Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления постпозитивистской философии в хх веке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Постпозитивизм – достаточно неоднородное течение. Его главные черты: · отказ от жесткой демаркации науки от ненауки · главное внимание уделяется не статике науки, а ее динамике, развитию. · нет чистого эмпирического базиса (на любой факт мы смотрим через “теоретические очки”) · не работает кумулятивизм (нет “наследования” знаний) · отказ от принципа верификационизма Карл Раймунд Поппер(1902-1994): “я похоронил неопозитивизм”. Критический рационализм. 1. Против индукции: во-1-х, индукция перечисления всегда неполна, поэтому, опираясь на нее, ничего нельзя обосновать, во-2-х, индукция элиминации (когда одну за другой отбрасываем ложные теории, тем самым “повышая” истинность оставшейся) – тоже не работает, т.к. число оцениваемых теорий бесконечно (даже если мы не подозреваем об этом), и для каждой проблемы существует бесконечное множество логически возможных решений (наука напоминает «азартную игру»). 2. Разум не бесстрастен: наблюдение всегда направляется теоретическими ожиданиями, “чистого” наблюдения не существует. Поэтому критерий верифицируемости не работает: легко получить подтверждения теории, если мы их ищем. 3. Выдвинул критерий фальсифицируемости: теория должна формулироваться таким образом, чтобы существовала возможность фальсификации ее следствий со стороны фактов. Чем раньше найдем ошибку – тем лучше. Задача ученого – фальсификация теорий. Разница между верификацией и фальсификацией: сотни подтверждений не дают возможности судить об истинности теории, но даже один негативный факт ее опровергает. Неопровержимые теории (марксизм, фрейдизм) – ненаучны. 4. Метафизика и наука. Если неопозитивисты считали метафизические вопросы псевдопроблемами, то П. показывает, что невозможно исключить метафизику полностью: связь метафизических терминов и понятий науки (например, что такое необходимость, закон, причина). Также ни одно научное открытие не существовало бы без веры в метафизические идеи (о наличии причинно-следственных связей, закономерности и т.п.). Более того, история науки показывает, как метафизические идеи получали научное подтверждение (атомизм, теория корпускулярной природы света, теория эволюции и др.) и служили причиной научного прогресса. Т.е. сфера истинного знания не совпадает со сферой эмпирически контролируемого знания. 5. Фаллибилизм. Прогресс научного знания – в смене одной ложной теории другой, тоже ложной, но ближе стоящей к истине. 6. Толерантность. В науке после фальсификации теории – переход к другим точкам зрения. Терпимость к другим позициям нужна везде, ведь любая теория (в том числе, социальная) - только гипотеза: “ умирать должны теории, а не люди ”. 7. Общество: открытое и закрытое. Предвидеть будущее общества нельзя, у истории нет никакого смысла (кроме того, что приписываем ей мы сами), поэтому историю нельзя сравнить (по научности) с физикой или другими естественными науками. Попытки рассуждать иначе – историцизм – вырождаются в утопии и тоталитаризм, т.к. создают иллюзию неизбежности хода истории. “ Историцизм допускает, что мы можем пожинать то, что мы не сеяли, убеждает нас в том, что все будет и должно быть хорошо, если мы пойдем в ногу с историей… Он пытается переложить нашу ответственность на историю ”. Историцизм (напр., марксизм) = теоретическая защита “закрытого общества”, установленного на основе общих неизменных норм. “Открытое общество”: стимуляция инакомыслия, свободы слова и мысли, непрерывного реформирования общества. “ Во-1-х, в открытом обществе законно свободное суждение, и результаты публичных дискуссий оказывают влияние на политику. Во-2-х, в нем есть институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды ”. Демократия – не просто власть большинства, но и гарантии прав меньшинства. 8. Эволюц. Эпистемология Развитие наук сходно с эволюцией человечества, и наиболее важную роль сыграла дескриптивная функция человеческого языка. Томас Сэмюэль Кун (1922-1996) “Структура научных революций” (1963) 1. История естествознания - единственный источник подлинной философии науки. 2. Логика развития науки: Нормальная наука (господство парадигмы) - научная революция (смена парадигмы) - нормальная наука (научное сообщество выбирает новую парадигму) Парадигма (дисциплинарная матрица) - совокупность знаний, методов и ценностей, разделяемых членами научного сообщества; модель и образец решения научных задач. Смена парадигмы не всегда происходит под влиянием рациональных факторов. 3. В рамках нормальной науки – прогресс кумулятивен (накопление знаний, усовершенствование исходных программ). Накопление аномальных фактов, не объясняемых принятой парадигмой, ведет к научной революции. Т.е. развитие науки - не плавный рост, а периодическая коренная трансформация, значит, кумулятивная схема не подходит для всех этапов. Имре Лакатос (1922-1974) Ученик Поппера. “Утонченный фальсификационизм” 1. Понятие “ научно–исследовательской программы ”: речь идет не об отдельной теории, а о ряде генетически связанных теорий, которые объединены общими методологическими принципами. “ Твердое ядро ” (каркас программы) и “ защитный пояс ” (вспомогательные теории). Положительная и отрицательная эвристики (опережение то теории эксперимента, то наборот). 2. Нельзя отбросить (фальсифицировать) теорию лишь на основании отрицальных результатов эмпирических проверок. Нужно, чтобы была в наличии другая теория, способная объяснить контрфакты и предсказать новые факты. Последовательности теорий - T1, T2, Т3… «Вопреки наивному фальсификационизму, ни эксперимент, ни предложение наблюдения, не могут сами по себе вести к фальсификации. Не может быть никакой фальсификации прежде, чем появится лучшая теория ". Критика становится более трудной, но зато более позитивной, конструктивной. В то же время, если фальсификация зависит от возникновения лучших теорий, от изобретения таких теорий, которые предвосхищают новые факты, то фальсификация является не просто отношением между теорией и эмпирическим базисом, но многоплановым отношением между соперничающими теориями. 3. История науки - история конкуренции различных научно-исследовательских программ. Пол Фейерабенд (1924-1994). “Против метода” и др. “ Наука есть, в принципе, анархистское предприятие. Теоретический анархизм гуманистичнее и в большей степени способствует прогрессу, чем его альтернативы, основанные на порядке и законе ” 1. Пример с переходом от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира. Вывод из него: история науки приводит к сомнению в познавательной ценности науки, т.к. научное знание не только включает в себя заблуждения, но и не имеет средств избавления от них (и не стремится расстаться с ними). Наука – не высший тип знания, а очередная интеллектуальная традиция, пришедшая на смену мифу, магии, религии. Обращение науки к опыту столь же обоснованно, как и обращение к Священному писанию: данные опыта тоже принимаются учеными на веру, как верующими – библейские свидетельства. 2. Наука - синкретичное и нестрогое образование, в котором многое заимствовано из примитивных идеологий. Наука не основана на надежном методе, напротив, все значительные открытия появляются в результате отступления от метода и вообще вненаучным факторам. Жесткое применение канонов научного метода не только не ускорили бы развития науки, но и остановили бы его. 3. Наука - некритическое сознание, родственное мифу, идеологии, религии. Значит, нельзя разграничить науку и ненауку (в том числе, и с тоски зрения эффективности: миф, например, сделал гораздо больше науки – он создал культуру. “ Разве можно серьезно утверждать, что атомная энергия, синтетика и антибиотики – более высокое достижение, чем приручение животных, огонь и колесо? ”) 4. Констатация плюрализма и в самой науке. Ученый не должен быть скован методологическими стандартами, он должен их свободно выбирать, исходя из своих научных и ненаучных соображений. Концепция гносеологического анархизма: отрицание универсальности научных методов. Единственная универсальная норма познания – “ anything goes ” («все подходит»). Каждая научная теория – замкнута, ее нельзя опровергнуть изнутри, поэтому без множественности подходов наступит стагнация. 5. Что такое истина? – неизвестно. Лучше отказаться от этого понятия. М.Полани ( 1891-1976) Химик и философ науки. “Личностное знание” и др. Полемика с Поппером. “Посткритический рационализм” (у Поппера – критический). 2 вида компонентов научной деятельности – явные и неявные. 1. Явные: теории, понятия и т.п. (интерперсональное знание). 2. Неявное знание: личностное, пристрастия ученых, их убеждения и т.п. Концепция “неявного” или “ личностного знания ”: “ в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности и... эта добавка – не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания ”. Даже в условиях современной “большой” науки основу научного прогресса составляет личностное проникновение ученого в содержание исследовательской задачи. Наука не должна быть деперсонифицирована. Ученый обладает мастерством – “искусством познания” (интеллектуальные навыки, интуиция и т.п.). Научиться этому нельзя по учебнику, но только в общении с другими учеными (“из рук в руки”). Т.о., ученые и их теории – неразрывно связаны. В основе их единства – “трансляция неявного знания”. Нельзя просто заменить один коллектив ученых на другой, получивших чисто книжное образование, - должна сохраняться традиция. Таким образом, существенную роль играет понятие “ научного сообщества ”. 10. Основные идеи средневековой науки
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.79.214 (0.009 с.) |