Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие форм правления и форм государственного устройства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Форма правления— это способ организации и взаимоотношения высших органов государственной власти, их компетенция и взаимодействие с населением. Форма правления показывает, кому принадлежит власть в государстве и как эта власть связана с народом: имеются ли у граждан (подданных) возможности оказывать реальное воздействие на принятие государственных решений. Традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику. Монархия — форма правления, при которой власть главы государства передается по наследству и является пожизненной. Республика — это форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными органами власти. При монархической форме правления источником власти и ее носителем является монарх. При республиканской источником власти объявляется народ, а ее носителем – выборные государственные органы. В монархиях отсутствует разделение властей, исключение составляет лишь конституционная монархия. Монархия бывает абсолютной и ограниченной. Последняя, в свою очередь, делится на дуалистическую и конституционную (парламентарную). При абсолютной монархии власть монарха не ограничивается каким-либо органом. Она сохранилась в Саудовской Аравии, Брунее и в др. азиатских государствах. В дуалистической монархии высшая власть в государстве поделена между монархом и парламентом. Правительство в дуалистической монархии формируется и возглавляется монархом, перед которым оно также несет ответственность. (Иордания, Марокко). Монарх имеет право отлагательного вето. Конституционная монархия характеризуется тем, что власть монарха ограничена конституцией, в государстве имеются парламент и независимые суды. Республика бывает двух видов: парламентарной и президентской. В парламентарной республике абсолютное большинство властных полномочий сосредоточено в руках высшего органа законодательной и представительной власти — парламента. Парламент получает свои полномочия от народа в результате прямых, равных всеобщих выборов. Он формирует высший орган исполнительной власти — правительство. Главой парламентарной республики является президент, выбираемый в большинстве случаев парламентом непосредственно или в составе коллегии выборщиков. (Германия, Италия, Турция и др.). Главой президентской республики является президент, избираемый народом. Он формирует и возглавляет правительство, не подотчетное парламенту. Парламент может отрешить президента от должности — выразить импичмент. Президент не имеет права роспуска парламента, но обладает правом вето, т.е. может отклонить закон, принятый парламентом. (США, Мексика, Ирак). Полупрезидентская (смешанная) - это такая республика, когда президент - глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. (Франция, Финляндия, Украина, РФ). Форма государственного устройства - национальное и администpативно-теppитоpиальное строение госyдаpства, котоpое pаскpывает хаpактеp взаимоотношений междy его составными частями, междy центpальными и местными оpганами и госyдаpственной власти. Форма государственного устройства показывает части внутренней структуры государства, положение этих частей и их взаимоотношения, отношения между центром и местными органами власти. По форме государственного устройства все государства делятся на два вида: простые и сложные. К простым формам относятся унитарные, к сложным – федерации и империи. Федеративное государство - это сложное по строению государство, состоящее из субъектов федерации (государств или государственных образований), обладающих некоторыми признаками государства. Федерация – это форма государственного устройства, основанная на политических образованиях, обладающих определенной сферой государственной самостоятельности. США, Мексика, ФРГ – это федеративные государства, образованные по территориальному признаку. Индия, Югославия, Чехословакия – это федеративные государства, созданные по национальному признаку. Унитарное государство – это форма национально-государственного устройства, простое по строению государство, основанное на административно-территориальных единицах. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным. Многонациональными унитарными государствами являются Китай (КНР), Афганистан, Пакистан и др. Однонациональными унитарными государствами являются Япония, Гаити, Египет и др. Конфедерация – это союз государств, созданный на основе договора для достижения общих целей и обеспечения общих интересов, исключающий политическую централизацию. Для нее характерно отсутствие единой конституции, единых органов власти и управления. Она создается в военных, политических или экономических целях.
20. Гражданское общество, правовое и социальное государство: идеал и реальность (пример РФ). Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и др. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательное свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Основой гражданского общества является человек с развитой правовой культурой. Гражданское общество начинается с гражданина. Жизнь в гражданском обществе предполагает добровольное самоограничение, благодаря которому оказывается возможным мирное сосуществование различных субъектов общественной жизни. Данный аспект не выполняется полностью ни в одном государстве. Поэтому гражданское общество является идеалом, к которому необходимо стремиться каждому обществу. Что же касается России, то в ней уровень общественно-правового сознания не достиг должного уровня. После перехода от тоталитарно-авторитарного общества к демократическому не прошло ещё достаточно времени, чтобы говорить о существовании и функционировании гражданского общества в России. Постепенно по мере повышения культурного уровня, приобретения управленческих навыков, компетенции в суждении о важнейших общественно-государственных проблемах, граждане через институты гражданского общества будут брать на себя все больше функций государственной власти, и переходить к самоуправлению. Правовое государство – государство, деятельность которого подчинена установленному демократическим путем закону. Признаками правового государства являются: - верховенство закона (его неукоснительное выполнение со всех сторон); - суверенитет народа. - взаимная ответственность гос-ва и личности. - разделение властей - незыблемость свободы личности, её прав, чести и достоинства. - наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Правовое государство важный этап в расширении свободы индивида и общества, но в своем классовом либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблем достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан, поэтому в послевоенный период теория правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и образования. Правовое социальное государство является идеальным. Люди в нем защищены государством от нарушения прав и от социального благополучия. Решить все эти проблемы на практике не удалось ни одной стране. В России положение хуже, чем в других развитых странах. Это обусловлено все тем же переходным периодом и огромными размерами. Но государство старается поддерживать социально незащищенные слои населения, постепенно приближая Россию к статусу социального государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.237 (0.006 с.) |