Материализм, его исторические формы. Философский и научные смысл понятия «материя» и его эволюция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материализм, его исторические формы. Философский и научные смысл понятия «материя» и его эволюция.



В древней философии в основе определения материи лежало понятие материала (первоматерии), из которой «вылеплены» все вещи.

В античной философии [1] первые попытки определить такое понятие осуществлялись путем отождествления материи с водой (Фалес) или воздухом (Анаксимен). Анаксимандр понял, что нельзя ни одно из существующих веществ принять за материю как таковую. Он перенес бытие бесконечного первовещества в бесконечное прошлое, выделив гипотетическое логически первоначальное вещество (апейрон) с единственным качеством – быть веществом. Гераклит избрал первовеществом огонь и как материал, м как силу, источник непрерывного изменения. Диалектическая натурфилософия Гераклита была одной из первых форм решения проблемы единства материи и как материал и как источника движения. Демокрит решал трудности проблемы единства материи и движения следующим образом. Существуют 2 вида материи - атомы и пустота. Атомы – материал тел, пустота – пространство движения тел. При помощи атомистической гипотезы объясняется возможность построения бесконечно многообразных сочетаний из первоначальных однокачественнных элементов. Однако решение Демокрита раскрывало лишь возможность предметного многообразия, составленного из неделимых, тождественных атомов. Вопрос о действительном превращении вещей, о динамическом стимуле, двигателе этих бесчисленных сочетаний оставался открытым. Самопроизвольное движение Эпикура, хотя и включало активность в характеристику атома, но не могло объяснить качественное богатство образов, видов вещей, вылепленных из единого материала. Согласно Аристотелю, материя – это всеобщая возможность предметного многообразия. Действительность вещного многообразия, его стимул и цель – это форма, как самодавлеющее активное начало. Иными словами, идеальный образ, проект вещи оказался целевым импульсом, конечной причиной движения, превращения, становления вещей в их конкретности и неповторимости. Глине оказался необходим гончар-демиург, Бог. Сформулированный Аристотелем дуализм материи как пассивного, страдающего начала и духа как начала активности, творчества надолго определили решение проблемы материи в философии. Эпикуреизм был последней в античной философии системой последовательного материализма. В срелние века аристотелевский дуалистическая концепция, преобразованная согласно монотеистическим религиозным учениям христианства и мусульманства, заняла господствующее положение.

В механистическом материализме Нового времени в основе определения материилежит уже не понятие материала, а понятие основных, первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных предметов. В субстанциональный, материальный фундамент входит ряд механических свойств:

- протяженность

- непроницаемость

- фигура

- тяжесть

Эти свойства не есть для механического материализма 17 века умозрительные допущения, но определяются строго геометрически и физически. Однако остается проблема, что является субстратом, носителем этих всеобщих веществ. Чаще всего таким носителем признаются неделимые атомы.

Декарт в своей теории субстанций снимает вопрос о носителе первичных свойств, отождествляя материю с единственным ее свойством – протяженностью. «Природа материи, т.е тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно – вещь твердая, весомая, окрашенная или каким-либо иным образом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что оно есть – субстанция протяженная в длину, ширину и глубину» [Избранные произведения, М., 1950, с 446].

И для античных материалистов, и для механицистов поиски материального субстрата всех конкретных предметов характеризуется 3-мя общими чертами:

1. Материя противостоит отдельным вещам, как нечто неизменное – изменчивому.

2. В основе определения лежит критерий объективности: первичны и определяют материю те свойства и признаки, которые лежат вне нас, существуют независимо от нас.

3. Материальная субстанция обнаруживается путем нахождения общего первовещества или общего первопризнака, одинакового для всех отдельных материальных предметов.

В результате такого выделения материальной основы внутри каждого предмета он распадается на 2 половины (материя и форма, первичные и вторичные качества); но эти выделенные анализом половины уже не могут объяснить единый конкретный предмет. Все философы механицисты 16-17 веков ставили перед собой неразрешимую проблему – дать определение объективной основы материальных предметов вне отношения к сознанию, путем отсечения первичных свойств которые существуют в предмете якобы скрыто, от вторичных качеств, воспринимаемых в наших ощущениях. У всех сенсуалистических материалистов 16-17 веков материя сводится к совокупности свойств, объект этих свойств растворяется в предикатах.

В философии Бруно и далее Спинозы выступает новое определение материи. Как субстанция материя – это мир в целом (по отношению к отдельному предмету), т.е. материя равна природе. Спиноза вообще избегает понятия материя предпочитая понятие субстанция. Понимание Спинозы было важнейшим этапом в осмыслении категории материи. В концепции Бруно-Спинозы возникает следующая антиномия. Все вещи определены к действию внешней причиной, и только природа как целое – причина самой себя. Лишь в познании своей бесконечной природы, в познании себя, как части целого, вещь может обрести свободу. Движение низводится до степени бесконечного модуса; единичные особенности оказываются конечными модусами субстанции.

Для Дидро как и в последующем для Фейербаха. Становится вполне ясным, что коль скоро нельзя все свойства материи свести к механическим, а все формы движения к – механическому движению, значит понятие материи – абстрактная категория, отвлекающая от всех материальных предметов их всеобщие свойства и качества или всеобщие особенности законов их развития. Встает вопрос: что первично – единство мысли или материальное единство предметов?

Признание материи за всеобщее начало вещей, за нечто субстанционально-общее в вещах – это лишь одна сторона определения материи. Абсолютизировать эту сторону означает отождествить абстрактное понятие о материи с самой материальной действительностью. Все эти трудности нельзя было разрешить, не соединив объективно-диалектические и теоретико-познавательные определения материи.

Объективным содержанием философского понятия материи является не общий признак существования вне сознания, а сложный противоречивый процесс определения сознания бытием в ходе практической деятельности человека. сознание противопоставляется материи:

1. как существующей вне нас

2. действующей на нас, т.е. как следствие – причине

3. как понятия, образ – отражаемому, предмету отражения.

В понятие материи как предмета определения (познания), как предпосылки, витающей перед умственным взором включается вся постоянно меняющаяся и развивающаяся картина мира.

Философское понятие материи указывает прежде всего на такой атрибут материальных предметов, их материального существования, как действительность. Материальное бытие вещей – это действительное бытие в единстве сущности и существования. В отличие от идеального, отраженного существования этих предметов в нашем сознании.

Материя [2] – это "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). Материя — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание материи органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности материи по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи

В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность материи, но только во вполне определённом смысле: в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел. Именно материя, а не сознание или воображаемый божеств, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности материи эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама материя существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм материи не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств материи. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы М. "„Сущность” вещей или „субстанция”, — писал В. И. Ленин, — тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня — дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна..." (там же, с. 277). Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни материи "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (там же, т. 29, с. 227).

Всеобщими формами бытия материи являются пространство и время, которые не существуют вне материи, как не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно - временными свойствами. Универсальное свойство материи — детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Взаимодействие приводит к взаимному изменению тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение, проявляющееся во всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы — абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления, через посредство которого материя как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему собственному целенаправленному изменению. Универсальные свойства материи проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: законе единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей современной наукой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.011 с.)