Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истина, ложь, заблуждение в их соотношении. Прагматизм, конвенционализм, скептицизм, фаллибилизм в трактовке истины. Мистицизм в познании.

Поиск

Познание — движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

Противоположности, в которых движется познание:

истина - ложь

знание - заблуждение

известное - неизвестное

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина – соответствие наших мыслей объективной реальности. Знание – мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.

Кроме указанных элементов познания существуют еще теневые категории: незнание, заблуждение, ложь.

Соотношение истины и знания таково: истина — цель познания; знание — результат познания.

Истина — то, что ищут.

Знание — то, что получают.

Предположение, гипотеза — то, что лежит на полпути между незнанием и знанием.

Истина — это знание в возможности, знание как цель.

Знание — это действительность истины, истина как результат.

Как только мы устанавливаем истину, она тут же становится знанием. Истина, перешедшая в знание, уже не истина. В знании она умирает, как в действительности умирает перешедшая в нее, реализовавшаяся возможность.

Знание и заблуждение

Знание — мысль, соответствующая действительности, истинная мысль. Противоположностью знания является заблуждение.

Заблуждение — представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это — незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Предрассудок — заблуждение, принимаемое без рассуждения, до всякого рассуждения, на веру.

Истина и ложь

Иногда истину сопоставляют с заблуждением. Это неверно. Противоположностью истины является ложь, истинного — ложное.

Истина — соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь — несоответствие наших мыслей объективной реальности. Еще Платон писал: "...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе — лжет".

Движение к истине состоит, по крайней мере, из двух этапов: поиска и установления истины.

Поиск истины начинается обычно с вопроса "что есть истина?" Этот вопрос возникает тогда, когда человек сопоставляет разные мнения-представления об одном и том же или начинает сомневаться в истинности того или иного мнения-представления.

Установление истины — акт перехода от незнания к знанию, в частном случае, от заблуждения к знанию. В последнем случае говорят о прозрении.

Прагматизм — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

Высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаем» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем.

Конвенционализм — философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными. Они должны быть внутренне непротиворечивы и соответствовать данным наблюдения, но не имеет смысла требовать от них, чтобы они отражали истинное устройство мира. Следовательно, все непротиворечивые научные (а также философские) теории в равной степени приемлемы и ни одна из них не может быть признана абсолютно истинной.

Скептицизм — филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов (напр., Бога, самого себя, ценностей, мира в целом, причинности и т.п.), не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами (напр., с помощью рассуждения, вывода, прямого наблюдения и т.д.). С. может относиться к методу получения знания и утверждать, что каждая гипотеза должна подвергаться никогда не завершающимся проверкам; что все методы получения знания не дают несомненных результатов; что знание во всех или в определенных областях опирается на недоказуемые предположения и т.д.

Фаллибилизм — направление постпозитивизма, согласно которому любое научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию.

Понятие «фаллибилизм» было разработано Чарльзом Сандерсом Пирсом, который утверждал, что в любой данный момент времени наше знание о реальности носит частичный и предположительный характер, есть точка в континууме недостоверности и неопределенности.

Мистицизм — религиозно-теологическая концепция, согласно которой высший тип познания — это интуитивное, непосредственное усмотрение скрытой, таинственной сущности мироздания, природных и социальных явлений. В этом смысле М. присущ всем религиям, поскольку они утверждают существование иного, сверхъестественного мира и существ, обнаруживающих себя в непостижимых для человеческого ума чудесах и знамениях. Разумеется, в каждом конкретном случае М. принимает особую форму. В более узком (собственном) смысле под М. понимают опыт прямого личностного общения с Божеством (Абсолютом) и совокупность психотехнических приемов, позволяющих достигать экстатического ощущения единства с ним. В утверждении возможности непосредственного, т.е. не требующего никаких посредников единения с Богом, и состоит суть М. Отсюда и его огромное историко-культурное значение.

Творчество как объект философского осмысления. Проблематика соотношения рационального и иррационального в творческой деятельности. Интуиция как способ постижения истины, условия ее формирования.

Творчество

Разум существует во взаимодействии с объектами находящимися в сознании. Любые объекты, существующие для разума в сознании (ощущения, представления, образы, понятия), обозначим наиболее общим понятием форма. Процесс создания новой формы, обычно называют творческим процессом или творчеством, а людей, чей разум создает такие формы, творческими людьми. К ним относятся, и ученые, и философы, и люди искусства. Впрочем, разница между ученым, философом и человеком искусства, сводится лишь к используемым ими средствам для обозначения создаваемой формы. По своей сути, формула, графический чертеж, ноты, краски, слова, всего лишь разные средства, разные языки, посредством которых созданная форма запоминается в собственной памяти и передается другим людям. Отличие творчества одного человека, от творчества другого, только в сложности создаваемой формы в результате творческого процесса. Чем более сложная созданная форма, тем более творческий человек, тем более совершенен его разум. Тело человека, не является предметом рассмотрения в данной работе, поэтому употребляя слово человек, будем иметь в виду только его разум.

Процесс творчества можно разделить на два этапа, этап рациональной работы разума и этап иррациональной работы разума.

Рассмотрим процесс творчества разума на рациональном этапе. Этот процесс происходит во взаимодействии разума с теми формами, которые находится в данный момент в сознании, и этот процесс есть бытие разума. Процесс рассмотрим на примере. Допустим, я создал в своем сознании ранее никому не известный образ стула и обозначил его словом "стул", затем речью (словами) и чертежом (тоже речь выраженная графикой) довел до другого человека свое понятие стула. То есть, мой разум в процессе бытия создал в сознании понятие стула, а передав это понятие другому человеку, сделал его общим для нас обоих. Мой разум вместе с разумом другого человека стал иметь общий (одинаковый) кусочек бытия, с общими понятиями о стуле, времени и пространстве. При этом сам этот стул создан и существует только в наших сознаниях. Потом мы начинаем из нечто, что ощущаем и представляем в образе дерева, создавать физически деревянный стул. Что-то пилить, что-то соединять, и в результате полученное новое нечто, по нашему общему мнению, будет совпадать с ранее созданным в наших сознаниях понятием стул. Вот этот процесс физического создания стула, и есть "физическая реальность" или быт. Другими словами, в результате наших телодвижений, из нечто (праха земного), мы создали новое нечто, которое для наших разумов имеет образ стула и обозначено словом стул.

С позиции другого человека, созданная моим разумом новая форма стула субъективна, но сам процесс создания новой формы, происходящий в моем сознании, когда там присутствуют известные формы в качестве объекта, для моего разума, являются реальными или объективными, а созданное понятие, существующим в настоящем времени. Запомнив созданное понятие в памяти, разум сделал его для себя прошлым, а передав посредством речи другому человеку, сделал это понятие настоящим уже для него. До момента передачи созданного понятия другому человеку, пока созданное разумом понятие находится в моем сознании или в памяти, это понятие для другого человека является будущим. Другими словами, разум создает для другого человека будущее, а для себя прошлое, но делает это в настоящем.

Отметим, что для другого человека, созданное моим разумом понятие стул стало существовать с момента, когда я высказал ему слово стул. То есть для него существование стула и последующая его физическая реализация, началось с моего слова. Возможно, именно об этом говорится в Ветхом завете - "вначале было слово".

Иррациональный этап творчества начинается за границей сознания, отделяющей существующие формы от ничто, или бытие от небытия. Иначе говоря, чтобы начать творить разум должен начать движение к ничто, сдвинуть существующую границу в сознании, вытеснить из сознания все рациональное, все существующие формы, прийти в непосредственное соприкосновение с ничто. Разуму абсолютно по силам познать ничто, поскольку познавать нечего. Разум представляет, что такое ничто, но именно потому, что это ничто, разуму представлять нечего. Абсурд в гармонии с логикой. Человеческий разум творит, и именно потому, что в ничто представлять нечего. То есть разум может представить все, что захочет. Ничто, это все. Чем более совершенен разум, тем более сложные формы он способен творить.

Разум свободен в творчестве, поскольку свобода в ничто, это свобода от чего-либо. Разум свободен в ничто, потому что нет ничего, что ограничивало бы его свободу, нет никакой необходимости. Свобода разума в ничто или духе, абсолютна. Абсолютная свобода, это абсолютное отсутствие необходимости, но поскольку нет ничего, что могло бы помешать реализации этой свободы, то абсолютная свобода есть абсолютная необходимость. И снова абсурдная логика.

Отметим важный момент. Мгновение движения (действия) разума в направлении ничто, перед слиянием разума с ничто, есть толчок разума в ничто. Разум передает свою энергию движения в ничто. Причем, чем более сложный вопрос, тем большая область ничто должна охватываться формой создаваемой разумом, тем более сильный должен быть толчок, и тем больше кинетической энергии преобразуется в потенциальную энергию ничто. Иначе говоря, чем более сложная создаваемая форма в процессе творчества или чем более совершенен разум, тем быстрее скорость мышления и тем более сильный толчок разума будет в ничто в следующем процессе творчества. По мере роста совершенства разума, растет мощность передаваемой энергии в ничто.

Интуиция (позднелат. созерцание, от лат. intueor — пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.

В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Рене Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция...».

Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.

Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «...безоговорочно несомненное, ясное, как солнце... только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «...сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).

Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.166 (0.01 с.)