Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сетевые методы в системном анализеСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одним из методов научного анализа и контроля является сетевое планирование, получившее широкую известность под названием системы ПЕРТ (Program Evaluation and Review Technique), что можно перевести как "Техника оценки и контроля производственных программ". Целями применения сетевых методов планирования и управления являяются разработка оптимального или близкого к нему варианта осуществления программы, обеспечивающего рациональную увязку во времени и пространстве выполняемых работ и наилучшее использование ресурсов, а также эффективное управление процессом реализации этой программы. Использование методов сетевого планирования и позволяет: - четко отобразить объем и структуру решаемой проблемы, выявить с любой требуемой степенью детализации работы, образующие единый комплекс процесса разрешения проблемы; определить события, совершение которых необходимо для достижения заданных целей; - выявить и всесторонне проанализировать взаимосвязь между работами, так как в самой методике построения сетевой модели заложено точное отражение всех зависимостей, обусловленных состоянием объекта и условиями внешней и внутренней среды; - разработать обоснованный план действий по созданию системы или решению проблемы, поскольку при составлении сети используются опыт и знание большого коллектива квалифицированных специалистов и экспертов, принимающих непосредственное участие в ее разработке; - более эффективно использовать ресурсы, так как анализ сетевой модели и выявление "критических" работ и резервов времени на "некритических" работах позволяют определить пути рационального перераспределения ресурсов и ускорить достижение целей; - широко использовать современную вычислительную технику, благодаря чему появляется возможность более точно учесть влияние тех или иных факторов, проверить эффективность различных вариантов действий и своевременно осуществлять перераспределение ресурсов; - сконцентрировать внимание органов управления на работах, в первую очередь, определяющих достижение целей, и таким образом заблаговременно выявлять возможные "узкие места" и своевременно принять меры по их устранению; - быстро обрабатывать большие массивы отчетных данных и обеспечивать руководство своевременной и исчерпывающей информацией о фактическом состоянии реализации программы, что создает благоприятное условие для принятия обоснованных решений; - упростить и унифицировать отчетную документацию. Наиболее эффективными областями применения сетевых методов планирования и управления является управление крупными целевыми программами, научно-техническими разработками и инвестиционными проектами, а также сложными комплексами социальных, экономических и организационно-технических мероприятий на федеральном и региональном уровнях.
Вопрос 28 Количественные методы в системном анализе. Метод экономического анализа Количественные методы Методы экономического анализа. Анализ развития системы в прошлом; анализ внутренней и внешней среды; оценка современного состояния ресурсов; оценка реализованных и запланированных проектов; оценка целей и отбор средств их реализации, анализ ресурсов; оценка экономической эффективности вариантов достижения целей, диагноз эффективности функционирования существующей системы; оценка эффективной комплексной программы развития. Морфологические методы: Анализ структуры системы; композиция общего критерия из критериев подсистемы, оценка факторов, влияющих на цели и средства; оценка процессов; проверка цели на совместимость и полноту. Статистические методы. Прогноз и анализ будущих условий, комплексный анализ взаимодействия факторов будущего развития. Количественные методы используются: - на завершающих этапах; позволяют получить высокие результаты точности; важное знчение представляют экономический анализ, направленный на исследование экономических процессов, на выявление взаимосвязей направленных на развитие объекта, на выявление фактров, направленных на функционирование объекта. Область применения: анализ состояния внутренней и внешней среды; анализ эффективности использования ресурсов; анализ реализации инновационных процессов. Разработка методологии экономического анализа базируется на научно обоснованной классификации его видов, обусловленной потребностями рыночной экономики и практики управления, а именно на внутренний управленческий и внешний финансовый анализ. Первый служит целям информационно - аналитического обеспечения субъекта управления, второй - является составной частью системы обслуживания внешних пользователей, выступающих самостоятельными субъектами экономического анализа по данным, как правило, публичной финансовой отчетности. Экономический анализ представляет собой систему методов и приемов, направленных: на исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием экономических законов и факторов субъективного порядка; на раскрытие тенденций и пропорций хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов; на выявление положительных и отрицательных факторов и количественного измерения их действия. Статистические методы анализа используются для исследования процессов и объектов по результатам массовых экспериментов со случайными величинами и событиями. При их проведении производится обработка некоторой случайной выборки, под которой понимаются результаты определенного числа последовательных и независимых экспериментов со случайной величиной или событием. При этом выборка должна быть состоятельной (презентабельной), то есть объем обрабатываемой информации должен быть достаточен для получения результатов с требуемой точностью и надежностью. Наиболее употребляемыми методами статистического анализа являются: регрессивный, корреляционный, дисперсионный, ковариационный анализ, анализ временных рядов, метод главных компонентов, факторный анализ. Регрессивный анализ ставит своей задачей исследование зависимости одной случайной величины от ряда других случайных и неслучайных величин (регрессия - зависимость математического ожидания случайной величины от значений других случайных величин). В практической деятельности регрессивный анализ часто используется для создания так называемой эмпирической модели, когда, обрабатывая результаты наблюдений (или характеристики существующих систем) получают регрессивную модель и используют ее для оценки перспективных систем или поведения системы при гипотетических условиях. Корреляционный анализ используется для определения степени линейной взаимосвязи между случайными величинами, выражающей тенденцию одной величины возрастать или убывать при возрастании или убывании другой. Основными задачами корреляционного анализа являются оценка корреляционных характеристик и проверка статистических гипотез о степени связи (значимости) между случайными величинами. Корреляционной характеристикой является коэффициент корреляции, который изменяется от нуля до единицы, и чем больше его значение, тем теснее связь между случайными величинами. Дисперсионный анализ используется для проверки статистических гипотез о влиянии на показатели качественных факторов, то есть факторов, не поддающихся количественному измерению. В этом заключается его отличие от регрессивного анализа, в котором факторы выступают как параметры, имеющие количественную меру. Ковариационный анализ используется для создания и изучения вероятностных моделей процессов, в которых присутствовали как количественные, так и качественные факторы, то есть он объединяет регрессионные и дисперсионные факторы, первые из которых служат для проверки гипотез о значимости количественных факторов, а вторые - качественных. Метод временных рядов используется при исследовании случайного дискретного процесса, протекающего на интервале времени. С помощью представления случайного процесса в виде временных рядов можно: - исследовать динамику этого процесса; - выделить факторы, существенным образом влияющие на показатели, и определить периодичность их максимального воздействия; - провести интегральный или точечный прогноз показателя на некоторый промежуток времени (точечный прогноз указывает лишь на точку, возле которой может находиться прогнозируемый показатель, интегральный - на интервал нахождения этого показателя с некоторой заданной вероятностью). Метод главных компонентов используется при рассмотрении некоторого множества случайных значений показателей в целях определения общих для них факторов (компонентов), от которых все они зависят. Результатом анализа является модель главных компонентов, в которой каждый показатель представлен суммой произведений компонентов и их нагрузок. Модель главных компонентов показывает, что и в какой степени определяют исследуемые показатели, а также объясняет связи между ними. Факторный анализ, по своей сути, совпадает с методом главных компонентов, однако позволяет представить показатели через меньшее количество факторов и поэтому используется при исследовании сложных систем управления с большим числом показателей и сложными взаимосвязями между ними. Степень взаимосвязи между фактором и показателем описывается факторной нагрузкой, количественной значение которой равно коэффициенту корреляции между ними. Если фактор связан со всеми показателями, то он называется генеральным, если с некоторой группой, то групповым, и, наконец, если существует связь только с одним показателем, то фактор называется специфическим.
Вопрос 29 Экспертные методы исследования Возможность использования экспертных оценок, обоснование их объективности базируется на том, что неизвестная характеристика объекта рассматривается как случайная величина, отражением закономерности распределения которой является индивидуальная оценка эксперта о достоверности и значимости того или иного события. При этом предполагается, что истинное значение исследуемой характеристики находится внутри диапазона оценок, полученных от группы экспертов, и что обобщенное коллективное мнение является достоверным. Использование экспертов как источников информации основывается на гипотезе о наличии у специалистов конкретной области представлений о путях разрешения частных или глобальных проблем, априорных оценок значимости различных решений, интуитивных догадок об альтернативных и возможных вариантах развития. Экспертные методы исследований, в первую очередь, используются для анализа, диагностики состояния, прогнозирования вариантов развития в следующих условиях: - наличие объектов, развитие которых полностью или частично не поддается предметному описанию или математической формализации; - отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта; - большой неопределенности внешней среды; - когда время или средства, выделяемые на исследование, не позволяют получить научный результат с применением формальных моделей; - средне- и долгосрочного прогнозирования развития новых объектов или объектов, подверженных инновациям и зависящих от уровня научных знаний; - отсутствия необходимых технических средств моделирования; - экстремальных ситуаций. Проблемы, для решения которых применяются экспертные методы, можно разделить на две группы. К первой относятся проблемы, которые хорошо обеспечены информацией, и эксперт рассматривается как хранитель большого объема информации, а групповое мнение экспертов - близким к истинному. Ко второй группе относятся проблемы, в отношении которых знаний для уверенности в достоверности результатов экспертизы недостаточно. В этой ситуации мнение единичного эксперта, уделяющего больше внимания исследованию малоизученной проблемы, может оказаться наиболее значимым. При коллективной же экспертизе в результате формальной обработки оно будет утрачено. В связи с этим для проблем второй группы должна применяться качественная обработка результатов. Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями. Эксперт в дословном переводе с латинского языка означает "опытный". Значительное место в его компетентности занимают профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция. К эксперту предъявляют следующие требования: - высокий уровень общей эрудиции; - оценки эксперта должны быть стабильны во времени; - наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшают оценку эксперта; - наличие определенного практического и (или) исследовательского опыта; он должен быть признанным специалистом в данной области знаний; - наличие психологической установки на будущее; - способность к адекватному отображению тенденций развития исследуемого объекта; - отсутствие заинтересованности в конечном результате прогноза. При оценке экспертов необходимо учитывать характер допускаемых ими ошибок, которые могут быть двух типов. Систематические ошибки имеют место, когда эксперт выдает оценки, которые устойчиво отличаются от истинных в ту или другую сторону. Ошибки данного типа связаны со складом ума экспертов. Для коррекции систематических ошибок можно применять поправочные коэффициенты. Случайные ошибки изменяются от одной экспертной оценки к другой и характеризуются величиной дисперсии. Организация работы эксперта включает следующие этапы [20]: 1. Построение графмодели объекта на базе ретроспективного анализа данных прошлого периода. 2. Определение структуры таблиц экспертных оценок или программы интервью на базе граф-модели объекта и целей экспертизы. 3. Определение типа и формы вопросов в таблицах экспертных оценок и интервью. 4. Определение типа шкалы для вопросов в названных таблицах. 5. Учет психологических особенностей экспертизы при определении последовательности вопросов в таблицах экспертных оценок. 6. Учет верифицирующих вопросов. 7. Разработка логических приемов для последующего синтеза прогнозных оценок в комплексных прогнозах объекта.
Вопрос 30 Классификация экспертных методов Совокупность экспертных методов, используемых в системном анализе, можно систематизировать по следующим признакам: степень охвата экспертизой; характер обработки результатов экспертизы; По степени охвата экспертизой различают: 1. Индивидуальные методы экспертизы, основанные на мнении отдельного эксперта и использовании этого мнения как конечного результата экспертизы. 2. Коллективную экспертизу, которая предполагает использование группы экспертов. При коллективной экспертизе специалисты высказывают мнение независимо друг от друга, а конечный результат экспертизы устанавливается путем соответствующей обработки этих мнений. По характеру обработки результатов экспертизы можно выделить экспертные методы: - без математической обработки, когда мнение эксперта в представленной им форме рассматривается как конечный результат экспертизы; - с применением математического аппарата, когда конечный результат экспертизы может быть получен только после специальной математической обработки мнений экспертов.
Вопрос 31 Индивидуальные методы экспертных оценок Практический опыт использования методов системного анализа показал, что предпочтение, где это возможно, следует отдавать более простым методам. Стремление получить максимально точный результат с помощью сложного метода, в основе которого лежит относительно достоверная информация, в большинстве случаев оказывается невыполнимой задачей. Повышение точности, как правило, не приводит к желаемым результатам, то есть не достигает поставленной цели. В первую очередь это относится к экспертным методам, в основе которых лежат субъективные оценки экспертов. Кроме того, отсутствуют объективные данные, позволяющие судить об уровне точности результатов. Поэтому в дальнейшем будут рассмотрены методы экспертных оценок, доступные широкому кругу исследователей. К ним относятся: метод анкетирования, метод интервью, аналитические экспертные оценки, метод предпочтения, метод рангов, метод попарного сравнения, метод расстановки приоритетов. Метод анкетирования. Его подготовка и проведение включают разработку и заполнение анкет, содержащих набор вопросов по объекту прогноза. Структурно набор вопросов в анкете должен быть логически связан с центральной задачей экспертизы. Содержание вопросов определяется спецификой объекта прогнозирования, методикой прогнозирования и верификации прогноза. Система вопросов в анкете должна отвечать следующим требованиям: - вопросы должны быть сформулированы в общепринятых терминах; - формулировка вопроса должна исключать всякую смысловую неопределенность; - обеспечивать достижение целей прогноза; - соответствовать структуре объекта прогнозирования; - обеспечивать единое и однозначное толкование результатов анкетирования; - обеспечивать использование конкретного способа верификации результатов прогнозирования. По форме вопросы анкеты могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными. Открытым называют вопрос, ответ на который не регламентирован; закрытым, в формулировке которого содержатся альтернативные варианты ответов. При ответе на закрытый вопрос эксперт должен остановить свой выбор на одном из вариантов ответа, заданного вопросом. Косвенные вопросы используют, когда требуется замаскировать цель экспертизы или есть основания предполагать возможную неискренность эксперта при ответе на вопрос. Метод интервью предполагает беседу прогнозиста с экспертом, в ходе которой прогнозист в соответствии с заранее разработанной программой ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Успех такой оценки в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам. Преимуществами этого метода являются оперативность и возможность уточнять результат экспертизы во время проведения экспертизы. Однако есть и существенные недостатки. Прежде всего, требуется относительно высокий уровень компетентности лица, организующего экспертизу. При проведении системного анализа это условие соблюдается относительно редко. Ограничены источники аргументации эксперта, а, следовательно, возрастает вероятность получения некачественного результата. Недостатком этого метода также является значительное психологическое давление на эксперта. Более привлекательными являются аналитические экспертные оценки, когда эксперт в течение определенного времени выполняет самостоятельно аналитическую работу и в письменной форме представляет оценку состояния и путей развития системы или решения проблемы. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза и исключает психологическое давление на него.
Вопрос 33 Коллективная экспертиза Методы индивидуальных экспертных оценок, даже с их математической обработкой, не позволяют избежать субъективизма. Для преодоления этого недостатка, прибегают ж. проведению коллективной экспертизы, как правило, в тех случаях, эксперт рассматривается как хранитель большого объема информации или нужно получить долговременные значения тех или иных показ-ателей, значимости функции и т. д. Методы коллективных экспертных оценок основываются на принципах выявления коллективного мнения экспертов о параметрах и перспективах развития объектов. В настоящее время существует большее число модификаций метода коллективных экспертных оценок. Наиболее популярными являются методы: круглого стола, Дельфи, программного прогнозирования, эвристического прогнозирования и другие. По методу круглого стола специальная комиссия, входящая в состав этого круглого стола, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Этот метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях изначально ориентированы и руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза. Средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок является метод "Дельфи", предложенный О. Хелмером и его коллегами. Повышение объективности результатов достигается за счет использования обратной связи, ознакомления экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. Суть метода заключается в том, что разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но предусматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. С целью снижения влияния таких негативных факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства, рекомендуется экспертам обосновывать свою точку зрения. Однако следует отметить, что это не всегда дает желаемый результат, а иногда может даже усиливать эффект приспособляемости. Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта производится, исходя из следующих принципов: 1) вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов; 2) опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются; 3) все опрашиваемые эксперты знакомятся после каждого тура с результатами опроса; 4) эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства; 5) статистическая обработка ответов производится последовательно от тура к туру с целью получения обобщающих характеристик. Таким образом, с помощью метода Дельфи выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей их прямые дебаты между собой, но позволяющей им, вместе с тем, периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. При использовании метода Дельфи учитывают следующие требования [19]: 1. Группы экспертов должны быть стабильными, и численность их должна удерживаться в благоразумных рамках. 2. Время между турами опросов должно быть не более месяца. 3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы. 4. Число туров должно быть достаточным, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также для критики этих причин. 5. Должен проводиться систематический отбор экспертов. 6. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам. 7. Нужна формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок. 8. Следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи. 9. Необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходимость этих оценок. Методом эвристического прогнозирования называют метод получения и специализированной обработки прогнозных оценок объекта путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов (экспертов) в узкой области науки, техники или производства. Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалиста относительно перспектив развития его области и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции. Элементами этого метода являются сбор и обработка суждений экспертов. Эвристическим данный метод назван в связи с однородностью форм мыслительной деятельности эксперта при решении научной проблемы и при оценке перспектив развития объекта прогнозирования, а также в связи с использованием экспертами специфических приемов, приводящих к правдоподобным умозаключениям. Назначение метода эвристического прогнозирования - выявление объективизированного представления о перспективах развития узкой области науки, техники, рынка на основе систематизированной обработки прогнозных оценок репрезентативной группы экспертов.
Вопрос 34 Моделирование в системном анализе Моделирование широко применяется в практике при выполнении всех этапов системного анализа. Это дает возможность получить обширную информацию о различных сторонах функционирования системы в целом и ее отдельных элементов, исследовать устойчивость поведения системы под воздействием внешних и внутренних возмущений, исследовать зависимость конечных результатов работы системы от ее характеристик и найти оптимальный вариант. Моделирование систем - это метод, с помощью которого, варьируя в эксперименте потоки материалов или предметов через операции или процессы, можно определить влияние изменений различных переменных в системе. Моделирование представляет собой средство опытной проверки идей и представлений в условиях, которые невозможно было бы создать для реального эксперимента, учитывая связанные с этим затраты, время и риск. Это метод накопления опыта и обучения, результатом которого может быть разработка новой и лучшей системы, оценка нескольких альтернативных систем или нахождение лучшего способа функционирования заданной системы. Моделирование по существу своему является заменой практического опыта, который иначе был бы слишком дорог, продолжителен и рискован. Цели моделирования систем заключаются в том, чтобы расширить понимание систем и их сущность, оценить новые идеи и понятия, выразить количественно, как можно большее число факторов и зависимостей, дать возможность исследователям сосредоточить внимание на задачах, не поддающихся формализации, которые связаны с риском, и обучить персонал выполнению новой операции. Достижение целей моделирования создает следующие преимущества: 1. Система лучше понимается теми, кто принимает участие в обеспечении действенности и эффективности ее функционирования. 2. Результатом моделирования систем является более быстрое одобрение предполагаемых изменений, поскольку руководители -практики имеют реальную возможность участвовать в экспериментальной проверке идей. 3. Модели могут стимулировать разработку идей, которые иначе остались бы незамеченными. 4. Моделирование способствует комплексному анализу. Имитирующая модель не позволяет оставить хотя бы один вопрос без выяснения и ответа. В результате моделирования систем рушатся личные и организационные барьеры, которые в крупных организациях, склонны плодится как "священные коровы". Моделирование систем способствует углублению анализа. 5. Для описания переменных факторов с помощью моделирования не нужно знать значений их средних, медиан и мод. Можно использовать весь диапазон значений. Вместе с тем следует постоянно помнить о сложностях моделирования систем. Наиболее часто встречающаяся проблема - неспособность, как разработчиков, так и пользователей в полной мере представлять себе, что во всякой системе, особенно социально-экономической, содержится много предположений и очень мало детерминированных связей. Поэтому ценность модели зависит от качества отработанных в ней предположений. Необходимо помнить, что моделирование систем представляет собой орудие исследования, и никто не может заранее предсказать, какими методами выразить лучшее понимание системы. Суждение относительно целесообразности усилий, направленных на создание модели системы, должно основываться на рассматриваемой системе и ясном представлении, что в некоторых случаях эти усилия могут дать лишь незначительный результат. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций и умозаключения по аналогии и конструирование новых систем. Основная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Первый этап моделирования - построение модели. Он предполагает наличие некоторых знаний об объекте - оригинале. На этом этапе важен вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели. При разработке модели должны соблюдаться следующие принципы: 1. Принцип компромисса между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели. 2. Принцип баланса, точности требует соразмерности систематической погрешности моделирования и случайной погрешности в задании параметров описания. Этот принцип устанавливает требование соответствия между точностью исходных данных и точностью модели, между точностью отдельных элементов модели, между систематической погрешностью модели и случайной погрешностью при интерпретации и усреднении результатов. 3. Принцип разнообразия элементов модели, в соответствии с которым количество элементов должно быть достаточным для проведения конкретных исследований 4. Принцип наглядности модели трактует, что при прочих равных условиях модель, которая привычна, удобна, построена на общепринятых терминах, обеспечивает, как правило, более значительные результаты, чем менее удобная и наглядная. 5. Принцип блочного представления модели. Для его реализации следует соблюдать следующие правила: - обмен информацией между блоками должен быть минимальным; - блок модели, мало влияющей на интерпретацию результатов моделирования, является несущественным и подлежащим удалению; - блок модели, осуществляющий взаимодействие с исследуемой частью системы, можно заменить множеством упрощенных эквивалентов, не зависящих от исследуемой части, при этом моделирование проводится в нескольких вариантах по каждому упрощенному эквиваленту; - при упрощении блока, воздействующего на исследуемую часть системы, следует рассмотреть возможность прямого упрощения замкнутого контура без разрыва обратной связи. Для этого блок заменяют вероятным эквивалентом с оценкой его статистических характеристик, полученных путем автономного исследования упрощенного блока; - замена блока воздействиями, наихудшими по отношению к исследуемой части системы Второй этап моделирования - изучение модели. Здесь модель выступает как состоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее поведении. Конечным результатом этого этапа является совокупность знаний о модели. Третий этап моделирования - перенос знаний с модели на оригинал. Этот процесс проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта - оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Четвертый этап моделирования -практическая проверка полученных с помощью модели знаний и их использование при построении обобщенной теории объекта, его преобразования или управления им. В итоге происходит возвращение к проблематике реального объекта. Моделирование представляет собой циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются, а исходная модель постепенно совершенствуются. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. Таким образом, в методологии моделирования заложены большие возможности саморазвития. Вопрос 35 Понятие и классификация моделей Моделирование построено на использовании разнообразных моделей, что обусловливает необходимость определения ее понятия и классификацию моделей, применяемых в системном анализе. Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. По своей природе модели делятся на физические, символические и смешанные. Физические модели воплощены в каких-либо материальных объектах, имеющих естественное или искусственное происхождение (отобранные в природе или созданные человеком для целей исследования), и подразделяются на модели подобия и аналоговые. Первые характеризуются масштабными изменениями, выбираемыми в соответствии с критериями подобия, вторые - основаны на известных аналогиях между протеканием процессов в различных системах. Примером аналоговой модели является экономический эксперимент, когда результаты экспериментирования на одном или нескольких предприятиях переносятся на совокупность объектов близкой экономической природы. Символические модели характеризуются тем, что параметры реального объекта и отношения между ними представлены символами: семантическими (словами), математическими, логическими. Класс символических моделей весьма широк. Наряду со словесными описаниями функционирования объектов - сценариями - сюда также относятся схематические модели: графики и блок-схемы, логические блок-схемы (например, алгоритмы программ) и таблицы решений, номограммы, а также математические описания - математические модели. Смешанные модели применяются тогда, когда часть элементов и процессов не удается описать символами, и они моделируются физически. К ним относятся также человеко-машинные модели, в которых имеется программа, реализующая на ЭВМ некоторую математическую модель, плюс человек, принимающий решение за счет обмена информацией с ней. По целевому назначению различают модели структуры, функционирования и стоимостные (модели расхода ресурсов). Модели структуры отображают связи между компонентами объекта и внешней средой и подразделяются на: - канонические модели, характеризующие взаимодействие объекта с окружением через входы и выходы: - модели внутренней структуры, характеризующие состав компонентов объекта и связи между ними; - модели иерархической структуры (дерево системы), в которых объект расчленяется на элементы более низкого уровня, действия которых подчинены интересам целого. Модели структуры обычно представлены в виде блок-схем, реже графов и матриц связей. Модели функционирования включают широкий спектр символических моделей: - модели жизненного цикла системы, описывающие процессы существования систем от зарождения замысла их создания до прекращения функционирования; - модели операций, выполняемых объектами и представляющих описание взаимосвязанной совокупности процессов функционирования отдельных элементов объекта при реализации тех или иных функций объектов; - информационные модели, отображающие во взаимосвязи источники и потребителей информации, виды информации, характер ее преобразования, а также временные и количественные характеристики данных; - процедурные модели, описывающие порядок взаимодействия элементов исследуемого объекта при выполнении различных операций, в частности, реализации процедур при
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.013 с.) |