Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские идеи ренессанса как теоретический базис становления новоевропейской науки.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
До 1600 год развитие эпохи происходило в гуманистическом и гуманитарном направлении, после – акцент на естествознание. Виндельбант говорил: «Современное естествознание – дитя гуманизма». Уникальность эпохи Возрождения. Понятие Ренессанс переводится, как Возрождение. Возрождение чего? Первоначальный смысл и вектор был направлен, прежде всего на Античность. Возникает понятие Средневековье, как некоторого пройденного этапа развития человечества, причем всегда имеет негативный подтекст, к нему всегда прибавляется Мрачное Средневековье, Эпоха мрака. Европа обращается к возрождению Античности с его искусством, наукой и философией. Этому способствовал ряд обстоятельств, которые привели к такого рода интерпретации. Полность возродить античность невозможно, зато можно перенести все то значимое и важное на новую почву Европы. Без античности не было бы возрождения, нечего было бы возрождать, но и без того уровня, которой был достигнут, тоже никакое Возрождение было невозможно. Возрождение рождается и прогрессирует в рамках оппозиций, нет эволюционного процесса, а лишь борьба между противоположными направлениями. Оппозиция гуманизма и теизма. Есть экзотическая теория, что Возрождение стало возможным в результате накопления благодати в длительный период средневековья. В период средневековья произошло накопление благодати, когда люди вели себя четко по правилам, все помыслы посвящали Богу, все подчинялось религиозным догмам, это дало, в конечном счете, возможность дальше пойти другим путем, в том числе, и в плане появления науки. Возрождение возникает в оппозиции, в борьбе с теистической доктриной. Известный лозунг средневековых теологов – Momento mori – Помни о смерти. Жизнь мимолетна, надо помнить, что тебя ждет после смерти. Деятели Эпохи Возрождения выступают против этого. Лоренцо Валла (возрождает Эпикуреизм), в это время переоткрывается поэма Лукреция Карра «О природе вещей» - шоковая терапия для европейцев – оказывается можно жить без боязни и без страха перед смертью, а совсем по другим принципам, Momento vivo – помни о жизни. Идея гедонизма, счастья и наслаждения. О Богах надо помнить, но они в междумирье, им нет никакого дела до нас, молитвы бесполезны, не надо бояться смерти. По Лоренцо Валла жизнь надо прожить и достойно, и испытывая наслаждения, удовольствия и пр. Он перегибает палку средневековой жесткости в другую сторону, но без этого нельзя, когда речь идет о каких-то принципиально новых вещах. Он договаривается до того, что человек ради удовольствия может пожертвовать своим отношение к родным, к родине, т.к. все это абстрактные понятия, а человек – уникальное, остальное должно быть постольку поскольку. Пико дела Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Возвеличивает человеческую личность, показывает, что мы можем различать понятия фатум и фортуна. Фатум – у древних римлян олицетворение воли богов, неотвратимой судьбы, но у человек всегда есть свобода воли, выражаемая в понятии фортуна (бывает благополучная, счастливая, несчастливая). Человек может эту фортуну поймать за хвост. Появляется новый слой интеллектуалов – интеллигенция. Люди, которые ориентированы не на теизм, а на светскость и способны рассуждать теоретически. Это находится в оппозиции с религией (с теизмом), которая исповедует официальную доктрину католицизма. Пантеизм. Следующая мощная программа, которая противостояла официальной католической доктрине. Идет еще с Эуригены, хотя его учение было осуждено, но идеи пантеизма остались. Мистицизм. Прямо противоположная католицизму доктрина, хотя таже христианская. Мистицизм развивал апофатическую традицию ареопагитиков. В ареопагитиках, одном из основных теоретических произведениях христианства были заложены две важные традиции: катафатика – рациональное объяснение Бога, попытка его доказательств, а апофатика – некий мистицизм, Бога нельзя объяснить в принципе, можем только прочувствовать, если он пожелает с нами общаться. В этом контексте церковь ничего не значит, ты можешь прийти в церковь, но аудиенции у Господа Бога не добиться. Мейсер Экхард, Яков Бёме, Гермес Трисмегист (создатель герменевтики уже в эпоху Возрождения, он придает ей импульс, как возможность интерпретировать все и вся). Прямо оппозиционные католицизму: реформация. Появление англиканской церкви, года Генрих VIII воспылал любовью к фрейлине Анне Болейн и пожелал на ней жениться. Для этого надо было развестись с Елизаветой Арагонской, его супругой, против чего резко восстал Папа, в результате чего Генрих VII, как человек крутой развелся с католической церковью. Появилась англиканская церковь. В Европе это выразилось в появлении протестантских течений - Кальвинизма и Лютеранства. Лютер (католический священник) отверг очередную энциклику Папы, заклеймил католицизм и провозгласил совсем другие принципы вероисповедания, близкие к изначальному христианству времен общинного христианства, не епископата с его иерархией, а общинного, где не требуются посредники между людьми и Богом – священнослужители. Где требуется прежде всего вера - «Веруй и спасешься» - лозунг Лютера. Отсюда идея отмены монашества, потом ушло и в атрибутику церкви, все эти помпезные соборы, иконы, выборность пастыря. Это привело к возникновению религиозных войн в Европе, которые продолжались очень долгое время с переменным успехом, то одни вырезали других (ночь хрустальных ножей, длинных ножей), то наоборот. Инквизиция ведет борьбу с инакомыслящими, в том числе с учеными. Есть и положительный момент, в XV веке, чтобы бороться не практически, а теоретически Ватикан основывает свою знаменитую библиотеку – одну из самых крупных и древних в мире, а на базе этого появляется и папская академия наук. В результате такой борьбы появляется возможность появления чего-то принципиально нового, т.к. если бы религия оставалась на том же уровне, который она занимала на протяжении Средних веков, то она как душила, так и продолжала бы душить. Здесь мы видим, появляются новые структуры, которые впоследствии сыграли роль для появления науки, прежде всего гуманитарные академии. Самая древняя во Флоренции, были названа так, чтобы воскреси память об академии Платона. Ее основатели: Марсилио Фичино (был священнослужителем, но большую часть времени посвящал переводам Платона на латынь и почитал Платона, как Бога, по приданию у него дома был алтарь, и, приходя со службы и из церкви, он всегда ставил свечку своему кумиру.) Оппозиция рационализма и мистицизма. Выразилась в отходе от почитания учении Аристотеля и переориентация критериев рациональности на философию Платона, исходя их того, что у Платона была сильная математическая программа, в отличие от качественной программы Аристотеля. Это сыграло важную роль для математизации науки, стало барьером между наукой и ненаукой. Марсилио Фичино прославился еще и как организатор научных кружков. Фактически наука и новая философия появляется не в рамках университетов, а маргинальным способом. Также как философия в Древней Греции, которая появляется не в Афинах, а в колонии греков – Милесе. Фичино осуществлял координацию кружков путем переписки с крупными деятелями того времени учеными и философами. Они заседали и обсуждали многие проблемы. Вторая академия: академия Плифона. Инициировали Медичи. Совмещает занятия гуманитарными и обращает внимание уже на естественные науки. Козентинская академия. Козинс – город недалеко от Неаполя. Основывает Телезио. Она преимущественно делает предметом своего анализа проблемы, связанные с природой. На этом теоретическом фоне разворачивается Эпоха Возрождения. В Средние Века была тишь да гладь, а здесь идут войны, католицизм слабеет, его критикуют: индульгенции, огромные собственности, в Папы попадают и уголовники, и женщины (она скрывала, что женина, но ее разоблачили), травля церковных иерархов. ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА. Изобретение компаса, книгопечатания и пороха. Изобретатели неизвестны. Порох. Феодализм держался на неприступных замках, рыцарях, доспехах, а с появлением пороха все это стало бутафорией. Против пушечного ядра или выстрела из ружья, ничего уже не спасало. Перемешивание Европы в технологическом отношении – все страны сразу стали этот порох использовать. Компас дол возможность совершать новые географические открытия. Огонь борьбы, соревновательности, путешествий, что был у греков, снова возродился в Эпоху Возрождения. Марко Поло шел по Великому Шелковому Пути, но не как купец, а как исследователь, Колумб (1492), Васко да Гама, Магеллан (кругосветное путешествие), и т.д. Книгопечатание сыграло роль в распространении, экспансии новых мыслей, как просветительских, так и исследовательских. Книгопечатание сделало чисто номинальным индекс запрещенных книг, потому что запрещались книги уже после того, как они выходили, уследить за этим не было никакой возможности. Книга вышла, ее почитали иезуиты, сказали «плохая книга», запретили, но птичка уже улетела. Цензура существовала задним числом – очень не эффективная цензура. Обычные войны, религиозных войны способствовали контактам между разными культурами, контактам между нациями и государствами внутри Европы. Границы были очень подвижны, жители приграничных районов были просто обязаны знать языки тех, кто с ними граничит, совсем не понятно было в какой стране ты окажешься завтра, а общаться надо. ИСКУСТВО. Живопись. Появляется раньше науки. Такие великие фигуры, как Рембрандт, Микеланджело, Тициан, Рафаэль, Леонардо Да Винчи сыграли большую роль в гуманизации Европы. Был открыт совершенно новый способ видения мира по отношению к средневековому – цензура и самое ценное, что может быть это иконопись. Это всегда жесткие ограничения, иконы пишутся по жестким стандартам, малейшее отступление говорит, что художник вне благодати божьей, он отступил от канонов, следовательно, его произведения являются еретическими. На счет троицы Рублева долго размышляли признать ее в русле православной доктрины или это есть ересь. Новое искусство создает новый образ человека - открытый, обращение к человеку в физическом обличии красоты. Создаются чисто научные предпосылки, например, не зная оптики, художники используют закон перспективы. Все иконы были плоскостные. Есть даже исследования, которые показывают, что оптика как наука могла бы и не быть, если бы не сложилась перспективное видение на уровне искусства. Литература. Резкие изменения позиций авторов, относительно авторов средневековья. Там все помыслы Богу, здесь акцент на человеке. Хотя есть эпические произведения типа Данте Алигьери. Появляются другого рода жанры, лирическая поэзия. Язык. Складывается единый язык для образованных людей, латынь. Пошло еще в Средневековье, но как язык науки становится важным именно в первый период Эпохи Возрождения. Дальше идет размывание и обращение к национальным языкам, но сверка с латынью всегда остается необходимой. Можешь, как Галилей и Бруно, писать на своем языке, но если хочешь получить признание, как ученого латынь ты должен знать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.013 с.) |