Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Эстетика античности.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Эстетика Специальность 050301.65 «Русский язык и литература» (дополнительная специальность 050403.65 - «Культурология») Рассмотрено на заседании кафедры ФКПЭР и Т им. А.С. Хомякова протокол № от августа 2012 года Зав. кафедрой ____________________________ Тула – 2012 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. Учебная программа. Учебно-тематический план. Методические рекомендации преподавателю. Методические указания студентам. Требования к уровню освоения программы дисциплины. Карта обеспеченности студентов учебной литературой и информационными ресурсами по дисциплине эстетика
Пояснительная записка Курс – 5 Семестр изучения – 9 Недель в семестре – 11 Форма обучения – очная Основная специальность – 050301.65 «Русский язык и литература» Дополнительная специальность -специальность 050403.65 - «Культурология» Квалификация – учитель русского языка и литературы, учитель мировой художественной культуры Форма итогового контроля – зачет в 9 семестре Лекции – 32 часа Практические занятия – 12 часов Самостоятельная работа студентов – 58 часов КСРС- 2 часа
Данная программа предназначена для студентов факультета русской филологии и документоведения и выполнена с учетом междисциплинарных взаимодействий родственных курсов «Философии», «Истории культурологической мысли», «Этики» и «Истории религий». Основная трудность, в разработке программы, заключается в том, что в отечественной практике преподавания курса эстетики до настоящего времени преобладали две тенденции: с одной стороны, предпринимались попытки выстроить эстетическое знание как строгую, логически непротиворечивую систему эстетических категорий, что позволяло зафиксировать границы предмета эстетики, но в то же время игнорировало специфику человеческого бытия как открытого, становящегося единства. С другой стороны, зачастую предмет эстетики «размывался» в общем контексте культурологического знания. В силу этого в отечественной литературе практически не существует приемлемой учебной литературы по курсу «Эстетика», хотя есть целый ряд фундаментальных теоретических работ, принадлежащих перу М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, А. В. Михайлова, С. С. Аверинцева. Таким образом, внутренняя «сверхзадача» программы вырастала из необходимости отойти от излишне схематизированных систем эстетического знания, не утратив при этом его специфики, и показать, что подлинная жизнь того или иного среза человеческого бытия, той или иной сферы культуры возможна только в плодотворном диалоге. Поэтому данная программа опирается как на онтологический пласт философского знания, так и на культурологический материал. На наш взгляд, проблемное поле эстетики очерчивается спецификой эстетического отношения человека к миру как одного из модусов человеческого бытия. Именно поэтому решение вопроса о специфике человеческого бытия вообще является определяющим для характера эстетической теории. Но это предполагает смыкание онтологического и культурологического ракурса проблемы и потому в основу рассмотрения своеобразия эстетического положена проблематика движения субъективации и смены культурно-исторических эпох. Таким образом, целью данного курса является осмысление специфики эстетического отношения человека к миру и особенностей искусства как реализации творческих потенций человека в пространстве культуры, а также введение в мир искусства как открытое единство смыслов, диалог личностей, эпох и культур. Основные задачи курса: • показать значимость феномена эстетического в человеческом бытии, как в ретроспективной развертке, так и на уровне наиболее «острых» проблем современной эстетики и искусства; • проследить особенности и проблемы европейского типа субъективности и основанного на нем западного искусства ХХ века как наследие всего культурно-исторического развития Запада, взаимосвязь стиля жизни, стиля мышления и стиля художественно-образного постижения мира; • продемонстрировать специфику бытования искусства в триединстве художественного творения, акта творчества и художественного восприятия через уникальность и событийность каждого эстетического феномена; • дать теоретическую реконструкцию современной ситуации разрушения классических «атрибутов» искусства; целостности и уникальности художественного творения, авторства, профессионализма и т.д., опираясь на современные версии гуманитарного знания. Структура курса задумана как достаточно гибкая и подвижная, что позволяет учитывать интересы аудитории. Форма проведения семинарских занятий ориентирована на пробуждение творческой инициативы студентов, что достигается чередованием семинара- дискуссии, чтения студенческих докладов, семинара-комментирования конкретного первоисточника.
учебная программа Тема 1. Предмет эстетики. Природа и специфика философского знания. Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и этика. Система эстетических категорий и понятий. Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Эстетика какфилософская наука. Краткая история становления эстетики. Человек как центр и условие эстетического видения. Понимание специфики человеческого бытия как основа эстетического знания. Предмет и задачи эстетики. Проблемное поле и методологическая база современной эстетики. Междисциплинарные связи эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией, психологией. Проблема своеобразия эстетического. Онтологический и культурологический срез проблемы эстетического. Структура эстетической теории. Типы учения об эстетическом. Специфика эстетического отношения человека к миру. Взаимосвязь познавательного, нравственного и эстетического отношения человека к миру. «Вненаходимость» эстетического субъекта. Ограниченность эстетизма. Природа красоты как предмет эстетического знания. Понятие прекрасного в эстетической теории и онтологические основания красоты. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства. Форма и содержание в искусстве. Специфика художественного творчества.. Эстетическая культура личности и процесс ее формирования. Тема 3. Эстетика средневековья. Критика античного эстетизма. Парадокс «аскетической» эстетики. Основные принципы средневековой эстетики. Онтологизм средневековой эстетики («Красота как бытие»). Символический характер средневековой культуры и проблема символа в эстетической теории. Отражение принципов средневековой эстетики в искусстве. Ведущие эстетические концепции средневековья. Сравнительный анализ западной и восточной христианской традиции в подходе к рассмотрению эстетических проблем. Эстетика Августина Блаженного. Проблемы эстетического восприятия. Природа красоты в эстетике Августина. Августин о сущности и предназначении искусства. Фома Аквинский о природе прекрасного. Влияние спора иконоборцев и иконопочитателей на становление византийской эстетики. Теория символа, образа и изображения в эстетике Византии. Световая символика в эстетике Византии. Тема «фаворского света». Учение исихазма и его влияние на византийское и древнерусское искусство. Основные понятия: «аскетическая эстетика», символ, символизм, образ, изображение, символика света и цвета, канон, каноничность. Эстетика античности 1. Аверинцев С. С. Риторика в истории европейской культурной традиции. М., 1996. 2. Античная художественная культура. СПб., 1993. 3. Античность в контексте современности. М., 1996. 4. Античность как тип культуры. М., 1983. 5. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4. 6. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981. 7. Делез Ж. Складчатость или внутреннее мысли (из книги Ж. Делеза «Фуко») // От Я к Другому. Сб. переводов по проблемам интерсубективности, коммуникации, диалога. Мн., 1997. 8. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. 9. Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.,1993. 10. Лосев А. Ф. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 11. Лосев А. Ф. Высокая классика. М., 1974. 12. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963. 13. Лосев А. Ф. Критика платонизма у Аристотеля // Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1993. 14. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. 15. Лосев А. Ф. Поздний эллинизм. М., 1980. 16. Лосев А. Ф. Ранний эллинизм. М., 1979. 17. Лосев А. Ф. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. 18. Лосев А. Ф. Эрос у Платона // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993. 19. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т. 1. 20. Платон. Пир. Федр. Государство. Кн. 6 // Платон. Соч.: В 4 т. М., 1990. 21. Плотин. Эннеады. Киев., 1995. 22. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. М., 1988. Т.2. 23. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977. 24. Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994. 25. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т.1. Эстетика Средневековья 1. Августин. Исповедь. М., 1997. 2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1995. 3. Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики //Древнерусское искусство. М., 1975. 4. Античность и Византия. М., 1975. 5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965. 6. Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977. 7. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика ХI--ХVII вв. М., 1992. 8. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. Апологеты и Блаженный Августин. М., 1995. 9. Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб., 1997. 10. Древняя Русь и Запад. М., 1996. 11. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962. Т. 1. 12. Культура Византии. М., 1980. 13. Лосев А. Ф. История эстетических учений // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 14. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987. 15. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995. 16. Удальцова З. В. Византийская культура. М., 1988. 17. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств // Флоренский П. А.Иконостас. С.-П., 1993. Эстетика Возрождения 1. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935--1937. Т.1--2. 2. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984. 3. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. 4. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и проблемы ренессансного творческого мышления. М., 1991. 5. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996. 6. Вазари. Жизнеописания. М., 1963. 7. Вельфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб., 1997. 8. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1991. 9. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. М., 1957. Т.1--2. 10. Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952. 11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. 12. Петрарка Франческо. Эстетические фрагменты. М., 1982. 13. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. 14. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1988. 15. Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т.2. 16. Эстетика Ренессанса. Антология. М., 1981. Т. 1--2. Эстетика Нового времени 1. Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962. 2. Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. 3. Вельфлин Г. Истолкование искусства. М., 1992. 4. Вольтер Ф. М. А. Эстетика. М., 1974. 5. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. 6. Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982. 7. Ингарден Р. «Лаокоон» Лессинга // Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. 8. Кузнецов В. Н. и др. Западноевропейская философия ХVIII в. М., 1986. 9. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957. 10. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. 11. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994. 12. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение исторической эпохи. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997. 13. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. 14. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве. М.;Л., 1959. 15. Спор о древних и новых. М., 1985. 16. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. 17. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973. 18. Шефтсбери. Эстетические опыты. М., 1975. Тема 8. Эстетика романтиков 1. Байрон Дж. Дневники. Письма. М., 1963. 2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 1974. 3. Бонавентура. Ночные бдения. М., 1990. 4. Вагнер Р. Избранные произведения. М., 1978. 5. Жан-Поль Рихтер. Приготовительная школа эстетики. М., 1981. 6. Литературные манифесты немецких романтиков. М., 1980. 7. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. М., 1980. 8. Михайлов А. В. Языки культуры. Раздел II. М., 1997. 9. Проблемы романтизма. М., 1971. 10. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. 11. Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982. Концепции ХIХ века 1. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания С. Кьеркегора. М., 1970. 2. Делез Ж. Ницше. М., 1997. 3. Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю. М., 1991. 4. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. 5. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. 6. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. 7. Мир Кьеркегора. М., 1994. 8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Ecce Homo. Рождение трагедии из духа музыки. Человеческое, слишком человеческое (отд. 4) // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. 9. Подорога В. Мир без сознания // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. 10. Свасьян К. Фридрих Ницше: мученик познания // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М., 1990. 11. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1991. 12. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. 13. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992. 14. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. 15. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. М., 1995. Эстетические поиски ХХ века 1. Барт Р. S/Z. М., 1994. 2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. 3. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 4. Грякалов А. А. Структурализм в эстетике. Л., 1989. 5. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. 6. Долгов К. М. Эстетика Ж.-П. Сартра. М., 1990. 7. Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ--ХХ вв. М., 1987. 8. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек. М., 1990. 9. Лакан Ж. Инстанция буквы. М., 1997. 10. Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика ХХ века. М., 1995. 11. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1981. 12. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 13. О современной буржуазной эстетике. М., 1972. 14. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995. 15. Семиотика и художественное творчество. М., 1978. 16. Структурализм «за» и «против». М., 1975. 17. Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии // Логос. №1. М., 1991. 18. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991. 19. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ--ХХ вв. 20. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. М., 1994. 21. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992. 22. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. Планы семинарских занятий Эстетика эллинизма. 1. Переходный характер эллинистической эстетики. 2. Эстетика стоицизма. 3. Учение стоиков об искусстве. 4. Трагический характер эстетики скептиков. 5. Эстетика неоплатонизма. Основная литература:
Дополнительная литература Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М., 1979. Поздний эллинизм. М., 1980. Последние века. т.1,2. М., 1988. Лосев А. Ф. Диалектика тела у Плотина // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1993. Эстетика Нового времени 1. Рационалистическая и сенсуалистическая традиции в эстетике Нового времени. 2. «Эстетические опыты» Шефтсбери. 3. Французская эстетика эпохи Просвещения. 4. Эстетика классицизма. Основная литература:
Дополнительная литература И. С. Нарский.Западно-европейская философия ХУШ в.-М., 1973. Кузнецов В. Н. и др. Западно-европейская философия ХУШ в. М., 1986. М. Хайдеггер. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Шефтсбери. «Эстетические опыты». М., 1975. Вольтер. Эстетика. М., 1974. Эстетика И. Канта 1. Чувство удовольствия и принцип целесообразности как основа эстетического учения Канта. 2. Понятие способности суждения. 3. Учение о гении. 4. Прекрасное и возвышенное. 5. Принципы классификации искусств по Канту. Основная литература:
Дополнительная литература Кант И. «Критика способности суждения». М., 1994. Введение: ч. III, VI, VII. Ч. 1: §§ 1, 2, 10, 11, 12, Ч. 2: §§ 46, 47, 48, 49. Гулыга А. Эстетика Канта // И. Кант. Критика способности суждения. М., 1994. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Философия Канта и современность. М., 1983. Эстетика Гегеля 1. Место эстетики в системе трансцендентального идеализма Гегеля. Учение об идеале. 2. Гегель о видах искусства и принципах их классификации. 3. Постановка проблемы «смерти искусства» в философском творчестве Гегеля. Основная литература:
Дополнительная литература Гегель. Эстетика. В 4-х тт. М., 1968--1973. Т. 1. Введение. Философия Гегеля и современность. М., 1973. Эстетическая проблематика В трудах П. А. Флоренского 1. Флоренский о сущности искусства и миссии художника. 2. Проблема символа в творчестве Флоренского. 3. Учение об обратной перспективе. 4. Идея синтеза искусств в творчестве Флоренского. Основная литература:
Дополнительная литература Флоренский П. А. Иконостас. Храмовое действо как синтез искусств // Иконостас. СПб., 1995. Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Соч: В 2 т. М., 1990. Т. 2 Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Флоренский П. А. Соч: В 2 т. М., 1990. Т.1 : Эстетика М.М.Бахтина 1. Проблема природы «эстетического» в творчестве Бахтина. 2. Проблема языка и «эстетика словесного творчества». 3. Проблема автора и героя в эстетической деятельности. Основная литература:
Дополнительная литература Бахтин М. М. Искусство и ответственность. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Из записей 1970-71 годов // Эстетика словесного творчества. М., 1979. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Соч. в 9 т. т.5. М., 1997. Герменевтика. Семинар-обсуждение текстов Г. Г. Гадамера. 1. Проблема Другого и понимание. Понимание и выражение. 2. Проблема смысла и истолкования в герменевтике. 3. Проблема интерпретации художественных текстов. 4. Гадамер об онтологии художественного произведения. Основная литература:
Дополнительная литература Гадамер Г. Г. Эстетика и герменевтика. Искусство и подражание. Философия и поэзия // Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Эстетическая проблематика К эстетической проблематике Семинар – обсуждение работ Р.Барта 1. Проблема смерти автора, «власть дискурса» и «дискурс власти». 2. Движение от структурализма к постструктурализму, «от произведения к тексту». Основная литература:
Дополнительная литература Р. Барт Структурализм как деятельность. От произведения к тексту. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. Структурализм «за» и «против». М., 1975. Барт Р. S/Z. М., 1994. Темы рефератов: 1. Основные типы учения об эстетическом в истории эстетики. 2. Мифология и искусство. 3. Учение о мифе в контексте философии А. Ф. Лосева. 4. Учение о музыкально-числовой гармонии в философии пифагорейского союза. 5. Учение о числе в античной эстетике. 6. Соотношение понятий «техне» и «мимесис» в античной традиции. 7. Проблема взаимосвязи красоты и блага в рамках античной философии. 8. М. Хайдеггер о соотнесенности истины и красоты в античной традиции. 9. Эстетическая проблематика в контексте генологии Платона. 10. Идея и эйдос в философии Платона: эстетический аспект. 11. Учение об Эросе в античной эстетике. 12. Эстетика Платона и христианская традиция. 13. Учение Платона о разделении искусств. 14. «Поэтика» Аристотеля в контексте античной эстетики. 15. Учение Аристотеля о трагедии. 16. Эстетические идеи перипатетиков. 17. Учение стоиков об искусстве. 18. Сравнительный анализ эпикурейской и стоической эстетики. 19. Неоплатонизм и романтизм: сравнительный анализ. 20. Понятие катарсиса в античной эстетике. 21. Проблема символа в контексте античной мифологии и диалектики. 22. Эстетика античности в «зеркале» немецкого романтизма. 23. Августин Блаженный о природе искусства. 24. Проблема образа и изображения в византийской эстетике. 25. Влияние взглядов Псевдо-Дионисия Ареопагита на становление средневековой эстетики. 26. Корни и специфика древнерусской эстетики и искусства. 27. Эстетика Ренессанса: эстетические предпосылки формирования новоевропейской картины мира. 28. Прямая перспектива как живописный прием и принцип мировидения. 29. Эстетика Марсилио Фичино. 30. Эстетика барокко. 31. Проблема подражания в контексте эстетики классицизма. 32. Учение о гении в контексте немецкого трансцендентализма. 33. Культурно-исторические и теоретические предпосылки эстетики И. Канта. 34. Понятие способности суждения: гносеологические, этические и эстетические аспекты (сравнительный анализ). 35. Проблема стиля в контексте гегелевской философии искусства. 36. Учение об идеале в эстетике Гегеля. 37. Место эстетики в системе трансцендентального идеализма Шеллинга. 38. Философия искусства Шеллинга. Требования к уровню ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ В результате изучения курса эстетики студенты должны: получить общеметодическую подготовку, повысить культуру мышления и общекультурный уровень в целом; владеть философским стилем мышления как искусством предельного вопрошания, диалектикой понятий, умением анализировать проблему на пределе абстракции; владеть содержанием базовых философских понятий, иметь представление об истории становления этих понятий в эстетике; иметь сформированность философского стиля мышления, способность к аргументированному отстаиванию определенной философской позиции; уметь дать историко-философский, логико-философский, содержательный анализ основных эстетических направлений и проблем, сформировать собственное к ним отношение; уметь самостоятельно анализировать актуальные философские проблемы современности; ознакомиться с основными философскими первоисточниками и современной философской литературой фундаментального и прикладного характера; Таким образом, эстетика должна обеспечить методологическую основу для последующего образования студентов, сформировать их категориальный аппарат и навыки аналитического мышления у специалиста. Вопросы к зачету 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики. 2. Специфика эстетического отношения человека к миру. 3. Мифология и искусство. 4. Место искусства в единстве культуры. 5. Эстетические учения античности периода ранней классики. 6. Учение о прекрасном в контексте генологии Платона. 7. Учение Платона об Эросе. 8. Аристотель о природе и специфике искусства. 9. Сущность трагедии по Аристотелю. Учение о катарсисе. 10.Основные характеристики эстетики Средневековья. 11.Теория образа и изображения в средневековой эстетике. Символизм средневековой эстетики. 12.Эстетизм Ренессанса. 13.Основные эстетические принципы классицизма. 14.И. Кант: от «Трансцендентальной эстетики» к «Критике способности суждения». 15.Учение о гении в эстетике И. Канта. 16.Философия искусства Г.В.Ф. Гегеля. 17.Философия искусства Ф. Шеллинга. 18.Шеллинг о природе поэзии и мифа. 19.Эстетика немецкого романтизма. 20.С. Кьеркегор: «трагедия эстетизма». 21.Соотношение эстетического и этического в философском творчестве Ф. Ницше. 22.Психоанализ о природе художественного творчества. 23.Марксистская эстетика: проблема соотношения искусства и идеологии. 24.Эстетика В.Ф. Одоевского. 25.Эстетика в системе философии «положительного всеединства» В. С. Соловьева. 26.Взаимосвязь творчества и свободы в философии Н.А. Бердяева. 27.Эстетическая проблематика в контексте «философии повседневности» В.В. Розанова. 28.Эстетические взгляды П.А. Флоренского. 29.Феноменологическая эстетика Г.Г. Шпета. 30.Эстетическая теория М.М. Бахтина. 31.Эстетика экзистенциализма. 32.К. Юнг о художественном творчестве. 33.М. Хайдеггер об истоке художественного творения. 34.Герменевтика: проблема понимания и искусство. 35.Эстетическая проблематика в структурализме и постструктурализме. 36.Философско-эстетические основания модернизма. 37.Постмодернистские стратегии в теории и искусстве. Критерии оценки на зачете Критерии оценок знаний студентов по итогам изучения эстетики исходят из основных задач курса: а) освоение базового содержания курса эстетики и в плане ее истории, и в плане основных ее проблем; б) освоение философским стилем мышления как искусством предельного вопрошания, диалектикой понятий, умением анализировать проблему на пределе абстракции; в) повышение общей и культурологической эрудиции студентов; г) формирование мировоззренческого уровня в личности студента, системы эстетических ценностей; д) становление устойчивого интереса к актуальным эстетическим проблемам современности, умение самостоятельно их анализировать. В соответствии с этими критериями качественной оценки знаний студентов на зачете является следующее: Степень усвоения философского содержания базовых эстетических понятий. Представление об истории становления этих понятий в философии. Умение дать историко-философский, логико-философский, содержательный анализ основных философско-эстетических направлений и проблем, сформировать собственное к ним отношение. Сформированность философского стиля мышления, способность к аргументированному отстаиванию определенной философской позиции. Знакомство с основными философскими первоисточниками и современной философской литературой эстетического характера. Проблемность и творческий характер собственного мышления студента. Все эти критерии оцениваются по двухбалльной системе в соответствии со следующими подходами. УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - выставляется тогда, когда студент демонстрирует знание основных разделов программы изучаемого -курса; содержания базовых понятий и фундаментальных проблем. Знание основных проблем и оригинальных классических работ носит фрагментарный характер. Изложение содержания курса не выходит за пределы методических пособий. Студент испытывает затруднения в самостоятельном анализе точек зрения и рассматриваемых концепций, допускает противоречия в собственном изложении и слабую аргументацию. Определенную трудность представляют и вопросы, связанные с практическим применением теоретических положений изучаемой дисциплины. НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - выставляется тогда, когда, студент демонстрирует фрагментарное знание основных разделов программы изучаемого курса, его базовых понятий и фундаментальных проблем. Слабо выражена способность к самостоятельному аналитическому мышлению. Имеются затруднения в концептуальной оценке излагаемого материала, отсутствует знание оригинальных классических работ по курсу эстетики. Карта обеспеченности студентов учебной литературой и информационными ресурсами по дисциплине философия Основная литература:
Рекомендуемые Интернет-источники: philosophy.ru [Электронный ресурс]: философский портал / НСМИИ РАН; ИФРАН. - М.: [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://www.philosophy.ru ЭСМ [Электронный ресурс]: федеральный образовательный портал / "Экономика. Социология. Менеджмент.". - М.: [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://ecsocman.hse.ru Университетская Информационная система Россия [Электронный ресурс]: информационная система / НИВЦ МГУ; АНО ЦИИ. - М.: [б. и.], 2000. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://uisrussia.msu.ru PHILOSOFF [Электронный ресурс]: информационно-образовательный портал / БТ-Group. - М.: [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://philosoff.ru KooB.Ru [Электронный ресурс]: электронная библиотека / Г. Ефимов; В. Никонов. - М.: [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. - URL:http://www.koob.ru Е-Лингво [Электронный ресурс]: электронная библиотека / М.А. Матвеев. - М.: [б. и.], 2009. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://e-lingvo.net Российское образование [эл. ресурс]: федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: [б.ц.], 2002. – Загл. с титул. экрана. – URL: http://www.edu.ru (режим доступа свободный). Руконт [эл. ресурс]: национальный цифровой ресурс / ООО «Агентство Книга-Сервис». – М.: [б.и.], 2011. – Загл. с титул. экрана. – URL: www.rucont.ru Университетская библиотека Online [эл. ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Директ-медиа». – М.: [б.и.], 2006. – Загл. с титул. экрана. – URL: www.biblioclub.ru Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерные аудитории, объединенные в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет; Мультимедийные аудитории, оборудованные проектором, экраном, колонками и ноутбуком; DVD-VHS проигрыватель; Телевизор; Электронная библиотека ТГПУ им. Л.Н. Толстого; Книги, имеющиеся в НОБИ-Центре ТГПУ им. Л.Н. Толстого; Учебно-методические материалы на CD и DVD, имеющиеся в кабинете кафедры ФКПЭРиТ им. А.С. Хомякова. Автор-разработчик: к.ф.н., доцент Слобожанин А.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ Эстетика Специальность 050301.65 «Русский язык и литература» (дополнительная специальность 050403.65 - «Культурология») Рассмотрено на заседании кафедры ФКПЭР и Т им. А.С. Хомякова протокол № от августа 2012 года Зав. кафедрой ____________________________ Тула – 2012 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка. Учебная программа. Учебно-тематический план. Методические рекомендации преподавателю. Методические указания студентам. Требования к уровню освоения программы дисциплины. Карта обеспеченности студентов учебной литературой и информационными ресурсами по дисциплине эстетика
Пояснительная записка Курс – 5 Семестр изучения – 9 Недель в семестре – 11 Форма обучения – очная Основная специальность – 050301.65 «Русский язык и литература» Дополнительная специальность -специальность 050403.65 - «Культурология» Квалификация – учитель русского языка и литературы, учитель мировой художественной культуры Форма итогового контроля – зачет в 9 семестре Лекции – 32 часа Практические занятия – 12 часов Самостоятельная работа студентов – 58 часов КСРС- 2 часа
Данная программа предназначена для студентов факультета русской филологии и документоведения и выполнена с учетом междисциплинарных взаимодействий родственных курсов «Философии», «Истории культурологической мысли», «Этики» и «Истории религий». Основная трудность, в разработке программы, заключается в том, что в отечественной практике преподавания курса эстетики до настоящего времени преобладали две тенденции: с одной стороны, предпринимались попытки выстроить эстетическое знание как стр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.011 с.) |