Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №1. Социология управления, как отрасль социологической науки.

Поиск

ЛЕКЦИЯ №1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 

Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.

Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.

Т.к. общество – это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:

1) Теоретическая и эмпирическая социологии;

2) Макро и микро;

3) Прикладная и фундаментальная;

4) Общая и отраслевая социологии.

Социология, как особая отрасль, начинает формироваться в XX в. Причинами отделения С.У, от социологии:

- социальная значимость управленческих процессов в обществе;

- накопленный общий социологией объем знаний в области управления.

Т.о. С.У. – это результат взаимодействия теории управления, общей социологии, кибернетики, менеджмента.

Теория стилей руководства Д.Макгрегора.

Широкую известность получила "Теория X" и "Теория У" Д. Макгрегора, разработанная им в 1957 г.

"Теория X" описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

"Теория У" характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.
Выделив два противоположных стиля управления, Д. Мактрегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль "X", характерный, по его мнению более всего для тейлоризма, а сейчас наступает эпоха стиля "У", к которому призывает доктрина "человеческих отношений".

 

ЛЕКЦИЯ №2. УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Управленческая деятельность, как результат общественного разделения труда.

В обществе выделяют различные виды деятельности:

1) Производственная: объект – материальные предметы, предметы искусства, и т.д.

2) Социально-политическая: преобразование общественных и политических отношений. Объект – политические и социальные организации.

3) Духовная: т.е. воспроизводство идей научных деятелей.

Общие черты:

1. Субъект – тот кто осуществляет деятельность;

2. Объект – то на что направлена деятельность;

3. Целеснообразовательный характер;

4. Социальный характер;

5. Объективные законы и закономерности.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

- как управление производством;

- так и управление государством.

Нельзя думать, что управление происходит по произволу. Можно выделить два типа факторов управления воздействия на общество или подсистемы:

Объективные факторы: социальная природа, условия, система закономерностей и т.д. Эти закономерности устанавливают пропорции в обществе, направленность, темпы движения общества. Процесс управления имеет место не только в обществе, но и в живой и неживой природе и научных системах.

Специфика управленческой деятельности.

Общие черты всех управленческих процессов:

1. Информационное взаимодействие – сохранение, передача, переработка;

2. Наличие двух осей – управляющая и управляемая подсистемы;

3. Обратная связь или ответная реакция - которая придает системе устойчивость;

4. Результат - т.е. сохранение системы, ее целостность, т.е. организация.

Для управлении в обществе используется термин – социальное управление. В широком смысле – управление при сопоставлении общества с природой. В узком – отношения между социальными объектами, территориями и т.д.

Особенности С.У. заключаются в следующем:

1) Управление субъективное – информационный образ;

2) Это управление предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого объекта.

3) Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

Управление – это сознательная деятельность людей по стабилизации социальных систем, сохранении их целостности, устойчивости, оптимизации функции с целью обеспечения удовлетворения потребностей.

Управленческая деятельность – вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении. Структура У.Д.:

- планирование: создание идеального образа;

- принятие решений: выбор способов действий;

- организация или координация: распределение полномочий;

- мотивация: стимулирование трудовой активности людей;

- воспитание: формирование ценностных ориентаций и способностей.

 

Уровни, субъект и объект управленческих отношений.

Субъект С.У. – носители реальной публичной власти, понимаемый как возможность, воздействия на массы людей. Субъект С.У. – муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность.

Объект С.У. – люди, социальные системы, организации, находящиеся в экономической, правовой, политической зависимостях от субъектов управления. Объект имеет свои индивидуальные процессы, ценностные ориентации, стремится удовлетворению этих потребностей.

1) Государственное управление – главная функция это регламентация деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих направлений регулирования отношений в обществе. Управление осуществляется по следующим направлениям:

- внутренние экономические и социальные процессы;

- охрана правопорядка внутри государства;

- обеспечение безопасности;

- выработка основных принципов и направлений в социальной политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты – организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.

3) Менеджмент. Связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.

4) Методами управления выступают способы приемов, по средствам которых управляющие обеспечивают требуемую деятельность управляемого. Выделяют общие методы:

- экономический метод, заключается заинтересовать рабочего в получении высокой прибыли.

- социальный метод, достижение целей, повышения качества жизни и т.д.

- психологический метод, регулировка отношений между людьми путем отношений подбора и расстановки кадров.

- организационно-административный метод, основанные на власти, которая осуществляется в следующих методах: прямое наказание, внедрение рекомендаций по совершенствованию организации, контроль и надзор за деятельностью.

- методы центрального воздействия на работника, форма приказа или задания.

 

Функции управления.

1) планирование деятельности,

2) организационная – деятельность благодаря которой система приспосабливается к выполнению задач,

3) регулятивная – устранение отклонений от заданного режима,

4) функция мотивации – побуждение к деятельности,

5) учет – фиксирование состояний управления в конкретный период,

6) контроль.

 

ЛЕКЦЯИ №3. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.

Управление.

Формирование любой организации предполагает разделение управленческой деятельности на два вида:

1 вид) – административная деятельность (программирующая и контролирующая функции – управление людьми);

2 вид) – функциональная деятельность (финансовая, кадровая и др. деятельности).

Уровни управления:

1. руководители высшего звена (президент, директор, ректор,…)

2. среднее звено (руководители отделов, деканы, замдеканы,…)

- авторитарный, директивный.

- демократический, номинальный.

- слабый, либеральный.

 

 

ЛЕКЦИЯ №4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

Социальные технологии.

Сущность социальной технологии:

В 70-80-ых гг. XX века начинает использоваться теория «социальной технологии управления». С.Т. – это совокупность способов и средств применяемых с целью воздействия на поведения индивидов на преобразование социальных объектов.

1) - Технологии формирующие социальную систему. (проектирование)

2) – Технологии направленные на решение социальных проблем. (само управление)

3) – Технологии направленные на преобразование и развитие социальный систем.

4) – Технологии социальной борьбы, защита национальных систем.

Социальное прогнозирование – предвиденье, тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер:

- метод прогнозной экстраполяции;

- метод экспертных оценок;

- коллективная экспертиза, мозговая стадия;

- метод моделирований;

- метод математического моделирования.

Социальное проектирование – определенные варианты планового развития социального прогноза. Занимает промежуточный положение между прогнозам и планированием.

Социальное планирование – определение целей, заданий, сроков, темпов, развития С.П.

 

Типология С.К.

1) В зависимости от сторон: внутриличностные, межличностные (международные, межгосударственные, расовые…)

2) От потребностей: материальные; статусно-ролевые; духовные.

3) От причин: субъективные, объективные, реалистичные, нереалистичные.

4) от направленности: горизонтальные; вертикальные.

5) от временных параметров: кратковременные; длительные; вялотекущие; быстротекущие.

6) от социальных последствий: созидательные, позитивные; разрушительные; успешные; не успешные.

7) от эмоциональной окраски: бурные; слабо-выраженные.

8) от масштабов: локальные; региональные; межгосударственные; глобальные.

9) от формы борьбы: мирные; не мирные.

10) от тактике: сражение; дебаты.

11) от сферы жизни общества и деятельности людей: экономические; политические; социокультурные; идеологические; организационно-уравновешенные; бытовые; психолого-педагогические.

Коммуникационные сети.

Управление коммуникация – это совокупность информационных связей взаимодействия между субъектами управленческой деятельности по вертикали, горизонтали и с внешней средой. Коммуникация отражает статику взаимодействия, т.е. письменные документы, акты и отражает динамику. Управление коммуникацией образует следующие блоки:

- Коммуникационное обслуживание, органы власти и управления.

- Коммуникации существующие в сфере межличностных отношений государственного аппарата.

- Коммуникационное обращение к обществу.

Структура коммуникационных процессов:

  1. ОТПРАВИТЕЛЬ, собирающий и передающий информацию.
  2. ИНФОРМАЦИЯ, сообщенная с помощью символов.
  3. КАНАЛ, средства передачи информации.
  4. ПОЛУЧАТЕЛЬ информации.

Виды коммуникация:

- По месту возникновения: внешние, внутренние.

- По направленности: горизонтальные (между руководителями или между подчиненными); вертикальные (между руководителем и подчиненным).

- По способу возникновения: формальные; неформальные.

Централизованные коммуникационные сети замыкающие на руководителя: Выделяют 2 сети: звезда, веер, Децентрализованные сети, т.е. равноправное распределение между всеми членами информации. 2 вида: круг, цепь.

 

ЛЕКЦИЯ №1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.008 с.)