Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические системы и процессы как объект исследования и управления

Поиск

Вопрос 38. метод построения дерева взаимосвязей.

При построении деревьев взаимосвязей могут использоваться логики трех видов:

1. Логика "И" (конъюнкция). Каждый элемент на более низком уровне представлен суммой детализирующих его подэлементов. Ка­кая-либо альтернативность выбора элементов отсутствует, поскольку исключение хотя бы одного из них приведет к невыполнению целей элемента более высокого уровня. При этом возможен разный объем реализации элементов, пропорциональный их коэффициенту относи­тельной важности.

2. Логика "ИЛИ" (дизъюнкция). Существует альтернативность в выборе элементов. К реализации принимается только один из числа элементов, детализирующих элемент более высокого уровня, как наи­более эффективный. Однако в системном анализе полная альтерна­тивность при построении деревьев взаимосвязей встречается редко.

3. Логика "И/ИЛИ". Существует частичная альтернативность при построении деревьев взаимосвязей. Такая логика характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют

требованиям состязательности. После определения коэффициентов относительной важности часть элементов, получивших наиболее низ­кие оценки, не принимается к практической реализации, а оставшиеся пропорционально их значимости реализуются в разном объеме.

Логика первого типа используется при построении дерева целей или целевых уровней дерева взаимосвязей. Альтернативность свойст­венна мероприятиям и ресурсам, поскольку всегда существуют разные варианты действия и соответственно ресурсного обеспечения дости­жения поставленных целей. Однако на практике редко встречаются социально-экономические проблемы, при решении которых использу­ется логика "ИЛИ", то есть осуществляется выбор только одного меро­приятия (вида ресурса) из ряда взаимоисключающих мероприятий (ре­сурсов). Альтернативность мероприятий, как правило, вытекает из-за ограниченности ресурсов, и поэтому проблема определения элемен­тов, которые не могут быть реализованы, решается при последующей их количественной оценке, а не в процессе построения дерева меро­приятий.

В дереве взаимосвязей, если его рассматривать как связанный граф, могут содержаться целевые уровни, уровни мероприятий и ре­сурсов. При этом возникает вопрос, где проходит раздел между ними. Для правильного ответа на этот вопрос, прежде всего, следует исхо­дить из того, что цель - это желаемый результат, а мероприятие - это конкретное действие (способ) по его достижению. В результате по­строения дерева целей получается система требуемых (нормативных) значений отдельных показателей и параметров, а в результате по­строения дерева мероприятий - развернутый перечень работ, которые необходимо выполнить, чтобы поставленные цели были достигнуты.

В деревьях взаимосвязей элементы более высоких уровней яв­ляются целями, а элементы более низких уровней - средствами их достижения и такая закономерность сохраняется для всех уровней. Поэтому, рассматривая изолированно отдельный элемент, далеко не всегда можно сказать, является он целью или мероприятием. Для от­вета на этот вопрос необходимо изучить всю структуру дерева взаи­мосвязей.

В окончательном варианте дерева взаимосвязей каждый эле­мент должен характеризоваться некоторым кодовым обозначением (индексом, шифром, и т.п.), указывающим на ее связь с элементами более высокого уровня. Система кодирования элементов может быть буквенной, буквенно-цифровой, двоичной. Кодирование вершин дере­ва должно обеспечивать его однозначное построение и разъединение, не нарушая общего принципа кодирования.

Формальная структура дерева взаимосвязей может быть запол­нена любым конкретным содержанием. Дерево представляет собой лишь каркас, организующий разнородную содержательную информа­цию. Сами по себе правила, логика, и принципы структуризации не подсказывают никаких способов их построения. Для того чтобы стро­ить конкретные деревья взаимосвязей, необходимо изучать законо­мерности целеобразования в исследуемых системах.

Общие подходы к построению дерева взаимосвязей, изложенные выше, справедливы для случаев построения частных типов деревьев: целей, мероприятий и ресурсов. Однако в каждом случае происходит их определенная трансформация.

При построении дерева взаимосвязей используется логика "И" (конъюнкция), поэтому на первоначальном этапе построения могут быть представлены только ориентировочные требуемые или желае­мые значения уровня достижения поставленных целей. Только после полного построения всего дерева взаимосвязей и оценки имеющихся ресурсов, двигаясь снизу вверх возможно окончательно уточнить уро­вень достижения поставленных целей.

При структуризации элементов на уровнях мероприятий должны быть получены ответы на вопросы: как, каким образом, путем созда­ния или совершенствования какой системы должны быть достигнуты поставленные цели. В качестве признака структуризации часто реко­мендуется охват всех видов деятельности по выполнению поставлен­ных целей: научной, технической, производственной и т.д.

При определении элементов первого уровня дерева мероприя­тий необходимо не детализировать элементы последнего уровня де­рева целей, а выявлять наиболее полный набор различных способов достижения поставленных целей, Таким образом, на стыке уровней

целей и мероприятий в дереве взаимосвязей происходит переход от конкретизации содержания поставленных целей к выявлению различ­ных путей их достижения.

На первом этапе построения дерева мероприятий при движении сверху вниз по его уровням используются все три логики: "И", "ИЛИ", "И/ИЛИ". После его окончательного построения и обоснования выбора наиболее эффективных альтернативных и взаимодополняющих меро­приятий и распределения ресурсов, что осуществляется движением снизу вверх по уровням, происходит частичная перестройка дерева ме­роприятий. На заключительном этапе используется только логика "И".

Таким образом, при движении сверху вниз по уровням дерева мероприятий происходит его построение в интервальных понятиях и чисто качественная привязка мероприятий к целям. При последующем движении снизу вверх происходит переход к точным формулировкам и взаимосвязи между целями и мероприятия приобретают более жест­кий однозначный характер.

При соединении целевых уровней с уровнями мероприятий, а по­следних с ресурсными необходимо соблюдать принцип совпадения степени детализации. Суть этого принципа заключается в том, что степень структуризации элементов на первом уровне дерева меро­приятий должна соответствовать степени дробности элементов на по­следнем уровне дерева целей. В противном случае не используется та степень конкретности, которая была достигнута в результате структу­ризации целей.

Таблица 12

Экономические системы и процессы как объект исследования и управления

Изучение экономики представляет интерес для многих ее участ­ников - рядовых граждан, предпринимателей, чиновников, экономистов.

Экономические знания обеспечивают понимание экономических и социальных процессов, их сложных взаимосвязей. В центре внима­ния социальной рыночной экономики находится человек с его потреб­ностями и интересами, его отношения с другими членами общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Задачей исследования социальной рыночной экономики являет­ся познание закономерностей становления и развития хозяйственного механизма, сознательно ориентированного на решение социальных проблем. Ее успешное решение способствует выработке правильной экономической и социальной политики на макро - и микроуровнях, достижению в обществе социального партнерства, сохранению и при­умножению общественных ценностей, обеспечению равных условий доступа к ним.

Глубокое знание современной социальной рыночной экономики позволяет вырабатывать принципы, правила, формы хозяйствования различных субъектов экономики, определять ориентиры хозяйствен­ной деятельности, критерии экономической и социальной эффектив­ности, оптимальное поведение потребителей и производителей.

Понятие "система" относится к одному из важнейших во всех нау­ках, а также в любых видах практической деятельности. Оно подчерки­вает системность мира, природы, общества и мышления, указывает на то, что все предметы, процессы, явления взаимосвязаны, взаимодейст­вуют, влияют друг на друга.

К важнейшим элементам любой экономической системы отно­сятся:

· социально-экономические отношения, зависящие от форм соб­ственности на экономические ресурсы и конечные результаты эконо­мической деятельности;

· организационные формы хозяйственной деятельности;

· хозяйственный механизм, как способ регулирования экономической деятельности;

· совокупность стимулов и мотивов, которыми руководствуются участники экономической деятельности;

· формы конкретных экономических отношений между участника­ми экономической деятельности.

Целевая направленность функционирования экономической сис­темы состоит в следующем:

· формирование и обеспечение высокой работоспособности экономики;

· координация всех видов экономической деятельности;

· реализация социальных целей.


Вопрос 2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие

Социальные процессы немыслимы без социальных фактов и социальных норм.

В качестве социальных фактов выступают следующие явления социальной жизни: действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей; материальные и духовные продукты человеческой деятельности; вербальные, словесные действия, а так­же их разнообразные комбинации.

В широком смысле, социальный факт - событие, имеющие место, в узком - событие, имеющее место в определенное время при определенных условиях, в познавательном смысле социальный факт -типовое событие, зафиксированное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой он имел место.

Основным методом познания социального факта является со­циологическое исследование. Оно призвано раскрыть содержание факта и описать его характеристики. Научная обоснованность факта зависит от следующих моментов:

· реалистичности и прогрессивности мировоззренческой позиции исследователя;

· объективности общей и частной социологической теории, в по­нятиях которой описываются социальные факты;

· надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их объединения в совокупности социально-статистических фактов.

Любой социальный факт непременно характеризуется опреде­ленной социальной нормой, то есть она необходимый, существенный и постоянно действующий фактор жизни общества и человека.

Социальные нормы - исторически утвердившиеся формы со­циальной регуляции отношений и поведения людей и социальных общностей. Основными функциями социальных норм являются обес­печение социального контроля и влияния, регулирование поведения индивида, отношений и связей социальных групп, отображение и за­щита социального идеала общности.

Социальные нормы классифицируются по разным признакам:

· по уровню общности делятся на нормы всего общества и нор­мы отдельных подсистем, включая коллективы и группы;

· по отражению различных сторон жизни общества делятся на нормы эстетические, правовые и т.д.;

· по способу образования различают нормы, возникающие сти­хийно и сознательно формируемые социальными группами или упол­номоченными органами;

· по характеру нормотворчества делятся на институциональ­ные и неинституциональные нормы. Первые вводятся теми или иными институтами, государственными органами, вторые возникают неофи­циальным путем;

· по форме фиксации нормы бывают вербальные, предметно-знаковые, символические;

· по характеру фиксации нормы бывают жестко фиксированные и динамичные, гибкие, учитывающие обстоятельства деятельности;

· по степени включения в общественную жизнь делятся на нор­мы нарождающиеся (находящиеся на стадии формирования и практи­чески регулирующие поведение лишь небольшой социальной общно­сти), широко вошедшие в практическую жизнь и отжившие.

Для характеристики социальной реальности в ее конкретном состоянии особое значение имеют социальные нормативы. Социаль­ные нормативы - регламентированные социальные показатели, вы­ражающие систему стандартных требований, которые предъявляются социальными субъектами к социальным объектам и процессам, и представляют собой границы осуществления необходимого и возмож­ного в жизнедеятельности общества и человека.

Отличительными чертами социальных норм и нормативов яв­ляются их условность, относительность, связь с интересами общества в целом и его социальных групп, необходимость постоянного пересмотра.

Движение в социальной организации, реализуемое в социаль­ных процессах, может вести либо к воспроизводству параметров соци­альной структуры, либо к их изменению. Такое различие характера движения позволяет дифференцировать социальные процессы на процессы функционирования и развития.


Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов

Классификация социальных процессов может иметь разные основания: содержание деятельности, длительность ее протекания, уровень общности, роль и функции организованной системы.

По содержанию деятельности различают типы социальных процессов

1. Приспособление проявляется всегда там, где индивид или группа оказывается в новой среде. Приспособление включает:

· терпимость - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга, признавая их равноцен­ность;

· аккомодацию - взаимные уступки, признание и принятие основ­ных ценностей новой ситуации при одновременном признании новой средой некоторых ценностей нового индивида;

· ассимиляцию - полное приспособление, основанное на отказе от прежних образцов и ценностей и полном принятии новых.

2. Сотрудничество основывается на согласованной деятель­ности в достижении общей цели. Смысл сотрудничества – обоюдная польза, оно возможно на основе взаимного приспособления, отказа от некоторых собственных ценностей.

3. Соперничество - противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Оно возникает на почве противоположности интересов или стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетво­рить собственные интересы.

4. Конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, сообществ людей и отдельных индивидов.

5. Дезорганизация - совокупность социальных процессов, приво­дящих к тому, что в рамках определенной общности действия, откло­няющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимую границу, угрожая установленному течению процессов коллективной жиз­ни. Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различ­ными причинами: стихийными бедствиями, массовыми миграциями и пе­ремещением больших масс населения, личностными факторами, резким ослаблением научного управления и т.д.

6. Социальные перемещения - изменения индивидом или груп­пой социальной позиции, места, занимаемых в социальной структуре. Эти изменения могут происходить в социально-классовом положении, социально-пространственном местопребывании, нахождении в том или ином трудовом коллективе или занимаемом месте. Различают вертикальные социальные перемещения (движение вверх и вниз в системе социальных позиций) и горизонтальные (передвижение на од­ном и том же социальном уровне).

По характеру изменений, которые происходят в системе в це­лом в результате протекания процесса, различают:

· процессы функционирования, ведущие к воспроизводству ос­новных характеристик социальной организации, при которых сущест­венных качественных изменений системы не происходит;

· процессы развития;

· процессы деградации.

Относить тот или иной процесс к одной из указанных групп следует в соответствии с тем, насколько он способствует или препят­ствует достижению основных целей системы. Социальный процесс, который уводит организацию от достижения главной цели или направ­лен на реализацию «лжецелей», есть процесс деградации, он ведет к регрессивным изменениям системы. В связи с тем, что социальная ор­ганизация является подсистемой многоцелевой социотехнической сис­темы, при оценке того или иного социального процесса необходимо исходить из комплекса ее целей.

Понятие цели как будущего состояния системы тесно связано с понятием функции, которую можно рассматривать как деятельность социальной организации, направленную на достижение ее целей.

По характеру функциональной направленности выделяются сле­дующие группы процессов:

· базовые процессы - ориентированы на обеспечение главной цели и тесно с формированием и развитием ценностных, целевых ориентации членов коллектива;

· интегративно-обеспечивающие процессы - управление, комму­никационные и нормативные процессы;

· изменяюще-поддерживающие процессы - направлены на воспро­изведение и изменение социального статуса организации и ее членов.

По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Глобальные процессы оказывают воздействие на все общество, локальные - вызывают определенные из­менения в ограниченных масштабах. Глобальный процесс может скла­дываться из отдельных локальных процессов. Причем отдельные ло­кальные процессы могут иметь противоположную ему направленность.

Все социальные процессы, происходящие в системе, взаимо­связаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выде­лить из их совокупности. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.


Вопрос 4 Принципы управления социально-экономическими процессами

Целостность сложной системы управления социально-экономическими и политическими процессами, состояние управленче­ских отношений, прежде всего, зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления. Кризис управления в большинстве случаев обусловлен именно усугубляющи­мися противоречиями между ними.

Процессы управления в силу их объективного характера являют­ся устойчивыми и определяющими в системе управления. Именно они являются главным объектом системных исследований.

Предметом же исследования объекта управления являются об­щественные отношения и процессы, социальные организации, ресур­сы и человек, неизбежно вступающий в социальные отношения и уча­ствующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Исследователю необходимо осознать и адек­ватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления. Следует отметить, что в центре внимания находятся управленческие отношения, которые пребывают в постоянном изме­нении, где происходят различные события и явления, развивающиеся в пространстве и времени.

Система единых принципов существования и функционирова­ния сложных систем управления включает

1. Принципы физичности - всякой системе (независимо от ее природы) присущи законы или закономерности, определяющие причинно-следственные связи ее существования и функциони­рования. Принцип физичности включает несколько постулатов:

Постулат целостности. Сложная система управления должна рассматриваться как единое целое. Система не множество подсистем, а целостный объект, допускающий различные членения на подсисте-мы Поэтому система не тождественна никаким ее членам. Примене­ние постулата целостности состоит в раскрытии и накоплении сведе­ний о системных свойствах на всех этапах исследования и в обобще­нии их в понятия, а затем - в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции.

Постулат декомпозиции систем. Анализ и синтез сложной сис­темы управления осуществляется путем расчленения ее на подсисте­мы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рас­сматривается как элемент вышележащего уровня.

Постулат автономности. С точки зрения постулата целостно­сти, разнообразие декомпозиции помогает выявлению системных свойств. С точки зрения постулата автономности, большинство деком­позиций, а может быть все, кроме одной, отпадут.

2. Принцип моделируемости - сложная система, представлен­ная конечным множеством моделей, каждая из которых отражает оп­ределенную сторону ее существования. Этот важный принцип дает возможность исследовать определенное свойство сложной системы при помощи одной или нескольких упрощенных моделей. Принцип моделируемости базируется на следующих постулатах.

Постулат действия. Для изменения поведения системы требу­ется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое зна­чение. Порог есть функция трех переменных: количества определен­ного вещества, количества энергии и количества определенной ин­формации.

Постулат неопределенности. Существует область неопределен­ности, в пределах которой свойства системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками. Повышение точности определения (измерения) какого-либо количественно-описываемого свойства сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возмож­ной точности определения (измерения) другого свойства.

Постулат дополнительности. Сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях) могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные. Наблюдатель воспринимает одни грани сущности в одних условиях и другие сущности в других.

Постулат многообразия моделей. Определение характеристик системы на всех уровнях производится с помощью множества моде­лей. Выбор моделей зависит от целей анализа и синтеза и особенно­стей исследуемой системы.

Постулат согласования уровней. Требования к системе, фор­мируемые на любом уровне, выступают как условия и ограничения на выбор частных моделей и предельных возможностей системы на ни­жележащих уровнях. В случае невозможности выполнения требований осуществляется корректировка условий.

Постулат внешнего дополнения. Проверка истинности резуль­татов, полученных на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов вышележащих уровней. Данный постулат является основополагающим в общей теории систем и его соблюдение является необходимым условием получения правильных решений на всех уровнях исследования системы.

Постулат достаточности. Последовательность уровней (эта-в) определения требуемых характеристик в процессе совершенствования сложной системы выбирается по возрастанию затрат на улучшение системы с проверкой достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности.

Постулат проверенного методического обеспечения. Для ана­лиза и синтеза системы управления необходимо использовать хорошо отработанные и экспериментально проверенные модели и методики, обеспечивающие получение отдельных характеристик системы в за­данные сроки и с заданной точностью.

3. Принцип целенаправленности - функциональная тенденция целенаправленности системы на достижение некоторого состояния, либо на усиление или сохранение какого-то процесса. При этом систе­ма обладает способностью противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события. Этот принцип вклю­чает в себя постулат выбора.

Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать.способ действия и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций.

Познание и практическое использование этого постула­та имеет два аспекта. Первый касается стимулирования или подавле­ния «свободы» выбора. В исследовательских, творческих поисковых системах возможность выбора должна быть максимальной. Исполни­тельные системы должны иметь возможность выбора в пределах по­ставленной задачи. Второй аспект связан с количеством описаний вы­бора, его формальным представлением, качественной и количествен­ной оценкой и использованием этой оценки при решении задач.

Принципы физичности, моделируемости, целенаправленности и их постулаты составляют основополагающую базу методологии сис­темного подхода к исследованию систем управления.


 

Вопрос 5 Политические системы и подходы к их исследованию. Типология политических систем

Для постижения современной политики наиболее эффективен научный подход к ее изучению. Его важные элементы формирова­лись в рамках социологии, особенно политической социологии, в ис­следованиях изменений государственно-политических устройств, функций различных политических организаций, развития политических процессов, а также изучения роли личности и масс в решении полити­ческих проблем.

В науке сложились определенные подходы к изучению политиче­ской системы. Каждый из них под определенным углом рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе властные решения.

Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных ин­ститутов социальных и правовых норм, посредством которых реали­зуются властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: госу­дарство, партии, движения, объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Недостатками такого подхода является то, что в сто­роне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъек­тов экономики и политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.

При современном системном подходе политические отношения рассматриваются как взаимодействие внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Соот­ветственно исследование взаимоотношений - это разносторонний и разноуровневый процесс. Системный подход позволяет изучать поли­тическую власть как продукт совместной деятельности людей, как про­цесс и результат взаимодействий различных субъектов и объектов (представительные и административные структуры, партии, ассоциа­ции, политические лидеры и т.д.) При этом подходе преодолевается институциональная ограниченность, и внимание концентрируется на всей сферу политической деятельности. При системном подходе глав­ным предметом анализа становится не институт, а социальное взаи­модействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли.

Применение системного подхода в исследовании политических систем и процессов позволяет раскрыть сущность политической вла­сти, механизм ее стабильности, установить, как в рамках конкретной системы вырабатывается политика, позволяющая распределять цен­ности в обществе и достигать коллективных целей

Системный подход позволяет расширить границы объекта ис­следования. Проявляется возможность более широкого толкования политической системы, охватывающей все лица и институты, участ­вующие в политических отношениях. Появляются возможности иссле­довать политические системы как системы социальных взаимодейст­вий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитим­ного принуждения.

Изучение политической системы не сводится к исследованию только внутренних механизмов властных отношений. Анализируется сфера ее обитания. К ней относятся другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная, природная и др. К внешней среде относятся также международные факторы. Это важно потому,

что решение стратегических вопросов политики возможно только при благоприятствовании тому международной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.015 с.)