в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера



1. Проблема истока художественного творения. Онтологизм

эстетики М. Хайдеггера.

2. Искусство как «хранитель бытия». Искусство и феномен

человеческого бытия.

3. Искусство и язык.

Основная литература:

Гуревич П. С. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118543/)
Золкин А. Л. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012. (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118559/)
Никитина И. П. Эстетика. Учебное пособие - М.: ЮРАЙТ, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/86138/)

 

Дополнительная литература:

Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской

культуры ХХ века. М., 1991.

Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии //Логос. №1. М., 1991.

Структуралистские и постструктуралистские подходы

К эстетической проблематике

Семинар – обсуждение работ Р.Барта

1. Проблема смерти автора, «власть дискурса» и «дискурс власти».

2. Движение от структурализма к постструктурализму, «от

произведения к тексту».

Основная литература:

Гуревич П. С. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118543/)
Золкин А. Л. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012. (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118559/)
Никитина И. П. Эстетика. Учебное пособие - М.: ЮРАЙТ, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/86138/)

 

Дополнительная литература

Р. Барт Структурализм как деятельность. От произведения к тексту.

Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика.

Поэтика. М., 1989.

Структурализм «за» и «против». М., 1975.

Барт Р. S/Z. М., 1994.

Темы рефератов:

1. Основные типы учения об эстетическом в истории эстетики.

2. Мифология и искусство.

3. Учение о мифе в контексте философии А. Ф. Лосева.

4. Учение о музыкально-числовой гармонии в философии

пифагорейского союза.

5. Учение о числе в античной эстетике.

6. Соотношение понятий «техне» и «мимесис» в античной

традиции.

7. Проблема взаимосвязи красоты и блага в рамках античной

философии.

8. М. Хайдеггер о соотнесенности истины и красоты в античной

традиции.

9. Эстетическая проблематика в контексте генологии Платона.

10. Идея и эйдос в философии Платона: эстетический аспект.

11. Учение об Эросе в античной эстетике.

12. Эстетика Платона и христианская традиция.

13. Учение Платона о разделении искусств.

14. «Поэтика» Аристотеля в контексте античной эстетики.

15. Учение Аристотеля о трагедии.

16. Эстетические идеи перипатетиков.

17. Учение стоиков об искусстве.

18. Сравнительный анализ эпикурейской и стоической эстетики.

19. Неоплатонизм и романтизм: сравнительный анализ.

20. Понятие катарсиса в античной эстетике.

21. Проблема символа в контексте античной мифологии и

диалектики.

22. Эстетика античности в «зеркале» немецкого романтизма.

23. Августин Блаженный о природе искусства.

24. Проблема образа и изображения в византийской эстетике.

25. Влияние взглядов Псевдо-Дионисия Ареопагита на становление

средневековой эстетики.

26. Корни и специфика древнерусской эстетики и искусства.

27. Эстетика Ренессанса: эстетические предпосылки формирования

новоевропейской картины мира.

28. Прямая перспектива как живописный прием и принцип

мировидения.

29. Эстетика Марсилио Фичино.

30. Эстетика барокко.

31. Проблема подражания в контексте эстетики классицизма.

32. Учение о гении в контексте немецкого трансцендентализма.

33. Культурно-исторические и теоретические предпосылки эстетики

И. Канта.

34. Понятие способности суждения: гносеологические, этические и

эстетические аспекты (сравнительный анализ).

35. Проблема стиля в контексте гегелевской философии искусства.

36. Учение об идеале в эстетике Гегеля.

37. Место эстетики в системе трансцендентального идеализма

Шеллинга.

38. Философия искусства Шеллинга.

Требования к уровню ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения курса эстетики студенты должны: получить общеметодическую подготовку, повысить культуру мышления и общекультурный уровень в целом; владеть философским стилем мышления как искусством предельного вопрошания, диалектикой понятий, умением анализировать проблему на пределе абстракции; владеть содержанием базовых философских понятий, иметь представление об истории становления этих понятий в эстетике; иметь сформированность философского стиля мышления, способность к аргументированному отстаиванию определенной философской позиции; уметь дать историко-философский, логико-философский, содержательный анализ основных эстетических направлений и проблем, сформировать собственное к ним отношение; уметь самостоятельно анализировать актуальные философские проблемы современности; ознакомиться с основными философскими первоисточниками и современной философской литературой фундаментального и прикладного характера; Таким образом, эстетика должна обеспечить методологическую основу для последующего образования студентов, сформировать их категориальный аппарат и навыки аналитического мышления у специалиста.

Вопросы к зачету

1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики.

2. Специфика эстетического отношения человека к миру.

3. Мифология и искусство.

4. Место искусства в единстве культуры.

5. Эстетические учения античности периода ранней классики.

6. Учение о прекрасном в контексте генологии Платона.

7. Учение Платона об Эросе.

8. Аристотель о природе и специфике искусства.

9. Сущность трагедии по Аристотелю. Учение о катарсисе.

10.Основные характеристики эстетики Средневековья.

11.Теория образа и изображения в средневековой эстетике.

Символизм средневековой эстетики.

12.Эстетизм Ренессанса.

13.Основные эстетические принципы классицизма.

14.И. Кант: от «Трансцендентальной эстетики» к «Критике

способности суждения».

15.Учение о гении в эстетике И. Канта.

16.Философия искусства Г.В.Ф. Гегеля.

17.Философия искусства Ф. Шеллинга.

18.Шеллинг о природе поэзии и мифа.

19.Эстетика немецкого романтизма.

20.С. Кьеркегор: «трагедия эстетизма».

21.Соотношение эстетического и этического в философском

творчестве Ф. Ницше.

22.Психоанализ о природе художественного творчества.

23.Марксистская эстетика: проблема соотношения искусства и идеологии.

24.Эстетика В.Ф. Одоевского.

25.Эстетика в системе философии «положительного всеединства»

В. С. Соловьева.

26.Взаимосвязь творчества и свободы в философии Н.А. Бердяева.

27.Эстетическая проблематика в контексте «философии

повседневности» В.В. Розанова.

28.Эстетические взгляды П.А. Флоренского.

29.Феноменологическая эстетика Г.Г. Шпета.

30.Эстетическая теория М.М. Бахтина.

31.Эстетика экзистенциализма.

32.К. Юнг о художественном творчестве.

33.М. Хайдеггер об истоке художественного творения.

34.Герменевтика: проблема понимания и искусство.

35.Эстетическая проблематика в структурализме и

постструктурализме.

36.Философско-эстетические основания модернизма.

37.Постмодернистские стратегии в теории и искусстве.

Критерии оценки на зачете

Критерии оценок знаний студентов по итогам изучения эстетики исходят из основных задач курса: а) освоение базового содержания курса эстетики и в плане ее истории, и в плане ос­новных ее проблем; б) освоение философским стилем мышления как искусством предельного вопрошания, диалектикой понятий, умением анализировать проблему на пределе абстракции; в) по­вышение общей и культурологической эрудиции студентов; г) формирование мировоззренческого уровня в личности студента, системы эстетических ценностей; д) становление устойчивого интереса к актуальным эстетическим проблемам современности, уме­ние самостоятельно их анализировать. В соответствии с этими критериями качественной оценки знаний студентов на зачете является следующее: Степень усвоения философского содержания базовых эстетических понятий. Представление об истории становления этих понятий в философии. Умение дать историко-философский, логико-философский, содержательный анализ основных философско-эстетических направлений и проблем, сформировать собственное к ним отношение. Сформированность философского стиля мышления, способность к аргументированному от­стаиванию определенной философской позиции. Знакомство с основными философскими первоисточниками и современной философской ли­тературой эстетического характера. Проблемность и творческий характер собственного мышления студента.

Все эти критерии оцениваются по двухбалльной системе в соответствии со следующими подходами.

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - выставляется тогда, когда студент демонстрирует знание основ­ных разделов программы изучаемого -курса; содержания базовых понятий и фундаментальных проблем. Знание основных проблем и оригинальных классических работ носит фрагментарный характер. Изложение содержания курса не выходит за пределы методических пособий. Студент испытывает затруднения в самостоятельном анализе точек зрения и рассматриваемых концепций, допускает противоречия в собственном изложении и слабую аргументацию. Определенную труд­ность представляют и вопросы, связанные с практическим применением теоретических положений изучаемой дисциплины.

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - выставляется тогда, когда, студент демонстрирует фрагмен­тарное знание основных разделов программы изучаемого курса, его базовых понятий и фундамен­тальных проблем. Слабо выражена способность к самостоятельному аналитическому мышлению. Имеются затруднения в концептуальной оценке излагаемого материала, отсутствует знание ориги­нальных классических работ по курсу эстетики.

Карта обеспеченности студентов учебной литературой и информационными ресурсами по дисциплине философия

Основная литература:

Название Кол-во экземпляров
Гуревич П. С. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118543/) На каждого студента
Золкин А. Л. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012. (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118559/) На каждого студента
Никитина И. П. Эстетика. Учебное пособие - М.: ЮРАЙТ, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/86138/) На каждого студента

Рекомендуемые Интернет-источники:

philosophy.ru [Электронный ресурс]: философский портал / НСМИИ РАН; ИФРАН. - М.: [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://www.philosophy.ru

ЭСМ [Электронный ресурс]: федеральный образовательный портал / "Экономика. Социология. Менеджмент.". - М.: [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://ecsocman.hse.ru

Университетская Информационная система Россия [Электронный ресурс]: информационная система / НИВЦ МГУ; АНО ЦИИ. - М.: [б. и.], 2000. - Загл. с титул. экрана. -

URL: http://uisrussia.msu.ru

PHILOSOFF [Электронный ресурс]: информационно-образовательный портал / БТ-Group. - М.: [б. и.], 2007. - Загл. с титул. экрана. - URL: http://philosoff.ru

KooB.Ru [Электронный ресурс]: электронная библиотека / Г. Ефимов; В. Никонов. - М.: [б. и.], [2000]. - Загл. с титул. экрана. -

URL:http://www.koob.ru

Е-Лингво [Электронный ресурс]: электронная библиотека / М.А. Матвеев. - М.: [б. и.], 2009. - Загл. с титул. экрана. -

URL: http://e-lingvo.net

Российское образование [эл. ресурс]: федеральный портал / ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». – М.: [б.ц.], 2002. – Загл. с титул. экрана. – URL: http://www.edu.ru (режим доступа свободный).

Руконт [эл. ресурс]: национальный цифровой ресурс / ООО «Агентство Книга-Сервис». – М.: [б.и.], 2011. – Загл. с титул. экрана. – URL: www.rucont.ru

Университетская библиотека Online [эл. ресурс]: электронная библиотечная система / ООО «Директ-медиа». – М.: [б.и.], 2006. – Загл. с титул. экрана. – URL: www.biblioclub.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерные аудитории, объединенные в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет;

Мультимедийные аудитории, оборудованные проектором, экраном, колонками и ноутбуком;

DVD-VHS проигрыватель;

Телевизор;

Электронная библиотека ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

Книги, имеющиеся в НОБИ-Центре ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

Учебно-методические материалы на CD и DVD, имеющиеся в кабинете кафедры ФКПЭРиТ им. А.С. Хомякова.

Автор-разработчик: к.ф.н., доцент Слобожанин А.В.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.139 с.)