Блок 1. Общегуманитарные и социально-экономические. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 1. Общегуманитарные и социально-экономические.



Блок 1. Общегуманитарные и социально-экономические.

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением.

Историческими типами мировоззрения являются:

1) мифология;

2) религия;

3) философия.

 

Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какого-либо народа и т. д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу.

 

Таким образом, миф,

во-первых, объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов и т. д.,

во-вторых, миф выступал как единая, нерасчлененная универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.

В-третьих, главная черта мифа - антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью.

 

В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют собой единое и неразрывное целое (синкретизм), связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания.

 

Миф выполнял многообразные функции. С его помощью:

а) прошлое связывалось с настоящим и будущим;

б) обеспечивалась духовная связь поколений;

в) закреплялась принятая в данном обществе система ценностей;

г) поддерживались и поощрялись определённые формы поведения;

д) оформились коллективные представления того или иного народа об окружающем мире и месте в нём человека.

В процессе развития первобытных форм общественной жизни миф, как основа миропонимания, себя изжил и сошел с исторической сцены.

Однако, не прекратился начатый мифологией поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны рождения и смерти и многое другое т. е., которые составляют основу всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие исторические формы мировоззрения - религия и философия.

В поисках ответов на мировоззренческие вопросы религия и философия избрали разные пути.

 

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - специфическая форма мировоззрения, в которой:

во-первых,понимание мира происходит через его удвоение на посюсторонний, т. е. земной, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный»

во-вторых, в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей – вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие.

Являясь своеобразным, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение, помимо представлений о «небесных» силах, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.

Таким образом, религиозное мировоззрение:

во-первых, развилось из недр мифологии;

во-вторых, как и мифология, в первую очередь, апеллирует к чувствам и эмоциям человека, к глубинным структурам человеческого сознания;

в-третьих, в отличии от мифа, религия не смешивает земное и потустороннее, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса;

в-четвертых, в центр ставит поиск высших ценностей, истинного пути жизни и утверждает «вечную» жизнь после жизни.

 

Основные функции религии.

· мировоззренческая, отвечающая на вопросы: как, когда и почему появилось все сущее, и как в этом проявилась первостепенная роль сверхестественной силы;

· коммуникативная, обеспечивающая определенный тип общения и межличностных связей, способствующая солидаризации и целостности общества.

· регулятивная, устанавливающая соответствующие нормы и правила, регулирующие поведение людей.

· компенсаторная, компенсирующая недостаток информации, внимания, заботы, замещающая отсутствие смысла жизни, перспективы и т. п., т. е. восполняющая неудовлетворенные в обыденной жизни потребности человека.


Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии.

 

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения (философия), представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.

2. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Исторические типы фил-ии:

1. античная

2. средневековая

3. эпохи Возрождения и Просвещения

4. Нового времени

5. Немецкую классическую философию

6. постклассическая философия

Античная философия период с VI в. до н. э. по VI в н. э: ионийская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики).

Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия

* Зарождение средневековой философии - 2-5 вв.

* Период патристики - 3 - 8 вв.

* Период схоластики - 8 - 14 вв.

* Период заката - 15 - 16 вв.: инструмент религиозных споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом), получила официальное признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божественной сущности. Основной задачей философии в это время становится обоснование религиозных догматов, как-то: доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души, оправдание Бога за существование зла в мире и др.

2 периода:

1. патристика (учение отцов церкви), включающую в себя школы гностицизма, манихейства, апологетики, богословское наследие Аврелия Августина

2. схоластика (учение монастырских школ), когда, собственно, философия служила теологии в поиске рациональных путей истинности доказательств Бога и веры через спор об универсалиях (номинализм и реализм). В это же время на Востоке, получает развитие арабская и еврейская философия (Авиценна, Аверроэс и др.).

 

Эпоха Возрождения XV—XVI в: «исследование человеческого» (лат. studia humaniora), в противоположность схоластическому «исследованию божественного», зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие социальные (утопические) теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в государстве (Никколо Макиавелли, Жан Боден).

 

Регионального значения

Местного значения

 

Культурная революция

Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие (или предваряющие) переворот в социально-экономической и политической сферах. В отличие от эволюционных изменений, сохраняющих преемственность культурного развития, культурная революция предполагает радикальную трансформацию самого «ядра» или «кода» культуры данного социума или цивилизации, переустройство ее содержания, ценностей, форм и функций.

В России понятие культурной революции появляется в «Манифесте анархизма» братьев Гординых (май 1917) в форме лозунга «Да здравствует Культурная Революция!». В советский политический язык оно вошло из ленинской статьи «О кооперации» (январь 1923), где культурная революция провозглашается как условие, необходимое и достаточное для того, чтобы Россия, преодолевая свою цивилизационную «отсталость», могла бы стать «вполне социалистической страной»

Внутренняя противоречивость феномена культурной революции, соединяющего в себе созидательное и разрушительное начала (культура, согласно изначальному своему смыслу означающая «возделывание», сопрягается с понятием революции, переворота, ломающего устои прежней духовной жизни общества), породила две тенденции в его истолковании, – условно говоря, негативную и позитивную. Негативное отношение наиболее последовательно представлено в работах Н.А.Бердяева. По его мнению, революционный дух по существу враждебен культуре, т.к. ломает свойственные ей иерархическую преемственность и качественное неравенство, подчиняет ее утилитарным целям (прежде всего политическим). В этом смысле действительно культурным и творческим типом, по Бердяеву, была эпоха Возрождения в отличие от Реформации, которая вела к разрушению религиозно-нравственных и культурных традиций; высоко оценивает он и роль Византии, благодаря которой варвары и скифы обрели связь с греческий культурой. Демократия понижает качественный уровень и творческое начало культуры, а социализм многократно усиливает эту тенденцию.

Подтверждением такой чисто негативной оценки могут служить и попытки теоретиков Пролеткульта (А.А.Богданова, В.О.Плетнева и др.) реализовать свою концепцию «пролетаризации культуры» (против теории и практики «пролеткультовцев» категорически возражали В.И.Ленин, А В.Луначарский и др.), и практика в Китае, начатая в 1966 по специальному постановлению ЦК КПК и проходившая под знаком уничтожения памятников прошлого, террора по отношению к интеллигенции и т.д. (по словам Дэн Сяопина, «практика показала, что «культурная революция» в действительности ни в каком смысле ни революцией, ни прогрессивным общественным движением не была и не могла быть» (цит. по: Барач Д. Дэн Сяопин. М., 1989, с. 213).

В позитивной трактовке культурная революция означает акт и процесс духовного обновления, освобождения от устаревших представлений, стереотипов сознания, и в этом смысле идея ее становится все более популярной на подступах к формирующемуся глобальному миру, по мере осознания того, что человечество нуждается в новом синтезе и новой системе ценностей, чтобы выйти из состояния «общепланетарного кризиса». Широко используемые в современном словаре науки и публицистики понятия «духовная реформация», «революция сознания», «новое мышление» можно рассматривать как модификации понятия культурной революции в его позитивной трактовке.

7. Сущность государства; функции государства и его исторические типы.

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значе­ниях: в узком значении – как институт господства, как носитель го­сударственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватыва­ет и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Основными атрибутами (существенными признаками) государства являются территория, население, публичная власть.

Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это суша, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важнейшим атрибутом государства является наличие отдельной oт общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и его оснащения материально-техническими средствами.

Итак, государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

 

Функции государства

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления деятельности государства, его предназначение.

Внутренние функции

К ним можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образова­тельную, культурно-воспитательную и др.

Экономическая функция заключается в организации, координа­ции, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического рос­та или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономиче­ской стабильности.

Социальная функция государства – забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании кадров управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении по­литической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей его получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

 

Среди внешних функций

следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны.

Обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальная целостность составляют национальную безопасность любого государства.

Национальная безопасность является той категорией политики, которая обозначает способы, средства, формы обеспечения национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений. Выработке политики национальной безопасности предшествует формирование концепции национальных интересов.

 

Исторические типы государства.

Тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы выделяют «Авторитаризм» как один из видов «Тоталитаризма», чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

Талант и гений

Творческий человек проходит такой путь формирования и развития своих способностей:

задаток → способность → талант → гений

Задаток — возможность появления той или иной способности. Он, как правило, генетически предопределен.

Способность — психо-физиологическое средство деятельности. Творческая способность — способность открывать или созидать что-то новое, нужное людям.

Дар — случайная составляющая способности, таланта, гения, то что дается человеку в силу стечения обстоятельств. Дар — подарок судьбы, “от бога”. Дар — то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а получил готовым от своих родителей, учителей, в силу случайного стечения обстоятельств.

Призвание — расположение к творчеству.

Талант — просто творческая способность.

Гений — высшая творческая способность

Таланты — творческие эволюционеры, субъекты творческой эволюции. Они бывают разной степени: большей или меньшей (просто талант — большой талант). И разных видов (по качеству).

Гении — творческий революционер; он создает не просто новое, а небывалое, чего не было ни в каком виде.

Методы диагностики творческих способностей личности.

Джой Гилфорд был одним из первых, кто интерпретировал сущность творческого мышления как синтез оригинальности, новизны и гибкости предлагаемых идей. Последующие теории творческого мышления были по сути копиями и вариациями на тему размышлений Гилфорда. Поэтому первые диагностические методики определения уровня развития творческих способностей строились по следующим критериям:

· как быстро и легко творческие способности будут проявляться при выполнении конкретного задания (здесь важно количество идей, ответов или вариантов решения задачи за определённый промежуток времени)

· насколько гибки ответы (число переключений с одного вида объектов на другие)

· насколько оригинальны ответы (частота определённого ответа в однородной группе).

Лёгким способом проверить свои творческие способности стал тест Элиса Пола Торренса. Он представляет собой три части, каждая из которых характеризует вербальное, изобразительное и звуковое творчество. Тест проводится на протяжении обозначенного времени, а оценка его результатов происходит в соответствии со следующими критериями:

1. Беглость (скорость) – число ответов за определённый промежуток времени.

2. Гибкость (разнообразие ответов).

3. Оригинальность (редкость идей).

4. Разработанность идей (детализация).

Результаты всевозможных научных исследований позволили выделить общие показатели, на которые можно полагаться при оценке уровня развития творческих способностей:

· внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)

· разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)

· гибкость (отказ от стандартной точки зрения)

· оригинальность (отказ от шаблона)

· вариативность (способность перегруппирования идей и связей)

· конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)

· абстрактность (умение синтезировать)

· гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)

· независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)

открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).

9. Основания типологизации культуры. Типы культуры.

Критериев, или оснований, типологии культур может быть много, например: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или - вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.

Отраслями культуры следует называть такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого.

Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Особого разговора требуют духовная и материальная культуры. Их нельзя отнести к отраслям, формам, типам или видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все четыре классификационных признака. Духовную и материальную культуру правильнее считать комбинированными, или комплексными, образованиями, стоящими в стороне от общей концептуальной схемы.

Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной - физическая культура.

 

Понимание многообразия культур появляется уже в древности, в мифологии. Противопоставление своей культуры чужой характерно для древних греков и римлян. При этом, строго говоря, под цивилизацией и культурой они понимали только свою, все остальные – варвары, т.е. не владеющие этими языками образованности и культуры. Накопление материала для типологии культур началось в рамках исторической науки. Описание истории первоначально дается как смена событий, следующих друг за другом, или смена царств, или смена династий. Уже в древности возникли два разных ощущения истории и культуры – вечного повторения, цикличности истории и ее поступательного движения. Впервые вопрос о собственном содержании периодов истории и культуры ставится в эпоху Возрождения - в сочинениях итальянских гуманистов. Они рассматривают историю и культуру как результат деятельности самих людей и выстраивают ее в схему уже собственно культурологической типологии: античность – средние века – возрождение античных идеалов, новое время. Эта схема была воспринята и развита в эпоху Просвещения, когда одной из центральных в понимании истории и культуры становится идея прогресса. Особое место среди них принадлежит Дж.Вико. Во-первых, он впервые дает целостное и систематическое изложение культурной истории человечества. Во-вторых, он стремится выявить законы ее развития. И наконец, он характеризует каждую эпоху как некую целостность. Культура понимается им как последовательная смена эпох, определенные циклы, «круговорот» культур: «Век Богов», «Век Героев», «Век Человека». Каждая культура, говорит Вико, проходит три стадии развития: детство, юность и зрелость. Дж. Вико – сторонник циклической модели развития человеческой истории и культуры. И.Г.Гердер выделяет идею особых и целостных культурных миров. Им впервые была отчетливо высказана идея национальных культур. Главным средством формирования культур Гердер называл язык. Национальная культура, по Гердеру, разделяется на «ученую» с ведущей ролью науки, искусства, образования и «народную», где главенствует религия. Религию он рассматривает в качестве первоэлемента любой культуры. Гердер впервые выступает с научной критикой европоцентризма и ставит вопрос о преемственности в развитии культуры. Культура, по его мнению, возникла в Азии. Свидетельствами древности азиатских культур он называет язык и письменность. Таким образом, в эпоху Просвещения разрабатывается циклическая модель истории и культуры. Однако у Просветителей она не исключает признания возможностей передачи культурной традиции, более того, они подчеркивают связи идей своей эпохи с предшествующими. Просветители развивают линейную модель времени в концепции прогресса. Просвещение базируется на двух главных идеях – разума и прогресса. В рамках линейной модели существуют два варианта исторического процесса. Первый состоит в принятии за точку отсчета некоторого идеального состояния человечества как начала его развития и одновременно движения к упадку, после которого наступает или крах, или возвращение к идеальному состоянию. Второй - в отнесении этого «золотого века» в будущее, ближайшее будущее благодаря прогрессу человечества в различных областях. Ж.А.Кондорсе разрабатывает проект исторической таблицы прогресса человеческого разума, в которую он помещает десять периодов истории, рассматриваемых опять же с точки зрения прогресса. Таким образом, в эпоху Просвещения сложились и циклическая модель развития культуры, и линейная. Впрочем, они не особо противоречили друг другу, поскольку исходили из общих оснований – идеи прогресса и разума. Влияние идей просветителей: «Соответственно, в качестве основных исторических типов культуры традиционно рассматриваются: • первобытная культура; • античная культура; • средневековая культура • культура эпохи Возрождения; • культура Нового времени • современная культура». Конечно, сегодня типология культуры строится на гораздо более обширном материале, но исходное выделение этих исторических этапов идет от просветителей. Родилась она на почве европейской культуры. В конце 19 века появляется теория культурно-исторических типов, которая исходит из признания многообразия культур и локального характера каждой из них. Эта теория разрабатывалась Н.Я.Данилевским, О.Шпенглером, А.Тойнби, П.А.Сорокиным. Первым с этой идеей выступил в 1871 году Н.Я.Данилевский. Культурно-исторические типы он определяет как самостоятельные, своеобразные планы «религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». Перечисление их в хронологическом порядке выглядит следующим образом: - египетский, - китайский, - ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический, - индийский, -иранский, - еврейский, - греческий, - римский, - ново-семитический, или аравийский, - германо-романский, или европейский. К ним Данилевский добавляет два американских типа, преждевременно остановленных в развитии – мексиканский и перуанский. Среди культурно-исторических типов он выделяет уединенные (Китай и Индия) и преемственные (все остальные). Он называет также народы, сыгравшие скорее отрицательную, разрушительную роль в истории человечества (гунны, монголы, турки) и так называемый этнографический материал, т.е. народы, по разным причинам не сыгравшие никакой роли. Особое внимание он уделяет самому молодому, формирующемуся типу – славянскому, за которым он видит большое будущее. Н.Я.Данилевский называет основания для выделения тех или иных культурно-исторических типов. Это различное сочетание четырех основных видов деятельности: - деятельность религиозная; - деятельность культурная (теоретическое – научное, эстетическое – художественное и техническое – промышленное отношение к миру) - деятельность политическая, - деятельность общественно-экономическая. На этой основе Данилевский выделяет несколько категорий культур: первичные, одноосновные, двуосновный тип, четырехосновный (универсальный) тип – в зависимости от того, какие виды деятельности получили в них развитие. К первичным он относит культуры египетскую, вавилонскую, иранскую, китайскую, индийскую. Три цивилизации (Иудея, Древняя Греция и Рим) он определяет как одноосновные, имевшие в основании своей цивилизации один из видов деятельности. Следующий тип – германо-романский – в значительной степени является наследником предшествующих, но он реализовал себя лишь в двух видах деятельности - как двуосновный политико-культурный тип. Обращаясь к славянскому типу, Данилевскийн рассматривает его особенности и успехи в каждом из четырех видов деятельности. Вывод: «можем мы питать основательную надежду, что славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтезис всех сторон культурной деятельности…будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом». О.Шпенглер в качестве основания типологии культур называет прасимвол. Он сравнивает культуры с живыми организмами. Культура зарождается, когда пробуждается ее душа, и умирает, когда эта душа культуры исчерпывает себя. Цивилизация – это нисходящий этап. Культуры рождаются, достигают зрелости и умирают. Срок жизни каждой культуры Шпенглер определяет одним тысячелетием. Он называет восемь культурно-исторических типов, великих культур: - египетская, - вавилонская, - индийская, - китайская, - греко-римская, - византийско-арабская, - западноевропейская, - народов май. И еще он одну называет как формирующуюся – русскую культуру. Каждая культура имеет свой прасимвол, основу всех символов культуры. Прасимволом египетской культуры становится дорога, китайской - понятие Дао, русской культуры - бесконечная равнина. Душу античной культуры он определяет как аполлоновскую, ей противостоит фаустовская душа западноевропейской культуры. Ни одна из культур не занимает преимущественного положения, все они – отдельные миры. А.Вебер использует схему исторического процесса, предложенную Шпенглером, но в отличие от него проводит различие между движения общества, цивилизации и культуры. Цивилизации – большие исторические тела: Китай, Индия, античность, западный мир – характеризуются неуклонным развитием сознания. Оно проходит ряд ступеней: первобытное восприятие - тотемное – мифическое – рациональная система постижения мира. Цивилизация целесообразна. Цивилизация носит скорее общечеловеческий характер, можно говорить о цивилизации человечества. Иное дело – культура. Она образует отдельные культурные миры.. Культура надцелесообразна. Все культуры несут характер исключительности, однократности. Основная проблема работ А.Тойнби – динамика цивилизаций. Он отвергает непрерывность истории в ее классической европоцентристской схеме. Тойнби выделяет цивилизации первичные, возникшие из примитивных обществ, вторичные, сформировавшиеся на их основе, и третичные, родившиеся из вторичных. Таким образом, в истории могут возникать последовательности, например: минойская – эллинская – западная; минойская – эллинская – православная. В настоящее время, говорит Тойнби, мы можем видеть существование четырех обществ, помимо Западного мира: - православно-христианское, - исламское общество, - индуистское общество, - дальневосточное общество. А. Тойнби рассматривает цивилизации как динамические образовании эволюционного типа в рамках концепции Вызова-и-Ответа. Цивилизации сталкиваются с двумя видами вызова – с вызовом природной и человеческой среды. Те общества, которые не смогли ответить на этот вызов, поплатились полным вымиранием: «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и в более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию». Стимулы природной среды Тойнби разделяет на стимулы «бесплодной земли» и стимулы «новой земли». Стимулы человеческой среды включают в себя «стимулы удара» и «стимулы постоянного давления». Вызовы природной и человеческой среды могут как стимулировать генезис цивилизации, так и затормозить его – если Вызов превышает некоторый предел, оказывается чрезмерным. Таким образом, Вызов-и-Ответ Тойнби считает всеобщим законом генезиса цивилизаций. Рост цивилизации он рассматривает как «дело рук творческих личностей или творческих меньшинств», Нахождение творческим меньшинством адекватного ответа на вызов обеспечивает поступательное движение цивилизации, но оно не бесконечно. Цивилизации ослабевают, их ресурсы истощаются, и они вступают в фазу надлома. Надлом цивилизации вызван не воздействием внешних сил, но лежит внутри самой цивилизации. Творческое меньшинство вырождается в господствующее меньшинство, озабоченное лишь сохранением своего авторитета и своей власти. За надломом цивилизации следует ее распад. Его сценарии могут различаться: «Существуют "вертикальные" трещины между территориально разделенными общинами и "горизонтальные" – внутри смешанных общин, подразделенных на классы». Главную ответственность за распад цивилизации несет правящее меньшинство, которое превращается в замкнутую группу, не только не участвующую в творческой работе, но и препятствующую новым творческим меньшинствам находить ответы на новые вызовы, совершая, таким образом, «великий отказ». Тойнби не считал гибель цивилизаций неизбежной. Он называет три варианта выхода из кризиса: архаизм, футуризм и преображение. В полемике с О.Шпенглером и А.Тойнби разрабатывал свою концепцию типологии и динамики культуры известный русский и американский мыс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.94.171 (0.069 с.)