопросы политической и социокультурной идентичности) Предметом ПФ явл.Иссл. универсалий мира политич., относящихся к наиболее общим мировоззренческим, ценностным и методологическим основам полит теории. В центре ПФ наход проблемы духовного измерения политики, вопросы высшего смысла и назначения. В качестве оснований для фил подхода можно выделить следующие: 1. Фил подход всегда направлен на выяснение сущности соотв явления, его исключительной значимости в системесущ связей и отношений. Это находит свое выражение в том, что цель фил.подхода состоит в выявлении наиболее важных тенденций, закономерностей, причин, зависимостей, лежащих в основе существования жизнедеят. объекта иссл. 2. Осн принципом фил иссл выступает стремление к познанию истины. Стремление к истине связано с познанием божественного промысла,своего предназначения в мире. 3.Фил иссл характеризуется использованием философского инструментария, законов, категорий, методологических приемов, принципов. Категория – наиб общие понятия науки.. 4. Фил иссл базируются на соот методологии, выступ в качестве основания иссл процесса и познания реальной, конкретной действительности. Философский подход реализуется в форме выводов и обобщений изуч на осн фил анализа. Осн парадигмы фил иссл в сф политики. Научн парадигма – совокупность норм, правил и ценностей, кот созд установку мышления в виде явлениявопр свете или иссл их в соотв методолог ключе. Версии полит парадигмы: 1) Класич версия. Политика рассм как воплащение сущностных качеств человека. Она исх из веры в возмсозд совершенной системы полит орг. Такая методол позиция ориентирована на поиск естественных фундаментальных основ политики. Фундамент категорией здесь выступ гос-во. 2) Неклассич версия (Парето, Вебер, Лассуэлл). Она связ с утверждением понимания значения разнообрсравнит полит иссл. В рамках этого подхода политика рассм как отчуждение. Считается, что человек. кот уч в полит процессе иногда больше теряет, чем находит.. В рамках этого подхода нач осознаваться все более осозн противоречие. Растет понимание опасности иррац политики.кот может привести к размыванию устоявшегося полит мышления. 3) неоклас версия. Отказ от жесткого детерминизма. Различные исслед парадигмы должны не иск друг друга, а дополнять. Признание невозможности устранения оценочного момента при изучении политики. Внимание к новым общенауч методам и методикам, кот способствуют правильному видению картины полит бытия. Смена полит парадигм происх на каждом новом этапе полит истории. Совр инф революция формирует новую инф парадигму полит философии. Под возд полит технологий в новое время стремительно меняются полит институты, динамика полит времени и пространства. Совр картина мира характериз сложностью, динамичностью, открытостью, многовариантностью.

32.Политическая антропология: характеристика человека политического. Политическая антропология- наука о "человеке политическом": о субъекте политического творчества, его возможностях, границах, специфике его воздействия на социальную и духовную среду общества. Ценностные приоритеты политической антропологии выражаются в принципе: не человек для общества, общество для человека. Интеллектуальным предшественником современной антропологии был философский антропологизм XVIII–XIX вв., согласно которому только исходя из человеческой сущности можно разработать систему представлений о природе, обществе, познании (Л.Фейербах, М.Шелер, Ф.Ницше, Н.Чернышевский и др.). В настоящее время антропологическую науку, как правило, подразделяют на две большие части: физическую и культурную (или иначе — социальную) антропологию. Основными методами этой науки являются: бихевиористский, эмпирический, дескриптивный. Подходы антропологии: социологический (акцент на том, чем чел обязан обществу, соц среде, в недрах кот он формировался ). антропологический подход – строится на принципах: А ) принцип многообразия. Б ) принцип целостности – чел предст собой внутреннюю целостность, живет по законам целостности, воспроизводит себя в пространстве и времени самодетерминирующаяся, самовоспроизводящаяся, самополагающая сущность. В) принцип универсализма – признание неустранимости, присутствие «другого», ценность «дру



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.021 с.)