Проблема сциентизма и антисциентизма. История и современность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сциентизма и антисциентизма. История и современность.



Если смотреть на науку как на форму человеческой культуры то мы обязательно задаем вопрос, а в чем смысл этой формы культуры. Наука после Бэкона, провозгласила, что знание – это сила, сила – это власть (сначала над природой), а сейчас этот тезис расширили. В 19 веке в полной мере начала проявляться прикладная значимость науки. В 20 веке появляется сциентистское направление лозунгом, которого является, что все проблемы, которые порождаются в цивилизации могут и должны быть решены только наукой, никакого пути назад быть не может и обратное антисциентистское направление, чем дальше будет развиваться наука, тем хуже будет человечеству. Экология культуры – среднее между ними, все ветви культуры нужны. Философия – координирует все ветви культуры, рефлексия над наукой.

Сциентистское течение. Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Галилео Галилей.С одной стороны продолжает развиваться сформировавшаяся в Новое время тенденция, согласно которой наука – инструмент усиления и совершенствования разума в его природо-преобразовательной деятельности с целью совершенствования условий существования человека. С этой точки зрения развитие науки – это процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. «Новая Атлантида» Бэкона – описание различных уникальных технологий в высоко моральном общества. Основали рационалистический стиль мышления. Конкретно философия науки появляется в 30-х гг. 19 века. Философия науки – реакция на немецкую классическую философию. Царица наук не обязана быть самостоятельной наукой. Наука – сама себе философия. Первый этап – становление позитивизма.

М. Вебер считал, что позитивный вклад науки: - разрабатывает "технику овладения жизнью" как внешними вещами, так и поступками людей - разрабатывает методы мышления.

Но науку не следует рассматривать как путь к счастью, а тем более путь к Богу, потому что она не дает ответа на вопросы: "Что нам делать?", "Как нам жить?", "Есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире?"

Г. Башляр был убежден в том, что возлагать на науку ответственность за жестокость современного человека значит переносить тяжесть преступления с убийцы на орудие преступления.

К. Поппер считал очень опасным для человеческой цивилизации "восстание против разума" со стороны "иррационалистических оракулов". Наука, по Попперу, усиливает наш интеллект, подчиняя его дисциплине практического контроля. Научные теории контролируются практическими выводами из них, в противоположность безответственности мистицизма. Говоря о соотношении науки и власти, философ считал, что чем сильнее вторая, тем хуже для первой, прогресс науки зависит от свободного соревнования идей, следовательно, от свободы мысли и, в конечном счете, от политической свободы. Поппер разделяет идею о том, что наука это не только "собрание фактов", а это "одно из наиболее важных духовных движений" наших дней.

Один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг считал, что наука является важным средством взаимного понимания народов. Благосостояние народа и политическая власть зависят от состояния науки, и ученый не может игнорировать эти практические результаты".

С другой стороны – антисциентисткое направление. Наука – деструктивная сила культуры, служанка государственно-бюрократического аппарата. С помощью науки возможно создать новые технократические структуры тоталитаризма. Отчасти это направление сложилось из-за реальной угрозы самоуничтожения человечества.

На передний план выдвигаются вопросы гуманистической направленности исследований, эффективного управления научной деятельностью, повышение ответственности ученого.

Антисциентист - Руссо, его знаменитая конкурсная работа способствует ли наука и искусство развитию человечества, получила первый приз, в этой работе он развил идею, что развитие науки способствует деградации человека и общества (как только греки стали заниматься наукой их поработил Рим, геометрия от скупости, астрономия от астрологии – стремление знать свою судьбу. Науки свидетельствуют о развитие темных сторон человечества). Его лозунг – назад к природе. Люди рождаются испорченными, но они были бы во много раз хуже, если бы рождались учеными.

Фейерабенд. Наука является одной из многих форм рациональности, и, следовательно, наука как институт должна быть ограничена в своих притязаниях. Наука не больше мифологии, религии. С помощью мифов человечество добилось основных достижений – огонь, колесо, и т.д. Следовательно, наука должна быть отделена от государства. Наука агрессивная организация, и ученые занимаются научной деятельностью из-за честолюбия, ради материальных благ. Наука пользуется незаслуженным приоритетом в жизни, как когда-то пользовалась религия. Это ведет к угрозе демократии.

Римский клуб – его цель – исследование развития человечества в эпоху научно-технической революции. Внес значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Концепция нулевого роста - теория, отвергающая принцип экономического роста, а также роста рождаемости, потребления, использования природных ресурсов и т. п. Эти принципы рассматриваются как опасные в экологическом и гуманитарном отношении, как вероятная причина будущей катастрофы. В различной форме идеи, предваряющие концепцию нулевого роста развивали Монтескье, Руссо, Мальтус, Милль. В современном виде эта концепция была выдвинута в начале 70-х гг. Д. Медоузом и Дж. Форрестером в рамках исследований Римского клуба. Некоторые варианты концепции нулевого роста не отвергают современные технологии, предполагая в духе постиндустриализма существенную переориентацию производственного потенциала из индустриального сектора в сектор услуг, образования, культуры, досуга и т. д. Др. варианты предусматривают отказ от современной крупномасштабной промышленной базы, от новых технологических и научных разработок в пользу традиционных, “альтернативных” технологий, превращение сферы обслуживания из индустриальной и государственной отрасли в отрасль общинную и домашнюю. Технологическому оптимизму, взгляду на экономический рост и эффективность как на универсальную панацею, принципу максимизации производства и потребления сторонники концепций Н. р. противопоставляют идеи глобального равновесия, стабильности, выживания, простого воспроизводства, антипроизводительности.

Н. А. Бердяев: "силы и значения рационализма отрицать нельзя", но не допустимо это значение абсолютизировать, основой знания является интуиция, которая "упирается в веру". По Бердяеву, научность не есть ни единственный, ни последний критерий истины, хотя никто не сомневается в ценности науки. Наука лишь один из питающих источников философии, но от последней нельзя требовать научности, недопустимо методы математики и естествознания механически переносить в социальные науки, в другие области духовной жизни, чуждые науке. Также как нельзя навязывать научность другим отношениям человека к миру. Считая, что кроме рационального, научного познания есть и другие "безмерные и безграничные области познания", и что "рациональное не покрывает иррациональное", он призывал к освобождению философии от всяких связей с наукой.

Л. Шестов исходил из того, что опыт гораздо шире, чем научный опыт, и что наряду с научными всегда существовали и ненаучные способы отыскания истины. Все суждения имеют право на существование, а поэтому следует положить конец "дикому обычаю пролагать посредством доказательства путь к истине". "Бросьте инструменты и приборы, забудьте методологию и научное донкихотство и попытайтесь довериться себе".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 679; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.006 с.)