Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология политических систем

Поиск

Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в слож­ной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть ком­плексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.

Политические системы различаются, прежде всего, в зависимо­сти от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции поли­тической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.

По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации по­литических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политиче­ских систем на традиционные и рациональные (бюрократические).

Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - мо­нарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетент­ности властных органов.

С позиции социокультурной среды выделяют политические сис­темы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические сис­темы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на анти­этатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной куль­туре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия пози­ций, признание всеми основных целей и средств политики. Характер­ными чертами такой политики являются развитость разделения функ­ций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистиче­ских мотивов, элементов авторитарности.

Достаточно актуальной является типологизация на основе харак­тера распределения власти и взаимоотношений политической сист


е­мы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в со­средоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наи­более последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, са­мостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает гос­подство устойчивого неизменного большинства.

 

Вопрос 6 Сущность и структура политических процессов. Режимы существования политического процесса

Даже хорошо представляя политические идеи современности, общественно-политические институты и государственную власть, зная их позиции, невозможно разобраться в том, что происходит в полити­ческой сфере без изучения политических процессов.

Политический процесс - это форма функционирования полити­ческой системы общества, совокупность действий субъектов политики по выполнению своих специфических функций в сфере власти, это тех­нология осуществления власти. Именно в политических процессах вы­являются и реализуются свойства всех политических сил и возможно­сти власти, отвергаются или удовлетворяются политические интересы.

Политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глу­бинные изменения политической системы, характеризует ее переход из одного состояния в другое. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельнее, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании или изменении политической системы.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

-субъекта, носителя власти;

- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

-средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

При этом ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и другие виды.

В научной литературе различают следующие режимы существо­вания политического процесса.

- режим функционирования, когда политическая система воспро­изводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражда­нами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, исполь­зуют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемствен­ность в развитии политических связей;

- режим развития, при котором субъекты власти пытаются вне­сти изменения в политику, применить методы управления, отве­чающие переменам во внутренней и внешней среде. При таком ха­рактере политические процессы сопровождаются борьбой различ­ных тенденций и идеологических течений;

- режим упадка, распада политической целостности характери­зуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые решения не выполняются, сами власти теряют леги­тимность, доверие общества.

 

Вопрос 7 Стадии политического процесса

Политический процесс можно условно разделить на пять стадий: формирование политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса; формирование политических проблем, требующих решений и принятие политических

решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов политических решений.

1.Формирование политических приоритетов. Политически­ми являются проблемы, которые обладают широким охватом сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, непосредственно не задействованных в сферу проблемы. Такие про­блемы могут быть подразделены на распределительные, регулятив­ные и перераспределительные. Первые из них затрагивают относи­тельно небольшой круг лиц, которые реально регулируют распредели­тельные отношения на разных уровнях. Регулятивные проблемы воз­никают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению других групп; перераспределительные - если большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в со­циальной и политической структуре общества.

2.Выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса. Эта стадия направлена на поиск ответа на вопрос «Почему одни проблемы выдвигаются на передний план и тре­буют действий со стороны властей, а другие нет?»

3.Формирование политических проблем и принятие поли­тических решений. Эта фаза включает разработку планов действий при решении проблем и организацию их реализации. Многие полити­ческие программы разрабатываются не только официальными лица­ми, но и людьми из неправительственных организаций.

4.Приведение в действие механизма реализации принятых решений. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Однако в со­временных политических системах политические решения проводятся посредством сложной структуры административных служб. В этих ус­ловиях административный процесс становится продолжением законо­дательного акта, и профессиональные управленцы оказываются во­влеченными в политику.

5.Оценка результатов политических решений. Как функцио­нальная деятельность оценка должна присутствовать на всех стадиях политического процесса, однако его эффективность определяется ко­нечными результатами. Существуют различные подходы к оценке эф­фективности политических процессов. Один из подходов связан с тем, что политики и администраторы руководствуются критериями ре­зультативности, заложенными в самих программах и проектах. По­литические оценки второго типа базируются на критериях, склады­вающихся на базе личных и групповых интересов. Оценщик отвечает на вопрос, кто получил наибольшую выгоду от реализации программы и в каком виде.

 

Вопрос 8 Типология современных политических процессов

Совокупность политических процессов сообщества представляет собой процесс его политического развития. В зависимости от преоб­ладающих тенденций процессы политического развития стран мож­но разделить на два типа:

1. Системоизменяющий тип. Для него характерно преоблада­ние изменений существующей политической системы, ее обновление или даже разрушение и формирование новой. При этом в системе ме­няется идейно-политическая ориентация, способы реализации. Опре­деляющими факторами являются требующие решения политические проблемы, движущие политические силы и характер отношений между ними, определяющий способ изменения системы.

2. Политические режимы. Для них характерны преобладание стабильности политической системы и ее более или менее эффектив­ное функционирование, реализация идейно-политической ориентации определенным способом.

По значимости для общества тех или иных форм политиче­ского регулирования социальных отношений различают следующие виды политических процессов:

- базовые - характеризуют различные способы включения широ­ких социальных слоев в отношения с государством, формы пре­образования интересов и требований населения в управленче­ские решения, процессы политического участия и государственно­го управления и т.д.;

- периферийные - раскрывают динамику формирования от­дельных политических организаций, развитие местного само­управления, другие связи, отношения в политической системе, не оказывающие существенного влияния на определяющие формы и способы реализации государственной политики.

Политические процессы различаются по своим масштабам. Вы­деляют внутренние и международные процессы. Первые могут иметь местный масштаб, например, выборы представительных ме­стных органов, региональный масштаб - разворачиваться в субъекте федерации или федеральном округе, общенародный масштаб - охва­тывать всю страну.

Политические процессы в мировом сообществе бывают двусто­ронними - между двумя странами и многосторонними, в которых уча­ствуют многие заинтересованные страны.

Можно говорить об эволюционном и революционном политиче­ских процессах. При революционном процессе используются как мир­ные, так и немирные средства, насилие. При этом преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто об­вальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. Основа эволюционного развития - леги­тимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивных оппозиций.

С позиций публичности осуществления правящими субъектами своих властных полномочий, принятия решений, различают откры­тый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выбо­рах, через обсуждение политических проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения.

Скрытый политический процесс связан с теневой деятельностью государственных учреждений, существованием органов с секретными функциями, секретными документами. Такой процесс создает опас­ность противоправной деятельности и коррупции официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются теневые структу­ры неполитического характера, которые имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и оказывать на них серь­езное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни.

 

Вопрос 10 Место и роль системного подхода в теории системных исследований

Системный подход лежит в основе системных исследований, структурное понятие системного исследования включает общую теорию систем (Как отмечалось ранее, общая теория систем задумывалась и создавалась как междисциплинарная теория, предметом которой яв­ляются общие закономерности функционирования сложных, комплекс­ных объектов, а также как общеметодологический и философско-мировоззренческий подход, позволяющий разрабатывать методологи­ческие рекомендации и инструментарий процесса познания таких процессов), подход, анализ и особенности исследования соц-экономических и полит систем.

Предмет: комплексное изучение объекта как единого целого: предполагает, что деятельность любой части объекта оказывает влияние на деятельность другой части объекта, что все явления находятся в причинной обусловленности, а следовательно для обоснования должно быть установлены существующие взаимодействия и их влияние и на поведение отдельных частей и на поведение объекта в целом.

При этом подходе при анализе соотношения целого и части определяющ роль целому

Задача исследования в в структуризации объекта так чтобы сохранить приоритет целого над частным. Позволяет при изучении частей системы учитывать множество факторов самого различного характера выделяя из них те которые оказывают наибольшее влияние с позиции цели. Ищет пути и методы взаимодействия. Дает возможность предсказывать как будет как будет развиваться система если измениться среда. Ценность- позволяет осуществлять анализ и синтез разных объектов с позиции единой точки зрения прививает образ мышления который как способствует устранению сложности, так и позволяет исследователю уяснить сущность проблем и принять решение на основе четкого представ о внешней среде.

Основополагающий инструмент методологии системного анализа.

Значение системного подхода для рационализации управленче­ской деятельности и проектирования организаций возрастает в силу следующих причин:

1. Увеличение динамизма внешней среды организаций. Совре­менные условия рынка, насыщенного товарами и услугами высокого качества, ведут к усилению конкурентной борьбы, быстрому возникно­вению сегментов рынка, сокращению жизненных циклов продуктов. Это повышает требования к оперативности принятия решений в усло­виях текущих и прогнозируемых вызовов внешней конкурентной сре­ды. Практика показывает, что лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда организационные изменения запланированы, когда ус­тановлено, как изменения в одних элементах организации влияют на функционирование других. Такие прогнозы и расчеты наиболее ре­зультативны при рассмотрении организации как системы.

2. Интернационализация бизнеса, размывание национальных, ре­гиональных границ, все большее доминирование на мировых рынках транснациональных корпораций порождает множество проблем, тесно связанных с традициями, этническими, социально-психологическими, политическими особенностями населения крупных регионов мира. Та­кие проблемы носят комплексный, системный характер и их решение возможно лишь при использовании системного подхода.

3. Для успешной и эффективной работы организаций в совре­менных условиях необходимы постоянные и глубокие преобразования организационных структур. Традиционные и доминирующие в бизнесе, административном и общественном управлении линейно-функциональные структуры, ориентированные на стабильную внешнюю среду, не могут обеспечить требуемый динамизм организационных из­менений. Использование новых возможностей проектирования организационных структур, соответствующих новым условиям хозяйствова­ния, может быть реализовано при использовании современных систем­ных методов.

 

Вопрос 11 Системный анализ: понятие, сущность и область применения.

Цель – выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов.

Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди спе­циалистов в этой области нет единства в формировании основных ха­рактеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недоста­точной разработанностью методологии системного анализа.Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа":

1) цель и ряд целей;

2) альтернативные средства (системы), с помощью которых мо­жет быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий;

3) затраты ресурсов на систему;

4) математическая и логическая модель, то есть система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы;

5) критерий выбора предпочтительных альтернатив [42].

Существуют и другие подходы к формированию категориального аппарата системного анализа. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и ре­шений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основны­ми "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него ма­тематические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориен­тацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных про­цедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе боль­шее внимание уделяется организационным факторам.

Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного направления исследований, основанного на системной методологии, и характеризующегося опре­деленными принципами, методами и областью применения.

Системный анализ - это методология исследования трудно на­блюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации.

Если подавляющее большинство методов исследования и ана­лиза ориентировано на непосредственное наблюдение точно опреде­ленных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаи­мосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойст­вах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные катего­рии и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи.

Главное в системном анализе - как сложное превратить в про­стое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую про­блему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной пробле­мы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность цело­го, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме.

Системный анализ представляет собой совокупность определен­ных научных методов и практических приемов, используемых при ис­следовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целе­направленной деятельности, при проектировании и управлении соци­альными, экономическими, человеко-машинными и техническими сис­темами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядоче­ния целей деятельности системы, при функционировании которой воз­никла данная проблема. При этом устанавливается соответствие меж­ду целями, возможными путями их реализации и потребными для это­го ресурсами.

Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимо­связей которых установлен только частично, для решения задач, воз­никающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и со­держащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформали­зованного экспертного знания.

 

Вопрос 12 Место и роль системного анализа в решении социально-экономических и политических проблем

Увеличение масштабов экономики и усложнение ее структуры, повышение дефицитности потребляемых ресурсов, увеличение стои­мости реализации проектов, возрастание "цены" неоптимальности принимаемых решений - все это предопределяют актуальность вопро­сов повышения эффективности всех аспектов работы, что невозможно без использования современных методов анализа.

Усиление ориентации на конечные результаты, многообразие целей социально-экономических систем требуют повышения внимания к проблемам целеполагания, определению задач развития экономики государства, отдельных отраслей и регионов, а также предприятий и объединений. Их решение возможно также только при использовании специальных методов анализа.

Ускоренное внедрение достижений науки и техники в производ­ство, обеспечение единства развития отдельных этапов воспроизвод­ственного процесса и жизненного цикла новых товаров, составление оптимальной производственной программы в условиях рыночной эко­номики невозможно без взаимоувязанного анализа отдельных этапов воспроизводственного процесса.

Системный анализ возник в начале 60-х годов и первоначально развивался исключительно как средство решения военно-стратегических проблем. Особый характер проблем, выдвигаемых для решения методами системного анализа, определил и особый ха­рактер этих методов:

1. Жизненная важность каждой из таких грандиозных комплекс­ных задач практически исключала право на ошибку.

2. Создание современных систем вооружений было связано с привлечением огромных материальных и человеческих ресурсов, и потому заказчик, который, как правило, представлял интересы безо­пасности всей страны, должен был быть уверен, что допустимый риск в работе такой системы или ее надежности является минимальным.

3. Исключительная сложность системы не позволяла при ее соз­дании двигаться традиционными методами, как это, как правило, бы­вало раньше, от частей к целому, поскольку все или, почти все основ­ные характеристики каждой части (подсистемы) задавались не наи­лучшей комбинацией свойств самой части как таковой, а извне, требо­ваниями со стороны целого и его исходных целей.

Объектами системного анализа, в первую очередь, являются со­циально-экономические и политические процессы. Они характеризу­ются целым рядом особенностей, предопределяющих необходимость системного подхода и специальных методик его реализации. Их сущ­ность и особенности были раскрыты в работах отечественных и зару­бежных ученных.

Конечный результат социально-экономической системы распада­ется на материально-вещественный, представляющий собой готовую продукцию и услуги с конкретными характеристиками и свойствами; экономический, показывающий, за счет каких средств, какой ценой достигаются материально-вещественные и социальные результаты. Именно они предопределяют необходимость учета взаимодействия различных по своей природе и сущности факторов и явлений, ком­плексный характер их исследования, успех которого в существенной степени зависит от умения решать слабоструктурированные многокри­териальные задачи.

Так как неотъемлемой частью и самым активным элементом со­циально-экономических и политических систем является человек, то это придает им следующие особые свойства:

- уникальность и непредсказуемость поведения системы в кон­кретных условиях, так как субъективные характеристики, трудно под­даются формализации;

- наличие у системы предельных возможностей, которые обу­словлены ограниченными экономическими ресурсами;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям, что, являясь полезным свойством в одних ситуациях, в других - будет проявляться в форме противодействия управляющим воздействиям, в за­труднении управления системой;

- способность и стремление к целеобразованию, формированию целей внутри системы;

- способность изменять свою структуру и формировать различ­ные варианты поведения, сохраняя целостность;

- наличие большого числа факторов различной природы, являю­щихся предметом исследования разных областей знаний;

- способность противостоять разрушающим систему тенденциям, благодаря обмену материальными, энергетическими и информацион­ными ресурсами со средой.

Исходя из отмеченных особенностей, можно сформулировать следующие основные аспекты системного анализа социально-экономических объектов:

1. Переход от разработки и использования отдельных локальных, изолированных моделей совокупности взаимосвязанных моделей, по­зволяющих исследовать систему в целом; совместное использование формальных и неформальных методов исследования; обеспечение единства процесса разработки и реализации программ.

2. Снижение действия фактора неопределенности путем: прогно­зирования и многовариантного долгосрочного планирования; учета влияния решений, принимаемых в настоящее время, на функциониро­вание системы в будущем; использования системы скользящего про­гнозирования и планирования в целях периодического уточнения ра­нее полученных оценок.

3. Проведение исследований в направлении от общего к частно­му при глубокой проработке как общих, так и частных вопросов и со­вместном использовании методов анализа и синтеза.

4. Анализ и выбор для практической реализации наиболее важ­ных проблем и целей функционирования и развития системы на базе разработки альтернативных вариантов решений, использования ите­ративных процедур согласования целей, мероприятий и ресурсов, применения многокритериальных оценок при поиске оптимальных ва­риантов решений.

Вопрос 13 Объекты, цели и задачи системного анализа

Объектами системного анализа в теоретическом аспекте являются:

- общие закономерности проведения исследований, направлен­ные на поиск наилучшего решения проблем на основе системного подхода (отработка методики системного анализа, содержание от­дельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие ме­жду ними и другие);

- конкретные научные методы исследования - определение це­лей и их ранжирование, дезагрегирование систем на их составные элементы; определение взаимосвязей, существующих как между эле­ментами системы, так и между системой и внешней сферой и другое;

- процесс интегрирования различных методов и приемов иссле­дования, разработанных как в рамках системного анализа, так и в рам­ках других научных направлений, взаимообусловленных совокупно­стью методов системного анализа.

Объектом системного анализа в прикладном аспекте являются конкретные различные проблемы, возникающие при создании и функ­ционировании систем, и выработка рекомендаций по конструированию новых или усовершенствованию действующих систем. В то же время они являются и объектом целого ряда других научных дисциплин как общетеоретических, так и прикладных. Системный анализ играет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия.

Целью системного анализа является выработка практических ре­комендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количест­венного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полу­ченным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследова­ний и возможных постановок задач показывает, что для конкретного ис­следования цели проведения системного анализа могут быть совершен­но различными. Возможны следующие постановки задач:

- правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему и перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных;

- собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы на­метить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию про­блемы и последующей разработке системы;

- выявить в полной мере назначение системы, решающей про­блему, с тем, чтобы определить ее состав, методы действия и взаимо­действия с другими системами;

- разработать несколько вариантов возможного развития систе­мы при различных внешних условиях, которые создаются в будущем, для того, чтобы подготовить информацию для последующего принятия решений;

- выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменения в перспективе;

- выявить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности;

- выявить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности ее подсистем;

- проверить эффективность взаимодействия подсистем экономи­ческой системы, выявить образовавшиеся диспропорции и узкие мес­та, наметить мероприятия по их совершенствованию;

- сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, составить план ее последовательной разработки и внедрения;

- упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить функции управления и на их основе обосновать ор­ганизационную структуру управления;

- проверить эффективность работы предприятия, взаимодейст­вия различных подразделений организации вплоть до отдельных ис­полнителей.

Даже этот достаточно неполный перечень задач показывает, что системный анализ направлен на решение в первую очередь конкрет­ных проблем.

 

При этом системный анализ ориентирует ис­следователя не на разработку окончательной модели или процесса принятия решения, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адек­ватность.

Системный анализ, как научное направление имеет присущие ему определенные принципы, логические элементы, этапность и ме­тоды его проведения. Наличие этих компонентов и делает анализ ка­кой-либо проблемы системным. Умение правильно их использовать при решении проблем во многом предопределяет возможность полу­чения требуемого результата.

 

Вопрос 14 Понятия и параметры описания систем

Термин "система" используется в тех случаях, когда исследуемый объект настолько сложен, что его невозможно предста­вить в графической, аналитической или описательной форме и иссле­довать как единое целое. Систему можно определить как целостность, состоящую из множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, выделенную из внешней среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала.

Для любой системы характерно:

1. Наличие объекта, который представляет собой совокупность элементов. Объекты могут быть материальными, понятийными или зна­ковыми. В качестве объектов могут рассматриваться не только сами ве­щи, понятия и знаки, но и совокупность их свойств или их отношений. 2. Наличие субъекта исследования или наблюдателя. Это может быть отдельный человек, машина, коллектив людей, вза­имодействующих с машинами.

3. Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и является критерием, по которому производится отбор объ­ектов и их свойств. Задача в конкретных случаях получает различные интерпретации: постановка и исследование проблемы, анализ свойств объекта, конструирование и использование объекта и т.д. 4. Наличие языка, позволяющего наблюдателю отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при ре­шении задачи. Язык понимается в общенаучном смысле как совокуп­ность комплекса понятий и взаимосвязей между ними, знаковой сис­темы (алфавита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций).

Наблюдатель, объект и задача образуют тройное единство, обеспечиваемое наличием общего языка, в котором проявляется их взаимосвязь. Для того, чтобы описать внутреннюю структуру системы, исполь­зуются такие составляющие, как подсистема, компонент и элемент. Подсистема обладает свойствами системы. Деление на под­системы направлено на вычленение совокупности элементов или ком­понентов, способных выполнять относительно независимые функции, достигать частных целей, направленных на достижение общей цели системы. Под элементом понимается простейшая неделимая часть сис­темы, предел целесообразного членения системы в процессе ее ис­следования. Предел деления определяется постановкой задачи, ре­шаемой наблюдателем, а масштаб измерения определяется инстру­ментальными возможностями, то есть языком наблюдателя. Компонент системы представляет собой группу элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостно­сти. Они используются как составляющие промежуточных уровней ме­жду подсистемами и элементами. В любое определение системы входит понятие связи. Связь -совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств дру­гих элементов. Установление связи между двумя элементами означа­ет, что выявлены зависимости их свойств. Такие зависимости могут иметь односторонний и двусторонний характер. Совокупность двусто­ронних зависимостей свойств одного элемента от свойств других на­зывается взаимосвязью. Связи обеспечивают возникновение и сохранение целостности свойств системы, характеризуют ее строение и функционирование. Связи ограничивают степень свободы элементов, поскольку послед­ние, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

Связи могут быть классифицированы по следующим признакам:

- по направлении), направленные и ненаправленные;

- по силе, сильные и слабые;

- по характеру: связи подчинения, связи порождения (или гене­тические), равноправные (или безразличные), связи управления;

- по месту приложения: внутренние и внешние;

- по направленности процессов в системе в целом и в отдель­ных его подсистемах: прямые и обратные.

 

Вопрос 15 Свойства и закономерности функционирования систем

Целостность системы, как одна из основных закономерно­стей ее развития, проявляется в возникновении у системы новых инте­гральных качеств, не свойственных ее компонентам. Для понимания сущность целостности, необходимо учитывать две ее стороны: свой­ства системы как единого целого не являются суммой свойств элемен­тов; свойства системы зависят от свойств элементов. В силу этого объединенные в систему элементы могут терять ряд свойств, прису­щих им вне системы, или приобретать новые свойства.

Двойственной по отношен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.015 с.)