Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие форм правления и форм государственного устройства.

Поиск

Форма правления— это способ организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, их компетенция и взаимодействие с населением.

Форма правления показывает, кому принадлежит власть в государстве и как эта власть связана с народом: имеются ли у граждан (подданных) возможности оказывать реальное воздействие на принятие государственных решений. Традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой власть главы государства передается по наследству и является пожизненной.

Республика — это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными органами власти.

При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем – выборные государственные органы. В монархиях отсутствует разделение властей, исключение составляет лишь конституционная монархия.

Монархия бывает абсолютной и ограниченной. Последняя, в свою очередь, делится на дуалистическую и конституционную (парламентарную). При абсолютной монархии власть монарха не ограничивается каким-либо органом. Она сохранилась в Саудовской Аравии, Брунее и в др. азиатских государствах. В дуалистической монархии высшая власть в государстве поделена между монархом и парламентом. Правительство в дуалистической монархии формируется и возглавляется монархом, перед которым оно также несет ответственность. (Иордания, Марокко). Монарх имеет право отлагательного вето. Конституционная монархия характеризуется тем, что власть монарха ограничена конституцией, в государстве имеются парламент и независимые суды.

Республика бывает двух видов: парламентарной и президентской. В парламентарной республике абсолютное большинство властных полномочий сосредоточено в руках высшего органа законодательной и представительной власти — парламента. Парламент получает свои полномочия от народа в результате прямых, равных всеобщих выборов. Он формирует высший орган исполнительной власти — правительство. Главой парламентарной республики является президент, выбираемый в большинстве случаев парламентом непосредственно или в составе коллегии выборщиков. (Германия, Италия, Турция и др.).

Главой президентской республики является президент, избираемый народом. Он формирует и возглавляет правительство, не подотчетное парламенту. Парламент может отрешить президента от должности — выразить импичмент. Президент не имеет права роспуска парламента, но обладает правом вето, т.е. может отклонить закон, принятый парламентом. (США, Мексика, Ирак).

Полупрезидентская (смешанная) - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. (Франция, Финляндия, Украина, РФ).

Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение госyдаpства, котоpое pаскpывает хаpактеp взаимоотношений междy его составными частями, междy центpальными и местными оpганами и госyдаpственной власти. Форма государственного устройства показывает части внутренней структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения, отношения между центром и местными органами власти. По форме государственного устройства все государства делятся на два вида: простые и сложные. К простым формам относятся унитарные, к сложным – федерации и империи.

Федеративное государство - это сложное по строению государство, состоящее из субъектов федерации (государств или государственных образований), обладающих некоторыми признаками государства. Федерация – это форма государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности. США, Мексика, ФРГ – это федеративные государства, образованные по территориальному признаку. Индия, Югославия, Чехословакия – это федеративные государства, созданные по национальному признаку.

Унитарное государство – это форма национально-государственного устройства, простое по строению государство, основанное на административно-территориальных единицах. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Китай (КНР), Афганистан, Пакистан и др. Однонациональными унитарными государствами являются Япония, Гаити, Египет и др.

Конфедерация – это союз государств, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов, исключающий политическую централизацию. Для нее характерно отсутствие единой конституции, единых органов власти и управления. Она создается в военных, политических или экономических целях.

 

20. Гражданское общество, правовое и социальное государство: идеал и реальность (пример РФ).

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и др.

Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Основой гражданского общества является человек с развитой правовой культурой. Гражданское общество начинается с гражданина. Жизнь в гражданском обществе предполагает добровольное самоограничение, благодаря которому оказывается возможным мирное сосуществование различных субъектов общественной жизни. Данный аспект не выполняется полностью ни в одном государстве. Поэтому гражданское общество является идеалом, к которому необходимо стремиться каждому обществу. Что же касается России, то в ней уровень общественно-правового сознания не достиг должного уровня. После перехода от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому не прошло ещё достаточно времени, чтобы говорить о существовании и функционировании гражданского общества в России. Постепенно по мере повышения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государственных проблемах, граждане через институты гражданского общества будут брать на себя все больше функций государственной власти, и переходить к самоуправлению.

Правовое государство – государство, деятельность которого подчинена установленному демократическим путем закону. Признаками правового государства являются:

- верховенство закона (его неукоснительное выполнение со всех сторон);

- суверенитет народа.

- взаимная ответственность гос-ва и личности.

- разделение властей

- незыблемость свободы личности, её прав, чести и достоинства.

- наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.

Правовое государство важный этап в расширении свободы индивида и общества, но в своем классовом либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблем достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан, поэтому в послевоенный период теория правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и образования.

Правовое социальное государство является идеальным. Люди в нем защищены государством от нарушения прав и от социального благополучия. Решить все эти проблемы на практике не удалось ни одной стране. В России положение хуже, чем в других развитых странах. Это обусловлено все тем же переходным периодом и огромными размерами. Но государство старается поддерживать социально незащищенные слои населения, постепенно приближая Россию к статусу социального государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.006 с.)