Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Психология развития» Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития Психология развития занимается изучением возрастной динамики развития психики человека, онтогенеза психических процессов и пси. свойств качественно изменяющегося во времени человека. Кроме этого, психология развития изучает факторы, законы развития, виды деятельности, которые его обуславливают. Объектом является изменяющаяся со временем психика человека, который не имеет каких-либо психо-физических отклонений. Т.к. ПР изучает развитие человека на всем протяжении его жизни, можно выделить несколько ее разделов: 1. Пренатальная 2. Детская психология (от рождения до 10-11 лет) 3. П-я подростково-юношеского возраста (до 23 лет) 4. П-я зрелости (акмеология) (20-65) 5. Геронтология (пожилого и старческого возраста) Теоретико-методологические основы ПР. ПР изучает следующие виды изменений: 1. Анатомо-физиологические (психофизиологические) изменения: НС, ЭС, опорно-двигательного аппарата. 2. Когнитивные изменения: изменения когнитивных процессов (внимание, память, речь, интеллект в целом). 3. Личностные изменения: темперамент, характер, мотивационно-потребностная сфера, воля, эмоции, чувства, самосознание. 4. Психосоциальные: поведение, взаимоотношения с другими людьми, отношение к обществу.
Цели ПР: 1. Выделение универсальных изменений, которые позволяют установить возрастные нормы пс.развития. 2. Выделение индивидуальных различий в развитии, которые позволят установить возрастные вариации среднестатистической нормы. 3. Выделение тех изменений, которые обусловлены конкретными социальными воздействиями (культура).
Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности, изменение в ее поведении и деятельности в разные возрастные периоды. Предметным полем является изучение факторов психического развития. Факторы – условия, движущая сила. Изучение особенностей психического развития человека при переходе от одного возрастного периода к другому. Изучение законов психического развития. Объект- человек и его психические проявления. Развитие – процесс регулярных и относительно стойких изменений. Следствием данных изменений являются новые виды и формы функционирования психики. Возникновение новых структур приводит к переходу на новую ступень развития. Новая ступень - новая структура – психологические новообразования. Виды именений: 1. Поведенческие (общение, деятельность). 2. Личностные (темперамент, воля, эмоции, чувства). 3. Когнитивные процессы. 4. Анатомо-физиологические изменения. Цели психологии развития - определение универсальных определений, определить установить роль среды в психическом развитии человека. 2. Междисциплинарные связи психологии развития Физиология, генетика, этология, социология, культурная антропология, этнография, общ. пс., диагностика. Педагогика, пс.личности, пед.пс, клиническая, дефектология.
Понятие развития. Категории, характеризующие процесс развития Развитие можно определить как рост и относительно устойчивые изменения процессов, свойств, форм социального взаимодействия и др. форм поведения. Следствием изменений новые виды и формы функционирования и деятельности человека, возникающие новые структуры пс. процессов. Появление новых структур может означать переход на новую стадию развития. Для каждой стадии присущи свои свойства. Развитие – процесс количественного и качественного изменений, который явл. ветвящимся, в нем выделяют узлы качественных и количественных изменений, которые связаны между собой. Изменения могут быть: количественные-качественные, непрерывные-дикретные, универсальные-индивидуальные, обратимые-необратимые, целенаправленные-спонтанные, прогрессивные-регрессивные. Изменения могу быть вызваны такими процессами как: 1. Рост – п-с количественных изменений. 2. Созревание – п-с, управляемый эндогенными импульсами в сл. кот. происходят качественные изменения в био. сист. организма человека, кот. способствуют психических и психолог. изменениям. П-с созревания создает исходные предпосылки для изменений. При созревании ограничивается действие соц.фактора. Выделяют 4 признака, которые ук. на процесс созревания: 1. одна и та же последовательность изменений, 2. возникновение изменений в строго определенном возрасте, 3. необратимость многих изменений, 4. нагоняемость изменений. 3. Научение – целенаправленнное усвоение предложенного образца или модели. Следствием научения являются ЗУН. 4. Дифференциация – структурирование, дробление общего на составные части. 5. Ценрализация – интеграция, объединение отдельных процессов или их с-в в единую систему, благодаря чему человек способен на сложные виды деятельности. 6. Запечетление – п-с непосредственного, неконтролируемого усвоения опр. образцов. в р-те их кратковременного или долговр. воздействия на человека. Например, развитие речи до 2-х лет, или усвоение ребенком родительской модели поведения. Запечатление происходит только при готовности и в периоды повышенной чувствительности ВНД к опр. внешним раздражителям (сензитивные периоды). 7. Социализация – п-с в ходе кот. человек усваивает нормы, правила, ценности общества, в кот. он живет. 8. Идентификация – отождествление человека с другим ч. или гр. людей. Самоидентификация – отождествление себя с собой. 9. Индивидуализация – процесс осознания человеком своей уникальности. Понятие возраста в психологии развития Возраст бывает абсолютный и условный. Абсолютный в-т это количество временных единиц, отделяющих момент возникновения объекта до момента измерения. Является хронологическим. Указание на хронологический возраст - датировка. Является абстрактным понятием, и не содержит информации о человеке. Условный возраст определяется с помощью установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду на основании выделения у него качественных изменений, которые называются возрастными свойствами. В ПР как правило используют усл.в-т, в-т развития. Между УВ и АВ может быть соответствие, а может и не быть. УВ может быть биологическим, психологическим, социальным, субъективно переживаемым. Пс. УВ определяется путем изучения уровня пс. р-я, р-я интеллекта, с-в личности. Соц. УВ определяется на основе изучения деятельности, которая является ведущей. Субъект. УВ – в-т, к которому относит себя человек, зависит от событийной насыщенности. Жизненный путь индивида Р-е индивида обозначается понятием онтогенеза. В своем онтогенезе большинство людей похожи, но живут опр. к-во лет. По мере развития, человек проходит через ряд универсальных п-с: созревание, старение. В возр. п-сах формируются возрастные свойства (различия). И то, и др. (в. п-с + в. с-ва) объединяется в понятии возрастная стадия. Термины в которых описывается пс.развитие имеют биологические основы. Но онтогенез человека имеет не только биологические основы, присутств. также онтогенез личности. В онтогенезе Выготский выделял натуральные и культурные процессы. Т.о. анализ онтогенеза человека должен учитывать многомерность его в-х п-сов. Кроме многомерности с-в онтогенез характеризуется явлением неравномерности и гетерохромности. Любая периодизация О. человека будет условной, она может допускать вариации отклонения от среднестатистических показателей. О. человека характеризуется значительным удлинение периода взросления, этот период зависит не только от биологического, но и от социального факторов. Это связано со сложным развитием, которое предполагает получение большого объема социального опыта. Для описания О. используют 3 понятия: время жизни, жизненный цикл, жизненный путь. 1. время жизни – временная прямая жизни. На всем пути антропогенеза оно удлиняется, влияет на процесс соц. развития. 2. цикл – ход жизни человека подчинен закономерности, стадии представляют собой круговорот циклических возрастных п-сов. Предполагает замкнутость п-са развития и показывает, что для всех людей промежутки разв. одинаковы. 3. жизненный путь – исключает шаблоны в развитии разных людей. Одни и те же события для них имеют разное значение и по-своему уникальны. Допускает, что О. уникален. Субъект жизненного пути – действующее лицо. Методы сбора данных Методы сбора данных - беседа, анкетирование, наблюдение, метод контент-анализа, тестирование, проективные методы. Контент-анализ представляет собой метод систематического изучения материала, при котором качественная информация распределяется по заранее определённым категориям. Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе: слово (символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение. Самый простой способ обработки данных контент-анализа — регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Но существуют и другие, более сложные, способы обработки. Проективный метод считается промежуточным между психологическим тестированием и анализом продуктов деятельности. При использовании данного метода испытуемому предлагается выполнить определённое задание (например, нарисовать картину или составить рассказ по рисунку), а результаты этого задания затем анализируются и интерпретируются.
Этологические теории Этология – наука о поведении животных, в 1960-е активно занималась изучением животных. Э. основана на исследованиях Лоренца, Тинбергена. Изучая поведение животных, они установили, что имеется связь между эволюционными процессами и адаптивным поведением. Этологи стали искать аналогии в поведении животных и людей. Они предположили, что поведение и тех и др. имеют схожие эволюционные процессы. У людей сохраняются опр.черты поведения, свойств. животным. Напр. Лоренц считал, что между формированием ранней привязанности у птенцов и привязанностью у младенцев есть общие черты. Люди имеют видоспецифические модели поведения. Напр., слепоглухие дети улыбаются в раннем в-те. Этология считает, что сложное соц.поведение людей генетически детерминировано. Птицы вьют гнезда, люди строят дома. Рассматривая поведение людей, этологи видят в нем 3 причины: · ситуационные (та или иная причина запускает опр. поведение. Напр. плач ребенка) · исторические (ребенок плачет, потому что в истории он плакал – его баловали) · эволюционные (плач несет важную адаптивную ф-ю – стремление привлечь внимание) А. Гезелл считал, что развитие психики человека обусл. биологическим созреванием. Человек «расцветает» по расписанию. Соц.среда роли не играет. Геззел сводил р-е к количественным изменениям. В современной пс. к этологическим теория можно свести идеи М. Эпсворт, Дж. Боулби, которые изучали проблемы формирования привязанности между младенцами и родителями. Также, в современной пс., иерархическая связь в гр. срерстников является следствием врожденной модели поведения. Совр. социобиологи изучают когнитивное развитие, уделяя большое внимание именно биологическим аспектам научения. В пр. биологического созревания становится сенситивным для опр. вида научения языка у ребенка (1,5-2г). Совр. этология придерживается соображения, что осн. фактором является биологический, не отрицая роли соц.опыта, но рассматривается, что ребенок может его усвоить. · этолог. т-и с трудом поддаются эмпирич. проверке. · т-и делают ретроспективное объяснение пр. р-я, объясняя то, чо уже произошло и не могут дать прогноз. · сторонники др. теорий (бих.) показали, что даже если человек имеет опр. биологические аспекты поведения, то они могут сильно изменяться научением.
Кризис новорожденности Кризис новорожденности характеризуется тем, что новорожденные не приспособлены к среде. И это считается положительным фактором, т.к. мозг его пластичен и может формировать множество условно рефлекторных связей. У новорожденного обнаруживается также несколько безусловных рефлексов. Они не выполняют никаких функций, на их основании не формируется поведение. Они являются атавистическими, после 2-х мес. возраста проявляются: сосательный р-с, р-с автономной походки, хватательный р-с, рефлекс Моро (обнимательное движение). Т.о. жизнедеятельность Н. полностью связана с особенностями ухода со стороны взрослых. Взрослые в этот период должны строить такие отношения, чтобы максимально полно удовлетворить его потребности. Главные потребности: 1. витальные, 2. впечатления, стимуляция всех систем. Когда ребенок начинает отвечать на раздражители, появляется «комплекс оживления» - положительная эмоционально-двигательная реакция ребенка, возникающая в ответ на обращение другого человека. Появляется визуальные контакт, произвольная соц. улыбка, звуки, активное движение рук и ног. Наличие «КО» свидетельствует о нормативности физиологического и психического развития. Критерий окончания кризиса новорожденности, переход к стадии младенчества. Новообразования: 1. потребность в общении, 2. потребность во внимании, 3. индивидуальная психическая жизнь – состояние удовольствия, неудовольствия. Речевое развитие младенца Во втором полугодии интенсивно развивается понимание ребенком речи окружающих взрослых. До этого речь уже была включена в уход за ребенком, являлась своеобразным сопровождением тех действий, которые взрослый производил по отношению к ребенку. Значение этой речи огромно: ребенок прислушивается к ней, понимает ее общий эмоциональный тон, а позже — выделяет в ней отдельные слова. Словесные воздействия составляют значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому у младенцев рано, еще на этапе доречевого общения, формируется особое отношение к звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого. Особый интерес как предпосылки будущего развития речи представляют вокализации. Сначала они имеют вид коротких, а позже певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка, начиная от восторга, радости, удовольствия (вскрики, взвизгивания) до напряженного сосредоточения (гуканье). Вокализации младенцев — доречевые, хотя некоторые могут напоминать знакомые слова. В совокупности слушание речи взрослых и вокализации М. И. Лисина именовала голосовым общением — особой разновидностью личностного и делового ситуативного общения. При развитии голосового общения формируется речевой слух и отрабатываются речевые артикуляции. Развитие речевого слуха идет по пути все большей избирательности. Избирательное отношение к речевым звукам — первая ступень этого развития. К концу первого года жизни у детей наблюдается углубление анализа самих речевых звуков: выделяются два разных параметра — тембровый и тональный. Для речевых звуков главными образующими и константаэми являются специфические тембры. Во втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию со взрослым, поэтому появляются и новые средства коммуникации. Таким средством становится речь, вначале пассивная (понимание), затем активная (говорение). Для овладения речью нужно отделять смыслоразличительныеединицы языка. В большинстве языков, смыслоразличительными единицами являются фонемы. Овладение речью возможно лишь на основе достаточно развитого фонематического слуха, который и начинает интенсивно формироваться в раннем детстве вместе со звуковысотным слухом. Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова попытались описать этапы развития говорения: 1) этап гуканья и гуления, 2) этап лепета и лепетного говорения, 3) этап появления первых псевдослов, слов-предложений. С 5—6-го мес постепенно появляются подражательные голосовые реакции. Легче всего ребенку подражать словам, означающим названия часто употребительных предметов, животных, а также звукоподражательным словам. Это — первые попытки называния.Звать ребенок еще не может, но называть — может. К 8-9 мес могут появиться подражания называнию действия. На первом году ребенок может активно использовать (после 10 мес) от 1—5 до 7—16 слов. Первые слова Д. Б. Эльконин считал одним из свидетельств перехода ребенка от младенчества к раннему детству. Первые слова замечательны еще и тем, что ребенок, употребляя их, делает величайшее по смыслу, важнейшее для его дальнейшего развития открытие: он узнает, что всякая вещь, вообще всё имеет свое имя. Точнее говоря, с этого момента ему открывается связь между знаком и значением, начинает развиваться знаково-символическая функция сознания. Первые слова называются псевдословами, так как отличаются особенностями: 1)между словами ребенка и словами взрослого есть резкие фонетические различия; звуковой состав слов ребенка отличен от звукового состава слов взрослых; это а) слова, не похожие на слова взрослых («ика» — «шкафчик», «адига» — «рыбий жир» и т.д.); б) слова-обрывки слов взрослых, чаще — корни («ка» — «каша», «па» — «упала» и т.д.); в) слова, являющиеся искажением слов взрослых, но с сохранением их фонетического и ритмического рисунка («ти-ти» — «часы», «ниняня» — «не надо»); г) звукоподражательные слова («ав-ав» — «собака», «му-му» — «корова»); 2)детские слова характеризуются многозначностью, так, «ака» может обозначать конфеты, ягоды, куски сахара, фишки мозаики; «ука» может означать целое предложение «Утки плавают в воде» и т.д. Исходя из указанных особенностей, детскую речь этого периода называют автономной. Здесь есть определенные речевые искажения (вторая особенность): например, ребенку часто говорят «бо-бо» вместо «больно», а показывая на большой дом и большую лошадь, говорят «домик» и «лошадка». Общение с детьми в это время возможно только в конкретной ситуации (третья особенность), где первые слова употребляются в тесной связи с действиями и тогда, когда предмет находится перед глазами. Автономная детская речь — необходимый период в речевом развитии каждого нормального ребенка. По ней можно даже провести раннюю психологическую диагностику уровня речевого развития. Например, недоразвитие ребенка часто проявляется в изменении периода автономной речи. Для нормального ребенка автономная речь всегда является мостом, по которому ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни. Кризис 1-го года Первый момент кризиса 1-го года — развитие ходьбы. Главное в обретаемом акте ходьбы, не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого, Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Ходьба поэтому — важное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. Значение его то же: там, где было единство, становится двое — взрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание — предметная деятельность). Третий момент кризиса, по Л. С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим – «гипобулические реакции». Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку вчем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д.
Кризис 3-х лет Итак, благодаря ведущей, предметной, деятельности в раннем возрасте появляются такие новообразования, как речь, развитие репродуктивного воображения, наглядно-действенное мышление, переходящее в наглядно-образное. Однако, самым важным, центральным новообразованием является возникновение феномена «Я сам», которое Выготский называл «внешнее Я сам». Именно это новообразование и является тем стимулом, благодаря которому распадается старая социальная ситуация развития, которая проявляется в кризисе 3-х лет. (Обухова, С. 222) Основные симптомы этого кризиса впервые были описаны Эльзой Келер в работе «О личности 3-х летнего ребенка». 1. Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте. Выготский писал: «ребенок не делает, потому что его кто-то попросил». Пример: Выготский пишет: «Девочка хочет, чтобы ее взяли на конференцию, на которой обсуждают детей. Она даже собирается идти туда. Я приглашаю девочку. Но так как Я зову ее, она ни за что не идет. «Ну, иди сюда», - она не идет и сюда. Когда ее оставляют в покое, она начинает плакать. Ей обидно, что ее не взяли. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Девочке хотелось бы пойти, но т.к. ей предложили, она отказалась». 2. Упрямство. Это реакция на собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Выготский пишет: «Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал». Например: ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводятся доводы, его убеждают, но т.к. он отказался, он уже и не идет. Мотивом упрямства является первоначальное решение. 3. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость носит более генерализованный и безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома, против норм воспитания, образа жизни, к интересовавшим ранее игрушкам. Строптивость направлена вовне, в отличие от упрямства. 4. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис 1-го года жизни, но там ребенок стремится к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла. Это были наиболее важные симптомы, кроме которых различают еще 3 второстепенных: 5. Обесценивание взрослых. Ш. Бюлер описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка в свой адрес: «дура». 6. Протест-бунт. Проявляется в частых ссорах с родителями. Выготский пишет: «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». 7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть ко всем окружающим и изыскивает для этого множество способов. Например: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как ребенок этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть этого он не станет, а будет то, что требует. Можно сказать, что он пытается вернуться в младенчество, где фактически исполнялись все его желания. В семьях с несколькими детьми этот симптом проявляется в ревности: по отношению к старшим или младшим. Благодаря этим симптомам, ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими (Выготский). Наступает отделение ребенка от взрослого. В результате чего, взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, но похожий на деятельность взрослого, т.к. он – образец. Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического характера: возможен энурез, ночные страхи, иногда резкие затруднения в речи, гипобулические припадки. Описав все 7 симптомов, Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, по Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Все это заставляет говорить о психологическом отделении от ближайших взрослых. Выготский делает вывод, что в 3 года ребенок мотивирует свои поступки отношениями с окружающими; т.е. кризис 3-х лет – «это прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка..., мотив дифференцирован от ситуации». Согласно Божович, с появлением новообразования – системы «Я», выражающегося в слове «Я», доминирующей становится потребность в реализации и утверждении собственного Я. Депривация именно этой потребности вызывает трудности в поведении детей. После возникновения системы «Я», возникают и другие новообразования, наиболее значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим». Появление самооценки (желания быть хорошим) приводит к усложнению внутренней позиции ребенка: с 1 стороны, присутствует желание действовать по-своему, с другой – соответствовать требованиям взрослых (значимых только!). Это приводит к возникновению амбивалентных тенденций в поведении. Д.Б. Эльконин, определяет такое новообразование раннего возраста – личное действие (правильный способ употребления предмета) и сознание «Я сам». В совместной предметно-манипулятивной деятельности ребенка со взрослым к 3-м годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, действовать вопреки ситуации, предложенной взрослым. Наиболее развернутое исследование кризиса 3-х лет проведено Т.В. Гуськовой, в котором анализирует отечественные и зарубежные исследования. Она установила, что кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. Также Гуськова выделяет два «пояса» симптомов: 1) симптомы, направленные на достижение в предметно-практической сфере; 2) симптомы, концентрирующиеся вокруг отношений ребенка и взрослого. Гуськова вводит представление о поведенческом корреляте центрального новообразования 3-х лет – «гордости за достижение». 59. Характеристика новообразований младенчества Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления. Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированны. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления - это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого (см. работы Н.М. Щелованова, М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой). Комплекс оживления - основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Младенчество и кризис 1 года. К 9 месяцам - начало кризиса 1-го года - ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации "Мы", теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Она автономна, ситуативна, эмоционально окрашена и понятна только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее "языком нянь". Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание - предметная деятельность. 60. Характеристика новообразований раннего возраста
Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра. Выготский назвал это новообразование "внешнее Я сам".Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Личное действие - это такое действие, к которому ребенок относится как к им самим осуществленному. Выполнение такого действия сопровождается появлением в речи местоимения "Я". До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Психология развития» Предмет, объект и цели психологии развития. Структура психологии развития Психология развития занимается изучением возрастной динамики развития психики человека, онтогенеза психических процессов и пси. свойств качественно изменяющегося во времени человека. Кроме этого, психология развития изучает факторы, законы развития, виды деятельности, которые его обуславливают. Объектом является изменяющаяся со временем психика человека, который не имеет каких-либо психо-физических отклонений. Т.к. ПР изучает развитие человека на всем протяжении его жизни, можно выделить несколько ее разделов: 1. Пренатальная 2. Детская психология (от рождения до 10-11 лет) 3. П-я подростково-юношеского возраста (до 23 лет) 4. П-я зрелости (акмеология) (20-65) 5. Геронтология (пожилого и старческого возраста) Теоретико-методологические основы ПР. ПР изучает следующие виды изменений: 1. Анатомо-физиологические (психофизиологические) изменения: НС, ЭС, опорно-двигательного аппарата. 2. Когнитивные изменения: изменения когнитивных процессов (внимание, память, речь, интеллект в целом). 3. Личностные изменения: темперамент, характер, мотивационно-потребностная сфера, воля, эмоции, чувства, самосознание. 4. Психосоциальные: поведение, взаимоотношения с другими людьми, отношение к обществу.
Цели ПР: 1. Выделение универсальных изменений, которые позволяют установить возрастные нормы пс.развития. 2. Выделение индивидуальных различий в развитии, которые позволят установить возрастные вариации среднестатистической нормы. 3. Выделение тех изменений, которые обусловлены конкретными социальными воздействиями (культура).
Психология развития изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических свойств личности, изменение в ее поведении и деятельности в разные возрастные периоды. Предметным полем является изучение факторов психического развития. Факторы – условия, движущая сила. Изучение особенностей психического развития человека при переходе от одного возрастного периода к другому. Изучение законов психического развития. Объект- человек и его психические проявления. Развитие – процесс регулярных и относительно стойких изменений. Следствием данных изменений являются новые виды и формы функционирования психики. Возникновение новых структур приводит к переходу на новую ступень развития. Новая ступень - новая структура – психологические новообразования. Виды именений: 1. Поведенческие (общение, деятельность). 2. Личностные (темперамент, воля, эмоции, чувства). 3. Когнитивные процессы. 4. Анатомо-физиологические изменения. Цели психологии развития - определение универсальных определений, определить установить роль среды в психическом развитии человека. 2. Междисциплинарные связи психологии развития Физиология, генетика, этология, социология, культурная антропология, этнография, общ. пс., диагностика. Педагогика, пс.личности, пед.пс, клиническая, дефектология.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 2045; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.123.52 (0.016 с.) |