Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления развития эволюционной эпистемологии.

Поиск

Эволюционная эпистемология (Э.Э) - направление современной эпистемологии, своим возникновением оно обязано дарвинизму и последующим успехам эволюционной биологии, генетики и т.д.

Главный тезис Э.Э сводится к допущению, что люди, как и др. живые существа, являются продуктом живой природы, результатом эволюционных процессов. Развитие их когнитивных (позновательных) и ментальных способностей, познание и знание направляются в конечном итоге механизмами органической эволюции. Э.Э исходит из предположения, что биологическая эволюция человека не завершилась формированием homo sapiens, она не только создала когнитивную основу для возникновения человеческой культуры, но и оказалась непременным условием ее удивительного быстрого прогресса за последние 10 тысяч лет.

Истоки основных идей Э.Э можно обнаружить в трудах классического дарвинизма в работах Ч. Дарвина «Происхождение человека» и т.д. Впервые термин Э.Э появился в статье американского психолога и философа Д. Кемпбелл посвященной философии К. Поппера. В 1980 году окончательно сформировалось две различные исследовательские программы.

• Первая – изучение эволюции когнитивных механизмов (биоэпистемология). Здесь предполагается, что наибольшей интерес для эпистемологии представляет исследование когнитивных механизмов человека и живых существ с дальнейшей их эволюцией и естественным отбором.

• Вторая – изучение эволюции научных теорий – пытается создать общую теорию развития, которая бы охватывала биологическую эволюцию, индивидуальное «научение», научный прогресс и т.д.

Эволюционная эпистемология по своему определению пытается представить развитие науки по примеру теории эволюции, прежде всего, опираясь на теорию эволюции Дарвина, а во-вторых, опираясь и на современную генетическую теорию, а в целом на то, что получило название современная эволюционная теория, которая как раз и синтезирует в себе теорию Дарвина и генетическую теорию Менделя.

Основателями эволюционной эпистемологии, безусловно, можно считать Поппера и Лакатоса, а основными критиками - Куна и Фейерабенда. В настоящее время ЭЭ довольно распространенная концепция.

ЭЭ имеет четыре довольно независимых направления развития.

1. Эволюция научных теорий и научных гипотез. Поппер: борьба гипотез за выживание, (метод проб и ошибок в научной теории, сравнение амебы и Эйнштейна), признание существования «третьего мира», где происходит борьба гипотез, отбор происходит на основе фальсификации - очень напоминает теорию эволюции. Хотя сам Поппер так не считал. К этому направлению можно отнести еще Стефана Тулмина. Он акцентирует внимание не на эволюции теорий и гипотез, а на эволюции концептуального аппарата этих гипотез, считая, что первичными в науке все-таки являются понятия, некие кластеры этих понятий, и можно проследить их эволюцию, а только потом уже ставить вопрос о более крупных эпистемических единицах типа гипотез или теорий. Поэтому его можно отнести к авторам, которые анализируют развитие науки, но анализируют его совершенно по-другому, чем это делает Поппер. Для него единицей науки является не гипотеза, не теория, а именно понятие.

2. Филогенез. Это стремление показать, что развитие всех наших универсальных структур, всего нашего когнитивного аппарата является продуктом длительной эволюции живых организмов. Очень сильный вывод из этой теории: все живые организмы имеют когнитивный аппарат и ментальные структуры, то есть умеют ориентироваться во времени и пространстве, умеют выживать, а следовательно, знают, как выживать. То есть знание постулируется как функция жизни, а ментальность – как необходимая структура для того, чтобы эту функцию осуществлять. Представители - Фоллмер, Кемпбелл и Лоренц, который и был пионером этих исследований, хотя самая первая эволюционная эпистемология принадлежит Кемпбеллу.

3. Онтогенез. Ставит своей целью попытку исследовать, каким образом эволюционирует индивид от нулевого состояния на уровне знания к возможности полноценного овладения любыми формами знания. Речь идет о том, как формируются ментальные структуры на уровне индивида. Представители - школа Пиаже.

4. Натурализованная эпистемология. [NB! В лекциях Хмелевской она идет отдельно от ЭЭ] Возглавлял Куайн. Это направление получило свое название за то, попыталось перевести эпистемологию из ранга философской дисциплины в ранг специальной научной дисциплины, заменив таким образом философию на биологию, нейрофизиологию, физиологию высшей нервной деятельности и психологию.

 

Подробнее про 1-3 см. в соответствующих вопросах.

 

Для Куайна эпистемология как стремление к абсолютно точному знанию является пройденным этапом развития философии, поскольку на сегодняшний день понятно, что никакого абсолютно точного знания достичь нельзя. Поэтому само слово «эпистемология» носит метафорический характер, а все, что мы можем потребовать – это попытаться научным образом вычленить, каким же все-таки образом человек получает то, что он называет потом знанием.

Для этого необходимо подключить естественные науки. Необходимо знать оптику, для того чтобы понять, каким образом получается отражение на сетчатке глаза тех или иных объектов. Нужно знать нейрофизиологию для того, чтобы знать каким образом сигнал, полученный на сетчатке глаза, достигает коры головного мозга. Нужно знать физиологию мозга и даже физику мозга, чтобы понять каким образом эти сигналы там транслируются, какие происходят химические реакции, как проходят электрические сигналы - необходима химия и электромагнитная теория. Аналогично – во всей сенсорике. Нужно уметь определять пороги восприятия - мы люди того мира, который называют «мезокосмос», мира средних размеров, вполне ограниченные в плане биологии существа.

Эпистемология должна перейти в что ранг когнитивной науки. Для того, чтобы лучше понять работу человеческого мозга нередко прибегают к компьютерной метафоре. У человека есть оперативная память, он работает в пошаговом режиме, есть семантическая память (аналог жесткого диска), она в принципе неограниченна.

 


Третья группа вопросов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.161.178 (0.009 с.)