Типология политической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология политической культуры



Существуют различные типологии политической культуры, в частности типология исторической преемственности.

Тип политической культуры Разновидности Основные характеристики
Традиционная § Племенная § Теократическая § Деспотическая § Власть вече, ограничение статуса вождя § Высокий статус лидера, его власть ограничивается лишь пониманием воли бога § Абсолютная власть лидера
Демократическая § Либеральная § Технократическая § Ориентация людей на активную роль в политике, признание гражданских прав и свобод, контроль над властными структурами § Ценность традиций элитаризма, меритократии
Автократическая § Авторитарная § Тоталитарная § Сильное государство, сильная неконтролируемая власть, почти исключающая права и свободы граждан § Полное подчинение граждан интересам государства, сильная неконтролируемая власть

Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные.

По степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране выделяют интегрированную и фрагментарную политическую культуру.

Интегрированная политическая культура Фрагментарная политическая культура
· Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия; · преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов; · лояльность по отношению к существующему политическому режиму · Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; · расхождение в вопросах понимания власти; · § социальная разобщенность; · отсутствие доверия между отдельными группами; · отсутствие лояльности к государственным структурам; · высокая степень конфликтности; · применение насилия; · нестабильность правительств

Особое влияние на формирование интегрированного типа политической культуры оказывают экономические факторы. Политическая стабильность поддерживается: высоким уровнем материального благосостояния; развитой системой социальной защиты; многочисленным средним классом, который и выступает социальной основой политической стабильности. Примером этого типа политической культуры может служить Великобритания. Основными ценностями граждан этой страны являются: представление о правительстве как действующем на общее благо; благосостояние и стабильность в политическом процессе; широкое участие граждан в политической жизни; представительность органов власти; традиции; представление о своей стране как мировой державе, социальном государстве; высокий уровень экономического развития, высокий доход на душу населения; почти полная грамотность. По базовым ценностям, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе, выделяют следующие типы:

культура высокой гражданственности – базовой ценностью в этом типе является человек с его потребностями и интересами;

элитарная политическая культура – для нее характерно то, что в качестве базовой политической ценности воспринимается власть или властные структуры общества (государство, элиты); человек выступает как средство достижения цели, которую ставит политическая элита; основная часть общества отстранена от решения политических проблем; уровень политической активности низкий;

архаическая политическая культура – главная ценность носителей данного типа культуры – интересы этноса (рода, племени, нации), здесь индивид не осознает себя как личность, не отделяет себя от этнической общности.

По характеру поведения людей в той или иной политической системе выделяют два типа политической культуры:

подданническая политическая культура характеризуется повиновением; подчинением; исполнением со стороны участников политического процесса, которые, по сути, превращаются в объекты принуждения;

гражданственная политическая культура характеризуется участием людей в принятии решений; наличием возможностей и правом выбора и контроля властных структур.

Одним из критериев типологизации политических культур является ориентация общества не те или иные регулятивные механизмы. История знает два основных регулятивных механизма: рынок и государство. Приоритетное использование того или другого механизма в политической жизни порождает соответствующие типы политической культуры:

рыночная политическая культура рассматривает политический процесс через призму отношений купли-продажи, достижение выгоды как высшей цели политической деятельности; политика – разновидность бизнеса; политик – товар или бизнесмен. Она ориентирована на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы. Это культура индивидуализма, высшая цель – частные (или групповые) интересы. Государство есть средство реализации целей;

бюрократическая политическая культура (этатическая) связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования политического процесса, ориентирована на ограничение и запрещение конкурентной борьбы; интересы государства признаются преобладающими над частными интересами.

Существуют и другие классификации политической культуры, в частности социально-классовая. В ее основе лежит связь политической культуры с характером власти в обществе, политической системы. В соответствии с этим выделяют три типа.

Демократическая политическая культура Авторитарная политическая культура Тоталитарная политическая культура
· Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; · правовое государство; · гражданское общество; · свободное участие в политике; · идеологический, политический, экономический плюрализм; · приоритет прав человека и гражданина; · богатый политический язык · Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; · соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; · государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; · к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики · Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; · жестко идеологизированные стереотипы поведения; · лояльная ориентированность на официальные институты и символы; · политический язык формализован и идеологически жестко определен

Особые типы представляют политические культуры, в которых построение теоретических моделей связано с человеком, проживающим в соответствующей культурно-цивилизационной среде. В этой связи можно представить сравнительный анализ основных характеристик западной и восточной культур.

Западная политическая культура Восточная политическая культура
1. Преимущественно «партисипаторная» модель политического участия 2. Основные элементы политики – индивиды, различные политические объединения 3. Устойчивые традиции политической демократии 4. Индивид во многом «пресыщен» политикой 5. Западная религия формирует открытый тип участия в политике, ориентированный на изменения, усваивающий новые элементы культуры и политики 6. Диалектика модернизма и традиций в политической культуре западного общества 7. Важная роль национальных меньшинств, большинство государств являются моноэтническими или с одной доминирующей нацией 8. Консенсус между государством и гражданским обществом; наличие в обществе многочисленного среднего класса, высокий материальный уровень 1. Преимущественно «подданническо-партисипаторная» политическая культура 2. Существенный элемент политики – общность (клановая, этническая, семейная) 3. Устойчивые традиции авторитарного правления 4. Индивид недостаточно приобщен к политике 5. Восточные религии формируют отношение к политике, нацеленное на воссоздание традиционных отношений; возрастает роль ислама в политике и культуре 6. Основополагающая роль тысячелетних традиций в развитии политической культуры 7. Приоритетная роль этнического фактора и сознания; большинство государств являются полиэтническими 8. Приоритет государства над формирующимся гражданским обществом; значительный имущественный разрыв между элитами и массами

Таким образом, политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Восточный тип политической культуры обусловлен: особенностями жизнедеятельности общинных структур азиатского способа производства; влиянием мусульманской, буддистской, конфуцианской конфессий.

Носителем политической культуры являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений. Выделяются следующие типы: господствующая (официальная) и оппозиционная политическая культура; общая и региональная субкультура; политическая культура общества, класса, социальной группы, лидера, рядового гражданина. Кроме этого существуют и переходные модели политической культуры (от авторитарной к демократической).

Необходимо отметить, что в чистом виде названные типы встречаются редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.

 

7.

Политическая культура и субкультуры.

Политическая культура – это комплекс политических знаний, научных концепций, ценностных ориентаций и идеологических принципов, а также практические способы и методы их реализации в процессе политической деятельности, преобладающие в данном обществе.

Учёные выделяют следующие основные функции политической культуры:

- функция передачи политического опыта;

- функция регулирования политических отношений;

- воспитательная функция;

- познавательная функция.

Политическая культура имеет три взаимосвязанных аспекта: когнитивный (знание), оценочный и поведенческий.

Структуру политической культуры составляют различные аспекты политической жизни общества. Она включает в себя:

– политические знания;

– культуру политической деятельности вплоть до конкретных актов поведения;

– культуру взимоотношений индивида с органами государственной власти, а также взаимоотношений иных субъектов политической системы;

– знание, признание и сисполнение ритуалов, связанных с национальной государственной символикой;

– знание и разумное следование политическим традициям своего народа, а также использование положительного политического опыта других стран.

Политическая культура того или иного общества не представляет собой некое монолитное образование, поскольку разнородно само общество. Каждая значительная социальная группа, состставляющая общество, выступает носителем определённой субкультуры. Политологи выделяют молодёжную политическую культуру и субкультуру граждан старших возрастов, городскую и сельскую политическую субкультуру, субкультуру элиты и массы.

Политические субкультуры одного общества состоят друг с другом в сложных отношениях, как дружественных, так и враждебных. Среди множества политических субкультур выделяется и статусно возвышается до уровня государственно признанной политическая культура элитарного социального слоя.

Политические культуры различаются не только своими социальными носителями, но и, что очень важно, по своему идеологическому содержанию. Поэтому вполне обоснованна типологизация политическизх культур по идеологическому основанию на либеральную, консервативную, социалистическую, анархистсткую, экстремистскую, технократическую.

 

В научной литературе часто используется типология, основанная на характере политической активности субъектов политической деятельности. В этом случае политические культуры различают на патриархальную, подданническую и активистскую. Учитывая то, что в чистом виде они встречаются редко, чаще говорят о смешанных типах: патриархально-подданический, подданическо-активистский и патриархально-активистский.


Нужно учесть, что каждый политический режим вырабатывает свою специфическую политическую культуру. Поэтому можно смело выделять, с одной стороны, политическую культуру авторитарного и тоталитарного режима, а с другой, - политическую культуру демократического режима. Первая ориентирвана на патриархально-подданическую модель политического поведения индивида по принципу “ одобрям -с”, а вторая признаёт за гражданами право бунтовать по любому поводу в специально отведённых для этого местах.

Тип той или иной политической культуры обусловлен, в конечном счёте, общественно-экономическим базисом общества. Поэтому типологию политических культур смело можно строить, опираясь на марксову теорию общественно-экономических формаций. В этом случае можно выделять политическую культуру первобытно-общинного строя, рабовладельческой формации, феодального, капиталистического и коммунистического общества.

Взятые в совокупности жизненной конкретики какой-нибудь отдельной страны, все эти типологии дают причудливую и неповторимую картину политического сознания этого народа. Изучение закономерностей и особенностей политической культуры каждого отдельного народа составляет сложную задачу политологии.

 

Политолог А. Мельников отмечает, что некоторые политологи выделяют два основных типа политической культуры: тоталитарный и плюралистический. Тоталитарный тип основывается на идеях о принципиальной одномерности социально-экономической и духовной жизни общества. Эти идеи определили практические установки на недопущение открытого проявления специфических целей и интересов различных социальных групп, на вытеснение из политической жизни возможности выбора, любой альтернативности.

Важной особённостью тоталитарной политической культуры является культ борьбы, используемый в качестве универсального метода в решении и созидательных и разрушительных задач. Отсюда ориентация на конфронтацию, на решение сложных проблем с позиций силового давления и воспитание таких качеств, как нетерпимость к малейшему инакомыслию. И, наоборот, стремление к компромиссу и консенсусу, к учёту позиций и интересов каждой из взаимодействующих сторон рассматривается в рамках данного типа как признак слабости.

Плюралистическая политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической жизни и её базисного ядра – государственной власти, относительно целей и норм политической деятельности. При этом в обществе преобладает убеждённость, что все необходимые и желательные перемены могут быть интегрированы в существующую политическую систему. В общественном сознании укрепляется вера в то, что жизнеспособная демократия немыслима без легальной политяческой оппозиции. В то же время уважение прав политического меньшинства сочетается с лояльностью по отношению к воле большинства.

Неотъемлемыми чертами плюралистическей культуры являются высокое место демократии в иерархической структуре ценностей, наличие прочных установок на демократические принципы и нормы жизни, формирование демократических навыков и традиций. Этот тип культуры включает в себя признание необходимости и неизбежности плюрализма, толерантность к инакомыслию и инакомыслящим.

 

Американские политологи Г. Алмонд и С. Верба выделяют три чистых вида политической культуры – патриархальную, подданническую, активистскую и три смешанных типа – патриархально-подданническую, подданическо-активистскую и патриархалъно-активистскую, которые получаются из смешения чистых типов.

Патриархальная политическая культура существует в обществе в котором ещё не сформировалась, либо только стала формироваться политическая система. В таком обществе нет специализированных политических ролей. Они выступают как некая недифференцированная совокупность. Поэтому политические ориентации членов этого общества неотделимы от религиозных и социальных. В рамках этой культуры не имеется установок на её изменение. Характерной чертой этой политической культуры является полное отсутствие у подданных интереса к политической системе.

 

8.

Политическое сознание: структура и функции.

 

Политическое сознание это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм и теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. В основе процесса формирования политического сознания находятся экономические отношения, производство и воспроизводство материальных условий человеческого существования. Именно экономические интересы и потребности людей заставляют их активно думать и действовать, создавать политические теории и идеологии.

Политические идеи, представления, теории выражают интересы и потребности реально действующих субъектов политики – индивидов, больших и малых социальных групп, правящей политической элиты. В каждую историческую эпоху господствуют свои политические идеи, представления и настроения.

Политическое сознание имеет многоуровневую структуру. Уровень политического сознания – это определенная ступень, достигнутая социальным субъектом в познании процессов и явлений, имеющих место в сфере политических отношений. В структуре политического сознания можно выделить обыденный, эмпирический и теоретический уровни.

Обыденный уровень политического сознания – это совокупность политических идей и взглядов общества, класса, социального строя, группы людей и отдельных индивидов, возникающих из непосредственного восприятия будничной общественной жизни. Обыденное политическое сознание может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических процессов и явлений, но оно не может дать системного и полного представления об окружающей его политической действительности, о прошлом, настоящем и будущем состоянии политического развития человеческого общества. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности и нереалистичности.

Эмпирический уровень политического сознания представляет собой политические знания, оценки, переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень отличается большей конкретностью и прагматичностью человеческих представлений о политических процессах и явлениях, о политических институтах, объединениях и движениях.

Научно-теоретический уровень – это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне имеют место глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин, факторов и закономерностей их развития. Результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания – это господство рациональных и логических элементов человеческого познания.

Политическое сознание выполняет ряд функций: познавательную, связанную с отражением интересов групп; идеологическую, характеризующую его способность к защите данных потребностей; коммуникативную, обеспечивающую взаимодействие субъектов и носителей власти; прогностическую, выражающую способность политического сознания предвидеть возможное развитие политических процессов; и воспитательную, призванную придать гражданской активности людей определенную направленность

·

9.

Психология политического сознания:

сознательное и бессознательное.

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении.

Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества. Это система взглядов, представлений, знаний, установок, чувств о реальной и воображаемой политике; внутренняя «реакция» индивида или социальной общности на политическую жизнь.

Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня политического сознания: обыденный, теоретический и мотивационно-поведенческий.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Один из важнейших элементов политической психологии — политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом, направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Установки формируются под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваиваются индивидом и т. д.

Другим важным элементом политической психологии являются стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий. Например, за последние 10-15 лет российское государство не раз обкрадываю своих граждан (павловская реформа обмена денег, либерализация цен, приватизация, финансовый кризис в августе 1998 г.). В результате у населения сформировался устойчивый стереотип недоверия к властным структурам.

Кроме того, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор, и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Все элементы политической психологии содержат эмоциональные и рационально-осознанные компоненты политических отношений. От их соотношения в политическом сознании масс во многом зависят формы протекания политических процессов и их результаты.

В отличие от политической психологии, которая, как правило, «не утруждает» себя серьезными теоретическими обоснованиями тех или иных представлений о политике, политическая идеология требует теоретического, научного подхода к объяснению политических процессов и явлений.

Научность идеологии носит относительный (условный) характер. Если признать одну идеологию «истинно» научной, то из этого следует, что все другие будут ненаучными и их необходимо отвергнуть. Между тем монополизм на истину ведет к монополизму в политике. Кроме того, необходимо иметь в виду, что идеология не столько занимается поиском истины (как научная теория), сколько стремится обосновать приоритетность интересов и ценностей определенной социальной общности или политической элиты.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы и предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Мотивационно-поведенческий уровень представляет собой установку на определенного рода действия. Поведенческий уровень вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, на их основе формируются убеждения и мировоззрение, мотивы поведения. В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе способствует формированию политического сознания.

Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание подразделяют на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное; по субъектам — на индивидуальное, групповое, массовое, общественное; по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

10.

Понятие идеологии, ее структура и формы.

Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.

Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.

Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осу- ществляемые посредством идеологии:

1) ориентационная: идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

2) мобилизационная: идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии.

Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.

Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Либерализм (от лат. liberal is — свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны:

§ индивидуализм — на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;

§ свобода - свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;

§ разум — самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;

§ равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);

§ толерантность — все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;

§ согласие - политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;

§ конституционализм — власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.

В XX в. была разработана теория неолиберализма, согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

Консерватизм (от лат. conservare — охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:

§ традиционность — уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;

§ несовершенство человека — всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;

§ иерархичность — естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;

§ порядок — общество может существовать только в том случае,

§ если государство установит в нем закон и порядок;

§ патернализм — государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;

§ собственность - консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.

В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности — защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.

Социалистическая идеология (от лат. socialis — общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:

§ равенство — всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;

§ приоритет общества - индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;

§ коллективизм — все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;

§ общественная собственность - частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;

§ массовость — социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма — установление бесклассового общества;

§ плановое хозяйство — экономика полностью регулируегся государством для обеспечения потребностей населения.

Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода — не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

Коммунистическая идеология — еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь — революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».

Идеология фашизма (от итал. fascio — связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.

Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть — это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства — сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina — женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment — окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.

Основные политич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.7.255 (0.084 с.)