Натурфилософские идеи французского материализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Натурфилософские идеи французского материализма



Представители: Монтескье, Вольтер, Руссо, Кондильяк, Дидро, Гольдбах, Ламетри.

Концепция деизма.

Монтескье: (Персидские письма и др.)Объективные законы мироздания познаваемы, и у человека имеются для этого способности. Критика современной ему Франции за то, что правящие превращают подчиненных в нищих и рабов, идеал государства - чтобы каждый принимал участие в управлении. Критика католического духовенства, призыв к веротерпимости. Пример -Рим: когда была демократия, процветал, когда узурпаторство - пал. Считал, что существует географический детерминизм форм правления (климат, рельеф, плодородие почвы).

Вольтер: "Философские письма", "Метафизические размышления", "Философия истории". Аргументы в пользу деизма (и развитие теории Ньютона):

• Материи не присуще движение, значит, оно было привнесено Богом изначально.

• Живые и неживые существа не развиваются - фиксизм, значит, были сотворены такими Богом.

• Конечные причины бытия связаны с целями творения.

• Чувства и мысли животных не являются результатом развития, а были привнесены Богом.

Затем изменил взгляды в сторону пантеизма. Бог должен карать то, что не карается правосудием, приносить утешение, быть гарантом нравственного правопорядка (уздать верхи). У него была попытка создать всемирную историю, в отличие от предыдущих ему которая бы включала в себя все страны (а не только христианские), описывала бы жизни народа (а не только правителей), содержала бы информацию и культурных, научных, материальных достижениях.

Руссо: пересмотрел свои взгляды, после чего появился Общественный договор: Суверен-народ, его суверенитет неотделим, он правит через народное собрание. Сторонник договорного происхождения государства. Науки свидетельствуют о развитие темных сторон человечества). Его лозунг – назад к природе. Люди рождаются испорченными, но они были бы во много раз хуже, если бы рождались учеными.

Кондильяк: осязание - учитель всех других чувств, был сенсуалистом.

Дидро – воскрешает идеи Эмпедокла, который предположил что мир живых организмов, не создан раз и навсегда, а эволюционировал и изменялся (фактически атеист). Дидро также принадлежит первая догадка о связи магнитных и электрических явлений. три способа познания: наблюдение, размышление, эксперимент (сбор, анализ и проверка фактов). Гипотезы должны быть непротиворечивыми, обоснованными, предполагать проверку опытом. Активность присуща материи: закон всемирного тяготения, инерция, т.е. сопротивление воздействию. Трансформистское учение о природе, как у Эмпедокла - собирались из органов организмы, выживали наиболее приспособленные. У всех - и живых, и неживых, состоящих из материи есть чувствительность (у кого-то она больше, у кого-то меньше). Более сложные организмы произвошли из более простых путем трансформации.

Гольдбах систематизатор всех идей франц. Материализма, его книга «система природы». Все обусловлено естсественной необходимостью. Человек не свободен как биологическое существо, но обладает некоторой свободой как социальное. Материи свойственно движение: есть движение, обусловленное физико-химическими причинами, есть - биологическими. Есть движение внешнее (воспринимаемое органами чувств), есть внутреннее. Переработал концпецию причины Юма: причина - это тело или существо природы, вызывающее движение другого тела или производящее в нем какие-либо изменения.

Кондильяк – разрабатывает материалистическою теории познания, все наше знание выходит из опыта, все наши умственные способности являются продолжением и развитием нашего сенсорного опыта.

Ламетри: врач. Душа - психическая функция высокоорганизованной материи (мозга). Чувства и умственные способности в меньшей мере, но присущи так же и животным. Продолжая Декарта: человек - самозаводящаяся машина, может функционировать при поломках (повреждениях органов), может мыслить и чувствовать.

Идеи натурфилософов:

1. Отказ от понимания материи как некой первичной субстанции. (материя = природа)

2. Движение - атрибут природы.

3. Структурность мира, к разным структурам должны применятся разные способы исследования, отказ от принципа редукционизма.

4. Причинность (выдвинута Гольдбахом, потом развита Лапласом). Душа – часы, которые разбиваются, если человек умирает.

5. Поддержка идей атомизма и механицизма.

6. Проблема самой жизни, откуда жизнь: a) материалисты (Дидро) – существуют некие исходные живые молекулы, глухая чувствительность, и камень чувствует, все одушевлено. В 20 веке эту позицию предлагали космисты Циолковский, Вернадский (жизнь – атрибут материи), б) второй подход пандермия – жизнь занесена на землю из космоса, в) Самозарождение жизни (в муке червяки). Точку поставил Пастер (уже 19 век) показал, что в современных условиях живое происходит только из живого, если это и было то давно и при других условиях, и жизнь принципиально отличается от органики.

7. Происхождение человека. Было предположение, что предками людьми были обезьяны (Ламетри – можно вырастить из шимпанзе маленького парижанина).

8. Процесс познания который фр. материалисты оценивают со знаком плюс (кроме Руссо). Гольдбах говорил что до сущности вещей человечество не доберется никогда, предел познания существует. (Современные физики некоторые тоже так сморят на это).

Кант. Основное произведение на эту тему - Критика чистого разума. 3 вопроса: как возможны как науки чистая математика, чистое естествознание, чистая философия. Вещи в себе - существуют вне зависимости от нашего сознания. Явление - чувственный образ вещей.

Критерий научного знания - всеобщность и необходимость. Достижение абсолютного знания возможно. Знание выражается в суждениях: априорных (свободных от опыта) и апостериорных (основанных на опыте). Суждения так же делятся на аналитические (строятся по закону тождества) и синтетические. Науке важны только априорные синтетические суждения. Таким образом, возможность науки - возможность априорных синтетических суждений в ней. Трансцедентальная этика - посвящена учению о чувственности (в главе о математике). Математика возможна как наука благодаря тому, что простраство и время - не эмпирические вещи в себе, а формы чувственности. Трасцедентальная аналитика (о естествознании) вводит понятие категорий - априорных форм рассудка. Суждения логики подразделяются на: суждения количества, качества, отношений, возможности. Он выделяет 12 категорий, по их 4 типам:

1. Категории количества: единство, множество, цельность

2. Категории качества: реальность, отрицание, ограничение

3. Категории отношения: субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие.

4. Категории модальности: возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Законодатель природы - человеческий рассудок. Трасцедентальная диалектика (о метафизике). Трансцендентальные идеи - это понятия о безусловном единстве обусловленных явлений. Кант выдвинул три трансцендентальные идеи: идея о душе, идея о мире как целом, идея о боге. Бог - это безусловная причина всех обусловленных явлений; бог - мера как психического, так и физического. Кант считает, что душа - это не явление, а "вещь в себе". Признает существование души, но критикует спекулятивные доказательства её существования, т.о. критикуя рациональную психологию.

Антиномии Канта:

1. Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Антитезис: мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве.

2. Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей. Антитезис: нет в мире ничего простого, всё представляет собой сложное.

3. Тезис: причинность по законам природы является не единственной причинностью, с помощью которых можно объяснить все явления мира. Для объяснения всех явления мира необходимо допустить существование свободной причины. Антитезис: нет никакой свободы. Всё в мире происходит по законам природы.

4. Тезис: миру принадлежит или как часть его, или как причина его безусловно необходимая сущность. Антитезис: нет никакой абсолютно необходимой сущности ни в мире, ни вне его в качестве его причины.

Таким образом, рациональная космология невозможна. Невозможна и рациональная теология, так как доказателства существования Бога по сути завящаны на идее его существования. По Канту, и душа, и мир как целое, и бог - это фактически вещи в себе, поскольку эти вещи непознаваемые, то и никаких рациональных научных дисциплин о них не может быть. То есть, метафизика, существовавшая в то время не является наукой. метафизика может существовать как критическая метафизика, метафизика природы, метафизика нравов.

Натурфилософские программы,

Фихте, - принцип активного конструирования. Задается только творческий потенциал самого субъекта, сама природа конструируется. Первый этап этой конструкции – это осознание субъектом своего «я», как некой изначальной субстанции, противопоставление «я» «не-я» - собственно мир. Он вторичен по отношению к субъекту, следовательно, конструируется. Синтез «я» и «не-я», который дает «супер-Я», на основе которого и возможно существование отдельного «я» и «не-я» как окружающего мира.

Каждая наука не может обосновать самую себя, для этого нужен выход за ее пределы, и с этих позиций должна существовать некая высшая наука, которую он называет наукоучение. Ни один волосок с головы человека не может упасть без причины, ни одна молекула в волне шторма не является беспричинной, все имеет свою причину, и природа жестко детерминирована. Ученый - человек, без которого невозможен прогресс и даже существование общества. Ученый должен быть и популяризатором своих идей.

Фридрих Шеллин г Натурфилософия является необходимым дополнением к физике, ее теоретическим фундаментом. Он очень пристально наблюдает за развитием современной ему науки (Лавуазье, и Пристли, Кулона, Гальвани и Вольта, открытия урана Гершелем). Теперь сама натурфилософия строится с учетом достижений естествознания.

Природа возможна, потому что в ней изначально заложены некие априорные принципы. Шеллинг различает три таких принципа: это магнетизм, электричество, химические реакции, Мир изначально устроен полярно. Эволюция – это движение от одного априорного принципа простейшего магнетизма через электричество к химизму и далее появление некоего живого начала; а инволюция – предварительное образование исходных принципов до самого процесса эволюции.

Принцип тождества - природа и трансцендентальный субъект становятся одним и тем же: равновероятно и равнотождественно идти к априорным принципам как от самого субъекта, так и от природы.

Гегель. Как абсолютный идеалист Гегель признает некое исходное трансцендентальное начало, которое он называет как Абсолютный дух. Движение в чистой логике осуществляется через триады (анализ: тезис-антитезис-синтез) – это абсолютный механизм развития через три основные закона, которые так и получают название законов диалектической логики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Три закона диалектики – первый этап развития Абсолюта внутри самого себя. Второй этап – это этап перехода Абсолюта в свое инобытие (в природу). Третий этап развития Абсолюта – это возвращение духа опять к самому себе, но после природы в культуре.

Вот, скажем, Гегель отрицает атомизм на основе того, что атомизм всегда подразумевает пустоту, чтобы атомы могли двигаться, а пустоты, по Гегелю, быть не может, потому что дух уже в природе побывал. Он выступает не только против Ньютона, корпускулярной теории света, но и против Гюйгенса. Он отрицает электричество как некое физическое явление и считает его проявлением духовного начала. Он не признает простейшую формулу воды, то есть не считает, что вода может быть разложима на водород и кислород.

Фейербах. Отождествляет материю и природу, как делали французские материалисты. Критикует Гегеля за его диалектику Абсолютного духа

Диалектический материализм – соединяли диалектику Гегеля с французским материализмом. Есть наиболее общие законы, которые применимы ко всем сферам действительности. Энгельс формулирует в качестве этих общих законов законы диалектики – это наиболее общие законы о природе, обществе и мышлении. Мир – это самодостаточная, вечная материя, где есть свои законы сохранения. Энгельс в своих работах выдвигает следующую классификацию форм движения материи, каждая из которых, по идее, должна соответствовать комплексу наук, которые ее будут изучать. Это – механическая форма (передвижение тел в пространстве), физическая (это движение атомов и молекул), химическая (сложных молекулярных соединений), биологическая (биохимические реакции на уровне клетки и всего организма) и, наконец, социальная форма (то есть движение на уровне общественных форм). Постулируется, что каждая высшая форма основывается на низших, но с другой стороны, законы высших форм нельзя свести к законам низших форм.

Многие современные исследователи оценивают диалектический материализм не просто как натурфилософскую программу, но и как позитивистскую программу в связи с вниманием к познанию: разделение познания на эмпирическое и теоретическое, попытка провести демаркационную линию и установить связь между ними; чувственного и рационального; классификация истины на относительную и абсолютную, приоритет отдается относительной истине в связи с неисчерпаемостью и вечностью самого материального мира; постулирование истины как конкретного утверждения в определенном социально-культурном контексте, все истины науки с точки зрения диалектического материализма в определенной степени относительны, а значит, конкретны, поскольку сформулированы в данное время, в данном месте данными людьми.

Натурфилософия вульгарного материализма. Фохт, Малишот и Бюхнер. Отвергают саму диалектику в природе, а главное сводят сознание, сознание как продукт химических реакций, которые зависят от пищи, внешней среды и прочее, чистый биологизм. (мозг выделяет мысль как печень выделяет желчь). Эта натурфилософская линия основывалась на некоторых рациональных началах опора на известные научные факторы, попытка построить некую систему.

1. «Первый» позитивизм (19 век)

Представители: О.Конт (1798-1857), Д.С.Милль (1806-1873), Г.Спенсер (1820-1903) и др. Позитивизм - мировоззренческая установка "опытного" естествознания и науки в целом.

· эмпиризм

· утверждение первичности, превосходства науки

· методы естественных наук работают не только при изучении природы, но и при изучении человека и общества (методологическая экспансия естественного знания на др. сферы исследования)

· утверждение идеи эволюции

· вера в прогресс

Задача философии - систематизация научных знаний, общие выводы из естественных и общественных наук. Ничего общего с традиционной метафизикой! Поэтому отвергается как материализм, так и идеализм. Пережитки «мета физики» (например, претензии на раскрытие причин и сущностей), должны быть удалены и из науки.

Основной метод науки - феноменологический (описательное обобщение), постановка эксперимента, а затем попытки обобщить результаты.

Конт: наблюдение и эксперимент – универсальные средства познания.

Закон трех стадий интеллектуального развития человечества: теологической, метафизической, позитивной. Позитивное знание – накопление и обобщение наблюдений в законы – устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между явлениями. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как».

Закон подчинения воображения наблюдению: все теории должны опираться на эксперимент. Законы науки: Всякое знание относительно, так как опыт не завершен.

Милль: 4 индуктивных метода: сходства, различия, сопутствующих изменений, остатков

Спенсер: никакая наука или религия не могут дать ответа на вопрос о природе и сущности первой силы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.03 с.)