Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы развития и диалектика бытия. Проблема прогресса. Диалектика и синергетика. Современные концепции самоорганизации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов" (Ленин В. И., "Философские тетради", М., 1947, с. 237). Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира. Закон перехода количественных изменений в качественные Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений. Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового. Закон отрицания отрицания Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным. Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним. Возникновение проблемы нравственности истории. Античная философия: идеи регресса и цикличности (Гесиод, Платон, Аристотель, Сенека, Полибий). Провиденциализм христианской философии. Эсхатология. Проблема периодизации истории и возникновение идеи прогресса. Дж. Вико и его учение о круговороте трех эпох. Идея нравственного регресса (Руссо). Критика Руссо и рождение идеи прогресса (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Человеческий разум как источник прогресса. Десять эпох Кондорсе. Идея неравенства эпох и поколений в истории и превращение идеи прогресса в идола, требующего человеческих жертв. Идея прямолинейности прогресса. Идея прогресса в немецкой классической философии. Критика Гегелем пренебрежения к прошлому прогрессистов и морализма их оппонентов. Божественный разум как источник прогресса. Уравнивание эпох. Идеяскачка и ступенчатости прогресса. География прогресса: четыре эпохи мирового духа – восточный мир, греческий мир, римский мир, германский мир. Идея прогресса в марксизме. Три периодизации истории одного К. Маркса как процесс осмысления проблемы: а) периодизация по формам собственности; б) периодизация по способу производства (учение о пяти формациях); в) периодизация по диалектической триаде. Проблема цены прогресса. Развитие как единство прогресса и регресса. Перерастание идеи ступенчатого прогресса в идею развития по спирали. Прогресс как момент развития. Закон органического прогресса К.М. Бэра и проблема его применимости к обществу. Анализ проблемы Н.К.Михайловским и дискуссия по проблемекритерия прогресса. Ленин о критерии общественного прогресса. Проблема критерия прогресса в конце ХХ века. Возобновление гуманистической критики идеи прогресса в связи с революциями начала ХХ века (Бердяев). Проблема смысла истории. Глобальные проблемы конца ХХ века и критика идеи прогресса. Проблемаконфликтов и войн. Заговор, бунт, путч, переворот, революция. Прогресс как изменение системы. Идея прогресса и целеполагание. Общественные идеалы и прогресс. Будущее человечества как предмет исследования и прогнозирования. Диалектическая логика, начиная с античности, как раз и является той частью философии, которая систематизирует исторически изменяющийся категориальный состав мышления (см. учение о категориях Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса). Система категорий диалектики задает, таким образом, парадигму мышления конкретной эпохи и оказывает существенное влияние на формирование философской и научной картины мира. Содержательная разработка категорий диалектики по мере развития науки все больше опиралась на ее достижения, и в этом, в частности, проявлялась научность философии. Особенно значительная роль в этом процессе принадлежала классическому естествознанию. Парадигму классической науки можно представить в виде следующих положений: 1) природа подчиняется объективным законам; 2) законы имеют механический характер; 3) система разложима на элементы, допускающие их количественное описание; 4) существует необходимая однозначная причинная связь явлений; 5) возможно выделение из множества взаимодействий основного взаимодействия и рассмотрение его в чистом виде при отвлечении от всех других как не существенных в данном отношении; 6) уравнения движения обратимы относительно знака времени; 7) наблюдение не вносит возмущений в наблюдаемый объект, поэтому знание имеет объективный характер и может быть сколь угодно точным. Можно было бы сформулировать еще несколько положений, однако ограничимся приведенным перечнем. Сравнивая данные положения с принципами диалектики, можно заметить близость, если не сказать – тождество, некоторых из них. За исключением второго и шестого остальные положения парадигмы классической науки совпадают с соответствующими положениями материалистической диалектики XIX в. В связи с научной революцией на рубеже XIX–XX вв. и формированием неклассической науки сменилась и парадигма науки, что привело к развитию диалектики, к уточнению многих ее категорий и принципов (причинность, необходимость, относительность, целостность и др.). Возникновение кибернетики и системного подхода также внесло коррективы в категориальный состав диалектики (система, организация, информация, неопределенность и др.). Особое значение в науке конца ХХ в. приобретает новое междисциплинарное направление – синергетика, основоположником которого является Г. Хакен. В отличие от классической динамики, описывающей поведение линейных систем, характеризующееся тем, что малым изменениям управляющих параметров соответствуют малые изменения в поведении системы, в природе, истории и технике существуют сложные системы, в поведении которых обнаруживается парадоксальное явление: в ответ на плавное изменение внешних условий возникают резкие качественные изменения, причем выбор одного из возможных направлений эволюции системы не находится в причинной зависимости от величины изменения начальных условий. Эта особенность поведения системы наблюдается в неравновесных состояниях. Описание подобных систем и является предметом синергетики. Таким образом, если классическая наука основное внимание уделяла устойчивости, равновесию, однородности и порядку, изучала, главным образом, замкнутые системы и линейные отношения, то современная наука делает объектом изучения открытые неравновесные системы и нелинейные отношения. Для описания таких систем вырабатывается новый категориальный аппарат: аттрактор, флуктуация, положительная обратная связь, необратимость, диссипативная структура, бифуркация, хаос, порядок и др. Современная наука формирует новый образ природы, в корне отличающийся от предшествующего. Согласно классической термодинамике, возрастание энтропии мира неизбежно ведет его от упорядоченного состояния к деградации, хаосу. Современная наука, опираясь на исследование неравновесных процессов, говорит о возможности рождения порядка из хаоса. «Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.011 с.) |