Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономические системы и процессы как объект исследования и управления↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос 38. метод построения дерева взаимосвязей. При построении деревьев взаимосвязей могут использоваться логики трех видов: 1. Логика "И" (конъюнкция). Каждый элемент на более низком уровне представлен суммой детализирующих его подэлементов. Какая-либо альтернативность выбора элементов отсутствует, поскольку исключение хотя бы одного из них приведет к невыполнению целей элемента более высокого уровня. При этом возможен разный объем реализации элементов, пропорциональный их коэффициенту относительной важности. 2. Логика "ИЛИ" (дизъюнкция). Существует альтернативность в выборе элементов. К реализации принимается только один из числа элементов, детализирующих элемент более высокого уровня, как наиболее эффективный. Однако в системном анализе полная альтернативность при построении деревьев взаимосвязей встречается редко. 3. Логика "И/ИЛИ". Существует частичная альтернативность при построении деревьев взаимосвязей. Такая логика характеризуется представлением на одном уровне элементов, которые удовлетворяют требованиям состязательности. После определения коэффициентов относительной важности часть элементов, получивших наиболее низкие оценки, не принимается к практической реализации, а оставшиеся пропорционально их значимости реализуются в разном объеме. Логика первого типа используется при построении дерева целей или целевых уровней дерева взаимосвязей. Альтернативность свойственна мероприятиям и ресурсам, поскольку всегда существуют разные варианты действия и соответственно ресурсного обеспечения достижения поставленных целей. Однако на практике редко встречаются социально-экономические проблемы, при решении которых используется логика "ИЛИ", то есть осуществляется выбор только одного мероприятия (вида ресурса) из ряда взаимоисключающих мероприятий (ресурсов). Альтернативность мероприятий, как правило, вытекает из-за ограниченности ресурсов, и поэтому проблема определения элементов, которые не могут быть реализованы, решается при последующей их количественной оценке, а не в процессе построения дерева мероприятий. В дереве взаимосвязей, если его рассматривать как связанный граф, могут содержаться целевые уровни, уровни мероприятий и ресурсов. При этом возникает вопрос, где проходит раздел между ними. Для правильного ответа на этот вопрос, прежде всего, следует исходить из того, что цель - это желаемый результат, а мероприятие - это конкретное действие (способ) по его достижению. В результате построения дерева целей получается система требуемых (нормативных) значений отдельных показателей и параметров, а в результате построения дерева мероприятий - развернутый перечень работ, которые необходимо выполнить, чтобы поставленные цели были достигнуты. В деревьях взаимосвязей элементы более высоких уровней являются целями, а элементы более низких уровней - средствами их достижения и такая закономерность сохраняется для всех уровней. Поэтому, рассматривая изолированно отдельный элемент, далеко не всегда можно сказать, является он целью или мероприятием. Для ответа на этот вопрос необходимо изучить всю структуру дерева взаимосвязей. В окончательном варианте дерева взаимосвязей каждый элемент должен характеризоваться некоторым кодовым обозначением (индексом, шифром, и т.п.), указывающим на ее связь с элементами более высокого уровня. Система кодирования элементов может быть буквенной, буквенно-цифровой, двоичной. Кодирование вершин дерева должно обеспечивать его однозначное построение и разъединение, не нарушая общего принципа кодирования. Формальная структура дерева взаимосвязей может быть заполнена любым конкретным содержанием. Дерево представляет собой лишь каркас, организующий разнородную содержательную информацию. Сами по себе правила, логика, и принципы структуризации не подсказывают никаких способов их построения. Для того чтобы строить конкретные деревья взаимосвязей, необходимо изучать закономерности целеобразования в исследуемых системах. Общие подходы к построению дерева взаимосвязей, изложенные выше, справедливы для случаев построения частных типов деревьев: целей, мероприятий и ресурсов. Однако в каждом случае происходит их определенная трансформация. При построении дерева взаимосвязей используется логика "И" (конъюнкция), поэтому на первоначальном этапе построения могут быть представлены только ориентировочные требуемые или желаемые значения уровня достижения поставленных целей. Только после полного построения всего дерева взаимосвязей и оценки имеющихся ресурсов, двигаясь снизу вверх возможно окончательно уточнить уровень достижения поставленных целей. При структуризации элементов на уровнях мероприятий должны быть получены ответы на вопросы: как, каким образом, путем создания или совершенствования какой системы должны быть достигнуты поставленные цели. В качестве признака структуризации часто рекомендуется охват всех видов деятельности по выполнению поставленных целей: научной, технической, производственной и т.д. При определении элементов первого уровня дерева мероприятий необходимо не детализировать элементы последнего уровня дерева целей, а выявлять наиболее полный набор различных способов достижения поставленных целей, Таким образом, на стыке уровней целей и мероприятий в дереве взаимосвязей происходит переход от конкретизации содержания поставленных целей к выявлению различных путей их достижения. На первом этапе построения дерева мероприятий при движении сверху вниз по его уровням используются все три логики: "И", "ИЛИ", "И/ИЛИ". После его окончательного построения и обоснования выбора наиболее эффективных альтернативных и взаимодополняющих мероприятий и распределения ресурсов, что осуществляется движением снизу вверх по уровням, происходит частичная перестройка дерева мероприятий. На заключительном этапе используется только логика "И". Таким образом, при движении сверху вниз по уровням дерева мероприятий происходит его построение в интервальных понятиях и чисто качественная привязка мероприятий к целям. При последующем движении снизу вверх происходит переход к точным формулировкам и взаимосвязи между целями и мероприятия приобретают более жесткий однозначный характер. При соединении целевых уровней с уровнями мероприятий, а последних с ресурсными необходимо соблюдать принцип совпадения степени детализации. Суть этого принципа заключается в том, что степень структуризации элементов на первом уровне дерева мероприятий должна соответствовать степени дробности элементов на последнем уровне дерева целей. В противном случае не используется та степень конкретности, которая была достигнута в результате структуризации целей. Таблица 12 Экономические системы и процессы как объект исследования и управления Изучение экономики представляет интерес для многих ее участников - рядовых граждан, предпринимателей, чиновников, экономистов. Экономические знания обеспечивают понимание экономических и социальных процессов, их сложных взаимосвязей. В центре внимания социальной рыночной экономики находится человек с его потребностями и интересами, его отношения с другими членами общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Задачей исследования социальной рыночной экономики является познание закономерностей становления и развития хозяйственного механизма, сознательно ориентированного на решение социальных проблем. Ее успешное решение способствует выработке правильной экономической и социальной политики на макро - и микроуровнях, достижению в обществе социального партнерства, сохранению и приумножению общественных ценностей, обеспечению равных условий доступа к ним. Глубокое знание современной социальной рыночной экономики позволяет вырабатывать принципы, правила, формы хозяйствования различных субъектов экономики, определять ориентиры хозяйственной деятельности, критерии экономической и социальной эффективности, оптимальное поведение потребителей и производителей. Понятие "система" относится к одному из важнейших во всех науках, а также в любых видах практической деятельности. Оно подчеркивает системность мира, природы, общества и мышления, указывает на то, что все предметы, процессы, явления взаимосвязаны, взаимодействуют, влияют друг на друга. К важнейшим элементам любой экономической системы относятся: · социально-экономические отношения, зависящие от форм собственности на экономические ресурсы и конечные результаты экономической деятельности; · организационные формы хозяйственной деятельности; · хозяйственный механизм, как способ регулирования экономической деятельности; · совокупность стимулов и мотивов, которыми руководствуются участники экономической деятельности; · формы конкретных экономических отношений между участниками экономической деятельности. Целевая направленность функционирования экономической системы состоит в следующем: · формирование и обеспечение высокой работоспособности экономики; · координация всех видов экономической деятельности; · реализация социальных целей. Вопрос 2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие Социальные процессы немыслимы без социальных фактов и социальных норм. В качестве социальных фактов выступают следующие явления социальной жизни: действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей; материальные и духовные продукты человеческой деятельности; вербальные, словесные действия, а также их разнообразные комбинации. В широком смысле, социальный факт - событие, имеющие место, в узком - событие, имеющее место в определенное время при определенных условиях, в познавательном смысле социальный факт -типовое событие, зафиксированное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой он имел место. Основным методом познания социального факта является социологическое исследование. Оно призвано раскрыть содержание факта и описать его характеристики. Научная обоснованность факта зависит от следующих моментов: · реалистичности и прогрессивности мировоззренческой позиции исследователя; · объективности общей и частной социологической теории, в понятиях которой описываются социальные факты; · надежности метода и техники регистрации первичных данных и способов их объединения в совокупности социально-статистических фактов. Любой социальный факт непременно характеризуется определенной социальной нормой, то есть она необходимый, существенный и постоянно действующий фактор жизни общества и человека. Социальные нормы - исторически утвердившиеся формы социальной регуляции отношений и поведения людей и социальных общностей. Основными функциями социальных норм являются обеспечение социального контроля и влияния, регулирование поведения индивида, отношений и связей социальных групп, отображение и защита социального идеала общности. Социальные нормы классифицируются по разным признакам: · по уровню общности делятся на нормы всего общества и нормы отдельных подсистем, включая коллективы и группы; · по отражению различных сторон жизни общества делятся на нормы эстетические, правовые и т.д.; · по способу образования различают нормы, возникающие стихийно и сознательно формируемые социальными группами или уполномоченными органами; · по характеру нормотворчества делятся на институциональные и неинституциональные нормы. Первые вводятся теми или иными институтами, государственными органами, вторые возникают неофициальным путем; · по форме фиксации нормы бывают вербальные, предметно-знаковые, символические; · по характеру фиксации нормы бывают жестко фиксированные и динамичные, гибкие, учитывающие обстоятельства деятельности; · по степени включения в общественную жизнь делятся на нормы нарождающиеся (находящиеся на стадии формирования и практически регулирующие поведение лишь небольшой социальной общности), широко вошедшие в практическую жизнь и отжившие. Для характеристики социальной реальности в ее конкретном состоянии особое значение имеют социальные нормативы. Социальные нормативы - регламентированные социальные показатели, выражающие систему стандартных требований, которые предъявляются социальными субъектами к социальным объектам и процессам, и представляют собой границы осуществления необходимого и возможного в жизнедеятельности общества и человека. Отличительными чертами социальных норм и нормативов являются их условность, относительность, связь с интересами общества в целом и его социальных групп, необходимость постоянного пересмотра. Движение в социальной организации, реализуемое в социальных процессах, может вести либо к воспроизводству параметров социальной структуры, либо к их изменению. Такое различие характера движения позволяет дифференцировать социальные процессы на процессы функционирования и развития. Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов Классификация социальных процессов может иметь разные основания: содержание деятельности, длительность ее протекания, уровень общности, роль и функции организованной системы. По содержанию деятельности различают типы социальных процессов 1. Приспособление проявляется всегда там, где индивид или группа оказывается в новой среде. Приспособление включает: · терпимость - проявление взаимной терпимости к системам ценностей и образцам поведения друг друга, признавая их равноценность; · аккомодацию - взаимные уступки, признание и принятие основных ценностей новой ситуации при одновременном признании новой средой некоторых ценностей нового индивида; · ассимиляцию - полное приспособление, основанное на отказе от прежних образцов и ценностей и полном принятии новых. 2. Сотрудничество основывается на согласованной деятельности в достижении общей цели. Смысл сотрудничества – обоюдная польза, оно возможно на основе взаимного приспособления, отказа от некоторых собственных ценностей. 3. Соперничество - противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Оно возникает на почве противоположности интересов или стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетворить собственные интересы. 4. Конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, сообществ людей и отдельных индивидов. 5. Дезорганизация - совокупность социальных процессов, приводящих к тому, что в рамках определенной общности действия, отклоняющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимую границу, угрожая установленному течению процессов коллективной жизни. Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различными причинами: стихийными бедствиями, массовыми миграциями и перемещением больших масс населения, личностными факторами, резким ослаблением научного управления и т.д. 6. Социальные перемещения - изменения индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемых в социальной структуре. Эти изменения могут происходить в социально-классовом положении, социально-пространственном местопребывании, нахождении в том или ином трудовом коллективе или занимаемом месте. Различают вертикальные социальные перемещения (движение вверх и вниз в системе социальных позиций) и горизонтальные (передвижение на одном и том же социальном уровне). По характеру изменений, которые происходят в системе в целом в результате протекания процесса, различают: · процессы функционирования, ведущие к воспроизводству основных характеристик социальной организации, при которых существенных качественных изменений системы не происходит; · процессы развития; · процессы деградации. Относить тот или иной процесс к одной из указанных групп следует в соответствии с тем, насколько он способствует или препятствует достижению основных целей системы. Социальный процесс, который уводит организацию от достижения главной цели или направлен на реализацию «лжецелей», есть процесс деградации, он ведет к регрессивным изменениям системы. В связи с тем, что социальная организация является подсистемой многоцелевой социотехнической системы, при оценке того или иного социального процесса необходимо исходить из комплекса ее целей. Понятие цели как будущего состояния системы тесно связано с понятием функции, которую можно рассматривать как деятельность социальной организации, направленную на достижение ее целей. По характеру функциональной направленности выделяются следующие группы процессов: · базовые процессы - ориентированы на обеспечение главной цели и тесно с формированием и развитием ценностных, целевых ориентации членов коллектива; · интегративно-обеспечивающие процессы - управление, коммуникационные и нормативные процессы; · изменяюще-поддерживающие процессы - направлены на воспроизведение и изменение социального статуса организации и ее членов. По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Глобальные процессы оказывают воздействие на все общество, локальные - вызывают определенные изменения в ограниченных масштабах. Глобальный процесс может складываться из отдельных локальных процессов. Причем отдельные локальные процессы могут иметь противоположную ему направленность. Все социальные процессы, происходящие в системе, взаимосвязаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выделить из их совокупности. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего. Вопрос 4 Принципы управления социально-экономическими процессами Целостность сложной системы управления социально-экономическими и политическими процессами, состояние управленческих отношений, прежде всего, зависят от сбалансированности двух ее подсистем: объекта и субъекта социального управления. Кризис управления в большинстве случаев обусловлен именно усугубляющимися противоречиями между ними. Процессы управления в силу их объективного характера являются устойчивыми и определяющими в системе управления. Именно они являются главным объектом системных исследований. Предметом же исследования объекта управления являются общественные отношения и процессы, социальные организации, ресурсы и человек, неизбежно вступающий в социальные отношения и участвующий в общественных процессах и социальных организациях, в реализации ресурсов. Исследователю необходимо осознать и адекватно выразить в научной форме все то, что происходит в объекте управления. Следует отметить, что в центре внимания находятся управленческие отношения, которые пребывают в постоянном изменении, где происходят различные события и явления, развивающиеся в пространстве и времени. Система единых принципов существования и функционирования сложных систем управления включает 1. Принципы физичности - всякой системе (независимо от ее природы) присущи законы или закономерности, определяющие причинно-следственные связи ее существования и функционирования. Принцип физичности включает несколько постулатов: Постулат целостности. Сложная система управления должна рассматриваться как единое целое. Система не множество подсистем, а целостный объект, допускающий различные членения на подсисте-мы Поэтому система не тождественна никаким ее членам. Применение постулата целостности состоит в раскрытии и накоплении сведений о системных свойствах на всех этапах исследования и в обобщении их в понятия, а затем - в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции. Постулат декомпозиции систем. Анализ и синтез сложной системы управления осуществляется путем расчленения ее на подсистемы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рассматривается как элемент вышележащего уровня. Постулат автономности. С точки зрения постулата целостности, разнообразие декомпозиции помогает выявлению системных свойств. С точки зрения постулата автономности, большинство декомпозиций, а может быть все, кроме одной, отпадут. 2. Принцип моделируемости - сложная система, представленная конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенную сторону ее существования. Этот важный принцип дает возможность исследовать определенное свойство сложной системы при помощи одной или нескольких упрощенных моделей. Принцип моделируемости базируется на следующих постулатах. Постулат действия. Для изменения поведения системы требуется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое значение. Порог есть функция трех переменных: количества определенного вещества, количества энергии и количества определенной информации. Постулат неопределенности. Существует область неопределенности, в пределах которой свойства системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками. Повышение точности определения (измерения) какого-либо количественно-описываемого свойства сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возможной точности определения (измерения) другого свойства. Постулат дополнительности. Сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях) могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные. Наблюдатель воспринимает одни грани сущности в одних условиях и другие сущности в других. Постулат многообразия моделей. Определение характеристик системы на всех уровнях производится с помощью множества моделей. Выбор моделей зависит от целей анализа и синтеза и особенностей исследуемой системы. Постулат согласования уровней. Требования к системе, формируемые на любом уровне, выступают как условия и ограничения на выбор частных моделей и предельных возможностей системы на нижележащих уровнях. В случае невозможности выполнения требований осуществляется корректировка условий. Постулат внешнего дополнения. Проверка истинности результатов, полученных на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов вышележащих уровней. Данный постулат является основополагающим в общей теории систем и его соблюдение является необходимым условием получения правильных решений на всех уровнях исследования системы. Постулат достаточности. Последовательность уровней (эта-в) определения требуемых характеристик в процессе совершенствования сложной системы выбирается по возрастанию затрат на улучшение системы с проверкой достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности. Постулат проверенного методического обеспечения. Для анализа и синтеза системы управления необходимо использовать хорошо отработанные и экспериментально проверенные модели и методики, обеспечивающие получение отдельных характеристик системы в заданные сроки и с заданной точностью. 3. Принцип целенаправленности - функциональная тенденция целенаправленности системы на достижение некоторого состояния, либо на усиление или сохранение какого-то процесса. При этом система обладает способностью противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события. Этот принцип включает в себя постулат выбора. Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать.способ действия и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций. Познание и практическое использование этого постулата имеет два аспекта. Первый касается стимулирования или подавления «свободы» выбора. В исследовательских, творческих поисковых системах возможность выбора должна быть максимальной. Исполнительные системы должны иметь возможность выбора в пределах поставленной задачи. Второй аспект связан с количеством описаний выбора, его формальным представлением, качественной и количественной оценкой и использованием этой оценки при решении задач. Принципы физичности, моделируемости, целенаправленности и их постулаты составляют основополагающую базу методологии системного подхода к исследованию систем управления.
Вопрос 5 Политические системы и подходы к их исследованию. Типология политических систем Для постижения современной политики наиболее эффективен научный подход к ее изучению. Его важные элементы формировались в рамках социологии, особенно политической социологии, в исследованиях изменений государственно-политических устройств, функций различных политических организаций, развития политических процессов, а также изучения роли личности и масс в решении политических проблем. В науке сложились определенные подходы к изучению политической системы. Каждый из них под определенным углом рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе властные решения. Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, движения, объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Недостатками такого подхода является то, что в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъектов экономики и политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования. При современном системном подходе политические отношения рассматриваются как взаимодействие внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Соответственно исследование взаимоотношений - это разносторонний и разноуровневый процесс. Системный подход позволяет изучать политическую власть как продукт совместной деятельности людей, как процесс и результат взаимодействий различных субъектов и объектов (представительные и административные структуры, партии, ассоциации, политические лидеры и т.д.) При этом подходе преодолевается институциональная ограниченность, и внимание концентрируется на всей сферу политической деятельности. При системном подходе главным предметом анализа становится не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли. Применение системного подхода в исследовании политических систем и процессов позволяет раскрыть сущность политической власти, механизм ее стабильности, установить, как в рамках конкретной системы вырабатывается политика, позволяющая распределять ценности в обществе и достигать коллективных целей Системный подход позволяет расширить границы объекта исследования. Проявляется возможность более широкого толкования политической системы, охватывающей все лица и институты, участвующие в политических отношениях. Появляются возможности исследовать политические системы как системы социальных взаимодействий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитимного принуждения. Изучение политической системы не сводится к исследованию только внутренних механизмов властных отношений. Анализируется сфера ее обитания. К ней относятся другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная, природная и др. К внешней среде относятся также международные факторы. Это важно потому, что решение стратегических вопросов политики возможно только при благоприятствовании тому международной среды.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.46.90 (0.015 с.) |