Союз философов, ученых и государственных деятелей в формировании классической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Союз философов, ученых и государственных деятелей в формировании классической науки.



Первая группа вопросов.

Квантовая механика.

Идея, что все состоит из атомов, была высказана еще Древними Греками - Демокрит. Дальше эта идея поддерживалась только философами. Впервые она стала обсуждаться учеными только в 18 веке – Бойль, Бернулли, Эйлер. Но она не имела никаких последствий, т.к. это были только качественные соображения. А в 19 веке в химию входит атом. Первое эмпирическое исследование атомов: в 1896 году открытие радиоактивности, в 1897 Томсон открывает электрон. И, наконец, в 1900 году Планк открывает квантовый характер излучения.

Томсон пытается построить модель атома, неудачную, а первую значимую для науки модель построил Резерфорд 1911 году, он в это время открыл ядро атома. Электрон движется вокруг ядра, но это противоречило электродинамике, т.к. электрон должен был бы терять энергию. В 1913 году Бор строит другую модель, Бор говорит, почему в микромире должна быть та же электродинамика?, электроны движутся по орбитам, но ничего не излучают, а излучают только при переходе на другую – это была первая квантовая модель. В 1919 году Резерфорд открывает протон. 1932 году будет предсказан нейтрон Гейзенбергом, затем он будет открыт, и возникнет современная модель атома.

Т.е. все в мире состоит их атомов, а атом состоит из 3 частиц, следовательно, все в мире состоит из 3 частиц. Но дальше открывают позитрон, мюзоны. Был построен синхрофазотрон, и элементарные частицы стали открываться каждую неделю. К 60 годам стало известно свыше 300 частиц. В 64 году делается систематизация частиц – лептоны (12 штук), и все остальные - адроны. Все адроны состоят из кварков (12 штук). Кварки никто никогда не видел, и не увидят, т.к. кварки не могут существовать в изолированном виде. Все элементарные объекты тождественны друг другу. Все элементарные объекты делятся на частицы и античастицы. Частицы взаимопревращаемы. В 25-28 годах строится квантовая механика. Гейзенберг - матричная, Шредингер - волновая. Фиксируются еще 4 важнейших свойства. Де Бройль – корпускулярно-волновой дуализм. Планк, Эйнштейн (фотон – квант света) – все микропроцессы квантованы. Гейзенберг – принцип неопределенности. Борн - свойство вероятностности микромира. Все микрочастицы не имеют аналогов в макроскопическом мире, и особое место занимает вероятностный характер микропроцессов.

Теория вероятности в классике всегда не полна, нас не интересуют отдельные молекулы, а средние величины. Но за этой вероятностью предполагается жесткий детерминизм (бог знает все об отдельных частицах). В квантовой механики два абсолютно одинаковых нейтрона, только один распадается, другой нет. Есть только вероятность, и за ней нет никакого детерминизма. Мы не только не модем предсказать, куда попадет электрон. И Бог тоже этого не знает. Образ Бога: в средние века – абсолютный монарх, механика – функция Бога – часовщик, он создал мир и дал законы, сегодня – Бог ведет себя вероятностно.

Впервые эту идею выдвинул Борн (копенгагенская интерпретация). Согласно ней вероятностная интерпретация – полная интерпретация. В 30 годы Нойман докажет полноту квантовой механики, о том, что нельзя ввести скрытые параметры. На протяжении всей истории создания квантовой механики будет сильнейшая оппозиция копенгагенской интерпретации - Эйнштейн, Лоренц, Планк, де Бройль, Шредингер. Которые будут утверждать, что квантовая механика не полна, что должны быть скрытые параметры, и что надо строить теорию микромира так, чтобы давать полное описание этой реальности. И возникла проблема, что такое реальность в микромире. Критики копенгагенской интерпретации продолжали классический стиль мышления. В классической физике реальность противостоит субъекту, и мы познаем независимо ее от субъекта, и чем меньше мы в нее вмешиваемся, тем более адекватно постигаем. В рамках копенгагенской интерпретации, которая развивалась Борном, Гейзенбергом, Паули. Согласно этим представлениям мы, сталкиваясь с объектом микромира, помещаем его в макроскопическую ситуацию и тем самым меняем его состояние, и таким образом мы можем знать о микромире только то, что соответствует той приборной ситуации, в которой мы фиксируем это свойство. Отсюда невозможно, т.к. приборы делятся на те, которые могут фиксировать волновые свойства, и те, которые могут фиксировать свойства частиц, одновременно измерить и то и другое сколь угодно точно. Эта трактовка оказалась эффективна. И сейчас господствует копенгагенская интерпретация.

В нашем мировоззрении в связи с квантовой механикой возникает зыбкая почва в понимании мира, т.к. хотелось бы понимать сам мир, а не то каков он образе макроскопических приборов. Это не меняет трактовки квантовой механики как объективной теории. Они прояснили, что в такой интерпретации нет субъективизма, мы просто имеем макроскопические проявления микромира в определенном типе приборов. Классические обсуждения парадокса Эйнштейна-Подольского-Розана в 35 году. 2 частицы разлетелись после столкновения, мы мерим импульс одной и одновременно определяем импульс другой, вопрос как может повлиять на состояние другой частицы то, что мы промеряли одну из них. Копенгагенская интерпретация говорит о том, что нет передачи энергии (Пример: принц мгновенно становиться королем за много километров от места, где умер король). Никаких внутренних параметров не удается ввести, квантовая механика описывает макроскопические проявления микропроцессов.

Пантеизм.

Следующая мощная программа, которая противостояла официальной католической доктрине. Идет еще с Эуригены, хотя его учение было осуждено, но идеи пантеизма остались.

Мистицизм.

Прямо противоположная католицизму доктрина, хотя таже христианская. Мистицизм развивал апофатическую традицию ареопагитиков. В ареопагитиках, одном из основных теоретических произведениях христианства были заложены две важные традиции: катафатика – рациональное объяснение Бога, попытка его доказательств, а апофатика – некий мистицизм, Бога нельзя объяснить в принципе, можем только прочувствовать, если он пожелает с нами общаться. В этом контексте церковь ничего не значит, ты можешь прийти в церковь, но аудиенции у Господа Бога не добиться.

Мейсер Экхард, Яков Бёме, Гермес Трисмегист (создатель герменевтики уже в эпоху Возрождения, он придает ей импульс, как возможность интерпретировать все и вся).

Прямо оппозиционные католицизму: реформация.

Появление англиканской церкви, года Генрих VIII воспылал любовью к фрейлине Анне Болейн и пожелал на ней жениться. Для этого надо было развестись с Елизаветой Арагонской, его супругой, против чего резко восстал Папа, в результате чего Генрих VII, как человек крутой развелся с католической церковью. Появилась англиканская церковь.

В Европе это выразилось в появлении протестантских течений - Кальвинизма и Лютеранства. Лютер (католический священник) отверг очередную энциклику Папы, заклеймил католицизм и провозгласил совсем другие принципы вероисповедания, близкие к изначальному христианству времен общинного христианства, не епископата с его иерархией, а общинного, где не требуются посредники между людьми и Богом – священнослужители. Где требуется прежде всего вера - «Веруй и спасешься» - лозунг Лютера. Отсюда идея отмены монашества, потом ушло и в атрибутику церкви, все эти помпезные соборы, иконы, выборность пастыря.

Это привело к возникновению религиозных войн в Европе, которые продолжались очень долгое время с переменным успехом, то одни вырезали других (ночь хрустальных ножей, длинных ножей), то наоборот.

Инквизиция ведет борьбу с инакомыслящими, в том числе с учеными. Есть и положительный момент, в XV веке, чтобы бороться не практически, а теоретически Ватикан основывает свою знаменитую библиотеку – одну из самых крупных и древних в мире, а на базе этого появляется и папская академия наук.

В результате такой борьбы появляется возможность появления чего-то принципиально нового, т.к. если бы религия оставалась на том же уровне, который она занимала на протяжении Средних веков, то она как душила, так и продолжала бы душить. Здесь мы видим, появляются новые структуры, которые впоследствии сыграли роль для появления науки, прежде всего гуманитарные академии. Самая древняя во Флоренции, были названа так, чтобы воскреси память об академии Платона. Ее основатели: Марсилио Фичино (был священнослужителем, но большую часть времени посвящал переводам Платона на латынь и почитал Платона, как Бога, по приданию у него дома был алтарь, и, приходя со службы и из церкви, он всегда ставил свечку своему кумиру.)

Оппозиция рационализма и мистицизма. Выразилась в отходе от почитания учении Аристотеля и переориентация критериев рациональности на философию Платона, исходя их того, что у Платона была сильная математическая программа, в отличие от качественной программы Аристотеля. Это сыграло важную роль для математизации науки, стало барьером между наукой и ненаукой.

Марсилио Фичино прославился еще и как организатор научных кружков. Фактически наука и новая философия появляется не в рамках университетов, а маргинальным способом. Также как философия в Древней Греции, которая появляется не в Афинах, а в колонии греков – Милесе. Фичино осуществлял координацию кружков путем переписки с крупными деятелями того времени учеными и философами. Они заседали и обсуждали многие проблемы.

Вторая академия: академия Плифона. Инициировали Медичи. Совмещает занятия гуманитарными и обращает внимание уже на естественные науки.

Козентинская академия. Козинс – город недалеко от Неаполя. Основывает Телезио. Она преимущественно делает предметом своего анализа проблемы, связанные с природой.

На этом теоретическом фоне разворачивается Эпоха Возрождения. В Средние Века была тишь да гладь, а здесь идут войны, католицизм слабеет, его критикуют: индульгенции, огромные собственности, в Папы попадают и уголовники, и женщины (она скрывала, что женина, но ее разоблачили), травля церковных иерархов.

ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА. Изобретение компаса, книгопечатания и пороха. Изобретатели неизвестны.

Порох. Феодализм держался на неприступных замках, рыцарях, доспехах, а с появлением пороха все это стало бутафорией. Против пушечного ядра или выстрела из ружья, ничего уже не спасало. Перемешивание Европы в технологическом отношении – все страны сразу стали этот порох использовать.

Компас дол возможность совершать новые географические открытия. Огонь борьбы, соревновательности, путешествий, что был у греков, снова возродился в Эпоху Возрождения. Марко Поло шел по Великому Шелковому Пути, но не как купец, а как исследователь, Колумб (1492), Васко да Гама, Магеллан (кругосветное путешествие), и т.д.

Книгопечатание сыграло роль в распространении, экспансии новых мыслей, как просветительских, так и исследовательских. Книгопечатание сделало чисто номинальным индекс запрещенных книг, потому что запрещались книги уже после того, как они выходили, уследить за этим не было никакой возможности. Книга вышла, ее почитали иезуиты, сказали «плохая книга», запретили, но птичка уже улетела. Цензура существовала задним числом – очень не эффективная цензура.

Обычные войны, религиозных войны способствовали контактам между разными культурами, контактам между нациями и государствами внутри Европы. Границы были очень подвижны, жители приграничных районов были просто обязаны знать языки тех, кто с ними граничит, совсем не понятно было в какой стране ты окажешься завтра, а общаться надо.

ИСКУСТВО.

Живопись. Появляется раньше науки. Такие великие фигуры, как Рембрандт, Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Леонардо Да Винчи сыграли большую роль в гуманизации Европы. Был открыт совершенно новый способ видения мира по отношению к средневековому – цензура и самое ценное, что может быть это иконопись. Это всегда жесткие ограничения, иконы пишутся по жестким стандартам, малейшее отступление говорит, что художник вне благодати божьей, он отступил от канонов, следовательно, его произведения являются еретическими. На счет троицы Рублева долго размышляли признать ее в русле православной доктрины или это есть ересь.

Новое искусство создает новый образ человека - открытый, обращение к человеку в физическом обличии красоты. Создаются чисто научные предпосылки, например, не зная оптики, художники используют закон перспективы. Все иконы были плоскостные. Есть даже исследования, которые показывают, что оптика как наука могла бы и не быть, если бы не сложилась перспективное видение на уровне искусства.

Литература. Резкие изменения позиций авторов, относительно авторов средневековья. Там все помыслы Богу, здесь акцент на человеке. Хотя есть эпические произведения типа Данте Алигьери. Появляются другого рода жанры, лирическая поэзия.

Язык. Складывается единый язык для образованных людей, латынь. Пошло еще в Средневековье, но как язык науки становится важным именно в первый период Эпохи Возрождения. Дальше идет размывание и обращение к национальным языкам, но сверка с латынью всегда остается необходимой. Можешь, как Галилей и Бруно, писать на своем языке, но если хочешь получить признание, как ученого латынь ты должен знать.


Синхронный подход.

На данный момент существуют науки естественные, неестественные (гуманитарные) и противоестественные (околонаучные – парапсихология, парафизика, парахимия, алхимия и др.; не случайно в РАН существует комиссия по борьбе с лженаукой).

В современной науке мы имеем монотетические науки или генерализирующие науки, науки, пытающиеся установить общие мировые закономерности, практически это все естествознание и прежде всего физика; еще есть логикоматематические науки, теоретическое естествознание. Второй тип наук – это описательные науки, или идеографические науки, где важнее является не элемент установления общей закономерности, а стремление понять, осмыслить в том или ином историческом контексте те или иные события. Номотетеические и идеографические можно выделить по предмету: здесь предмет - природа, во второй предмет – человек, общество.

Методы: теоретическое естествознание – точные методы, стремление максимально использовать математику, во втором случае – качественные методы, описательные методы, где привлекается свой язык.

Продукт: в первом случае – это стремление установить универсальные законы, в социально-гуманитарных науках – не законы, а закономерности, регулярности.

Следующая сетка: большая наука и малая наука. Под большой наукой как правило понимают ту науку, которая формировалась уже после Второй Мировой войны, когда появились проекты так называемых комплексных научных исследований. А малая наука – это по определению все то, что существовало до большой науки, там был дисциплинарный подход, каждый занимался только своим делом и не лезли в дела соседнего.

Самая традиционная классификация: фундаментальные науки – физика, химия и биология. Методы, типичные для современной науки, нашего синхронного подхода к науке, и которые отличают науку от всех других форм духовной теоретической деятельности:

1) Метанаучные принципы, он впитывает их в процессе обучения и общения со своими руководителями и коллегами:

2) Общенаучные методы. Здесь классические методы индукции и дедукции, аксиоматика и гипотетика, синтез и анализ.

3) Частнонаучные методы – это то, чем мы пользуеся непосредственно в лабораториях, и у каждого идет совершенно конкретная разработка, эти методы очень подвижны, они зависят не только от развития самой науки, но и от приборной базы.

Генезис науки

Первая и обыденная модель – что наука появляется из естественного любопытства и любознательности человека.

Вторая попытка вывести науку напрямую не просто из любознательности а из того знания, которое мы назвали рецептурно-технологическое знание. И это правильно: не было бы этих знаний, наука не могла бы появиться.

Мифология и религия. Есть и такие работы, где утверждается, что для появления науки нужна была развитая мифология и уже развитое религиозное сознание. Поэтому и наука как сфера духовной деятельности появляется в определенном смысле из мифологии и религии, потому что в них есть определенные элементы, которые необходимы для науки.

Социальные условия. Скажем, Аристотель говорит, что возможность науки скрывается прежде всего в досуге человека. А досуг обеспечивается прежде всего социально-экономическими условиями, когда появляется прибавочный продукт и люди в принципе могут заниматься умственным трудом. Один из моментов этих социальных условий – отделение умственного труда от физического. А также – демократии. Наука – это тепличное растение, которое при диктатуре не растет.

Есть еще одна очень экзотичная теория, Йозеф Хейзинга ее предложил. Это, так называемая, игровая модель культуры в целом и появления науки, в частности. Оригинальность тоже здесь небеспочвенна, потому что действительно, появление, скажем, евклидовой геометрии очень похоже на игру в бисер, потому что все, что Евклид скомпоновал, все было известно и все умели в общем-то делать, но он это выстроил как некую систему, ее можно вполне интерпретировать как игровую систему. Потому что игра – это некие конвенции, правила, которые вы устанавливаете, вы видите самоценность игры (по крайней мере, в момент генезиса этой игры). Игровая модель культуры вообще и науки, в частности, подразумевает, что наука – некий феномен культуры. Без любой игры можно обойтись, игра – это роскошь, когда есть досуг. А раз так, то почему наука является необходимостью? Многие так и говорят, что греческая цивилизация вполне могла обойтись без науки, как обходились без нее другие культуры, в этом смысле наука является неким феноменом, избыточным продуктом культуры.

Эти модели имеют смысл, можно рассуждать о них, но любая из них недостаточна. Даже если мы попытаемся их синтезировать, можно придумать массу чего - то другого для того, чтобы пытаться обосновать появление науки как новой автономной формы человеческой деятельности.


Когнитивные социологи

4. Опозиция - Фейерабенд. Наука является одной из многих форм рациональности, и, следовательно, наука как институт должна быть ограничена в своих притязаниях. Наука не больше мифологии, религии. С помощью мифов человечество добилось основных достижений – огонь, колесо, и т.д. Следовательно, наука должна быть отделена от государства. Наука агрессивная организация, и ученые занимаются научной деятельностью из-за честолюбия, ради материальных благ. Наука пользуется незаслуженным приоритетом в жизни, как когда-то пользовалась религия. Это ведет к угрозе демократии.


Ньютон

Онтологические постулаты о простоте и единообразии природы.

На основе чувств, т.е. путем наблюдений и экспериментов, можно установить некоторые из основных свойств тел: протяженность, твердость, непроницаемость, подвижность, силу инерции целого, всемирное тяготение с помощью индуктивного метода. Протяженность, твердость, подвижность и сила инерции целого являются результатом соответствующих свойств его частей; из этого мы заключаем, что даже самые маленькие части всех тел также должны быть обладать теми же свойствами - корпускулярность.

3 ньютоновских закона движения, закон тяготения. Существование Бога, который создал мир и поддерживает в нем равновесие.

Вводит понятия абсолютного времени и абсолютного пространства.

Единая картина мира. Нет разницы между землей и небесами, механикой и астрономией.

К.Линней

Бинарная система обозначения растений и животных (род-вид). Расположил животных по усложнению их строения, но не усмотрел в этом изменчивости видов (механицизм – картина мира, описывающая его как неизменчивый).

Постепенно – стали появляться эволюционные идеи (Ламарк, Дарвин).

Классический тип научной рациональности: центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. В классической физике идеал объяснения и описания предполагает характеристику объекта «самого по себе». Предполагается, что процесс познания может быть совершенно нейтральным по отношению к познаваемому объекту.

Формирование классической картины мира:

- Земля - не центр вселенной, созданной Богом для человека, воспринимаемого как вершина творения, но небесное тело, как и другие.

- Меняется образ мира, меняется образ человека, но меняется также и образ науки. Научная революция - это одновременно революция представлений о знании. Наука - это экспериментальная наука, она становится исследованием природы.

- Постепенный отказ от эссенциалистских претензий. (Галилей: «Поиск сущности я считаю занятием суетным и невозможным, а затраченные усилия - тщетными»). Начиная с Галилея наука исследует не что, а как, не субстанцию, а функцию.

- Формирование нового типа знания, требующего союза науки и техники.

- Объяснение мира с точки зрения механической причинности (Ньютон, Лаплас).

- Наука заговорила языком математики

- Дисциплинарная организация науки (формирование естественных, технических, гуманитарных наук,)

- Деизм (Бог сотворил мир, но более в него не вмешивается).

Характерные черты классической картины мира:

- механицизм (от Ньютона). - линейный детерминизм - единообразие природы - бесконечность Вселенной

 


19. Основные линии развития современной методологии науки.

Вторая группа вопросов

Фальсификации

Схема процедуры фальсификации (эмпирического опровержения) сходна со схемой умозаключения m o dus t o llens (перев. - деструктивный модус) – это правило вычисления высказываний, прежде всего, условных высказываний. Если из теории выведено следствие, и это следствие эмпирически опровергается, то отсюда следует, что теория не верна.

Если найдено опровержение теории, то следует эту теорию отвергать и заменять новой. Всякая попытка сохранить данную фальсифицированную теорию приводит к застою в развитии науки, догматизму научного знания и потере этой наукой эмпирического содержания.

Ad hoc (ад хок)

Ad hoc означает к случаю,или для определенной цели.

Пример ad hoc -гипотезы. После открытия Ньютоном известных законов динамики и закона всемирного тяготения, он попытался экстраполировать их на всю вселенную. Появилась т.н. ньютоновская небесная механика. Однако, Леверье установил, что периодически происходит смещение перигелия Меркурия (на 42.56``). Это событие и величину этого смещения ньютоновская механика никак не могла объяснить, и это, фактически, было эмпирическим опровержением теории Ньютона. Однако, сторонники данной теории старались поддерживать эту теорию при помощи ad hoc -гипотез, или ad hoc -переинтерптераций. В качестве допущений предполагались: существование между солнцем и Меркурием неизвестной до сих пор планеты (Леверье), спутника Меркурия (Х е ртель), влияние зодиакального света (Хартель). Также было предложено (Холл, Н е йман, Нь ю ком) изменить закон всемирного тяготения: ввести некоторую малую величину , которая и привела бы к полученному смещению перигелия Меркурия.

Ученый должен пользоваться следующим научным методом. Если вытекают некоторые проблемные ситуации, для их решения ученый выдвигает определенные догадки, предположения. Эти догадки ученый пытается проверять, и если они оказываются опровергнутыми, то он их отвергает. Таким образом, ученый пользуется методом проб и ошибок (метод предположения и опровержения).

Метафизика и наука. Если неопозитивисты считали метафизические вопросы псевдопроблемами, то П. показывает, что невозможно исключить метафизику полностью: связь метафизических терминов и понятий науки (например, что такое необходимость, закон, причина). Также ни одно научное открытие не существовало бы без веры в метафизические идеи (о наличии причинно-следственных связей, закономерности и т.п.). Более того, история науки показывает, как метафизические идеи получали научное подтверждение (атомизм, теория корпускулярной природы света, теория эволюции и др.) и служили причиной научного прогресса. Т.е. сфера истинного знания не совпадает со сферой эмпирически контролируемого знания.

Толерантность. В науке после фальсификации теории – переход к другим точкам зрения. Терпимость к другим позициям нужна везде, ведь любая теория (в том числе, социальная) - только гипотеза: “ умирать должны теории, а не люди ”.

Общество: открытое и закрытое. Предвидеть будущее общества нельзя, у истории нет никакого смысла (кроме того, что приписываем ей мы сами), поэтому историю нельзя сравнить (по научности) с физикой или другими естественными науками. Попытки рассуждать иначе – историцизм – вырождаются в утопии и тоталитаризм, т.к. создают иллюзию неизбежности хода истории. “ Историцизм допускает, что мы можем пожинать то, что мы не сеяли, убеждает нас в том, что все будет и должно быть хорошо, если мы пойдем в ногу с историей… Он пытается переложить нашу ответственность на историю ”. Историцизм (напр., марксизм) = теоретическая защита “закрытого общества”, установленного на основе общих неизменных норм. “Открытое общество”: стимуляция инакомыслия, свободы слова и мысли, непрерывного реформирования общества. “ Во-1-х, в открытом обществе законно свободное суждение, и результаты публичных дискуссий оказывают влияние на политику. Во-2-х, в нем есть институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды ”. Демократия – не просто власть большинства, но и гарантии прав меньшинства.

Эволюц. Эпистемология Развитие наук сходно с эволюцией человечества, и наиболее важную роль сыграла дескриптивная функция человеческого языка.


Третья группа вопросов

Идентично пункту 3.4

Первая группа вопросов.

Союз философов, ученых и государственных деятелей в формировании классической науки.

Формирование классической науки XVII в. связано с созданием научных обществ. Лондонское Королевское общество возникло из совместных усилий трех групп ученых – кружка ученых вокруг С.Гартлиба, включавшего в себя Д.Дыорт, Я.А.Коменского, Р.Бойля, У.Петти, Б.Уорсли, членов Лондонской Коллегии врачей, прежде всего У.Гильберта и У.Гарвея, проводивших экспериментальные исследования и создавших в 1645 году в Грешэм-колледже дискуссионный клуб, в котором реализовывалась программа Бэкона (2) и, наконец, группа профессоров Оксфордского университета, объединившихся в клуб экспериментальной науки. Все это были кружки единомышленников, проводивших исследования, встречавшихся для обсуждения опытов и их результатов на общих собраниях-сходках джентльменов с философским складом ума. Отношения между этими тремя группами были разными в различные годы. Все они боролись за верховенство, критиковали друг друга, хотя многие из членов этих групп входили не в одну, а в целый ряд такого рода объединений, например, Р.Бойль участвовал в деятельности всех трех ассоциаций, а У.Петти даже в шести из девяти существовавших в то время ассоциаций – коллегий. Их отношения друг с другом и властью принимали нередко драматический характер, в частности, в 1650 году сложилась открытая конфронтация этих групп, которая в конечном итого завершилась созданием Королевского общества. Так из деятельности неформальных групп-коллегий возникло первое научное общество, где коммуникация между учеными регламентируется определенными правилами Устава, где создается правящий Совет со своим президентом и управляющей властыо. Научные общества становятся одной из государственных Коллегий, превращаясь из сообщества философов и медиков в Коллегию, имеющую государственный статус, привилегии, права и обязанности.

Еще до создания Королевского научного общества были предприняты попытки формирования общеевропейской коммуникации ученых. Эта коммуникация осуществлялась не непосредственно, а в переписке, в которой сообщались новые результаты научных исследований, выдвигались контраргументы в опровержение точек зрения своих оппонентов, аргументы в защиту своей позиции. Известно, что М.Мерсенн был не только адресатом многих ученых Европы, но и посредником в их переписке, сообщая им о новостях европейской науки и позволяя тем самым им участвовать в дискуссиях и во всей интеллектуальной жизни. Его переписка охватывает 16 томов. Эти попытки создания европейской системы коммуникации ученых, предпринятые в Англии в конце 40-х годов XVII в., привели к формированию "Адресной службы", к выделению специального лица, ответственного за переписку, за распространение универсального знания. В кружке С.Гартлиба был официально назначен сам Гартлиб с годовым окладом в 100 ф.ст. Постепенно на коллегии философов и медиков (Collegium Philosophicum), которые имели своей целью содействовать развитию экспериментального метода в исследовании природы, было сформировано Королевское общество, получившее в 1662 г. уставную грамоту (королевский диплом). Те неформальные отношения, которые сложились в лондонской группе ученых и в оксфордской группе, Р.Бойль – один из видных деятелей английской химии – назвал "незримой коллегией" (2).

Эта "незримая коллегия" европейских ученых отнюдь не умерла вместе с созданием Королевского Лондонского общества. Переписка со всеми европейскими учеными стала одной из важных функций секретаря общества, каким на протяжении 17 лет был Г.Ольденбург. Он был своеобразным посредником-распространителем научной информации, ответственным за поддержание и расширение сети информации. В архиве Лондонского Королевского общества сохранилось более 700 писем европейских ученых к Ольденбургу (49). Объем переписки отнюдь не уменьшился вместе с основанием первого научного журнала "Философские записки Королевского общества" (1665). Дело объясняется не только эпистолярными традициями, столь важными для культуры XVII в., но и теми идеалами научности, которые выработала и на которых зижделась классическая наука XVII в. Сам факт неприятия и отказа от дискуссий связан с новым идеалом ученого, который живет, уклоняясь от общения с другими людьми, отшельника, проникнутого стремлением к истине, не осуществимого, если он не будет вступать в полемику с другими, с новыми критериями и нормами научности, где опыт и эксперимент оцениваются как лучший судья и гарант истины. Все дискуссии, вне которых, конечно, наука не может существовать, сместились в переписку. Поэтому и письма ученых этого времени нередко представляли собой целые трактаты, разворачивающие свою точку зрения, выдвигающие аргументы в защиту своей позиции и контраргументы против иной позиции. Именно переписка и дружеское обсуждение проведенных опытов и их результатов являются, в соответствии с нормами классической науки XVII века, подлинной коммуникацией между учеными. В ней – выражение "республики ученых", равноправного и демократического общения между ними, общения, не знающего границ и утверждающего транснациональность научного сообщества и науки.

Значение революции 17-18 веков- оформление той науки которая получает название классической, характеризуется разделением объекта и субъекта познания, выработка эталонов и норм научных исследований, понимания истины (кореспондентской) истина не зависящая от субъектов. Появление первых научных сообществ, формирование первой научной картины мира, появление светского образования и как итог резкое ускорение Европы. Выход на лидирующие позиции. Появляется государственная поддержка науки, в связи с провозглашением лозунга о практическом воздействии науки на жизнь человека.

Плеяда этих людей, которые появились одновременно, уникально, создала науку. В Китае этого не случилось, т.к. не родилась эта плеяда людей.

Бэкон. Очищение человеческого разума от идолов – рода, пещеры, рынка, театра. Создает структуру научных сообществ – дом Соломона. Идея, что развитие общества не может происходить без опоры на науку. Лондонское королевское общество, которое осуществляет идеи дома Соломона. “Великое восстановление наук” - возвращается и идеям натурфилософии до Сократа. Классификация наук – память (история), воображение (искусство), разум (философия). Гипотетико-индуктивный метод.

Декарт. Создание алгебры, аналитической геометрии, механики, законы преломления света. Считает, что метафизика лежит в основе всех наук. Аналитико-синтетический метод: принимать в качестве достоверного только самые очевидные вещи, основываясь на очевидных истинах, проводить анализ сложных объектов, движение мысли – от простого к сложному, критическая рефлексия. Принцип методологического сомнения. Возрождает континуалисткую программу в физике – корпускулы. Закон инерции. Идея детерминизма материальной субстанции.

Гассенди. Эпикуриист. Мир состоит их атомов, вводит понятие молекулы.

Кеплер. Развивает коперниканскую теорию. Орбиты планет – эллипсы. 3 закона Кеплера.

Галилей (1564-1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. В науке господствовали представления об окружающем мире, сохранившиеся со времён античности. И Галилей был одним из первых, кто отважился выступить против них. Оказалось, что скорость падения тел не зависит от их массы. Открытие принципа относительности. Галилей сконструировал первый в мире телескоп. Диалог о 2 системах.

Паскаль – теория вероятности. Но в конце придет к Богу. Пари Паскаля

Исаак Ньютон (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, разработал (независимо от Г. Лейбница) дифференциальное и интегральное исчисления. Он построил первый в мире зеркальный телескоп, чётко сформулировал основные законы классической механики, открыл закон всемирного тяготения, сформулировал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время в механике Ньютона являются абсолютными. Следует сказать, что работы Ньютона в механике, оптике и математике намного опередили его время, а многие его работы актуальны и сейчас.

Лаплас (1749-1827), французский астроном, математик, физик был автором классических трудов по теории вероятностей и небесной механике. Лапласом и Кантом была предложена гипотеза происхождения Солнечной системы из газопылевого облака, развитая современными астрономами.

Лейбниц – интегральное и диф. исчисление, математическая логика, предвосхитит закон сохранения энергии, только у него mv^2. Окрыл сферу бессознательного в человеке. Понятие апперцепций. Сторонник принципа априоризма (прожилки в глыбе мрамора). Сторонник принципа случайности (как пересечение причинно-следственных рядов). Закон достаточного основания, закон достаточного обоснования.

Гоббс и Локк – создатели новых политических теорий, общественного договора, принципы либерализма, оппозиции, выборности

Гюйгенс(волновая природа света), Бойль и Марриот, Братья Бернулли, Эйлер, Мопертюн (великий сплющиватель), Даламбер (понятие предела), Лаграндж

Итоги научной революции:

1.Складывается мировоззренческая установка – наукоцентризм, опора на науку, как способ и средство развития общества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.082 с.)