Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Филогенетическое направление в развитии эволюционной эпистемологии. Натурализованная эпистемология.

Поиск

Пытались показать на уровне филогенеза становление когнитивного аппарата, от простейших исследовательских операций на уровне живых организмов к появлению когнитивного аппарата человека как вида.

Все авторы приходят к выводу, что эпистемология, как философская дисциплина себя исчерпала. Но элиминируя эпистемологию как часть философии можно попасть в порочный круг, если наука начинает обосновывать себя сама, то она начинает выступать в роли философии.

Чтобы избежать этого, эволюционные эпистемологи принимают гипотезу гипотетического реализма.

Реализм может быть:

· наивный – если человек не отягощен знанием, он принимает мир на уровне своих ощущений

· научный реализм – ученые верят в онтологию своих теоретических построений, таких как электроны, кварки и т.д.

Гипотетический рационализм – это постулирование 7 принципов (Фолмер):

1. реальность - мир реально существует независимо от сознания

2. структурированность - мир структурирован, существуют рациональные системы – физические, химические, социальные

3. непрерывность – внутри этих структур и между ними существую связи

4. есть “чужое” сознание, кроме нашего

5. взаимодействие – есть связь органов чувств с внешним миром

6. мышление и сознание – функции мозга

7. объективность – возможна объективность научного знания

Краткая формулировка этих постулатов - если мир существует, и мы можем его познавать, то с помощью каких механизмов реализуется этот процесс?

Сама жизнь постулируется как познавательный процесс, или, по-другому, познание – атрибут жизни. Любые живые существа соответствуют каким-то структурам.

Способы обработки информации имеют сходство, подобие, соответствие. Сходство в том, что они абстрагированы от случайного.

Основоположник филогенетической эпистемологии Лоренц. “Кантовская доктрина априори в свете современной биологии”

Основные идеи – наш познавательный аппарат – результат эволюции. У Канта категории (пространство, время), через которые субъект познает мир, абсолютны. У Лоренца – категории развивались с эволюцией, они присущи вещи в себе, следовательно, вещь в себе становиться познаваемой с развитием в результате революции категориального аппарата. Теория Лоренца основана на теории эволюции Дарвина и при этом она, по мнению Лоренца, применима ко всему (к космосу, к языку и т.д.)

Многообразие когнитивных систем объясняется через многообразие биологических видов. Концепция Канта статична. Абсолютная действительность не может зависеть от представления в мозгу. Лоренц пытается убрать человека из центра вселенной, куда его поставил Кант. Лоренц стоит на позициях дарвинизма.

Идеалист смотрит в зеркало, поворачиваясь спиной к реальному миру (мы воспринимаем некоторый мезокосмос, который отличается устойчивостью, стабильностью, чего нет на самом деле). Все живые существа накапливают информацию. Новые существа не редуцируются из предков. В процессе эволюции у человека возникает понятийный аппарат, который позволяет обрабатывать информацию и обучать ей (культурная надстройка). Эволюционная теория познания претендует на объяснение корней науки.

Лоренц “Оборотная сторона зеркала”

Зеркало: с помощью наших отражательных способностей мы познаем мир (теория о том, что первичные качества абсолютно адекватно отражают мир) и оборотная сторона – структура, которая появляется в результате эволюции, т.е. чистого отражения никогда не бывает. Сама жизнь толкуется и трактуется с когнитивной точки зрения. Жизнь – сбор и анализ проблем, решение задач, следовательно, происходит развитие жизни и когнитивного аппарата. Организм отражение своего окружающего мира.

Критика. Эволюционные эпистимологи постулировав гипотетический реализм открывают себя от непосредственно философии. Сначала знание возникает на уровне биохимии в клетках, а потом возникает психология и эволюционные эпистимологи не в состоянии указать демаркационную линию. Не могут указать почему когнетивный аппарат развивается с опережением морфологии (человеческого образования тела), т.к. их логика, что разум приспосабливается в тому, что уже есть, а не наоборот. Не могут объяснить происхождение самой науки, т.к. роскошь и воображение вообще говоря не выгодно и не нужно.

Фолмер – “Мезокосмос и теория познания”. То, что знание о мире существует – эмпирический факт. Человеческое познание – результат сложного бесконечного процесса, в который включены субъект и объект. Познание является полезным, т.к. повышает полезность организма. Есть согласованность между объективными и субъективными структурами, т.к. субъективные познавательные структуры появляются в результате эволюции. Наука и теория познания находятся в продуктивном взаимодействии. Приспособление организмов к окружающей среде не идеально. Перенося этот процесс на теорию познания, соответствие между знанием и миром не идеально, но является достаточным на данном этапе. Мезокосмос относится к человеку и его органам чувств. Все мезокосмические структуры наглядны. Структура наглядна только тогда, когда она мезокосмична. Наглядность не обозначает истинности и наоборот. Не наглядность не обозначает непонятность и наоборот. Соотношение между реальностью и познанием можно смоделировать как экран и проекция на него. Научные высказывания должны быть связаны не с состоянием сознания, а с действительностью – объективность и инвариантность.

Куайн – натурализованная эпистемология.

Карнап в своей книге “Логическое построение мира” пытался с помощью математики и логики описать миф. Куайн решил подключить к этому делу психологию.

Получается невозможно свести природу к математике (из-за психологии), но эпистемология при этом не разрушается, а просто проявляется в другом ключе (включена в естественную науку, как основа их конструирования).

Принципиальное отличие от всех остальных эволюционных эпистемологов – эпистемология часть психологии.

Субъект – черный ящик, что-то задали, что-то получаем, непонятно как, следовательно, в эпистемологии надо использовать не традиционный язык, а психологический (сенсор).

У Карнапа, Рассела все ощущения можно свести к комплексам систем, которые будут априорными данными. Куайн говорит, что все утверждения должны быть обоснованы на эмпирических фактах. Куайн хотел свести все к психологии, а его последователи к когнитивным наукам (пул науки: социальная психология; когнитивная психология; физиология высшей нервной деятельности; биология – иccследование предпосылок в генных организации человека и развитие его до нынешнего состояния когнитивных структур).

Стволовые клетки – из них может вырасти все, что угодно. Теория искусственного интеллекта.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.187 (0.006 с.)