Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционная эпистемология Ст. Тулмина.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
[Вики] В 1972 Тулмин опубликовал свою работу «Человеческое понимание», в которой он утверждает, что развитие науки есть эволюционный процесс. Тулмин критикует точку зрения Томаса Куна относительно процесса развития науки, описанную в работе «Структура научных революций». Кун считал, что развитие науки это революционный процесс (процесс противоположный эволюционному процессу), в течение которого взаимоисключающие парадигмы ведут борьбу за то, чтобы занять главенствующее место, то есть одна парадигма стремится встать на место другой. Тулмин критически высказывался относительно релятивистских идей Куна и придерживался мнения, что взаимоисключающие парадигмы не предусматривают основание для сравнения. Тулмин утверждает, что развитие науки это процесс инновации и отбора. Инновация означает появление множества вариантов теорий, а отбор – выживание наиболее стабильных из этих теорий. Инновация возникает, когда профессионалы в отдельной области, начинают воспринимать привычные вещи по новому, не так как воспринимали их раньше; отбор подвергает инновационные теории процессу обсуждения и исследования. Наиболее сильные теории, прошедшие обсуждения и исследования встанут на место традиционных теорий, либо в традиционные теории будут внесены дополнения. Тулмин придерживается мнения, что эволюция зависит от процесса сравнения, который определяет, способна ли будет теория обеспечить усовершенствование стандартов лучше чем, это может сделать другая теория. [Яковлев] Он акцентирует внимание не на эволюции теорий и гипотез, а на эволюции концептуального аппарата этих гипотез, считая, что первичными в науке все-таки являются понятия, некие кластеры этих понятий, и можно проследить их эволюцию, а только потом уже ставить вопрос о более крупных эпистемических единицах типа гипотез или теорий. Поэтому его можно отнести к авторам, которые анализируют развитие науки, но анализируют его совершенно по-другому, чем это делает Поппер. Для него единицей науки является не гипотеза, не теория, а именно понятие. Эволюция понятий влечет за собой эволюцию гипотез. Он критикует Куна за иррационалистический подход к смене парадигм. С его точки зрения, как и в биологии, происходят мутации понятий, которые накапливаются и приводят к новому видению мира. С его точки зрения, все происходит плавно и постепенно. Схема изменений: (Любознательность+размышления+любопытство) -> интеллектуальная инновация -> (коллективизм, изменение, критицизм) -> наследственность (традиции) -> отбор (другое поколение ученых) -> новация. Он приводит следующий пример: в ходе экспедиции Кука по Таити путешественники столкнулись с тем, что аборигены были счастливы и довольно и без христианских ценностей. Вольтер писал «В мире только одна механика, одна геометрия и одна мораль». Историк Коллиндвуд: «рациональность носит исторический характер, иначе она была бы одинаковой в Европе и в Китае, но в Китае не было науки, и рациональность понималась в совсем другом смысле.» В Китае: этическая рациональность (Конфуций), в Европе – математическая (Аристотель), во Франции: дух разума, в Англии: дух Таким образом, эволюционируют все компоненты науки, но главным предметом эволюции является концептуальный аппарат. [Волкогонова] Тулмин с начала 50-х гг. выступил против абсолютизации неопозитивистского образца (исключительная ориентация на логические методы анализа языка науки уводит философию науки от реальных способов рассуждения ученых: вместо живой научной деятельности такая философия работает с моделью, столько же далекой от реальности, сколько мумифицированный труп — от живого человека). Более перспективной ему казалась стратегия, опирающаяся на идеи Л.Витгенштейна о “языковых играх”. Научные теории и законы рассматривались им как правила рассуждений в “научных языковых играх”. Цель научной игры в том, чтобы объяснять явления. Пройти путь от наблюдаемого явления к “закону”, объясняющему это явление - цель науки, достигаемая с помощью исследовательских процедур, которые не могут быть сведены к формально-логическим выводам. Ведь формальная логика вынуждает любые рассуждения подчиниться некоторым универсальным стандартам (именно потому, что содержание рассуждения не охватывается этими стандартами, они и являются универсальными). В то же время у каждой конкретной “научной игры” могут быть свои особые стандарты рассуждения, не сводимые друг к другу. Таким образом, эпистемология, по Тулмину, должна представлять собой теорию, позволяющую сравнивать стандарты научного рассуждения в различных науках и даже в различных ситуациях исследования в одной и той же научной области. Она должна исследовать не способы конструирования и преобразования искусственных формальных структур, в которых препарируются “живые”, то есть исторически развивающиеся и сменяющие друг друга научные теории, а ту “рациональность”, какая проявляется в процессах этого развития и позволяет видеть в них действие человеческого интеллекта. Рациональность рассуждения не сводится к его логичности. Рациональность есть нечто большее, нежели соблюдение логических законов и правил.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.006 с.) |