Какое основание лежит в основе разделения материализма и идеализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое основание лежит в основе разделения материализма и идеализма.



Какое основание лежит в основе разделения материализма и идеализма?

Идеализм объясняет мир исходя из духа, сознания. Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания.

Согласно материализму, первичной основа мира материя, а идеи вторичны: как результат рассудочной деятельности одного из материальных объектов - человека.Единственная совместимая с реализмом форма познания - опыт.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено.

Перечислите материалистов античности.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит Эфесский (огонь-первоначало),Эмпедокл (считал элементами материи четыре первовещества – землю, воду, воздух и огонь), Анаксагор (был сторонником атомизма и придерживался учения о неразрушимых элементах (атомах), Левкипп и Демокрит (основной принцип философии Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества).

Кого вы отнесете к идеалистам античности?

Сократ, Платон, Аристотель

9. Представители милетской школы (первовещества).

Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.). Учение Фалеса о воде как о вечной, бесконечной, движущейся, вещественной первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они превращаются вновь, уже содержало в себе диалектическое миропонимание. Но материализм Фалеса был еще наивен, и в нем оставалось еще немало мифологических представлений.

Анаксимандр (ок. 10 – после 547 г. до н.э.) первоначалом он полагал первовещество, которое назвал «апейрон», т.е. неопределенное (беспредельное, бесконечное). «…у него (беспредельного) нет начала, но оно само кажется началом остальных вещей. Оно объемлет все и сам правит»1. таким образом, первый в качестве первоначала выступило вещество не в его чувственно воспринимаемой форме., а как не дифференцируемое в своих качествах, как вещество вообще, а природе свойственна стихийная диалектика бесконечного (апейрон).

Анаксимен (ок. 588 – ок. 525 гг. до н.э.), который материальным первоначалом всего сущего считал воздух. Большое значение у Анаксимена приобрела идея о влиянии количественной степени плотности на качества вещей: различные степени разрежения и уплотнения воздуха приводят к возникновению всех разнообразных веществ. Так, разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь ветром, затем – облаками, водой, землей, камнями. Души людей так же родственны воздуху. Управление миром со стороны какой-либо сверхъестественной силы Анаксименом отвергалось.

Проблема первоначала в философии Гераклита.

Первоначалом всего, по мнению Гераклита, является огонь. Огонь сгущается и превращается в воздух, воздух - в воду, вода - в землю (путь вверх), превращение в ином порядке - путь вниз. По его мнению, Земля ранее была огненным шаром, который остыл и превратился в Землю.

Огонь связан с логосом. Гераклита считают одним первым философом, который заметил единство и противоположность одних и тех же явлений.

Основные идеи философов: Демокрита, Сократа, Платона (объективный идеализм), Аристотеля (классификация наук, 4 причины, учение о душе).

Анатомическое учение. Демокрит. Бытие представляет собой неделимую, непроницаемую и однородную материальную частицу. Весь окружающий мир состоит из бесчисленногомн-ва атомов, кот. Держатся в пустоте. Вода, огонь, воздух, земля это различное состояние атомов. Атомы отличаются друг от друга п форме, порядку, расположению и величине. Жизнь это объединение или разъединение атомов. Душа тоже соотношение атомов.

Теория о познании: 1- онтология (атомы); 2- гносеология делится на ощущение и рац. Познание. Исходом начала познания Демокрит считает ощущения.

Сократ отвергает все натурфилософию. Он считает, что философия это учение о том, как следует жить. Главная задача познания – познай самого себя. Отвергает гносеологический и этический релятивизм (т.е. относительность). Считает что истинность сущ. И такой истинной владеет душа.Разработал метод с помощью которого истина м.б. достигнута. В основе этого метода лежит диалог. Процедура познания включает: 1 ирония (обноружение противоречий противника), 2 майевтика (стремление помочь своему собеседнику обрести новые знания) 3 индукция (движ.От частного к общему) 4дефиниция (фиксация полученного знания)

Диалектика Сократа (достижение объективного знания) он отождествляет добродетель сознанию. Знание – источник нравственного совершенства. Философия – путь знания.

Платон (основатель объективного идеализма) Централ. Понятие – идея. Каждому чувственному предмету соответ. Своя идея. Идея всех всех предметов и вещей сущ. Для самих вещей, а люди, постройки, природа – это лишь воплощение идей. Платон считает, что первичен именно мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы.Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно - душа бессмертна. Душа - это «эйдос», сущность человека. Назначение тела - быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из трех частей - разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей.Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее.

Аристотель. Классификация наук: 1 логика 2 теоритич. Философия (первая философия метафизика- область нематериальных начал. Вторая философия- физика – изучение природы. 3 практическая философия 4 творческая философия (эстетика, риторика) Учение Аристотеля о 4 первых причинах: Формальная (форма) 2 Материальная (1ое вещ-во из кот. Образ. Другие) 3 движущаяся (воздействие формы как материи) 4 целевая. Учение о душе: душей обладают растения, животные и человек поэтому душа классифицируется на: растительную, животную, разумную. Ф-и растит. Души – питание, рост, размножение. Ф-и животной – способность чувствовать. Ф-и разума – способность размышлять, мыслить. Человек имеет растительную, животную и разумную душу. Разумная душа вечна. Душа есть форма тела как движущая сила, энтелехия тела.

 

 

12. Особенности средневековой философии (с 5 по 15вв)

Это зависимость от религии.Философия – служанка богословия. Источником всякого бытия яв. Бог. Исходные пункты философского размышления - догматы (мнение, учение, постановление), утверждённые высшими церковными инстанциями положения вероучения, выдаваемые церковью за непреложную истину и не подлежащие критике.). В результате акта своей воли Бог создал мир из ничего – креационизм. Все в мире совершается по воле Бога – провиденциализм.

 

13. Основные этапы средневековой философии (раскрыть суть этапов, представители)

1 апологетика (защита истинности христианского вероучения) и патристика (философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века.Учения, выработанные отцами церкви) (2-8вв) Филон Александрийский, Августин Аврелий, Августин Блаженный

2 ховастика (обычно обозначается философия, преподававшаяся в школах средних веков, соединяющая христианство с логическими рассуждениями) (8-15вв)Представители: Боэций и Фома Аквинский.

 

Понятие универсалии. Назвать основные точки зрения на природу универсалий (раскрыть суть)

Универсалии – это общие понятия.Фома Аквинский признает, что общее не имеет отдельного бытия, что «общих сущностей» нет, и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом Они имеют троякое существование:

-довещей – в уме Бога

- в вещах – сущность

- после вещей – в мышлении человека (поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия)

 

Основная идея позитивизма.

Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Кант попытался обосновать свое учение законами трех стадий развития интеллекта. Первая стадия (теологическая), находясь на которой человек стремится объяснить все явления вмешательством сверхъестественных сил. На второй стадии (метафизической) объяснение явлений мира достигается не путем обращения к Божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первичные сущности, якобы скрывающиеся от того, что мы воспринимаем в опыте. На третьей стадии (позитивной) человечество отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

В чем смысл прагматизма?

Центральная задача прагматизма - опустить абстрактные философские понятия на землю и искать смысл философских проблем в их отношении к человеческой жизни. Именно те философские проблемы значимы, которые имеют прямое отношение к человеческой жизни, поэтому они должны излагаться и рассматриваться в терминах человеческого действия и его успешности.

Человек действует в иррациональном мире. Попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, поэтому к любой концепции, к любому понятию, к любой теории и социальным учениям, а также моральным требованиям следует подходить инструментально, с позиции целесообразности конкретных вещей. Что приносит успех то и истинно - это общее понятие этой теории.

 

Сознание. 4 сферы сознания.

СОЗНАНИЕ -форма отражения объективной действительности в психике человека - высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому.

телесно- перцептивная сфера сознания удовлетворяет потребность в нормальном функционировании собственного тела и во внешних впечатлениях;

эмоционально-аффективная сфера — потребность в любви, душевной укрытости и эмоциональном общении;

логико-понятийная сфера — в достоверном знании, обеспечивающем эффективную практическую и познавательную деятельность;

ценностная — в общезначимых смыслах и идеалах гуманитарного бытия.

Сфера Подсознания. Эта сфера строит физическое тело человека и обеспечивает его жизнедеятельность. Она источник рефлексов и инстинктов человека – копилка всех индивидуальных пристрастий, привычек и наклонностей: всего того, что доведено человеком до автоматизма действия.

Сфера Чувств. Верхний эшелон памяти человека. Она воспринимает и запечатлевает информацию, вызвавшую интерес и произведшую впечатление. Эта сфера развивает психические чувства, с помощью которых индивидуализирует отношение человека к внешним объектам с точки зрения «нравится – не нравится».

Сфера Рассудка. Эта сфера дает возможность человеку анализировать прошедший опыт, сопоставлять его с настоящим, делать выводы и путем моделирования ситуации прогнозировать свои будущие действия. На этом уровне сознания формируется субъективное мнение: мнение на основе собственного миропонимания и индивидуальных особенностей аппарата мышления.

Сфера Сверхсознания. Эта сфера взаимосвязи Разума человека и Божественного наставника. Через эту сферу Наставник передает свое мнение по любой ситуации, по любому, возникшему у человека, вопросу. Через эту сферу происходит объединение двух разумов: материального (человеческого) и духовного (разума Божественного Наставника.

 

 

Какое основание лежит в основе разделения материализма и идеализма?

Идеализм объясняет мир исходя из духа, сознания. Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания.

Согласно материализму, первичной основа мира материя, а идеи вторичны: как результат рассудочной деятельности одного из материальных объектов - человека.Единственная совместимая с реализмом форма познания - опыт.

Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.02 с.)