Отличительные черты современного понимания науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные черты современного понимания науки.



Наука появляется там, где появляется теория. Наука в Древней Греции начинается с Пифагора и Эвклида.

Сейчас существует три основные градации науки.

1. Фундаментальные и прикладные науки (светоносные и плодоносные опыты по Бэкону)

2. Гуманитарные науки

3. Естественные науки.

Было много попыток стирания грани между теми и другими, но сама направленность на объект исследования остается принципиально отличными.

4. Существуют также «около науки», оккультные науки

Наука – это прежде всего достоверное, обоснованное, аргументированное знание,(иногда добавляют требование систематизированное) о мире, то все остальные «якобы науки» которые подстраиваются под настоящие науки, но не могут с ней сравнится. Реальные науки предсказывают события, а эти могут только объяснить, да и то не всегда.

Мнение (их может быть много) и эпистиме (знание). Во времена античности под наукой понималось только знание, то, что греки называли эпистеме, аргументированное, достоверное, подтвержденное знание, в духе понимания истины, как соответствие содержания суждению реальному пониманию вещей, такое понимание истины называется корреспондентское. Истина объективна, независима от человека и отражает реальное положение вещей, еще одно понимание истины которое тоже появляется у греков когерентное понимание истины, не требует обращения ни к какой действительности, а зависит от логики утверждений, от исходных посылок и конечных выводов, то что используется в самой логике и прежде всего в математике. Наконец третье понимание истины прагматисткое, ярким образом продемонстрировали софисты, для них истины не существует, каждый человек – мерило этой истины, мера всех вещей (Протагор). Все эти варианты понимания истины сохраняются до сих пор.

Один бок науки это знание, хотя знание с точки зрения истины понимается по - разному, второй блок науки – структура или организация, настоящая структура появляется только в новое время и не в результате развития университетов, а сначала на уровне кружков, а потом уже классических академий (1-ый – французская академия, затем английское королевское общество, потов в Германии, а потом и в России), академия это структура, которая патронируется какой-то властью, во-вторых, четко выраженная дисциплинарная организация и довольно жесткая административная структура. Дальше эти структуры начинают размножатся, в 19 веке появляется дисциплинарный подход и появляются научно исследовательские институты.

Следующий важнейший компонент науки – это сама деятельность ученого, Ученые используют те методы, которые в обыденной жизни практически не используются, метод теоретического доказательства, метод экспериментов, изобретение необходимых приборов, - деятельность, основанная на определенного рода мотивации, которая сопряжена с поисками истины. В последнее время к этой классической трехчленной структуре стали добавлять еще одну, которую мы называем научным этосом, этот термин ввел Роберт Мертон, суть его в том, что в науке существует ряд таких этических норм, которые выделяют ученого среди людей, не занимающихся наукой, бескорыстность, стремление к истинности, открытость, объективность, коллективизм. Если ученый не придерживается этих этических норм, то он изгоняется из научного сообщества, несмотря на его профессиональные навыки (классический пример – Фрейд).

Бинарно-оппозиционный (противоречия, но в отличие от диалектических они никуда не исчезают, везде сопутствуют) характер науки. Для науки бинарной оппозицией становится человеческая любознательность, другая сторона эта прагматика. Если смотреть на науку как на форму человеческой культуры то мы обязательно задаем вопрос, а в чем смысл этой формы культуры, наука после Бэккона, провозгласила, что знание – это сила, сила – это власть (сначала над природой), а сейчас этот тезис расширили, прагматика науки собственно и опора ее на обе ноги проявляется фактически только в 19 веке, до этого наука больше обещала.

Все, что может быть познано должно быть познано ↔ но не все, что познано должно быть воплощено в технические устройства. В 20 веке появляется сциентисткое направление лозунгом которого является, что все проблемы которые порождаются в цивилизации могут и должны быть решены только наукой, никакого пути назад быть не может и обратное антисциентисткое направление, чем дальше будет развиваться наука, тем хуже будет человечеству. Экология культуры – среднее между ними, все ветви культуры нужны, мораль, религия и т.д., а философия – координатор и рефлексия над наукой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.005 с.)