Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология политических системСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в сложной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть комплексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе. Политические системы различаются, прежде всего, в зависимости от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции политической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем. По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации политических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политических систем на традиционные и рациональные (бюрократические). Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - монарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетентности властных органов. С позиции социокультурной среды выделяют политические системы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические системы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на антиэтатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной культуре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия позиций, признание всеми основных целей и средств политики. Характерными чертами такой политики являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистических мотивов, элементов авторитарности. Достаточно актуальной является типологизация на основе характера распределения власти и взаимоотношений политической сист емы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в сосредоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наиболее последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает господство устойчивого неизменного большинства.
Вопрос 6 Сущность и структура политических процессов. Режимы существования политического процесса Даже хорошо представляя политические идеи современности, общественно-политические институты и государственную власть, зная их позиции, невозможно разобраться в том, что происходит в политической сфере без изучения политических процессов. Политический процесс - это форма функционирования политической системы общества, совокупность действий субъектов политики по выполнению своих специфических функций в сфере власти, это технология осуществления власти. Именно в политических процессах выявляются и реализуются свойства всех политических сил и возможности власти, отвергаются или удовлетворяются политические интересы. Политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход из одного состояния в другое. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельнее, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании или изменении политической системы. По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: -субъекта, носителя власти; - объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; -средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. При этом ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и другие виды. В научной литературе различают следующие режимы существования политического процесса. - режим функционирования, когда политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, используют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемственность в развитии политических связей; - режим развития, при котором субъекты власти пытаются внести изменения в политику, применить методы управления, отвечающие переменам во внутренней и внешней среде. При таком характере политические процессы сопровождаются борьбой различных тенденций и идеологических течений; - режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие общества.
Вопрос 7 Стадии политического процесса Политический процесс можно условно разделить на пять стадий: формирование политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса; формирование политических проблем, требующих решений и принятие политических решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов политических решений. 1.Формирование политических приоритетов. Политическими являются проблемы, которые обладают широким охватом сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, непосредственно не задействованных в сферу проблемы. Такие проблемы могут быть подразделены на распределительные, регулятивные и перераспределительные. Первые из них затрагивают относительно небольшой круг лиц, которые реально регулируют распределительные отношения на разных уровнях. Регулятивные проблемы возникают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению других групп; перераспределительные - если большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в социальной и политической структуре общества. 2.Выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса. Эта стадия направлена на поиск ответа на вопрос «Почему одни проблемы выдвигаются на передний план и требуют действий со стороны властей, а другие нет?» 3.Формирование политических проблем и принятие политических решений. Эта фаза включает разработку планов действий при решении проблем и организацию их реализации. Многие политические программы разрабатываются не только официальными лицами, но и людьми из неправительственных организаций. 4.Приведение в действие механизма реализации принятых решений. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Однако в современных политических системах политические решения проводятся посредством сложной структуры административных служб. В этих условиях административный процесс становится продолжением законодательного акта, и профессиональные управленцы оказываются вовлеченными в политику. 5.Оценка результатов политических решений. Как функциональная деятельность оценка должна присутствовать на всех стадиях политического процесса, однако его эффективность определяется конечными результатами. Существуют различные подходы к оценке эффективности политических процессов. Один из подходов связан с тем, что политики и администраторы руководствуются критериями результативности, заложенными в самих программах и проектах. Политические оценки второго типа базируются на критериях, складывающихся на базе личных и групповых интересов. Оценщик отвечает на вопрос, кто получил наибольшую выгоду от реализации программы и в каком виде.
Вопрос 8 Типология современных политических процессов Совокупность политических процессов сообщества представляет собой процесс его политического развития. В зависимости от преобладающих тенденций процессы политического развития стран можно разделить на два типа: 1. Системоизменяющий тип. Для него характерно преобладание изменений существующей политической системы, ее обновление или даже разрушение и формирование новой. При этом в системе меняется идейно-политическая ориентация, способы реализации. Определяющими факторами являются требующие решения политические проблемы, движущие политические силы и характер отношений между ними, определяющий способ изменения системы. 2. Политические режимы. Для них характерны преобладание стабильности политической системы и ее более или менее эффективное функционирование, реализация идейно-политической ориентации определенным способом. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений различают следующие виды политических процессов: - базовые - характеризуют различные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, процессы политического участия и государственного управления и т.д.; - периферийные - раскрывают динамику формирования отдельных политических организаций, развитие местного самоуправления, другие связи, отношения в политической системе, не оказывающие существенного влияния на определяющие формы и способы реализации государственной политики. Политические процессы различаются по своим масштабам. Выделяют внутренние и международные процессы. Первые могут иметь местный масштаб, например, выборы представительных местных органов, региональный масштаб - разворачиваться в субъекте федерации или федеральном округе, общенародный масштаб - охватывать всю страну. Политические процессы в мировом сообществе бывают двусторонними - между двумя странами и многосторонними, в которых участвуют многие заинтересованные страны. Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и немирные средства, насилие. При этом преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. Основа эволюционного развития - легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивных оппозиций. С позиций публичности осуществления правящими субъектами своих властных полномочий, принятия решений, различают открытый и скрытый (теневой) политические процессы. При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение политических проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Скрытый политический процесс связан с теневой деятельностью государственных учреждений, существованием органов с секретными функциями, секретными документами. Такой процесс создает опасность противоправной деятельности и коррупции официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются теневые структуры неполитического характера, которые имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни.
Вопрос 10 Место и роль системного подхода в теории системных исследований Системный подход лежит в основе системных исследований, структурное понятие системного исследования включает общую теорию систем (Как отмечалось ранее, общая теория систем задумывалась и создавалась как междисциплинарная теория, предметом которой являются общие закономерности функционирования сложных, комплексных объектов, а также как общеметодологический и философско-мировоззренческий подход, позволяющий разрабатывать методологические рекомендации и инструментарий процесса познания таких процессов), подход, анализ и особенности исследования соц-экономических и полит систем. Предмет: комплексное изучение объекта как единого целого: предполагает, что деятельность любой части объекта оказывает влияние на деятельность другой части объекта, что все явления находятся в причинной обусловленности, а следовательно для обоснования должно быть установлены существующие взаимодействия и их влияние и на поведение отдельных частей и на поведение объекта в целом. При этом подходе при анализе соотношения целого и части определяющ роль целому Задача исследования в в структуризации объекта так чтобы сохранить приоритет целого над частным. Позволяет при изучении частей системы учитывать множество факторов самого различного характера выделяя из них те которые оказывают наибольшее влияние с позиции цели. Ищет пути и методы взаимодействия. Дает возможность предсказывать как будет как будет развиваться система если измениться среда. Ценность- позволяет осуществлять анализ и синтез разных объектов с позиции единой точки зрения прививает образ мышления который как способствует устранению сложности, так и позволяет исследователю уяснить сущность проблем и принять решение на основе четкого представ о внешней среде. Основополагающий инструмент методологии системного анализа. Значение системного подхода для рационализации управленческой деятельности и проектирования организаций возрастает в силу следующих причин: 1. Увеличение динамизма внешней среды организаций. Современные условия рынка, насыщенного товарами и услугами высокого качества, ведут к усилению конкурентной борьбы, быстрому возникновению сегментов рынка, сокращению жизненных циклов продуктов. Это повышает требования к оперативности принятия решений в условиях текущих и прогнозируемых вызовов внешней конкурентной среды. Практика показывает, что лучшие результаты достигаются в тех случаях, когда организационные изменения запланированы, когда установлено, как изменения в одних элементах организации влияют на функционирование других. Такие прогнозы и расчеты наиболее результативны при рассмотрении организации как системы. 2. Интернационализация бизнеса, размывание национальных, региональных границ, все большее доминирование на мировых рынках транснациональных корпораций порождает множество проблем, тесно связанных с традициями, этническими, социально-психологическими, политическими особенностями населения крупных регионов мира. Такие проблемы носят комплексный, системный характер и их решение возможно лишь при использовании системного подхода. 3. Для успешной и эффективной работы организаций в современных условиях необходимы постоянные и глубокие преобразования организационных структур. Традиционные и доминирующие в бизнесе, административном и общественном управлении линейно-функциональные структуры, ориентированные на стабильную внешнюю среду, не могут обеспечить требуемый динамизм организационных изменений. Использование новых возможностей проектирования организационных структур, соответствующих новым условиям хозяйствования, может быть реализовано при использовании современных системных методов.
Вопрос 11 Системный анализ: понятие, сущность и область применения. Цель – выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе всесторонней или нашей проверки различных вариантов. Как отмечалось ранее, в настоящее время не существует единой точки зрения на содержание понятия системный анализ. Среди специалистов в этой области нет единства в формировании основных характеризующих его категорий. Причем эта неоднозначность имеет в первую очередь объективные причины, а не связана лишь с недостаточной разработанностью методологии системного анализа.Ч. Хитч называет следующие "универсальные логические элементы системного анализа": 1) цель и ряд целей; 2) альтернативные средства (системы), с помощью которых может быть достигнута цель и которые представляют собой множества системных элементов или стратегий; 3) затраты ресурсов на систему; 4) математическая и логическая модель, то есть система связей между целями, альтернативными средствами, средой и требованиями, накладываемыми на ресурсы; 5) критерий выбора предпочтительных альтернатив [42]. Существуют и другие подходы к формированию категориального аппарата системного анализа. При более внимательном рассмотрении можно заметить, что различные варианты этого аппарата достаточно тесно связаны с аппаратом исследования операций и теории игр и решений. Эта связь объясняется тем, эти дисциплины являются, основными "поставщиками" методов и конкретных идей для системного анализа наряду с общими принципами. Вместе с тем, системный анализ отнюдь не совпадает с исследованием операций, хотя и заимствует у него математические методы. Эти две дисциплины отличаются, прежде всего, по масштабу проблем, к решению которых они прилагаются. Кроме того, системный анализ в отличие от исследования операций связан с ориентацией на длительные отрезки времени, с наличием специальных процедур, направленных на учет фактора неопределенности, занимающего важное место во всякой сложной проблеме. В системном анализе большее внимание уделяется организационным факторам. Наиболее точной представляется трактовка системного анализа как конкретного теоретико-прикладного направления исследований, основанного на системной методологии, и характеризующегося определенными принципами, методами и областью применения. Системный анализ - это методология исследования трудно наблюдаемых и понимаемых свойств и отношений в объектах путем представления этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, взаимоотношений между целями и средствами их реализации. Если подавляющее большинство методов исследования и анализа ориентировано на непосредственное наблюдение точно определенных объектов с учетом их природы и специфики, то системный анализ, базирующийся на теории систем, учитывает принципиальную сложность исследуемого объекта, его разветвленные и прочные взаимосвязи с окружающей средой, не наблюдаемость целого ряда его свойств. Исследователь в рамках системного анализа, отталкиваясь от реального явления, от имеющихся фактических данных о его свойствах, внутренних и внешних связях, переводит их в абстрактные категории и на основе известных свойств систем выявляет новые свойства и новые взаимосвязи. Главное в системном анализе - как сложное превратить в простое, как не только трудноразрешимую, но и труднопонимаемую проблему превратить в четкую серию задач, имеющих методику решения. Системный анализ не исчерпывается расчленением сложной проблемы на более мелкие, а направлен на то, чтобы понять сущность целого, выявить факторы, влияющие на принятие решений и, в конечном счете, вернуться к целому, к проблеме. Системный анализ представляет собой совокупность определенных научных методов и практических приемов, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов и решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности, при проектировании и управлении социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Характерным для системного анализа является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между целями, возможными путями их реализации и потребными для этого ресурсами. Системный анализ предназначен для исследования в первую очередь слабоструктурированных систем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, для решения задач, возникающих в ситуациях, характеризующихся неопределенностью и содержащих неформализуемые элементы, которые не переводятся на язык математики. Поэтому основная особенность методик системного анализа заключается в сочетании формальных методов и неформализованного экспертного знания.
Вопрос 12 Место и роль системного анализа в решении социально-экономических и политических проблем Увеличение масштабов экономики и усложнение ее структуры, повышение дефицитности потребляемых ресурсов, увеличение стоимости реализации проектов, возрастание "цены" неоптимальности принимаемых решений - все это предопределяют актуальность вопросов повышения эффективности всех аспектов работы, что невозможно без использования современных методов анализа. Усиление ориентации на конечные результаты, многообразие целей социально-экономических систем требуют повышения внимания к проблемам целеполагания, определению задач развития экономики государства, отдельных отраслей и регионов, а также предприятий и объединений. Их решение возможно также только при использовании специальных методов анализа. Ускоренное внедрение достижений науки и техники в производство, обеспечение единства развития отдельных этапов воспроизводственного процесса и жизненного цикла новых товаров, составление оптимальной производственной программы в условиях рыночной экономики невозможно без взаимоувязанного анализа отдельных этапов воспроизводственного процесса. Системный анализ возник в начале 60-х годов и первоначально развивался исключительно как средство решения военно-стратегических проблем. Особый характер проблем, выдвигаемых для решения методами системного анализа, определил и особый характер этих методов: 1. Жизненная важность каждой из таких грандиозных комплексных задач практически исключала право на ошибку. 2. Создание современных систем вооружений было связано с привлечением огромных материальных и человеческих ресурсов, и потому заказчик, который, как правило, представлял интересы безопасности всей страны, должен был быть уверен, что допустимый риск в работе такой системы или ее надежности является минимальным. 3. Исключительная сложность системы не позволяла при ее создании двигаться традиционными методами, как это, как правило, бывало раньше, от частей к целому, поскольку все или, почти все основные характеристики каждой части (подсистемы) задавались не наилучшей комбинацией свойств самой части как таковой, а извне, требованиями со стороны целого и его исходных целей. Объектами системного анализа, в первую очередь, являются социально-экономические и политические процессы. Они характеризуются целым рядом особенностей, предопределяющих необходимость системного подхода и специальных методик его реализации. Их сущность и особенности были раскрыты в работах отечественных и зарубежных ученных. Конечный результат социально-экономической системы распадается на материально-вещественный, представляющий собой готовую продукцию и услуги с конкретными характеристиками и свойствами; экономический, показывающий, за счет каких средств, какой ценой достигаются материально-вещественные и социальные результаты. Именно они предопределяют необходимость учета взаимодействия различных по своей природе и сущности факторов и явлений, комплексный характер их исследования, успех которого в существенной степени зависит от умения решать слабоструктурированные многокритериальные задачи. Так как неотъемлемой частью и самым активным элементом социально-экономических и политических систем является человек, то это придает им следующие особые свойства: - уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях, так как субъективные характеристики, трудно поддаются формализации; - наличие у системы предельных возможностей, которые обусловлены ограниченными экономическими ресурсами; - способность адаптироваться к изменяющимся условиям, что, являясь полезным свойством в одних ситуациях, в других - будет проявляться в форме противодействия управляющим воздействиям, в затруднении управления системой; - способность и стремление к целеобразованию, формированию целей внутри системы; - способность изменять свою структуру и формировать различные варианты поведения, сохраняя целостность; - наличие большого числа факторов различной природы, являющихся предметом исследования разных областей знаний; - способность противостоять разрушающим систему тенденциям, благодаря обмену материальными, энергетическими и информационными ресурсами со средой. Исходя из отмеченных особенностей, можно сформулировать следующие основные аспекты системного анализа социально-экономических объектов: 1. Переход от разработки и использования отдельных локальных, изолированных моделей совокупности взаимосвязанных моделей, позволяющих исследовать систему в целом; совместное использование формальных и неформальных методов исследования; обеспечение единства процесса разработки и реализации программ. 2. Снижение действия фактора неопределенности путем: прогнозирования и многовариантного долгосрочного планирования; учета влияния решений, принимаемых в настоящее время, на функционирование системы в будущем; использования системы скользящего прогнозирования и планирования в целях периодического уточнения ранее полученных оценок. 3. Проведение исследований в направлении от общего к частному при глубокой проработке как общих, так и частных вопросов и совместном использовании методов анализа и синтеза. 4. Анализ и выбор для практической реализации наиболее важных проблем и целей функционирования и развития системы на базе разработки альтернативных вариантов решений, использования итеративных процедур согласования целей, мероприятий и ресурсов, применения многокритериальных оценок при поиске оптимальных вариантов решений. Вопрос 13 Объекты, цели и задачи системного анализа Объектами системного анализа в теоретическом аспекте являются: - общие закономерности проведения исследований, направленные на поиск наилучшего решения проблем на основе системного подхода (отработка методики системного анализа, содержание отдельных этапов системного анализа, взаимосвязи, существующие между ними и другие); - конкретные научные методы исследования - определение целей и их ранжирование, дезагрегирование систем на их составные элементы; определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между системой и внешней сферой и другое; - процесс интегрирования различных методов и приемов исследования, разработанных как в рамках системного анализа, так и в рамках других научных направлений, взаимообусловленных совокупностью методов системного анализа. Объектом системного анализа в прикладном аспекте являются конкретные различные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем, и выработка рекомендаций по конструированию новых или усовершенствованию действующих систем. В то же время они являются и объектом целого ряда других научных дисциплин как общетеоретических, так и прикладных. Системный анализ играет роль каркаса, объединяющего все необходимые методы, знания и действия. Целью системного анализа является выработка практических рекомендаций по выбору наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных вариантов с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с полученным эффектом. Анализ практики проводимых системных исследований и возможных постановок задач показывает, что для конкретного исследования цели проведения системного анализа могут быть совершенно различными. Возможны следующие постановки задач: - правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему и перевести ее из разряда неструктурированных в разряд слабо структурированных; - собрать информацию, относящуюся к делу, для того, чтобы наметить хотя бы приблизительные мероприятия по исследованию проблемы и последующей разработке системы; - выявить в полной мере назначение системы, решающей проблему, с тем, чтобы определить ее состав, методы действия и взаимодействия с другими системами; - разработать несколько вариантов возможного развития системы при различных внешних условиях, которые создаются в будущем, для того, чтобы подготовить информацию для последующего принятия решений; - выбрать единственный наилучший курс развития системы при определенных внешних условиях с учетом динамики их изменения в перспективе; - выявить основные цели развития социально-экономических объектов, детализировать их по подсистемам и видам деятельности; - выявить критерии эффективности функционирования системы в целом и взаимосвязь критериев эффективности ее подсистем; - проверить эффективность взаимодействия подсистем экономической системы, выявить образовавшиеся диспропорции и узкие места, наметить мероприятия по их совершенствованию; - сформулировать цели создания автоматизированной системы управления, обосновать ее функциональную структуру, составить план ее последовательной разработки и внедрения; - упорядочить руководство разработкой сложного комплексного проекта, выявить функции управления и на их основе обосновать организационную структуру управления; - проверить эффективность работы предприятия, взаимодействия различных подразделений организации вплоть до отдельных исполнителей. Даже этот достаточно неполный перечень задач показывает, что системный анализ направлен на решение в первую очередь конкретных проблем.
При этом системный анализ ориентирует исследователя не на разработку окончательной модели или процесса принятия решения, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель, обосновывая ее адекватность. Системный анализ, как научное направление имеет присущие ему определенные принципы, логические элементы, этапность и методы его проведения. Наличие этих компонентов и делает анализ какой-либо проблемы системным. Умение правильно их использовать при решении проблем во многом предопределяет возможность получения требуемого результата.
Вопрос 14 Понятия и параметры описания систем Термин "система" используется в тех случаях, когда исследуемый объект настолько сложен, что его невозможно представить в графической, аналитической или описательной форме и исследовать как единое целое. Систему можно определить как целостность, состоящую из множества элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, выделенную из внешней среды с определенной целью в рамках определенного временного интервала. Для любой системы характерно: 1. Наличие объекта, который представляет собой совокупность элементов. Объекты могут быть материальными, понятийными или знаковыми. В качестве объектов могут рассматриваться не только сами вещи, понятия и знаки, но и совокупность их свойств или их отношений. 2. Наличие субъекта исследования или наблюдателя. Это может быть отдельный человек, машина, коллектив людей, взаимодействующих с машинами. 3. Наличие задачи, которая определяет отношение наблюдателя к объекту и является критерием, по которому производится отбор объектов и их свойств. Задача в конкретных случаях получает различные интерпретации: постановка и исследование проблемы, анализ свойств объекта, конструирование и использование объекта и т.д. 4. Наличие языка, позволяющего наблюдателю отразить все свойства объекта, которые необходимо принять во внимание при решении задачи. Язык понимается в общенаучном смысле как совокупность комплекса понятий и взаимосвязей между ними, знаковой системы (алфавита и словаря), грамматики (правил построения знаковых конструкций). Наблюдатель, объект и задача образуют тройное единство, обеспечиваемое наличием общего языка, в котором проявляется их взаимосвязь. Для того, чтобы описать внутреннюю структуру системы, используются такие составляющие, как подсистема, компонент и элемент. Подсистема обладает свойствами системы. Деление на подсистемы направлено на вычленение совокупности элементов или компонентов, способных выполнять относительно независимые функции, достигать частных целей, направленных на достижение общей цели системы. Под элементом понимается простейшая неделимая часть системы, предел целесообразного членения системы в процессе ее исследования. Предел деления определяется постановкой задачи, решаемой наблюдателем, а масштаб измерения определяется инструментальными возможностями, то есть языком наблюдателя. Компонент системы представляет собой группу элементов, для которых не определена подцель и не выполняется свойство целостности. Они используются как составляющие промежуточных уровней между подсистемами и элементами. В любое определение системы входит понятие связи. Связь -совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов. Установление связи между двумя элементами означает, что выявлены зависимости их свойств. Такие зависимости могут иметь односторонний и двусторонний характер. Совокупность двусторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других называется взаимосвязью. Связи обеспечивают возникновение и сохранение целостности свойств системы, характеризуют ее строение и функционирование. Связи ограничивают степень свободы элементов, поскольку последние, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии. Связи могут быть классифицированы по следующим признакам: - по направлении), направленные и ненаправленные; - по силе, сильные и слабые; - по характеру: связи подчинения, связи порождения (или генетические), равноправные (или безразличные), связи управления; - по месту приложения: внутренние и внешние; - по направленности процессов в системе в целом и в отдельных его подсистемах: прямые и обратные.
Вопрос 15 Свойства и закономерности функционирования систем Целостность системы, как одна из основных закономерностей ее развития, проявляется в возникновении у системы новых интегральных качеств, не свойственных ее компонентам. Для понимания сущность целостности, необходимо учитывать две ее стороны: свойства системы как единого целого не являются суммой свойств элементов; свойства системы зависят от свойств элементов. В силу этого объединенные в систему элементы могут терять ряд свойств, присущих им вне системы, или приобретать новые свойства. Двойственной по отношен
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.124.28 (0.015 с.) |