Западная философия с XX в. до настоящего времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Западная философия с XX в. до настоящего времени



Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в., их отражение в философской мысли. Направления философии, связанные с защитой и обновлением классических философских традиций (неотомизм, неокантианство, неопозитивизм и др.).

Отношение к разуму и науке в философии XX в. Рационализм и иррационализм. Учение о бессознательном З.Фрейда. Учение К.Юнга о коллективном бессознательном и его роль в объяснении социальных феноменов XX в. Понятие архетипа. Основные положения индивидуальной психологии А.Адлера, учение о комплексе власти. Фрейдомарксизм.

Феноменология и ее влияние на философию XX века. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология. Человек в условиях отчуждения, социальных кризисов и «пограничных ситуаций». Существование человека и его сущность. Бытие человека и бытие мира. Свобода и ответственность. Проблема жизни и смерти (С.Кьеркегор, М.Шелер, М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю, К.Ясперс). «Интеграционный гуманизм» Ж.Маритена. Религиозная философская система П.Тейяра де Шардена. Культ научно-технического разума и его противники. Сциентизм и антисциентизм. Особенности информационного общества (Д.Белл, А.Тоффлер). Технократизм и его критика. Технократические и антитехнократические утопии (О.Хаксли, Аж.Оруэлл).

Русская философия XIX-XX вв. Традиции и особенности русской философии. Практически-нравственная ориентация русской философии. Историософия П.Чаадаева. Философско-исторические концепции славянофилов и западников. Философские взгляды русских революционных демократов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Анархизм М. Бакунина. Религиозная философия в России конца XIX - нач. XX вв. В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Ф.М.Достоевский, П.А.Флоренский и др. Смысл философии всеединства. Идея богочеловечества. Истоки возникновения русского космизма. Н.Ф.Федоров, Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский. Русский космизм как учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях. Роль отечественной философии в развитии культуры и современное значение.

 

3. Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры

 

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие единого целого — человеческого сознания: интеллект, эмоции, воля, внимание, память. Сознание человека не сводится к интеллектуальному отражению мира и эмоциональному переживанию отраженного. Функционирование сознания заключается также в регулировании деятельности индивида, направленной на активное преобразование действительности. В целенаправленных действиях человека проявляется его воля — сторона психической деятельности, получающая свое выражение в осознанных поступках. Направленность психических процессов, как познавательных, так и эмоционально-волевых, выражается во внимании. Сознание человека также невозможно представить без памяти — способности сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии.

В рамках психоаналитического подхода (З. Фрейд) в XX в. в душевной жизни человека была зафиксирована особая бессознательная сфера, некий бездонный резервуар переживаний, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее поведение. В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, доминирующие в культуре, социальные императивы и запреты); «Я» (сознание); «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) постулировала в индивидуальной психике наличие архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира историческими предками человека. Социально-критическая стратегия в развитии постклассической философии (марксизм, неомарксизм, постмарксизм), вслед за немецкой классической философией выделив в духовной реальности наряду с индивидуальным сознанием надындивидуальную сферу, поставила вопрос о их социокультурной детерминации.

В конце XX в. в философии рождаются новые подходы к структурированию сознания, базирующиеся на данных когнитивных наук. Компьютерные исследования (computer science) через инженерную лингвистику, информатику, теорию искусственного интеллекта позволяют выделить в качестве основных компонентов сознания такие феномены, как когнитивная схема, когнитивная карта, фрейм и др.

Когнитивная (от лат. cognitio — знание) карта — это ориентировочная схема близкого окружения, включающая в себя непосредственную координацию человеческого «Я» со средой вне его. Информация, содержащаяся в когнитивной карте, отбирается в соответствии с определенными когнитивными схемами, т. е. некими форматами, вне которых информация, им не соответствующая, игнорируется и остается неиспользованной. Фрейм представляет собой набор объединенных временными и причинными связями понятий, задающий способ восприятия стереотипной ситуации, в которой оказывается человек.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная. Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

 

4. Сущность и функции культуры. Парадигмы исследования культуры.

Функции культуры:

1. Коммуникативная. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное опосредованное общение с людьми, их создавшими. Средством общения выступает прежде всего язык.

2. Знаковая – способность давать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культурой выработан запас значений, имен, знаков. Наука, искусство, философия – особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным и близким человеку.

3. Защитная. Специфические культурные, закрепленные традицией формы разрядки – это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника нереальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение, радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффективно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами.

4. Информационная. Исторический обмен, передача социального опыта. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, социальной наследственности, помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать «памятью» человечества.

5. Познавательная, гносеологическая. Аккумуляция родового опыта – схватывая все сферы общественного сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

6. Ценностная.

7. Гуманистическая.

8. Нормативная, она выступает как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

Наиболее широкое из существующих пониманий культуры заключается в ее оппозиции природе. Именно такое понимание закрепилось в философии: «Продукты природы – то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и представлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ними ценности»

Парадигмы:

1. Эволюционистская парадигма становится доминирующей со второй половины XIX – начала XX в. Основной идеей теории эволюционистов (Л.Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тэйлор, Дж. Фрезер) является единство человеческого рода. Предметом культурологии в данный период является культура вообще, основное внимание фиксируется на ее постоянных устойчивых элементах, существующих в различных культурах. Эволюционизм уделял большое внимание определению и сохранению «классических форм» культуры, их унификации, «музеефикации» различных культурных феноменов. В работах этого периода собран и систематизирован значительный материал по культурам различных народов, результатам полевых экспедиций.

2. Предметом плюралистической парадигмы (конец XIX–XX в.) становится не абстрактное представление о культуре человечества, а исследование конкретных культур. В этот период появляется термин «иная культура», статус которого определяется в зависимости от того, насколько она «отлична» от других, имеет иную структуру или закономерности функционирования. Разрушилось представление о «монолитной культуре человечества», роли объединяющих традиций. Таким образом, представители данной научной парадигмы исходили из идеи принципиальной множественности и многообразия культур.

3. В антропологической концепции, центральным понятием выступает «социокультурное поведение» человека, которое Э. Сепир [8, с. 595] определяет как «упорядоченное множество таких сторон индивидуального поведения, которые связаны с культурными нормами, встроенными каждая в свой контекст». Каждый индивид в процессе взаимодействия с окружающим его миром приобретает, начиная с рождения и в дальнейшем на протяжении всей жизни, определенные привычки, которые социально обусловлены и передаются от поколения к поколению посредством научения. Отличительной чертой всех концепций культурно-антропологического направления является то, что все они ориентированы на изучение повседневной жизни сравнительно небольших групп и сообществ людей. Основу их культуры составляют определенные нормы и правила, которые регулируют все стороны их жизнедеятельности.

4. Сторонники когнитивного подхода (В. Гудинаф, А. Кребер, С. Осгуд) рассматривают культуру как сумму ментальных структур, которыми обладает человек. Согласно когнитивной концепции, культура не является материальным объектом, она не состоит из вещей, людей, поведения или эмоций. Культура, скорее, является организацией этих вещей. В этом смысле все, что люди говорят и делают, их социальные условия и все происходящие события является продуктом их культуры.

5. Психологическая концепция основывается на взаимосвязи культуры с психологией поведения людей и видит в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. учетом ее исторических, этнических, регионально-национальных и других признаков. Опыт культуротворчества и восприятия культуры составляет основу предметной области психологии культуры. Психология является не только всеобщим и необходимым аспектом культуры, ее возможности используются для конкретизации познавательных, коммуникативных, ценностных, нравственных, эстетических и других аспектов культуры.

6. В социологической концепции культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей. Г. Хофстеде [18] считает, что культура «определяет социальный аспект человеческой личности с точки зрения усвоенного и приобретенного поведения. Культура динамична, равно как и личность, принявшая данную культуру, и обе они меняются под влиянием обстоятельства и времени».

Согласно исторической концепции, культура рассматривается как продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Например, К. Уолтон [19] определяет культуру как «результат совместной жизнедеятельности, основными составляющими культуры являются очерченная группа людей и определенная история их существования». Культура, по мнению Уолтона, определяет способы, с помощью которых различные общества стандартизируют и канонизируют одобренные нормы поведения, а также методы, с помощью которых общество выражает неприятие несоответствующих моделей поведения»

 

5. Смысл понятия «традиция»; роль преемственности в культуре.

Традиция — То, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение
путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий)
Укоренившийся порядок в чем-л.; обычай.

Традиция - Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту
Традиция То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)

Традиция - (от лат. traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся
в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.

Традиции, ж. (латин. traditio, букв. передача). 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания,взгляды, образ действий, вкусы и т.д
Традиция ж. лат. преданье, все, что устно перешло от одного поколенья на другое. Традиционные обычаи дипломатики, искони условно принятые.

Роль преемственности в культуре.

В культуре основным фактором устойчивости и стабильности является преемственность, то есть передача наличной культуры новым поколениям. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает созданный предыдущими поколениями мир, включается в него, вбирает его в себя и живет, опираясь на то, что было создано раньше, до его появления.


Культура – это разносторонний и в то же время целостный мир, созданный человеческой деятельностью. За века и тысячелетия накопились огромные материальные и духовные богатства. Они принадлежат всему человечеству. Каждый имеет право «все на земле унаследовать: капища, игрища, зрелища, истины обнаженные, мысли, уже зарожденные, кисти, уже погруженные в краски, уже разведенные» (Леонид Мартынов).

Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает созданный предыдущими поколениями мир, включается в него, вбирает его в себя и живет, опираясь на то, что было создано раньше, до его появления.

Что-то из культурных ценностей, исполнив свое назначение, ушло из жизни и стерлось в памяти людей. Но появилось новое, возникшее на его основе. Что-то продолжает жить в веках и служить человечеству. Культурные явления, казалось бы, отжившие свое время и забытые, вдруг обретают вторую жизнь и начинают активно влиять на культуру нового времени, а иногда и входят в нее.

Но каждое новое поколение, усвоив доставшееся ему наследие, не ограничивается им, а создает новое и вносит его в культуру.

Преемственность в развитии культуры проявляется на протяжении всей истории. Происходит это потому, что ценности, созданные в различные эпохи (речь идет о подлинных ценностях, выражающих гуманистическую сущность культуры), обладают устойчивыми элементами, присущими всей человеческой культуре в целом.

Преемственность – одна из закономерностей общественного развития, и развития культуры в том числе.

Понимать это особенно важно в наше время кардинальных перемен и переоценки ценностей, когда отказ от идеологии прошлого нередко оборачивается отрицанием целого исторического периода, отказом от своих традиций и своей культуры. Это лишает общество исторических корней, обостряет отношения между поколениями, создает трудности при определении путей развития, понимании настоящего и будущего.

 

Преемственность культуры во времени основывается на опредмеченных формах ее существования в материальных объектах и знаковых системах. Огромную роль в самой передаче культуры играют, конечно, межсубъектные взаимодействия, но при опоре на предметную культуру. Потеря ее по тем или иным причинам ведет к деградации культуры. У Рея Брэдбери в произведении 451 градус по Фаренгейту власти технически высокоразвитой цивилизации решили уничтожить, как ненужную и вредную, гуманитарную культуру, и населению вменили культ телепрограмм и абсолютное отвращение к книгам. В обязанности у пожарных отныне задача сжигать книги, в которых запечатлена культура. Но в узких кругах были люди, понимавшие всю чудовищность этой акции. Чтобы спасти гуманитарную культуру, они определяли, кому выучивать наизусть работы Гомера, Шекспира или иной классический труд, скрываясь от преследования властей. Конечно, это очень ненадежный способ сохранения культурной традиции, особенно современной развитой культуры. Но Брэдбери ярко и образно продемонстрировал, в частности, значение предметного воплощения ценностей культуры для ее преемственности.

6. Культурное наследие и культурная революция.

Культурное наследие

Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Объект культурного наследия — место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с антропологической, археологической, эстетичной, этнографической, исторической, научной или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;

Историческое населенное место — населенное место, которое сохранило полностью или частично исторический ареал и занесено к Списку исторических населенных мест России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.029 с.)