Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация социальных группСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальные группы – это общности, которые отличаются между собой материальным положением, престижем, образованием, способом жизни (привычками, манерами, обычаями). По этим признакам социальные группы разделяются на высшие, средние и низшие. Они имеют (часто диаметрально противоположные) интересы и разные возможности проявить эти интересы на государственном уровне. Если высшие и средние слои заинтересованы в снижении государственных налогов на социальные потребности, то низшие, наоборот – в их повышении. В этих слоях также разные возможности реализовать собственные интересы через политику. Высшие слои по сравнению с низшими и даже со средними имеют лучшие финансовые, организационные и интеллектуальные предпосылки для отстаивания выгодных позиций. В современном цивилизованном мире происходит процесс выравнивания возможностей различных социальных групп в их способности влиять на разделение власти в обществе. Группа, объединенная политическими интересами и претендующая на участие в процессе реализации власти, – это общность индивидов, главная цель которых – повлиять на одобрение правительственных решений, соответствующих групповым интересам. На базе этой теории американские политологи А. Алмонд и Г. Пауэлл попытались построить типологию субъектов политики. Все субъекты политики по уровню организованности были разбиты на четыре типа: 1. Анонилические группы – спонтанно, эпизодически образовывающиеся группы людей, совершающие определенные политические действия. Эти группы чаще всего не долговечны, слабо организованы и отношения их с органами власти носят не регулярный характер. Примером анонилических групп являются стихийно возникшие группы участников митингов, демонстраций, бунтов и других акций протеста. 2. Неассоциативные группы – неформальные объединения людей, не обладающие жесткой организационной структурой, но ставящие перед собой определенные политические цели. Примером такого типа групп интересов могут служить многочисленные общественные движения. Они не имеют ни уставов, ни структуры, ни формального членства, ни четких границ: в них участвуют сотни, тысячи и больше людей, поэтому затруднительно бывает с точностью до единицы установить число участников. Связь, существующая между участниками движения, носит по преимуществу идейный характер. Организационные формы его проявления носят эпизодический характер. Это – митинги, демонстрации, обращения. И хотя массовые движения создают, как правило, свои руководящие органы, эти органы избираются не «членами» движения (таких формальных членов не существует), а представителями общественности – представителями различных общественных организаций, выражающих политические настроения индивидов и их готовность участвовать в проведении в жизнь определенной конкретной цели. Движения могут быть длительными и кратковременными. Чаще всего они самоликвидируются, свертываются после достижения цели, ради которой возникли. 3. Ассоциативные группы обладают высоким уровнем специализации и организации (добровольные организации, специализирующие в выражении интересов, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации и др.). Ассоциативным объединениям свойственны следующие признаки: а) формальное организационное единство (официальный характер создания группы), обязательная добровольность объединения, организация как формальная группа определяется системой предписаний, позиций и ролей, нормативно-зафиксированных и определяющих разделение труда и координацию действий организации в целом и ее членов; общественная организация руководствуются в своей работе совместно разработанными их членами особыми документами – уставами; б) преднамеренность их создания (сформированы с определенной, заранее установленной целью); в) устойчивость состава и структуры, связей между членами. 4. Институциональные группы – группы людей, существующие внутри формальных структур, социально-политических институтов (госаппарата, парламента, партий, армии и т. д.), которые имеют большие возможности для контроля за теми или иными ресурсами и используют эти возможности в частных интересах. Это могут быть ведомственные корпорации бюрократии, работающие в рамках отраслевых департаментов и министерств, депутатские группы и фракции в парламенте, армейские клики и т. д. А. Алмонд и Г. Пауэлл не отрицают и то, что в качестве субъекта политики могут выступать и отдельные личности. Но зона автономной активности личности как субъекта политики достаточно ограничена по сравнению с границами деятельности группы интересов, в которой в той или иной степени интерпретировать большинство индивидов. Поэтому группы интересов не только первичный, но и основной субъект политических отношений и деятельности. 36. Понятие политической элиты. Основные концепции элит. Политическая элита – составляющее меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами и непосредственно участвующая в принятии и осуществлении решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. Во-первых, существование элиты обусловлено действием основных условий: за политическими руководителями;
2) Высокий социальный статус; 1. 3) Значительный объем государственной и информационной власти;
2. В-третьих, функции политической элиты: Механизмы формирования элит и их типология. структурный состав элиты традиционно включает: - «Лучших» представителей класса (социального слоя), то есть тех, кто имеет значительные материальные ресурсы и социальные позиции; - Наиболее специально (профессионально) подготовленных членов социальной группировки по политической (государственнической) деятельности; - Увеличивается элита (если она является открытой, а не автаркической) из нижестоящих слоев Типы элит: 1. Элиты в социуме выделяют согласно сферам их жизнедеятельности и за функциональному назначению, в частности выделяют: политическую, экономическую, духовную, информационную, национально-этническую, военную, профессиональную элиту и некоторые субэлита. 1.1. Политическая элита состоит из групп, политических лидеров и лиц, которые непосредственно осуществляют политико-властные решения, это лица, занимающие высокие должности в органах государственной власти, как гражданского, так и военного характера. Исходя из объемов полномочий власти, выделяют три уровня правящей элиты. 1.2. Экономическая элита - это наиболее богатые и могущественные члены общества, так называемая «Финансово-промышленная олигархия»: крупные собственники, банкиры, руководители финансово- промышленных групп, главы ведущих корпораций, руководство предприятий военно- промышленного комплекса, владельцы крупных капиталов, в частности «нувориши» (новые богатые). Реализуя свои интересы, экономическая элита, прямо или косвенно оказывает влияние на содержание и характер решений, принимаемых политическая элита. 1.3. Духовная элита представлена МЕРИТОКРАТИЕЙ (интеллектуальной элитой), церковно- религиозной элитой, элитой мира искусства (богема, андеграунд) и идеологической элитой (в партиях и идеологических учреждениях). 1.4. Информационная элита - «инфократия» - состоит из видных деятелей СМИ, журналистов, руководителей теле-и радиоканалов, издательств, газет, журналов и т.д.. Она небезосновательно считается «четвертой властью», ведь контролирует, управляет и дозирует потоки информации и оказывает значительное влияние на формирование общественного мнения. 1.5. Национально-этнические элиты, как и аристократию (родовую, племенную) в некоторых обществах относят к так называемым традиционных элит. Их влияние на политический процесс достаточно значительный, если эти элиты остаются при власти в традиционных обществах, в которых господствуют системы традиционных (в том числе религиозных) ценностей. 1.6. Военная элита («генералитет») или составляет необходимую часть политической «элиты 1.7. Профессиональная элита по составу напоминает интеллектуальную, но принципом ее выделение является наличие элитных профессий в обществе: юристы (адвокаты, судьи и т.д.), врачи, ученые, политики, психологи, социологи, менеджеры и др.. (Этот набор зависит от конкретных условий и уровня развития государства). Социологи и политологи выделяют также специфические субэлита - «криминалитет», маргиналы, демографические элиты («золотая молодежь», феминистки), сексуальные меньшинства и т.д.. Они не осуществляют постоянного влияния на политику, а тяготеют к ее «теневых» форм и технологий, но также непостоянно. 2. По месту в политической системе элиты подразделяются на правящую (элиту власти) и оппозиционную (контрэлиту). Правящая элита непосредственно осуществляет функции государственной власти (или способствует продвижению важных политических решений). Функции политических элит: Политическая наука обнаружила два главных механизмы рекрутирования элиты: система гильдий и антрепренерская. Характерными чертами системы гильдий являются: Номенклатурный механизм формирования во времена административно-бюрократической системы - это один из типичных вариантов системы гильдий: конкурентная борьба отсутствует в открытом виде, высокая политизация и идеологизация всех элементов системы; доминируют семейные связи. Антрепренерская система характеризуется: Этот механизм рекрутирования элиты в большей степени соответствует динамике современной жизни и применяется при либерально-демократических режимах. Система гильдий в современных условиях имеется в традиционных обществах и в консервативных режимах и институтах.
3. 4. Понятие политического лидерства, и его концепции. политический лидер – человек, способный определять общие цели, способы их достижения, организовывать процесс распределения ролей и функций внутри общества. Такая личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, называется политическим лидером. Итак, существует множество концепций, пытающихся объяснить феномен лидерства, так, например, психологическое объяснение природы лидерства акцентирует внимание на мотивации поведения лидера. Проявлением крайнего психологизма в понимании природы лидерства является концепция психоанализа, созданная З.Фрейдом. Политическое лидерство он трактовал как сферу проявления подавленного либидо – бессознательного, сексуального влечения. Неудовлетворенность сексуальных потребностей формирует психологическое напряжение у индивида. Нервное напряжение компенсируется жаждой власти, обладанием значительных властных полномочий, которые позволяют индивиду избавиться от комплексов, связанных, например, с физическими недостатками, непривлекательной внешностью и т.п. В политической деятельности подавленное либидо проявляется в стремлении к безграничной власти, в желании испытывать наслаждение от унижения других людей, в жажде разрушения. Роль и функции лидеров в обществе. Типология лидеров. К характеристикам функций лидера можно отнести следующие функции: 1) Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей. 2) Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, все же именно способностью найти более приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах. 3) Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. 4) Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. 5) Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. 6) Легитимация строя. Эта функция присуща лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидеров является система М. Херманн,которая классифицирует лидеров на основе имиджа. «Имидж» в переводе с английского означает «образ». Это визуальная привлекательность личности. Естественно, каждый человек живет признанием себя другими, это тем более свойственно лидерам. М. Херманн выделяет четыре образа лидеров (по подобию идеальных типов М. Вебера)на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его сторонников; способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Первый собирательный образ лидера - это лидер-знаменосец. Его отличают собственный взгляд на реальность, наличие оораза желаемого будущего и знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразований. Для понимания данного типа лидерства важно знать личные черты лидера, средства его воздействия на своих сторонников. К лидерам-знаменосцам можно отнести М. Ганди. В. И. Ленина. Мартина Л. Кинга и др. Второй собирательный образ лидера - лидер-служитель. Он достигает признания через выражение интересов своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он - агент группы. На практике лидер-служитель руководствуется тем, что от него
ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избиратели. Примером такого типа лидеров можно назвать Л. И. Брежнева, К. У. Черненко,выражавших интересы партийной бюрократии. Третий образ - лидер-торговец. Существенная черта его заключается в способности уоедить. Президент США Г. Трумэн заметил, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлекает приверженцев в претворение своих планов. Образцом подобного типа лидера можно считать Р. Рейгана. Четвертый образ - лидео-пожаоный. Его отличает быстрая реакция на насущные треоования времени, сформулированные его' сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Большинство лидеров в современных обществах может быть отнесено именно к этому типу. Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде такие типы встречаются редко. Чаще всего в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры сочетаются те или иные свойства каждого из перечисленных идеальных типов. Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).
5. Понятие политической культуры, ее структура и функции. Политическая культура — это определенный способ мышления, комплекс представлений о том, что является приемлемым для большинства населения, а что будет отвергнуто, несмотря на усилия инициаторов политических инноваций. Например, если большинство членов общества являются носителями патриархальной политической культуры, то для них тоталитарный или авторитарный режимы власти могут признаваться как вполне легитимные, в то время как представителями демократической политической культуры такие режимы власти будут восприниматься как политическая тирания. Политическая культура достаточно инертна. Она обладает способностью воспроизводства традиционных (привычных) форм политического устройства общества. Поэтому нередко попытки проведения демократических реформ в патриархальном обществе заканчиваются провалом. Вместе с тем политическая культура обладает определенным потенциалом саморазвития и способностью к восприятию политических инноваций извне.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.242 (0.013 с.) |