И эстетической теории ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И эстетической теории ХХ века



1. Западное искусство ХХ века. Классическое наследие и современность. М.,

1992.

2. Ивбулис В. Л. Модернизм и постмодернизм. М., 1989.

3. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.

4. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.

5. Малинин А. Ф. Эстетические концепции модернизма. М., 1984.

6. Модернизм. Сборник статей. М., 1980.

7. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеровзападно-европейской литературы ХХ века. М., 1986.

 

учебно-тематический план

Основная специальность 050301.65 «Русский язык и литература» Дополнительная специальность -специальность 050403.65 - «Культурология»

№ п/п Наименование темы кол-во часов
ЛК ПЗ СРС
Предмет и основные категории эстетики      
Эстетика Античности      
Эстетика Средних веков      
Эстетическая мысль эпохи Возрождения      
Эстетика Нового времени      
Эстетика в контексте немецкой классической философии      
Неклассические философско-эстетические концепции девятнадцатого века      
Русская эстетика      
Философско-эстетические поиски в ХХ веке      
Модернизм и постмодернизм в эстетической теории      
Контрольная срезовая работа      
ИТОГО: 104 часа      

Методические рекомендации ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Лекционная часть курса «Эстетика» предполагает раскрытие наиболее сложных и про­блемных моментов тем, обозначенных в программе. Она же задает у студентов целостное и сис­темное видение основных сегментов истории эстетической мысли. Для того, чтобы студент был осведомлен об этом, программное содержание тех лек­ционных занятий, где такое расхождение наиболее значительно, дано в развернутой форме, облег­чающей студентам подготовку к итоговым отчетностям. Семинарская часть курса построена на изучении целого ряда неподвергавшихся специаль­ному адаптированию философских источников, которые множеством нитей связанны с процессом становления философского знания и со своим неповторимым историко-культурным контекстом.

Однако небольшое количество аудиторных часов, отводимых на изучение дисциплины, предполагает неиз­бежный отказ от развернутого изложения культурологических следствий эстетики. Это обусловило более тщательную проработку вспомогательного словарно-энциклопедического мате­риала, восполняющего отсутствие развернутого изложения данных тем, а также такое построе­ние лекционного курса, которое дает студентам "ключи" к расшифровке оригинальных философ­ских текстов. Вниманию студентов предлагаются списки персоналий и терминов, знание которых необходимо для эффективной работы на семинаре. По каждой из тем обозначены наиболее под­ходящие словари и энциклопедические издания, позволяющие в кратком, но содержательном виде ознакомиться с необходимо информацией. Источники, предложенные студентам к семинарским занятиям доступны студентам в сети Интернет. Это позволяет сэкономить время студентов на поиск необходимой литературы.

Ход обсуждения источников на семинарских занятиях определяется вопросами, которые в количестве 5-6 поставле­ны к каждому электронному тексту. Эти же вопросы служат в качестве вопросов к промежуточной проверке на контрольной работе. Особенности построения курса не предполагают длительных монологических выступлений или докладов студентов. При наличии основного отвечающего по определенному источнику мак­симальное количество студентов участвует в обсуждении заранее известных вопросов и тех про­блем, которые являются почвой для корректного ответа на них. Это позволяет сохранить в течение семестра постоянную вовлеченность большинства студентов в аудиторную и самостоятельную работу по курсу «Эстетика».

 

Методические указания студентам

Форма проведения семинарских занятий варьируется в зависимости от задач конкретного раздела. Как показывает практика, наиболее продуктивной формой семинарских занятий на философском отделении является аудиторное чтение- комментирование первоисточников (на базе предварительного самостоятельного знакомства с текстами), что обеспечивает не только знакомство с текстом, но и воспроизведение историко-культурного и философского контекста.

Предметом семинарских занятий становятся наиболее репрезентативные для каждого раздела тексты. Эта форма семинарских занятий способствует развитию навыков самостоятельной исследовательской работы и обеспечивает гармоничную взаимосвязь в изучении родственных философских дисциплин. Комментированию текстов отводится около 40 % практических занятий. Для этой формы семинаров обозначенные в планах вопросы носят ориентировочный характер. Аудиторная работа над текстом, как правило, выявляет дополнительные вопросы для обсуждения, фиксирует интересные или сложные для понимания фрагменты. Список текстов, предназначенных для аудиторного чтения может претерпевать небольшие изменения в зависимости от предшествующей подготовки студентов. Эта форма работы ставит перед собой цель научить студентов навыкам глубинного погружения в текст, восприятию различного типа дискурсов, умению выявлять эстетическую проблематику в различных контекстах.

Занятие начинается, как правило, с прояснения реакции студентов на предложенное произведение, фиксации сложных для понимания мест, вопросов, которые возникли в ходе домашней подготовки. Затем определенная последовательность шагов приводит к обнаружению и уяснению тех моментов работы, которые являются магистральными для изучаемого курса.

Семинары-обсуждения студенческих докладов предполагают углубленное знакомство конкретного студента с заявленной проблематикой (как правило, эта проблематика коррелирует с темой его научной работы), что позволяет в сжатые сроки проанализировать широкий спектр идей и проблем. Форма доклада требует предъявления и обоснования студентом продуманной авторской позиции и, как правило, сопровождается выступлением содокладчика или оппонента, который должен спровоцировать дискуссию и выявить возможные альтернативные подходы. Выступление содокладчика базируется на прочтении альтернативной литературы по данной проблематике. Группа готовится к семинару на основе прочтения базовых для данной темы текстов. Сценарий проведения занятия варьируется в зависимости от формы и уровня прочитанного доклада. (Так, в практике преподавания данного курса встречались доклады- диалоги, доклады в стихах, доклады, сопровождаемые визуальным рядом.) Основная задача данного занятия для преподавателя – максимально полное вовлечение аудитории в обсуждение предложенного материала. Зачетные семинары могут проводиться в традиционной форме, но их объем не превышает 15—20 % от общего количества практических занятий.

Традиционная форма используется для подведения итогов в изучении структурных разделов программы. Она нацелена на суммирующее обсуждение заявленной проблематики, фокусирование наиболее значимых моментов изученного материала, установление логических взаимосвязей с другими разделами курса.

Планы семинарских занятий

Эстетика эллинизма.

1. Переходный характер эллинистической эстетики.

2. Эстетика стоицизма.

3. Учение стоиков об искусстве.

4. Трагический характер эстетики скептиков.

5. Эстетика неоплатонизма.

Основная литература:

Гуревич П. С. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118543/)
Золкин А. Л. Эстетика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012. (URL: http://www.biblioclub.ru/book/118559/)
Никитина И. П. Эстетика. Учебное пособие - М.: ЮРАЙТ, 2012 (URL: http://www.biblioclub.ru/book/86138/)

 

Дополнительная литература

Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранний эллинизм. М., 1979.

Поздний эллинизм. М., 1980.

Последние века. т.1,2. М., 1988.

Лосев А. Ф. Диалектика тела у Плотина // Лосев А.Ф. Миф. Число.

Сущность. М., 1993.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.210 (0.011 с.)