Взаимосвязь сфер общественной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь сфер общественной жизни



Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания.

 

20. Понятие собственности. Структура отношений присвоения. Собственность и формы предпринимательской деятельности в современной РФ. Понятие малого бизнеса.

Собственность – это совокупность материальных и нематериальных благ (объектов), судьбу которых имеет право определять только их собственник (субъект).

Основными функциями субъекта присвоения являются владение, распоряжение, пользование.

Владение — первичная форма собственности, характеризующая как реальную принадлежность объекта определенному субъекту, так и юридическое право на обладание объектом собственности.

Распоряжение —Собственник-распорядитель имеет право поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым способом.

Пользование (использование) означает применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя.

Артель -признается добровольное объединение граждан, образованное для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности.

Хозяйственные товарищества (ТОО) создаются в форме полного товарищества или товарищества на вере

Общества с ограниченной ответственностью (ООО) – организации, созданные по соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности и получения дохода.

Акционерным обществом (АО) - признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая общественно полезные цели.

Коммерческие организации могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Ассоциация (союз)— одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и/или граждан с сохранением права последних вступать в другие объединения.

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

 

21. Роль конкуренции в рыночной экономике. Типы и формы конкуренции.

Определяющая роль конкуренции в рыночной экономике была обобщена А.Смитом в его принципе «невидимой руки», согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка. Зависимость доходов товаропроизводителя от степени удовлетворения интересов потребителя заставляет соперничать его с другими товаропроизводителями за ограниченный платежеспособный спрос. Совокупность производителей, как будто движимая "невидимой рукой", активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес. «Конкуренция создает положение, при котором производиться будет, во-первых, все, что хоть кто-нибудь умеет производить, во-вторых, все будет производиться теми, кто может делать это, по крайней мере, столь же дешево, как и еще кто-то; и, в-третьих, все будет продаваться по цене более низкой, какую в принципе мог бы назначить некто, на самом деле данного товара не продающий».

 

Существует несколько трактовок конкуренции.

 

Конкуренция (от лат. concurrencia - сталкиваться) – отношения соперничества за более эффективное использование ресурсов.

 

Конкуренция – борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных сегментах рынка.

 

Конкуренция – противовес индивидуализму в рыночной экономике.

 

Субъектами конкуренции являются фирмы, объектом – ограниченный платежеспособный спрос, методами – цена, качество товара, реклама, сервисное обслуживание, изменение в ассортименте, новые технологии.

 

Конкуренция зависит от множества факторов: соперничество усиливается от увеличения числа конкурентов, от медленного роста спроса, от применения новых методов конкуренции и т.д.

 

Конкуренция играет основополагающее значение для эволюционного развития рыночной экономики. Ее влияние можно рассмотреть при анализе функций конкуренции:

 

• Сопоставительная: конкуренция является универсальным инструментом сравнения эффективности затрат различных фирм по производству одного и того же товара.

Фирмы, у которых индивидуальные издержки больше рыночных цен, становятся банкротами, у которых издержки меньше рыночных цен, получают прибыль. Если издержки равны цене, возмещают только затраты ресурсов, поэтому им нужно искать новые технологии

 

• Функция регулирования: чтобы устоять в конкурентной борьбе, производитель должен предлагать товары, предпочитаемые потребителем. Т.е., ресурсы направляются под влиянием цен в те отрасли, где в них наибольшая потребность.

 

• Функция мотивации: фирмы, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или с меньшими издержками, получают прибыль; фирмы, не способные обеспечить высокое качество и низкий уровень издержек, терпят убытки и уходят с рынка.

 

• Функция контроля: конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждой фирмы. Потребитель может выбирать среди разных продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 

• Инновационная: чтобы победить в конкурентной борьбе, необходимо осуществлять инновации, что позволяет создать более качественные и разнообразные товары.

 

• Оптимизационная: конкуренция обеспечивает реализацию интересов потребителя (получение максимума полезности) и производителя (максимизация прибыли), т.е. на рынке формируется состояние социального оптимума.

 

Анализируя роль конкуренции, необходимо учитывать и ее негативную роль:

 

- конкуренция способствует усилению стихийности в рыночной экономике и нестабильности

 

- в результате конкуренции эффективные фирмы увеличивают свое влияние в отрасли на основе концентрации и централизации ресурсов и создания на этой основе монополии

 

Роль конкуренции в современной рыночной экономике становится еще значительнее из-за тенденции к повышению доли малых и средних фирм (их доля в развитых странах – 70-80%), антимонопольной политики правительства.

 

Виды конкуренции:

 

совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

 

несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).

 

Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение) =>

монополия, степень монопольной власти увеличивается.

 

Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

 

22. Происхождение, сущность и функции денег.

Самое простое, но ненаучное определение денег: «Деньги – это все то, что обычно принимается в обмен на товары и услуги».

 

Существует две концепции возникновения денег.

Рационалистическая объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми. (От Аристотеля до 18 века имела много сторонников. Сейчас сторонники – П.Самуэльсон, Дж.Гелбрэйт).

Эволюционная объясняет происхождение денег как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства.

Исторически из общей массы товаров выделился один товар, так называемый всеобщий эквивалент, который наиболее охотно принимается в обмен на все остальное.

 

Для современной экономической науки характерен подход, согласно которому сущность денег выводится из их функций. Так, английский экономист Дж. Хикс говорит, что «деньги – это то, что используется как деньги».

 

 

Функции денег:

 

1. Мера стоимости – это выражение способности денег соизмерять стоимость всех товаров. Изначально для выполнения этой функции деньги как особый товар должны были обладать собственной стоимостью. Исторически эту функцию стало выполнять золото.

 

Согласно марксистской теории, стоимость товаров, выраженная в денежной форме, называется его ценой. Поскольку цена – это форма выражения стоимости, в цене как таковой заложена постоянная возможность отклонения от стоимости.

 

Для выражения стоимости товаров нет необходимости иметь наличные деньги. Выражение стоимости в деньгах носит идеальный характер, так как эту функцию выполняют мысленно представляемые «идеальные деньги». (На острове Яп роль денег выполняли каменные валуны, которые стояли на месте, но меняли своих владельцев. Однажды шторм унес в море самый большой из камней. Но люди не перестали им рассчитываться).

 

2. Процесс товарного обращения порождает потребность в деньгах как средстве обращения. Деньги выступают посредниками обмена товаров: Т – Д – Т.

 

В качестве форм денег, связанных с функцией денег как средства обращения, выступают бумажные деньги. Это представители золота, замещающие его в обращении. Бумажные деньги не имеют собственной стоимости, они являются знаками золота, вводятся государственной властью, которая придает им принудительный курс.

 

Бумажные деньги будут обращаться по стоимости замещаемых ими золотых денег в том случае, если их выпущено столько, сколько необходимо золотых денег. Если выпуск бумажных превышает потребность товарооборота в золотых деньгах, то они обесцениваются. Имеет место рост цен. Все это характеризует инфляцию.

 

Деньги – это абсолютно ликвидное средство обмена. (Ликвидны – это значит быстро реализуемы). Наиболее ликвидное средство – это то, которое проще всего истратить. Расположены в порядке убывания ликвидности: бумажные деньги, бессрочные вклады, акции, автомобиль, недвижимость …

 

3. Функция средства накопления. Раздвоение кругооборота Т – Д – Т на два самостоятельных акта (Т – Д и Д – Т) создает возможность и необходимость накопления денег. В процессе обращения товаров у товаропроизводителя возникает стремление удержать у себя результат продажи товаров Т – Д -, способный перевоплотиться в любое время в любого представителя товарного мира.

 

4. Функция средства платежа. С развитием товарного производства и обращения возникают отношения, при которых происходит продажа товаров в кредит. Причиной их являются различные сроки изготовления и реализации товаров.

 

Из функции денег как средства платежа возникают кредитные деньги – векселя, банкноты, чеки.

 

Простейшим видом кредитных денег является вексель - письменное долговое обязательство строго установленной формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право по истечении срока требовать с должника обозначенную денежную сумму. Вексель обращается в товарном обороте и выполняет роль денег.

 

Банкнота (банковский билет) появляется в результате замены частных векселей векселями банков. Банкнота есть не что иное как вексель на банкира, по которому предъявитель во всякое время может получить деньги, и которым банкир замещает частные векселя.

 

5. Выполнение рассмотренных функций денег в экономическом обо-

 

роте между различными странами делает их мировыми деньгами.

 

В современных условиях с деньгами, какими они были еще 100 лет назад произошла эволюция. Коренным образом изменилась их суть. В настоящее время это не золото и даже не его представители, а кредитно-бумажные деньги.Стоимость денег не основывается уже на строго определенном количестве драгметаллов, она определяется скорее количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги на рынке.

 

Золото и в современных условиях не утратило способности выполнять функцию меры стоимости, ибо оно не потеряло своих свойств. Но произошли важные перемены в товарных отношениях, что привело к утрате золотом возможности служить мерой стоимости.

 

В процессе обмена возникает потребность не в том, чтобы определить, какая именно стоимость заключена в том или ином товаре, а в том, чтобы выяснить, во сколько раз она больше или меньше стоимости, заключенной в товаре, предложенном для обмена.

 

Значит, функцией денег в конечном счете является соизмерение стоимостей, а функция меры стоимости – лишь частное проявление на определенной стадии развития производственных отношений.

 

Для соизмерения стоимостей не требуется обязательно использовать стоимость какого- либо реально существующего в вещной форме товара.

 

Товарное обращение осуществляется с целью обмена в конечном счете товара на товар, а не на деньги. Поэтому важно, чтобы обращающиеся деньги представляли стоимость, эквивалентную стоимости оцениваемых товаров, но не обязательно сами обладали таковой. Именно это и позволило заменить золото простыми бумажными знаками.

 

В условиях высокоразвитой товарной формы процесс ценообразования полностью отрывается от своей золотой основы и осуществляется на основе кредитных денег, не имеющих собственной внутренней стоимости. Этот процесс связан с отменой обратимости бумажных денег в золото.

 

Как известно, возникновение в свое время бумажных денег, как представителей золота, таило в себе опасность инфляции, особенно во время войн. Специфика военной продукции в том, что она в процессе использования не получает взамен денежного эквивалента. Для оплаты труда оружейников деньги приходилось печатать без золотого обеспечения. И если при локальных войнах средневековья это не имело катастрофических последствий для денежного обращения государства, то Первая мировая война уже смогла подорвать основы денежных систем многих государств. Во время Первой мировой войны золото окончательно исчезло из обращения. Это было первым этапом демонетизации золота. В то же время в обращении уже ходили деньги совершенно другой природы – векселя, банкноты, чеки – кредитные деньги, которые обеспечивались не золотом, а материальными ценностями или товарной массой. Они и вышли на арену после Первой мировой войны.

 

После Второй мировой войны начался второй этап демонетизации золота, характеризующийся ликвидацией всякой связи бумажных денег с официальным золотым запасом. Курс бумажных денег в настоящее время не зависит в решающей степени от золотого запаса государства.

 

Вытеснение золота кредитными деньгами получило свое дальнейшее развитие в сравнительно новом явлении - процессе устранения из оборота значительной части носителей денежных функций (банкнот, чеков, и т.п.) путем использования кредитных карточек. Наличные деньги в настоящее время все больше становятся функционально ненужными.

 

23. Механизм установления рыночного равновесия через взаимодействие спроса и предложения.

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага.

При взаимодействии спроса и предложения на рынке возможны следующие ситуации:

1) Ситуация неудовлетворенного спроса (избыток – дефицит)

Qd > Qs дефицит = Qd - Qs (цена повышается)

2) Избыточное предложение (перепроизводство)

Qd < Qs перепроизводство = Qs – Qd (цена понижается)

Рыночное равновесие по Маршаллу.

Qd = Qs справедливо в долгосрочном периоде.

 

В краткосрочном периоде условием рыночного равновесия является pd = ps.

 

Рыночное равновесие называют устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния в действие вступают рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво.

Чтобы проверить, соответствует ли ситуация, представленная на рис. 4.7, устойчивому равновесию, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 - Q1. По поводу того, что произойдет вслед за этим, существуют две версии: Л. Вальраса и А. Маршалла.

 

Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей они начнут снижать цену. По мере уменьшения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения сокращаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0,Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.

По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), фирмы получат прибыль, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис. 4.7 представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка - продавцы. Согласно А.Маршаллу, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Однако два рассмотренных варианта диагностики устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и отрицательного кривой спроса. Когда положения этих кривых не соответствуют «нормальным», оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и Маршаллу не совпадают. Четыре варианта таких состояний показаны на рис. 4.8.

Ситуации, представленные на рис. 4.8, а, в, могут возникнуть в условиях растущего эффекта масштаба, когда производители могут снижать цену предложения по мере увеличения выпуска. Положительный наклон кривой спроса в ситуациях показанных на рис. 4.8, б, г, может отражать парадокс Гиффена или эффект сноба.

По Вальрасу отраслевое равновесие, представленное на рис. 4.8, а, является неустойчивым. Если цена поднимется до P1, то на рынке возникнет дефицит: QD > QS. В таких условиях конкуренция покупателей вызовет дальнейшее повышение цены. Если цена опустится до P0, то предложение превысит спрос, что по Вальрасу должно привести к дальнейшему понижению цены. По Маршаллу сочетание P*,Q* на рис. 4.8, а представляет устойчивое равновесие. При меньшем, чем Q*, предложении цена спроса окажется выше цены предложения, а это стимулирует увеличение выпуска. В случае превышения Q* цена спроса станет ниже цены предложения, поэтому оно уменьшится.

В варианте, представленном на рис. 4.8, б, равновесие в точке P*,Q* по Вальрасу тоже не устойчиво, а по Маршаллу устойчиво по тем же причинам, которые были приведены для рис. 4.8, а.

Когда кривые спроса и предложения расположены так, как показано на рис. 4.8, в, по логике Вальраса равновесие в точке P*,Q* устойчиво, поскольку при P1 > Р* возникает избыток, а при P0 < Р* - дефицит. По логике Маршалла варианты отражают неустойчивое равновесие. Так как при Q < Q* цена предложения оказывается выше цены спроса, предложение будет уменьшаться, а в случае Q > Q* - наоборот.

Расхождения взглядов Л. Вальраса и А. Маршалла при описании механизма функционирования рынка вызваны тем, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а, по мнению второго, цены недостаточно гибки и при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на них, чем цены. Интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу - несовершенной конкуренции в коротком периоде.

 

24. Затраты и результаты деятельности предприятия. Основные виды затрат

Затраты – средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии и отражающиеся в балансе как активы предприятия, способные в будущем приносить доход.

Издержки – представляют собой затраты живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции, работ, услуг.

Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются:

1) денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;

2) целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);

3) определенным периодом времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Отметим еще одно важное свойство затрат: если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то затраты превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Результаты работы предприятия оцениваются системой экономических показателей, таких как объем валовой и товарной продукции, количество реализованной продукции, прибыль. Наиболее обобщающим показателем является финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта – прибыль. Прибыль представляет собой сумму превышения доходов предприятия над связанными с ними расходы.

Прибыль представляет собой итог деятельности предприятия, который зависит от уровня конкурентоспособности продукции, величины себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов. Величина прибыли складывается под воздействием многих факторов и отражает практически все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Основой для определения прибыли в соответствии с НП(С)БУ №3 является классификация видов деятельности предприятия. Наиболее общим понятием является обычная деятельность предприятия, которая включает в себя основную деятельность и операции, которые ее обеспечивают или возникают в результате ее проведения.

Основная деятельность состоит из операционной, инвестиционной, финансовой и прочей деятельности. Операционная деятельность – основная деятельность предприятия, а также другие виды деятельности, которые не являются инвестиционной или финансовой деятельностью

Соответственно затратам, представляющим собой отток средств, связанных с предпринимательской деятельностью, в управленческом учете различают приток денежных, имущественных и других платеж­ных средств в результате этой деятельности. Он характеризуется поня­тиями прихода (поступления) платежных средств, дохода от предпри­нимательской деятельности, выручки от продаж, добавленной стои­мости.

Под приходом средств понимается их поступление в наличной де­нежной или безналичной формах, когда предприятие выступает в ка­честве ремитента (получателя) платежа. Если поставленные товары или предоставленные потребителям услуги оплачиваются не сразу, воз­никает дебиторская задолженность покупателей. Совокупность посту­пивших в отчетном периоде платежных средств и дебиторской задол­женности по отгруженной (отпущенной) продукции и потребленным услугам является выручкой.

К доходам, кроме выручки от продажи продукции и товаров, по­ступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, относят платежи за временное владение и использование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллекту­альной собственности, от участия в уставных капиталах других орга­низаций и т.п.

 

Основные виды затрат:

  • Заработная плата

Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.

  • Сырье и материалы

Предмет труда, претерпевший незначительное воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки / Вещество или смесь веществ, из которых изготавливается продукция, которые способствуют процессу труда, либо придают изготовленной продукции определенные свойства.

  • Амортизация

Процесс переноса по частям стоимости основных средств и нематериальных по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции.

  • Услуги сторонних организаций
  • Налоги и другие обязательные выплаты

Прочее

25. Себестоимость и калькуляция. Понятие рентабельности производства.

Себестоимость показывает во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство.

Цель предпринимательской деятельности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность - относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

3. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

4. Определение оптимальных размеров предприятия;

5. Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат,входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам (статьям):

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Таким образом, поэлементный анализ себестоимости показывает, каковы конкретно расходы на производство продукции, независимо от их места и непосредственного назначения.

Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели можно объединить в следующие группы:

- показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;

- показатели, рассчитанные на основе производственных активов;

- показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.107 с.)