Основные программы и категориальный аппарат античной и средневековой науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные программы и категориальный аппарат античной и средневековой науки.



Понятие программы. Слово очень широко употребляется. По отношению к философии науки, этот термин вводится в довольно узком контексте философом Имре Лакатошом. Он считает, что, во-первых, все программы науки проистекают из одного источника, а именно, программ, которые были заложены в Древней Греции, а дальше они не уничтожаются, а лишь конкурируют между собой, на определенных участках истории одна из программ может оказаться приоритетной, но это не значит, что зачеркивается другая программа. Оценка прогрессивности или регрессивности той или иной программы на данном этапе развития оценивается по возможности их предсказания развития событий, начиная от простейших фактов, новых событий, новых объектов и заканчивая стратегией развития той или иной науки в целом (простейший пример – корпускулярная и волновая программы, которые на философском языке обозначаются как программы дискретности и континуальности). Но, в то же время, мы можем говорить и о дисциплинарных программах, то есть программах развития вообще наук. Скажем, взять в целом математику как программу и проследить ее развитие.

Ну и категориальный аппарат – что же было все-таки в конце концов выработано в античной науке и средневековье, что вошло дальше в арсенал науки, хотя и с интерпретациями, но, тем не менее, вошло. И никуда от этих понятий и современная наука деться не может. А появляются эти понятия в Древней Греции, а дальше транслируются в средневековье.

Следуя нашей логике, есть парадигмы – мировоззренческие, методологические; в рамках парадигм есть определенные принципы; а на основе всего этого появляются научные программы, которые уже пытаются определенным образом отпочковываться от философии. Хотя они все равно существуют в рамках этих парадигм и используют те или иные принципы, но уже пытаются что-то делать самостоятельно.

Программы античности: атомизм, континуализм и математическая программа.

Математика начинается с первых программ первых философов. Еще Фалес занимался чисто математическими исследованиями. Далее, будем называть самые крупные.

Пифагорейская школа. Начинают различать математику, как теоретическую дисциплину, которая имеет дело с идеальными сущностями – числами. Сущность всего и вся есть число – принцип их философии. Числа и фигуры у пифагорейцев сильно связаны. 1 – точка, 2 – прямая, 3-фигура на плоскости. Пифагорейцы впервые ставят вопрос, что в самой математике есть два крупных раздела, которые и сейчас фиксируются, есть прикладная математика и фундаментальная математика (можно развивать математику не обращаясь больше ни к чему, она самодостаточна).

В поздней античности крупными и уже самостоятельными математиками являются Евклид (создал математические начала геометрии), Диофант, Папп, Евдос. Они суммируют в самостоятельных текстах все те наработки, что были сделаны предыдущими философами и математиками. Это можно уже сказать чистые математики, хотя они и работают в рамках определенных философских программ. Основная проблема, которую математики античности и средневековья решают, это проблема «квадратуры круга» - можно ли найти сторону квадрата, площадь которого была бы равна площади круга.

В средневековье к математике обращался и Августин Блаженный. Понимая математику, как один из способов приближения к Богу. Бог - высшее духовное начало, но чтобы осознать и понять это начало необходимо заниматься математикой, поскольку это наиболее духовная вещь из всех дисциплин.

Баэций вводит арифметику и геометрию, как необходимые элементы образования культурного человека наряду с астрономией, музыкой и поэтикой. Дисциплина получает общественное признание.

Очень важный импульс развития математики дает Древний Восток. Там появляются школы. В них впервые использованы арабские числа.

Механика. Античность. Архимед. Рычаг, винт, законы гидростатики. Механика, как наука, на уровне равнозначности с математикой, греками и Архимедом не признавалась.

В средневековье, механика на уровне совершенствования механических устройств, которые являлись рациональными, и в них можно было проследить закономерности механики, но все же знание было рецептурно-технологическим и выражалось в крупных сооружениях (ирригационных, ветряные и водяные мельницы, в строительстве кораблей). Законы еще не вычленялись.

Парижский епископ Етьен Тампье в 1277 году высказал идею, что тело может двигаться по прямой бесконечно, без действия на него какой-либо силы. В неявной форме был сформулирован принцип инерции.

Жан Буридан и Альберт Саксонский развили теорию движения Аристотеля, которая получила название теория импендоса. Основная предпосылка аристотелевской физики и механики, что главное превалирующее состояние тела – это состояние покоя была сохранена. Тело стремится к покою, а импендос его вынуждает действовать по-другому. Отсюда представление о характере движения: тело получает импендос, оно движется по прямой; эта прямая – не совершенное движение, в условиях земли только; импендос исчерпывается и какое-то время движется по прямой параллельно земле, эта инерция исчерпывается, тело должно отвесно падать. Движение было разложено на ряд прямых отрезков. Все видели, как летят стрелы, копья, но теоретически считалось, что движение можно представить только таким образом – совокупность прямых линий. Только в эпоху Возрождения эта тенденция была сломлена.

Еще одна проблема вытекала из апорий Зенона. В средние века эта проблема снова получает развитие, уже в терминах мгновенных скоростей. V=s/t, если s=0, то и V=0. Если скорость равно 0, то тело покоится. Снова подняли апории Зенона, говоря о мгновенной скорости в точке, которая не имеет никаких линейных размеров. Континиум получается сложенным из набора состояний покоя (нулевых скоростей), скорость становится какой-то видимостью.

Научные программы: географические и метеорологические представления.

Еще в Античности появляются первые карты Земли поэскумены (той части Земли, которая известна). Анаксимандр, Анаксимен в этом участвуют. Далее эта традиция расширяется по мере роста знание европейцев, по мере их путешествий. Уже к конце XIII века Марко Поло осуществляет переходы в Индию, Китай и расширяет таким образом познания европейцев о географии Земли.

История появляется в эпоху античности. Геродот – отец истории; Диоген Лаэрский, из его трудов мы знаем о духовной жизни античности многих философов; Плутарх; Ксенофант – ученик Сократа, занимался помимо философии еще историческим описанием, его тексты о древней Спарте и т.д.

Астрономическая программа. Появилась со времен античности, с самых первых философов. Фалес предсказывал затмения Солнца – первое знаменитое астрономическое предсказание. Платон, Аристотель, все на уровне метафизических систем строения космоса. Далее более точные вещи: Гераклид Понтийский – определил суточное вращение Земли 24 часа, высказывал предположения о вращении вокруг Солнца таких планет, как Венера и Меркурий. Дальше астрономия развивается через системы Аристарха Самосского (III век до н.э.) – Коперник Античности (но Античности, которая не дождалась Кеплера), высказал идею о гелиоцентрическом строении Вселенной, но оставил в неприкосновенности идею Аристотеля о необходимости круговых движений, что расходилось с реальными наблюдениями. Другой астроном Гиппарх (II век) раскритиковал теорию Аристарха Самосского и похоронил ее, создав более точные таблицы поведения небесных тел на основе теории Аристотеля. Последнюю точку в развитии астрономии на данном этапе ставит Клавдий Птолемей (II век). Он создал еще более точную систему расчетов на основе метафизической теории Аристотеля. С самой метафизикой получились расхождения, эмпирически планеты не хотели вращаться относительно Земли как центра, тогда Птолемей придумывает эпициклы, эксцентрики, которые дают возможность принять в общем идею вращения вокруг Земли, но не прямое, а через некоторые промежуточные круговые орбиты в центре которых не находится Земля и так далее. Планеты как бы вращаются, но каждая при этом вращается вокруг своего центра и проделывает замысловатые движения. То, что в дальнейшем выродится в эллипс, представляло собой огромный набор круговых движений. Такая система совершенствовалась вплоть до Кеплера. Система была вполне приемлемой, у Коперника проблем с предсказанием было гораздо больше, чем у Клавдия Птолемея. Основное его произведение «Альмагест», переведен арабами.

Арабы. Аль Беруни – идея вращения Земли вокруг Солнца, хотя не получила поддержки. Преобладающая Средневековая оценка: представление об анизотропности пространства-времени, в том смысле, что Земля занимает привилегированное положение в пространстве, поэтому Космос совсем не однороден и должен быть замкнут, т.к. Земля все на себя замыкает.

Медицинская программа. Гиппократ и арабские медики, прежде всего Алюцена ибн Сина, которые многое сделали в гомеопатии (как это будут позже называть), далее это перейдет в европейскую культуру в эпоху Возрождения.

Категории (основные понятия, которые входят в ткань науки). Их использовала и классическая науки, и современная, но переосмысливая.

· Космос

· Хаос

· Логос

· Диалектика

· Аналитика

· Индукция

· Дедукция

· Силлогизм

· Синергия

· Парадигма

· Теория

· Истина

· Потенциальное и актуальное

· Материя и форма

· Атомы

· Идеи

· Пространство и время

· Энергия

· И виды движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 584; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.013 с.)