Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы исследования инновационных процессов в науке

Поиск

4. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже и развитие науки.

Онтогенез - ставит своей целью попытку исследовать, каким образом эволюционирует индивид от нулевого состояния на уровне знания к возможности полноценного овладения любыми формами знания, как формируются ментальные структуры на уровне индивида.

Задача – уйти от чисто философских рассуждений о том, что такое знание. Пиаже говорит, что мы никогда не поймем, что такое знание, но мы всегда эмпирическим образом видим, что взрослый знает больше и качественно иначе, чем ребенок. Поэтому мы должны поставить вопрос в совсем другой форме: каким образом становится возможным, чтобы ребенок становился взрослым в плане того, что называется умственным созреванием.

Пиаже исходит из того, что любой индивидуальный организм должен искать прежде всего динамическое равновесие с окружающей средой. Из чего складывается это равновесие? Равновесие складывается из двух компонентов. Это, прежде всего, эмпирический опыт и обязательно мыслительные схемы. Это все по Канту, но Кант всегда исходил из того, что мы сразу начинаем обладать трансцендентальными структурами. У Пиаже задача другая – попытаться проследить как формируются эти трансцендентальные структуры, ведь с рождением человека изначально есть только некие исходные диспозиции.

Что его выводит из этого равновесия и заставляет вообще развиваться? Возмущения. Возмущениям он обязан двум факторам.

• С одной стороны – расхождением его исходного эмпирического опыта с окружающей средой, т.е. среда выводит его из этого состояния.

• С другой стороны – постоянной инициации другого, взрослого, того, кого называют родителем или воспитателем, учителем и т.д. Если его постоянно не инициируют к чему-то новому и более сложному, то никакого развития не происходит. (Как Маугли. Если до определенного возраста человека ничему не учат, то дальше он дальше он просто неспособен учиться.)

В результате такого возмущения происходит переструктурирование когнитивного аппарата. Из чего состоит переструктурирование? Это организация, поднятие или выведение когнитивного аппарата на новый уровень, т.е. адаптация, которая в свою очередь складывается из ассимиляции нового эмпирического материала и аккомодации –включения этого нового материала в свою новую организацию. И, наконец, устанавливается новая стадия равновесия, в которой есть мыслительные схемы и эмпирический опыт.

Пиаже выделяет несколько циклов, которые называет стадиями. В каждой стадии эта схема работает, но, тем не менее, стадии сами очень различны. Пиаже – единственный эволюционист, который все-таки считает, что развитие идет скорее всего не по Дарвину, а по Ламарку: это не мутации, слепые пробы и ошибки, а есть определенная направленность развития. То есть, если развитие идет нормально, то оно может идти в единственном направлении, через эти стадии, иного пути с точки зрения Пиаже нет. Стремление постоянно уравновесить свой когнитивный аппарат новым эмпирическим опытом, необходимость постоянного возмущения со стороны среды и взрослого, служит причиной развитие, которое всегда происходит единообразно.

1. Первая стадия от 0 до 2 лет, которую Пиаже называет сенсомоторной стадией, потому что вся ментальность практически завязана на сенсорику и моторику субъекта.

2. Вторая стадия, которую Пиаже называет предоперациональной, от 2 до 7 лет. Ребенок начинает уходить от эгоцентристской позиции, осознание, что существуют еще и объекты, которые от него совершенное не зависят. На этой стадии ребенок совершенно чужд всем законам логики и всем так называемым физическим законам сохранения.

3. Третья стадия – операциональная, от 7 до 12 лет, когда уже формируются вполне определенные отдельные логические операции, типа ассоциации, логической непротиворечивости, понимаются отдельные законы сохранения, но это еще не понимается в системе. Ребенок уже по отдельным вопросам начинает давать правильные ответы, но по другим он еще не может.

4. Последнюю стадию Пиаже называет формально-операциональной - от 12 до 15 лет. На этой стадии уже полностью формируется развитый когнитивный аппарат. Человек начинает мыслить системно, рационально, логично, непротиворечиво, соблюдает на бытовом уровне все законы сохранения. Одним словом, это стадия, когда человек наконец начинает уметь мыслить гипотезами. Он может производить математические действия в уме. Знание арифметики – это, фактически, знание законов элементарной логики. Он к этому времени полностью овладевает языком – это означает владеть логическими структурами, потому что любое предложение для того, чтобы быть осмысленным, должно идти по определенной логической схеме. Это и есть фактически знание логической структуры языка. Он не задумывается над этим. Ему никто не говорит про 4 закона логики по Аристотелю, тем не менее он их использует в разговорной практике, потому что иначе его не поймут. Понять другого можно, даже не соглашаясь с ним, можно только на основе того, что ты используешь правильно нормы языка. Но использовать правильно нормы языка – это значит использовать логическое мышление. Итак, на этой стадии когнитивный аппарат по Пиаже созревает полностью, и дальше ничего уже не происходит. Далее идет просто накопление эмпирического материала. То есть идет о том, что после этой стадии человек действительно может овладевать любой специальностью.

Какой еще механизм выделяет Пиаже в качестве рабочего механизма для того, чтобы человек приобрел новые качества? Он называет этот механизм переходом от «интра» через «интер» в «транс». «Интра» по определению – это нечто, что представляет вещь в себе. Первая стадия, эгоцентрическая, и частично вторая – это есть в целом, результат периода «интра». Дальше переход к «интер» - операциональной стадии, когда ребенок расширяет свой круг возможностей, как ментальных, так и эмпирического опыта. И наконец, "транс", когда он овладевает системно уже всеми этими операциями и может овладеть уже любым эмпирическим материалом. Это универсальный механизм развития.

Эпистемологию Пиаже часто называют эпистемологическим конструктивизмом, потому что на каждой стадии, несмотря на то, что есть возмущения в виде постороннего эмпирического опыта, в конце концов сам индивид творит свои новые ментальные структуры, т. е. по-новому организовывается. В этом смысле он является творцом самого себя как субъекта познания. Пиаже часто критиковали, что он не учитывает многие социальные факторы и прочее. Для него субъект выступает в чистом виде как творец самого себя в плане познания (аналогия с Фихте).

Пиаже пытается провести некий параллелизм или изоморфизм между развитием ребенка и развитием науки. Он считает, что ребенок проходит все те же стадии, что и наука. Ребенок сначала является физиком по Аристотелю (у Аристотеля примерно такая картина, как у ребенка на определенной стадии этого развития), потом ньютонианцем, а потом уже можно перейти к более высоким материям, представляя уже абстракции, как суперструны или пространственно-временные интервалы и т.д. Но можно посмотреть и в обратную сторону и сказать, что наука развивается точно такими же циклами, т. е. она постоянно в своих теориях ищет равновесия с окружающей средой. Теория плюс эмпирический материал – для науки это и есть показатель равновесия ее в данный момент с окружающей средой. Появляются возмущающие факторы (можно употребить здесь термин Куна аномалии), и заставляют науку искать новые теоретические схемы (в интерпретации Пиаже – новые мыслительные схемы для индивида) и ассимилировать новый эмпирический материал. Т. е. наука тоже в своих теориях стремится постоянно отыскать точку равновесия с окружающей средой. Он прослеживает эти идеи на примере развития физики и математики. Для этого он привлекает к своей работе известного мексиканского физика Гарсиа, и они буквально прослеживают, скажем, каким образом формировался закон сохранения энергии. Сначала вообще ноль, никто этого и не знал, что такое возможно. Затем появление отдельных законов сохранения на уровне отдельных дисциплин, скажем, механики, уже на уровне Ньютона. Затем более-менее обобщение этого закона на уровне термодинамики. С точки зрения Пиаже – это все еще предоперациональная стадия, потому что операциональная стадия – это Томсон и Клаузиус, которые дают окончательную математическую формулировку этого закона.


5. Анализ социокультурного контекста становления и развития науки в работах А. Койре.

 

Александр Койре (1892—1964) — рус.-фр. философ и историк науки. Род. в Таганроге, учился в гимназиях Тифлиса и Ростова-на-Дону. С ранней юности участвовал в революционном движении, после революции 1905 был арестован. В 1908 уехал в Париж изучать математику и философию. В 1909—1911 — в Геттингене, где слушал лекции Э. Гуссерля и был активным участником феноменологического кружка. В 1919 окончательно покинул Россию и эмигрировал во Францию. В 1929 получил высшую докторскую степень за диссертацию, посвященную религиозной философии Я. Бёме.

В начале 1930-х гг. научные интересы Койре сосредоточились главным образом на истории науки. После опубликования «Этюдов о Галилее» (1939) Койре стал признанным лидером интерналистского направления в историографии науки, объясняющего развитие науки исключительно интеллектуальными факторами. Койре разработал ряд методологических принципов, определивших новый способ видения и интерпретации научной мысли. Ему удалось придать истории науки теоретический характер путем выявления глубинных устойчивых структур сознания, определяющих возможность (или невозможность) возникновения и функционирования конкретных научных идей.

• Основополагающим в исследованиях Койре является принцип единства научной, философской и религиозной мысли.

• Другая его основополагающая идея — требование представить ход научной мысли в ее творческой созидательной активности, для чего необходимо поместить изучаемые источники в интеллектуальный и духовный контекст эпохи, представив их в подлинном аутентичном значении и не пытаясь прояснить «темную и смутную» мысль наших предков путем перевода ее на современный язык. Существенное значение, по Койре, имеет также интегрирование в истории научной мысли способа, каким она осознавала себя, противопоставляя себя тому, что ей предшествовало. При этом Койре признавал необходимым изучать заблуждения и ошибки, поскольку они не менее поучительны, чем достижения.

• Койре один из первых выдвинул идею некумулятивного развития науки и вопреки позитивистской историографии сумел показать, что развитие науки совершается в тесном единстве с философией и что великие научные революции всегда определялись переворотами или изменениями философских концепций. Так, математизацию в науке Койре объяснял победой платоновского рационализма и априоризма над аристотелевским эмпиризмом здравого смысла. Наиболее важной он считал научную революцию 16—17 вв., которая привела к глубокому преобразованию физики и астрономии. Основную линию становления новоевропейской науки Койре видел в отказе от античного и средневекового понятия «космоса» и замене его понятием бесконечного и однородного пространства, а также в переходе от качественных и неточных понятий аристотелевской и средневековой физики к абстрактным идеализированным объектам математической физики Г. Галилея и Р. Декарта. Койре оказал значительное влияние на развитие современных историко-научных исследований. Известная ограниченность его подхода к истории науки вызвана его интерналистской установкой, изолирующей науку от социально-экономических, технических и др. «внешних» факторов.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.012 с.)