Управление и власть руководства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление и власть руководства



(Управление как вид профессиональной деятельности)

 

“Все искусство управления сводится к двум вещам:

одарять и карать”

Магомет II (турецкий султан)

 

Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, и, прежде всего, в сфере экономических отношений. Организованная (упорядоченная) деятельность – это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием, целями, задачами и ценностями совместной деятельности.

 

Управление представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Термин “ управление ” обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: “У правление ‑ это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем ”[1].

Из приведенного определения следует, что понятие “ управление ” и “ руководство ” хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить – значит озабочивать других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление – воздействие не только на персонал, но и на технологические процессы производства, управлять – значит озабочивать себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности. Человек при этом может играть роль как субъекта, так и объекта управления. По этой причине существует определенное различие в содержании понятий “ менеджер ” и “ руководитель ”.

В роли менеджера может выступать каждый, кто занят каким-либо видом организаторской деятельности. Например, менеджеры эстрадных знаменитостей заняты подготовкой и проведением их шоу, продавцы-менеджеры – реализацией товара и т.п. Руководитель – это должностное лицо, который отвечает за профессиональные достижения персонала, организовывает и координирует усилия сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением.

Руководствоэто всегда власть, реальное возвышение над другими людьми, в чем и заключается его притягательная сила как для личности, незаурядной по природным данным и благородству намерений, так и для “недоброкачественных” натур. Для первой категории руководителей управленческая деятельность представляет собой деловую сферу своей личностной самореализации, эффективный фактор проявления своей общественной полезности. Для второй – обладание властными полномочиями не более чем счастливая возможность покомандовать людьми и, как правило, компенсация неудовлетворенного тщеславия.

Эффективное функционирование любой организации зависит от правильного распределения властных полномочий в организационной структуре. Объем властных полномочий руководителя определяется его должностными правами и обязанностями, которые должны обеспечивать реальность выполнения профессиональных функций руководителя. В структуре персонала организации можно выделить линейных (административных), функциональных (штабных) и полевых руководителей. Линейные руководители (рис. 1) большую часть своих усилий по управлению реализуют через подчиненных, а их профессиональная ценность состоит в умении ставить стратегические задачи, увлекать персонал работой, формировать взаимоотношения в трудовом коллективе. Функциональные руководители заняты профессиональной разработкой поручений линейных руководителей по узко специализированной, предметно-ориентированной функции управления и возглавляют функциональные подразделения организации. Полевые руководители имеют в подчинении низовые структурные подразделения (бригады, группы, участки, смены и т.п.).

Наибольшими властными, соответственно, должностными полномочиями обладают линейные руководители. Им принадлежит право определять стратегию и программу жизнедеятельности организации, решать проблемы и оценивать результаты работы персонала. Функциональные и полевые руководители действуют в пределах полномочий, делегированных им линейными руководителями. Вне зависимости от различия в должностных полномочиях линейных, функциональных и полевых руководителей их объединяет общая платформа управленческого поведения. Общими принципами управления являются: компетентность, гуманность, инновационность и прагматизм.

Властные полномочия могут существовать, но не использоваться. Власть как организационный процесс подразумевает, что:

- это потенциал в распоряжении пользователя власти, который существует не только тогда, когда применяется;

- существует взаимосвязь между пользователем власти и тем, к кому они применяется;

- тот, на кого направлены властные действия, имеет некоторую свободу действий.

Основой власти называют то, откуда она происходит, и различают ее личностную и организационную составляющие. Источник власти определяет через какие инструменты данная основа власти используется. Источники, составляющие личностную основу власти, включают в себя: экспертную власть, власть примера, право на власть, власть информации, потребность во власти. В группу источников организационной основы власти входят: принятие решений, вознаграждение и принуждение, власть над ресурсами и власть связей (рис. 2).

Власть и властные отношения в организации тесно связаны с лидерством ‑ способностью эффективно использовать все имеющиеся источники власти для достижения целей социальной группы или организации в целом (о чем с пятого номера текущего года журнал “Российское предпринимательство” начал публиковать целую серию статей в разделе высшего образования для предпринимателей – ред.).

[1] Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. Пер. с нем. –М.: Экономика, 1990

В социально-экономических системах, примером которых является хозяйственный субъект – организация, властные отношения не ограничиваются отношениями формального руководства и подчинения, а выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек в социальной группе в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Он обладает возможностью влиять на свое социальное окружение не только через систему формальных властных отношений, но и через свои личностные качества: компетентность, профессиональную подготовку, жизненный опыт и т.п.

Формальное лидерство закрепляют организационные источники власти, которые могут (но не всегда) подкрепляться личностными качествами. Принцип единоначалия в руководстве совместной деятельностью всегда неразрывно связан с процессами групповой самоорганизации. Каждый трудовой коллектив обладает своеобразной структурой неформальных межличностных взаимоотношений. Установленные в формальных организационных структурах нормативные властные отношения дополняются (или вытесняются) сложными социально-психологическими взаимозависимостями.

С формальным руководством в малых социальных группах соседствует, а зачастую превалирует, неформальное лидерство. С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к установлению и поддержанию эталонов приемлемого группового поведения и мотивации поведения каждого члена группы следовать ее правилам. Зависимость социального статуса каждого члена группы от групповой солидарности и внутригруппового контроля делает коллектив в социально-психологическом плане эффективным средством воспитания.

C точки зрения управления групповой деятельностью лидерство может носить как позитивную, так и негативную окраску. Существует два полярных типа лидерства – инструментальный и эмоциональный, между которыми находятся все остальные. Инструментальный лидер берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповыми целями. Эмоциональный лидер принимает на себя функции регулирования группового поведения в проблемной ситуации. В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и разрядить эмоциональное напряжение в группе, возникающее в проблемной ситуации. Однако под влиянием трудностей и неудач эмоциональный лидер может стать инициатором асоциального поведения группы.

Таким образом, с руководством связаны административные функции единоначалия, а с лидерством – психологическое влияние авторитетного лица в группе. Наибольшей эффективности руководства соответствует признание в группе личностных лидерских качеств руководителя, подкрепленное формальными организационными источниками власти по должности.

Успех линейного руководителя в управлении во многом зависит от того, насколько он склонен делиться властными полномочиями с другими, что отражается в избранном им стиле руководства. В зависимости от степени внимания к производственным и социальным проблемам персонала различают: либеральный, демократический, организаторский, автократический и компромиссный стили руководства. В предрасположенности к какому-то из перечисленных стилей явно просматриваются менталитет и характер руководителя, его управленческий опыт, реальные условия функционирования возглавляемого им хозяйственного субъекта.

 

Общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты –важнейшие факторы, влияющие на форму, функции и структуру управления. Приведем некоторые определения: “ совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации ”[1], “ своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся “коду” в любых обстоятельствах ”[2], “ определенное социально-психологическое состояние субъекта – нации, народности, народа и его граждан, - запечатлевшее в себе (не в “памяти народной”, а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета ”[3]. Во всех приведенных определениях прослеживается не только психологическая, но и социально-психологическая природа менталитета.

Проявление биопсихологической программы поведения людей оказывает существенное влияние на управление. “ Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно к его ментальности ”[4]. Отсюда следует, что управление – это форма проявления внутренних глубинных социально-психологических программ, заложенных в человеке, а менталитет – это всеобщая основа поведенческого менеджмента.

Наличие соответствия между менеджментом и менталитетом не отрицает противоречий между ними. Закон соответствия менеджмента менталитету гласит, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера соответствуют адекватные формы, виды и системы менеджмента. Мировая практика управления выделяет как ярко выраженные специфические американскую, западно-европейскую и японскую модели менеджмента.

Российской ментальности свойственно противоречивое двойственное проявление одновременно принципов коллективизма и индивидуализма, что ставит ее в промежуточное положение между крайними точками американского индивидуализма и японской групповой психологии. В российской практике в одном трудовом коллективе соседствуют догматизм и стремление к новому, аскетизм и мотовство, воинствующий атеизм и огромная набожность. Российский рыночный менеджмент находится в стадии становления, но основными тенденциями развития российской ментальности следует считать движение в сторону развивающегося индивидуализма, углубленную ориентацию на личность, учет индивидуального вклада в совместную деятельность с соответствующим индивидуальным вознаграждением.

Управленческая деятельность, как никакая другая, способствует тем, кто ей занимается профессионально, воплощению в жизнь своих амбиций и намерений. Эта деятельность присуща неординарным личностям, которые обладают наибольшими способностями и волей к самореализации. Это объясняет тот факт, что, несмотря на постоянно возрастающую профессиональную востребованность управленческого персонала, существует ярко выраженный дефицит истинно талантливых руководителей.

Способности к управленческой деятельности проявляются в физических, душевных, интеллектуальных и волевых качествах человека. Руководитель должен обладать хорошими физическими данными и поддерживать их на определенном уровне. Душевность руководителя – это способность сострадать и сопереживать, прислушиваться к голосу совести. Интеллектуальные данные, как огромный природный потенциал, проявляются в мышлении, памяти и воображении. Волевой потенциал воплощается в способности взять на себя ответственность за возложенные властные полномочия.

Информационной базой, способствующей применению в управлении антропологического принципа, развитию душевных и интеллектуальных качеств, является культурная образованность. По утверждению Н.Г. Чернышевского человек действительно образован, если обладает тремя качествами: обширными знаниями, привычкой мыслить и благородными чувствами. Антропологические знания строятся на системе гуманитарных, естественно-научных, политико-экономических, художественных и иных представлений, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и развивающегося феномена в разнообразных социальных формах жизнедеятельности и взаимодействии с природной средой.

Подготовленность руководителя к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний определяет его человеческую компетентность. Она ориентирована на умственное и нравственное совершенство руководителя, на воспитание открытого уважительного отношения к персоналу. По мнению М.И. Туган-Барановского социальным идеалом истинно цивилизованного общества является такое его состояние, при котором ничья личность не приносилась бы в жертву интересам других, при котором все интересы были бы гармонично примерены и все были бы одинаково свободны. Именно на таких позициях должна строиться профессиональная логика управленческой деятельности.


[1] Политология. Энциклопедический словарь. /Сост. Аверьянов Ю.И. –М.: -1993, с.174

[2] Российская ментальность //Вопросы философии. – 1994, - №1, с.25

[3] Бутенко А.П., Колесниченко Ю.В. Менталитет России и евроазиатство. //СОЦИо. – 1996, - №5, - с.92

[4] Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента.// Менеджмент в России и за рубежом. – 1999, - №3, с.13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.014 с.)