Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные методы принятия и типы реализации политических решений.

Поиск

Анализ политического процесса на этапе принятия решения учитывает как макро факторы (конституционно закрепленный порядок принятия решения), так и микро факторы (сведения о конкретных лицах и группах, говорящих от лица государства, информацию, которой они располагают) для принятия оптимальных решений.

Выработка решений зависит:

1) от уровня централизации власти, соотношения прав центральных и местных органов власти;

2) взаимодействия партийных и государственных структур;

3) от степени контроля (за процессом принятия решений);

4) от степени учета мнения экспертов.

Так же можно отнести к этому списку: взаимосвязи внутри правящего круга и технического аппаратного управления, коррумпированность элиты и взаимоотношения между правящей и оппозиционной элитой.

Выделяют два основных метода принятия решений:

1)рационально-универсальный;

2)метод последовательных ограничений (метод ветвей).

Рационально-универсальный метод предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор пути её решения соответственно поставленным целям. Это как бы идеальный план решения вопроса и это делает этот метод наиболее популярным у оппозиции.

Метод последовательных ограничений. Политики исходят не столько из оптимального, сколько из возможного образа действий. Когда проблема возникает неожиданно, правящие круги вынуждены действовать ещё до того, как полностью определят свои цели и предпочтения. В таких ситуациях используется метод ветвей, который предполагает внесение в управленческую деятельность поправок, необходимых для реализации частных целей.

Многие специалисты считают, что на практике необходимо совмещение этих двух подходов, то есть на анализе глубинных противоречий и конфликтов искать пути реализации каких-то конкретных решений.

На последнем этапе, на содержании политического процесса сказывается умение властей добиваться адекватной реализации принятых решений, подчинить им массовое поведение граждан.

Основные типы реализации политических решений:

1)Популизм в качестве основного средства достижения властных целей использует прямую апелляцию к общественному мнению. Он ориентирован на упрощение политической ситуации и связан с каким-то лозунгом, реализация которого приведёт якобы к быстрому успеху. Наиболее ярко популизм проявляется в условиях правления харизматического лидера, хотя может быть составной часть политического курса демократически избранного руководителя. Популизм связан с манипулированием общественного мнения, маскировкой подлинной цели правящей элиты, является формой борьбы с политическими противниками. Однако, такая политическая линия побуждает широкие слои населения к участию в политической жизни.

2)Элитизм направлен на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан в политической жизни. Здесь развитие получили теневые, аппаратные механизмы власти. Обществу предоставляется неполная политическая информация и в целом элитизм направлен на вытеснение основной массы граждан за пределы политической жизни.

3) Консерватизм характеризуется устойчивым стремлением власти, при любых реформах сохранением той или иной структуры, отношений или механизмов господства. Характерно культивирование внутренней приверженности граждан традициям и ценностям данного общества. Это неизбежно усиливает патриотичность населения и способствует укреплению целостности общественно-политического организма.

4) К прямо-противоположному результату приводит радикализм - к резкому падению авторитета власти, безответственности чиновничьего аппарата и глубокому кризису в обществе, на ликвидацию которого понадобится много лет.

5) Демократизм ориентирован на реальные потребности и запросы граждан, претворение прав и свобод.

 

28. Особенности политического процесса в России.

Политический процесс в России представляет собой широкую палитру политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они действуют на основе тех ролей и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями исторического развития, чертами психологического склада этносов и т.д.

Первая особенность политического процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

Вторая особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны.

Развитие общего политического процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа в государстве, устремленного к демократии.

 

29. Понятие, виды и содержание политических технологий, их роль в политических процессах.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.
Главным объектом воздействия в политическом технологическом процессе всегда являются люди. Именно они создают партии, проводят митинги и забастовки, голосуют за кандидатов, воспроизводят или разрушают политические и экономические системы. Именно от людей зависит достижение политических целей. Соответственно, политические технологии – это способы, методы воздействия на людей с целью изменения их политического поведения.
Политические технологии, основываясь на теоретическом анализе взаимодействия политических субъектов, содержат методологические ориентиры и методические рекомендации эффективного решения политических проблем и достижения определенных политических целей.

Сущность политических технологий может быть раскрыта только через систему выявления и использования потенциала общественной системы – “человеческого ресурса” в соответствии с целями и смыслом человеческого существования. Это реализуется посредством совокупности методов, процедур, операций, приемов воздействия, всех современных возможностей творческой деятельности как субъектов управления, так и политических институтов в целом.
Цель политических технологий – оптимизация выполнения субъектами политики своих задач и обязанностей посредством рациональных средств, очередности действий, выработки соответствующего алгоритма поведения.
В целом политические технологии выступают в двух формах: 1) как структурный элемент любой системы, технологически оформленный программный продукт; 2) как деятельность, связанная с реализацией намеченной цели.

Все многообразие политических технологических приемов можно свести к трем видам:
1) приемы, обеспечивающие направленное изменение правил взаимодействия между участниками политического процесса, в том числе путем изменения нормативного, институци-онального порядка.

2) приемы, обеспечивающие внесение в массовое сознание новых представлений, ценностей, формирование новых уста-новок, убеждений.
3) приемы, позволяющие манипулировать поведением лю-дей.

. Роль состоит в том, что технологии по-новому ставят проблему измерения политических событий, закладывают основу для специализированной деятельности по урегулированию (контролю) политических явлений. Образуя осо­бый ракурс понимания политических процессов, технологии показы­вают, что от применяемых способов решения той или иной задачи может кардинально зависеть сущность этого явления.

30. Политическая модернизация. Ее особенности и этапы в современной России.

Политическая модернизация – это часть более общего процесса социальной модернизации, выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

В рамках современной концепции выделяется два исторических типа модернизации.

Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Особенности российской политической модернизации.

1) процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу.

2)характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций.

3)для России характерна особая и не сравнимая с другими странами и цивилизациями роль государства в инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса на всех его стадиях.

4)отмечаемая многими исследователями «периодически реализующаяся разнонаправленность процессов модернизации государства и модернизации общества.

5)российская модернизация по природе своей циклична.

России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.199.214 (0.011 с.)