Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные идеологические течения: краткая характеристика.

Поиск

Либерализм. сформировался в конце XVII - XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В его истоках лежат работы Ш. Л. Монтескье, Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита, Т. Джефферсона, Дж. С. Милля и др. Принцип свободы личности (трактуется как свобода от ограничений со стороны гос-ва), ее самоценности по отношению ко всем общественным институтам, ответственности личности как перед самой собой, так и перед обществом, признание права на самореализацию всех людей. Либерализм неизменно отстаивал требование индивид свободы, достоинства человеч. личности и терпимость ко взглядам и убеждениям др людей. => принципы индивидуализма и гуманизма.

Борьба за свободу означала борьбу за уничтожение всех внешних ограничений, накладываемых на эконом, физич и интеллект свободу человека. На базе этих установок была сформулирована идея "государства - ночного сторожа". => именно в либерализме сформировалась и проводится в жизнь идея приоритета гражд общ-ва над гос-вом.

В экономической теории либерализм пропагандирует свободу предпринимательства, рынка и конкуренции. Вместе с тем сторонники этой идеологии рассматривают в качестве обязанности правительства ограждение личности от негативных последствий функционирования рыночной системы.

Неолиберализм формируется в 30-х годах XX века. ("Новый курс" Ф. Д. Рузвельта). Скорректировал ряд важных политико-эконом установок своей идеологии (переосмысление эконом и соц роли гос-ва). => необходимость участия гос-в в регулировании эконом отношений, проведение активной соц политики. За ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу низших слоев общества.

Консерватизм. возник как антиреволюц идеология, отстаивающая идею незыблемости установл Богом порядков. (Э. Берк, Ж. де Местр и Л. де Бональд). Идеология консерватизма базируется на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей. Поэтому в основе консерватизма лежит традиционализм - идея сохранения традиционных ценностей связанных с семьей, религией, сословными разграничениями. => приоритет в обществ развитии преемственности перед нововведениями, полит принципы следует приспосабливать к обычаям, нац традициям, установившимся общественно-эконом и полит институтам. Конс-ры убеждены в том, что иерархическое общественное устройство установлено свыше и поэтому не может быть произвольно изменено человеком. Отсюда следует, что принцип равенства противоречит самой природе человека и не может быть положен в основу общественного устройства. Консерваторы всегда выступали против "крайностей демократизма", связанных с эгалитаризмом.

Социализм. теоретическое и идеологическое оформление получил в Новое время (классики утопич социализма Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Оуэн, Ш. Фурье, А. Сен-Симон, франц просветитель Ж.-Ж. Руссо). В середине XIX - К. Маркс и Ф. Энгельс. => идеологич течение марксизм (идеология пролетариата). В начале XX века марксизм раскололся: ленинизм (большевизм) и социал-демократия. Эти течения связывают общие генетич корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, соц справедливость, приоритет обществен над личным, признание необходимости энергичного вмешательства гос-ва в регулировании общественных отношений.

Ленинизм. В. И. Ленин выдвинул идею о "слабом звене" в цепи капиталист стран - России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собст-ти и превращения ее в общественную (госуд) собст-ть. На базе этой идеологии произошло обобществление произ-ва, коллективизация села, сформировалась мощная тоталитарная система. система оказалась неэффектив и прекратила свое сущ-е в начале 90-х годов XX века.

Социал-демократия. (К. Каутский и Э. Бернштейн). В основе социал-демократизма лежит доктрина "демократич социализма" или социализма "с человеческим лицом". Социал-демократы утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и соц справедливости. Представление о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно связано с отказом от насильственных форм классовой борьбы и пропагандой концепции соц партнерства, сглаживания соц-эконом противоречий. Реализацию этих установок они связывают с активным государственным вмешательством в экономическую жизнь общества, перераспределением доходов в пользу неимущих, развитием государственного сектора экономики и многочисленных государственных социальных программ.

Фашизм. 20-30 е гг. (Б. Муссолини, А. Гитлер). Теоретическим основанием национал-социалистическ идеологии являются идеи расизма и элитаризма, фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялось непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. В идеологии фашизма существенное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями. Значительную роль в идеологических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.

43. Сущность, типология, этапы политических конфликтов. Политические кризисы.
Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности. Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения., Главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

Впервые попытку анализа конфликта как соц явления, предпринял А. Смит в своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов". (В основе конфликта лежат деление общества на классы и эконом соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества).

Маркс: полит разногласия обусловлены социально-эконом структурами. Общество делится на неравноправные классы, это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой полит борьбы. Полит борьба есть борьба классовая.

Этап возникновения конфликта. Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить опред нормы и правила взаимодействия сторон.
Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.
Этап окончания конфликта. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта.

Причины конфликтов:

1. Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).

2. Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.

3. Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.

4. Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.

5. Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.

6. Зависть, ненависть

7. Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

1.Внешнеполит кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств.

2.Внутриполит кризисы:

· правительственный кризис - потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами;

· парламентский кризис - расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте;

· конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны;

· социально-политический (общенациональный) кризис - включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти.

Политические конфликты и кризисы соотносятся таким образом, что конфликт может быть началом кризиса и кризис может служить основанием конфликта. Конфликт по времени и протяженности может включать в себя несколько кризисов, и совокупность конфликтов может составлять содержание кризиса.

44. Технологии контроля и управления политическими конфликтами.
Контроль как форма сознательн воздействия на полит конфликт предполагает трехступенчатую программу действий:

1. осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава не всегда очевидных участников спора, позиций и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;

2. выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности конфликта, так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;

3. предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и рост политической напряженности; минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни.

В результате формируются определенные ограничения деятельности контролирующих субъектов, в рамках которых развитие конфликта избегает трансформации в кризисы и катастрофы.

В отличие от контроля управление конфликтами представляет собой форму целенаправленного влияния на различные компоненты конкурентного взаимодействия сторон, предполагающего повышение соответствия их состояния сознательным намерениям того или иного субъекта. Осуществление управленческого воздействия на развитие конфликта зависит от той модели соперничества, которой придерживается воздействующий на него субъект. => «инженерный подход»: конфликт как определенное изменение ситуации, требующее известной «достройки» либо в области структуры, либо поведения той или иной стороны, либо иных компонентов. «гуманистический» подход: управление конфликтом возможно только на основании постоянного сближения позиций сторон при помощи проведения консультаций, экспертиз, деятельности посредников и арбитров.

В качестве наиболее значимых стратегий, в рамках которых формируются собственные технологии по сознательному воздействию на конфликт, можно выделить следующие характеризующие их цели: инициация конфликта, подразумевающая перманентное обострение имеющихся в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервацию остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, чем это мог бы сделать противник. рутинизация конфликта, означающая сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью использования ее в собственных интересах

45. Понятие и виды избирательных систем; их характеристика.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. В узком смысле- это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зав-ти от результатов голосования.

Избирательная система регулируется нормами избирательного права. «Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя». Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответств-х органов госуд. власти:

· порядок избрания Президента РФ,

· порядок избрания депутатов Государственной Думы,

· порядок избрания глав администраций субъектов РФ,

· порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ,

· порядок избрания органов местного самоуправления.

Мажоритарная система: При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. (используется в России на выборах Президента). Мажор система имеет две разновидности — абсолют большинства(50 % + 1 голос) и относител большинства(простое большинство голосов).

Пропорциональная система: места в парламенте распределяются между полит партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями.

Смешанная система: параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе.

Гибридная система: итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатами такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения — присущий пропорциональной системе.

!Избирательный ценз. Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

· возрастной

· наличие гражданства

· имущественный

· сословный

Избирательные технологии.

Понятие «избирательные технологии» используется как определение действий в области исследований полит рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Однако эта точка зрения показывает взгляд на избирательные технологии лишь со стороны участников предвыборной борьбы, кандидатов и их штабов, сужая обширное понятие избирательных технологий до частного – технологий ведения предвыборной агитации.

Между тем, избирательные технологии включают в себя весь комплекс стратегий, ресурсов, действий, взаимодействий, событий и факторов, оказывающих влияние на избирательный процесс со стороны различных его участников.

Совершенствование избирательных технологий позволяет оказывать влияние как на субъекты, участвующие в избирательном процессе, так и на среду, в которой он протекает, что в целом повышает его эффективность, управляемость, прозрачность для участников.

Деятельность, связанная с совершенствованием избирательных технологий, ведется по следующим направлениям:

· Электоральные социологические исследования (исследования в сфере избирательного права и процесса, изучение и анализ электоральных предпочтений граждан и тенденции их изменения). Организация и проведение исследований включает в себя разработку методик и реализацию соответствующих проектов. Исходя из целей проведения: 1.исслед-я, которые проводятся с целью оценки качества избират процесса и совершенствования деятельности избират комиссий. 2. исследования, которые проводятся с целью верификации результатов выборов.

· Мониторинговые исследования СМИ. (рассматривают влияние материалов СМИ на волеизъявление избирателей, а также развитие их правовой культуры). Они включают в себя анализ методик мониторинга СМИ, используемых различными организациями как в России, так и за рубежом, а также полученных ими результатов.

· Информационно-разъяснительная деятельность (позволяет форматировать процессы информирования граждан о выборах, в том числе избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в период локальных (региональных и местных) избирательных кампаний). Деятельность по данному направлению позволяет повышать уровень профессиональной компетенции участников избирательного процесса, правовой культуры избирателей, и в целом укреплять положительную репутацию организаторов выборов.

· Современные избирательные технологии (анализ практики внедрения современных избирательных технологий – электронного голосования, голосования с использованием сети Интернет или мобильной связи – в странах, где подобные технологии уже применяются официально либо используются в экспериментальном порядке).

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.012 с.)