Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от уровня экономического развития

Поиск

развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);

индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);

постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются и в непроизводственной сфере, и в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

демократические государства;

авторитарные государства;

Тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы выделяют «Авторитаризм» как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы правления государства

Монархия, то есть власть одного лица;

Республика:

Олигархия, то есть власть немногих лиц;

Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.

Джамахирия.

В зависимости от господствующей идеологии государства

идеологизированные;

деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

8. Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.

Сущность творчества.

Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового:

– к новому знанию в случае познания-открытия

– к новому благу в случае изобретения

– к новой красоте, эстетике в случае художественной деятельности

– к новым достижениям в спорте.

Выделяют три аспекта творчества:

1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.

2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.

3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека — гуманистический аспект.

Основные элементы всякого творчества: вдохновение и труд.

Вдохновение — настрой на творчество, творческое горение.

С другой стороны, одного расположения души к творчеству мало. Творчество имеет много общего с игрой. Можно даже сказать: в основе всякого творчества лежит игровая деятельность. Однако творчество нельзя изображать только как игру. Оно, во-первых, так же серьезно, целенаправленно, как и труд. Творческий труд — необходимый элемент творческого процесса.

Во-вторых, во всяком творчестве присутствует то, что характерно для отдыха — некоторая бесцельность, рассредоточенность, расслабленность, наслаждение. Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а органически связывает их, включая их в себя. Труд и отдых в творчестве не перемежаются, а опосредствует друг друга. В самом существе творческого труда лежит вдохновение.

Талант и гений

Творческий человек проходит такой путь формирования и развития своих способностей:

задаток → способность → талант → гений

Задаток — возможность появления той или иной способности. Он, как правило, генетически предопределен.

Способность — психо-физиологическое средство деятельности. Творческая способность — способность открывать или созидать что-то новое, нужное людям.

Дар — случайная составляющая способности, таланта, гения, то что дается человеку в силу стечения обстоятельств. Дар — подарок судьбы, “от бога”. Дар — то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а получил готовым от своих родителей, учителей, в силу случайного стечения обстоятельств.

Призвание — расположение к творчеству.

Талант — просто творческая способность.

Гений — высшая творческая способность

Таланты — творческие эволюционеры, субъекты творческой эволюции. Они бывают разной степени: большей или меньшей (просто талант — большой талант). И разных видов (по качеству).

Гении — творческий революционер; он создает не просто новое, а небывалое, чего не было ни в каком виде.

Методы диагностики творческих способностей личности.

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

· как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)

· насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)

· насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

1. Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.

2. Гибкость (разнообразие ответов).

3. Оригинальность (редкость идей).

4. Разработанность идей (детализация).

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

· внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)

· разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)

· гибкость (отказ от стандартной точки зрения)

· оригинальность (отказ от шаблона)

· вариативность (способность перегруппирования идей и связей)

· конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)

· абстрактность (умение синтезировать)

· гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)

· независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)

открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

9. Основания типологизации культуры. Типы культуры.

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или - вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.

 

Понимание многообразия культур появляется уже в древности, в мифологии. Противопоставление своей культуры чужой характерно для древних греков и римлян. При этом, строго говоря, под цивилизацией и культурой они понимали только свою, все остальные – варвары, т.е. не владеющие этими языками образованности и культуры. Накопление материала для типологии культур началось в рамках исторической науки. Описание истории первоначально дается как смена событий, следующих друг за другом, или смена царств, или смена династий. Уже в древности возникли два разных ощущения истории и культуры – вечного повторения, цикличности истории и ее поступательного движения. Впервые вопрос о собственном содержании периодов истории и культуры ставится в эпоху Возрождения - в сочинениях итальянских гуманистов. Они рассматривают историю и культуру как результат деятельности самих людей и выстраивают ее в схему уже собственно культурологической типологии: античность – средние века – возрождение античных идеалов, новое время. Эта схема была воспринята и развита в эпоху Просвещения, когда одной из центральных в понимании истории и культуры становится идея прогресса. Особое место среди них принадлежит Дж.Вико. Во-первых, он впервые дает целостное и систематическое изложение культурной истории человечества. Во-вторых, он стремится выявить законы ее развития. И наконец, он характеризует каждую эпоху как некую целостность. Культура понимается им как последовательная смена эпох, определенные циклы, «круговорот» культур: «Век Богов», «Век Героев», «Век Человека». Каждая культура, говорит Вико, проходит три стадии развития: детство, юность и зрелость. Дж. Вико – сторонник циклической модели развития человеческой истории и культуры. И.Г.Гердер выделяет идею особых и целостных культурных миров. Им впервые была отчетливо высказана идея национальных культур. Главным средством формирования культур Гердер называл язык. Национальная культура, по Гердеру, разделяется на «ученую» с ведущей ролью науки, искусства, образования и «народную», где главенствует религия. Религию он рассматривает в качестве первоэлемента любой культуры. Гердер впервые выступает с научной критикой европоцентризма и ставит вопрос о преемственности в развитии культуры. Культура, по его мнению, возникла в Азии. Свидетельствами древности азиатских культур он называет язык и письменность. Таким образом, в эпоху Просвещения разрабатывается циклическая модель истории и культуры. Однако у Просветителей она не исключает признания возможностей передачи культурной традиции, более того, они подчеркивают связи идей своей эпохи с предшествующими. Просветители развивают линейную модель времени в концепции прогресса. Просвещение базируется на двух главных идеях – разума и прогресса. В рамках линейной модели существуют два варианта исторического процесса. Первый состоит в принятии за точку отсчета некоторого идеального состояния человечества как начала его развития и одновременно движения к упадку, после которого наступает или крах, или возвращение к идеальному состоянию. Второй - в отнесении этого «золотого века» в будущее, ближайшее будущее благодаря прогрессу человечества в различных областях. Ж.А.Кондорсе разрабатывает проект исторической таблицы прогресса человеческого разума, в которую он помещает десять периодов истории, рассматриваемых опять же с точки зрения прогресса. Таким образом, в эпоху Просвещения сложились и циклическая модель развития культуры, и линейная. Впрочем, они не особо противоречили друг другу, поскольку исходили из общих оснований – идеи прогресса и разума. Влияние идей просветителей: «Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются: • первобытная культура; • античная культура; • средневековая культура • культура эпохи Возрождения; • культура Нового времени • современная культура». Конечно, сегодня типология культуры строится на гораздо более обширном материале, но исходное выделение этих исторических этапов идет от просветителей. Родилась она на почве европейской культуры. В конце 19 века появляется теория культурно-исторических типов, которая исходит из признания многообразия культур и локального характера каждой из них. Эта теория разрабатывалась Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.А.Сорокиным. Первым с этой идеей выступил в 1871 году Н.Я.Данилевский. Культурно-исторические типы он определяет как самостоятельные, своеобразные планы «религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». Перечисление их в хронологическом порядке выглядит следующим образом: - египетский, - китайский, - ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, - индийский, -иранский, - еврейский, - греческий, - римский, - ново-семитический, или аравийский, - германо-романский, или европейский. К ним Данилевский добавляет два американских типа, преждевременно остановленных в развитии – мексиканский и перуанский. Среди культурно-исторических типов он выделяет уединенные (Китай и Индия) и преемственные (все остальные). Он называет также народы, сыгравшие скорее отрицательную, разрушительную роль в истории человечества (гунны, монголы, турки) и так называемый этнографический материал, т.е. народы, по разным причинам не сыгравшие никакой роли. Особое внимание он уделяет самому молодому, формирующемуся типу – славянскому, за которым он видит большое будущее. Н.Я.Данилевский называет основания для выделения тех или иных культурно-исторических типов. Это различное сочетание четырех основных видов деятельности: - деятельность религиозная; - деятельность культурная (теоретическое – научное, эстетическое – художественное и техническое – промышленное отношение к миру) - деятельность политическая, - деятельность общественно-экономическая. На этой основе Данилевский выделяет несколько категорий культур: первичные, одноосновные, двуосновный тип, четырехосновный (универсальный) тип – в зависимости от того, какие виды деятельности получили в них развитие. К первичным он относит культуры египетскую, вавилонскую, иранскую, китайскую, индийскую. Три цивилизации (Иудея, Древняя Греция и Рим) он определяет как одноосновные, имевшие в основании своей цивилизации один из видов деятельности. Следующий тип – германо-романский – в значительной степени является наследником предшествующих, но он реализовал себя лишь в двух видах деятельности - как двуосновный политико-культурный тип. Обращаясь к славянскому типу, Данилевскийн рассматривает его особенности и успехи в каждом из четырех видов деятельности. Вывод: «можем мы питать основательную надежду, что славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтезис всех сторон культурной деятельности…будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом». О.Шпенглер в качестве основания типологии культур называет прасимвол. Он сравнивает культуры с живыми организмами. Культура зарождается, когда пробуждается ее душа, и умирает, когда эта душа культуры исчерпывает себя. Цивилизация – это нисходящий этап. Культуры рождаются, достигают зрелости и умирают. Срок жизни каждой культуры Шпенглер определяет одним тысячелетием. Он называет восемь культурно-исторических типов, великих культур: - египетская, - вавилонская, - индийская, - китайская, - греко-римская, - византийско-арабская, - западноевропейская, - народов май. И еще он одну называет как формирующуюся – русскую культуру. Каждая культура имеет свой прасимвол, основу всех символов культуры. Прасимволом египетской культуры становится дорога, китайской - понятие Дао, русской культуры - бесконечная равнина. Душу античной культуры он определяет как аполлоновскую, ей противостоит фаустовская душа западноевропейской культуры. Ни одна из культур не занимает преимущественного положения, все они – отдельные миры. А.Вебер использует схему исторического процесса, предложенную Шпенглером, но в отличие от него проводит различие между движения общества, цивилизации и культуры. Цивилизации – большие исторические тела: Китай, Индия, античность, западный мир – характеризуются неуклонным развитием сознания. Оно проходит ряд ступеней: первобытное восприятие - тотемное – мифическое – рациональная система постижения мира. Цивилизация целесообразна. Цивилизация носит скорее общечеловеческий характер, можно говорить о цивилизации человечества. Иное дело – культура. Она образует отдельные культурные миры.. Культура надцелесообразна. Все культуры несут характер исключительности, однократности. Основная проблема работ А.Тойнби – динамика цивилизаций. Он отвергает непрерывность истории в ее классической европоцентристской схеме. Тойнби выделяет цивилизации первичные, возникшие из примитивных обществ, вторичные, сформировавшиеся на их основе, и третичные, родившиеся из вторичных. Таким образом, в истории могут возникать последовательности, например: минойская – эллинская – западная; минойская – эллинская – православная. В настоящее время, говорит Тойнби, мы можем видеть существование четырех обществ, помимо Западного мира: - православно-христианское, - исламское общество, - индуистское общество, - дальневосточное общество. А. Тойнби рассматривает цивилизации как динамические образовании эволюционного типа в рамках концепции Вызова-и-Ответа. Цивилизации сталкиваются с двумя видами вызова – с вызовом природной и человеческой среды. Те общества, которые не смогли ответить на этот вызов, поплатились полным вымиранием: «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и в более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию». Стимулы природной среды Тойнби разделяет на стимулы «бесплодной земли» и стимулы «новой земли». Стимулы человеческой среды включают в себя «стимулы удара» и «стимулы постоянного давления». Вызовы природной и человеческой среды могут как стимулировать генезис цивилизации, так и затормозить его – если Вызов превышает некоторый предел, оказывается чрезмерным. Таким образом, Вызов-и-Ответ Тойнби считает всеобщим законом генезиса цивилизаций. Рост цивилизации он рассматривает как «дело рук творческих личностей или творческих меньшинств», Нахождение творческим меньшинством адекватного ответа на вызов обеспечивает поступательное движение цивилизации, но оно не бесконечно. Цивилизации ослабевают, их ресурсы истощаются, и они вступают в фазу надлома. Надлом цивилизации вызван не воздействием внешних сил, но лежит внутри самой цивилизации. Творческое меньшинство вырождается в господствующее меньшинство, озабоченное лишь сохранением своего авторитета и своей власти. За надломом цивилизации следует ее распад. Его сценарии могут различаться: «Существуют "вертикальные" трещины между территориально разделенными общинами и "горизонтальные" – внутри смешанных общин, подразделенных на классы». Главную ответственность за распад цивилизации несет правящее меньшинство, которое превращается в замкнутую группу, не только не участвующую в творческой работе, но и препятствующую новым творческим меньшинствам находить ответы на новые вызовы, совершая, таким образом, «великий отказ». Тойнби не считал гибель цивилизаций неизбежной. Он называет три варианта выхода из кризиса: архаизм, футуризм и преображение. В полемике с О.Шпенглером и А.Тойнби разрабатывал свою концепцию типологии и динамики культуры известный русский и американский мыслитель П.А. Сорокин. П.Сорокин – автор концепции суперсистем культуры, в рамках которой он рассматривает общество и культуру как феномены единой суперсистемы. В культуре он выделяет два аспекта – внутренний, ментальный, включающий в себя смыслы, ценности, значения, иными словами духовное содержание культурных феноменов. Второй – это внешний, выражающий эти смыслы и ценности в осязаемых формах, в предметном мире. Культурные феномены обладают символическим значением, поскольку внешнее, предметное материальное служит способом выражения духовного. В истории существовали и сменяли друг друга три основные суперсистемы, однако это не конкретные культурно-исторические типы или цивилизации, а скорее идеальные модели. Эти три суперсистемы - идеациональный (идеационный) тип, сенситивный (чувственный) и идеалистический. Идеациональный тип основан на религиозных ценностях. В истории культуры этот тип наиболее полно выразил себя в культуре европейского средневековья, брахманизма в Индии, даосской и буддийской культуре, греческой культуре 8 – 6 веков до н.э. Основными средствами постижения мира в этом типе культуры являются откровение, мистический опыт, интуитивное прозрение истины. Второй тип – сенситивный, или чувственный – ориентирован на материальный мир, его ценности связаны с практической пользой, жизненными удовольствиями. Этот тип культуры существовал в эпоху палеолита, во времена Среднего и Нового царства в Древнем Египте, в поздней крито-микенской культуре, в греческой культуре во времена Римской империи и в античной Греции, в искусстве Скифии, в Западной Европе начиная с 15 века. Характерен он и для 20 века. Третий тип – идеалистический – представляет собой смешение первых двух, промежуточный тип. Он может быть гармоническим, таким как «золотой век» античной культуры – 5 - 4 века до н.э., или раннее Возрождение 12- 14 веков.

В немецкой классической философии ярким представителем линейной концепции истории был Гегель. Исторический процесс он представлял как самораскрытие мирового духа, как прогрессивное движение человечества к осознанию свободы. Выделил несколько стадий этого движения: восточные деспотии, где свободен один – монарх, греко-римский мир, где свободны некоторые – граждане, германский мир, пришедший с христианством, где свободны все. Иные мотивы движения истории в рамках линейной схемы обнаружили К.Маркс и Ф.Энгельс, разрабатывавшие метод исторического материализма. В основе истории они видели поступательное развитие производительных сил общества. Первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формация – ступени развития человечества как прогрессивного, революционного процесса. Появление эволюционных идей в науке 2-ой половины 18 -19 веков - в космологии, геологии, биологии – оказало большое влияние на развитие наук о человеке, обществе, культуре. Идеи эволюционизма в гуманитарные науки привнесли А. Бастиан, Дж. Мак-Леннан, О. Конт. Безусловно, огромно значение работ Л. Г. Моргана, который выводил три ступени развития человеческой культуры: дикость, варварство, цивилизацию. Большую известность получила работа Э.Б.Тайлора «Первобытная культура». Он также придерживался идеи прогрессивного поступательного развития культуры. Различия в образе жизни и культурных традициях разных народов он объяснял тем, что они находятся на разных ступенях эволюционного ряда. В начале XX века наивный эволюционизм утратил свои позиции в науке и уступил место сравнительно-историческим исследованиям культур, функционализму, структурно-функциональному анализу и структурной антропологии. Несколько особняком в этом ряду типологий культуры стоит концепция осевого времени К. Ясперса. Он полагал, что человечество имеет единые истоки и общую цель. Ясперс выделяет 4 эпохи в культурной истории человечества: - доисторическую, или прометеевскую, - эпоху древних культур, - осевую, - научно-техническую или вторую прометеевскую эпоху. Особая роль принадлежит осевой эпохе, это духовный процесс, который шел между 800 и 200 гг. до н. э.

10. Методы научного познания.

Методы научного познания

Проблема, гипотеза, теория

Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Таким образом, первая ступень познавательного процесса — определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema — задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения.

Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза -это научно обоснованное предположение, которое требует проверки.

Если гипотеза доказывается большим числом фактов, она становится теорией (от греч. theoria — наблюдение, исследование). Теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория и др.

При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она подтверждается объективными фактами (в том числе новонайденными) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью.

Научные факты

Следует различать объективные и научные факты. Объективный факт — это реально существующий предмет, процесс или состоявшееся событие. Например, фактом является гибель Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841) на дуэли. Научным фактом является знание, которое подтверждено и интерпретировано в рамках общепринятой системы знаний.

Оценки противостоят фактам и отражают значимость предметов или явлений для человека, его одобрительное или неодобрительное отношение к ним. В научных фактах обычно фиксируется объективный мирта- кой, какой он есть, а в оценках отражаются субъективная позиция человека, его интересы, уровень его морального и эстетического сознания.

Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Существуют способы и процедуры, которые позволяют проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную.

Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — это система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Ф. Бэкон называл метод «светильником в руках путника, идущего в темноте».

Методология — более широкое понятие и может быть определена как:

§ совокупность применяемых в какой-либо науке методов;

§ общее учение о методе.

Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.219 (0.015 с.)